Как проверить катушку зажигания в автомобиле

Содержание

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

Одним из основных элементов системы зажигания бензинового силового агрегата является катушка зажигания, а в более современных моторах – модуль зажигания.

Устройство катушки зажигания

Катушка представляет собой импульсный повышающий трансформатор. Именно она обеспечивает преобразование низкого напряжения, которое подается на нее от АКБ или генератора, в импульсы высокого напряжения.

Благодаря этим импульсам между электродами свечи проскакивает искра, которая и воспламеняет рабочую смесь в цилиндрах. Как и любой трансформатор катушка состоит из двух обмоток (первичной и вторичной), магнитопровода и корпуса.

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

Модуль же конструктивно несколько сложнее и включает он две катушки и коммутатор, но принцип работы у него – идентичен катушке.

Принцип работы

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

В основе работы катушки зажигания лежит принцип работы повышающего трансформатора, когда небольшое напряжение в 12 В преобразуется в несколько тысяч вольт. Преобразование напряжения происходит благодаря двум обмоткам – первичной и вторичной про которые было упомянуто выше. В первой создается пониженное U, во второй повышенное. В зависимости от типа устройств расположение обмоток и их конструкция отличаются.

Принцип работы:

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

  1. Прерыватель замыкает электрическую цепь и на первичную обмотку поступает напряжение. Благодаря этому в катушке генерируется магнитное поле.
  2. После размыкания цепи магнитное поле исчезает, но проходя через вторичную обмотку оно генерирует в ней высокое напряжение.

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

Наглядно принцип работы катушки зажигания представлен в видео.

  1. Обычная.
  2. Индивидуальная.
  3. Двухвыводная.

Обычная катушка зажигания

Здесь первичная обмотка представляет из себя металлический сердечник (для увеличения магнитного поля) вокруг которого намотано 150 витков тонкой изолированной медной проволоки концы которой выведены на корпус.

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

Вторичная обмотка высокого напряжения – представляет из себя намотанную вокруг металлического сердечника тонкую медную изолированную проволоку до 50 000 витков.

Вторая обмотка с первой соединены минусовыми проводами. Плюсовой провод обмотки высокого напряжения выведен на крышку и подключен к специальному выводу.

В качестве изолятора и с целью охлаждения в некоторых моделях катушек зажигания предусмотрено трансформаторное масло.

Индивидуальная катушка зажигания

Устройство их сложней чем обычные катушки, устанавливаются на двигатели с электронным впрыском.

Конструктивно в них тоже предусмотрены две обмотки, которые отличаются между собой не только количеством витков и толщиной проволоки, но и обратным порядком намотки.

Так в первичной обмотке сердечник расположен как обычно внутри, а во вторичной снаружи. Также во вторичной обмотке, с целью отсечения очень высокого напряжения, предусмотрен диод.

Также благодаря особым конструкторским решениям стало возможным подавать высокое U не на распределителя, как в случае с обычной катушкой, а сразу на свечи зажигания.

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

Двухвыводная

Такая катушка зажигания сразу подает напряжение на свечи двух цилиндров, т.е. на четырехцилиндровом моторе их будет две и объединены они будут в один блок, который по сути является четырехвыводной катушкой.

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

Причины неисправностей

Катушки зажигания относятся к надежным устройствам и к основным причинам ее поломки можно отнести: пробой изоляции, граничный период службы.

Ниже перечислим другие причины, по которым устройство может выйти из строя.

1. Старение и механические повреждения.

Во время эксплуатации материалы, из которых изготовлена катушка зажигания теряют свою прочность, начинают трескаться и разрушаться, также на устройство могут воздействовать различные жидкости (масло, тосол и т.д.), что негативно сказывается на сроке службы. Решение одно – замена.

2. Повреждение или окисление контактного соединения.

Проникновение влаги под капот, влажный климат, после преодоления брода, не правильной помывки мотора или машины, все это может повлиять на состояние контактов и их быстрого окисления.

Индивидуальные катушки зажигания автомобилей с электронным впрыском очень сильно чувствительны к вибрациям. К примеру, если мотор троит, или вышла из строя одна из его опор, то сильно вибрирует. Также очень плохие дороги, что не редкость у нас, могут вызвать сильную тряску и повлиять на стояние катушек.

Тоже относится к индивидуальным катушкам, которые расположены рядом с головкой блока цилиндров, где температура максимально высокая. В предусмотренном температурном режиме работы мотора ничего не произойдет, но если в результате не качественной ОЖ или по другим причинам двигатель перегреется, то это негативно повлияет на катушку зажигания в целом.

Признаки поломки

Катушка обладает надежной конструкцией и ресурс ее эксплуатации значителен. И все же этот элемент тоже может выйти из строя.

Основными признаками того, что катушка зажигания работает не должным образом, являются:

  • Невозможность запуска силовой установки;
  • Появление надписи «Check Engine» на приборной доске (на машинах с ЭБУ), а при сканировании системы выводится код P0363, указывающий на неисправность модуля зажигания (на современных инжекторных авто);
  • Падение производительности силового агрегата;
  • Пропуски в зажигании, из-за чего мотор «троит» (со временем проблема проявляется сильней) ;
  • Провалы при достижении определенных оборотов коленчатого вала.

Следует отметить, что данные неисправности характерны и другим элементам системы зажигания, к примеру свечей, поэтому перед тем, как «грешить» на катушку, следует проверить всю цепь, идущую от нее.

Поиск возникновения проблемы

Вначале нужно проверить работоспособность свечей, причем эта проверка может косвенно указать на неисправность катушки.

Для проверки всего лишь нужно выкрутить свечи, вставить их в наконечники проводов высокого напряжения, замассировать их и провернуть несколько раз стартером коленчатый вал. При этом следует смотреть на искру, образовывающуюся между электродами.

Если обнаружено, что какая-то свеча работает неправильно и искра в ней образовывается с перебоями, ее следует заменить, а на ее место установить заведомо исправную.

Если и исправная свеча работает с перебоями – проверяется провод высокого напряжения.

Если перебои сохраняются и при замененном проводе, то в карбюраторных авто следующим осматривается распределитель, а только потом – катушка.

В инжекторных же авто, оснащенных модулем, такого распределителя нет, поэтому можно сразу приступать к проверке модуля.

Проверить данные элементы не составит особых сложностей, а из оснащения потребуется только мультиметр с возможностью работы в режиме омметра, причем с диапазоном измерения до 200 МОм.

Чтобы было более наглядно, рассмотрим, как производится проверка этих элементов зажигания на разных автомобилях.

Читайте также:

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

Основной подход к проверке

Так как ключевую роль в работе катушек зажигания играют обмотки, первое, что нужно проверять вне зависимости от типа устройства – их сопротивление.

Так, показатели сопротивления первичной обмотки могут варьировать по разным данным:

  • от 0,6 до 4 Ом;
  • от 0,5 до 3,5 Ом.

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

  • от 6 до 15 кОм;
  • от 3 до 11 кОм.

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

Показания разные потому, что для каждой модели авто они могут быть свои, поэтому важно изучить документацию к автомобилю и технические характеристики самой катушки.

Также важно понимать, что для каждого типа катушек такие показатели, как индуктивность первичной обмотки, сопротивление обоих обмоток, энергия, длительность и ток искры, могут отличаться.

Измерения выполняются мультиметром или обычным омметром.

В случае сильного отклонения от нормативных данных катушка зажигания скорее всего вышла из строя. Но спешить менять ее не стоит, есть и другие способы проверки.

4 способа проверки катушки зажигания

Специалисты рекомендуют применить четыре способа проверки на работоспособность катушку зажигания, оба метода получили следующие названия:

  1. На искру.
  2. «Искры в шприце».
  3. Проверка на пробой.
  4. Применение осциллографа.

ВАЖНО: при проверке оденьте резиновые перчатки и не касайтесь оголенными участками тела к проводам и деталям находящимися под напряжением.

1. «На искру»

Метод имеет свои плюсы и минусы. Главный положительный момент: возможность проведения диагностики в дороге.

  • не позволяет на 100% указать на причину проблемы, т.е. неисправность может быть в другом месте,
  • сложность выполнения для неопытного водителя.
Читать статью  Дело в бобине: как устроена и как работает катушка зажигания

Для диагностики потребуется:

  1. Исправная свеча.
  2. Свечной ключ.
  3. Плоскогубцы.
  1. Отключите зажигание.
  2. Осмотрите на целостность изоляцию высоковольтных проводов, катушки зажигания, выкрутите и осмотрите свечи. При наличии на них черного нагара выясните и устраните причину.
  3. Если ели нет запасной свечи выкрутите с помощью свечного ключа другую из последнего цилиндра.
  4. Снимите наконечник с высоковольтным проводом со свечи первого цилиндра и подключите его к подготовленной заведомо исправной свече.
  5. Включите зажигание и заведите автомобиль.
  6. Исправная катушка будет генерировать искру. Хорошая искра имеет ярко фиолетовый оттенок. Плохая – желтая. Если искра слабая, значит проблемы в проводе. Если ее нет – неисправна катушка. Вероятность обрыва провода под изоляцией минимальна.
  7. Проделайте такие же действия и для других катушек если они индивидуальные и идут для каждой свечи.
  8. Чтобы не повредить проводку старайтесь ее не трогать.

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

2. Метод «искры в шприце»

С помощью шприца и подручных материалов делаем тестер искры системы зажигания автомобиля с помощью которого можно проверить целостность свечного провода и модуль зажигания.

Возьмите шприц на 10 мм.

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

Срежьте носик и вытащив поршень вставьте в шприц винт на 4 мм. Также дополнительно можно поставить фторопластовую шайбу.

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

С помощью гайки и шайбы зафиксируйте винт в шприце.

Как проверить катушку зажигания в автомобиле Как проверить катушку зажигания в автомобиле

На винтовую часть винта наденьте и прогрейте с помощью зажигалки термоусадочную трубку.

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

Скрутите наконечник от свечи зажигания и накрутите его на винт.

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

Сверлом на 3 мм сверлим пять отверстий в наметенных местах поршня.

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

Одно в ручке и 4 в самом поршне, при этом три из них не сквозные, а одно сквозное.

Как проверить катушку зажигания в автомобилеКак проверить катушку зажигания в автомобиле

Возьмите провод длинной до 1 метра и один его конец облудите.

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

К другому концу провода присоедините крокодильчик.

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

Облуженный конец провода вставляем в поршень и приклеиваем быстросохнущим клеем. Конец провода повторно облудите.

Как проверить катушку зажигания в автомобилеКак проверить катушку зажигания в автомобиле

Собираем две части шприца в одну конструкцию.

Как проверить катушку зажигания в автомобиле Как проверить катушку зажигания в автомобиле

Порядок применения устройства:

  1. Отсоедините свечной провод первого цилиндра и подключите его к нашем устройству.
  2. Крокодильчик подсоедините на массу.
  3. Заведите машину.
  4. Наблюдайте за состоянием искры постепенно отодвигая поршень, как будто втягивая жидкость.
  5. Чем большее расстояние держится стабильная искра, тем лучше. Как правило, до 2,5 см это хорошо, но если, к примеру, 4 см, то совсем отлично.

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

Данный способ проверки позволяет определить качество искры на всех цилиндрах сравнивая ее по длине и цвету.

3. Проверка сопротивления изоляции проводов в обмотках катушек

Порядок действий:

  1. Снимите катушку зажигания с машины.
  2. Возьмите мультиметр с поддержкой функции замера сопротивления. Для проверки его исправности в режиме сопротивления зажмите между собой щупы. Появление на экране цифры 0 указывает на исправность устройства.
  3. Найдите выводы первичной и вторичной обмоток катушки зажигания.
  4. Выставите значения замера 20 Ом и с помощью щупов замерьте сопротивление на первичной обмотке. Оно должно быть в пределах от 0,5 до 3.5 Ом (может отличаться, точные данные найдите в специализированной литературе).
  5. Для проверки сопротивления вторичной обмотки выставите значение замера на мультиметре 20 кОм. Точно также выполните замер – показания должны быть в приделах от 6 до 15 кОм (точные данные уточните). Важно: при замере красный провод мультиметра должен касаться стержня наконечника, а черный – массы (центрального вывода).

Повреждение обмотки изоляции – межвитковое замыкание

Сопротивление слишком большое

Обрыв в обмотке – замените катушку. Перемотка нецелесообразна.

Для индивидуальных катушек:

  1. Первая обмотка – показания те же.
  2. Вторая обмотка – показания сопротивления будут одинаковыми на обеих выводах.

Для двоичных катушек замеры сопротивления обмотки делаются на всех выводах.

4. Проверка с помощью осциллографа

Осциллограф – специфический прибор, который есть далеко не у каждого, хотя приобрести его сегодня не проблема.

В особо тяжелых случаях, когда перечисленные выше способы не дают полную информацию и не позволяют выявить неисправность, осциллограф будет к стати.

Особенно поможет прибор при выявлении межвиткового замыкания в вторичной обмотки высокого напряжения.

С помощью устройства можно углубленно продиагностировать всю систему зажигания включая и катушки. Для выполнения диагностики потребуется специальный софт.

Выявление проблемы происходит по импульсах осциллограммы.

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

Дело в том, что исправная катушка зажигания во вторичной обмотке накапливает энергию, которая обеспечивает формирование качественной искры на свечах.

При ее пробое формирование такой искры не возможно, так как энергия быстро покидает обмотку.

Как итог – пропуски зажигания, особенно это ощущается на больших оборотах двигателя.

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

На рисунке выше отображен график формирования искры на осциллографе:

  1. Момент открытия силового транзистора. Ток проходит через первичную обмотку, а во вторичной, за счет электромагнитного поля, начинает накапливаться энергия. Как проверить катушку зажигания в автомобиле
  2. Момент закрытия силового транзистора. Ток перестает проходить через первичную обмотку, а во второй, за счет накопленного электромагнитного поля, происходит резкий скачек напряжения в несколько киловольт. В этот момент в свече происходит искра. Как проверить катушку зажигания в автомобиле
  3. Отображение время горения искры.
  4. Затухающие колебания, происходит уменьшение напряжения.

Осциллограф позволяет быстро выявить проблемную индивидуальную катушку зажигания. Это основной плюс метода.

Проверка катушки на ВАЗ 2101-2110

Сначала рассмотрим последовательность действий по проверке на автомобилях ВАЗ. Причем проверка на ВАЗ-2101 и ВАЗ-2110 карбюратор не отличается, разница только в показаниях.

Далее сам процесс проверки:

  1. Тестировать катушку лучше, когда она демонтирована с авто. Перед началом снятия отключаем «минусовую» клемму с АКБ. От катушки отсоединяем провода с боковых выводов, а также центральный провод. Провода от боковых выводов лучше пометить, чтобы при установке их не перепутать.
  2. Послабляем крепление катушки и извлекаем ее. Перед проверкой мультиметром, очищаем ее от пыли и грязи, особенно уделяя внимание выводам. Затем осматриваем ее на наличие внешних повреждений. Если таковые имеются, дальнейшая проверка бессмысленная, ее лучше сразу заменить;
  3. Проверяем первичную обмотку. Для этого мультиметр переводим в режим омметра и его щупы подсоединяем к боковым выводам. Как проверить катушку зажигания в автомобилеНа разных моделях ВАЗ применялись различные типы катушек, поэтому нужно знать, какие показания сопротивления для них являются правильными. Так, для модели Б-117А , использовавшаяся на классически моделях (ВАЗ-2101-2107) сопротивление первичной обмотки составляет 3,07-3,5 Ом. А на классических моделях с бесконтактной системой используются катушки с маркировкой 27.3705 данный параметр составляет 0,4-0,5 Ом. На автомобилях ВАЗ-2108-21099, а также ВАЗ-2110 карбюратор используются модели с номерами — 3122.3705 и 8352.12. Для первой из них нормальным считается сопротивление первичной обмотки в диапазоне 0,39-0,47 Ом, а для второй – 0,37-047 Ом;
  4. Следующий проверяется вторичная обмотка. Для этого мультиметр переводим в режим измерения в кОм, один из его щупов оставляем на боковом выводе, а второй подключаем к центральному выводу. Как проверить катушку зажигания в автомобилеДля исправной катушки Б-117А сопротивление вторичной обмотки должно составлять 7,4-9,2 кОм. У модели 27.3705 данный параметр должен находиться в районе 5,0 кОм, у 3122.3705 – 0,4 кОм, а у 8352.12 – 1,0 кОм;
  5. Последним проверяется сопротивление изоляции. Чтобы замерить этот параметр мультиметр переводим в режим измерения в МОм. Для измерения один щуп подсоединяем к корпусу катушки, а второй подключаем к каждому выводу поочередно. Как проверить катушку зажигания в автомобилеПри замерах этого параметра на всех указанных моделях мультиметр должен показывать не менее 50 МОм;
  6. Если хоть какой-то из параметров не совпадает с указанными значениями, значит, катушка неисправна и подлежит замене.Как проверить катушку зажигания в автомобиле

Тестирование модуля зажигания на ВАЗ-2110 инжектор

На инжекторных авто, к примеру, ВАЗ-2110 проверка модуля производятся несколько иначе.

Последовательность проверки такова:

  1. Осматриваем модуль на наличие повреждений. Даже мелкие трещины могут стать причиной выхода модуля из строя если и не сейчас, то в ближайшем будущем. Поэтому такой модуль можно и не проверять, а сразу заменить. Как проверить катушку зажигания в автомобиле
  2. Отсоединяем колодку проводов, подходящих к модулю. Сначала проверяем подачу напряжения на модуль. Для этого мультиметр переводим в режим вольтметра, подсоединяем один его щуп на вывод «А» (буквы выбиты на колодке), а второй – к «массе» и включаем зажигание. При исправной проводке вольтметр должен показывать 12 В или близкое к этому значение.Как проверить катушку зажигания в автомобиле
  3. Затем берем контрольную лампочку на 12 В и подсоединяем ее к выводам «А» и «Б» на колодке. После включаем в работу стартер и смотрим на «контрольку», при работе стартера она должна мигать.
  4. Переводим мультиметр в режим омметра с параметром измерения в кОм и замеряем сопротивление вторичной обмотки катушки на парных выводах. Для этого один щуп подключаем к выводу, обеспечивающим подачу импульса на 1 цилиндр, а второй – на вывод 4 цилиндра. У исправного модуля сопротивление должно составлять около 5,4 кОм. Как проверить катушку зажигания в автомобиле
  5. Выполняем еще один замер, но теперь на выводах 2 и 3 цилиндров. Показания на этих выводах должно соответствовать нормальному. Сильное расхождение в сопротивлениях на парных выводах указывает на неисправность модуля и надобности в ремонте или замене. Как проверить катушку зажигания в автомобиле
Читать статью  Система зажигания ВАЗ

Читайте также:

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

Проверяем датчик давления масла мультиметром и другими способами

Проверка на Lanos, Таврия, Reno Megane

Разница в проверке модуля зажигания на Daewoo Lanos ничем не отличается от тестирования модуля ВАЗ-2110.

Отличия сводятся только к сопротивлению вторичной обмотки на выводах модуля. У Lanos сопротивление вторичных обмоток исправного модуля должно находиться в диапазоне 5,0-6,0 кОм.

Что касается такого автомобиля, как Таврия, то на модели 1102 применяется бесконтактная система, поэтому проверка катушки идентична проверке на автомобилях ВАЗ 2108-21099.

А вот на Таврия Славута используется модуль, который проверяется, как и на Daewoo Lanos. Порядок проверки модуля зажигания на многих иномарках идентичен указанным способам. На том же Reno Megane модуль тоже проверяется замером сопротивления вторичных обмоток.

Коротко можно подвести итог. Катушку зажигания проверить не сложно при условии, что есть определенные навыки и необходимые диагностические приборы.

Самый доступный способ, который целесообразно применить на первом этапе диагностики, измерение сопротивления изоляции на двух обмотках.

Дальше уже идите от простого к сложному, вплоть для использования осциллографа, но к этому делу лучше подключить специалиста.

Как проверить катушку зажигания

Как проверить катушку зажигания в автомобиле

Катушка зажигания – повышает ток, приходящий от сети машины. За счет этого тока, происходит появление искры на свечах. От ее исправности зависит пуск и работа мотора.

Принцип работы

Принцип работы катушки зажигания прост. Возгорание топлива в бензиновых моторах происходит за счет искры от свечи. Эта искра создается катушкой зажигания. Фактически, она является трансформатором, преобразует слабый ток в сильный разряд.

Прерыватель – распределитель замыкая кратковременно контакты катушки со свечами, дает поочередно искру на все свечи мотора. Искра воспламеняет топливо в цилиндрах, сгорание топлива двигает поршни, мотор заводится.

Перебои в работе катушки, несвоевременная подача искры, слабая искра – вызывают нестабильную работу мотора и затрудненный запуск. Двигатель вообще может не заводиться.

Катушка сделана из сердечника и пары обмоток. Первичная состоит из 100-150 витков, вторичная 5-15 тысяч витков. Проходя через обмотки, слабый ток превращается в мощный разряд.

Принцип работы катушки зажигания

Признаки неисправностей

Понять, что неисправна катушка, помогают такие признаки:

  1. Плохой (долгий) запуск мотора.
  2. Перебои в работе.
  3. Запах горелой изоляции от катушки.
  4. Нагрев корпуса катушки.
  5. Проблемы запуска мотора в сырую погоду.
  6. Рывки, падение мощности, после нажатия на педаль газа.
  7. Загорелась лампа «Check Engine» на приборной панели.

Признаки неисправности катушки зажигания похожи на признаки, вызванные неисправностью свечи и прерывателя-распределителя. Поэтому начинать проверку рекомендуется с них.

Причины неисправностей

Причины поломки могут быть разные, подразделяются на следующие группы:

  1. Механическое повреждение. Неизбежное старение, вызвавшее нарушение изоляции. Протекание масла сквозь уплотнения, которое нарушает изоляцию.
  2. Перегрев. Перегрев снижает сроки эксплуатации любых деталей. Контролировать его сложно. Следите за температурой по датчику в салоне, используйте качественный тосол, не допускайте утечек и закипания мотора.
  3. Вибрации. Возникновение вибраций особенно вредно для катушки. Для их снижения, нужно периодически проверять подушки мотора (менять изношенные), и устранять перебои в его работе.
  4. Брак или не подходящие свечи. Еще одной причиной поломки может стать использование некачественных свечей, либо, не соответствующих системе зажигания.
  5. Нарушение контакта. Причиной становится окисление контактов, вызванное попаданием влаги. Виной всему дождливая погода или неаккуратность при мытье автомобиля. Зимой окисление может вызвать состав, которым посыпают дороги против гололеда.

Проверяем катушку зажигания

Вот наиболее простые и доступные способы, как проверить катушку зажигания:

  • Осмотр. Иногда, неисправность можно определить по внешнему виду. Повреждение корпуса, оплавление или появление горелого запаха – это признаки неисправности.
  • Проверка наличия искры. Преимуществом способа является возможность проверки в любых условиях, не требует спец инструмента и навыков. Недостатком является не стопроцентная точность и наличие помощника. Для проверки снимают провод с одной свечи, и подключают к нему запасную, рабочую свечку. Если нет запасной, выкручивают одну их свечей мотора.

Поворачивают ключ зажигания во второе положение и смотрят за свечой. Одному человеку сделать это одновременно не получится. Ярко-фиолетовая искра между электродами свечи – означает исправность катушки. Желтоватая искра или ее отсутствие, свидетельствуют о неполадках катушки.

ВАЖНО: При проверке системы зажигания, следует соблюдать осторожность. Работать в толстых резиновых перчатках, и не касаться токонесущих элементов, чтобы не ударило током.

  • Проверка состояния изоляции. Нужно снять катушку и замерить сопротивление ее изоляции на обмотках. Для такой проверки необходим мультиметр (Омметр). Сначала, убедитесь в исправности прибора. Включите его на проверку сопротивления и замкните щупы друг на друга. Показания прибора должны быть «0». После этого:

Щупами измерителя прикасаются к выходам первичной обмотки. Значение сопротивления в пределах 0,5-5,5 Ом (смотрите по справочнику для вашего автомобиля). Повторите процедуру для вторичной обмотки. Здесь значение будет 6-15 кОм (точнее по справочнику).

Проверка обмоток катушки зажигания

Значение ниже нормы, означает пробой изоляции в обмотке. Слишком высокое сопротивление, означает обрыв контакта. В обоих случаях, следует заменить катушку.

ВАЖНО: При проверке сопротивления, соблюдайте полярность, как на рисунке. Иначе, вы получите неправильные значения.

Заключение

Проверка исправности катушки – дело не сложное, с ним справится каждый владелец машины. Наиболее эффективной, считается проверка изоляции обмоток, при снятой катушке. Любая проблема с катушкой решается ее заменой. Используйте только качественные детали, соответствующие вашему автомобилю и остерегайтесь подделок.

Как правильно проверить катушку зажигания на работоспособность

Причин неисправности у катушек немного. Среди них: обрыв проводника, пробой изоляции, деформация корпуса. Более подробно разберемся как правильно и каким способом лучше проверить катушку зажигания, а также все возможные неисправности.

proverka katushki zazhiganiya

Задача катушки зажигания – преобразование 12 вольт бортовой электросети автомобиля в высокое напряжение, используемого для генерации искры свечами зажигания. Любая катушка – это классический трансформатор с 2-мя обмотками.

На первую поступает ток с напряжением 12 В, со второй снимается высокое напряжение, равное нескольким киловольтам.

Только такое достаточно для создания мощной искры, способной поджечь топливно-воздушную смесь. Данный принцип используется в любом типе зажигания (контактном, электронном или бесконтактном).

Принцип работы катушки зажигания

Катушка – это классический трансформатор, повышающий поступающее на него напряжение в 12 В, вырабатываемое бортовой электрической системой автомобиля.

Как и любой трансформатор устройство имеет 2 обмотки.

Первичная состоит из достаточно толстого провода в 100-150 витков.

Во вторичной используется провод значительно меньшего сечения, количество витков достигает 30-50 тысяч.

Для обеих обмоток используется медь. Проводник должен быть надежно изолирован, для чего проводку покрывают специальным электротехническим лаком.

Обмотки имеют по 2 вывода: плюсовые выведены на крышку катушки, минусовые соединены друг с другом.

На крышке катушки имеется 3 вывода. 2 низковольтных, из них один плюсовой первичной обмотки, к нему присоединяется питающий провод с напряжением 12 Вольт, второй служит для подключения минусового кабеля (массы).

Третий вывод – высокого напряжения, он соединен с плюсовым концом вторичной обмотки.

К этому выводу подключается провод высокого напряжения, в случае индивидуальных катушек разъем присоединяется непосредственно к самой свече.

Кроме обмоток в середине катушки находится сердечник из трансформаторного железа.

Он предназначен для увеличения магнитного поля. В некоторых моделях катушек свободное внутреннее пространство заполняется трансформаторным маслом.

Его назначение – отвод тепла от обмоток на корпус, также оно имеет изоляционные свойства.

Катушки описанного типа являются классическими. На автомобиль устанавливается только одна.

Устройство общей катушки зажигания

Устройство общей катушки зажигания.

Сейчас все более распространенными становятся двигатели, на которых каждая свеча зажигания оснащается индивидуальной катушкой зажигания (ИКЗ).

Такие устройства отличаются по конструкции от классических катушек. Так, обмотки у ИКЗ установлены в обратном порядке, т.е. первичная оснащена внутренним сердечником, а вторичная – внешним.

Читать статью  Не заводится машина: какие основные причины и что делать

Индивидуальная катушка зажигания в разрезе

Индивидуальная катушка зажигания в разрезе.

Используются ИКЗ в системах электронного зажигания. Конструкционно они более сложны.

Вторичная обмотка дополнена диодом, подающим высокое напряжение на свечу только в нужным момент.

Корпус у ИКЗ изолированный, в конструкции имеются стержень и пружина.

Кроме индивидуальных и классических катушек имеется еще один тип – двухвыводная.

Ее особенность в том, что напряжение подается на 2 цилиндра. Устройства объединяются в блоки.

Для 4-цилиндрового двигателя такой блок содержит 2 катушки.

Основная техническая характеристика катушки любого типа является величина сопротивления на обмотках.

В зависимости от модели на первичной обмотке значение находится в пределах 0,5-3,5 Ом, на вторичной – 6-15 кОм.

Точные значения указываются в справочниках, в документах на автомобиль их не найти.

Устройство индивидуальной катушки зажигания

Устройство индивидуальной катушки зажигания.

Сопротивление проверяется для того, чтобы убедится в работоспособности детали. Делается это при помощи омметра или более распространенного мультиметра.

К дополнительным характеристикам узла относятся:

  • Величина индуктивности первичной обмотки.
  • Продолжительность искры, а также ее сила и ток.

Самостоятельно можно проверить только величину сопротивления, для других параметров необходимо использовать специальный стенд, который может быть только на СТО.

Признаки неисправностей

Признаков неисправностей катушки зажигания достаточно немного из-за того, что прибор конструктивно прост.

Также нужно учитывать, что все перечисленные симптомы могут происходить из-за поломки и других деталей.

Но в любом случае нужно проверить катушку зажигания при появлении следующих ситуаций:

  1. В случае резкого нажатия на педаль газа происходит провал работы двигателя.
  2. Зимой остывший двигатель «троит», но проблема пропадает после его прогрева.
  3. Мотор «троит» постоянно, со временем проблема только ухудшается.
  4. Двигатель начинает работать нестабильно, если погода излишне влажная, в сухую симптом не наблюдается.

Если автомобиль оснащен ЭБУ, то при неисправной катушке на панели приборов загорается контрольная лампа Check Engine.

Однако и в этом случае сигнал не означает проблемы именно с катушкой. Виноватыми в неисправности системы зажигания могут быть неисправная свеча, высоковольтный провод и другие элементы, поэтому проверять нужно всю цепочку.

Диагностический сканер в таких случаях показывает ошибку P0363.

Причины неисправностей

Причин поломки или полного выхода катушки из строя достаточно немного.

Это:

  1. Механическая поломка. Основная причина поломок. Вызывается старением материалов, скрытыми дефектами, небрежной сборкой и т.п. Проявляется в виде обрыва проводки, разрушения изоляции и межвиткового пробоя обмоток, вытекание масла через ссохшийся уплотнитель, что ведет к перегреву обмоток и выгоранию изоляции. В случае аварии или небрежного обращения во время работ в подкапотном пространстве возможно повреждение корпуса с последующим повреждением обмоток или вытекания масла.
  2. Окисление или повреждение контакта. Довольно частая причина появления перебоев. Контакты окисляются, что приводит к падению напряжения и силы тока, это же происходит в случае их ослабления. Окисление происходит обычно из-за попадания воды и химикатов на поверхность изделия.
  3. Чрезмерный перегрев. Причина выхода из строя ИКЗ. Происходит из-за перегрева самого двигателя. Нагрев от блока усугубляется разогревом при работе самой катушки. Чтобы избежать такого развития событий, нужно следить за состоянием системы охлаждения двигателя, не экономить на качественной охлаждающей жидкости.
  4. Вибрация. Классические катушки обычно ее испытывают, если крепление недостаточно жесткое. Но больше ей подвержены индивидуальные приборы, которые расположены непосредственно на головке блока цилиндров. Для снижения амплитуды, испытываемого устройством воздействия, нужно, чтобы мотор работал в штатном режиме. Амортизирующие подушки должны быть исправны, система зажигания отрегулирована так, чтобы не было детонации топлива в цилиндрах.

В целом все типы катушек зажигания – узлы, отличающиеся высокой надежностью. Обычно они выходят из-за естественного старения материалов.

Как проверить катушку зажигания

Есть несколько методов проверки катушки, ниже мы рассмотрим их подробно.

Метод проверки «на искру»

Традиционная методика, ей пользовались еще наши дедушки и даже прадедушки.

Способ можно применить на коленке, не имея вообще никакого оборудования, однако точности он не дает.

Для проверки требуется работоспособная свеча (вы это должны точно знать), а также плоскогубцы и свечной ключ.

  1. Проверьте визуально на целостность катушки и высоковольтного провода (ВП) при отключенном зажигании.
  2. Вытащите наконечник ВП со свечи и присоедините к заведомо работоспособному изделию. Свечу нужно прижать к массе. Используйте для этого плоскогубцы.
  3. Поверните ключ зажигания в положение 2 (при котором происходит запуск двигателя).
  4. В случае исправности катушки свеча даст искру. Чтобы ее было лучше видно, размещайте свечу в затененном месте. Важно, чтобы искра имела светло-фиолетовый цвет, желтый оттенок означает, что напряжение недостаточное. Если искра отсутствует, но напряжения вообще нет.
  5. Если на машине стоит ИКЗ, то проверьте так каждую.
  6. Если рабочей свечи нет, то придется выкрутить свечи из цилиндров и проверить их на наличие искры.
  7. Для ИСЗ можно попробовать метод перестановки, меняя их положение, если троить на определенном цилиндре не прекращает, значит проблема в свече.

Метод «искры в шприце»

Для проведения испытания потребуется обычный пластиковый медицинский шприц на 10 мл, винт М4 с гайкой для него и кусок медной проводки.

Вместо иглы вставьте винт и закрепите его гайкой. Резьбу изолируйте изолентой или термоусадочной трубкой.

На конец винта накручивается наконечник со свечи зажигания. Через поршень пропускаем медный провод, чтобы кончик провода выглядывал наружу. Его нужно залудить.

На второй кусок провода припаиваем зажим-крокодил и присоединяем его к массе автомобиля. К наконечнику подсоединяем проверяемую катушку.

На поршне сразу выставляется минимальный зазор в 1-2 мм между поршнем и винтом.

Если искра видна, то постепенно вытягиваем поршень пока она не пропадет.

Если катушка нормальная, то искра возникает до расстояния 5-7 мм.

Проверка катушки зажигания методом искры в шприце

Пример проверки катушки зажигания методом свечи в шприце.

Не забывайте перед испытанием отсоединить разъемы форсунок, чтобы в цилиндры не попадало топливо.

Методика позволяет оценить состояние всех катушек сравнивая их между собой. Однако метод спорный.

Современные производители автомобилей использовать его не рекомендуют, чтобы не вывести из строя всю систему электронного зажигания.

Как проверить катушку зажигания с помощью мультиметра

Проверить работоспособность катушки можно с помощью замера сопротивления катушек мультиметром.

Если оно соответствует указанному в справочнике, то прибор исправен.

Если сопротивление приближается к бесконечности – налицо обрыв проводки.

Если меньше положенного – межвитковое замыкание или пробой на корпус.

Проверка катушки зажигания мультиметром

Для удобства катушку лучше снять со штатного места. Мультиметр также требует проверки.

Для этого нужно замкнуть щупы друг с другом. Если на экране появился 0, то все в порядке.

Щупы присоединяются к обеим низковольтным выводам катушки. Показания должны быть в области 0,5-3,5 Ом.

Конкретное значение для модели нужно искать в справочниках.

Затем проверяется вторичная обмотка. Для этого красный щуп ставим на высоковольтный вывод, а черный на минусовой низковольтный.

Показания должны быть порядка 6-15 кОм (нужно выяснить точное значение для конкретного изделия).

Катушка не чинится. В случае любой неисправности (обрыва, замыкания) ее требуется заменить на новую.

Для двухвыводных катушек проверка первичной обмотки полностью аналогична.

На вторичной величина сопротивления должна быть одинаковой на каждом из выводов.

Это же относится к ИСЗ – они проверяются все последовательно и показания не должны отличаться.

Встречаются катушки четырехвыводные – здесь та же система – все вторичные выводы должны показывать одинаковое значение сопротивления.

Обязательно учитывайте полярность при измерении. Щуп черного проводника присоединяется всегда к выводу массы.

Как проверить катушку зажигания при помощи осциллографа

Лучше всего проверить катушку можно с помощью осциллографа.

Проблема в том, что прибор этот есть только у профессионалов или продвинутых любителей, занимающихся ремонтом и настройкой электронных приборов.

Пользоваться им также не просто. Т.е., скорее всего вам придется искать человека, умеющего обращаться с прибором и владеющему соответствующим оборудованием.

По графику динамики рабочих напряжений катушки легко можно определить точно рабочая она или есть замыкание.

Дело в том, что в случае замыкания между витками снижается выдаваемое напряжение, уменьшается сила и продолжительность существования искры.

Проверка катушки зажигания осциллографом

Показания проверки катушка зажигания осциллографом.

Заключение

Определить наличие неисправности в случае катушки зажигания достаточно просто. Методика проверки доступна любому человеку.

Желательно не прибегать к наиболее грубым способам, вроде проверку на искру или использования шприца.

У современных автомобилей система зажигания электронная, есть реальная опасность вывести из строя электронные компоненты, после чего уже придется обращаться в СТО за помощью специалистов.

Лучший способ убедится, что катушка рабочая – проверить сопротивление обмоток. Для этого достаточно дешевого (цена вопроса 300-500 рублей) мультиметра.

Также нужно будет предварительно найти в справочной литературе значения сопротивлений для модели, установленной на вашем автомобиле и записать его в паспорте машины, чтобы не забыть.

Мультиметр пригодится и в других случаях, поэтому иметь его в наборе инструментов для ремонта автомобиля оправдано.

Отремонтировать неисправную катушку теоретически можно, но практически работы окажутся дешевле покупки новой. Поэтому не пытайтесь делать ремонт, а просто замените изделие на исправное, купив его в магазине, а в случае редкой модели заказав через интернет.

Источник https://autotopik.ru/sovet/997-kak-proverit-katushku-zazhiganiya-multimetrom.html

Источник https://autostuk.ru/kak-proverit-katushku-zazhiganiya-2.html

Источник https://znaiauto.ru/uhod-za-avtomobilem/proverka-katushki-zazhiganiya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: