Техника безопасности при работе с электрооборудованием автомобиля

Содержание

Меры электробезопасности при ТО и ремонте автомобилей

Электробезопасность для слесаря по ремонту автомобилей

Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для слесаря по ремонту автомобилей.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К самостоятельной работе слесарем по ремонту автомобилей допускаются лица старше 18 лет, имеющие профессиональную подготовку и прошедшие:
— предварительный медицинский осмотр. При уклонении от прохождения медицинских осмотров работник не допускается к выполнению трудовых обязанностей;
— вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда;
— обучение безопасным методам и приемам труда;
— проверку знания безопасности труда.
1.2. К работе с электрифицированными инструментом и оборудованием допускаются работники, прошедшие соответствующее обучение и инструктаж, имеющие I квалификационную группу по электробезопасности.
1.3. Выполнение работ, не связанных с обязанностями слесаря по ремонту автомобилей, допускается после проведения целевого инструктажа.
1.4. Слесарь по ремонту автомобилей обязан:
— соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, пожарной безопасности и правила внутреннего трудового распорядка;
— правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты, бережно относиться к выданным в пользование спецодежде, спецобуви и другим средствам индивидуальной защиты;
— немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей;
— выполнять только порученную работу. Выполнение работ повышенной опасности производится по наряду-допуску после прохождения целевого инструктажа.
1.5. Запрещается употреблять спиртные напитки, а также приступать к работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Курить разрешается только в специально отведенных и оборудованных для этого местах.
1.6. Опасными и вредными производственными факторами для слесаря при ремонте автомобилей являются:
— токсичные, горючие жидкости, смазочные материалы и их испарения;
— выхлопные газы двигателя;
— электрический ток;
— движущиеся части узлов и агрегатов;
— острые кромки деталей, узлов, агрегатов, инструмента и приспособлений.
1.7. Спецодежда и другие средства индивидуальной защиты выдаются согласно Типовым отраслевым нормам. Работодатель обязан заменить или отремонтировать спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, пришедшие в негодность до истечения установленного срока носки по причинам, не зависящим от работника.
1.8. При возникновении пожара сообщить в пожарную охрану по телефону 101, руководителю работ и приступить к тушению.
1.9. При заболевании или травмировании как на работе, так и вне ее необходимо сообщить об этом руководителю и обратиться в медицинское учреждение.
1.10. При несчастном случае следует оказать помощь пострадавшему, сообщить руководителю о происшествии, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103. Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии.
1.11. При обнаружении неисправности оборудования, приспособлений, инструмента сообщить об этом руководителю. Пользоваться и применять в работе неисправные оборудование и инструменты запрещается.
1.12. Выполняя трудовые обязанности, слесарь обязан соблюдать следующие требования:
— ходить только по установленным проходам, переходным мостикам и площадкам;
— не садиться и не облокачиваться на случайные предметы и ограждения;
— не подниматься и не спускаться бегом по лестничным маршам и переходным мостикам;
— не прикасаться к электрическим проводам, кабелям электротехнических установок;
— не устранять неисправности в осветительной и силовой сети, а также пусковых устройствах;
— не находиться в зоне действия грузоподъемных машин.
1.13. Обращать внимание на знаки безопасности, сигналы и выполнять их требования. Запрещающий знак безопасности с поясняющей надписью «Не включать – работают люди!» имеет право снять только тот работник, который его установил. Запрещается включать в работу оборудование, если на пульте управления установлен запрещающий знак безопасности с поясняющей надписью «Не включать — работают люди!»
1.14. При передвижении по территории необходимо соблюдать следующие требования:
— ходить по пешеходным дорожкам, тротуарам;
— переходить железнодорожные пути и автомобильные дороги в установленных местах;
— при выходе из здания убедиться в отсутствии движущегося транспорта.
1.15. Для питья следует употреблять воду из сатураторов, оборудованных фонтанчиков или питьевых бачков.
1.16. Принимать пищу следует в оборудованных помещениях (столовой, буфете, комнате приема пищи).
1.17. Выполнение работ повышенной опасности производится по наряду-допуску после прохождения целевого инструктажа.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Надеть спецодежду, застегнуть и заправить так, чтобы не было свисающих концов, волосы убрать под головной убор.
2.2. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания и ремонта, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега. Постановка автомобилей на посты технического обслуживания и ремонта осуществляется под руководством ответственного лица.
2.3. После постановки автомобиля на пост необходимо затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание (перекрыть подачу топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установить рычаг переключения передач в нейтральное, положение, под колеса подложить не менее двух специальных упоров (башмаков).
2.4. На рулевое колесо должна быть повешена табличка с надписью «Двигатель не пускать – работают люди!» На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться и у этого устройства.
2.5. При обслуживании автомобиля на подъемнике на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать – под автомобилем работают люди!»
2.6. В рабочем (поднятом) положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором (штангой), гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.
2.7. Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и катанного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза.
2.8. После выполнения необходимых работ автомобиль следует затормозить стояночным тормозом.
2.9. При необходимости выполнения работ под автомобилем, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться лежаками.
2.10. Подмости должны быть устойчивыми и иметь поручни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой. Доски настила подмостей должны быть уложены без зазоров и надежно закреплены. Концы досок должны находиться на опорах. Толщина досок подмостей должна быть не менее 40 мм.
2.11. Переносные деревянные лестницы-стремянки должны иметь врезные ступеньки шириной не менее 150 мм. Лестница-стремянка должна быть такой длины, чтобы рабочий мог работать со ступеньки, отстоящей от верхнего конца лестницы не менее чем на 1 м. Нижние концы лестницы должны иметь наконечники, препятствующие ее скольжению.
2.12. Перед снятием узлов и агрегатов системы питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо предварительно слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.
2.13. Перед началом работы с электроинструментом следует проверить наличие и исправность заземления. При работе электроинструментом с напряжением выше 42 В необходимо пользоваться защитными средствами (резиновыми перчатками, галошами, ковриками, деревянными сухими стеллажами).
2.14. Перед тем, как пользоваться переносным светильником, необходимо проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли кабель и его изоляция.
2.15. Осмотровые канавы, траншеи и тоннели должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями и различными предметами. На полу канавы должны устанавливаться прочные деревянные решетки. Осмотровые канавы и эстакады должны иметь колесоотбойные брусья (реборды).
2.16. Автомобили, работающие на газовом топливе, могут въезжать на посты технического обслуживания и ремонта только после перевода их на работу на бензин (дизельное топливо). Расходные вентили не следует оставлять в промежуточном состоянии: они должны быть или полностью открыты, или полностью закрыты.
2.17. Перед въездом необходимо проверить на специальном посту газовую систему питания на герметичность. Въезжать в помещения с негерметичной газовой системой питания запрещается.
2.18. Газ из баллонов автомобиля, на котором должны проводиться сварочные, окрасочные работы, а также работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием, должен быть предварительно полностью слит (выпущен) на специально отведенном месте (посту), а баллоны продуты сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.
2.19. Перед сдачей автомобилей, работающих на газовом топливе, в капитальный ремонт газ из баллонов должен быть полностью выработан (выпущен, слит), а сами баллоны дегазированы. При необходимости баллоны вместе с газовой аппаратурой могут быть сняты и сданы для хранения на склад.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. При выполнении операций по техническому обслуживанию, требующему работы двигателя автомобиля, выхлопную трубу соедините с вытяжной вентиляцией, а при ее отсутствии примите меры по удалению из помещения отработанных газов.
3.2. При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения и других систем, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.
3.3. При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и т. п.), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под не поднимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль.
3.4. Слесарю по ремонту автомобилей запрещается:
— работать лежа на полу (земле) без лежака;
— выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе, полуприцепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.п.), кроме стационарных;
— подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп, полуприцеп) вместо козелков диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;
— снимать и ставить рессоры на автомобилях (прицепах, полуприцепах) всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под чего или раму автомобиля.
— проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;
— поднимать (вывешивать) автомобиль за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;
— поднимать (даже кратковременно) грузы массой более, чем это указано на табличке данного подъемного механизма,
— снимать устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом или канатами;
— поднимать груз при косом натяжении троса или цепей;
— работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями;
— оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы;
— работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального дополнительного упора;
— использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;
— работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
— пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове;
— производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза;
— проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки;
— сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом:
3.5. Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или доливания в него масла должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.
3.6. При ремонте и обслуживании автобусов к грузовых автомобилей рабочие должны бить обеспечены подмостями или лестницами стремянками. Применять приставные лестницы не разрешается.
3.7. В зоне технического обслуживания и ремонта автомобилей запрещается:
— протирать автомобиль, и мыть агрегаты легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и т. п.);
— хранить легковоспламеняющиеся жидкости и горючие материалы, кислоты, краски, карбид кальция и т. д. в количествах больше сменной потребности;
— заправлять автомобиль топливом;
— хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
— загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т. п.;
— хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов.
3.8. При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей на газовом топливе необходимо:
— поднять капот для проветривания;
— выполнять работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры только с помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования; агрегаты газовой аппаратуры разрешается снимать только в остывшем состоянии (при температуре поверхности деталей не выше +60 °С);
— проверять герметичность газовой системы питания сжатым воздухом, азотом или иными инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях;
— предохранять газовое оборудование от загрязнения и механических повреждений;
— крепить шланги на штуцерах хомутиками.
3.9. Регулировку приборов газовой системы питания непосредственно на автомобиле следует производить в отдельном специально оборудованном помещении, изолированном от других помещений перегородками (стенами).
3.10. При проведении технического обслуживания и ремонта автомобилей, работающих на газовом топливе, запрещается:
— подтягивать резьбовые соединения и снимать с автомобиля детали газовой аппаратуры и газопроводы, находящиеся под давлением;
— выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжиженный газ на землю;
— скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;
— устанавливать газопроводы кустарного производства;
— применять дополнительные рычаги при открывании и закрывании магистрального и расходных вентилей;
— использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы.
3.11. При работе гаечными ключами необходимо подбирать их соответственно размерам гаек, правильно накладывать ключ на гайку. Нельзя поджимать гайку рывком.
3.12. При работе зубилом или другим рубящим инструментом необходимо пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.
3.13. Проверять соответствие осей отверстий разрешается при помощи конусной оправки, а не пальцем.
3.14. Снятые с автомобиля узлы и агрегаты следует устанавливать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали – на стеллажи.
3.15. При работе пневматическим инструментом подавать воздух разрешается после установки инструмента в рабочее положение.
3.16. Соединять шланги пневматического инструмента и разъединять их разрешается после отключения подачи воздуха.
3.17. Паяльные лампы, электрические и пневматические инструменты разрешается выдавать лицам, прошедшим инструктаж и знающим правила обращения с ними.
3.18. При проверке уровня масла и жидкости в агрегатах запрещается пользоваться открытым огнем.
3.19. При замене или доливании масел и жидкостей в агрегаты сливные и заливные пробки необходимо откручивать и закручивать предназначенным для этой цели инструментом.
3.20. Для подачи смазки в высоко расположенные масленки необходимо пользоваться стандартной подставкой под ноги в осмотровой канаве.
3.21. Для работы впереди и сзади автомобиля и для перехода через осмотровую канаву необходимо пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву и подъема из нее – специальными лестницами.
3.22. Запрещается:
— подключать электроинструмент к сети при отсутствии или неисправности штепсельного разъема;
— переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;
— направлять струю воздуха на себя или на других при работе пневматическим инструментом;
— устанавливать прокладку между зевом ключа и гранями гаек и болтов, а также наращивать ключ трубой или другими рычагами, если это не предусмотрено конструкцией ключа.
3.23. Для испытания и опробования тормозов на стенде необходимо принять меры, исключающие самопроизвольное скатывание автомобиля с валиков стенда.
3.24. Работа на диагностических и других постах с работающим двигателем разрешается при включенной местной вытяжной вентиляции, эффективно удаляющей отработанные газы.
3.25. Запрещается работать в производственных помещениях, где выделяются вредные вещества, неисправна либо не выключена вентиляция.
3.26. На участках и в цехах, где ведутся работы с деталями, загрязненными этилированным бензином, должны устанавливаться бачки с керосином.
3.27. В случае попадания этилированного бензина на кожу рук или другие части тела необходимо обмыть эти места керосином, а затем теплой водой с мылом.
3.28. Запрещается работать на оборудовании со снятым, незакрепленным или неисправным ограждением.
3.29. Работы под поднятыми кузовами машин проводятся при установленной упорной штанге, предотвращающей опускание кузова.
3.30. Снятие и установку пружин производят специальными съемниками.
3.31. Выпрессовку и запрессовку втулок, подшипников и других деталей с плотной посадкой производят с помощью специальных приспособлений, прессов или молотков с медными бойками.
3.32. При ремонте автомобилей с высоким расположением узлов и деталей применяются лестницы-стремянки со ступенями шириной не менее 150 мм. Применять приставные лестницы запрещается.
3.33. Перед началом работ, связанных с проворачиванием коленчатого или карданного валов, выключить зажигание, перекрыть подачу топлива.
3.34. При работе под автомобилем пользуйтесь защитными очками, лежаками.
3.35. Замену рессор производите после их разгрузки и установки автомобиля на подставки.
3.36. При запуске двигателя держать заводную рукоятку так, чтобы все пальцы руки обхватывали ее с одной стороны.
3.37. При обкатке двигателя остерегайтесь его вращающихся частей.
3.38. Перед накачиванием шин после их установки на колесо убедитесь, что запорное кольцо правильно установлено в пазе диска.
3.39. Во избежание травмирования вылетающим диском накачивать колесо следует с предохранительной вилкой или в специальной клети.
3.40. Нельзя снимать с машины агрегаты, узлы, в то время, когда псд машиной работают люди.
3.41. Нельзя укладывать и ставить около машины, на подножки, на эстакады снятые агрегаты, узлы и детали, так как они могут упасть и нанести травму работающим.
3.42. При замене мостов и рессор под поднятый конец рамы подставьте специальные подставки. Запрещается вместо подставок использовать различные предметы или оставлять машину на домкратах.

Читать статью  Техническое обслуживание ходовой части автомобиля

Читать статью Книга: Майборода О. Основы управления автомобилем и безопасность движения. Учебник водителя категорий C, D, E

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае отключения электропитания прекратить работу и доложить руководителю.
4.2. Запрещено самостоятельно выяснять и устранять причину. Необходимо помнить, что напряжение может неожиданно появиться.
4.3. При возникновении пожара сообщить в пожарную охрану по телефону 101, руководителю работ и приступить к тушению.
4.4. Тушить электроустановки следует углекислотными огнетушителями, сухим песком во избежание поражения электрическим током.
4.5. Разлитое масло и топливо необходимо немедленно удалять с помощью леска или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.
4.6. При любой неисправности редукторов высокого и низкого давления, электромагнитного запорного клапана необходимо закрыть расходные и магистральный вентили, а неисправные узлы снять с автомобиля и направить на проверку в специальную мастерскую (на специализированный участок).

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

5.1. Привести в порядок рабочее место. Убрать в места хранения инструменты и приспособления.
5.2. Убирать с рабочего места пыль, опилки, стружки, мелкие металлические обрезки следует щеткой.
5.3. Доложить руководителю о неисправностях, имевших место в процессе работы.
5.4. Очистить спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты.
5.5. Вымыть лицо и руки мылом.

12.5. Меры электробезопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

Техника безопасности при работе с электрооборудованием автомобиля

Опасность поражения электрическим током возникает при использовании неисправных ручных электрифицированных инструментов, при работе с неисправными рубильниками и предохранителями, при соприкосновении с воздушными и настенными электропроводками, а также случайно оказавшимися под напряжением металлическими конструкциями.

Электрифицированный инструмент (дрели, гайковерты, шлифовальные машины и др.) включают в сеть напряжением 220 В. Разрешается работать только инструментами, имеющими защитное заземление. Штепсельные соединения для включения инструмента должны иметь заземляющий контакт, который длиннее рабочих контактов и отличается от них по форме. При включении инструмента в сеть заземляющий контакт входит в соединение со штепсельной розеткой первым, а при выключении выходит последним.

Читать статью Памятка водителю! Рекомендации населению — Главное управление МЧС России по Вологодской области

При переходе с электрифицированным инструментом с одного места работы на другое нельзя натягивать провод. Не следует протягивать провод через проходы, проезды и места складирования деталей. Нельзя держать электрифицированный инструмент, взявшись одной рукой за провод.

Работать с электрифицированным инструментом при рабочем напряжении, превышающем 42 В, можно только в резиновых перчатках и калошах либо стоя на изолированной поверхности (резиновом коврике, сухом деревянном щитке).

Во избежание поражения электрическим током необходимо пользоваться переносными электролампами с предохранительными сетками. В помещении без повышенной опасности (сухом, с нетокопроводящими полами) можно использовать переносные лампы напряжением до 42 В, а в особо опасных помещениях (сырых, с токопроводящими полами или токопроводящей пылью) напряжение не должно превышать 12 В.

Инструкция по охране труда для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля

Согласно статье 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для своих работников. При этом, если в организации есть профсоюз, его мнение по этому вопросу также необходимо учитывать. При разработке этих локальных нормативных актов необходимо опираться на положения Методических рекомендаций по разработке инструкций. утвержденных Минтрудом РФ 13.05.2004, и позицию самого Минтруда, изложенную в письме от 30.06.2016 № 15-2/ООГ-2373. Предлагаем вам инструкцию по охране труда для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля, разработанную с учетом требований Минтруда.

Общество с ограниченной ответственностью «Пион»

Согласовано

Утверждаю

председатель профсоюза работников

Сидоров Сидоров П.П.

Воронов Воронов А.В.

ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда
для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля

Инструкция составлена в соответствии с «Типовой инструкцией № 2 по охране труда для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля» ТОИ Р-200-02-95.

1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей допускаются работники:

  • не моложе 18 лет;
  • прошедшие предварительный (при приеме на работу) и периодический (во время работы) медосмотр и не имеющие противопоказаний;
  • имеющие соответствующую квалификацию;
  • прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда;
  • прошедшие проверку знаний по управлению грузоподъемными механизмами.

1.2. Слесарь, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца), не должен приступать к работе.

1.3. Слесарь обязан:

  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии;
  • соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения;
  • курить только в специально отведенных местах;
  • во время работы быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры;
  • о замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты слесарь должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей;
  • соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом, а при работе с деталями автомобиля, работавшего на этилированном бензине, предварительно обмыть руки керосином;
  • для питья пользоваться водой из специально предназначенных для этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т. п.).

1.4. Продолжительность рабочего времени слесаря не должна превышать 40 ч в неделю. Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.

1.5. Слесарь должен знать, что наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими на него при проведении технического обслуживания и ремонта транспортных средств, являются:

  • автомобиль, его узлы и детали (в процессе ремонта возможно падение вывешенного автомобиля или снимаемых с него узлов и деталей, что приводит к транслированию);
  • оборудование, инструмент и приспособления (гаражно-ремонтное и технологическое оборудование, инструмент, приспособления — применение неисправного оборудования, инструмента и приспособлений приводит к травмированию. Слесарю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми он не обучен и не проинструктирован);
  • электрический ток (при несоблюдении правил и мер предосторожности может оказывать на людей опасное и вредное воздействие, проявляющееся в виде электротравм (ожоги, электрические знаки, электрометаллизация кожи), электроударов);
  • этилированный бензин (действует отравляюще на организм человека при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей или питьевой водой);
  • освещенность рабочего места и обслуживаемого (ремонтируемого) узла, агрегата (недостаточная (избыточная) освещенность вызывает ухудшение (перенапряжение) зрения, усталость).

1.6. Слесарь должен работать в специальной одежде и, в случае необходимости, использовать другие средства индивидуальной защиты.

1.7. В соответствии с «Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты», слесарю выдаются СИЗ.

При выполнении работ по разборке двигателей, транспортировке, переноске и промывке деталей двигателей, работающих на этилированном бензине:

  • костюм вискозно-лавсановый;
  • фартук резиновый;
  • сапоги резиновые;
  • перчатки резиновые.

При выполнении работ по разборке, ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и агрегатов:

  • костюм вискозно-лавсановый;
  • рукавицы комбинированные.

При работе с этилированным бензином дополнительно:

  • фартук прорезиненный;
  • перчатки резиновые.

На наружных работах зимой дополнительно:

  • куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке;
  • брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке.

1.8. За невыполнение требований Инструкции слесарь несет ответственность согласно действующему законодательству.

2. Требования безопасности перед началом работ

2.1. Перед началом работы слесарь должен надеть специальную одежду и застегнуть манжеты рукавов.

2.2. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.

2.3. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений, при этом:

  • гаечные ключи не должны иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельны и не закатаны;
  • раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях;
  • слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, некосую и несбитую, без трещин и наклепа поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания заершенными клиньями;
  • рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность;
  • ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, керны и пр.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм;
  • напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим кольцом на ней;
  • электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих частей и надежное заземление.

2.4. Проверить состояние пола на рабочем месте. Пол должен быть сухим и чистым. Если пол мокрый или скользкий, потребовать, чтобы его вытерли или посыпали опилками, или сделать это самому.

2.5. Перед использованием переносного светильника проверить, есть ли на лампе защитная сетка, исправны ли шнур и изоляционная резиновая трубка. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напряжением не выше 42 В.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Во время работы слесарь должен:

3.1.1. Все виды технического обслуживания и ремонта автомобилей на территории предприятия выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах (постах).

3.1.2. Приступать к техническому обслуживанию и ремонту автомобиля только после того, как он будет очищен от грязи, снега и вымыт.

3.1.3. После постановки автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта обязательно проверить, заторможен ли он стояночным тормозом, выключено ли зажигание (перекрыта ли подача топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установлен ли рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, перекрыты ли расходные и магистральный вентили на газобаллонных автомобилях, подложены ли специальные противооткатные упоры (башмаки), не менее двух, под колеса. В случае невыполнения указанных мер безопасности сделать это самому.

На рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не пускать! Работают люди». На автомобиле, имеющем дублирующее устройство для пуска двигателя, повесить аналогичную табличку у этого устройства.

3.1.4. После подъема автомобиля подъемником на пульте управления подъемником повесить табличку «Не трогать! Под автомобилем работают люди!», а при подъеме гидравлическим подъемником после его поднятия зафиксировать подъемник упором от самопроизвольного опускания.

3.1.5. Ремонт автомобиля снизу вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника производить только на лежаке.

3.1.6. Для безопасного перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и сзади автомобиля пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву — специально установленными для этой цели лестницами.

3.1.7. Снимать или ставить колесо вместе с тормозным барабаном при помощи специальной тележки. Если снятие ступиц затруднено, применять для их снятия специальные съемники.

3.1.8. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля производить при неработающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя. Такие работы проводить на специальных постах, где предусмотрен отсос отработавших газов.

3.1.9. Для пуска двигателя и передвижения автомобиля обратиться к водителю, перегонщику, бригадиру или слесарю назначенным приказом по предприятию для выполнения этой работы.

3.1.10. Перед пуском двигателя убедиться, что рычаг переключения передач (контроллера) находится в нейтральном положении и что под автомобилем и вблизи вращающихся частей двигателя нет людей.

Осмотр автомобиля снизу производить только при неработающем двигателе.

3.1.11. Перед проворачиванием карданного вала проверить, выключено ли зажигание, а для дизельного двигателя убедиться в отсутствии подачи топлива. Рычаг переключения передач установить в нейтральное положение, а стояночный тормоз освободить. После выполнения необходимых работ снова затянуть стояночный тормоз.

Проворачивать карданный вал только с помощью специального приспособления.

3.1.12. Снимать двигатель с автомобиля и устанавливать на него только тогда, когда автомобиль находится на колесах или на специальных подставках — козелках.

3.1.13. Перед снятием колес подставить под вывешенную часть автомобиля, прицепа, полуприцепа козелки соответствующей грузоподъемности и опустить на них вывешенную часть, а под неподнимаемые колеса установить специальные противооткатные упоры (башмаки) в количестве не менее двух.

3.1.14. Для перегонки автомобиля на стоянку внутри предприятия и проверки тормозов на ходу вызвать дежурного или закрепленного водителя.

3.1.15. При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты и т. п. Трудноотворачиваемые гайки при необходимости предварительно смачивать керосином или специальным составом («Унисма», ВТВ и т. п.).

3.1.16. Перед началом работы с грузоподъемным механизмом убедиться в его исправности и соответствии веса поднимаемого агрегата грузоподъемности, указанной на трафарете грузоподъемного механизма, не просрочен ли срок его испытания, а на съемных грузозахватных приспособлениях — наличие бирок с указанием допустимой массы поднимаемого груза.

Читать статью  Пожарная безопасность закрытых паркингов и подземных автостоянок

3.1.17. Для снятия и установки узлов и агрегатов весом 20 кг и более (для женщин 10 кг, подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час), если подъем и перемещение тяжестей осуществляется постоянно в течение смены — 7 кг.) пользоваться подъемными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами), другими вспомогательными средствами механизации.

3.1.18. При перемещении деталей вручную соблюдать осторожность, так как деталь (агрегат) может мешать обзору пути движения, отвлекать от наблюдения за движением и создавать неустойчивое положение тела.

3.1.19. Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или охлаждающую жидкость в специальную тару.

3.1.20. Перед снятием газовой аппаратуры, баллонов или подтягивании гаек соединений убедиться в отсутствии в них газа.

3.1.21. Перед снятием рессоры обязательно разгрузить ее от веса автомобиля путем поднятия передней или задней части автомобиля с последующей установкой рамы на козелки.

3.1.22. При работе на поворотном стенде-опрокидывателе надежно укрепить автомобиль, предварительно слив топливо и охлаждающую жидкость, закрыть плотно маслозаливную горловину и снять аккумуляторную батарею.

3.1.23. При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей с высокими кузовами пользоваться подмостями или лестницами-стремянками.

3.1.24. Для проведения работ под поднятым кузовом автомобиля-самосвала или самосвального прицепа и при работах по замене или ремонту подъемного механизма или его агрегатов предварительно освободить кузов от груза, обязательно установить дополнительное инвентарное приспособление (упор, фиксатор, штангу).

3.1.25. Перед ремонтом автомобиля-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и т. п. грузов, а также резервуаров для их хранения, полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.

3.1.26. Производить очистку или ремонт внутри цистерны или резервуара из-под этилированного бензина, легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей в специальной одежде, со шланговым противогазом, спасательным поясом с веревкой; вне резервуара должен находиться специально проинструктированный помощник.

Шланг противогаза должен быть выведен наружу через люк (лаз) и закреплен с наветренной стороны.

К поясу рабочего внутри резервуара прикрепляется прочная веревка, свободный конец которой должен быть выведен через люк (лаз) наружу и надежно закреплен. Помощник, находящийся наверху, должен наблюдать за работающим, держать за веревку, страхуя работающего в резервуаре.

3.1.27. Ремонтировать топливные баки только после полного удаления остатков топлива и обезвреживания.

3.1.28. Работы по техническому обслуживанию и ремонту холодильных установок на автомобилях-рефрижераторах выполнять в соответствии с действующими правилами по технике безопасности при их ремонте.

3.1.29. Перед проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, работающих на газовом топливе, предварительно поднять капот для проветривания подкапотного пространства.

3.1.30. Слить (выпустить) газ из баллонов автомобиля, на котором должны проводиться работы, связанные с устранением неисправностей газовой системы питания или ее снятием, на специально отведенном мосте (посту), а баллоны продуть сжатым воздухом, азотом или другим инертным газом.

3.1.31. Работы по снятию, установке и ремонту газовой аппаратуры выполнять только с помощью специальных приспособлений, инструмента и оборудования.

3.1.32. Проверить герметичность газовой системы сжатым воздухом, азотом или иными инертными газами при закрытых расходных и открытом магистральном вентилях.

3.1.33. Шланги на штуцерах крепить хомутиками.

3.1.34. Удалять разлитое масло или топливо с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

3.1.35. Во время работы располагать инструмент так, чтобы не возникала необходимость тянуться за ним.

3.1.36. Правильно подбирать размер гаечного ключа, преимущественно пользоваться накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах — ключами с трещотками или с шарнирной головкой.

3.1.37. Правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.

3.1.38. При работе зубилом или другим рубящим инструментом пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.

3.1.39. Выпрессовывать туго сидящие пальцы и втулки только с помощью специальных приспособлений.

3.1.40. Снятые с автомобиля узлы и агрегаты складывать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали класть только горизонтально.

3.1.41. Проверять соосность отверстий конусной оправкой.

3.1.42. При работе на сверлильных станках устанавливать мелкие детали в тиски или специальные приспособления.

3.1.43. Удалять стружку из просверленных отверстий только после отвода инструмента и остановки станка.

3.1.44. При работе на заточном станке следует стоять сбоку, а не против вращающегося абразивного круга, при этом использовать защитные очки или экраны. Зазор между подручником и абразивным кругом не должен превышать 3 мм.

3.1.45. При работе электроинструментом напряжением более 42 В пользоваться защитными средствами (диэлектрическими резиновыми перчатками, калошами, ковриками), выдаваемыми совместно с электроинструментом.

3.1.46. Подключать электроинструмент к сети только при наличии исправного штепсельного разъема.

3.1.47. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе отсоединять электроинструмент от электросети.

3.1.48. Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или детали щеткой-сметкой или металлическим крючком.

3.1.49. Использованный обтирочный материал убирать в специально установленные для этой цели металлические ящики и закрыть крышкой.

3.1.50. Если на тело и средства индивидуальной защиты попал бензин или другая легковоспламеняющаяся жидкость, не подходить к источнику открытого огня, не курить и не зажигать спички.

3.1.51. При работе с этилированным бензином или деталями двигателя, работающего на этилированном бензине, соблюдать следующие требования:

  • обезвредить детали керосином;
  • немедленно удалять пролитый бензин, а это место обезвреживать раствором хлорной извести;
  • перелить этилированный бензин с помощью специального приспособления.

3.1.52. Перемещать вывешенные на подъемно-транспортных механизмах агрегаты с помощью крюков и расчалок.

3.2. Слесарю запрещается:

  • выполнять работы под автомобилем или агрегатом, вывешенным только на подъемном механизме (кроме стационарных электроподъемников) без подставки козелков или других страхующих устройств;
  • поднимать агрегаты при косом натяжении троса или цепи подъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стропой, проволокой и т. п.;
  • работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального инвентарного фиксирующего приспособления;
  • использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;
  • работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
  • выполнять какие-либо работы на газовой аппаратуре или баллонах, находящихся под давлением;
  • переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;
  • сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или на себя;
  • хранить на рабочем месте промасленные обтирочные материалы и хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
  • применять этилированный бензин для мытья деталей, рук и т. д.; засасывать бензин ртом через шланг;
  • мыть агрегаты, узлы и детали и тому подобное легковоспламеняющимися жидкостями;
  • загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т. п.;
  • хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;
  • выносить специальную одежду, загрязненную этилированным бензином, из предприятия, а также входить в ней в столовую и служебные помещения;
  • применять приставные лестницы;
  • выпускать сжатый газ в атмосферу или сливать сжиженный газ на землю;
  • при открывании и закрывании магистрального и расходного вентилей применять дополнительные рычаги;
  • использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы;
  • скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;
  • использовать гайки и болты со смятыми гранями;
  • держать мелкие детали руками при их сверлении;
  • устанавливать прокладки между зевом ключа и гранями гаек, болтов, а также наращивать ключи трубами или другими предметами;
  • применять сухую хлорную известь для обезвреживания листа, облитого этилированным бензином;
  • вывешенные на подъемных механизмах агрегаты толкать или тянуть руками;
  • работать при получении сигнала о перемещении конвейера.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. О каждом несчастном случае, очевидцем которого он был, слесарь должен немедленно сообщать работодателю, а пострадавшему оказать доврачебную помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение.

Если несчастный случай произошел с самим слесарем, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

4.2. В случае возникновения пожара немедленно сообщить в пожарную охрану, работодателю и приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.

Техника безопасности при работе с электрооборудованием автомобиля

Техника безопасности при работе с электрооборудованием автомобиля

Техника безопасности при работе с электрооборудованием автомобиля

Электрооборудование современных автомобилей включает в себя массу сложных устройств, являющихся элементами сильно разветвлённой цепи. Ремонтные работы по электрике авто столь же сложны и ответственны, как и в случае работы с любым другим оборудованием, работающим от электроэнергии. Допуск к выполнению операций по восстановлению работоспособности автомобильной электросистемы имеют лишь специально обученные и прошедшие инструктаж по технике безопасности лица.

Техобслуживание электрооборудования любого транспортного средства включает в себя проверку предохранителей. Эту работу может выполнить любой автовладелец, который обязан знать, где находится соответствующий блок. Для замены вышедших из строя элементов достаточно использовать любой из наборов автомобильных предохранителей, в широком ассортименте предлагаемых на http://www.airline.su/catalogue/Avtoelektronika/Predohraniteli-AIRLINE/. Для удобства все предохранители помещаются в пластиковые коробки или блистеры, которые легко умещаются в бардачок автомобиля.

Профессиональный ремонт автомобильного электрического оборудования требует создания соответствующих условий для работы. Обычно это специально подготовленные помещения – электроотделения или посты технического обслуживания, укомплектованные всем необходимым: спецсредствами защиты работника, специализированным инструментом, аптечкой с требуемым набором медикаментов для оказания первой медицинской помощи.

Техника безопасности при работе с электрооборудованием авто предполагает использование:

  • удобной одежды без свисающих элементов,
  • чистого незамасленного инструмента,
  • вспомогательных устройств для демонтажа тяжелого оборудования,
  • защищенных от механических повреждений переносных электрических ламп напряжением 36 В (в осмотровой канаве — 12 В).

Особое внимание следует уделить используемому электроинструменту. Его применение допускается только после предварительной проверки состояния изоляции проводов. При работе обязательным является и использование защитных приспособлений: резиновой обуви и перчаток.

Требования безопасности при эксплуатации электроприборов

Техника безопасности при работе с электрооборудованием автомобиля

  • 1 Инструкция по охране труда при эксплуатации электроприборов — Пожарная безопасность
  • 2 Правила безопасного использования электроприборов — Портал по безопасности
  • 3 Инструкция по охране труда при эксплуатации электроприборов — СИЗ, нормы, инструкции
  • 4 Федеральный закон по электробезопасности. Требования безопасности при использовании электроприборов. — вытаскивать штепсельную вилку из розетки, взявшись за электрический провод
    • 4.1 — в соответствии напряжения электросети тому, на которое рассчитан электроприбор
    • 4.2 9.В помещениях, где электрическая проводка к электрическим розеткам осуществлена при помощи изолированных проводов, закрытых от механических повреждений металлическим коробом, — убедиться, что этот короб хорошо прикреплен к стене и полностью закрывает электропроводку, а розетки, установленные на нём, исправны и надёжно закреплены
    • 4.3 Пользоваться электрическими приборами следует экономно, избегая, по возможности, холостого режима работы
    • 4.4 4.Уходя из помещения отключить электрическое освещение, вентилятор, кондиционер и т.п
    • 4.5 Общие требования
    • 4.6 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Общество с ограниченной ответственностью «Пион»

    Общие требования безопасности

    1.1. К работе с электробытовыми приборами допускаются работники:

    • прошедшие инструктаж по правилам их безопасной эксплуатации;
    • ознакомившиеся с инструкцией по эксплуатации каждого прибора;
    • имеющие I группу по электробезопасности.

    1.2. При пользовании электроприборами каждый работник должен внимательно и осторожно обращаться с электропроводкой, приборами и аппаратами и всегда помнить, что пренебрежение к правилам безопасности угрожает здоровью и жизни человека.

    1.3. Работник должен знать, что вероятность получения травмы возможна:

    • при включении электробытовых приборов в сеть;
    • при выключении их из электросети;
    • при работе с неисправными приборами;
    • при несоблюдении инструкции по их эксплуатации.

    1.4. Во избежание поражения электрическим током необходимо твердо знать и выполнять основные правила безопасного пользования электроэнергией:

    • включать электробытовые приборы в сеть следует в соответствии с потребляемым напряжением, согласно прилагаемым к приборам инструкции;
    • необходимо постоянно следить на своем рабочем месте за исправным состоянием электропроводки, предохранительных устройств, выключателей, розеток и т. п.;
    • необходимо соблюдать личную гигиену и чистоту рабочего места.

    1.5. Во избежание повреждения электропроводки и обеспечения электробезопасности, поражения электрическим током работника не разрешается:

    • вешать что-либо на провода;
    • закрашивать и заклеивать провода и шнуры;
    • закладывать провода и шнуры за батареи отопительной системы;
    • выключать электрические приборы, дергая за шнур;
    • загромождать проходы к выключателям, розеткам, распределительным щитам;
    • применять электрические нагревательные приборы без разрешения ответственного за электрохозяйство.

    1.6. Запрещается под напряжением очищать от пыли осветительную арматуру и лампы.

    1.7. При пользовании электроэнергией в сырых помещениях необходимо соблюдать особую осторожность.

    1.8. При обнаружении провисшего, а также оборванного провода, упавшего на землю, необходимо немедленно сообщить об этом ответственному за электрохозяйство лицу. Место обрыва немедленно огородить и на расстоянии не ближе 5 м выставить охрану для наблюдения за данным участком до прихода электромонтера. Прикосновение к оборванному проводу опасно для жизни.

    Требования безопасности перед началом работы

    2.1. Очистить прибор от пыли и грязи.

    2.2. Внешним осмотром убедиться в исправности электроприбора (аппарата).

    2.3. Убедиться в исправности розетки.

    2.4. Переключатель электроприбора (аппарата) поставить в положение «Выключено».

    2.5. Подключить прибор к электрической сети (при необходимости к заземлению) и включить его. Убедиться в его полной исправности.

    2.6. При обнаружении неисправности выключить прибор и передать его для ремонта. Работать с неисправным прибором запрещается.

    Требования безопасности во время работы

    3.1. Работу производить в строгой последовательности, согласно инструкции по эксплуатации, составленной заводом-изготовителем. Не перегружать прибор.

    3.2. Руки должны быть сухими.

    3.3. Не отвлекаться от работы. Постоянно осуществлять контроль включенного прибора.

    3.4. При обнаружении неисправности немедленно выключить прибор.

    3.5. Лицам, пользующимся электроприборами, оборудованием и электроаппаратами запрещается:

    • передавать электроинструмент хотя бы на короткое время постороннему;
    • разбирать и производить самим какой-либо ремонт электроинструмента, мед. аппаратуры, проводов, штепсельных соединений и т. д.;
    • держаться за провода или касаться вращающихся частей руками;
    • пользоваться электроаппаратами, оборудованием и инструментами с поврежденными проводами, разбитыми штепсельными вилками и розетками;
    • касаться корпуса электроаппаратуры, оборудования, не отключив его от сети.

    3.6. Обнаружив неисправности в электроинструменте, нагревательных приборах, мед. аппаратуре, немедленно прекратить работу, вызвать электрика.

    Инструкция по охране труда при эксплуатации электроприборов — СИЗ, нормы, инструкции

    Техника безопасности при работе с электрооборудованием автомобиля

    Общество с ограниченной ответственностью «Пион»

    Требования безопасности в аварийных ситуациях

    4.1. При возникновении в рабочей зоне опасных условий труда (появление запаха гари и дыма, повышенное теплоотделение от оборудования, повышенный уровень шума при его работе, неисправность заземления, возгорание материалов и оборудования, прекращение подачи электроэнергии, появление запаха газа и т. п.) немедленно следует:

    • выключить прибор;
    • отключить прибор от сети;
    • осмотреть и почистить прибор;
    • сообщить о произошедшем непосредственному или вышестоящему руководству;
    • при необходимости вызвать представителей аварийной и (или) технической служб.

    4.2. При возникновении пожара следует:

    • прекратить работу;
    • вызвать пожарно-спасательную службу по телефону 01, ско­рую медицинскую помощь по телефону 103 и проинформи­ровать непосредственного или вышестоящего руководителя;
    • немедленно организовать эвакуацию людей из помещения в соответствии с утвержденным планом эвакуации;
    • при возгорании электросетей и электрооборудования необ­ходимо их обесточить;
    • приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения.

    Техника безопасности с электроприборами

    Техника безопасности при работе с электрооборудованием автомобиля

    1.1. К работе с электробытовыми приборами допускаются работники:

    • прошедшие инструктаж по правилам их безопасной эксплуатации;
    • ознакомившиеся с инструкцией по эксплуатации каждого прибора;
    • имеющие I группу по электробезопасности.

    1.2. При пользовании электроприборами каждый работник должен внимательно и осторожно обращаться с электропроводкой, приборами и аппаратами и всегда помнить, что пренебрежение к правилам безопасности угрожает здоровью и жизни человека.

    1.3. Работник должен знать, что вероятность получения травмы возможна:

    • при включении электробытовых приборов в сеть;
    • при выключении их из электросети;
    • при работе с неисправными приборами;
    • при несоблюдении инструкции по их эксплуатации.

    1.4. Во избежание поражения электрическим током необходимо твердо знать и выполнять основные правила безопасного пользования электроэнергией:

    • включать электробытовые приборы в сеть следует в соответствии с потребляемым напряжением, согласно прилагаемым к приборам инструкции;
    • необходимо постоянно следить на своем рабочем месте за исправным состоянием электропроводки, предохранительных устройств, выключателей, розеток и т. п.;
    • необходимо соблюдать личную гигиену и чистоту рабочего места.

    1.5. Во избежание повреждения электропроводки и обеспечения электробезопасности, поражения электрическим током работника не разрешается:

    • вешать что-либо на провода;
    • закрашивать и заклеивать провода и шнуры;
    • закладывать провода и шнуры за батареи отопительной системы;
    • выключать электрические приборы, дергая за шнур;
    • загромождать проходы к выключателям, розеткам, распределительным щитам;
    • применять электрические нагревательные приборы без разрешения ответственного за электрохозяйство.

    1.6. Запрещается под напряжением очищать от пыли осветительную арматуру и лампы.

    1.7. При пользовании электроэнергией в сырых помещениях необходимо соблюдать особую осторожность.

    1.8. При обнаружении провисшего, а также оборванного провода, упавшего на землю, необходимо немедленно сообщить об этом ответственному за электрохозяйство лицу. Место обрыва немедленно огородить и на расстоянии не ближе 5 м выставить охрану для наблюдения за данным участком до прихода электромонтера. Прикосновение к оборванному проводу опасно для жизни.

    Техника безопасности и правила обращения с электроприборами

    Электрический ток в быту
    Значение электричества в жизни человека очень велико. В быту, т, е. в повседневной жизни человека, электрический ток используется как для освещения жилых помещений, так и для питания различных бытовых приборов. С помощью этих приборов можно приготовить пищу (электроплитка, духовка), выстирать и отутюжить белье (стиральная машина, утюг), убрать помещение (пылесос), длительное время сохранять продукты свежими (холодильник) и т. д.

    Бытовые электроприборы облегчают труд хозяек, сокращают время на выполнение домашних работ. Они ценны и тем, что не коптят и не оставляют золы.

    Все бытовые электроприборы включают в сеть при помощи соединительного электрошнура и штепсельной вилки.

    Техника безопасности и правила обращения с электроприборами
    При обращении с электроприборами нужно строго выполнять правила безопасности (нарушение этих правил может стать причиной несчастных случаев):

    1. Ни в коем случае нельзя касаться оголенных проводов, по которым идет электрический ток.
    2. Нельзя проверять наличие электрического тока в приборах или проводах пальцами. Чтобы не повредить изоляции и чтобы не было коротких замыканий (вспышек пламени), нельзя защемлять провода дверями, оконными рамами, закреплять провода на гвоздях. Нужно следить за тем, чтобы электрические провода не соприкасались с батареями отопления, трубами водопровода, с телефонными и радиотрансляционными проводами.
    3. Нельзя позволять детям играть у розеток, втыкать в них шпильки, булавки, дергать провода, так как это может привести к поражению током.
    4. Нельзя вешать одежду и другие вещи на выключатели, ролики и провода, так как провода могут оборваться. Коснувшись один другого, они вызовут пожар.
    5. Опасно включать и выключать электрические лампочки, а также бытовые приборы мокрыми руками. Заменять перегоревшие лампочки нужно при отключенном выключателе.
    6. Категорически запрещается пользоваться бытовыми электроприборами, по корпусу которых проходит ток (прибор «кусается»). Штепсельную вилку при включении и выключении приборов нужно брать за пластмассовую колодку, а не за провод.
    7. Приборы, в которых кипятят воду, готовят пищу (электрочайники, кастрюли), нельзя включать в сеть пустыми. Их нужно наполнить водой не меньше чем на одну треть. Когда наливают воду в чайник или кастрюлю, они должны быть обязательно выключены.
    8. Нужно следить также и за тем, чтобы шнуры, снятые с приборов, не оставались присоединенными к штепсельной розетке, потому что при случайном прикосновении к ним возможно поражение током.
    9. Включать и выключать любой электробытовой прибор нужно одной рукой, желательно правой, не касаясь при этом водопроводных, газовых и отопительных труб.
    10. Чтобы избежать пожара, бытовые электроприборы нужно устанавливать на специальных подставках (керамических, металлических или из асбеста) и на безопасном расстоянии от легко загорающихся предметов (занавесей, портьер, скатертей).
    11. Нельзя оставлять включенные электроприборы без надзора или поручать наблюдать за ними детям. Это может привести к пожару.

    Техника безопасности при работе с электроприборами

    Безопасным для жизни человека считается напряжение не более 36 В в помещении без повышенной влажности с изолирующим полом.

    Переменный ток частотой 75 Гц, протекая через тело человека от руки к ногам, при силе тока 0,1 А может парализовать сердце (дыхание парализуется уже при токе 0,05 – 0,08 А), если действие тока продолжительно.

    При силе тока 0,02 – 0,025 А пализуются мышцы. По мере действия тока на организм электрическое сопротивление тела падает, а сила тока увеличивается. Если пострадавшему вовремя не оказать помощь, может наступить смерть.

    При установке, эксплуатации и ремонте электрооборудования, а также переносных электроинструментов необходимо соблюдать правила техники безопасности.

    Важнейшими из них являются следующие:

    1. электрооборудование, электроинструменты должны содержаться в исправном состоянии; провода или кабели к переносному электроинструменту и электроприборам необходимо подвешивать так, чтобы они не касались влажных поверхностей пола, стен, горячих труб;

    2. все доступные для прикосновения токоведущие части электрооборудования должны быть защищены кожухами;

    3. запрещается оставлять без изоляции концы проводов и кабелей после демонтажа электрооборудования и осветительной арматуры, проводить ремонт переносной электроаппаратуры под напряжением.

    Переносные понижающие трансформаторы присоединяются к сети напряжением 110 – 220 В при помощи штепсельной вилки и гибкого провода длиной не более 1,5 м, заключенного в общую оплетку или шланг. Корпус трансформатора и вторичная обмотка заземляются. Заземляющий провод соединяется с клеммой трасформатора прижимными резьбовыми контактами.

    В случае обнаружения неисправностей, работа с электроприборами немедленно прекращается.

    Электрические станки и электроинструмент должны удовлетворять следующим основным требованиям: быстро включаться и отключаться от электросети; быть безопасными в работе и иметь недоступные для случайного прикосновения токоведущие части.

    Перед началом работы с электроприборами необходимо:

    1. проверить затяжку винтов, крепящих узлов и деталей;

    2. состояние проводов, целостность изоляции, исправность заземления. При прекращении подачи тока во время работы станки отключают от электросети.

    Запрещается производить какой-либо ремонт при включенных электроприборах, разбирать их, пользоваться для чистки электроаппаратов, имеющих нагревательные элементы, спиртом, бензином или другими воспламеняющимися веществами.

    Двигатель включают только перед началом работы и обязательно отключают во время любого перерыва. Нельзя оставлять без надзора аппарат, присоединенный к электросети.

    При переносе электроинструмент с одного места на другое необходимо следить за состоянием питающего шнура: не допускать его скручивания, натяжения, не оставлять на подъездных путях и в местах складирования деталей и материалов.

    От поражения током необходимо применять средства личной защиты: диэлектрические перчатки, галоши или боты, резиновые коврики, слесарно-монтажный инструмент с изолирующими рукоятками, защитные очки, указатель напряжения.

    Особоопасными помещениями считаются слишком сырые, где потолок, стены и все предметы покрыты влагой, с химически активными парами, разрушающими изоляцию, имеющие два и более признаков помещений с повышенной опасностью, в которых влажность воздуха превышает 75 процентов, токопроводящие полы (земляные, кирпичные, сырые деревянные), с токопроводящей пылью, которая может оседать на проводах, проникать внутрь электроинструментов и электрооборудования.

    По величине напряжения различают электроустановки высокого и низкого напряжения.

    К установкам высокого напряжения относят электроприборы, где напряжение между любым из проводов и землей может длительно превышать 250 В.

    К установкам низкого напряжения относят электроприборы, где напряжение между любым из проводов и землей ниже 250 В.

    Необходимо знать, что подлежат заземлению корпуса стационарных электродвигателей, каркасы распределительных электрощитов при номинальном напряжении в сети выше 127 В, корпуса переносного электрооборудования, работающего при напряжении свыше 36 В, независимо от частоты электрического тока.

    Заземляющие проводники должны быть медными, с сечением не менее 1,5 мм2. Присоединение заземляющих проводов к корпусам электроприборов осуществляется сваркой или болтовыми соединениями.

    Поделитесь на страничке

    Инструкция по охране труда при эксплуатации электроприборов — Пожарная безопасность

    Техника безопасности при работе с электрооборудованием автомобиля

    Общество с ограниченной ответственностью «Пион»

    Требования безопасности при эксплуатации бытовых электроприборов

    Техника безопасности при работе с электрооборудованием автомобиля

    Общество с ограниченной ответственностью «Пион»

    1. Не включать в одну розетку одновременно несколько электроприборов.
    2. Не пользоваться неисправными электроприборами.
    3. Не оставлять электрообогреватели включенными на ночь. А также не сушить на них одежду, держать на расстоянии от штор, кроватей и т.д.!
    4. Не пользоваться самодельными электроприборами.
    5. Не оставлять без присмотра электроприборы (утюг, плойку, фен и т.д.), подключенные к сети. Даже если они в режиме «выкл»!
    6. Нагревательные приборы до их включения устанавливать на подставки из негорючих материалов.
    7. Не накрывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами.
    8. При эксплуатации электроприборов соблюдать «Инструкцию по применению». Не использовать электроприборы не по назначению!
    НА ЗАМЕТКУ

    При эксплуатации телевизора необходимо выполнять следующие меры предосторожности:

    — не устанавливать телевизор там, где он плохо проветривается (охлаждается), т. е. вблизи отопительных приборов, в мебельной стенке и пр.;
    — не закрывать вентиляционные отверстия в задней и нижней частях корпуса;
    — при установке телевизора обязательно предусмотреть возможность быстрого и безопасного отключения его вилки от розетки;
    — не устанавливать его вплотную к легкогорючим материалам (тюль, занавеси, гардины и пр.);
    — в случае возникновения неисправности срочно отключить телевизор от сети и вызвать специалиста;
    — уходя из дома, не оставлять телевизор в «режиме ожидания», т. к. этот режим не является пожаробезопасным. Нужно полностью обесточить его;
    — регулярно очищать телевизор от пыли.

    Интересные темы:

    МЧС России утвердило формы проверочных листов, которые в настоящее время применяются должностными лицами МЧС России…

    6.1. Для предварительной оценки соответствия питьевой воды требованиям радиационной безопасности используются измеренные значения удельной суммарной…

    Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема бедности населения оказывает негативное влияние на систему национальной…

    Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме! Стоимость документа 1500 тенге Получить полный доступ к документу…

    Наша организация предлагает полный спектр современных услуг по квалифицированной оценке автомобилей для списания. Проведение подобных…

    Электробезопасность автотранспортных предприятий

    Школа охраны труда

    Электробезопасность на предприятиях должна обеспечиваться конструкцией электроустановок, техническими способами и средствами защиты, организационными и техническими мероприятиями в соответствии со следующими документами.

    Правила устройства электроустановок (утверждены Минэнерго СССР, действуют на территории Россий­ской Федерации впредь до принятия соответствую­щего российского нормативного правового акта в части, не противоречащей законодательству России)

    ГОСТ 12.1.038 изменен 01.04.88

    Электробезопасность. Предельно допустимые значе­ния напряжений прикосновения и токов

    Электростатические поля. Допустимые уровни на ра­бочих местах и требования к проведению контроля

    Электробезопасность. Расстояние безопасности в охранной зоне линий электропередачи напряжением выше 1000 В

    ССБТ. Комплект индивидуальный экранирующий для защиты от электрических полей промышленной час­тоты. Общие технические требования и методы кон­троля

    ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности

    Электрические поля промышленной частоты. Допус­тимые уровни напряженности и требования к прове­дению контроля на рабочих местах

    Электробезопасность. Термины и определения

    Электробеэопасность. Общие требования

    Действие электрического тока на организм человека

    Электрический ток при несоблюдении правил и мер предосторожности может оказывать на людей опасное и вредное воздействие, проявляющееся в виде электротравм (ожоги, электрические знаки, электрометаллизация кожи, механические повреждения), электроударов и профессиональных заболеваний. Это воздействие может быть термическим (ожоги отдельных участков тела, нагрев кровеносных сосудов, нервов), электролитическим (разложение крови и других органических жидкостей) и биологическим (раздражение и возбуждение живых тканей организма).

    Степень опасного и вредного воздействия электрического тока на человека зависит от его индивидуальных особенностей, электрического сопротивления тела, рода и напряжения тока, частоты, пути тока через тело человека, продолжительности воздействия на его организм, условий внешней среды и ряда других факторов.

    Опасность поражения электрическим током специфична, поскольку наличие напряжения не может быть обнаружено на расстоянии без специальных приборов. Органы чувств человека позволяют обнаружить его только при контакте с электроустановкой, находящейся под напряжением, в момент поражения. Поэтому защите от поражения электрическим током следует уделять особое внимание. При работе на электроустановках, их ремонте, наладке необходимо строго соблюдать ПУЭ, ПТЭ и ПТБ.

    Классификация электроустановок и производственных помещений по степени электробезопасности

    Опасность поражения электрическим током существенно зависит от условий работ. Такие параметры окружающей среды, как влажность и температура воздуха, влияют на состояние изоляции электрооборудования, на электрическое сопротивление тела человека. К снижению сопротивления изоляции приводят наличие и оседание на токоведущих частях проводящей пыли. Агрессивные пары, газы и жидкости приводят к разрушению изоляции. Токопроводящий пол уменьшает сопротивление электрической цепи человека. Серьезную опасность представляет одновременное прикосновение человека к имеющим соединение с землей металлоконструкциям зданий, технологическим аппаратам, механизмам, с одной стороны, и к металлическим корпусам электрооборудования — с другой.

    С учетом этого и в соответствии с ПУЭ помещения делят на три класса: с повышенной опасностью, особо опасные и без повышенной опасности поражения людей электрическим током (табл. 3.13).

    Таблица 3.13. Классификация помещений по степени опасности поражения электрическим током

    Места возможного воз­никновения указанных условий

    С повышенной опасностью

    1. Сырость (относительная влажность воздуха дли-
    тельно превышает 75 %).

    2. Токопроводящая пыль (по условиям производст-
    ва выделяется технологическая пыль в таком коли-
    честве, что она может оседать на проводах, прони-
    кать внутрь машин, аппаратов и т. п.).

    3. Токопроводящие полы (металлические,
    земляные, железобетонные, кирпичные).

    4. Высокая температура (под воздействием различ-
    ных тепловых излучений температура превышает
    постоянно или периодически более 1 сут. +35 °С)

    Кузнечно-рессорный, вулканизационный и другие участки

    С повышенной опасностью

    5. Возможность одновременного прикосновения че­ловека к имеющим соединение с землей металло­конструкциям зданий, технологическим аппаратам, механизмам, с одной стороны, и к металлическим корпусам электрооборудования — с другой

    1. Особая сырость (относительная влажность возду-
    ха близка к 100%).

    2. Химически активная или органическая среда (по-
    стоянно или длительно содержатся агрессивные
    пары, газы, жидкость, образуются отложения или
    плесень, действующие разрушающе на изоляцию и
    токоведущие части электрооборудования).

    3. Одновременно два условия или более повышен-
    ной опасности

    Снаружи здания, по­сты мойки автомоби­лей, аккумуляторное отделение и др.

    Без повышен­ной опасности

    Отсутствие условий, создающих повышенную или особую опасность

    Диспетчерская, инст­рументальная и др.

    Технические способы и средства защиты от поражения электротоком

    К техническим способам и средствам защиты относятся:

    1. защитное заземление;
    2. зануление;
    3. выравнивание потенциалов;
    4. малое напряжение;
    5. электрическое разделение сетей;
    6. защитное отключение;
    7. изоляция токоведущих частей (рабочая, дополнительная, усиленная, двойная);
    8. компенсация токов замыкания на землю;
    9. оградительные устройства;
    10. предупредительная сигнализация;
    11. блокировки;
    12. знаки безопасности;
    13. защита разных корпусов.

    В то же время следует отметить, что соединение корпуса с нейтралью и заземление того же элекnроприемника нисколько не нарушают действия зануления и не приводят к снижению электробезопасности. Такое дополнительное заземление, называемое повторным заземлением нулевого провода, наоборот, улучшит условия безопасности, так как в случае замыкания на корпус дополнительное заземление уменьшает напряжение на аварийном корпусе по отношению к «земле».

    Открыто проложенные заземляющие и нулевые проводники и шины должны быть доступны для осмотра и иметь отличительную окраску. Обычно их окрашивают в черный цвет. Допускается окрашивать и в другие цвета, но тогда в местах присоединения и ответвления обязательно следует нанести не менее двух черных полос на расстоянии 150 мм друг от друга. Внешний осмотр заземляющих устройств должен проводиться одновременно с осмотром электроустановок.

    Измеряют сопротивление заземляющих устройств и проверяют надежность их соединения не реже 1 раза в год и после каждого ремонта заземлителей.

    В электроустановках переменного тока в сетях с изолированной нейтралью или изолированными выводами однофазного источника питания электроэнергией защитное заземление выполняется в сочетании с контролем сопротивления изоляции, т. е. в данном случае сопротивление изоляции контролируется постоянно.

    Измеряют полное сопротивление петли фаза-нуль в электроустановках до 1000 В с заземленной нейтралью 1 раз в 5 лет и при капитальных ремонтах или реконструкциях сети. При этом сопротивления петли фаза-нуль измеряют для наиболее удаленных и наиболее мощных электроприемников в объеме не менее 10 % от их общего числа.

    Для измерения сопротивления между заземлителями и отдельными участками заземляющей магистрали, а также заземленными элементами рекомендуется применять прибор М-372. Можно использовать для этой цели и измерители сопротивления заземления типов МС-08 и М-416 и мосты постоянного тока любой марки (МО-62 и др.). Во взрывоопасных помещениях (регенерации масла, окрасочном, промывки деталей керосином, зарядки аккумуляторных батарей, складов легковоспламеняющихся жидкостей) для измерения необходимо применять искробезопасный омметр М-372-И.

    Для измерения сопротивления заземляющего устройства (сопротивления растеканию тока заземлителей) можно использовать измерители сопротивления заземления типов МС-07, МС-08 или М-416 с набором зондов и соединительных проводов.

    Сопротивление петли фаза-нуль можно измерять приборами типов М-417, ИПЗ-2М, ИПЗ-Т и с помощью амперметра и вольтметра.

    Источник https://rusautodetal.ru/bezopasnost/mery-elektrobezopasnosti-pri-to-i-remonte-avtomobilej/

    Источник https://texnopark26.ru/tehnika-bezopasnosti-pri-rabote-s-elektrooborudovaniem-avtomobilya/

    Источник https://ohrana-bgd.ru/wiki/elektrobezopasnost-avtotransportnyh-predpriyatiy/

    Читать статью  Рисунки по теме ПДД в детских садах – безопасность глазами детей
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: