Пленум Верховного Суда принял новые разъяснения о применении законодательства об ОСАГО

Содержание

Пленум Верховного Суда принял новые разъяснения о применении законодательства об ОСАГО

Пленум Верховного Суда принял новые разъяснения о применении законодательства об ОСАГО

Ранее эксперты «АГ» прокомментировали наиболее значимые, по их мнению, разъяснения, вошедшие в документ.

8 ноября Пленум Верховного Суда рассмотрел и утвердил Постановление «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Как сообщалось ранее, проект документа был рассмотрен Пленумом 18 октября и направлен на доработку в редакционную комиссию. Постановление подверглось изменениям, некоторые его формулировки были сокращены и конкретизированы.

Читайте также
Пленум ВС отправил на доработку проект постановления о применении законодательства по ОСАГО

Документ содержит 139 разъяснений по вопросам применения действующего законодательства, регулирующего отношения в данной области

18 октября 2022 Новости

Общие положения

В первый раздел вошли разъяснения о нормах, которыми регулируются отношения по ОСАГО. Подчеркивается, что обязательный досудебный порядок урегулирования споров, вытекающих из договоров ОСАГО, в отношении граждан-потребителей регулируется помимо прочего Законом об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг.

В п. 2 постановления указано, что на отношения, возникающие между страхователем и страховщиком, Закон о защите прав потребителей распространяется в случаях, когда ТС используется исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью владельца.

Исходя из п. 3 к отношениям по ОСАГО применяется закон, действующий на момент заключения соответствующего договора страхования, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Заместитель председателя МКА «Альфа», преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Кирилл Данилов ранее в комментарии «АГ» отмечал, что разъяснение о действии закона во времени важно. Он пояснил, в связи с чем постановление предусматривает данное уточнение: нередко суды пытаются применить закон в действующей редакции, а не на дату заключения договора страхования, что влечет вынесение неправосудного решения.

Читайте также

Эксперты «АГ» прокомментировали проект постановления Пленума ВС о применении законодательства об ОСАГО

Они обратили внимание на разъяснения в части причинения вреда не только самим ТС, обязанности страхователя привлечь страховщика к участию в судебном деле, определения стоимости восстановительного ремонта ТС

20 октября 2022 Новости

Договор ОСАГО

Этот раздел состоит из семи пунктов, посвященных условиям заключения (изменения положений) договора ОСАГО, признания такого договора недействительным.

В п. 5 представлено определение термина «страховой полис» и поясняется, что при возникновении спора заключение договора ОСАГО может быть подтверждено сведениями, представленными профессиональным объединением страховщиков, содержащимися в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, и другими доказательствами.

После доработки в постановлении конкретизировано положение о прекращении действия договора ОСАГО на будущее время в случае выявления ложных или неполных сведений, представленных страхователем, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска. В п. 6 разъясняется, какие сведения являются ложными и неполными сведениями. Добавлено уточнение, что обязанность по представлению полных и достоверных сведений относится к информации, влияющей на размер страховой премии.

Пленум ВС дополнил данный раздел п. 10, которым поясняется, что действие договора ОСАГО досрочно прекращается в случае смерти гражданина − страхователя или собственника, ликвидации юридического лица − страхователя; ликвидации страховщика; гибели (утраты) ТС, указанного в страховом полисе обязательного страхования, а также в иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с п. 11 вред, причиненный эксплуатацией оборудования, установленного на ТС, и непосредственно не связанный с участием ТС в дорожном движении (например, опорно-поворотным устройством автокрана, бетономешалкой, разгрузочными механизмами, стрелой манипулятора, рекламной конструкцией на автомобиле), не относится к случаям причинения вреда собственно ТС. Проектом постановления к таким случаям было предложено отнести и вред, причиненный в результате открытия двери припаркованного транспортного средства, однако в итоговой редакции постановления данное уточнение отсутствует.

Страховой случай

В этом разделе раскрывается понятие «страховой случай», а также разъясняется, что следует понимать под использованием ТС. Подчеркивается, что возмещение вреда жизни, здоровью и имуществу осуществляется в порядке, предусмотренном Законом об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном. Если же гражданская ответственность перевозчика не была застрахована в указанном порядке, то возмещение вреда, причиненного пассажиру, осуществляется по договору ОСАГО, заключенному в порядке, установленном Законом об ОСАГО.

Лица, имеющие право на получение страхового возмещения

В п. 14 постановления разъясняется, что потерпевший (в том числе пешеход, водитель ТС, которым причинен вред, и пассажир ТС – участник ДТП) имеет право на возмещение вреда, причиненного его имуществу, жизни или здоровью, который был причинен при использовании транспортного средства иным лицом. Также указано, кому принадлежит право на получение страховой выплаты, предусмотренной п. 7 ст. 12 Закона об ОСАГО, в случае смерти потерпевшего в результате ДТП.

Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая

В данном разделе говорится об обязанности страхователя сообщить страховщику о случаях причинения вреда при использовании ТС, которые могут повлечь за собой его гражданскую ответственность, в установленный договором обязательного страхования срок и определенным этим договором способом.

В п. 19 пояснено, что потерпевший для получения страхового возмещения обязан не только уведомить страховщика о наступлении страхового случая, но и направить ему заявление о страховом возмещении и документы, предусмотренные Правилами ОСАГО, установленными Положением ЦБ РФ от 19 сентября 2014 г. № 431-П. Ему также нужно представить на осмотр поврежденное в результате ДТП ТС и/или иное поврежденное имущество. Страховщик не вправе требовать от потерпевшего документы, не предусмотренные Правилами.

Читайте также
О ДТП может уведомить лишь один из его участников, если у них один и тот же страховщик

Верховный Суд указал, что правило о регрессном иске не применяется, если после составления европротокола второй участник ДТП приехал на осмотр по прошествии срока, установленного Законом об ОСАГО

29 апреля 2021 Новости

Указано, что в деятельность представителя страховщика входят не только заключение договоров страхования от его имени и исполнение указанных договоров, заключенных именно этим представителем, но и исполнение обязательств по всем договорам страхования, в том числе заключенным от имени страховщика другими представителями. В данном пункте к финальной редакции документа исключено уточнение о том, что страховой случай при этом должен произойти на территории, покрываемой юрисдикцией этого представителя страховщика в субъекте РФ.

Оформление документов о ДТП без участия сотрудников полиции (упрощенный порядок)

Этот раздел разъясняет, при каких условиях осуществляется оформление документов о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции в порядке ст. 11.1 Закона об ОСАГО, а также определяется размер страхового возмещения при таком порядке.

Если оформление ДТП сторонами началось в упрощенном порядке, а впоследствии до получения страхового возмещения потерпевшим подано заявление о страховом возмещении с документами, оформленными с участием уполномоченных сотрудников полиции, страховое возмещение осуществляется на общих основаниях. В финальной редакции документа было уточнено, что в этом случае срок принятия страховщиком решения о страховом возмещении исчисляется со дня подачи потерпевшим последнего заявления с приложением необходимых документов.

Прямое возмещение убытков

Как указано в п. 29 документа, по общему правилу потерпевший в целях получения страхового возмещения вправе обратиться к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность причинителя вреда. Страховое возмещение осуществляется страховщиком, застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего, если ДТП произошло в результате столкновения двух и более ТС, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по договору обязательного страхования, и вред в результате ДТП причинен только этим ТС.

Пленум ВС обратил внимание, что страховое возмещение в порядке прямого возмещения убытков не производится, если гражданская ответственность хотя бы одного участника ДТП не застрахована по договору ОСАГО. Если в результате ДТП причинен вред жизни или здоровью потерпевшего либо повреждено иное имущество помимо транспортных средств, страховое возмещение в порядке прямого возмещения убытков также не производится.

Осмотр, независимая техническая экспертиза и независимая оценка

Отмечается, что страховщик обязан осмотреть поврежденное ТС, иное имущество или его остатки в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с приложенными документами, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим. Уточняется, что при наличии разногласий между потерпевшим и страховщиком страховщик в этот же срок организует независимую техническую экспертизу или независимую экспертизу, которые по общему правилу проводятся по месту нахождения страховщика или эксперта.

Исходя из п. 36 страховщик вправе отказать в страховой выплате, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, осуществленные до осмотра страховщиком или проведения независимой технической экспертизы, независимой оценки поврежденного имущества, не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования.

Ранее Дмитрий Макаров указывал, что при назначении судебной оценочной экспертизы о взыскании задолженности по выплатам существует практика, при которой оценщик по прошествии значительного времени с момента страхового случая, без осмотра автомобиля и без учета иных важных факторов, делает заключение, отличающееся от оценки страховщика и финансового управляющего. Однако адвокат с разочарованием заметил, что Пленум ВС по данной сложившейся, по крайней мере, на уровне судов первой инстанции практике высказываться не планирует.

Страховое возмещение

В разделе представлены 13 разъяснений о форме страхового возмещения, об определении размера такого возмещения и обязательствах страховщика при осуществлении такого возмещения. В первоначальной редакции постановления было указано, что страховое возмещение осуществляется путем организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного ТС на СТО либо в форме страховой выплаты. После доработки данное положение дополнено уточнением, что страховое возмещение осуществляется в пределах установленной Законом об ОСАГО страховой суммы.

В п. 37 подчеркнуто, что перечень случаев, когда вместо организации и оплаты восстановительного ремонта легкового автомобиля страховое возмещение по выбору потерпевшего, по его соглашению со страховщиком либо в силу объективных обстоятельств осуществляется в форме страховой выплаты, установлен п. 16.1 ст. 12 Закона об ОСАГО. В отсутствие оснований, предусмотренных указанной нормой, страховщик не вправе отказать потерпевшему в организации и оплате восстановительного ремонта легкового автомобиля с применением новых заменяемых деталей и комплектующих изделий и в одностороннем порядке изменить условие исполнения обязательства по выплате страхового возмещения в денежной форме.

Управляющий партнер АБ «Макаров и партнеры» Дмитрий Макаров посчитал интересными разъяснения, касающиеся возможности замены ремонта автомобиля пострадавшего – физического лица с использованием новых деталей выплатой по усмотрению страховщика. Он обратил внимание: следует учитывать, что такая замена может быть только с согласия самого потерпевшего.

В финальной редакции постановления исключено разъяснение о праве потерпевшего в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения страховщиком обязанности по организации и оплате восстановительного ремонта потребовать от страховщика возмещения убытков в размере действительной стоимости восстановительного ремонта. Также в п. 40 сокращено понятие «утраты товарной стоимости», указано лишь, что она представляет собой снижение рыночной стоимости поврежденного транспортного средства. Кирилл Данилов подчеркнул, что граждане нередко забывают о своем праве на компенсацию причинителем вреда утраты товарной стоимости автомобиля, которая может достигать внушительных сумм.

Пункт 41 посвящен определению размера страхового возмещения, подлежащего выплате потерпевшему в связи с повреждением ТС. Так, страховое возмещение по страховым случаям, наступившим начиная с 21 сентября 2021 г., определяется в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного ТС, утвержденной Положением ЦБ РФ от 4 марта 2021 г. № 755-П.

Читайте также
ВС пояснил, какие обстоятельства подлежат доказыванию в спорах о взыскании убытков по ДТП

Суд указал, что при наличии вины причинителя вреда основанием для отказа в иске является умысел потерпевшего, а для уменьшения размера возмещения – грубая неосторожность потерпевшего, за исключением возмещения отдельных расходов

19 августа 2020 Новости

Читать статью  Как оформить рефрижератор в ГИБДД

После доработок в постановлении конкретизировано, что страховщик освобождается от обязанности уплаты неустойки, суммы финансовой санкции, штрафа и компенсации морального вреда, если обязательство по страховому возмещению в равных долях было им исполнено надлежащим образом (п. 46). Также добавлен п. 48, в котором указано, что если дополнительные расходы на лечение и восстановление поврежденного в результате ДТП здоровья потерпевшего и утраченный им заработок (доход) превышают сумму осуществленной страховой выплаты, рассчитанную в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2012 г. № 1164, страховщик обязан выплатить разницу между совокупным размером утраченного потерпевшим заработка (дохода) и дополнительных расходов и суммой осуществленной страховой выплаты.

Восстановительный ремонт транспортных средств

Этот раздел посвящен разъяснениям об организации и оплате восстановительного ремонта ТС, о доступности для потерпевшего места проведения ремонта, о праве потерпевшего отказаться от восстановительного ремонта в разумный срок после его диагностики СТО, об ответственности за несоблюдение СТО срока передачи потерпевшему отремонтированного ТС и др. Всего в разделе 14 пунктов.

Постановлением предусмотрено, что восстановительный ремонт поврежденного легкового автомобиля должен быть осуществлен в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим ТС на СТО или передачи такого ТС страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта.

В итоговом документе ВС убрал разъяснение о выдаче страховщиком направления на повторный ремонт на СТО при некачественно произведенном ремонте. Также исключено положение о том, какими документами возможно подтвердить место жительства потерпевшего.

Отсутствует и уточнение о том, что несоответствие всех станций, с которыми у страховщика заключены договоры об организации восстановительного ремонта, установленным требованиям, либо нарушение СТО сроков осуществления ремонта, либо наличие разногласий между этой станцией и страховщиком сами по себе не освобождают страховщика от обязанности осуществить страховое возмещение в натуре. При этом подчеркивается, что нарушение СТО сроков осуществления ремонта либо наличие разногласий между этой станцией и страховщиком об условиях ремонта и его оплаты и т.п. сами по себе не означают, что данная СТО не соответствует установленным требованиям, и не являются основаниями для замены восстановительного ремонта страховой выплатой.

Адвокат МГКА, эксперт в сфере страхового права Дмитрий Шнайдман указывал в комментарии «АГ», что на данный момент основное число споров по ОСАГО сводится к порядку определения стоимости восстановительного ремонта на СТОА, порядку его проведения и праву страховщика на замену стоимости восстановительного ремонта денежными средствами. В связи с этим содержание п. 38 закрепляет позицию о том, что о достижении соглашения между страховщиком и потерпевшим о выплате в денежной форме вместо организации восстановительного ремонта свидетельствует проставление соответствующей отметки в заявлении о выплате страхового возмещения, пояснил эксперт.

«Нет больших сомнений в том, что страховщики в целях осуществления страховой выплаты денежными средствами с учетом износа вместо организации и оплаты стоимости восстановительного ремонта на СТОА без учета износа прямо или косвенно будут автоматически проставлять при распечатывании заявления о выплате отметку в соответствующем пункте, которое потерпевший будет подписывать. Указанное заявление по формальным критериям будет отвечать всем требованиям к подобного рода соглашениям, закрепленным в том же п. 35, согласно которому соглашение должно быть явным и недвусмысленным», – считает Дмитрий Шнайдман.

Эксперт подчеркнул, что одним из ключевых спорных моментов, который не нашел своего отражения в документе, является порядок согласования перечня и объема необходимых ремонтных воздействий, которые должны содержаться в направлении на СТОА, выдаваемом страховщиком в целях осуществления натуральной выплаты.

Возмещение вреда застраховавшим свою ответственность лицом

Причинитель вреда, застраховавший свою ответственность в порядке обязательного страхования в пользу потерпевшего, согласно разъяснению Пленума ВС, возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба только в случае, когда надлежащее страховое возмещение является недостаточным для полного возмещения причиненного вреда. При этом в итоговом документе уточняется: суд может уменьшить размер возмещения ущерба, подлежащего выплате причинителем вреда, если последним будет доказано или из обстоятельств дела с очевидностью следует, что существует иной, более разумный и распространенный в обороте способ восстановления ТС. Размер возмещения ущерба может быть уменьшен, если будет доказано, что в результате возмещения потерпевшему вреда с учетом стоимости новых деталей произойдет значительное улучшение ТС, влекущее существенное и явно несправедливое увеличение его стоимости за счет причинителя вреда.

В п. 64 указано, что при реализации потерпевшим права на получение страхового возмещения в форме страховой выплаты с причинителя вреда в пользу потерпевшего подлежит взысканию разница между фактическим размером ущерба и надлежащим размером страховой выплаты.

Переход права на страховое возмещение, компенсационную выплату и возмещение убытков

В разделе раскрываются основные правила перехода права на страховое возмещение, компенсационную выплату и возмещение убытков. Указывается: лицо, возместившее вред, причиненный в результате наступления страхового случая (причинитель вреда, любое иное лицо, кроме страховщика), имеет право требования к страховщику в пределах выплаченной им суммы.

Отмечается, что право потерпевшего, выгодоприобретателя, а также лиц, перечисленных в п. 2.1 ст. 18 Закона об ОСАГО, на страховое возмещение или компенсационную выплату в счет возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего, может быть передано в том числе и по договору уступки права требования. Только наступление страхового случая является необходимым условием для передачи прав потерпевшего или выгодоприобретателя по договору ОСАГО.

В п. 69 разъясняются случаи, при которых права потерпевшего на возмещение не могут быть переданы по договору уступки права требования (ст. 383 ГК РФ). Также, исходя из п. 70, при переходе прав к другому лицу это лицо может получить возмещение при соблюдении тех же условий, которые действовали в отношении первоначального выгодоприобретателя. Также в данном разделе раскрывается правовое регулирование случаев, где размер возмещения, выплаченного страховщиком по договору добровольного имущественного страхования, превышает страховую сумму по договору обязательного страхования.

Меры ответственности страховщика за нарушение сроков выплаты страхового возмещения

Данный раздел раскрывает виды ответственности страховщика:

  • финансовая санкция за несоблюдение срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховой выплате;
  • неустойка за несоблюдение срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи потерпевшему направления на ремонт ТС;
  • штраф за неисполнение страховщиком в добровольном порядке требований потребителя финансовых услуг, предусмотренных п. 3 ст. 16.1 Закона об ОСАГО.

Пленум ВС доработал данный раздел, в частности скорректировал разъяснение о порядке начисления финансовой санкции, исключил положение о том, что приостановление исполнения решения финансового уполномоченного в соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона о финансовом уполномоченном не влияет на период взыскания неустойки. Также принятое постановление содержит п. 86 о том, что исполнение страховщиком решения финансового уполномоченного в срок, установленный этим решением, освобождает страховщика от выплаты штрафа, предусмотренного абз. 1 п. 3 ст. 161 Закона об ОСАГО.

Исковая давность

Документ содержит три разъяснения о порядке исчисления срока исковой давности по спорам, вытекающим из договоров ОСАГО. ВС указал, что направление потерпевшим, не являющимся потребителем финансовых услуг, страховщику претензии, предусмотренной абз. 2 п. 1 ст. 161 Закона об ОСАГО, приостанавливает течение срока исковой давности на 10 календарных дней со дня ее поступления.

В случае соблюдения сторонами досудебного порядка урегулирования спора ранее указанного срока течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения такого порядка. Например, течение срока исковой давности будет приостановлено с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении.

Читайте также
ВС пояснил нюансы течения срока исковой давности по делам о компенсационных выплатах в связи с ДТП

Суд напомнил, что течение срока исковой давности начинается с момента возникновения у потерпевшего права на такую выплату, когда оно не было нарушено незаконным отказом полностью или частично в осуществлении такой выплаты

16 сентября 2022 Новости

Процессуальные особенности рассмотрения дел, связанных с договором ОСАГО

В заключительном разделе представлено наибольшее количество разъяснений – 48, в которых содержатся уточнения о подсудности дел по спорам, возникающим из договора ОСАГО. В этом разделе, в частности, указано, в каких случаях на отношения, возникающие из договора ОСАГО, распространяется Закон о финансовом уполномоченном. В п. 93 представлен перечень случаев, при которых потребитель финансовой услуги обязан обращаться к финансовому уполномоченному по требованиям, вытекающим из договора ОСАГО.

В п. 99 отмечено, что финансовый уполномоченный не рассматривает требования по вопросам, связанным с компенсацией морального вреда и возмещением убытков в виде упущенной выгоды, эти требования могут быть заявлены в судебном порядке. Уточняется, что потребитель финансовых услуг вправе заявлять в судебном порядке требования к страховщику, указанные в ч. 2 ст. 15 Закона о финансовом уполномоченном, только после получения от финансового уполномоченного решения по обращению, за исключением случаев непринятия уполномоченным решения в установленный законом срок.

Согласно п. 117 дела по спорам, возникающим из договора ОСАГО владельцев ТС (граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления) и не связанным с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, подлежат рассмотрению судами общей юрисдикции.

Читайте также
ВС разъяснил нюансы подсудности дел об оспаривании решений финансового уполномоченного

Суд указал, что проверка законности решения финансового уполномоченного, принятого по обращению потребителя финансовых услуг или лица, которому потребитель уступил требование к финансовой организации, относится к компетенции судов общей юрисдикции

13 октября 2022 Новости

Пленум ВС исключил разъяснение о том, кем может быть сделано заявление о пропуске процессуального срока обращения в суд, если исковое заявление или обращение страховой организации было принято к производству суда.

В данном разделе также идет речь об условиях восстановления 13-дневного срока обращения потребителя финансовых услуг в суд и 10-дневного срока обращения в суд страховщиком при наличии соответствующего заявления.

ВС указал, что потерпевший, не являющийся потребителем финансовых услуг, не согласившись с результатами проведенной страховщиком независимой технической экспертизы и (или) независимой экспертизы (оценки), может самостоятельно организовать проведение независимой экспертизы до обращения в суд. С финансового уполномоченного не могут быть взысканы судебные расходы сторон, понесенные при оспаривании решения финансового уполномоченного, за исключением случаев вынесения им заведомо незаконного решения.

Согласно последнему пункту постановления после его принятия Постановление Пленума ВС РФ № 58 от 27 декабря 2017 г. будет признано утратившим силу.

Эксперты оценили значимость постановления

Ранее в комментарии «АГ» исполнительный директор юридической компании «Глазунов и Семёнов» Дмитрий Семёнов отмечал, что за период с 2017 г. по настоящий момент вступило несколько новых положений законодательства об ОСАГО, применение которых судами необходимо было унифицировать и придать им форму постановления пленума. Среди новых положений, по мнению эксперта, важными являются: разработка порядка рассмотрения случаев, когда не все лица, имеющие право на возмещение вреда в случае смерти кормильца, обратились к страховщику за выплатой страхового возмещения (п. 17), а также закрепление положения о финансовом управляющем.

Дмитрий Макаров посчитал, что основной посыл постановления – борьба со злоупотреблениями. Кирилл Данилов подчеркивал, что постановление Пленума ВС РФ подводит черту и отвечает на «извечные вопросы», встречающиеся в спорах относительно выплат по ОСАГО.

Дмитрий Шнайдман указывал, что рассматриваемое постановление призвано стать значимым и системным документом, который актуализирует правовые позиции в рассматриваемой сфере, с учетом новых тенденций правоприменительной практики и практических вопросов, которые возникают при рассмотрении споров по ОСАГО. Эксперт отметил, что документ несет в себе ряд новых подходов и толкований, однако некоторые из них являются достаточно спорными.

Адвокат АП Московской области Филипп Шишов пояснял, что разъяснения Пленума ВС призваны привести к максимально возможному единообразному применению норм закона и формированию у судов единого подхода к правоприменительной практике. По словам эксперта, многие формулировки перешли из предыдущего постановления на эту тему, но при этом они претерпели изменения и усовершенствования. Он добавил, что разъяснения, основанные на обобщении и анализе судебной практики, являясь усеченной разновидностью прецедентного права, объективно развиваются с течением времени.

Что такое ОСАГО и зачем нужен этот полис

Что такое ОСАГО и зачем нужен этот полис

У каждого автомобилиста есть полис ОСАГО, но многие приобретают его потому, что надо, и не задумываются, зачем он на самом деле нужен. Объясняем, почему без этого полиса на дороге не обойтись и как он работает в непредвиденных обстоятельствах.

Что такое ОСАГО

ОСАГО — это полис обязательного страхования автогражданской ответственности. Эта страховка безусловно должна быть у каждого водителя. «Закон об ОСАГО был принят в 2003 году, хотя сейчас сложно представить, что когда-то его не было. Конечно, он не решил всех проблем на дорогах, но значительно улучшил ситуацию. С ОСАГО намного сложнее организовать автоподставу, спорные ситуации сейчас решаются чаще всего между страховыми, а не между водителями в суде. И хотя водители нередко негодуют из-за роста тарифов или сложностей с ремонтом, в целом ОСАГО — это один из залогов порядка и спокойствия на дороге», — размышляет product-owner страховых продуктов Банки.ру Юлия Корнеева. Без ОСАГО при обычной проверке документов автомобилиста ждет штраф, а при ДТП, в котором он будет виноват, отсутствие полиса чревато серьезными финансовыми расходами — машину пострадавшей стороны придется ремонтировать за свой счет.

Оформить ОСАГО c экономией до 74% на Банки.ру

От чего зависит стоимость полиса

  • базовый тариф находится внутри тарифного коридора, установленного ЦБ;
  • базовый тариф умножается на одни и те же индивидуальные коэффициенты.

Иногда страховщик может применить тот или иной коэффициент ошибочно. Например, после смены прав может произойти сбой и для опытного водителя будет применен коэффициент бонус-малус как для начинающего. Если такая ошибка обнаружится, ее нужно исправить, обратившись напрямую к страховщику.

Читать статью  Каковы правила перевозки детей в легковом автомобиле

21.11.2022 13:06

В чем отличие ОСАГО от каско

Автомобиль чаще всего страхуют двумя видами полисов — ОСАГО и каско. Если ОСАГО — это обязательный вид страхования, то каско — добровольный. При покупке автомобиля в кредит банк может его не одобрить или поднять ставку без оформления каско, но формально, по закону, страхование по каско не является обязательным даже в таком случае. Одним словом, ОСАГО и каско защищают автомобиль и автомобилиста по-разному. ОСАГО покрывает ответственность водителя перед другими участниками движения. Отремонтировать свой автомобиль по ОСАГО не получится. Также полис ОСАГО компенсирует ущерб здоровью, причиненный в результате ДТП.

Важно!

Ущерб здоровью при ДТП покрывается всем участникам аварии, кроме самого водителя. То есть пассажиры авто, водитель которого виноват в ДТП, также имеют право на компенсацию вреда здоровью по ОСАГО.

24.11.2022 19:45

Каско в отличие от ОСАГО страхует автомобиль страхователя. Ущерб третьим лицам по каско компенсировать нельзя. Именно здесь кроется ответ на частый вопрос: «Зачем мне делать ОСАГО, если у меня есть каско?» По каско страховая компания отремонтирует ваше авто вне зависимости от того, стали вы виновником ДТП или нет.

Тарифы каско никак не регулируются ЦБ. Стоимость полиса зависит от стоимости автомобиля, его возраста, опыта автовладельца, количества покрываемых рисков, наличия в полисе франшизы. Иными словами, ценообразование в сегменте каско регулируется страховщиком и страхователем. Страхователь может снизить стоимость каско, исключив какие-то риски (например, оставить покрытие по рискам «угон» и «тотальный ущерб») или включив франшизу. В соответствии с пожеланиями клиента страховщик рассчитывает итоговую стоимость. ОСАГО такой гибкий подход не подразумевает: исключить риски из полиса ОСАГО невозможно.

Это добровольный вид страхования, но при покупке авто в кредит без оформления каско кредит могут не одобрить или поднять ставку по кредиту

Зависит от СК, страхуемого авто и набора рисков

Ущерб имуществу и здоровью третьих лиц

Ущерб автомобилю страхователя, но часто страховщики также предлагают дополнительно оформить полис от несчастного случая

Что влияет на цену

Базовый тариф и индивидуальные коэффициенты страхователя

Стоимость авто, включенные риски, наличие франшизы

Можно ли отказаться

В любой момент (если машина не в залоге у банка)

Обязательно ли оформлять ОСАГО и какие грозят штрафы без полиса?

Как уже было сказано, выезжать на дорогу без полиса ОСАГО нельзя. За вождение без полиса или с просроченным полисом ОСАГО предусмотрен штраф в размере 800 рублей. Взимать его будут при каждой проверке документов, при которой у водителя не окажется полиса. Если водитель не вписан в полис, но сам полис есть, штраф составит 500 рублей.

Страхование Осаго

Оформить ОСАГО на Банки.ру просто

1 Укажите данные авто и водителей
2 Сравните цены и выберите лучшее предложение
3 Оплатите и получите полис на email

Как не нарваться на мошенников и не купить фальшивый полис

Самое серьезное наказание ждет водителя с поддельным полисом ОСАГО. Если получится доказать, что полис приобретен по ошибке (например, на «фишинговом» сайте), возможно, инспектор ГИБДД ограничится штрафом 800 рублей. Но если будет доказан злой умысел и намеренная подделка документа, есть вероятность получить даже уголовное наказание.

«Именно поэтому очень важно приобретать полис ОСАГО на проверенных сайтах. Банки.ру сотрудничает только с крупными и надежными страховыми компаниями, поэтому подделка приобретенных на маркетплейсе полисов исключена. После покупки полиса в любом случае рекомендуется проверить его по базе Российского союза автостраховщиков. Напоминаю, что главная опасность в поездках без ОСАГО или с поддельным ОСАГО кроется даже не в штрафах, а в том, что в случае ДТП без полиса виновнику придется чинить автомобиль пострадавшей стороны и компенсировать ущерб здоровью за свой счет. Часто убытки оцениваются не в одну сотню тысяч рублей — для семейного бюджета это может стать катастрофой», — говорит Юлия Корнеева.

12.12.2022 13:11

Зачем нужен полис ОСАГО

Когда происходит ДТП, чаще всего есть пострадавшая сторона и виновник. По полису ОСАГО виновника ДТП компенсируется ущерб пострадавшей стороне — в этом главный смысл обязательного автогражданского страхования. Полис покрывает ущерб имуществу в пределах 400 тыс. рублей и ущерб здоровью в пределах 500 тыс. рублей каждому пострадавшему в ДТП человеку. То есть ОСАГО защищает автогражданскую ответственность перед третьими лицами, ремонт своего автомобиля по ОСАГО покрыть не получится. Если у виновника есть полис каско, свой автомобиль он будет ремонтировать уже по нему.

В случае если ущерб по ОСАГО превышает 400 тыс. рублей, разницу виновник выплачивает из своего кармана (чаще всего после суда). Однако можно также оформить полис ДСАГО. Это уже добровольный вид страхования, который расширяет лимит покрытия пострадавшей стороне в случае ДТП. Стоимость ДСАГО будет зависеть от того, на сколько вы решите расширить лимит покрытия.

Условия страхования по ОСАГО: как формируется цена и как сэкономить на ОСАГО

Рост цен на ОСАГО всегда оказывается в центре внимания аудитории, потому что он никогда не бывает незаметным. Главный фактор, который влияет на изменение цены, — расширение тарифного коридора, которое проводит ЦБ. Последнее расширение произошло осенью 2022 года. Оно было связано с тем, что цены на запчасти (из-за логистических проблем) значительно возросли, вместе с ними увеличились сроки ремонта и, как следствие, выросли расходы страховщиков. ЦБ пошел на расширение тарифного коридора, чтобы стимулировать автомобилистов водить аккуратнее и компенсировать страховщикам возросшие расходы на ремонт.

«По сути, после расширения коридора аккуратные водители, которые не попадают в ДТП, будут покупать полисы по старым ценам и иногда даже чуть ниже. А «аварийным» — придется платить за полис больше. Аккуратное вождение — это не только безопасно, но и выгодно», — рассуждает Юлия Корнеева.

В рамках тарифного коридора (от 1 646 до 7 535 рублей) страховая компания устанавливает свой базовый тариф. В случае с конкретным автомобилистом он может зависеть также от истории вождения и наличия штрафов за нарушение ПДД, но в любом случае он будет в рамках коридора ЦБ. Базовый тариф умножается на коэффициенты:

  • КТ (территориальный коэффициент): от 0,64 до 1,88.
  • КБМ (коэффициент бонус-малус): с апреля 2022 года — от 0,46 до 3,92 (чем больше стаж безаварийной езды, тем выше скидка, при получении прав коэффициент равен 1).
  • КВС (коэффициент возраста и стажа): от 0,83 до 2,27.
  • КО (коэффициент ограничения, влияет на стоимость полиса при покупке страховки с неограниченным числом водителей): 1 — если водитель один или их несколько и все вписаны в полис; 2,32 — при оформлении полиса с функцией «мультидрайв».
  • КМ (коэффициент мощности двигателя): от 0,6 до 1,6 (чем мощнее авто, тем выше коэффициент).
  • КС (коэффициент сезонности, зависит от того, сколько месяцев в году используется авто): от 0,5 до 1.

Перечисленные коэффициенты в большей степени зависят от внешних обстоятельств, а не от водителя. Единственное, на что может «повлиять» автомобилист, — это коэффициент бонус-малус (безаварийная езда). Если не становиться виновником ДТП и сохранять минимальный КБМ 0,46, можно значительно сэкономить на стоимости ОСАГО. Важно помнить, что всего одно ДТП сильно увеличивает КБМ. Коэффициент пересчитывается раз в год (1 апреля). И чтобы вернуть КБМ на прежний минимальный уровень, потребуется несколько лет безаварийной езды.

Рассчитайте стоимость ОСАГО на калькуляторе

Как оформить ОСАГО

После покупки автомобиля его нужно поставить на учет не позже, чем через десять дней после сделки. Для регистрации в ГИБДД нужен полис ОСАГО. Это значит, что на покупку полиса также дается десять дней.

Стандартно в полисе прописан срок страховки и период использования ТС. Срок страховки — это всегда один год. То есть полис действителен в течение года. Но страхователь может выбрать период использования: например, только летние или только зимние месяцы.

Минимальный период, прописываемый в полисе, — три месяца. То есть договор действует один год, но в течение года прописывается точный период использования — минимально три месяца.

Также при оформлении полиса можно указать несколько периодов использования. Например, один месяц — зимой, один — весной, три — летом, два — осенью. Периоды всегда прописываются с четкими датами.

Чем меньше период использования, тем дешевле стоит полис. Для расчета стоимости применяется коэффициент сезонности (КС): для трех месяцев — 0,5, четырех — 0,6, пяти — 0,65, для полугода — 0,7, для семи месяцев — 0,8, восьми — 0,9 и девяти — 0,95. Полис с периодом действия десять и 11 месяцев будет стоить столько же, сколько годовой.

Интересно, что полис можно оплачивать периодами. Формально ОСАГО не предполагает покупки в рассрочку, но можно оплатить сначала три месяца (половину стоимости), а затем расширять период использования ТС, добавляя новые месяцы. Полная стоимость годового полиса остается неизменной. Если оплатить сначала три месяца по коэффициенту 0,5, а затем еще три, то второй взнос составит 0,2 от полной стоимости (так как коэффициент для полугода — 0,7). В итоге можно разбить полную стоимость на части, главное — не забывать вовремя продлевать период использования ТС.

Срок, в который необходимо застраховать автомобиль

Обычно полис ОСАГО начинает действовать через три дня после покупки. Так страховые компании стараются обезопасить себя от аферистов, оформляющих страховки сразу после ДТП. Это нужно иметь в виду, чтобы вовремя продлевать ОСАГО или период использования, если вы оплачиваете полис частями.

Документы для оформления полиса

Для оформления полиса ОСАГО вам потребуются:

  • паспортные данные;
  • водительское удостоверение;
  • СТС или ПТС.

Очень важно, если вы поменяли права, предоставить данные старых прав, чтобы при расчете стоимости полиса учитывались актуальные КВС и КБМ.

Какой закон по страхованию авто

Пленум Верховного Суда принял новые разъяснения о применении законодательства об ОСАГО

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

(с изменениями на 28 декабря 2022 года)

Информация об изменяющих документах

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ (Парламентская газета, N 246-247, 28.12.2002, N 248-249, 31.12.2002, N 3, 9.01.2003);

Федеральным законом от 23 июня 2003 года N 77-ФЗ (Российская газета, N 122, 25.06.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);

Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

Федеральным законом от 28 февраля 2009 года N 30-ФЗ (Российская газета, N 36, 04.03.2009) (вступил в силу с 1 января 2010 года);

Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 267-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.12.2012);

Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.05.2013) (о порядке вступления в силу см. статью 29 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ);

Федеральным законом от 4 ноября 2014 года N 344-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.11.2014, N 0001201411050052);

Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 349-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2015, N 0001201511280031);

Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 146-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.05.2016, N 0001201605230047);

Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 214-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.06.2016, N 0001201606230049) (о порядке вступления в силу см. статью 3 Федерального закона от 23 июня 2016 года N 214-ФЗ);

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 360-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040149) (о порядке вступления в силу см. статью 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 360-ФЗ);

Федеральным законом от 28 марта 2017 года N 49-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.03.2017, N 0001201703280018) (о порядке вступления в силу см. статью 3 Федерального закона от 28 марта 2017 года N 49-ФЗ);

Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 197-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.07.2017, N 0001201707260034);

Федеральным законом от 29 декабря 2017 года N 448-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2017, N 0001201712290096) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 448-ФЗ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 88-ФЗ);

Федеральным законом от 4 июня 2018 года N 133-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.06.2018, N 0001201806040044) (о порядке вступления в силу см. статью 13 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 133-ФЗ);

Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.08.2018, N 0001201808030061) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 июля 2019 года N 256-ФЗ) (вступает в силу с 1 января 2020 года);

Федеральным законом от 18 декабря 2018 года N 473-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.12.2018, N 0001201812180044) (вступил в силу с 1 января 2019 года);

Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 88-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.05.2019, N 0001201905010024) (о порядке вступления в силу см. статью 7 Федерального закона от 1 мая 2019 года N 88-ФЗ);

Федеральным законом от 6 июня 2019 года N 122-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.06.2019, N 0001201906070001) (о порядке вступления в силу см. статью 5 Федерального закона от 6 июня 2019 года N 122-ФЗ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 98-ФЗ);

Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 408-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.12.2019, N 0001201912020033);

Федеральным законом от 24 апреля 2020 года N 147-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.04.2020, N 0001202004240048);

Читать статью  Штраф за незарегистрированное газовое оборудование (ГБО) в 2023 году

Федеральным законом от 24 апреля 2020 года N 149-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.04.2020, N 0001202004240049) (о порядке вступления в силу см. статью 4 Федерального закона от 24 апреля 2020 года N 149-ФЗ);

Федеральным законом от 25 мая 2020 года N 161-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.05.2020, N 0001202005250033) (о порядке вступления в силу см. статью 3 Федерального закона от 25 мая 2020 года N 161-ФЗ);

Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 212-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.07.2020, N 0001202007200055, Российская газета, N 162, 24.07.2020) (о порядке вступления в силу см. статью 14 Федерального закона от 20 июля 2020 года N 212-ФЗ);

Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2020, N 0001202012080096);

Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110081) (о порядке вступления в силу см. статью 138 Федерального закона от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ);

Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 331-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.07.2021, N 0001202107020046);

Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 343-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.07.2021, N 0001202107020061) (о порядке вступления в силу см. статью 35 Федерального закона от 2 июля 2021 года N 343-ФЗ);

Федеральным законом от 6 декабря 2021 года N 409-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.12.2021, N 0001202112060053) (о порядке вступления в силу см. статью 9 Федерального закона от 6 декабря 2021 года N 409-ФЗ);

Федеральным законом от 8 марта 2022 года N 46-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.03.2022, N 0001202203080001);

Федеральным законом от 1 апреля 2022 года N 81-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2022, N 0001202204010008);

Федеральным законом от 28 июня 2022 года N 190-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.06.2022, N 0001202206280019);

Федеральным законом от 28 декабря 2022 года N 569-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2022, N 0001202212280039) (о порядке вступления в силу см. статью 99 Федерального закона от 28 декабря 2022 года N 569-ФЗ).

Положения настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 223-ФЗ) применяются к отношениям между потерпевшими, страхователями и страховщиками, возникшим из договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенных после вступления в силу соответствующих положений Федерального закона от 21 июля 2014 года N 223-ФЗ, если иное не предусмотрено статьей 5 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 223-ФЗ — см. пункт 13 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 223-ФЗ.

Положения настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 28 марта 2017 года N 49-ФЗ) применяется к договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным после дня вступления в силу Федерального закона от 28 марта 2017 года N 49-ФЗ — см. часть 4 статьи 3 Федерального закона от 28 марта 2017 года N 49-ФЗ.

Принят
Государственной Думой
3 апреля 2002 года

Одобрен
Советом Федерации
10 апреля 2002 года

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 223-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;

использование транспортного средства — эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства;

владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;

водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо;

потерпевший — лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства — участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»);

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2008 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 306-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 14 июня 2012 года N 78-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

место жительства (место нахождения) потерпевшего — определенное в соответствии с гражданским законодательством место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, признаваемых потерпевшими;

договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, правилами обязательного страхования, и является публичным;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 апреля 2017 года Федеральным законом от 28 марта 2017 года N 49-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 29 октября 2019 года Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 88-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

страхователь — лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования;

страховщик — страховая организация и иностранная страховая организация, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 251-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 августа 2021 года Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 343-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

страховой случай — наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховое возмещение;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2008 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 306-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 28 апреля 2017 года Федеральным законом от 28 марта 2017 года N 49-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

страховые тарифы — ценовые ставки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов;

компенсационные выплаты — платежи, которые осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом в случаях, если страховое возмещение по договору обязательного страхования или возмещение страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков, заключенным в соответствии со статьей 26_1 настоящего Федерального закона, в счет страхового возмещения не могут быть осуществлены;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 223-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 28 апреля 2017 года Федеральным законом от 28 марта 2017 года N 49-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

представитель страховщика в субъекте Российской Федерации (далее — представитель страховщика) — обособленное подразделение страховщика в субъекте Российской Федерации, выполняющее полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховом возмещении, прямом возмещении убытков, по организации осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков, по организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, а также по осуществлению страхового возмещения, прямого возмещения убытков, или другой страховщик, наделенный всеми или частью указанных полномочий и присоединившийся к соглашению о прямом возмещении убытков;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 223-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 28 марта 2017 года N 49-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 29 октября 2019 года Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 88-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

прямое возмещение убытков — возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего — владельца транспортного средства;

(Абзац дополнительно включен с 1 марта 2008 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 306-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 февраля 2010 года Федеральным законом от 1 февраля 2010 года N 3-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)

направление на ремонт — документ, подтверждающий право потерпевшего на восстановительный ремонт его транспортного средства на определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом станции технического обслуживания;

(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 223-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 28 апреля 2017 года Федеральным законом от 28 марта 2017 года N 49-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

урегулирование требований, возникающих в связи со страхованием в рамках международных систем страхования, — рассмотрение требований потерпевших, национальных объединений страховых организаций других стран и иных участников международных систем страхования о страховом возмещении причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий вреда владельцами транспортных средств, ответственность которых застрахована в рамках международных систем страхования, и, если в результате такого рассмотрения не принято решение об отказе, осуществление страховой выплаты, а также возмещение расходов лицу или лицам, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом, требованиями международных систем страхования, правилами профессиональной деятельности профессионального объединения страховщиков осуществили данную страховую выплату.

(Абзац дополнительно включен с 1 сентября 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 223-ФЗ)

договор на организацию восстановительного ремонта — договор, заключенный между страховщиком и станцией технического обслуживания и устанавливающий в том числе обязанность станции технического обслуживания провести восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страхового возмещения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(Абзац дополнительно включен с 28 апреля 2017 года Федеральным законом от 28 марта 2017 года N 49-ФЗ)

2. Понятия, указанные в настоящей статье, могут быть уточнены в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

1. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 октября 2019 года Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 88-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

4. В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» в области обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств может быть установлено специальное регулирование, отличающееся от регулирования, предусмотренного положениями настоящего Федерального закона. Такое специальное регулирование устанавливается программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утвержденной в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». Положения данной программы, устанавливающие условия экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, могут изменять или исключать действие положений настоящего Федерального закона в случае, если это прямо предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Основные принципы обязательного страхования

Основными принципами обязательного страхования являются:

гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных настоящим Федеральным законом;

всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств;

недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности;

экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.

Глава II. Условия и порядок осуществления обязательного страхования

Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности

1. Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (абзац в редакции, введенной в действие с 1 марта 2008 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 306-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и въезжающего на территорию Российской Федерации, обязан иметь договор страхования гражданской ответственности, заключенный на условиях настоящего Федерального закона или в рамках международных систем страхования.

(Абзац дополнительно включен с 29 октября 2019 года Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 88-ФЗ)

Источник https://www.advgazeta.ru/obzory-i-analitika/plenum-verkhovnogo-suda-prinyal-novye-razyasneniya-o-primenenii-zakonodatelstva-ob-osago/

Источник https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10977425

Источник https://docs.cntd.ru/document/901817083

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: