Какой принцип работы мультиклапана ГБО?

Что такое мультиклапан ГБО

Мультиклапаном называют специальное устройство в газобаллонном оборудовании автомобиля, которое обеспечивает безопасность. Это запорная арматура, которая выполняет множество задач, а именно — предотвращает утечку газа и создания аварийных ситуаций. Кроме того, с его помощью из баллона поступает газ в подкапотную часть автомобиля.

Мультиклапан ГБО – это блок, который состоит из предохранительной, запорной, контрольной и исполнительной систем. Устройство является циферблатом, на котором видно остаток топлива, в зависимости от положения поплавка.

Такой блок арматуры устанавливают на горловину баллона. Он выступает как запорное устройство и отвечает за выполнение следующих функций:

— Не позволяет баллону переполнятся – после наполнения баллона на 80% останавливается подача топлива, остальные 20% занимает паровая подушка, которая поддерживает необходимое давление в баллоне. Полное заполнение запрещено, поскольку сжижений газ имеет большой коэффициент расширения, так что избыточный жидкий газ в баллоне крайне опасен и нежелателен.

— Регулирует скорость вышедшего топлива с помощью скоростного клапана. При разрыве магистрального трубопровода может произойти утечка, но клапан регулирует с какой скоростью попадает газ в моторный отсек и предотвращает ее.

— Защищает при возможности разрушения – при значительном повышении температуры и давления излишний газ выбрасывается из автомобиля с помощью системы вентиляции.

— Уровень газа – с помощью этого датчика можно контролировать количество топлива.

— Обратный клапан – при отсоединении струбцины на заправке благодаря данной технологии газ не вытекает за пределы баллона.

Различия по классам. Мультиклапаны ГБО делятся на классы:

Мультиклапан Класс «В»

В состав Мультиклапана входят следующие элементы:

  • штуцер для присоединения трубки от внешнего заправочного узла;
  • штуцер для присоединения расходной трубки;
  • вентиль, перекрывающий расходный канал;
  • автоматический запорный клапан;
  • клапан отсечки с поплавком, не позволяющий наполнить баллон более чем на 80%;
  • магнитная система индикации уровня газа;
  • скоростной клапан, который вмонтирован в расходный канал мультиклапана и перекрывает расходный канал при достижении максимальной скорости выхода газа из баллона (например, при обрыве расходной трубки магистрали).

Мультиклапан Класс «А»

Следующим шагом развития стали Мультиклапаны класса «А» Помимо вышеперечисленных элементов, добавлен:

  • пружинный клапан аварийного сброса, срабатывающий, если давление в баллоне превышает допустимое. По итогу повышения давления мультиклапан сбрасывает избыток газа в вентилируемую полость до того момента, пока давления не понизится до необходимого значения.

Мультиклапан Класс «EURO»

Последней модификацией является класс EURO. Дополнениями к уже знакомой конструкции стали:

  • электромагнитный клапан;
  • предохранительная плавкая вставка (противопожарный клапан)

Мультиклапан класса EURO занимает лидирующую позицию, т.к. он обеспечивает безопасную эксплуатацию газового оборудования и удобство при обслужвивании в сервисном центре.

Обзор мультиклапанов от основных производителей

Все известные основные производители ГБО занимаются выпуском различно укомплектованной продукции. Все компании предоставляют гарантию и возможность технического обслуживания. Самыми востребованными являются изделия таких фирм:

1) Tomasetto (Томасетто).

Мультиклапан Томасетто изготовляет итальянская компания. Они отличаются безопасностью, надежностью и простотой в обслуживании.

Компания выпускает клапаны трех видов.

Мультиклапан Томасетто Мультиклапан Томасетто

— Tomasetto AT₀₀ состоит из клапана с поплавком для выброса газа, вентилей, чтобы перекрывать заправочный и расходный каналы и штуцеров. Его относят к классу «В».

— Tomasetto AT₀₁ имеет пружинные и скоростные клапаны, относится к классу «А».

— Tomasetto AT₀₂ — современное устройство, которое имеет электроклапан, встроенный в изделие. Отличается наличием пожарного клапана.

Весь ассортимент клапанов от Tomasetto различают согласно вида баллона (тороидальный, цилиндрический), угла установки (0⁰, 30⁰, 90⁰), типа работы (электрический, механический), размера.

В тоже время существуют разные комплектации: с/без контрольной стрелки, наличие катушки, наличие заправочного устройства и т.д.

Производитель дает гарантию на 12 месяцев.

2) Lovato (Ловато).

Мультиклапан Ловато – достаточно бюджетный вариант, который легко настроить. Передняя часть состоит из отверстий, через которые входит и выходит газ, индикаторной стрелки и вентиля для перекрытия расходного и заправочного каналов.

Задняя панель состоит из топливнозапорной трубки, резинового уплотнительного кольца, привода датчика уровня, заглушенного технологического отверстия под клапан сброса паровой фазы, скоростного клапана и механизма для отсекания газовой смеси.

Из-за распространённости мультиклапанов Lovato, их часто подделывают. Поэтому безопаснее установить сразу всю систему газового оборудования, в которой все детали подобраны друг под друга.

3) BRC (БРС).

Мультиклапан БРС является частью элитных и дорогих систем газобаллонного оборудования.

Фирма выпускает в основном системы четвертого поколения ГБО. Компания является новатором и постоянно внедряет новые технологии при производстве своих изделий, поэтому занимает лидирующие позиции на мировом рынке газобаллонного оборудования.

Мультиклапан БРС Мультиклапан БРС

Производитель «BRC» зачастую пользуется системами 4 видов:

— BRC Sequent Alba

— BRC Sequent Plug and Drive

— BRC Sequent Direct Injection

4) Atiker (Атикер)

Мультиклапан Атикер – многофункциональный электромагнитный клапан последней модификации. Мультиклапаны Atiker имеют предохранительный клапан, что является основным их отличием среди других типичных товаров. Наличие этого клапана способствует перекрытию газа если обнаружена его утечка, которая может произойти через обрыв газовой трубки под днищем автомобиля или под капотом.

Мультиклапан Атикер

Гарантия от компании Atiker будет действовать на весь товарный ассортимент в течении 2 лет.

Мультиклапан ГБО – очень важный элемент в конструкции газобаллонного оборудования, благодаря которой обеспечивается безопасность как автомобиля, так и водителя. Поэтому стоит выбирать только качественные и надежные клапаны от проверенных производителей. На сегодняшний день лучшим вариантом будет установка мультиклапана «EURO» класса.

Какой принцип работы мультиклапана ГБО?

Сегодня мы рассмотрим такую составляющую комплектации как мультиклапан ГБО. Для чего же он нужен?

Мультиклапан газобаллонного оборудования – дополнительное устройство из нескольких элементов для обеспечения безопасности в эксплуатации.

Мультиклапан ГБО

Мультиклапан ГБО 1-4 поколения: устройство, виды, принцип работы, какой и как подобрать для баллона

Первоначально системы на газовом топливе решали только основные задачи:

  • Дозировка газовой смеси;
  • Прогрев газа;
  • Подача смеси в двигатель внутреннего сгорания.

После того, как производители газовых систем провели унификацию горловин емкостей, появилась возможность установки запорной арматуры по единому стандарту. Позже подобный узел был модифицирован как мультиклапан.

Функции устройства

Назначение мультиклапана ГБО заключается в предотвращении утечки топливно-газовой смеси при возникновении внештатной ситуации. Мультиклапан ГБО выполняет следующие функции:

  • Контрольная
  • Запорная
  • Исполнительная
  • Предохранительная

Благодаря специальному датчику, который дает возможность оценить наглядно объем газа, осуществляется контрольная функция. Устройство оснащено запорными вентилями. С помощью них можно перекрывать магистральный трубопровод и трубопровод для заправки.

Читать статью  Гидравлический клапан. Ключевые аспекты и применение в современных технологиях

Если емкость заполнена газом в жидкой фазе до 80%, срабатывает предохранительная функция. Тогда запорный механизм прекращает подачу газовой смеси. Газовая смесь в сжиженном состоянии обладает высоким коэффициентом объемного расширения при резком перепаде температурного режима.

Значение коэффициента в 10-15 раз для газа превышает показатель для воды. Это является причиной, почему важен контроль объема поступающего газа. Исполнительная функция осуществляет безопасную подачу сжиженного газа к редуктору.

Это возможно благодаря некоторым аспектам. Обратный клапан блокирует поток газа из баллонной емкости в случае, когда отсоединилась струбцина. Скоростной клапан позволяет осуществлять контроль скорости, с которой подается сжиженный газ, а так же сводит к минимуму вероятность утечки при разрыве магистрального трубопровода.

Предохранительный клапан сбрасывает лишний газ в аварийном режиме за пространство корпуса автомобиля через вентиляционный блок (например при реском скачке температуры или возгорании автомобиля).

Типы мультиклапанов

Есть некоторые отличительные особенности в конструкциях мультиклапанов, что позволяет их разделить на несколько типов:

  • Класс В (в данное время к применению запрещен) чаще всего устанавливается на газовый баллон объемом в пределах 50 литров. В конструкции клапана этого вида не предусматриваются аварийный клапан и датчик для оценки уровня газа в баллоне.
  • Класс А оснащен клапаном для стравливания газа в аварийных ситуациях при нагревании и датчиком контроля уровня смеси.
  • Класс А с катушкой, тоже, что и класс А, плюс оборудован катушкой, которая должна перекрывать подачу газа при выходе из баллона.

Схема узла

Общая схема устройства мультиклапана ГБО такова:

  • Вентиль, который перекрывает канал для расхода;
  • Вентиль, который перекрывает канал для заправки (при наличии);
  • Штуцер, с помощью которого присоединяется заправочная трубка;
  • Штуцер, с помощью которого присоединяется трубка для расхода (меньшего диаметра, нежели заправочная);
  • Система на магнитах, позволяющая определять уровень газа в баллоне;
  • Клапан, имеющий поплавок, чтобы отсекать подачу газовой смеси при достижении 80% объема (при повышении температуры газ расширяется);
  • Механические или электрические клапаны – пружинный или скоростной

Способы монтажа

Мультиклапан ГБО 1-4 поколения: устройство, виды, принцип работы, какой и как подобрать для баллона

Классификация мультиклапана связана и монтажными особенностями. Они заключаются в типах баллонов, которые бывают цилиндрическими, тороидальными внешними и внутренними.

Для любых баллонов мультиклапан размещается внутри коробки для вентиляции с выходящими наружу шлангами. Такая конструкция вызвана тем, что при разгерметизации мультиклапана нужно предотвращать проникновение газа в салон машины.

Мультиклапан ГБО 1-4 поколения: устройство, виды, принцип работы, какой и как подобрать для баллона

Монтаж с цилиндрическими баллонными емкостями подразумевает три варианта:

  • Использование колпака (материал — силикон);
  • Использование цилиндра со съемной крышкой, который приваривают к газовому баллону;
  • Использование специального корпуса с крышкой из пластмассы, а так же с двумя фланцами, из которых выходят шланги вентиляции.

Баллон в виде тора, имеющий внешнюю горловину, допускает вентиляционный блок из пластмассы или силикона. Вентиляция осуществляется через отверстия в кузове, куда подводятся трубки для заправки и расхода.

Внутренние баллоны в виде тора устанавливаются под запасным колесом в багажнике. Для них используются блоки вентиляции из силикона или пластмассы.

Читайте также: Как установить ГБО на двигатель?

Принцип действия

Мультиклапан ГБО имеет следующий принцип работы. Топливно-газовая смесь под давлением проходит в баллон через порт для заправки. На пропускной клапан оказывается давление. Запорный клапан освобождается тогда, когда баллон заполнен достаточным количеством газа для поднятия поплавка.

После этого датчик отслеживает уровень до контрольного значения, и запорный клапан прекращает выведение топлива. Если давление – избыточное, то испаренный газ через открытый аварийный клапан стравливается в вентиляционный короб. Из него выходят вентиляционные каналы, которые выводят газовую смесь наружу.

Соединения узлов, где возможно высокое давление, собирается из уплотнительных муфт из меди. Таким образом обеспечивается надежность, которая может быть нарушена лишь при высоких вибрациях, как следствие нарушения правил установки оборудования.

В руководстве по эксплуатации ГБО идет речь о том, что для соблюдения безопасности необходимо перекрывать вентили для заправочной магистрали и расходного канала при установке автомобиля на стоянке (в гараже). Тогда вентиляционная камера будет закрытой и стравленная топливно-газовая смесь не попадет в салон.

При наличии электро-магнитной катушки на мультиклапане ГБО подача газа перекрывается автоматически при переходе на бензин или остановке двигателя и не требует ручного вмешательства.

Некоторые производители

К основным производителям мультиклапана ГБО можно отнести:

  • Lovato;
  • Emer;
  • Mimgas;
  • Aldesa;
  • Atiker;
  • BRC;
  • Tomasetto

Из описанных представителей наиболее распространены клапаны от Lovato (Класс В) и Tomasetto (Класс А), поэтому рассмотрим их отдельно.

Tomasetto

Мультиклапан ГБО Томасетто является востребованным и популярным изделием итальянской компании. Это безопасность, надежность и простота в обслуживании.
Согласно международным стандартам есть три разновидности клапана.

  • Tomasetto AT₀₀ относится к классу «В». Его основные элементы: клапан с поплавком для отсечения газа, вентили для перекрытия заправочного и расходного каналов, штуцеры.
  • Tomasetto AT₀₁ оснащен пружинным и скоростным клапанами, поэтому классифицируется как тип «А».
  • Tomasetto AT₀₂ — более новая модель со электроклапаном, встроенном в изделие. Отличительной особенностью является наличие пожарного клапана.

Все клапаны от Tomasetto варьируются в зависимости от вида баллона (тороидальный, цилиндрический), угла установки (0⁰, 30⁰, 90⁰), типа работы (электрический, механический), размерам.

Кроме этого, возможны различные комплектации: отсутствует контрольная стрелка, есть катушка, есть заправочное устройство, присутствует выносное заправочное устройство и другие варианты. Гарантия дается на 12 месяцев на качественные материалы, корректную калибровку и производственные дефекты.

Lovato

Мультиклапан ГБО Ловато – это бюджетное изделие, достаточно простое в настройке.
Передняя панель представляет собой отверстия для входа и выхода газа, стрелку индикатора и вентили для перекрытия расходного и заправочного каналов.

Задняя часть имеет топливнозаборную трубку, уплотнительное кольцо из резины, привод датчика уровня, заглушенное технологическое отверстие под клапан сброса паровой фазы, механизм для отсекания газовой смеси и скоростной клапан. Принцип действия заключается в следующем:

  1. Газовая смесь оказывает давление на клапан
  2. Шток клапана соприкасается с втулкой с вращающимся поплавком
  3. При поднятии поплавка, шток входит в прорез на втулке и перекрывает доступ топливной смеси
  4. Как только осуществлена заправка, клапан в результате действия давления перемещается к входному отверстию, закрывая выход.

В виду распространённости изделий Lovato, часто изготавливают подделки. Рекомендуется устанавливать всю систему газового оборудования от Lovato, а не только один мультиклапан – на каждой детали будет логотип компании и все комплектующие подобраны друг под друга.

Функции мультиклапана ГБО, советы по установке и безопасности, а также устройство и неисправности компонента

Мультиклапан ГБО 1-4 поколения: устройство, виды, принцип работы, какой и как подобрать для баллона

Мультиклапан – один из основных компонентов автомобильного газобаллонного оборудования. Он монтируется возле горловины баллона. Устройство необходимо для безопасного наполнения емкости, хранения газа и его правильного расходования.

Читайте также: Как работает редуктор ГБО?

Уже из названия этого компонента ГБО можно понять, что имеется в виду большое количество клапанов. Производители предлагают весьма разнообразные виды этих устройств, поэтому выбирать действительно непросто.

Читать статью  Ремонт системы питания двигателей, работающих на газовом топливе

Основные функции

У каждого клапана есть своя функция:

  1. Обратный клапан. Предотвращает утечку газа через магистраль для заправки.
  2. Скоростной клапан. Прекращает подачу газа в случае повреждения магистрали.
  3. Механический запорный клапан. Прекращает выход газового топлива (обычно задействуется при ремонте ГБО для страховки).
  4. Электрический клапан. В нём установлен соленоид, перекрывающий подачу газа из резервуара. Механизм срабатывает, когда двигатель останавливается или переходит на работу на бензине.
  5. Клапан сброса давления. Когда давление в резервуаре достигает 27 бар, клапан на непродолжительное время откроется для сброса газа в паровой фазе под автомобиль.
  6. Плавкий клапан (аварийный). Он срабатывает только в крайних случаях. Обычно это случается при пожаре, когда появляется вероятность разрыва емкости с газом. Клапан плавится, что приводит к разгерметизации для предотвращения разрыва баллона.

Некоторые грузовики до сих пор ездят с баллонами старого типа, у которых вообще нет мультиклапана. Вместо этого компонента они оснащены клапанами и штуцерами, вваренными прямо в резервуар.

Классы безопасности

Существует три категории мультиклапанов:

  • класс «А»;
  • класс «B»;
  • класс «Евро».

Класс «А» активно используется на территории нашей страны. Такие мультиклапаны имеют ограничитель наполнения баллона и клапан сброса слишком высокого давления. Такое может произойти, например, при полной заправке баллона на улице в холодное время года и последующем перемещении автомобиля в теплый гараж.

Скоростной клапан задействуется, если газ из баллона начинает выходить со слишком большой скоростью. Обычно это происходит при повреждении трубопровода. После его срабатывания газ подаваться не будет. Для возврата шарика в штатное положение, необходимо закрутить винт, расположенный на мультиклапане.

На текущий момент законодательство многих стран, среди которых и Россия, запрещает устанавливать мультиклапан класса «А». Класс «B» – один из самых простых видов мультиклапанов. Он оснащается клапаном отсечки и поплавком, ограничивающим возможность наполнения резервуара с газом на уровне 80% от полного объема.

Некоторые народные умельцы удаляют этот ограничитель с целью увеличения пробега на одной заправке, но это делать категорически запрещено! Отсутствие клапана сброса давления приведёт к тому, что при росте давления внутри резервуара лишний газ не будет сброшен и случится разрыв емкости.

Класс «Евро» – оптимальное решение. Это наиболее безопасная разновидность мультиклапанов. В отличие от устройств класса «A» оснащается пожарным клапаном, который задействуется при росте температуры.

В результате разрушения плавкой вставки происходит снижение давления, поэтому удаётся предотвратить разрыв баллона. В России разрешено устанавливать только мультиклапана класса «Евро».

Устройство и работа в авто на 4 поколении

Устройство мультиклапана Томасетто предусматривает наличие корпуса, выполненного из латуни. К нему крепятся разные клапаны, трубка для забора газа и поплавок. Это достаточно сложная и продуманная конструкция, в которой важны все мелочи. Для лучшего понимания – резиновый уплотнитель в соединении должен выдержать давление свыше 27 атмосфер.

  1. Поплавок. Этот элемент изготавливается из пластика либо вспененного материала.
  2. Указатель уровня топлива. Встречаются механические (стрелочные) элементы и стрелочно-электронные с функцией отображения информации в салоне транспортного средства. Сенсоры бывают резистивными (с двумя проводами) и датчиками на эффекте Холла (с тремя проводами). Датчик нуждается в питании (5 или 12 вольт). Датчики Холла отличаются увеличенным сроком службы и более точными показаниями.
  3. Клапаны – скоростной, обратный, клапан сброса давления, плавкий (пожарный), электромагнитный.
  4. Механический запорный клапан или кран используется при выполнении ремонта газобаллонного оборудования. В старых мультиклапанах также применялся механический кран, расположенный на входе в емкость с газом.

Вентиляционная камера

Иногда может возникать вопрос о том, куда происходит сброс лишнего газа при возникновении аварийной ситуации. Если баллон расположен в багажнике автомобиля, сброс произойдёт в багажный отсек. Последствия будут весьма неприятными.

Читайте также: Как осуществить установку ГБО на Ниву?

При установке тороидального баллона в нишу для запасного колеса в нижней части грузового отсека необходимо сделать отверстие и смонтировать трубку для отвода газа под машину. Верхняя часть ниши для мультиклапана закрывается с помощью герметичной крышки.

Как установить – выбор угла и размера

Для выбора оптимального угла расположения и размера мультиклапана ГБО придерживайтесь рекомендаций из таблицы, опубликованной ниже.

МультиклапанТип баллона
ЦилиндрическийТороидальный
Угол установки горловиныРасположение горловины
3090внешняявнутренняя
Угол установки мультиклапана309030
Размер мультиклапанаРазмер мультиклапана должен соответствовать диаметру или высоте баллона

При установке газобаллонного оборудования на автомобили с высокопроизводительными двигателями большого рабочего объема обычно используются мультиклапаны с маркировкой EXTRA. Они отличаются заборной трубкой, входными и выходными отверстиями большего диаметра.

Помните о том, что мультиклапаны классов «А» и «В» являются небезопасными, поэтому их нельзя устанавливать и эксплуатировать. Отличить устройства класса «В» можно по отсутствию крупной пружины, не допускайте их применения на своём транспортном средстве.

Смотрите также актуальное видео о том, как установить мультиклапан ГБО в соответствии со всеми требованиями:

Согласно действующим на текущий момент нормам, в РФ разрешено устанавливать только баллоны, на которых присутствует электрический газовый клапан. Он сможет прервать подачу топлива в том случае, когда двигатель остановится. Положение ключа в замке зажигания при этом значения не имеет.

Лидеры на рынке — Tomasetto, Lovato, BRC, Atiker

Сегодня в продаже представлены мультиклапаны разных производителей. Максимальным спросом пользуется продукция компаний Lovato («Ловато»), Tomasetto («Томасетто»), BRC («БРС») и Atiker («Атикер»). Встречаются и другие марки, но они практически не востребованы, поэтому перечислять всех производителей нет смысла.

Отметим, что чаще всего покупают мультиклапаны Lovato и Tomasetto. У каждого варианта есть свои преимущества и недостатки. Больше информации об этих производителях газобаллонного оборудования вы сможете найти в соответствующей статье нашего сайта.

Возможные неисправности

Мультиклапан – важный компонент ГБО, от которого напрямую зависит безопасность его использования. Поэтому неисправности в работе этого узла недопустимы. Отметим, что поломки случаются довольно редко. Иногда коррозия может разрушать болты, которыми мультиклапан крепится к баллону. Избежать проблемы можно с помощью применения антикоррозионных средств и дополнительной защиты болтов.

Мультиклапан ГБО 1-4 поколения: устройство, виды, принцип работы, какой и как подобрать для баллона

Ещё один проблемный момент – наличие загрязнения в газовом топливе. Частицы мусора, вода, смазка насосов могут помешать работе мультиклапана. Попадание грязи в скоростной клапан может привести к уменьшению диаметра магистрали. В итоге двигатель будет испытывать нехватку топлива для эффективной работы при серьезных нагрузках.

Также иногда возникает проблема с перемещением поплавка внутри баллона. Грязь и влага приводят к тому, что поплавок перестаёт двигаться. В результате – неправильное отображение уровня топлива и невозможность срабатывания клапана, отсекающего заправку газа.

Поплавок может заклинить и в максимально поднятой позиции, в результате чего вы вообще не сможете заправить баллон, так как будет включаться отсекающий клапан. Попадание грязи в электрический клапан порой доставляет немало хлопот. В итоге соленоид просто не может перемещаться, и отверстие клапана остаётся закрытым.

Выводы

Учитывая тот факт, что работоспособность мультиклапана обеспечивает максимальную безопасность эксплуатации газобаллонного оборудования, к его выбору и установке необходимо подойти со всей ответственностью.

Читать статью  Гнутся ли клапана на двигателе Рено Логан?

При обнаружении малейших признаков неисправности одного из клапанов, необходимо провести тщательную диагностику системы и устранить проблему. Если вы намерены выполнить установку или ремонт этого компонента ГБО своими силами, рекомендуем проконсультироваться у специалистов. Не экономьте на своей безопасности!

Мультиклапан ГБО

Мультиклапан ГБО

Сегодня мы рассмотрим такую составляющую комплектации как мультиклапан ГБО. Для чего же он нужен? Мультиклапан газобаллонного оборудования – дополнительное устройство из нескольких элементов для обеспечения безопасности в эксплуатации.

Первоначально системы на газовом топливе решали только основные задачи:

  • Дозировка газовой смеси;
  • Прогрев газа;
  • Подача смеси в двигатель внутреннего сгорания.

После того, как производители газовых систем провели унификацию горловин емкостей, появилась возможность установки запорной арматуры по единому стандарту. Позже подобный узел был модифицирован как мультиклапан.

Функции устройства

Назначение мультиклапана ГБО заключается в предотвращении утечки топливно-газовой смеси при возникновении внештатной ситуации.

Мультиклапан ГБО выполняет следующие функции:

  • Контрольная
  • Запорная
  • Исполнительная
  • Предохранительная

Благодаря специальному датчику, который дает возможность оценить наглядно объем газа, осуществляется контрольная функция.

Устройство оснащено запорными вентилями. С помощью них можно перекрывать магистральный трубопровод и трубопровод для заправки.

Если емкость заполнена газом в жидкой фазе до 80%, срабатывает предохранительная функция. Тогда запорный механизм прекращает подачу газовой смеси. Газовая смесь в сжиженном состоянии обладает высоким коэффициентом объемного расширения при резком перепаде температурного режима. Значение коэффициента в 10-15 раз для газа превышает показатель для воды. Это является причиной, почему важен контроль объема поступающего газа.

Исполнительная функция осуществляет безопасную подачу сжиженного газа к редуктору. Это возможно благодаря некоторым аспектам. Обратный клапан блокирует поток газа из баллонной емкости в случае, когда отсоединилась струбцина.

Скоростной клапан позволяет осуществлять контроль скорости, с которой подается сжиженный газ, а так же сводит к минимуму вероятность утечки при разрыве магистрального трубопровода.

Предохранительный клапан сбрасывает лишний газ в аварийном режиме за пространство корпуса автомобиля через вентиляционный блок (например при реском скачке температуры или возгорании автомобиля).

Типы мультиклапанов

Есть некоторые отличительные особенности в конструкциях мультиклапанов, что позволяет их разделить на несколько типов:

  • Класс В (в данное время к применению запрещен) чаще всего устанавливается на газовый баллон объемом в пределах 50 литров. В конструкции клапана этого вида не предусматриваются аварийный клапан и датчик для оценки уровня газа в баллоне.
  • Класс А оснащен клапаном для стравливания газа в аварийных ситуациях при нагревании и датчиком контроля уровня смеси.
  • Класс А с катушкой, тоже, что и класс А, плюс оборудован катушкой, которая должна перекрывать подачу газа при выходе из баллона.

Схема узла

Общая схема устройства мультиклапана ГБО такова:

  • Вентиль, который перекрывает канал для расхода;
  • Вентиль, который перекрывает канал для заправки (при наличии);
  • Штуцер, с помощью которого присоединяется заправочная трубка;
  • Штуцер, с помощью которого присоединяется трубка для расхода (меньшего диаметра, нежели заправочная);
  • Система на магнитах, позволяющая определять уровень газа в баллоне;
  • Клапан, имеющий поплавок, чтобы отсекать подачу газовой смеси при достижении 80% объема (при повышении температуры газ расширяется);
  • Механические или электрические клапаны – пружинный или скоростной

Мультиклапан

Способы монтажа

Классификация мультиклапана связана и монтажными особенностями. Они заключаются в типах баллонов, которые бывают цилиндрическими, тороидальными внешними и внутренними.

Для любых баллонов мультиклапан размещается внутри коробки для вентиляции с выходящими наружу шлангами. Такая конструкция вызвана тем, что при разгерметизации мультиклапана нужно предотвращать проникновение газа в салон машины.

Мультиклапан ГБО

Монтаж с цилиндрическими баллонными емкостями подразумевает три варианта:

  • Использование колпака (материал — силикон);
  • Использование цилиндра со съемной крышкой, который приваривают к газовому баллону;
  • Использование специального корпуса с крышкой из пластмассы, а так же с двумя фланцами, из которых выходят шланги вентиляции.

Баллон в виде тора, имеющий внешнюю горловину, допускает вентиляционный блок из пластмассы или силикона. Вентиляция осуществляется через отверстия в кузове, куда подводятся трубки для заправки и расхода.

Внутренние баллоны в виде тора устанавливаются под запасным колесом в багажнике. Для них используются блоки вентиляции из силикона или пластмассы.

Принцип действия

Мультиклапан ГБО имеет следующий принцип работы.
Топливно-газовая смесь под давлением проходит в баллон через порт для заправки. На пропускной клапан оказывается давление. Запорный клапан освобождается тогда, когда баллон заполнен достаточным количеством газа для поднятия поплавка. После этого датчик отслеживает уровень до контрольного значения, и запорный клапан прекращает выведение топлива.

Мультиклапан ГБО

Если давление – избыточное, то испаренный газ через открытый аварийный клапан стравливается в вентиляционный короб. Из него выходят вентиляционные каналы, которые выводят газовую смесь наружу. Соединения узлов, где возможно высокое давление, собирается из уплотнительных муфт из меди. Таким образом обеспечивается надежность, которая может быть нарушена лишь при высоких вибрациях, как следствие нарушения правил установки оборудования.

В руководстве по эксплуатации ГБО идет речь о том, что для соблюдения безопасности необходимо перекрывать вентили для заправочной магистрали и расходного канала при установке автомобиля на стоянке (в гараже). Тогда вентиляционная камера будет закрытой и стравленная топливно-газовая смесь не попадет в салон.

При наличии электро-магнитной катушки на мультиклапане ГБО подача газа перекрывается автоматически при переходе на бензин или остановке двигателя и не требует ручного вмешательства.

Некоторые производители

К основным производителям мультиклапана ГБО можно отнести:

  • Lovato;
  • Emer;
  • Mimgas;
  • Aldesa;
  • Atiker;
  • BRC;
  • Tomasetto

Из описанных представителей наиболее распространены клапаны от Lovato (Класс В) и Tomasetto (Класс А), поэтому рассмотрим их отдельно.

Tomasetto

Мультиклапан ГБО Томасетто является востребованным и популярным изделием итальянской компании. Это безопасность, надежность и простота в обслуживании.
Согласно международным стандартам есть три разновидности клапана.

  • Tomasetto AT₀₀ относится к классу «В». Его основные элементы: клапан с поплавком для отсечения газа, вентили для перекрытия заправочного и расходного каналов, штуцеры.
  • Tomasetto AT₀₁ оснащен пружинным и скоростным клапанами, поэтому классифицируется как тип «А».
  • Tomasetto AT₀₂ — более новая модель со электроклапаном, встроенном в изделие. Отличительной особенностью является наличие пожарного клапана.

Все клапаны от Tomasetto варьируются в зависимости от вида баллона (тороидальный, цилиндрический), угла установки (0⁰, 30⁰, 90⁰), типа работы (электрический, механический), размерам.

Кроме этого, возможны различные комплектации: отсутствует контрольная стрелка, есть катушка, есть заправочное устройство, присутствует выносное заправочное устройство и другие варианты.

Гарантия дается на 12 месяцев на качественные материалы, корректную калибровку и производственные дефекты.

Lovato

Мультиклапан ГБО Ловато – это бюджетное изделие, достаточно простое в настройке.
Передняя панель представляет собой отверстия для входа и выхода газа, стрелку индикатора и вентили для перекрытия расходного и заправочного каналов.
Задняя часть имеет топливнозаборную трубку, уплотнительное кольцо из резины, привод датчика уровня, заглушенное технологическое отверстие под клапан сброса паровой фазы, механизм для отсекания газовой смеси и скоростной клапан.

Принцип действия заключается в следующем:

  1. Газовая смесь оказывает давление на клапан
  2. Шток клапана соприкасается с втулкой с вращающимся поплавком
  3. При поднятии поплавка, шток входит в прорез на втулке и перекрывает доступ топливной смеси
  4. Как только осуществлена заправка, клапан в результате действия давления перемещается к входному отверстию, закрывая выход.

В виду распространённости изделий Lovato, часто изготавливают подделки. Рекомендуется устанавливать всю систему газового оборудования от Lovato, а не только один мультиклапан – на каждой детали будет логотип компании и все комплектующие подобраны друг под друга.

Источник https://mirgbo.ru/vse-o-gbo/chto-takoe-multiklapan-gbo/

Источник https://propan-metan.ru/ustrojstvo-gbo/kakoj-printsip-raboty-multiklapana-gbo.html

Источник https://gbo4auto.ru/komplektaciya-gbo/multiklapan-gbo.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: