Что нужно знать о регулировке клапанов

Регулировка клапанов: для чего она нужна и что дает

Двигатели внутреннего сгорания, которые устанавливаются на современных автомобилях, это достаточно сложные механизмы с множеством деталей. Поэтому для нормальной работы на протяжении длительного времени они требуют правильного обслуживания.

К сожалению, многие автомобилисты не уделяют этому должного внимания. Например, они не очень хорошо понимают, для чего нужна регулировка клапанов и часто игнорируют эту процедуру, что приводит к дополнительным поломкам и большим расходам на ремонт. В данной материале мы расскажем о том, что такое регулировка клапанов, каким двигателям она нужна и как она выполняется.

Что такое регулировка клапанов?

Прежде чем ответить на вопрос, что такое регулировка клапанов, необходимо сначала выяснить, что же представляю собой клапаны двигателей внутреннего сгорания, где они находятся, и выполнение каких функций на них возложено. Конструктивно эти важные детали современных двигателей представляют собой «тарелки» цилиндрической формы с достаточно длинными стержнями. Они устанавливаются в блоке цилиндров, причем в количестве как минимум два на каждый из них. Клапаны в закрытом состоянии прилегают к седлам, которые изготавливаются из стали и запрессовываются в головку блока цилиндров (ГБЦ). Поскольку в процессе функционирования эти детали испытывают значительные механические и тепловые нагрузки, то они изготавливаются из специальных, устойчивых к такого рода воздействиям сталей.

как выглядят клапаны

Клапаны являются составными частями газораспределительных механизмов автомобилей (ГРМ), которые нередко называются клапанными. Они подразделяются на впускные и выпускные. Функцией первых является, как нетрудно догадаться по самому названию, впуск горючей смеси в цилиндры, а вторых — выпуск из них отработавших газов. В процессе работы двигателя клапаны расширяются, их стержни удлиняются, соответственно, изменяются размеры зазоров, которые должны быть между их торцами и толкающими кулачками (в двигателях старых конструкций — коромыслами). В процессе эксплуатации ДВС размеры этих отклонений нарастают, и именно тогда, когда они начинают превышать предельно допустимые значения, следует производить регулировку клапанов. Она состоит в том, чтобы привести зазоры в норму.

Если клапаны периодически не регулировать, то это может привести к весьма нерадостным последствиям. В том случае, когда зазор чересчур мал, то неизбежно будет происходить «подгорание». Это означает, что на поверхностях клапанов будет образовываться достаточно плотный слой продуктов сгорания топливной смеси. Из-за него нарушается нормальная работа системы газораспределения, а, следовательно, и двигателя в целом. К тому же этот нагар достаточно трудно поддается удалению.

В тех случаях, когда зазор чрезмерно велик, клапаны открываются не полностью, и поэтому мощность двигателя существенно падает. Кроме того, они начинают «стучать», и этот стук опытные водители слышат, даже находясь в салоне, за рулем своего авто. Само собой разумеется, что увеличенные клапанные зазоры влияют на работу двигателя внутреннего сгорания ничуть не менее негативно, чем чрезмерно малые.

Каким двигателям и когда нужна регулировка клапанов?

Следует заметить, что далеко не всем двигателям внутреннего сгорания требуется периодическая регулировка клапанов. Дело в том, что сейчас во многих современных ДВС, которыми оснащаются легковые автомобили, в системах их газораспределительных механизмов устанавливаются таки называемые гидрокомпенсаторы. Эти устройства самостоятельно, в режиме реального времени регулируют зазоры, и поэтому их величина всегда является оптимальной.

клапаны в гбц

Если в двигателе транспортного средства гидрокомпенсаторов нет, то регулировать клапана необходимо вручную. О том, что пришла пора заняться этим делом, довольно легко узнать по некоторым симптомам. Одним из них является характерное «цокание» клапанов, которое уже было упомянуто выше, а другим — то, что двигатель начинает «троить», в его цилиндрах или существенно падает, или же полностью пропадает компрессия. Как только проявляется хотя бы один из этих симптомов, необходимо проверить размеры промежутков в клапанном механизме.

Читать статью  Лада гранта какой двигатель не гнет клапана

Делать это нужно также и не дожидаясь «тревожных звоночков», в рамках проведения мероприятий по текущему техническому обслуживанию автомобиля. Периодичность проверки клапанных зазоров указывается в технической документации на каждое транспортное средство, и, как правило, составляет один раз на каждые 25000 – 30000 километров пробега. Ее обычно проводят на станциях технического обслуживания, но, обладая определенными навыками, проверку клапанных зазоров можно осуществить и самостоятельно.

Читайте также: Что такое гидрокомпенсаторы в двигателе и почему они стучат.

Процедура регулировки клапанов

Производить регулировку клапанов необходимо только на холодном двигателе, причем со строгим соблюдением определенной последовательности действий. В противном случае зазоры будут отрегулированы неправильно со всеми вытекающими из этого последствиями.

регулировка клапанов

Процесс регулировки начинается с того, что поршень цилиндра устанавливается в самую верхнюю точку сжатия. Чтобы привести его в такое положение, необходимо провернуть коленчатый вал или же за пусковую рукоятку, или же за винт крепления шкива привода генератора. Следует заметить, что вращение нужно производить только по часовой стрелке. После того, как поршень установлен, необходимо произвести проверку величины зазора. Делается это с помощью специального щупа.

Если выясняется, что зазор или чрезмерно велик, или слишком мал, то необходимо его изменить. Для этого на соответствующем болте или винте необходимо сначала освободить контргайку, а затем установить зазор до требуемого предела. Он определяется толщиной соответствующего щупа. Как только величина зазора установлена, нужно зафиксировать это положение, затянув контргайку. Делать это нужно аккуратно и осторожно, чтобы не сбить настройку. После этого надо обязательно проверить правильность регулировки клапана с помощью щупа: он должен входить в зазор, однако не свободно, а с некоторым усилием. Если так и есть, то это означает, что регулировка конкретного клапана конкретного цилиндра произведена правильно, и нужно проделать всю описанную выше процедуру для всех оставшихся клапанов и цилиндров.

Следует отметить, что регулировка клапанов двигателей внутреннего сгорания — процедура весьма кропотливая, требует аккуратности, не терпит спешки. Предпочтительнее всего не производить ее самостоятельно, а обратиться на станцию технического обслуживания и доверить эту работу профессионалам, имеющим соответствующий опыт и необходимые навыки.

Читайте также: Что такое ГБЦ в автомобиле.

Видео на тему

Регулировка клапанов на ВАЗ 2110, 2114, Калина, Гранта, 2109, 2108

  • Регулировка клапанов на ВАЗ 2110, 2114, Калина, Гранта, 2109, 2108

    РЕГУЛИРОВКА КЛАПАНОВ ВАЗ 2106

  • РЕГУЛИРОВКА КЛАПАНОВ ВАЗ 2106

    Регулировка клапанов щупом ваз 2101-2107.Супер бюджетный способ.

  • Регулировка клапанов щупом ваз 2101-2107.Супер бюджетный способ.

    Простой Способ Регулировки Клапанов ВАЗ 8 КЛ

  • Простой Способ Регулировки Клапанов ВАЗ 8 КЛ

    Что нужно знать о регулировке клапанов

    Что нужно знать о регулировке клапанов

    Ты оказалась в автомастерской, и мастер сказал, что нужно отрегулировать клапана? Без паники: вот немного полезной информации о регулировке клапанов для общего развития от Автодевочки.

    Где эти клапана и как их регулируют

    Двигатель работает за счёт подачи смеси воздуха и топлива, сгорания топлива и отвода газов. Именно задачу газообмена и решают клапана, впускные и выпускные. Они двигаются в особом ритме, чтобы ваша машинка урчала как котёнок, а не чихала и кашляла, как сопливые дети соседки. Чтобы клапана двигались в этом ритме, кулачки распредвала давят на толкатели или специальные коромысла, а они в свою очередь, непосредственно воздействуют на клапана. Звучит сложновато, но на деле это довольно простой механизм, который со временем начинает работать не так, как нужно, из-за высокой температуры, которой он постоянно подвергается. Чтобы компенсировать расширение металла, мастер регулирует тепловой зазор, что и называется регулировкой клапанов.

    Что даёт регулировка клапанов

    Итак, в тандеме клапан-толкатель-распредвал при достижении рабочей температуры двигателя клапан начинает закрываться неплотно, то есть не выполняет своей задачи. С новым такое не происходит, нужно время, чтобы кромка клапана износилась, это нормальный процесс эксплуатации. Регулировка клапана как раз для того и нужна, чтобы компенсировать это износ. Изнашиваются и кулачки распредвала и части привода клапана, в этом случае образуется зазор между распредвалом и клапанным механизмом, а это тоже ухудшает работу двигателя.

    Так что самое главное, что даёт регулировка – это восстановление необходимо контакта между всеми деталями механизма.

    Что нужно знать о регулировке клапанов

    А если не регулировать клапана?

    Если своевременно не провести эту процедуру, в движке упадёт компрессия, и раскалённые газы будут прорываться во впускной или выпускной коллектор. Клапан будет перегреваться и может прогореть и разрушиться. В целом нарушение работы этой детали разрушительно воздействует на всю работу двигателя, снижая его мощность.

    Как понять, что пора регулировать клапана

    В принципе, периодичность такой процедуры описана в руководстве по эксплуатации машины. В среднем нужно делать это на каждые 50-80 тысяч пробега, и немного чаще – если на машине установлен газ.

    Читать статью  Список автомобилей которые не гнут клапана при обрыве ремня грм

    Если вы прислушиваетесь к работе мотора, то можете заметить характерный цокот или стук, по которому мастер как раз сразу определяет необходимость проведения процедуры регулировки.

    Нужно ли знать нюансы регулировки клапанов?

    Это довольно сложный алгоритм определения зазора, для которого мастер пользуется специальными щупами. Знание этого процесса вам вряд ли пригодится, так как самостоятельно отрегулировать клапана решится не всякий даже очень опытный автомобилист. А вот мастер подберёт нужные шайбы или заменит толкатели в зависимости от потребности вашего мотора.

    Что нужно знать о регулировке клапанов

    На каких машинах не нужно регулировать клапана?

    Да, такие машины есть. На них стоят так называемые гидрокомпенсаторы, которые выполняют регулировку в автоматическом режиме. Если гидрокомпенсаторы изнашиваются, то их просто меняют.

    Итог: следите за пробегом вашей крошки и своевременно приезжайте на СТО для регулировки клапанов. Прислушайтесь к мнению мастера и не откладывайте эту процедуру, чтобы потом не пришлось выкладывать кругленькую сумму за ремонт всего двигателя.

    Регулировка клапанов двигателей

    Регулировка клапанов двигателя

    У водителей со стажем систематическая регулировка клапанов входит в привычку — настолько сильно сказывается эта процедура на эффективность работы двигателя. Именно клапаны мотора играют ведущую роль:

    • в четкой регуляции подачи воздушно-топливной смеси;
    • в своевременной и полной эвакуации из цилиндров отработанных газов.

    Малейший диссонанс в указанных процессах со всей неизбежностью влечет сбои в работе узловых систем транспорта и их дорогостоящий ремонт. Кроме очевидной потери мощности, увеличения расхода топлива и токсичности выхлопных газов автолюбитель может столкнуться с полной утратой функциональности двигателя!

    Вот почему своевременная и грамотная проверка состояния работоспособности клапанов — главный способ избежать их кардинального разрушения, влекущего неустранимый износ двигателя и его систем.

    Принципы функционирования

    Чтобы понять, зачем нужна регулировка клапанов двигателя, придется неглубоко вникнуть в работу клапанов двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Первое, о чем нужно знать — клапанов в моторе всегда два типа:

    Второе: стандартный, полный рабочий цикл двигателя состоит из 4 последовательных движений:

    1. Впуск воздушно-топливной смеси в цилиндр;
    2. Сжатие смеси и ее воспламенение;
    3. Рабочий ход, выполняемый силой давления;
    4. Выпуск отработанной смеси из цилиндров.

    При этом в каждой отдельной фазе (такте) клапаны занимают строго определенное положение:

    • на впуске (1 движение) открывается впускной клапан;
    • на сжатии (2 движение) впускной и выпускной клапаны закрыты;
    • рабочий ход (3 движение) аналогично производится при закрытых клапанах;
    • на выходе (4 движение) выпускной клапан открывается.

    Третье: работа клапанов возможна благодаря вращению распределительного вала: его модификация (главным образом, конструкции «кулачков») конструктивно определяет продолжительность и полноту фаз (их последовательность всегда одна и та же!) газораспределения в цилиндрах.

    Как работает распределительный вал

    Вал

    Если сравнивать работу распредвала со скоростью автомата Калашникова, то скорость выстрелов последнего будет в 10 раз меньше. В минуту коленвал производит от 6 000 и более оборотов, при этом один рабочий цикл состоит из двух оборотов, обеспечивающих впуск воздушно-топливной смеси и ее выпуск.

    Таким образом, частота открытия и закрытия каждого клапана (впускного и выпускного) за одну минуту составляет не менее 3000 раз. При этом частота так называемых «мертвых точек» клапанов (т.е. когда они занимают в цилиндрах свои крайние положения) составляет еще большее число раз — 6 000.

    При любых манипуляциях с коленвалом, клапанами и цилиндрами необходимо учитывать даже сотые доли секунды работы двигателя, существенно влияющие на его эксплуатационные возможности и долговечность.

    Цели изменения работы клапанов ДВС

    Современный, спортивный или премиум класса, автомобиль уже оснащен двигателем, полностью соответствующем рекомендуемым производителем:

    • скоростному режиму;
    • нагрузкам;
    • иным условиям эксплуатации авто.

    В марках авто попроще, или «старичках», а также моделях, предназначенных для гонок эксплуатационные возможности двигателя в части изменения фаз газораспределения, модернизируются единственно возможным способом — сменой распредвала.

    Негативные последствия продвинутого тюнинга

    Усиление мощности авто за счет монтажа нового, с расширенными характеристиками, распределительного вала не только преображает фазы газораспределения, но пропорционально возросшей мощности снижает экономичность расходования топлива, и даже увеличивает скорость износа мотора!

    Вот почему кардинальная смена распредвала — удел тех транспортных средств, для которых можно, ради скорости, поступиться экологичностью, экономичностью и продолжительностью эксплуатации.

    Как работают клапаны

    Чтобы понимать порядок регулировки клапанов, необходимо иметь общее представление об особенностях их работы. Здесь можно условно выделить три принципиальных момента.

    Первое: на стержень клапана распредвал может воздействовать 2 способами:

    • непосредственно;
    • посредством коромысла.
    Читать статью  Клапан электромагнитный КАМАЗ, МАЗ (4 выхода) 24V в сборе РОДИНА

    Во втором случае опосредованное воздействие минимизирует перепад профиля при максимально возможном перемещении открываемого клапана.

    Второе. Непосредственное воздействие на стержень из-за возникающих на него боковых нагрузок влечет ускорение износа стержня. Чтобы избежать разрушения стержня, его торец защищают т.н. стаканом, двигающемся в собственном направляющем гнезде. Принимая на себя почти на 100% воздействие боковой силы, стакан пролонгирует срок службы клапана.

    Третье. Для улучшения эксплуатационных характеристик в конструкции часто используются регулировочные:

    • шайбы (устанавливаются между кулачком распредвала и стаканом);
    • винты (устанавливаются на коромысла, фиксируются контргайками).

    Что такое зазоры и зачем они нужны

    Зазоры

    Современные модификации двигателей предусматривают наличие в их цилиндре более 2 клапанов, оснащенных зазорами с гидравлическими компенсаторами такая конструкция не требует вмешательства. Если же гидравлических компенсаторов клапанов нет, необходима их систематическая регулировка (каждое ТО!).

    Дело в том, что полное закрытие клапана во время расширения газа логично ведет к тому, что стальной цилиндр не выдержит давления и разорвется! Причина фатального разрушения не только в мега Паскалях, воздействующих на стенку цилиндра, но и в его критическом разогреве, доходящем до 900 градусов Цельсия.

    Для препятствия глухому закрытию цилиндра клапаном, толкатель и профиль кулачка распредвала разделяются небольшой щелью — зазором. Его размер обязательно соотносится с увеличением при нагреве длины стержня клапана и некоторыми другими показателями.

    Последствия неправильного теплового зазора

    Бывает, что в особо холодный день при работе непрогретого мотора появляются посторонние шумы: негромкое пощелкивание металла. В норме звук постепенно прекращается по мере прогревания двигателя.

    Если пощелкивание продолжается и в таком состоянии, это сигнал того, что тепловой зазор одного или сразу всех клапанов слишком велик. Такой дефект чреват не только неприятным звуком! Клапаны вынужденно находятся слишком короткое время открытыми, что приводит:

    • к перебоям в работе двигателя;
    • к снижению КПД;
    • к проблемам с запуском двигателя.

    В худшем случае детонационное сгорание может разрушить мотор.

    Зазор, меньший, чем необходимо, — еще большое «зло» для двигателя! Разогрев цилиндра до рабочей температуры (600-900 градусов Цельсия!) расширяет металл, сводя на нет слишком небольшой зазор.

    Как следствие, падает КПД, повышается потребление топлива, и на клапанах/седлах начинают сгорать конические фаски.

    Регулировка клапанов

    Клапаны

    Грамотная регулировка зазоров клапанов — процесс, требующий мастерства, специфических инструментов (щуп, пинцет и т.д.) и полного остывания мотора. Величины зазоров впускного и выпускного клапанов, угол поворота коленчатого вала и другие конструктивные особенности мотора, а также последовательность его сборки/разборки определяются в соответствии с руководством к конкретной марке авто.

    Отрегулированные зазоры проверяются дважды, с допустимыми отклонениями, не превышающими 0,05 мм.

    Преимущества профессиональной услуги

    Двигатель — ключевой динамический узел автомобиля, сигнализирующий о поломках ухудшением либо полным прекращением функционирования. Зачастую, в стремлении сэкономить время и деньги, автолюбитель не спешит обращаться в СТО за диагностикой и пытается самостоятельно, наобум, справиться с возникающими неисправностями:

    • падение мощности;
    • «троение» двигателя;
    • хлопки и т.д.

    Понять без специального оборудования источник проблем и что именно нужно — регулировка клапанов своими руками или замена свечей зажигания — очень сложно! При этом самостоятельное вмешательство в узловой элемент авто может только ухудшить положение дел.

    К тому же, даже у знающего у автолюбителя может не оказаться нужных инструментов, а «подручные» средства не всегда удобны и допустимы.

    Зачем испытывать свой двигатель на прочность и экспериментировать с его самостоятельным ремонтом? Эта процедура может быть гораздо более оперативной и безопасной для «сердца» авто, если диагностику и регулировку клапанов доверять профессионалам нашего сервиса!

    Инновационное оборудование и квалифицированные мастера сервиса «Дизель-Мастер» не упустят ни одной детали ни в диагностике, ни в ремонте, гарантируя на 100% положительный результат.

    Не дожидайтесь планового ТО, попробуйте, насколько неожиданно эффективным могут быть профессиональные услуги в «Дизель-Мастер», сберегающие нервы, время и деньги автовладельца!

    Преимущества нашей компании

    Быстро - ремонт за 1 день

    Быстро — ремонт за 1 день

    Качественно - дорогостоящее оборудование и высококвалифицированные специалисты

    Качественно — дорогостоящее оборудование и высококвалифицированные специалисты

    Только оригинальные комплектующие и ремкомплекты

    Только оригинальные комплектующие и ремкомплекты

    Есть обменный фонд восстановленных форсунок

    Есть обменный фонд восстановленных форсунок

    Удобное местоположение

    Удобное местоположение

    Гарантия на детали и все проводимые работы

    Гарантия на детали и все проводимые работы

    Как мы работаем

    Запись и оценка

    Запись и оценка

    Диагностика

    Диагностика

    Ремонт

    Ремонт

    Проверка и наладка

    Проверка и наладка

    Клиенты компании

    Быстро - ремонт за 1 день

    Качественно - дорогостоящее оборудование и высококвалифицированные специалисты

    Только оригинальные комплектующие и ремкомплекты

    Есть обменный фонд восстановленных форсунок

    Удобное местоположение

    Гарантия на детали и все проводимые работы

    Отзывы о компании Дизель-Мастер

    Станислав

    Неоднократно обращался за регулировкой клапанов на дизельном двигателе IVECO. Сервис на высшем уровне: внимательные и адекватные мастера, современное.

    Неоднократно обращался за регулировкой клапанов на дизельном двигателе IVECO. Сервис на высшем уровне: внимательные и адекватные мастера, современное оборудование, адекватные для города цены. Давно рекомендую эту компанию знакомым, буду пользоваться услугами и дальше.

    Степанов Михаил

    Степанов Михаил

    В Дизель мастер вам не просто отрегулируют клапаны двигателя, но и предложат комплексную диагностику мотора, заменят расходники, поставят.

    Степанов Михаил

    В Дизель мастер вам не просто отрегулируют клапаны двигателя, но и предложат комплексную диагностику мотора, заменят расходники, поставят сертифицированные запчасти, а не китайское барахло сомнительного происхождения. Опыт работы с этим сервисом показал, что здесь знают свое дело и не пытаются содрать больше денег за ненужные услуги. Все четко и по существу, быстро и с гарантией!

    Источник https://avtonov.com/%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2/

    Источник https://avtodevochka.ru/2020/03/10/chto-nuzhno-znat-o-regulirovke-klapanov/

    Источник https://dizelmaster.ru/stati/regulirovka-klapanov-dvigatelya

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: