Контактная система зажигания

Содержание

Контактная система зажигания

Контактная система зажигания служит для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах бензинового двигателя внутреннего сгорания. Она должна обеспечивать полное сгорание топливовоздушной смеси в цилиндрах.

Контактная система зажигания устройство.

Контактная система зажигания состоит из катушки зажигания, трамблёра, свечей зажигания и высоковольтных проводов.

Контактная система зажигания принцип работы.

Генератором высоковольтных импульсов является катушка зажигания, которая работает по принципу повышающего трансформатора. Она соединена с контактами прерывателя. При замкнутом состоянии его контактов, по первичной катушке протекает ток, создавая магнитное поле, силовые линии которого пронизывают вторичную обмотку.

После размыкания контактов магнитное поле пропадает, что приводит к появлению тока индукции во вторичной обмотке, равному 16 -18 кВ. В первичной катушке в этот момент образуется ток самоиндукции, равный примерно 300В, направленный в противоположную сторону от прерываемого тока.

Контактная система зажигания отчего зависит вторичное напряжение

Контактная система зажигания

Наличие и сила вторичного напряжения зависит от силы и скорости уменьшения тока самоиндукции в первичной обмотке. Именно ток, возникающий в первичной цепи катушки вызывает, искрение и подгорание контактов прерывателя. Для уменьшения этого эффекта, параллельно контакта подключается конденсатор, который заряжается в момент разрыва контактов и разряжается при появлении тока самоиндукции, ускоряя процесс его угасания.

Конденсатор подбирается для системы зажигания индивидуально для каждого типа двигателя. Его ёмкость обычно находятся в диапазоне 0,17 – 0,35мкФ и любое отклонение приводит к снижению вторичного напряжения.

Для воспламенения рабочей смеси достаточно вторичное напряжения равного 8 – 12 к В. Так как при распределении высокого напряжения и при протекании его по проводам и свечам существуют потери, то для надёжной работы системы вторичное напряжение должно быть 16 – 25 к В. Кроме того повышенное напряжение необходимо для воспламенения бедной смеси при неисправности топливной системы.

Ещё на вторичное напряжение влияет время замкнутого и разомкнутого состояния контактов. Эти величины зависят от профиля кулачка прерывателя и величины зазора и подбираются, как и конденсаторы индивидуально для каждого типа двигателя.

Во время эксплуатации при изменении зазора или износе кулачка происходит снижение вторичного напряжения. При уменьшении зазора и как следствие увеличении угла замкнутого состояния контактов, увеличивается искрение и подгорание контактов прерывателя, а так же медленно исчезает ток самоиндукции.

При увеличенном зазоре уменьшается угол замкнутого состояния, что приводит к снижению силы тока первичной обмотке, хотя и уменьшает искрение на контактах.

Вторичное напряжение по высоковольтному проводу передаётся на центральный вывод распределителя зажигания. Ротор (бегунок) распределителя соединён с валом прерывателя через центробежный регулятор опережения зажигания и при вращении соединяет центральный вывод с боковыми электродами, которые соединены со свечами. Центральный вывод распределителя соединён с бегунком через угольный электрод, ток с которого стекает с его бокового контакта на боковые электроды крышки, а с них по высоковольтным проводам к свечам зажигания.

Для снижения потерь тока между бегунком и боковыми электродами зазор между ними всего несколько микрон, поэтому в процессе эксплуатации не стоит скоблить и зачищать боковые контакты, что значительно увеличит зазор и снижение вторичного напряжения.

Контактная система зажигания недостатки.

Контактная система зажигания имеет ряд недостатков. Самый большой из них подгорание контактов, для предотвращение которого необходимо снижение тока первичной обмотки катушки. По этой причине при контактной системе зажигания имеется ограничение вторичного напряжения. Кроме этого при повышении числа оборотов происходит снижение вторичного напряжения, так как снижается время замкнутого состояния контактов. По этой же причине снижается вторичное напряжение при увеличении числа цилиндров. В процессе развития эти недостатки устранялись в других системах, контактно-транзисторной и бесконтактной.

Читать статью  Обязательно глушить двигатель на заправке или можно заправляться с работающим?

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Принцип действия контактной системы зажигания

схема системы зажигания 2105, 2107

На основной массе «классических» автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2121 установлена контактная система зажигания. Контактная — так как в основе ее работы лежит размыкание контактов прерывателя в трамблере. Зная ее принцип действия и порядок работы можно быстро и эффективно устранять многие неполадки в работе двигателя автомобиля и самой системы.

Контактная система зажигания карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ

1. Устройство контактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107, 2121.

Контактная система перечисленных выше автомобилей имеет две электрических цепи: низкого и высокого напряжения (первичная и вторичная цепи). Цепь низкого напряжения — это:

АКБ —
— вывод «30» генератора —
— монтажный блок предохранителей и реле —
— замок зажигания —
— первичная обмотка катушки зажигания (вывод «Б») —
— вывод прерывателя в трамблере (контакты).

На автомобилях ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2106, 2121 монтажный блок в цепь низкого напряжения не входит.

Цепь высокого напряжения:

Вторичная обмотка катушки зажигания —
— центральный высоковольтный провод от катушки зажигания к крышке трамблера —
— распределитель зажигания —
— высоковольтные провода к свечам зажигания —
— свечи зажигания.

2. Откуда приходит электрический ток в контактную систему зажигания.

Электрический ток в систему зажигания поступает с аккумуляторной батареи через первичную цепь или, когда напряжение выдаваемое генератором становится выше напряжения АКБ, то с вывода «30» генератора так же через первичную цепь.

3. Принцип действия контактной системы зажигания.

Электрический ток протекая по первичной обмотке катушки зажигания создает вокруг ее витков сильное магнитное поле. Когда контакты прерывателя под действием четырехгранного кулачка на валу трамблера размыкаются, ток в первичной обмотке исчезает. Магнитное силовое поле резко сокращается и пересекая витки первичной и вторичной обмоток катушки зажигания, индуктирует в них ЭДС, пропорциональную числу витков. ЭДС во вторичной обмотке катушки достигает значения 12000 — 24000 В.

Через вторичную цепь этот электрический ток высокого напряжения поступает на свечи зажигания, создавая искру между их контактами, тем самым воспламеняя топливную смесь.

4. Схемы контактных систем зажигания.

система зажигания 2105, 2107 Схема контактной системы зажигания ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2106

Примечания и дополнения

— ЭДС (электродвижущая сила) физическая величина характеризующая действие сторонних сил в источнике тока, измеряемая в вольтах. Она появляется в источниках тока при возникновении изменения в магнитном поле.

Контактные системы зажигания, устройство, принцип работы

Любой автомобиль, оснащенный двигателем внутреннего сгорания, в электронике обязательно будет иметь систему зажигания. Чтобы смесь распыленного топлива и воздуха, находящаяся в цилиндрах, смогла воспламениться, нужен приличный разряд. В зависимости от модификации бортовой сети авто этот показатель достигает 30 тысяч вольт.

Что такое контактная система зажигания автомобиля

Современные автомобили получили батарейный тип электрической системы. Ее схема следующая. Плюсовой полюс аккумулятора проводами подсоединяется на все электрооборудование автомобиля. Минус подсоединяется к кузову. С каждого электрического прибора минусовый провод также подсоединяется к металлической части, соединенной с кузовом. Благодаря этому в машине меньше проводов, а электроцепь замыкается через кузов.

Контактные системы зажигания, устройство, принцип работы

Система зажигания автомобиля может быть контактной, бесконтактной или электронной. Изначально на машинах использовался контактный тип систем. Все современные модели получают электронную систему, которая имеет принципиальное отличие от предыдущих видов. Зажигание в них контролируется микропроцессором. Как переходная модификация между этими разновидностями существует бесконтактная система.

Читать статью  Бесконтактное зажигание ВАЗ 2106: устройство, схема работы, руководство по установке и настройке

В отличие от контактной системы бесконтактный аналог имеет транзисторный тип управления накапливания и распределения импульса.

Схема контактной системы зажигания

Схема контактной СЗ состоит из:

Контактные системы зажигания, устройство, принцип работы

  • Замка зажигания. Это контактная группа, с помощью которой активируется бортовая система автомобиля и осуществляется запуск двигателя при помощи стартера. Этот элемент разрывает общую электросхему любого авто.
  • Аккумуляторного источника питания. Пока двигатель не заведен, электрический ток поступает от АКБ. Автомобильный аккумулятор также выполняет функцию резерва, если генератор не выдает достаточной энергии для работы электрооборудования. Подробно о том, как устроен аккумулятор, читайте здесь.
  • Распределителя (трамблер). Как следует из названия этого устройства, его назначение заключается в том, чтобы обеспечить распределение тока с высоким напряжением от катушки зажигания на все свечи по очереди. Чтобы соблюдалась очередность срабатывания цилиндров, от распределителя идут высоковольтные провода разной длины (при подсоединении легче правильно подключить цилиндры к трамблеру).
  • Конденсатора. Конденсатор крепится к корпусу распределительного механизма. Его действие устраняет искрообразование между смыкающимися/размыкающимися кулачками трамблера. Искра между этими элементами приводит к тому, что кулачки начинают подгорать, из-за чего может пропадать контакт между некоторыми из них. Это приводит к тому, что конкретная свеча не будет срабатывать, и воздушно-топливная смесь будет просто выбрасываться несгоревшей в выхлопную трубу. В зависимости от модификации системы зажигания емкость конденсатора может быть разной.
  • Свечи зажигания. Подробно об устройстве и о том, какой у них принцип работы, рассказывается отдельно. Если коротко, то от трамблера электрический импульс поступает на центральный электрод. Так как между ним и боковым элементом небольшое расстояние, происходит пробой с образованием мощной искры, которая воспламеняет смесь воздуха и топлива в цилиндре.
  • Привода. Трамблер не оснащен индивидуальным приводом. Он посажен на вал, который синхронизирован с работой распредвала. Ротор механизма вращается в два раза медленней коленчатого вала, так же, как и распределительный вал ГРМ.
  • Катушки зажигания. Работа этого элемента заключается в том, чтобы преобразовывать ток низкого напряжения в высоковольтный импульс. Независимо от модификации, КЗ будет состоять из двух обмоток. Через первичную проходит электричество от аккумулятора (когда машина не заведена) или от генератора (когда работает ДВС). Благодаря резкому изменению магнитного поля и электрического процесса вторичный элемент начинает накапливать ток высокого напряжения.

Среди контактных систем существует несколько модификаций. Вот их основные отличия:

  1. Самая распространенная схема – КСЗ. Она имеет классический тип конструкции: одна катушка, прерыватель и распределитель.
  2. Ее модификация, в устройство которой входит контактный датчик и элемент предварительного накопления энергии.
  3. Третий тип контактной системы – КТСЗ. В ее устройстве помимо контактов будет присутствовать транзистор и накопитель индукционного типа. По сравнению с классическим вариантом контактно-транзисторная система имеет несколько достоинств. Первый плюс в том, что через контакты не проходит высокое напряжение. Распределитель будет работать только с управляющими импульсами, благодаря чему отсутствует искра между кулачками. Такое устройство позволяет не использовать конденсатор в распределителе. В контактно-транзисторной модификации можно улучшить искрообразование на свечах (больше напряжение на вторичной обмотке, за счет чего свечной зазор можно увеличить, чтобы искра была длиннее).

Чтобы разобраться в том, какая СЗ используется в конкретном автомобиле, необходимо посмотреть на чертеж электрической системы. Вот как выглядят схемы таких систем:

Контактные системы зажигания, устройство, принцип работыКонтактные системы зажигания, устройство, принцип работы

Принцип работы контактной системы зажигания

Подобно бесконтактной и электронной системы контактный аналог работает по принципу преобразования и накапливания энергии, которая поступает от аккумулятора на первичную обмотку катушки зажигания. Этот элемент имеет трансформаторную конструкцию, которая обеспечивает преобразование 12В в напряжение до 30 тысяч вольт.

Эта энергия распределяется трамблером на каждую свечу, благодаря чему в цилиндрах поочередно, в соответствии с фазами газораспределения и тактами двигателя, образуется искра, достаточная для воспламенения ВТС.

Контактные системы зажигания, устройство, принцип работы

Всю работы контактной системы зажигания можно условно разделить на следующие этапы:

  1. Активация бортовой сети. Водитель поворачивает ключ, контактная группа замыкается. Электричество от батареи идет на первичную обмотку КЗ.
  2. Генерация тока высокого напряжения. Этот процесс происходит за счет образования магнитного поля между витками первичного и вторичного контура.
  3. Запуск мотора. Поворот ключа в замке до упора провоцирует подключение стартера к электросети авто (все, что нужно знать о работе этого механизма, рассказано здесь). Проворачивание коленчатого вала активирует работу газораспределительного механизма (для этого используется ременная или цепная передача, о которой рассказывается в другой статье). Так как трамблер зачастую начинает работать вместе с распредвалом, то его контакты поочередно замыкаются.
  4. Генерация тока высокого напряжения. Когда срабатывает прерыватель (на первичной обмотке резко пропадает электричество), магнитное поле резко исчезает. В этот момент во вторичной обмотке за счет эффекта индукции появляется ток с напряжением, необходимым для образования искры в свече. Этот параметр зависит от модификации системы.
  5. Распределение импульсов. Как только размыкается первичная обмотка, высоковольтная линия (центральный провод, идущий от катушки до трамблера) оказывается под напряжением. В процессе вращения вала трамблера вращается и его бегунок. Он замыкает контур, предназначенный для конкретной свечи. По высоковольтному проводу импульс сразу поступает в соответствующий надсвечник.
  6. Образование искры. Когда ток высокого напряжения поступает на центральный сердечник свечи, небольшое расстояние между ним и боковым электродом провоцирует пробой с электрической дугой. Воздушно-топливная смесь загорается.
  7. Накапливание энергии. В доли секунды контакты распределителя размыкаются. В этот момент замыкается контур первичной обмотки. Между ней и вторичным контуром снова образуется магнитное поле. Дальше КСЗ работает по принципу, описанному выше.
Читать статью  Аварийное вскрытие авто в Москве

Неисправности контактной системы зажигания

Итак, эффективность работы двигателя зависит не только от того, в какой пропорции будет смешиваться топливо с воздухом и от времени открытия клапанов, но также от момента, когда на свечи будет подаваться импульс. Большинству автомобилистов известен такой термин, как угол опережения зажигания.

Если не вдаваться в подробности, то это момент, когда в прочесе выполнения такта сжатия подается искра. Например, на высоких оборотах двигателя из-за инерции поршень уже может начать выполнять такт рабочего хода, а ВТС еще не успела зажечься. Из-за такого эффекта разгон автомобиля будет вялым, и в моторе может образовываться детонация или при открытии выпускного клапана догорающая смесь будет выбрасываться в выпускной коллектор.

Это обязательно приведет к разного рода поломкам. Чтобы избежать этого, контактная система зажигания оснащена вакуумным регулятором, который реагирует на нажатие педали акселератора и изменяет УОЗ.

Контактные системы зажигания, устройство, принцип работы

Если СЗ будет работать нестабильно, мотор либо потеряет мощность, либо вообще не сможет работать. Вот основные неисправности, которые могут быть в контактных модификациях систем.

Нет искры на свечах

Искра пропадает в таких случаях:

Контактные системы зажигания, устройство, принцип работы

  • Образовался обрыв низковольтного провода (идет от АКБ на катушку) или пропал контакт из-за окисления;
  • Пропажа контакта между бегунком и контактами распределителя. Чаще всего это происходит из-за образования на них нагара;
  • Поломка КЗ (обрыв витков обмотки), выход из строя конденсатора, появление трещин на крышке трамблера;
  • Нарушена изоляция высоковольтных проводов;
  • Поломка самой свечи.

Чтобы устранить неисправности, необходимо проверить целостность контура высокого и низкого напряжения (есть ли контакт проводов с клеммами, если пропал, то почистить соединение), а также провести визуальный осмотр механизмов. В процессе диагностики регулируются зазоры между контактами прерывателя. Неисправные элементы меняются на новые.

Так как управление импульсами системы осуществляется при помощи механических устройств, то неисправности в виде нагара или обрыва цепи – вполне естественные, так как спровоцированы естественным износом некоторых деталей.

Двигатель работает с перебоями

Если в первом случае отсутствие искры на свечах не даст возможности мотору запуститься, то нестабильная работа ДВС может быть спровоцирована неисправностями в отдельном электрическом контуре (например, пробой одного из ВВ проводов).

Вот какие неполадки в СЗ могут вызывать нестабильную работу агрегата:

  • Поломка свечи;
  • Слишком большой или маленький зазор между электродами свечи;
  • Неправильный зазор между контактами прерывателя;
  • Лопнула крышка трамблера или ротор;
  • Ошибки в выставлении УОЗ.

В зависимости от типа поломки они устраняются выставлением корректного УОЗ, зазоров и заменой сломанных деталей на новые.

Контактные системы зажигания, устройство, принцип работы

Диагностика любых неисправностей этого типа систем зажигания заключается в визуальном осмотре всех узлов электроцепи. При поломках катушки эту деталь просто заменяют на новую. Ее неисправности можно выявить проверкой на разрыв витков при помощи мультиметра в режиме прозвонки.

Дополнительно предлагаем посмотреть небольшой видеообзор о том, по какому принципу работает система зажигания с механическим распределителем:

Источник https://avtolektron.ru/sistema-zazhiganiya/kontaktnaya-sistema-zazhiganiya

Источник https://twokarburators.ru/princip-dejstviya-kontaktnoy-sistemy-zazhigania/

Источник https://avtotachki.com/chto-takoe-kontaktnaya-sistema-zazhiganiya-avtomobilya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: