Что такое микропроцессорная система зажигания и чем она лучше?
Сегодня в современных автомобилях широко применяется микропроцессорная система зажигания, которая полностью исключает механические приспособления. Она используется для автомобилей с инжекторным двигателем. Можно сказать, что это — классика, которая изначально производилась еще тридцать лет назад для «ВАЗа». Как тогда, так и сейчас, ключевым элементом микропроцессорной системы является микропроцессор, который выполняет функции главного мозга. Основным преимуществом такой системы считают возможность регулировать углы опережения зажигания (далее УОЗ) посредством многих параметров. Также стоит отметить, что нет необходимости ее настраивать в процессе эксплуатации.
Что собой представляет
Структурная схема МПСЗ состоит из:
- Датчики входные (датчик температуры и давления коллектора, датчик температуры мотора и напряжения аккумулятора);
- Преобразователи;
- Показатель дроссельной заслонки;
- Преобразователь аналого-цифровой;
- Ключевой элемент – микропроцессорный блок управления (мозговой центр);
- Память оперативная;
- Память постоянная;
- Катушки с двумя выходами;
- Свечи;
- Коммутаторы.
Электрическая схема микропроцессорной системы зажигания
Зажигание предназначено для воспламенения воздушно-топливной смеси в цилиндрах. Микропроцессорное зажигание имеет способность формировать зависимость УОЗ. Такое явление происходит только в карбюраторных бензиновых двигателях. Формирование зависимости угла опережения происходит в зависимости от того, с какой частотой вращается коленвал.
Причины, ставшие толчком создания данной системы следующие:
- невозможность исполнения нормальных и действующих зависимостей УОЗ регуляторов датчиков-распределителей, которые устанавливаются на карбюраторе двигателя;
- первоначальная не состыковка характеристик на этапе сборочного конвейера;
- значительное изменение характеристик на этапе их эксплуатации.
Использование для автомобиля МПСЗ — это подарок для вашего автомобиля.
Автомобиль, имеющий микропроцессорное зажигание, обладает большими преимуществами над автомобилем, в котором контактное или бесконтактное. Работа машины становится динамичной и приемистой.
Как работает
Бортовой компьютер автомобиля объединяет в себе все функции управления, которые объединяют микропроцессорное зажигание. Различные универсальные датчики выполняют функции входных сигналов. Кварцевый резонатор, который имеет микропроцессорный блок управления, прерывает цепь низкого напряжения, в зависимости от положения угла опережения, для каждого цилиндра.
Во время работы мотора авто на главный блок управления поступает информация о нагрузке, температуре, детонации, напряжения батареи, информация о положении заслонки дроссельной, а также о положении коленчатого вала и частоте его вращения. Вся информация, которая подается от датчиков, поступает к преобразователю, который в свою очередь преобразует ее в электрические сигналы. Преобразователь должен передавать только сигналы в цифровой форме, так как микропроцессорный блок управления обрабатывает только числа.
Но, некоторые сигналы не нуждаются в преобразовании, так как поступают в виде импульсов (сигналы о положении и частоте вращения коленвала). После того, как блок управления получает данные от преобразователя, микропроцессор определяет УОЗ относительно карты углов, которая хранится в памяти.
Микропроцессорное зажигание обладает огромным преимуществом, так как его работа обеспечивает правильное управление зажиганием в зависимости от положения и частоты вращения коленвала, заслонки дроссельной, температуры в моторе и т.д. Так как микропроцессорная система зажигания не обладает механическим распределителем (трамблером), поэтому есть возможность обеспечить высокую энергию искры.
Чем лучше трамблера?
Чтобы понять, чем МПC лучше распределителя (трамблера), я приведу несколько примеров негативной работы последнего элемента. Первое – это система автомобиля работает нестабильно из-за плохой работы самого трамблера. Второе – система трамблер состоит из движущихся частей. Подвижные элементы иногда выходят из строя, а это сказывается на всей работе системы автомобиля. Часто причинами поломки подвижных элементов и контактов трамблера является электрическая эрозия и сгорание. От этого понижается его надежность и продуктивность. Третье – заложенная конструктивно неспособность трамблера правильно реагировать на угол опережения зажигания относительно показателей оборота движка машины.
Что же касается МПСЗ, то эта система не только способна получать и обрабатывать данные об угле опережения зажигания, но и оптимально производить регулировку. Чтобы произвести регулировку системе нужно получить показания двух параметров: температуры ОУЗ и датчика детонации. Трамблер не в силах воспринимать такие показатели. Помимо этого качества, микропроцессорный блок устраняет и не допускает много других недочетов трамблера, в том числе и тех, которые указанные выше.
Если вы решили поставить на свою машину МПСЗ, то вы автоматически обладаете рядом преимуществ. Такими являются: уменьшение расхода топлива, улучшение и повышение динамических показателей авто, создаются плавные переходы от одной передачи к другой, при этом мощность остается та же при низких оборотах двигателя. Так что желаю вам успехов в установке и эксплуатации.
Видео «Микропроцессорная система зажигания»
На записи показано что такое МСЗ и как ее установить на автомобиль.
Как устроена и работает микропроцессорная система зажигания автомобиля
При наличии МПСЗ в авто не нужны никакие механические приспособления. Такая система есть у транспорта с инжекторными электродвигателями. Именно микропроцессор предназначен для управления двигателем в автомобиле. Он является основным элементом в системе и гарантирует выполнение нужных функций. Базовое преимущество такой структуры — это процесс регулировки УОЗ (углов опережения зажигания) с помощью множества показателей. Дополнительный плюс МПСЗ — это то, что её не нужно регулировать во время использования.
Что собой представляет микропроцессорная система зажигания автомобиля
Структура МПСЗ следующая:
- Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ).
- Память постоянная (ПЗУ).
- Приборы, являющиеся входными (температурный прибор давления коллектора, прибор температуры электродвигателя и прибор для замера напряжения автомобильного аккумулятора).
- Основополагающий компонент – микропроцессорный модуль управления.
- Преобразователи МПСЗ.
- Автомобильная катушка зажигания с двумя выходами.
- Свечи МПСЗ.
- Критерий дроссельной (механической) задвижки.
- Транслятор аналого-цифрового сигнала.
- Коммутаторы (переключатели) МПСЗ.
Назначение
Микропроцессорная система зажигания предназначена для создания зависимости угла опережения зажигания бензинового электродвигателя-карбюратора от интенсивности вращения коленчатого вала и воздушного давления во впускном коллекторе. Воздушно-топливная субстанция в цилиндрах воспламеняется от системы зажигания. Создание зависимости УОЗ случается только в бензиновых электродвигателях карбюраторного типа при работе микропроцессорного зажигания. При учёте интенсивности кручения коленчатого вала формируется зависимость угла опережения.
Как устроена МПСЗ
Приспособление микропроцессорной структуры зажигания состоит только из элементов электронного типа. Узлы механического типа в конструкции не присутствуют. В схеме МПСЗ есть такие элементы, как АКБ, переключатель, структура накопительно-распределительного действия, электронный модуль управления, перечень разных датчиков, приборы измерения температуры электродвигателя и напряжения аккумулятора, трансформирующий атрибут, компонент механической задвижки, цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП), катушки, управляющий модуль, память, свечи. Маркировки и модификации устройства элементов могут принципиально различаться.
Микропроцессорная система не содержит механические узлы и построена всецело только на электронных элементах. Структурная схема такого приспособления продемонстрирована на рисунке.
Читайте также: Правильные показатели давления в шинах на автомобилях зимой
Как работает
Работа вычислительной структуры зажигания в авто организована так, что всяческие приборы осуществляют функции входных импульсов. В процессе работы электродвигателя авто основной модуль управления отображает такие показатели:
- Мощность МПСЗ.
- Температура МПСЗ.
- Детонация МПСЗ.
- Напряжение батареи МПСЗ.
- Положение дроссельной задвижки.
- Коленчатый вал, его положение и интенсивность вращения.
Преобразователь получает информацию от приборов. Она трансформируется в электронный сигнал. Далее преобразователь отправляет импульс в электронной конфигурации на микропроцессор. Из полученной информации микропроцессор вычисляет УОЗ. Надо сказать, что МПСЗ может корректно управлять зажиганием в зависимости от состояния и вращения коленчатого вала, дроссельной задвижки и теплоёмкости в электродвигателе.
Принцип работы микропроцессорной системы зажигания
Рассмотрим принцип действия микропроцессорной системы зажигания. ЭБУ умеет рассчитывать требуемые коэффициенты работы на основании накопленных отчётностей. Коммутатор работает правильно при учёте последующих постулатов:
- отправляется команда на воспламенитель, который отправляет сигнал на катушку;
- в период прекращения подачи напряжения случается индуцирование электротока в катушке зажигания;
- далее напряжение перераспределяется к свече зажигания с последующим воспламенением смешанного с воздухом топлива;
- происходит движение, и далее преобразовывается амплитуда вращения коленчатого вала.
Этот механизм контролируют 2 аспекта: положение распределительного вала и амплитуда кручения коленчатого вала. Как только в частоте вращения случаются изменения, подаётся соответствующая команда к ЭБУ, который корректирует угол опережения. Если при движении изменяется загруженность на силовой коммутатор, то мониторинг за остальными изменениями и показателями осуществляет ДМРВ. Этот прибор контролирует массовый расход кислорода. Есть ещё аппарат детонации, предоставляющий дополнительную информацию по воспламенению и сгоранию горючей жидкости. Прочие координирующие коммутаторы фиксируют принципы работы силового аппарата и управляют остальными процессами.
Чем МПСЗ лучше трамблера
Расскажем вам, почему многие считают, что МПСЗ лучше трамблера. По-другому трамблер называют распределителем. Такое приспособление имеет предостаточно недостатков:
- Неустойчивая работа системы всего авто.
- Структуру приспособления трамблера составляют элементы, которые передвигаются. Они предрасположены к частому выходу из строя. Неполадка происходит из-за двигающихся частей, а также контактов трамблера. Они склонны к электрической коррозии.
- Неправильное реагирование трамблера на угол опережения зажигания относительно параметров оборота движка авто.
Читайте также: Зачем в бензин добавляют ацетон и что это даёт
Нужная настройка осуществляется тогда, когда структура МПСЗ получает и обрабатывает данные об угле опережения зажигания. МПСЗ способен получать точные параметры 2 показателей: температурного значения ОУЗ и прибора детонации. Трамблер никак не может учитывать такие коэффициенты.
Также у трамблера много разных недочётов, которых нет у микропроцессорного модуля. В итоге можно сказать, что надёжность и продуктивность трамблера намного меньше, чем у МПСЗ.
Расскажем обо всех преимуществах МПСЗ:
- меньший расход топлива;
- усовершенствование и увеличение динамических параметров машины;
- переходы от одной передачи к другой станут медленнее, а мощность никак не поменяется.
Распространённые неисправности у микропроцессорной системы зажигания
А на вашем автомобиле есть микропроцессорная система зажигания автомобиля или вы предпочли тамблер? Делитесь своими мыслями по теме в комментариях.
Микропроцессорная система зажигания для карбюраторных двигателей
С момента появления инжекторных систем впрыска с электронными компонентами управления стало понятно, насколько обычные классические системы проигрывают микропроцессорной системе зажигания. Разница в работе мотора и особенно в расходе топлива, была очевидной и впечатляющей. Поэтому подавляющее большинство владельцев классик с карбюраторным мотором самыми разнообразными ухищрениями стремились адаптировать новые микропроцессорные блоки зажигания МПСЗ на своих ласточках.
На классику нужны микропроцессорные «навороты»
Сначала появились неполные аналоги микропроцессорной системы зажигания на классику, в которой был переделан трамблер под работу с датчиком Холла и модифицирована система управления. Но умные автолюбители знают, что в микропроцессорная система зажигания для карбюраторных двигателей проблемным звеном оставался распределитель или трамблер по-русски.
Мало того в неплохой идее электронного зажигания заложен принципиальный недостаток – характеристика углов опережения зажигания для холодного двигателя и прогретого в корне отличается. При настройке углов опережения на трамблере для холодного мотора, после его прогрева обязательно появится детонация.
Поэтому разработчикам микропроцессорных блоков для классики пришлось пойти далее и доработать, превратив систему зажигания для классики, практически в полный аналог инжекторного варианта, за исключением управлением системы впрыска.
Совет! Насколько новая система микропроцессорного зажигания приспособлена под реалии работы на классике, поинтересуйтесь у владельцев «чудо-электроники», отъездивших минимум сезон.
Что дает такая микропроцессорная система зажигания:
- отсутствие в схеме распределителя зажигания благотворно влияет на стабильность искры и отсутствие «дребезга контактов»;
- стабильность холостого хода практически не уступает инжекторному двигателю;
- главное преимущество микропроцессорной системы заключается в «умном» выборе угла опережения зажигания по параметрам мотора, что позволяет работать на оптимальных углах и не вылезать в зону детонации.
- экономия топлива на обычном, неубитом жигулевском «шестерочном» моторе на круг снижается в среднем с 10 литров бензина до 6-7.
К сведению! Чудесное уменьшение расхода бензина возможно только на абсолютно исправном и отрегулированном карбюраторе, в противном случае электроника только усугубит ситуацию с расходом.
Как работает микропроцессорная система зажигания
Приятным открытием был тот факт, что новую схему микропроцессорной системы вполне реально собрать своими руками по схеме МПСЗ из готовых компонентов. Ну и конечно, чтобы настроить микропроцессорный блок нужен компьютер, шнур СОМ-СОМ или СОМ-USB и пара сервисных программок, в том числе вариант прошивки таблицы углов опережения момента инициации воспламенения.
К сведению! Это наиболее важный этап и отделаться использованием стандартного табличного набора значений не удастся. Например, прошивки МПСЗ для двигателей УЗАМ очень отличаются от ВАЗ, тем более ГАЗ.
В отличие от старых версий, в которых момент формирования высоковольтного свечного импульса определялся распределителем зажигания, в новой микропроцессорной схеме команда на катушку подается на основании обработки сведений от нескольких датчиков:
- положения коленвала, зачастую требуется покупка новой крышки с приливом под датчик, а при установке немного повозиться из-за малости места для работ;
- сенсор абсолютного давления выдает на микропроцессорный блок степень разрежения во впускном коллекторе, что позволяет косвенно электронике делать поправку на степень загруженности мотора;
- датчик температуры ОЖ – охлаждающей жидкости;
- датчик детонации крепиться согласно инструкции на срединной части блока под специальный болт с гайкой;
- датчик синхронизации.
Кроме датчиков потребуется сам микропроцессорный блок-коммутатор, новую катушку зажигания на два контакта и жгут проводов с фишками.
Возможность приобретения сборки по частям дает экономию, но не гарантирует стабильной работы
Что можно поставить на классику из существующих МПСЗ
Среди наиболее известных микропроцессорных, чаще всего используют МПСЗ Мaya, Secu 3 или Микас. Собрать любую не представляет труда, при наличии навыков правильно видеть и читать инструкцию со схемой, и выполнять последовательность действий монтажа.
При выборе микропроцессорной системы не стоит пугаться навороченной схемы, которой любят козырять продавцы товара, предлагая услуги знакомого электрика для «гарантированно качественного монтажа за копейки». Все компоненты можно установить на классику своими руками.
При выборе обратите внимание на качество самого блока. Хорошим тоном считается, если нет короблений пластмассовых частей заусениц, микротрещин. Вторым показателем можно привести наличие большой рассеивающей поверхности в виде алюминиевой основы. Микропроцессор остается самой капризной частью и к выбору места под капотом или в салоне необходимо относиться со всей серьезностью.
Катушки зажигания можно выделить в отдельный блок, как вариант можно закрепить непосредственно рядом со свечами на крышке головки.
Настройка МПСЗ
Настройка работы микропроцессорной системы по сути требует не сколько знаний, сколько терпения. Производитель зашивает в микропроцессорном блоке среднепотолочные данные по мотору в одной таблице. Они позволяют запустить двигатель и выполнить все управляющие опции по датчикам и кривым углов.
Нам предстоит обучить процессор под свой мотор и получить свои таблицы, на основании которых работа зажигания будет максимально оптимизирована.
Подключаем ноутбук через кабель и с помощью предустановленной сервисной программулины, пытаемся рассмотреть показания датчиков. Выбираем параметры системы и далее действуем согласно инструкции.
В процесс езды в памяти процессора накапливается определенный массив данных по кривым УОЗ. Обычно рекомендуют подключить комп к МПЗС повторно и выполнить коррекцию коэффициентов по самой оптимальной кривой.
Если все компоненты системы МПЗ надлежащего качества, монтаж микропроцессорной системы выполнен по правилам и вам не зальют на мойке водой сам электронный блок системы, дальнейших вмешательств в работу МПЗС не потребуется. Теоретически такая система зажигания должна проработать до десятка лет.
МПСЗ. Микропроцессорная система зажигания на классику на следующем видео:
- Регулировка карбюраторов К151 и К126
- Устройство карбюратора, принцип работы
- Распределительный вал двигателя
- Микропроцессорная система зажигания для карбюраторных двигателей, на классику
Источник https://mineavto.ru/remont/elektrooborudovanie/mikroprotsessornaya-sistema-zazhiganiya-1604.html
Источник https://drivertip.ru/osnovy/printsip-raboty-mikroprotsessornoy-sistemy-zazhiganiya.html
Источник https://mashintop.ru/articles.php?id=2819