Разборка, дефектовка и сборка коробки передач

Разборка, дефектовка и сборка коробки передач

Разборка, дефектовка и сборка коробки передач Разборка, дефектовка и сборка коробки передач

СпецБорт

При проектировании ВАЗ «Ока» модификаций 1111 и 11113 конструкторы задействовали множество проверенных на иных моделях ВАЗ решений. Касается это практически всех узлов и механизмов авто, включая трансмиссию.

КПП «Ока» конструкторы «содрали» с ВАЗ-2108 – одного из основных «доноров» для малолитражки. Конструкторы, по сути, взяли коробку от «Восьмерки» и адаптировали ее под двигатель «Ока». Поэтому КПП ВАЗ-2108 и «Ока» по общей конструкции практически идентичны, основная разница сводиться к размерам, определенным конструктивным особенностям и рабочим параметрам.

Основные параметры

КПП ВАЗ «Ока» 1111 и 11113 – двухвальная, с 4-ю ступенями, объединена с главной передачей и дифференциалом. Все передачи для движения вперед – синхронизированы. Передача вращения на передние ведущие колеса от коробки осуществляется посредством двух приводных валов с шарнирами равных угловых скоростей. Вес узла составляется всего 24,5 кг.

Разборка, дефектовка и сборка коробки передач

Из-за поперечного расположения силовой установки управление коробкой осуществляется дистанционно.

Читайте также: Ваз 2107 снятие ручки стеклоподъемника

Обе модификации малолитражки получили идентичные по конструкции коробки, поэтому передаточные соотношения передач одинаковы, разница между КПП «Ока» 1111 и 1113 только в показателях главной передачи:

Передаточные соотношения «Ока» 1111 и 11113
передача111111113
1-я3,7
2-я2,06
3-я1,27
4-я0,9
задняя3,67
главная4,544,1

Конструкция КПП достаточно хорошо проработана, что обеспечивает вполне приемлемые ходовые показатели «Ока».

Разборка, дефектовка и сборка коробки передач Разборка, дефектовка и сборка коробки передач

Общая конструкция КПП и ее привода

Коробка включает в себя множество компонентов. Полный перечень деталей такой:

Разборка, дефектовка и сборка коробки передач

  1. Корпус;
  2. Подшипник дифференциала;
  3. Установочная проставка;
  4. Пробка слива смазки;
  5. Полуосевой уплотнитель;
  6. Приводной вал (левый);
  7. Шестеренка 1-й скорости втор. вала;
  8. Муфта синхронизатора 1-й, 2-й скоростей, а также заднего хода;
  9. Шестеренка 2-й скорости втор. вала;
  10. Упорное кольцо;
  11. Шестеренка 3-й скорости втор. вала;
  12. Муфта синхронизатора 3-й, 4-й скоростей, а также заднего хода;
  13. Шестеренка 4-й скорости втор. вала;
  14. Упорное кольцо шестерни 4-й скорости;
  15. Подшипник;
  16. Ось вилки 1-й и 2-й скоростей;
  17. Ось вилки 3-й и 4-й скоростей;
  18. Втор. вал;
  19. Ось вилки заднего хода;
  20. Установочное кольцо;
  21. Крышка;
  22. Подшипник;
  23. Щуп;
  24. Шестеренка 4-й скорости перв. вала;
  25. Подшипник шестерни;
  26. кольцо синхронизатора 3-й и 4-й скоростей;
  27. Вилка;
  28. Муфта;
  29. Сухарь;
  30. Фиксатор;
  31. Пластинка;
  32. Подшипник;
  33. Сальник;
  34. Вилка выжимного подшипника;
  35. Корпус сцепления;
  36. Колпачок;
  37. Сапун;
  38. Выжимной подшипник;
  39. Перв. вал;
  40. Подшипник;
  41. Маслосборник;
  42. Ведомая шестерня главной передачи;
  43. Корпус дифференциала;
  44. Шайба;
  45. Стопорное кольцо;
  46. Шестеренка полуоси;
  47. Ведущая шестерня привода спидометра;
  48. Трос спидометра;
  49. Приводной вал (правого колеса);
  50. Корпус привода спидометра;
  51. Сателлит;
  52. Стопорное кольцо;
  53. Ось сателлитов;
  54. Пыльник;
  55. Шток;

Смазка компонентов узла выполняется разбрызгиванием. В качестве смазочного материала используется трансмиссионное масло, заправочный объем – 1,8 литра. Количество масла в КПП проверяется при помощи щупа.

Поскольку коробка передач «Ока» имеет дистанционное управление, дополнительно в ее конструкцию входит привод механизма выбора передачи.

Состоит привод из:

  • Рычага КПП (установлен в салоне на центральном тоннеле);
  • Кулиса;
  • 2-х тяг (реактивной и рычага привода);
  • Шарнира;
  • Штока, соединенного с механизмом выбора скорости;

Многокомпонентная конструкция привода КПП не является очень надежной – со временем требуется регулировка соединений и ремонт кулисы.

Ремонт ВАЗ Ваз ОКА : Снятие и установка коробки передач

Коробку передач снимают для ремонта или замены, а также для получения доступа к сцеплению, маховику и заднему сальнику коленчатого вала.

Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», «на 17» и «на 19», упор под коробку передач.

Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву. Поднимите капот двигателя и зафиксируйте его в этом положении. Перед снятием коробки передач отсоедините провод от клеммы “–” аккумуляторной батареи, а также слейте масло из коробки передач.

Если коробку передач необходимо снять без дальнейшей разборки, масло из нее можно не сливать.

Снимайте коробку передач с помощником.

Читайте также: Ремонт отражателя фары ваз 2110 своими руками видео

1. Снимите стартер (см. «Снятие и установка стартера»).

2. Ослабьте затяжку гаек ступиц и гаек крепления передних колес.

3. Отверните гайку крепления наконечника «массового» провода к коробке передач и отсоедините его от коробки передач.

4. Отсоедините трос привода от вилки выключения сцепления и кронштейна на задней крышке коробки передач и отведите его в сторону (см. «Замена троса привода сцепления»).

5. Отвернув гайку крепления, отсоедините трос привода спидометра от коробки передач.6. Выверните верхний болт крепления коробки передач к двигателю.

Обратите внимание, под головкой болта установлена пружинная шайба.

7. Отсоедините колодку с проводами от выключателя света заднего хода.8. Выверните три болта крепления (под головками болтов установлены пружинные шайбы) и…
9. …снимите нижний щиток картера сцепления.10. Удерживая вторым ключом болт крепления реактивной тяги от проворачивания, отверните гайку.

Обратите внимание, под гайкой установлены пружинная и плоская шайбы.

11. Отсоедините реактивную тягу от коробки передач, вынув болт.

12. Ослабьте затяжку хомута крепления тяги привода переключения передач к шарниру штока выбора передач и разожмите хомут с помощью отвертки.13. Отсоедините тягу привода переключения передач от шарнира штока выбора передач.
14. Подвесьте к выпускной трубе обе тяги.15. Отверните две гайки крепления опоры рулевого механизма к левой продольной трубе подрамника.

16. Отверните две гайки крепления поперечины к подрамнику и снимите поперечину со шпилек.

Обратите внимание, под каждой гайкой установлена пружинная шайба.

17. Отверните гайки ступиц и выведите хвостовики наружных шарниров из ступиц обоих передних колес (см. «Снятие и установка приводов передних колес»).18. С левой стороны, удерживая вторым ключом от проворачивания болт крепления стойки стабилизатора к рычагу, отверните гайку (под гайкой установлена пружинная шайба) и отсоедините стойку от рычага подвески, вынув болт.
19. Отвернув две гайки крепления, снимите со шпилек кронштейн крепления штанги стабилизатора с левой стороны.20. Удерживая вторым ключом от проворачивания болт крепления левой опоры силового агрегата к кронштейну левой продольной трубы подрамника, отверните гайку и выньте из опоры болт.

Обратите внимание, под гайкой установлены пружинная и плоская шайбы.

Читайте также: Книга ВАЗ. Ремонт и обслуживание «Жигулей»

Обратите внимание, под головкой болта установлена плоская шайба.

21. Установите под коробку передач надежный упор.22. Выверните болт заднего крепления левой продольной трубы подрамника к кузову и выньте болт с упорной шайбой.
23. Отверните гайки двух болтов переднего крепления левой продольной трубы подрамника, удерживая вторым ключом болты от проворачивания и выньте болты, придерживая трубу подрамника.24. Снимите левую продольную трубу подрамника в сборе с рычагом подвески и растяжкой.

25. Отверните три гайки крепления кронштейна опоры к коробке передач.

Обратите внимание, под гайками установлены пружинные шайбы, а..

…под верхней гайкой установлен еще и рым.

26. Снимите кронштейн с опорой со шпилек крепления.

27. Выверните нижний правый болт крепления коробки передач к двигателю (болт расположен над правым внутренним шарниром равных угловых скоростей).28. Выверните нижний левый болт крепления коробки передач к двигателю.
29. Ослабьте затяжку болта крепления картеров коробки передач, под которым установлен рым.30. Разверните рым так, чтобы он не мешал при снятии коробки передач.

31. Сдвиньте коробку передач назад так, чтобы первичный вал вышел из сцепления, при этом не повредите лепестки диафрагменной пружины сцепления и опустив заднюю часть коробки передач, выньте ее из-под автомобиля.

32. Установите коробку передач в порядке, обратном снятию.

Перед установкой коробки передач рекомендуется смазать шлицы первичного вала и наружную поверхность направляющей втулки подшипника выключения сцепления тонким слоем консистентной смазки.

33. Залейте масло (см. «Замена масла в коробке передач»), отрегулируйте привод сцепления (см. «Регулировка привода сцепления») и привод переключения передач (см. «Регулировка привода управления механизмом переключения передач»).

Раздел 1.УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ Общие сведения об автомобилях Паспортные данные автомобиля

Раздел 2.ДВИГАТЕЛЬ Возможные неисправности двигателя, их причины и способы устранения Полезные советы Замена охлаждающей жидкости Замена масла в двигателе и масляного фильтра Очистка системы вентиляции картера Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия Регулировка натяжения ремня привода распределительного вала Замена натяжного ролика Замена ремня привода распределительного вала Снятие, установка и дефектовка маховика Замена деталей уплотнения двигателя Головка блока цилиндров Регулировка зазоров в приводе клапанов Снятие и установка двигателя Ремонт двигателя Система смазки Система охлаждения Система выпуска отработавших газов Система питания

Раздел 3.ТРАНСМИССИЯ Сцепление Коробка передач Приводы передних колес

Читать статью  Работа КПП на DAF

Раздел 4.ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Передняя подвеска Задняя подвеска

Раздел 5.РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ Осмотр и проверка рулевого управления на автомобиле Рулевая колонка Рулевой механизм Рулевая трапеция

Раздел 6.ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА Проверка и регулировка тормозной системы Замена тормозной жидкости Прокачка гидропривода тормозной системы Главный тормозной цилиндр Вакуумный усилитель тормозов Регулятор давления Замена шлангов и трубопроводов гидропривода тормозов Тормозные механизмы передних колес Тормозные механизмы задних колес Стояночный тормоз

Раздел 7.ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ Предохранители и реле Генератор Стартер Система зажигания Освещение,световая и звуковая сигнализация Стеклоочистители и омыватели Вентилятор системы охлаждения двигателя Комбинация приборов Выключатели и переключатели

Раздел 8.КУЗОВ Возможные неисправности кузова, их причины и способы устранения Замена буферов Капот Боковая дверь Задняя дверь Зеркала заднего вида Сиденья Отопитель Уход за кузовом

Приложения Приложение 1. Моменты затяжки резьбовых соединений Приложение 2. Горюче-смазочные материалы и эксплуатационные жидкости Приложение 3. Основные данные для регулировок и контроля Приложение 4. Заправочные объемы, л Приложение 5. Сальники Приложение 6. Схема расположения подшипников качения Приложение 7. Схема электрооборудования автомобиля: 1 — боковой повторитель указателя поворота; 2 — передний указатель поворота; 3 — фара; 4 — электродвигатель вентилятора системы охлаждения; 5 — звуковой сигнал; 6 — датчик включения электродвигателя ве

Основные поломки и их симптомы

Демонтаж коробки с авто выполняется в случае определенных поломок, и необходимости проведения ремонта.

К основным видам поломок относятся:

  • Пробой или повреждение корпуса;
  • Повреждений или износа шестеренок, синхронизаторов;
  • Износа подшипников;
  • Изгиба вилок механизма управления;

КПП также придется снимать и в случае замены составляющих сцепления – дисков (ведущего, ведомого), выжимного подшипника или его вилки.

Разборка, дефектовка и сборка коробки передач

Читайте также: Датчик скорости газ 31105 406 двигатель

Неисправности КПП проявляются достаточно отчетливо в виде:

  • Повышенной шумности работы;
  • Появления скрежетов, хрустов и иных сторонних звуков;
  • Невозможности включения какой-либо передачи;
  • Самопроизвольного выключения передачи;

К иным неисправностям узла относятся износ сальников и нарушение работы привода. Но эти проблемы не требуют снятия коробки с авто, за исключением износа уплотнителя первичного вала (добраться до него можно только со стороны картера сцепления и для этого коробка должна быть снята с машины).

Поломки коробки передач

Когда требуется проведение ремонта КПП? Хозяин транспортного средства должен обязательно проверить коробку, если проявляются следующие признаки:

При любом из перечисленных проявлений, целесообразно обратить внимание на подшипники, шестерни, синхронизаторы.

В ряде случаев поломки КПП на автомобиле могут быть вызваны механическим путем. В частности, поломаться картер сцепления может, если во время поездки машина столкнулась с внешним препятствием, например, с бордюром. Также, проблема с картером сцепления может быть следствием износа вторичного вала. Передвижение будет осложняться, если картер будет иметь трещины.

Необходимо осуществление ремонта рычага переключения передач, если он стал перемещаться с затруднениями. В данном случае может помочь установка новой шаровой опоры или пружины, а также сферической шайбы. Если рычаг изношен, стоит его заменить.

Осуществить ремонт своими руками – это реальная задача.

Замена сальников

Наиболее часто замене подлежат сальники приводных валов, расположенные в месте установки концевиков внутренних шарниров в КПП. Признаком из износа сигнализирует наличие подтеков трансмиссионного масла на внутреннем ШРУСе и прилегающих поверхностях корпуса.

Замена сальников КПП – операция сравнительно не сложная, но требуется полный демонтаж приводных валов.

Алгоритм работ такой:

  • Устанавливаем авто на яму;
  • Срываем и скручиваем гайки, удерживающие привод в ступице;
  • Вывешиваем передок авто и снимаем колеса;
  • От ступицы отсоединяем рулевой наконечник и шаровую опору;
  • Потянув вбок ступицу, выводим из нее концевик внешнего ШРУСа;
  • Забираемся под авто;
  • Используя молоток и наставку, наносим удары в торец внутреннего ШРУСа, до тех пор, пока установленное на концевике стопорное кольцо не выйдет из проточки;
  • Извлекаем приводной вал в сборе;
  • Отверткой поддеваем «старый сальник;
  • Садим новый уплотнитель, используя оправку;
  • Устанавливаем привод на место;
  • Собираем авто;

Технология замены уплотнителя, установленного в механизме управления КПП еще более простая – отсоединяем тяги привода, демонтируем шарнир и извлекаем протекающий сальник.

Поломки привода, ремонт кулисы

У «Ока» поломки бывают не только с коробкой, а и ее приводом. Основными проблемы с приводом – болтается рычаг КПП, невозможно включить какую-то скорость.

В первом случае неисправность кроется в износе элементов кулисы (шарового шарнира). Разборка, дефектовка и замена изношенных компонентов позволяет полностью восстановить работоспособность кулисы и устранить люфты в ней, которые являются причиной того, что рычаг сильно болтается.

Если же проверка кулисы показала, что она в исправном состоянии, следует смотреть и проверять шарнир, установленный на штоке механизма управления. Этот же элемент может и стать причиной невозможности включения передач. Если его стяжной хомут ослабился, то тяга привода будет в нем проворачиваться, при этом не будет передаваться воздействие на механизм управления. Проверка состояния шарнира и подтяжка крепежей на нем позволяет устранить проблемы с работой привода.

Основные причины неисправности КПП Ока и частые поломки

Механическая коробка Ока имеет большое количество деталей, каждая из которых может сломаться. Как и любое механическое устройство, трансмиссия не застрахована от поломок. К основным причинам неисправностей КПП Ока относятся:

  • Посторонние шумы при переключении рычага переключения передач в нейтральное положение (некачественная смазочная жидкость или ее отсутствие, износ подшипников первичного вала, смещение валов и т.д.). Проблему решают путем замены поврежденных/изношенных элементов;
  • Тугое переключение передач (дефект шарнира карданчика, повреждение рычага штока и т.д.). Неполадку устраняют путем замены поврежденных деталей или их регулировкой;
  • Самопроизвольное выключение передач (износ или повреждение шестерней, деформация вилок механизма управления и т.д.). Устраняют неисправность, меняя неисправные элементы коробки, а также регулируется привод механизма.

Также можно отдельно выделить причины неисправностей привода механизма переключения передач коробки Ока. Например, нарушение в работе привода механизма переключения передач происходит по следующим причинам:

  • Включение передач затруднено либо вообще отсутствует (деформация или повреждение шарнира установленного на штоке механизма управления, ослабление стяжного хомута). Нужно проверить состояние шарнира и подтянуть на нем крепеж, что обычно позволяет восстановить работоспособность механизма управления.
  • Рычаг переключения передач Ока не достаточно хорошо закреплен (износ элементов кулисы, образование в ней люфтов). Проблему устраняют путем дефектовки или замены изношенных элементов;

Ремонт рычага переключения передач Ваз 1111 ОКА

Разборка, дефектовка и сборка коробки передач

Все про автомобили

Автомобиль Ока (модификации 1111, 11113) – малолитражный автомобиль первой группы особо малого класса. Практически все узлы и механизмы автомобиля были позаимствованы от других проверенных моделей ВАЗ.

Трансмиссия не исключение, поскольку КПП «Ока», по сути, напоминает трансмиссию ВАЗ-2108, адаптированную под двигатель данного автомобиля (размер, определенные конструктивные особенности, рабочие параметры).

Основные параметры

КПП ВАЗ «Ока» 1111 и 11113 – двухвальная, с 4-ю ступенями, объединена с главной передачей и дифференциалом. Все передачи для движения вперед – синхронизированы. Передача вращения на передние ведущие колеса от коробки осуществляется посредством двух приводных валов с шарнирами равных угловых скоростей. Вес узла составляется всего 24,5 кг.

Разборка, дефектовка и сборка коробки передач

Читайте также: Схема подключения прицепа (распиновка розетки фаркопа)

Из-за поперечного расположения силовой установки управление коробкой осуществляется дистанционно.

Обе модификации малолитражки получили идентичные по конструкции коробки, поэтому передаточные соотношения передач одинаковы, разница между КПП «Ока» 1111 и 1113 только в показателях главной передачи:

Передаточные соотношения «Ока» 1111 и 11113
передача111111113
1-я3,7
2-я2,06
3-я1,27
4-я0,9
задняя3,67
главная4,544,1

Конструкция КПП достаточно хорошо проработана, что обеспечивает вполне приемлемые ходовые показатели «Ока».

Разборка, дефектовка и сборка коробки передач Разборка, дефектовка и сборка коробки передач Разборка, дефектовка и сборка коробки передач Разборка, дефектовка и сборка коробки передач Разборка, дефектовка и сборка коробки передач Разборка, дефектовка и сборка коробки передач Разборка, дефектовка и сборка коробки передач Разборка, дефектовка и сборка коробки передач Разборка, дефектовка и сборка коробки передач Разборка, дефектовка и сборка коробки передач

Вторичный вал

Вторичный вал 18 изготовлен вместе с ведущим зубчатым колесом глазной передачи. На поверхности вала обработано четыре пояска для размещения зубчатых колес и в двух местах нарезаны шлицы для крепления ступиц синхронизаторов. Чтобы уменьшить потери на трение и увеличить коэффициент полезного действия коробки передач, зубчатые колеса на вторичном валу установлены на игольчатых подшипниках 25 одной размерности с цельным пластмассовым сепаратором. Вторичный вал ступенчатый, что позволило выдержать оптимальные зазоры между зубьями зубчатых колес. Чтобы при такой форме вала обеспечить сборку синхронизаторов и зубчатых колес на валу, размер игольчатых подшипников подобран по пояску вала наибольшего диаметра. Поэтому остальные подшипники располагаются на втулках того же размера, что и поясок вала для зубчатого колеса 7 первой передачи.

Общая конструкция КПП и ее привода

Коробка включает в себя множество компонентов. Полный перечень деталей такой:

Разборка, дефектовка и сборка коробки передач

  1. Корпус;
  2. Подшипник дифференциала;
  3. Установочная проставка;
  4. Пробка слива смазки;
  5. Полуосевой уплотнитель;
  6. Приводной вал (левый);
  7. Шестеренка 1-й скорости втор. вала;
  8. Муфта синхронизатора 1-й, 2-й скоростей, а также заднего хода;
  9. Шестеренка 2-й скорости втор. вала;
  10. Упорное кольцо;
  11. Шестеренка 3-й скорости втор. вала;
  12. Муфта синхронизатора 3-й, 4-й скоростей, а также заднего хода;
  13. Шестеренка 4-й скорости втор. вала;
  14. Упорное кольцо шестерни 4-й скорости;
  15. Подшипник;
  16. Ось вилки 1-й и 2-й скоростей;
  17. Ось вилки 3-й и 4-й скоростей;
  18. Втор. вал;
  19. Ось вилки заднего хода;
  20. Установочное кольцо;
  21. Крышка;
  22. Подшипник;
  23. Щуп;
  24. Шестеренка 4-й скорости перв. вала;
  25. Подшипник шестерни;
  26. кольцо синхронизатора 3-й и 4-й скоростей;
  27. Вилка;
  28. Муфта;
  29. Сухарь;
  30. Фиксатор;
  31. Пластинка;
  32. Подшипник;
  33. Сальник;
  34. Вилка выжимного подшипника;
  35. Корпус сцепления;
  36. Колпачок;
  37. Сапун;
  38. Выжимной подшипник;
  39. Перв. вал;
  40. Подшипник;
  41. Маслосборник;
  42. Ведомая шестерня главной передачи;
  43. Корпус дифференциала;
  44. Шайба;
  45. Стопорное кольцо;
  46. Шестеренка полуоси;
  47. Ведущая шестерня привода спидометра;
  48. Трос спидометра;
  49. Приводной вал (правого колеса);
  50. Корпус привода спидометра;
  51. Сателлит;
  52. Стопорное кольцо;
  53. Ось сателлитов;
  54. Пыльник;
  55. Шток;

Смазка компонентов узла выполняется разбрызгиванием. В качестве смазочного материала используется трансмиссионное масло, заправочный объем – 1,8 литра. Количество масла в КПП проверяется при помощи щупа.

Поскольку коробка передач «Ока» имеет дистанционное управление, дополнительно в ее конструкцию входит привод механизма выбора передачи.

Читать статью  Что такое трансмиссия автомобиля простыми словами

Состоит привод из:

  • Рычага КПП (установлен в салоне на центральном тоннеле);
  • Кулиса;
  • 2-х тяг (реактивной и рычага привода);
  • Шарнира;
  • Штока, соединенного с механизмом выбора скорости;

Многокомпонентная конструкция привода КПП не является очень надежной – со временем требуется регулировка соединений и ремонт кулисы.

Картер

Картер 1 отлит из алюминиевого сплава. В нем выполнены гнезда под подшипники 22, 15 и 2 первичного и вторичного валов и дифференциала, три гнезда под штоки 16, 17, 19 переключения передач, перпендикулярно которым расположены гнезда фиксаторов штоков. В эти гнезда устанавливаются шарики 11 (см. гл. 20) с пружинами 13, которые закрываются резьбовыми пробками. Противоположные концы штоков заходят в гнезда корпуса 21 механизма выбора передач, который крепится к картеру сцепления четырьмя болтами. Между этими гнездами расположены сухари 3 замкового устройства.

Читать дальше: Как закрасить глубокую царапину на машине

В нижней части картера коробки передач имеется сливное отверстие для выпуска отработанного масла. Сливное отверстие закрывается резьбовой пробкой 4 (см. гл. 19).

Чтобы при вращении зубчатых колес и разбрызгивании масла в картере не создавалось давление, полость картера коробки передач сообщается с атмосферой через сапун 37. Трубка сапуна запрессована в отверстие картера сцепления. Сверху на трубку надевается резиновый колпачок 36. Для предотвращения выброса масла через сапун полость сапуна изолирована от полости коробки передач пластиной 31, которая винтами крепится к картеру сцепления.

Основные поломки и их симптомы

Демонтаж коробки с авто выполняется в случае определенных поломок, и необходимости проведения ремонта.

Читайте также: Эксплуатация и замена ремня привода ГРМ Лада Веста

К основным видам поломок относятся:

  • Пробой или повреждение корпуса;
  • Повреждений или износа шестеренок, синхронизаторов;
  • Износа подшипников;
  • Изгиба вилок механизма управления;

КПП также придется снимать и в случае замены составляющих сцепления – дисков (ведущего, ведомого), выжимного подшипника или его вилки.

Разборка, дефектовка и сборка коробки передач

Неисправности КПП проявляются достаточно отчетливо в виде:

  • Повышенной шумности работы;
  • Появления скрежетов, хрустов и иных сторонних звуков;
  • Невозможности включения какой-либо передачи;
  • Самопроизвольного выключения передачи;

К иным неисправностям узла относятся износ сальников и нарушение работы привода. Но эти проблемы не требуют снятия коробки с авто, за исключением износа уплотнителя первичного вала (добраться до него можно только со стороны картера сцепления и для этого коробка должна быть снята с машины).

ВАЗ 11113

Снятие коробки передач проводим на смотровой канаве или подъемнике.

  1. Отсоединяем «минусовой» провод от аккумулятора.
  2. Сливаем масло из коробки передач (см. «Замена масла в коробке передач»).
  3. Отсоединяем трос привода сцепления от коробки передач.
  4. Отсоединяем разъем выключателя света заднего хода.
  5. Отсоединяем трос спидометра от привода.
  6. Выбиваем внутренний шарнир правого привода, не отсоединяя привод от колеса.
  7. Левый привод снимаем полностью (см. «Снятие приводов передних колес»).
  8. Отсоединяем тягу привода переключения передач от шарнира штока и реактивную тягу от коробки передач, снимаем стартер и левую опору силового агрегата.
  9. Головкой «на 13» отворачиваем левую и ослабляем правую гайки крепления задней поперечины подрамника.
  10. Отводим поперечину назад.
  11. Головкой и ключом «на 13» отворачиваем гайки двух болтов крепления съемной (левой) трубы подрамника к передней поперечине.
  12. Вынимаем болты
  13. Головкой «на 13» отворачиваем две гайки крепления левого кронштейна штанги стабилизатора поперечной устойчивости к трубе подрамника.
  14. Снимаем кронштейн.
  15. Двумя накидными ключами «на 17» отворачиваем гайку болта крепления левой стойки штанги стабилизатора к рычагу подвески.
  16. Вынимаем болт.
  17. Двумя накидными ключами «на 13» отворачиваем две гайки болтов левого крепления кронштейна рулевого механизма к трубе подрамника.
  18. Головкой «на 19» отворачиваем болт левого крепления трубы подрамника к кузову.
  19. Снимаем трубу подрамника в сборе с растяжкой рычага и рычагом с шаровой опорой.
  20. Головкой «на 10» отворачиваем два болта крепления крышки картера сцепления к держателю заднего сальника.
  21. Ключом «на 10» отворачиваем болт крепления крышки к картеру сцепления.
  22. Снимаем крышку.
  23. Ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления «массового» провода к коробке передач.
  24. Снимаем провод.
  25. Накидным ключом «на 17» отворачиваем нижний болт переднего крепления коробки передач к двигателю и нижний болт заднего крепления, расположенный над внутренним шарниром правого привода (окончательно извлечь болт можно после демонтажа задней опоры силового агрегата).
  26. Отвернув головкой «на 17» верхний болт крепления коробки передач к двигателю, отодвигаем ее от двигателя, разъединяя первичный вал коробки с ведомым диском сцепления, и снимаем коробку.

Снимаю коробку на оке, меняю потекший сальник

в видео я рассказываю как снять коробку на оке и заменить сальник первичного вала.

Замена коробки передач на автомобиле ОКА

как снять коробку с минимальными усилиями.

ВНИМАНИЕ! При снятии или установке коробки передач нельзя опирать первичный вал на лепестки нажимной пружины сцепления, чтобы их не повредить.

Установку коробки передач проводим в обратной последовательности.

Перед установкой коробки наносим тонкий слой смазки ШРУС-4 на шлицевой конец первичного вала и наружную поверхность направляющей втулки подшипника выключения сцепления (выжимного).

>Снятие коробки ока

Замена сальников

Наиболее часто замене подлежат сальники приводных валов, расположенные в месте установки концевиков внутренних шарниров в КПП. Признаком из износа сигнализирует наличие подтеков трансмиссионного масла на внутреннем ШРУСе и прилегающих поверхностях корпуса.

Замена сальников КПП – операция сравнительно не сложная, но требуется полный демонтаж приводных валов.

Алгоритм работ такой:

  • Устанавливаем авто на яму;
  • Срываем и скручиваем гайки, удерживающие привод в ступице;
  • Вывешиваем передок авто и снимаем колеса;
  • От ступицы отсоединяем рулевой наконечник и шаровую опору;
  • Потянув вбок ступицу, выводим из нее концевик внешнего ШРУСа;
  • Забираемся под авто;
  • Используя молоток и наставку, наносим удары в торец внутреннего ШРУСа, до тех пор, пока установленное на концевике стопорное кольцо не выйдет из проточки;
  • Извлекаем приводной вал в сборе;
  • Отверткой поддеваем «старый сальник;
  • Садим новый уплотнитель, используя оправку;
  • Устанавливаем привод на место;
  • Собираем авто;

Технология замены уплотнителя, установленного в механизме управления КПП еще более простая – отсоединяем тяги привода, демонтируем шарнир и извлекаем протекающий сальник.

Читайте также: Заправка автомобильного кондиционера своими руками

Как снять коробку передач на Оке

С одной стороны, существуют такие неполадки, для устранения которых не обязательно проводить демонтаж коробки. При этом также есть группа неисправностей, кода коробку снимают. Демонтаж коробки можно проводить как самостоятельно, так и на СТО силами квалифицированных специалистов. Выделяют два вида демонтажа:

  • снятие КПП без ДВС автомобиля (не затрагивая самой силовой установки автомобиля, производится откручивание и отсоединение множества элементов и узлов);
  • снятие КПП вместе с ДВС автомобиля (возникает необходимость слива технической жидкости и отсоединения почти всего навесного оборудования).

Последовательность демонтажа коробки без снятия ДВС следующая:

  • установить автомобиль на эстакаду или смотровую яму;
  • открутить гайки крепления приводных валов в ступице и снять передние колеса;
  • отсоединить клемму аккумулятора и все провода, а также тросы от коробки;
  • снять стартер и открутить крепления нижнего щитка корпуса крепления с последующим его демонтажем;
  • открутить тяги привода и отсоединить от продольной балки опоры рулевого механизма;
  • снять поперечину и вытащить концевики привода из ступицы;
  • открутить крепление стойки и кронштейна левой стороны стабилизатора поперечной устойчивости;
  • отсоединить крепеж опорного кронштейна ДВС от коробки;
  • поставить упор под коробку и снять левую продольную балку подрамника;
  • извлечь концевики приводных валов из коробки и снять с нее опорный кронштейн мотора;
  • выкрутить все крепежи КПП к ДВС, затем сместив ее в сторону левого колеса, снять коробку.
    Рекомендуем также прочитать статью о том, как выполняется замена сцепления на коробке DSG. Из этой статьи вы узнаете об особенностях замены сцепления на КПП данного типа.

Последовательность демонтажа коробки вместе с ДВС автомобиля путем опускания узлов вниз:

  • слить рабочую жидкость (масло) из КПП;
  • отсоединить все элементы от коробки и ДВС (патрубки системы охлаждения, проводка и т.д.);
  • отсоединить колонку от рулевого механизма и скрутить крепежи опор амортизационных стоек;
  • снизу под ДВС положить деревянный поддон;
  • для опускания ДВС, КПП, рулевого механизма, передней подвески и подрамника на деревянный поддон выкрутить все крепежи подрамника к кузову автомобиля;
  • выполнить демонтаж КПП, подняв передок автомобиля и оттолкнув его назад;

Еще добавим, что с помощью подъемника демонтаж коробки вместе с двигателем автомобиля можно выполнить путем поднятия узлов вверх.

Поломки привода, ремонт кулисы

У «Ока» поломки бывают не только с коробкой, а и ее приводом. Основными проблемы с приводом – болтается рычаг КПП, невозможно включить какую-то скорость.

В первом случае неисправность кроется в износе элементов кулисы (шарового шарнира). Разборка, дефектовка и замена изношенных компонентов позволяет полностью восстановить работоспособность кулисы и устранить люфты в ней, которые являются причиной того, что рычаг сильно болтается.

Если же проверка кулисы показала, что она в исправном состоянии, следует смотреть и проверять шарнир, установленный на штоке механизма управления. Этот же элемент может и стать причиной невозможности включения передач. Если его стяжной хомут ослабился, то тяга привода будет в нем проворачиваться, при этом не будет передаваться воздействие на механизм управления. Проверка состояния шарнира и подтяжка крепежей на нем позволяет устранить проблемы с работой привода.

Читать статью  Как водить машину на автомате: пошаговая инструкция для начинающих

Синхронизатор

Синхронизатор обеспечивает безударное включение передачи. Он состоит из ступицы 12, муфты 28, сухарей 29. пружин и двух блокирующих колец 26. Ступица синхронизатора посажена на шпицы вторичного вала и зажата: у синхронизатора III и IV передач между втулками игольчатых подшипников, у синхронизатора I и II передач — между втулкой игольчатого подшипника и буртиком вторичного вала.

Читать дальше: Как закрыть ситроен с4 без аккумулятора

В ступице выполнено шесть пазов, в трех из которых просверлены гнезда под пружины фиксаторов. В этих пазах расположены сухари 29 с шариками фиксаторов. По наружному диаметру ступицы 12 нарезаны шлицы, вдоль которых может перемещаться скользящая муфта 28 синхронизатора. Она внутри имеет гнезда под шарики фиксаторов, а снаружи — кольцевой паз для вилки 27 переключения передач.

По обеим сторонам муфты расположены бронзовые блокирующие кольца 26, имеющие по шесть выступов, которые заходят в пазы ступицы. При этом три коротких выступа заходят в пазы, в которых расположены фиксаторы, а более длинные и широкие — в другие пазы. Эти выступы установлены в пазах с боковым зазором, равным половине толщины зуба муфты (ступицы). При выборе этого зазора ограничивается угол поворота блокирующего кольца относительно ступицы. При таком соединении ступица вращается совместно с блокирующими кольцами. Конусной частью блокирующие кольца расположены на конических поясках зубчатых колес вторичного вала. При включении передачи эти конические поверхности контактируют. Для увеличения сил трения на поверхностях контакта колец нарезана резьба и выполнены продольные канавки. Вследствие этого происходит разрыв масляной пленки в месте контакта и увеличение фрикционных свойств конических поверхностей. Блокирующее кольцо имеет зубчатый венец, зубья которого скошены под определенным углом. С зубчатым венцом блокирующего кольца соединяется скользящая муфта при включении передачи.

Скользящая муфта 28 имеет внутренний венец, которым она располагается на зубьях ступицы. Торцы зубьев муфты скошены под тем же углом, что и зубья блокирующих колец и венцов синхронизатора. Для предотвращения самовыключения передач под нагрузкой зубья венца синхронизатора шестерни выполнены конусными, а зубья скользящей муфты имеют поднутрения.

Промежуточное зубчатое колесо заднего хода

Промежуточное зубчатое колесо 8 заднего хода (см. гл. 20) расположено на трубчатой оси 4, концы которой опираются в отверстиях картера сцепления и коробки передач. Зубчатое колесо вращается на оси на бронзовой втулке. Зубчатый венец колеса прямозубый, с торца скошен под небольшим углом для лучшего зацепления зубчатых колес при включении заднего хода. На зубчатом колесе выполнен кольцевой паз для вилки 7 заднего хода. Чтобы исключить самовыключение задней передачи под нагрузкой, зубья на всех зубчатых колесах заднего хода выполнены с обратной конусностью по направлению зуба. При включении заднего хода промежуточное зубчатое колесо 8 соединяет между собой зубчатое колесо 54 первичного вала с зубчатым венцом муфты 53 синхронизатора I и II передач. Одновременно вилка включения заднего хода нажимает на шток включателя контрольной лампы, и цепь лампы замыкается.

Главная передача состоит из пары косозубых цилиндрических зубчатых колес. Ведущее зубчатое колесо изготовлено вместе с вторичным валом, ведомое 42 (см. рис) выполнено в виде венца, который болтами крепится к фланцу коробки 43 дифференциала.

Дифференциал конический с двумя сателлитами 51, установленными на оси 53, которая удерживается в коробке дифференциала стопорными кольцами 52. На посадочных поясках оси нарезаны канавки для улучшения условий смазки контактирующих поверхностей сателлитов и оси.

Зубчатые колеса полуосей 46 опираются торцами на бронзовые шайбы 44, подбором толщины которых регулируется осевое перемещение каждого зубчатого колеса; оно должно быть не более 0,1 мм. Каждое зубчатое колесо полуоси насаживается на шпицы корпуса шарнира привода 49 колеса и удерживается на нем стопорным кольцом 45. На выходе из картеров сцепления и коробки передач корпуса внутренних шарниров (полуоси) герметизируются уплотнителями 5.

Коробка дифференциала вращается в двух конических роликоподшипниках 2, предварительный натяг в которых регулируется подбором толщины регулировочного кольца 3. На коробку дифференциала напрессовано пластмассовое ведущее зубчатое колесо 47 привода спидометра.

Ведомое зубчатое колесо привода спидометра своим валиком опирается на две металлокерамические втулки: одна запрессована в картер сцепления, вторая — в корпус привода спидометра.

На выходе из корпуса валик зубчатого колеса уплотняется манжетой. Привод спидометра 50 в сборе крепится к картеру сцепления при помощи гайки и шпильки, уплотняется в нем резиновым кольцом и пломбируется. На корпус привода спидометра навертывается накидная гайка крепления троса 48.

Для улавливания частиц износа в нижней части картера коробки передач устанавливается постоянный магнит.

При проектировании ВАЗ «Ока» модификаций 1111 и 11113 конструкторы задействовали множество проверенных на иных моделях ВАЗ решений. Касается это практически всех узлов и механизмов авто, включая трансмиссию.

КПП «Ока» конструкторы «содрали» с ВАЗ-2108 – одного из основных «доноров» для малолитражки. Конструкторы, по сути, взяли коробку от «Восьмерки» и адаптировали ее под двигатель «Ока». Поэтому КПП ВАЗ-2108 и «Ока» по общей конструкции практически идентичны, основная разница сводиться к размерам, определенным конструктивным особенностям и рабочим параметрам.

КПП «Ока»

При проектировании ВАЗ «Ока» модификаций 1111 и 11113 конструкторы задействовали множество проверенных на иных моделях ВАЗ решений. Касается это практически всех узлов и механизмов авто, включая трансмиссию.

КПП «Ока» конструкторы «содрали» с ВАЗ-2108 – одного из основных «доноров» для малолитражки. Конструкторы, по сути, взяли коробку от «Восьмерки» и адаптировали ее под двигатель «Ока». Поэтому КПП ВАЗ-2108 и «Ока» по общей конструкции практически идентичны, основная разница сводиться к размерам, определенным конструктивным особенностям и рабочим параметрам.

Основные параметры

КПП ВАЗ «Ока» 1111 и 11113 – двухвальная, с 4-ю ступенями, объединена с главной передачей и дифференциалом. Все передачи для движения вперед – синхронизированы. Передача вращения на передние ведущие колеса от коробки осуществляется посредством двух приводных валов с шарнирами равных угловых скоростей. Вес узла составляется всего 24,5 кг.

КПП ОКА

Из-за поперечного расположения силовой установки управление коробкой осуществляется дистанционно.

Обе модификации малолитражки получили идентичные по конструкции коробки, поэтому передаточные соотношения передач одинаковы, разница между КПП «Ока» 1111 и 1113 только в показателях главной передачи:

Передаточные соотношения «Ока» 1111 и 11113
передача111111113
1-я3,7
2-я2,06
3-я1,27
4-я0,9
задняя3,67
главная4,544,1

Конструкция КПП достаточно хорошо проработана, что обеспечивает вполне приемлемые ходовые показатели «Ока».

Общая конструкция КПП и ее привода

Коробка включает в себя множество компонентов. Полный перечень деталей такой:

Конструкция КПП ОКА

  1. Корпус;
  2. Подшипник дифференциала;
  3. Установочная проставка;
  4. Пробка слива смазки;
  5. Полуосевой уплотнитель;
  6. Приводной вал (левый);
  7. Шестеренка 1-й скорости втор. вала;
  8. Муфта синхронизатора 1-й, 2-й скоростей, а также заднего хода;
  9. Шестеренка 2-й скорости втор. вала;
  10. Упорное кольцо;
  11. Шестеренка 3-й скорости втор. вала;
  12. Муфта синхронизатора 3-й, 4-й скоростей, а также заднего хода;
  13. Шестеренка 4-й скорости втор. вала;
  14. Упорное кольцо шестерни 4-й скорости;
  15. Подшипник;
  16. Ось вилки 1-й и 2-й скоростей;
  17. Ось вилки 3-й и 4-й скоростей;
  18. Втор. вал;
  19. Ось вилки заднего хода;
  20. Установочное кольцо;
  21. Крышка;
  22. Подшипник;
  23. Щуп;
  24. Шестеренка 4-й скорости перв. вала;
  25. Подшипник шестерни;
  26. кольцо синхронизатора 3-й и 4-й скоростей;
  27. Вилка;
  28. Муфта;
  29. Сухарь;
  30. Фиксатор;
  31. Пластинка;
  32. Подшипник;
  33. Сальник;
  34. Вилка выжимного подшипника;
  35. Корпус сцепления;
  36. Колпачок;
  37. Сапун;
  38. Выжимной подшипник;
  39. Перв. вал;
  40. Подшипник;
  41. Маслосборник;
  42. Ведомая шестерня главной передачи;
  43. Корпус дифференциала;
  44. Шайба;
  45. Стопорное кольцо;
  46. Шестеренка полуоси;
  47. Ведущая шестерня привода спидометра;
  48. Трос спидометра;
  49. Приводной вал (правого колеса);
  50. Корпус привода спидометра;
  51. Сателлит;
  52. Стопорное кольцо;
  53. Ось сателлитов;
  54. Пыльник;
  55. Шток;

Смазка компонентов узла выполняется разбрызгиванием. В качестве смазочного материала используется трансмиссионное масло, заправочный объем – 1,8 литра. Количество масла в КПП проверяется при помощи щупа.

Поскольку коробка передач «Ока» имеет дистанционное управление, дополнительно в ее конструкцию входит привод механизма выбора передачи.

Ссылка по теме:
Система смазки «Ока»

Состоит привод из:

  • Рычага КПП (установлен в салоне на центральном тоннеле);
  • Кулиса;
  • 2-х тяг (реактивной и рычага привода);
  • Шарнира;
  • Штока, соединенного с механизмом выбора скорости;

Многокомпонентная конструкция привода КПП не является очень надежной – со временем требуется регулировка соединений и ремонт кулисы.

Демонтаж узла с авто

Благодаря простой конструкции, ремонт КПП «Ока» своими руками вполне возможен. Чаще всего проблем доставляет снятие КПП с авто, а не ее ремонт.

Демонтаж КПП с «Ока» возможен двумя способами – снимается только сама коробка или она извлекается вместе с силовой установкой, и уже потом КПП отсоединяется от мотора и подвергается ремонту.

У каждого из способов есть свои определенные сложности. В первом случае приходится отсоединять узел в достаточно стесненных условиях и требуется откручивание и отсоединение множества компонентов, но двигатель не затрагивается. Если же выполняется снятие вместе с силовым агрегатом, то нужно сливать технические жидкости, отсоединять практически все навесное оборудование, но само извлечение мотора с коробкой проходит проще.

Демонтаж КПП ОКа

Примечательно, что демонтаж коробки вместе с силовой установкой, возможен двумя методами – вытаскиванием узлов вверх (нужны подъемные приспособления) или опусканием их вниз.

Снятие только КПП

Алгоритм работ по снятию КПП рассмотрим на примере, когда двигатель не затрагивается:

  • Автомобиль устанавливаем на смотровую яму, эстакаду или задействуем подъемник;
  • Срываем и скручиваем гайки крепления приводных валов в ступице;
  • Передок авто вывешиваем, снимаем передние колеса;
  • Отсоединяем клемму АКБ;
  • От коробки отсоединяем все провода и тросы («массовый» провод, штекер датчика включения сигнального света движения задним ходом, тросы);

Снятие КПП ОКАСнятие КПП ОКа

  • Снимаем стартер;
  • Отворачиваем крепление нижнего щитка корпуса сцепления и снимаем его;
  • Откручиваем тяги привода (реактивную, рычага привода);
  • Отсоединяем от продольной балки опоры рулевого механизма (предварительно открутив крепежи);

Источник https://spectorg.su/novosti-avto/zamena-korobki-oka.html

Источник https://automanya.ru/lada-obzory/korobka-peredach-oka.html

Источник https://remont-avtovaz.ru/kpp-oka/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: