Как работает трансмиссия в автомобиле

Содержание

Что такое трансмиссия автомобиля простыми словами для чайников кратко и понятно

Все компоненты трансмиссии развивались, постепенно на первое место вышел вопрос управляемости и комфорта, а затем и продолжительности срока эксплуатации самого двигателя. Так что современная трансмиссия – это сочетание максимально эффективных решений передачи движения.

Что такое трансмиссия автомобиля и для чего она нужна?

Автомобильная трансмиссия – это комплекс устройств, передающих крутящий момент от коленвала двигателя на ведущие колёса. Помимо просто передачи, трансмиссия может изменять его значение, направление и распределение.

Для чего такие сложности? В данном случае одна из функций трансмиссии – продлить срок эксплуатации двигателя, снимая с него лишние нагрузки. Например, вместо постоянного изменения режима работы мотора коробка передач меняет передаточное число крутящего момента. А сцепление, которое тоже считается одним их элементов трансмиссии, предохраняет коробку передач и двигатель от рывковых нагрузок.

Устройство трансмиссии автомобиля

Рассмотрим, благодаря чему усилие, родившееся в недрах двигателя, попадает на колёса автомобиля. Основные узлы трансмиссии – это сцепление, КПП, карданная передача, дифференциал, ШРУСы.

Задача сцепления – создать легко размыкаемую связь между двигателем и следующим элементом трансмиссии. При переключении передач сцепление отключает мотор от КПП, чтобы уберечь механизмы от резких нагрузок. Затем эта связь восстанавливается. Конструкция сцепления позволяет проделывать это раз за разом, без лишних усилий со стороны водителя.

Также коробка передач переключает движение на задний ход или вообще разрывает связь двигателя остальных элементов трансмиссии. Но если сцепление предназначено для размыкания этой связи на короткий срок, КПП может стоять на нейтральной передаче долгое время.

От КПП передача крутящего момента идет на вторичный вал, который связан с валом главной передачи. Поскольку эти валы расположены под определенным углом, в механизме задействован карданный шарнир.

У главной передачи две функции: понизить скорость вращения и передать крутящий момент на ведущий мост. Для этой цели используется гипоидная передача, которая одновременно понижает скорость вращения и изменяет направление его подачи.

Задача дифференциала – распределить скорость вращения по полуосям ведущего моста в зависимости от дорожной ситуации. Работает он в паре с главной передачей. Когда автомобиль движется по прямой, оба колеса крутятся с одинаковой скоростью. В поворотах колесо на внутренней дуге вращается медленней, а на внешней – быстрее, именно благодаря дифференциалу. То есть дифференциал выборочно меняет скорость вращения полуосей или блокируется, чтобы принудительно заставить оба колеса вращаться с одинаковой скоростью.

Последний узел, влияющий на характеристики крутящего момента – шарнир равных угловых скоростей. Его задача – обеспечить передачу оборотов с полуоси на колесо, независимо от углового положения самого колеса. Регулировка скорости в поворотах осуществляется дифференциалом, и ШРУС должен передавать ее без искажений и рывков.

Принцип работы трансмиссии

На видео, выше, можно наглядно отследить, как трансмиссия автомобиля передает вращение коленвала двигателя на колёса ведущей оси. Пошагово этот процесс можно представить так.

  1. Коленвал двигателя соединен с маховиком, который, в свою очередь, подключен к сцеплению. В стандартном режиме сцепление соединено с маховиком, так что коробка передач постоянно подключена. Перед переключением передачи сцепление размыкает связь между валом коробки и маховиком двигателя, а после переключения – восстанавливает ее. Это может происходить в автоматическом режиме или при управлении самого водителя.
  2. КПП меняет передаточное число для изменения скорости движения. Это намного легче, чем постоянно менять режим работы двигателя, особенно при движении по городу. Также коробка передач переключает направление вращения для движения назад и может размыкать связь между первичным и вторичным валом (нейтральная передача).
  3. От КПП крутящий момент переходит на главную передачу, через карданный вал или напрямую. Главная передача понижает скорость вращения, которая слишком большая для колёс, и передает крутящий момент на дифференциал.
  4. Дифференциал распределяет скорость вращения между колесами ведущей оси или, в зависимости от компоновки автомобиля, между осями (раздаточная коробка или межосевой дифференциал в полноприводных автомобилях).
  5. От полуосей крутящий момент наконец-то доходит до колёс. Чтобы при поворотах или проезду по неровностям колесо продолжало вращаться с нужной скоростью, между полуосью и ступицей установлен ШРУС, который передает крутящий момент под углом.

Классификация трансмиссий

За период развития автомобиля инженеры разработали несколько вариантов трансмиссии. Сегодня по способу передачи и изменения крутящего момента используется пять основных видов: механическая, гидромеханическая, гидравлическая, электромеханическая и автоматическая. А по типу привода бывают: переднеприводные, заднеприводные и полноприводные трансмиссии.

Механические

Самая распространенная на легковых автомобилях – механическая трансмиссия. В ней вся работа осуществляется только механическими элементами: различными видами зубчатых, планетарных, фрикционных передач и т.д. Причем это относится не только к МКПП, но и ко всем остальным узлам.
По своему КПД, долговечности и простоте ремонта механическая трансмиссия пока что опережает остальные типы.

Автоматические

Под автоматической трансмиссией чаще всего понимают коробку передач, которая сама регулирует изменение передаточного числа. Яркие примеры – вариатор для бесступенчатой механической регулировки, а также АКПП для гидромеханических систем.

Гидравлические

Это особый вид трансмиссии, в которой все элементы передают крутильный момент за счет гидравлических устройств. В автомобилях такие системы не используются, их можно встретить разве что в строительной и авиационной технике.

Как ни странно, гидравлические устройства более компактны, чем механические. Кроме того, элементы гидравлической трансмиссии могут находиться на значительном расстоянии друг от друга – сжатие жидкости при передаче энергии дает много возможных вариантов для компоновки отдельных элементов. Однако сама рабочая жидкость должна быть в технически идеальном состоянии.

Гидромеханические

В гидромеханической трансмиссии отдельные элементы будут работать на принципе гидравлической передачи энергии движения. Самый распространенный пример – трансмиссия с автоматической коробкой передач, где функции сцепления выполняет гидротрансформатор. Жидкостная передача движения в гидротрансформаторе используется для снижения ударных нагрузок и уменьшения крутильных колебаний (в механическом сцеплении для этого используется двухмассовый маховик и демпферы на ведомом диске).

Еще одно устройство, применяемое в гидромеханической трансмиссии – вискомуфта, которая до недавнего времени устанавливалась на полноприводные автомобили. В ней жидкость служит не для передачи момента вращения, а для блокировки, но это всё равно гидромеханическое устройство.

Электромеханические

Переднеприводные

Здесь все просто, крутящий момент от двигателя полностью передается на передний привод автомобиля. Передается момент через коробку передач, главную передачу и полуоси на передние колеса автомобиля.

Заднеприводные

Здесь же ведучим приводом автомобиля будет задняя ось. Крутящий момент передается также, только с добавлением еще одного елемента — карданного вала между коробкой передач и главной передачей.

Полноприводные

    Постоянный полный привод.

Основные неисправности

Всё, что работает, может и выходить из строя, ничего с этим не сделаешь. И компоненты трансмиссии тоже подвержены поломкам в той или иной степени. Основные неисправности компонентов трансмиссии имеют свои характерные особенности:

  1. Механическое сцепление можно назвать расходником. Чаще всего в нём выходит из строя ведомый диск, так что при появлении таких проблем как проскальзывание, нечеткая работа, скрежет и т.д. диск меняют, а остальные компоненты осматривают на предмет выработки. Срок службы сцепления во многом зависит от манеры вождения.
  2. Коробка передач – самый сложный и дорогостоящий узел во всей трансмиссии. Самая частая причина ее неисправности – несвоевременная замена трансмиссионной жидкости, которая во время работы постепенно деградирует и перестает выполнять свои функции, и вместо защиты механизма начинает с удвоенной силой его изнашивать. Признаками неисправности коробки являются шум при работе, в том числе при установке в нейтральное положение, нечеткое переключение передач или вообще невозможность их переключить, утечка масла из коробки.
  3. Карданный вал – штука достаточно прочная, но там, где есть шарнир, есть и его износ. Проблемы с карданным шарниром проявляются скрипом и вибрацией во время движения.
  4. Поломки главной передачи и дифференциала вызваны, как правило, двумя причинами: утечкой масла и неадекватными нагрузками. При недостаточном уровне смазки ускоряется выработка шестерен, в них появляются зазоры, а во всём механизме – вибрация. В свою очередь масло утекает через изношенные сальники. Механические неисправности проявляются шумом во время работы или характерным постукиванием в начале движения.
  5. ШРУСы, несмотря на большую нагрузку, выходят из строя редко. Их главный враг – вода, которая попадает в механизм через порванные пыльники. Если владелец автомобиля следит за состоянием ходовой и вовремя меняет расходные материалы, он может никогда в жизни не узнать, как хрустит изношенный ШРУС. Если же пыльник порвался, это стопроцентная гарантия близкой замены шарнира, даже если с ним пока всё в порядке.

Заключение

В целом, трансмиссия автомобиля – система достаточно живучая, особенно если речь идет о механической. И как бы банально это ни звучало, главное условие ее долгой и счастливой жизни – всего лишь регулярное ТО. Это не значит, что через каждые 10 тысяч километров нужно менять масло в коробке передач, но проверять состояние всех технических жидкостей, прокладок и защитных элементов нужно при каждом заезде на СТО. Эта несложная услуга позволит сэкономить деньги на дорогом и сложном ремонте.

Что такое трансмиссия?

трансмиссия автомобиля

От правильной работы каждого компонента системы зависят:

  • безопасность водителя, пассажира;
  • расход топлива;
  • износ трущихся, соприкасающихся друг с другом деталей;
  • соответствие технических характеристик сведениям, заявленным производителем.

Трансмиссионные детали, узлы и механизмы производят из износоустойчивых материалов, способных выдерживать высокие механические нагрузки, воздействие перепадов температур, химически активных веществ. Для уменьшения трения, охлаждения трансмиссии применяют специальные моторные масла, которые нужно регулярно менять согласно инструкции завода-производителя авто.

Что входит в трансмиссию автомобиля

Стандартный комплект трансмиссионной передачи состоит из нескольких компонентов:

  • сцепления;
  • коробки передач;
  • карданной передачи;
  • главной передачи;
  • дифференциала;
  • полуосей.

В зависимости от компоновки (передний, задний, полный привод) трансмиссия может включать другие узлы: ШРУСы (шарниры равных угловых скоростей), раздаточные коробки, фрикционные, вязкостные муфты.

Сцепление

Сцепление

Сцепление — набор деталей, который способен на некоторое время отделить передачу крутящего момента от двигателя к колесам. Узел устанавливают на машинах, оснащенных механическими коробками передач. Принцип действия — сухое трение дисков: Если крайняя левая педаль остается не нажатой, два диска ведомый (трансмиссия) и ведущий (двигатель) остаются плотно прижатыми друг к другу.

Для простоты восприятия — это как два пропеллера, расположенные друг напротив друга. После включения одного струя воздуха начинает вращать лопасти второго. Вместо пропеллеров — турбины, вместо воздуха — вязкое моторное масло.

Коробка передач

Коробка передач

Частота вращения коленчатого вала в двигателе примерно в 4 раза больше, чем тот же показатель у ведущих колес. Одна из функций трансмиссии — установка нужного крутящего момента, сообщаемого колесам. Например, При преодолении бездорожья на низкой передачи двигатель работает интенсивнее, а колеса вращаются медленнее. Разрыв в частоте вращения коленвала и ведущих колес сокращается, когда машина двигается по шоссе с высокой скоростью и относительно невысоких оборотах двигателя. Такую возможность предоставляет КПП — сложная система валов и шестерен, преобразующих крутящий момент до нужного показателя. Коробки изготавливают в нескольких вариантах:

Коробки-автоматы делятся на собственно автоматические, роботизированные и вариаторы.

Карданная передача

Карданный вал

Карданный вал — деталь, передающая вращение двигателя от коробки передач к задней оси автомобиля. Такой вид соединения используют в производстве заднеприводных либо полноприводных моделях авто. Характерная особенность — вал состоит из двух частей, соединенных под углом специальным шарниром. В переднеприводных автомобилях крутящий момент передается прямо к колесам валами из кардана коробки передач.

Главная передача

Узел, который сообщает вращение коленвала к ведущему мосту, называют главной передачей. Основная функция — уменьшение вращательного момента, передаваемого к колесам. Чем больше разница между количеством оборотов двигателя и колес, тем выше проходимость авто.

Дифференциал

Дифференциал

При движении колеса машины (передние, задние, с правой либо левой стороны) могут вращаться с разной скоростью. Например, при повороте направо правые колоса преодолевают меньший путь, чем левые, поэтому вращаются медленнее. То же самое происходит, когда авто двигается по неровной проезжей части с большими неровностями. Для компенсации неравных скоростей вращения используют дифференциал — систему шестерен, вращающихся с двумя степенями свободы. Блокировка дифференциала (одна из функций в полноприводных автомашинах) заставляет колеса одной оси либо двух осей вращаться с одинаковой скоростью.

Виды трансмиссий автомобиля

Тип трансмиссионной системы зависит от источника энергии и способа передачи крутящего момента от ДВС к колесам транспорта. Автопроизводители выпускают транспорт с несколькими видами трансмиссий:

  • механической;
  • гидромеханической;
  • электрической;
  • гибридной.

Механическая

Наиболее распространенный вид передачи энергии, присутствует во всех автомобилях с механической коробкой переключения передач и блоком сцепления. Вращение коленвала передается через диски сцепления к коробке передач и другим трансмиссионным узлам.

Гидромеханическая

гидротрансформатор

Набирает популярность благодаря широкому использованию АКПП в новых моделях авто. Механическое вращение трансформируется в движение жидкости (масла) в гидротрансформаторе — более совершенной замене сцепления. Передача крутящего момента через трансформатор — более плавная.

Электрическая

Используется в электрокарах и машинах с гибридными силовыми установками. В первом случае электроэнергия из аккумулятора приводит в действие электромотор, вращающий колеса. Автогибриды оснащены двумя типами силовых установок: двигателями внутреннего сгорания, электродвигателями, а также аккумуляторами. Часть моделей авто использует ДВС только после разгона до определенной скорости, до этого момента колеса крутит электроток. Некоторые решения позволяют постоянно передвигаться при помощи электродвигателей, используя бензиновый мотор невысокой мощности только для подзарядки аккумуляторов.

Наиболее частые признаки поломки трансмиссии

Наиболее сложный в ремонте элемент трансмиссии — коробка переключения передач. Владельца автомобиля должны насторожить:

  • трудности при переключении передач, хруст, скрипы, другие посторонние звуки при переведении рычага в другое положение;
  • невозможно включить передачу;
  • в салоне появляется резкий запах моторного масла;
  • шелест, стуки, когда рычаг переключения передач находится в нейтральном положении.

Утечка масла из КПП — серьезная причина сразу же обратиться к специалистам. Недостаток смазки способен полностью вывести механизм из строя.

Чтобы ответить на вопрос, что такое трансмиссия автомобиля, надо знать, что трансмиссия передает усилие от мотора на колеса и в ее состав входит КПП.

Что такое трансмиссия автомобиля простыми словами

Если говорить простым и доступным языком, то трансмиссия в своем составе имеет детали и агрегаты, передающие усилие от двигателя на ведущие колеса.

Читать статью  Fiat 500 c пробегом: идеальные атмосферники и 1001 проблема робота

Основные функции указанной системы:

  • передача усилия от мотора на ведущие колеса;
  • изменение частоты и направления вращения колес;
  • регулирование распределения усилия между колесами.

Что такое трансмиссия автомобиля простыми словами

В зависимости от марки авто, трансмиссия может быть:

  • механическая, в этом случае механическая энергия мотора сразу передается на ведущие колеса;
  • электрическая – сначала механическая энергия преобразуется в электрическую, а после того как она передается на ведущие колеса, наоборот;
  • гидрообъемная – механическая преобразуется в гидравлическую, а потом наоборот;
  • комбинированная.

Назначение трансмиссии

Все агрегаты, которые входят в состав данной системы, обеспечивают передачу вращения от силового агрегата на колеса, а также с их помощью изменяется скорость передвижения и направление, распределяется усилие между колесами.

Для того чтобы уменьшить нагрузку на оси, большегрузные автомобили оснащаются дополнительной осью, что позволяет снизить давление на дорожное полотно и уменьшить его износ.

Колесная формула авто включает в себя две цифры, при этом первая указывает общее количество всех колес, а вторая — количеством тех, которые являются ведущими.

В полноприводных автомобилях дополнительным элементом трансмиссии является раздаточная коробка.

Полноприводные авто предназначенные для езды по бездорожью и в городских условиях будут иметь отличия в устройстве.

Полный привод может включаться вручную, в этом случае должна обязательно быть раздаточная коробка.

При автоматическом подключении, используется фрикционная муфта, имеющая электроуправление.

Полный привод может быть и постоянным, такое решение позволяет не только увеличить проходимость авто, но и характеристики его разгона, так как тяга распределяется более равномерно, что снижает вероятность пробуксовки, а также улучшается управляемость автомобилем.

Обратите внимание, что в КПП никогда не делают целые передаточные числа. Это связано с тем, что при целом передаточном числе, во время вращения шестерен, одна пара зубьев будет постоянно совпадать, что приводит к ее преждевременному износу, именно поэтому, при разработке КПП не делают целые передаточные числа.

Из чего состоит трансмиссия

Современные производители, чаще всего используют механическую и автоматическую трансмиссии.

Авто могут быть задне-, передне- и полноприводными, все зависит от того, на какие колеса передается усилие от двигателя.

В зависимости от типа используемого привода, будет отличаться и состав элементов трансмиссии.

Рассмотрим, из чего состоит трансмиссия заднеприводных авто, она включает такие элементы:

  • сцепление, оно служит для временного отключения двигателя от остальных составляющих, позволяет плавно переключаться и не допускает перезарузок других элементов указанной системы;
  • коробка передач позволяет менять направление и скорость и с ее помощью можно надолго отключать двигатель от трансмиссии;
  • кардан передает вращение от КПП на вал главной передачи;
  • главная передача помогает увеличить крутящий момент и распределить его на полуоси;
  • дифференциал служит для распределения усилия между колесами, благодаря чему, они могут вращаться с разной частотой, это надо во время выполнения поворота авто;

В переднеприводных автомобилях такие составляющие данной системы как дифференциал и главная передача, размещены в коробке передач.

У них есть ШРУСы, которые передают вращение на колеса. Обычно есть четыре шарнира, два из них внешние и два внутренние, между собой они соединены приводными валами.

У авто имеющих полный привод, может постоянно работать передняя или задняя ось, а другая подключается по мере необходимости.

Теперь вы знаете, что такое трансмиссия автомобиля простыми словами и не будете ее путать с коробкой передач, как это делают неопытные автолюбители.

Гидромеханическая трансмиссия – это комбинированная система

В данном случае, указанная система автомобиля имеет механическую и гидравлическую составляющие.

Гидромеханическая трансмиссия состоит из следующих элементов:

  1. коробка передач;
  2. гидротрансформатор, в автоматической КПП он выполняет роль сцепления;

Именно он позволяет авто плавно передвигаться. Так как нет рывков, то и нет динамических нагрузок, что значительно увеличивает срок службы не только всех элементов трансмиссии, но и двигателя.

Что такое трансмиссия автомобиля простыми словами

Водителю не надо постоянно переключаться, поэтому вождение автомобиля становится более комфортным, и он меньше устает.

Такая конструкция позволяет эффективнее преодолевать заснеженные участки дороги и песок, за счет наличия устойчивой тяги и невысокой скорости вращения колес, увеличивается их сцепление с дорожным полотном.

Устройство гидротрансформатора достаточно простое, в нем есть насосное колесо, которое обеспечивает связь указанного агрегата с мотором, турбинное – связывает его с первичным валом и реакторное, которое обеспечивает усиление крутящего момента.

Турбины на 75% находятся в масле. Сначала крутящий момент от двигателя передается на насосное колесо, после чего к турбинному колесу начинает подаваться масло. За счет этого оно раскручивается, и вращение подается на вал КПП.

Крутящий момент изменяется автоматически, в зависимости от нагрузки, он передается в КПП и за счет фрикционных устройств происходит переключение передач.

Работа гидротрансформатора происходит вместе с планетарной КПП. Чаще всего производители гидромеханическую КПП снабжают именно планетарным механизмом.

Основные плюсы автоматической коробки передач:

  • не надо проводить переключение передач вручную;
  • передача мощности от двигателя на колеса происходит равномерно и без рывков, за счет чего обеспечивается плавность движения;
  • увеличивается комфортность передвижения.

Главным ее недостатком является сложность конструкции, большой вес и более высокая стоимость, а также сложность ремонта.

Вывод

Теперь вы знаете устройство и назначение трансмиссии, а также то, чем отличаются указанные системы у передне-, задне- и полноприводных автомобилей.

Все узлы и детали автомобиля, задействованные в направлении потока мощности от двигателя к колёсам, относятся к комплексу средств, называемых трансмиссией или силовой передачей. Иногда её элементы параллельно выполняют другие функции, например, роль несущих конструкций, вспомогательной тормозной системы или источников сигнала для электронного оборудования, но по основному назначению продолжают относиться к трансмиссионной группе. Попытаемся рассказать, что такое трансмиссия автомобиля простыми словами. Насколько это вообще возможно, современный автомобиль достаточно сложен.

Назначение трансмиссии

Источником крутящего момента является, как правило, маховик двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Именно с него снимается вся необходимая для движения машины полезная мощность. Но для передачи её к ведущим колёсам потребуется создать схему, которая позволит изменять соотношение крутящего момента и скорости вращения. Произведение этих двух величин как раз и представляет собой мощность. Увеличивая одну из них при постоянной отдаче двигателем мощности, трансмиссия уменьшает вторую, что необходимо для обеспечения работы автомобиля в различных дорожных условиях и на разных скоростях. Причём этим соотношением должен оперативно управлять водитель или электронные системы машины. Практически это выражается в виде изменения передаточного числа трансмиссии. Таким образом, трансмиссия автомобиля это посредник между мотором и ведущими колёсами.

Помимо этого, силовая передача должна позволять выбирать момент, подаваемый на каждое колесо. В идеале — от нуля до максимума, хотя не все схемы на это способны. В простых случаях достаточно нагрузить крутящим моментом два ведущих колеса.

Трансмиссия автомобиля

Физические принципы работы

  • Механическая трансмиссия. Представляет собой набор валов и шестерёнчатых передач. Гидроавтоматические коробки также относятся к данной группе, поскольку гидравлика и электроника там используются только для управления процессом переключения передач.
  • Гидравлическая трансмиссия. Практически не применяется на автомобилях, хотя есть примеры её использования в мототехнике. Базовым принципом является использование гидронасоса высокого давления с одной стороны и гидромоторов в качестве исполнительных механизмов. Между ними расположена напорная магистраль с гибкими шлангами.
  • Электрическая трансмиссия. Выглядит самой простой и эффективной, видимо за ней будущее. К двигателю подсоединён генератор, вырабатывающий ток большой мощности, которым легко управлять и передавать его к исполнительным устройствам. В их роли применяются электромоторы. Мотор можно устанавливать на каждое ведущее колесо, реализуя любой алгоритм управления. В случае чистого электроавтомобиля в качестве источника энергии используется не генератор, а аккумуляторная тяговая батарея. Применяется реверсирование при реализации режима рекуперации энергии для подзаряда батареи при торможениях.
  • Гибридные схемы. Например, совместное использование механической передачи на одну ось и электрической — на другую. По такому принципу уже построены некоторые серийные автомобили.

Механическая трансмиссия машины

Как работает трансмиссия в автомобиле

Виды привода

По количеству задействованных ведущих колёс возможны разные системы передачи момента. Трансмиссия автомобиля состоит из механизмов, реализующих эти схемы.

  • Задний привод. Двигатель располагается впереди автомобиля или по центру кузова в пределах колёсной базы, или сзади над осью, или в заднем свесе. Коробка передач для организации лучшей развесовки может быть в блоке с двигателем или с главной передачей на задние колёса.
  • Передний привод. Используется в массовых автомобилях, хотя иногда его применяют и в более дорогих классах, а также в лёгких грузовиках. Разница может быть лишь в поперечном расположении силового агрегата или продольном. Первая схема более компактна и проще реализуется.
  • Подключаемый полный привод. Возможно много вариантов, но чаще всего используются два. На утилитарных внедорожниках водитель вручную подключает передний мост на тяжёлых участках при постоянном заднем. У кроссоверов используется электронная или вязкостная муфта, подключающая задний мост, постоянно в этом случае используется передний.
  • Постоянный полный привод. В машине всегда задействованы для создания тяги все колёса. Различные механические и электронные устройства могут изменять соотношение момента по осям или даже по колёсам.

Трансмиссия полноприводного автомобиля

Состав и функции отдельных узлов

Сцепление

Служит для разъединения двигателя с коробкой передач в автомобилях с механической или роботизированной КПП. Это необходимо при трогании с места и переключении передач. Может управляться водителем или сервоприводом со стороны электронного блока, заведующего режимами коробки с автоматическим переключением.

Сцепление бывает с одним диском или набором фрикционов, сухим или работающим в масле. Чаще всего применяется сухое однодисковое сцепление, состоящее из ведущего диска с нажимной пружиной диафрагменного типа, закреплённого на маховике коленвала, ведомого диска, скользящего по шлицам первичного вала коробки, и выжимного подшипника. Привод выключения сцепления гидравлический или тросовый. Часто рабочий гидроцилиндр сцепления объединён с выжимным подшипником.

При нажатии на педаль или активации сервопривода выжимной подшипник смещается по валу коробки и сжимает пружину ведущего диска. Ведомый перестаёт давить на поверхность маховика, и связь двигателя с коробкой прерывается.

Сцепление легкового автомобиля

Коробка передач

Самый сложный узел трансмиссии. Именно в нём осуществляется изменение общего передаточного числа для адаптации режима работы двигателя к конкретной дорожной ситуации. Коробки могут иметь различную конструкцию.

  • Механические КПП. Смена передач происходит путём задействования тех или иных пар шестерён между ведущим и ведомым валами. Свободно вращающиеся на валах шестерни блокируются зубчатыми муфтами, снабжёнными синхронизаторами для более плавного переключения.
  • Роботизированные МКПП. Конструктивно аналогичны, но переключение производится электроприводами, которые управляются электронным модулем. Педаль сцепления отсутствует, с точки зрения водителя это коробка-автомат. Могут снабжаться двумя сцеплениями и двумя наборами шестерён, чётного и нечётного ряда. В этом случае переключение многократно ускоряется, поскольку во время разгона на каждой передаче следующая уже включена, остаётся только разомкнуть одно сцепление и сомкнуть другое. Такой тип принято называть преселективной коробкой, или DSG.
  • Гидромеханические автоматические коробки. Выбор передач происходит замыканием мокрых фрикционов в планетарных наборах шестерён. Отличаются плавностью работы, многоступенчатостью и сложными адаптивными алгоритмами электронного управления. При этом расход топлива выше, чем у механики. Вместо сцепления применён гидротрансформатор, состоящий из двух турбин, работающих в масле.
  • Вариаторы. Представляют собой два шкива переменного диаметра, между которыми работает приводной ремень, иногда состоящий из металлических звеньев цепного типа. Это коробка бесступенчатого переключения, хотя часто в ней искусственно имитируется переключение виртуальных передач.

Механическая коробка передач

Как работает трансмиссия в автомобиле

Раздаточные коробки

Обычно называются просто раздатками. Служат для распределения крутящего момента от КПП по ведущим мостам. Могут содержать демультипликатор, то есть дополнительную ступень повышения передаточного числа. Такая функция полезна внедорожникам, поскольку умножает крутящий момент на труднопроходимых участках, снижая при этом скорость на каждой передаче основной КПП.

Как работает трансмиссия в автомобиле

На кроссоверах иногда раздаткой называют угловой редуктор, снимающий мощность с выхода коробки и направляющий её через карданный вал к муфте подключения заднего моста. В таких механизмах демультипликатор или блокировку межосевого дифференциала не используют, кроссоверы не обладают внедорожными способностями.

Раздаточная коробка

Ведущие мосты

Служат для разворота направления вращения карданных валов к колёсам с одновременным дополнительным понижением передаточного числа. Применяются в основном пары гипоидного зацепления для снижения шумности работы. Здесь же устанавливаются межколёсные дифференциалы, иногда блокируемого типа. Блокировка важна для внедорожников, а также для спортивных автомобилей, где она позволяет применять векторное руление на больших скоростях и предельных режимах работы шин.

Ведущий мост

Карданные валы

Бывают двух типов — с применением классических крестовин или ШРУС, шарниров равных угловых скоростей. В последнем случае передача момента под большими углами происходит с меньшим уровнем вибраций. Карданными валами различного типа приводятся ведущие мосты, а также они передают вращение от редукторов к ступицам колёс.

Основным вектором развития автомобильных трансмиссий выглядит всё большее внедрение электрических и электронных устройств. Валы и шестерни заменяются электропроводкой и электромоторами, блокировки дифференциалов имитируются подтормаживанием отдельных колёс, применение механических КПП постепенно сокращается. Вершиной эволюции на данный момент представляется экологически чистый электромобиль, где трансмиссия в обычном понимании слова отсутствует полностью.

Карданный вал

Видео: Что такое трансмиссия автомобиля простыми словами

Трансмиссия в автомобиле выполняет следующие функции: передает крутящий момент от двигателя к ведущим колесам; изменяет величину и направление крутящего момента; перераспределяет крутящий момент между ведущими колесами.

Для чего нам нужна трансмиссия?

Трансми́ссия (силовая передача) — (от лат. transmissio — пересылка, передача) в машиностроении все механизмы, соединяющие двигатель с тем, что должно двигаться (например, с колесами в автомобиле), а также всё, что обеспечивает работу этих механизмов.

Что такое трансмиссия простыми словами?

В автомобиле независимо от его типа (легкового, грузового) трансмиссия — система узлов и механизмов, передающих вращательное, поступательное движение от двигателя к колесам.

Чем отличается трансмиссия от коробки передач?

Что такое коробка передач — объяснять вряд ли требуется. Трансмиссия же — это весь комплекс агрегатов и механизмов, с помощью которого сгенерированный двигателем крутящий момент добирается до ведущих колес. … Одним словом, коробка передач — это всего лишь один из элементов трансмиссии.

Какие трансмиссии считают механическими ступенчатыми?

В механических ступенчатых трансмиссиях передаваемый от двигателя к ведущим колесам крутящий момент изменяется ступенчато в соответствии с передаточным числом трансмиссии (см. рис. 3, а), которое равно произведению передаточных чисел шестеренных (зубчатых) механизмов трансмиссии.

Какие функции выполняет Трансмиссия автомобиля?

Трансмиссия автомобиля выполняет две функции: она передает крутящий момент от двигателя ведущим колесам автомобиля, а также изменяет его величину и направление. При передаче крутящего момента трансмиссия, кроме того, перераспределяет его между отдельными колесами.

Какие бывают виды трансмиссии?

Что входит в трансмиссию грузового автомобиля?

Трансмиссия автомобиля служит для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам.

В трансмиссию входят:

  • сцепление,
  • коробка передач,
  • карданная передача,
  • главная передача, устанавливаямая в картере ведущего моста,
  • дифференциал
  • полуоси.

Что включает в себя Трансмиссия автомобиля?

Что такое трансмиссия автомобиля. Это совокупность механизмов для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам машины. В состав входит: коробка передач, ШРУС, сцепление, главная передача, дифференциал и карданный вал.

Какие типы трансмиссии применяются в современных строительных машинах?

По характеру связи между двигателем и ведущими колесами, а также по способу преобразования крутящего момента трансмиссии делятся на механические, комбинированные (гидромеханические), электрические и гидрообъемные.

В чем особенность трансмиссии переднеприводного автомобиля?

Трансмиссия переднеприводного автомобиля в отличие от заднеприводного имеет шарниры равных угловых скоростей и приводные валы (полуоси). На переднеприводных автомобилях главная передача и дифференциал размещаются в картере коробки передач.

Какие элементы входят в состав ступенчатой механической трансмиссии?

1) являются сцепление 1, коробка передач 2, раздаточная коробка 3, карданная передача 4, главная передача 5, дифференциал 6, валы ведущих мостов. Крутящий момент от двигателя через сцепление 1 передается к коробке передач 2. В коробке передач крутящий момент изменяется в соответствии с выбранной передачей.

Что соединяет двигатель и коробку передач?

Первичный вал КПП соединяется с коленчатым валом двигателя, а промежуточный — с карданным валом автомобиля. … Вариаторные коробки передач имеют в своей конструкции два конуса, которые, по сути, представляют собой набор шестерен, имеющих между собой бесступенчатый переход.

Как понять гидромеханическая трансмиссия?

Гидромеханическая коробка представляет собой последовательное соединение трансформатора, планетарного узла с фрикционами гидравлической системы управления. Ее основное достоинство – отсутствие необходимости водителю переключать передачи вручную.

Что такое 6 ступенчатая коробка передач?

6-ступенчатая роботизированная коробка передач работает аналогично автоматической коробке, позволяя автомобилю начать движение при отпускании педали тормоза и обеспечивая плавность последующего ускорения.

Читать статью  Как научиться правильно выбирать передачи?

Какая скорость на какой передаче?

Обычно первая передача используется для движения автомобиля на скорости примерно от 0 до 20~25 км/ч. Вторая передача —p от 20~25 км/ч и примерно до 40 км/ч, третья —p от 40 до 60 км/ч; четвертая передача —p для скоростей свыше 60 км/ч. Пятая передача —p это отдельная тема для разговора.

Читайте также:

  • Какова горьковская концепция человека в произведениях разных лет как она отражает особенности кратко
  • Почему в холодную погоду виден выдыхаемый нами пар кратко
  • Какие роли мы играем кратко
  • План урока обработка рельефов
  • Какие обстоятельства благоприятствовали проведению модернизации в латинской америке кратко

Трансмиссия

Трансмиссия

Что такое трансмиссия? Какое ее назначение, устройство? Чем отличаются разные виды трансмиссий: механическая, гидравлическая, гидростатическая, электромеханическая. Какие поломки трансмиссии встречаются чаще всего?

Трансмиссия автомобиля – это целый комплекс механизмов, который обеспечивает функционирование всех его движущих механизмов, передаёт им энергию ДВС. Дословно слово «transmission» с английского языка на русский можно перевести следующим образом: «перенос», «передача», «перевод». Фактически даже простая цепная передача на велосипеде – это уже трансмиссия. Но применительно к велосипедам слово «трансмиссия» не прижилось. Принято говорить именно «передача». А вот в сфере машиностроения, транспортных технологий понятие «трансмиссия» применяется и к механизмам, соединяющим ДВС с движущимися элементами, и к системам, которые обеспечивают функционирование таких механизмов.

Хотя, если речь уже зашла о велосипеде, то на его примере легче всего наглядно объяснить суть трансмиссии как-таковой. Чтобы передвигаться быстро на велосипеде, нужна высокая частота вращения заднего ведущего колеса. Цепная передача идеально позволяет решить эту задачу, не прибегая к изменению диаметра колеса. Правда, если мы рассматриваем устройство автомобилей, то уже появляется двигатель, и конструкция усложняется, как и спектр её «обязанностей». Например, во время движения авто ДВС постоянно нужно затрачивать энергию на преодоление всевозможных сопротивлений, в том числе преодоление инерции самого автомобиля.

От качества механизмов трансмиссии (МТ) зависит расход топлива, безопасность и комфорт водителя, пассажиров транспортного средства, эффективность выполнения тех или иных задач. Например, МТ погрузчика обеспечивают оператору комфортное взаимодействие с погрузчиком, беспрепятственно подъезжать к стеллажам и аккуратно разгружать его. От МТ комбайна зависит отлаженность передачи действий от ДВС механизмам жатвенной части. От МТ карьерного самосвала зависит то, сможет ли он обеспечить эффективный старт после полной загрузки кузова или движение в гору с высокой скоростью.

Назначение и схемы трансмиссий

Прямое назначение трансмиссии автомобиля — пошагово регулировать крутящий момент от маховика и распределять его по ведущим колёсам.

МТ позволяют согласовать работу ДВС с сопротивлением движению транспортного средства, расширяя тяговое усилие на ведущих колесах, диапазон изменения оборотов.

Схема трансмиссии автомобиля зависит от того – переднеприводный или заднеприводный автомобиль перед нами.

У транспортного средства с приводом на задние ведущие колеса в составе трансмиссии чаще всего можно встретить сцепление, коробку передач, карданный механизм, задний ведущий мост в сборе. Такой вариант очень популярен у коммерческого транспорта (включая, грузовики, автобусы).

У транспорта с приводом на передние колеса (самый распространённый вариант у легковых авто) в состав трансмиссии чаще всего входят: сцепление, трансэксл, карданный привод на передние ведущие колеса и шарниры равных угловых скоростей.

Уточнение «чаще всего» при описании конструкции сделано по той причине, что некоторые элементы могут «перекочёвывать». Например, трансэксл можно встретить в конструкции некоторых автомобилей и с задним приводом. К такому конструктивному решению не раз прибегали при производстве некоторых моделей Chevrolet, Nissan Alfa Romeo. Особенно решение популярно у спорткаров с независимой подвеской. Трансэксл может соединяться с ДВС при помощи различных валов (карданного, с резиновыми муфтами).

В трансмиссионную схему всех полноприводных авто с ручным управлением и ряда транспортных средств с дополнительным оборудованием (например, коммунальной техникой) также входит раздаточная коробка.

Назначение.jpg

Отдельно стоит обратить внимание на гидромеханические схемы. У них нет сцепления, но каждая ступень КПП оснащается автономным элементом переключения.

Что входит в трансмиссию автомобиля?

Узлы трансмиссии автомобиля:

  • Сцепление, муфта сцепления или фрикцион (последний вариант часто встречается на сельскохозяйственной технике, например, тракторах). Разъединяет двигатель от трансмиссии и плавно соединяет их при переключении передач, при старте движения. Основа большинства сцеплений — фрикционный диск или диски, прижатых к маховику или сжатых друг с другом. Управлять сцеплением можно механическим способом (педалью), посредством гидро-, электропривода.
  • Коробка передач (КПП). Главная функция любой КПП — изменение отношения между угловыми скоростями, крутящими моментами валов, угловыми и линейным перемещениями (то есть изменение передаточного отношения). Агрегат позволяет изменить крутящий момент, скорость и направление движения транспортного средства, а также разъединить двигатель с трансмиссией. Устройство агрегата зависит от типа КПП.
  • Трансэксл — ведущий мост в блоке с коробкой передач.
  • Кардан — механизм, передающий крутящий момент между валами у переднеприводных авто и от коробки к задним колесам на заднеприводных.
  • Картер. Кожух, в котором располагаются главная передача, полуоси для крепления ступиц ведущих колец и дифференциал.
  • Главная передача. Увеличивает крутящий момент и передаёт его на полуоси ведущих колес, адаптирует мощь двигателя под эксплуатационные условия.

ГП.jpg

  • Дифференциал. Распределяет крутящий момент между приводными валами и обеспечивает возможность колёс вращаться с разными угловыми скоростями. От дифференциала зависит безопасность езды при поворотах на сухой гладкой дороге. Дифференциал может быть исполнен в виде муфты (вязкостной или фрикционной) или червячных полуосевых шестерен (дифференциал Торсен) с автоматической самоблокировкой механизма в момент разности крутящих моментов на приводном вале и корпусе.
  • Полуоси. Передают крутящий момент от зубчатого колеса дифференциала непосредственно на колесо (через ступицу).

полуоси.jpg

  • Шарниры угловых скоростей. Передают крутящий момент, идущий от дифференциала к ведущим колесам. ШРУСы в отличие от передачи способны беспрепятственно работать с существенными углами поворота (до 70 градусов).

цапфа.jpg

  • Раздаточная коробка («раздатка»). Устройство, направленное на распределение усилия двигателя по ведущим колесам. Раздаточная коробка помогает нарастить крутящий момент при езде по плохим дорогам, бездорожью, распределить крутящий момент между приводными осями транспортного средства.

Для повышения функциональности, эргономичности, конкурентоспособности устройство трансмиссии автомобиля постоянно совершенствуют. Рассмотрим популярные полноприводные МТ 4Matic, xDrive, 4Motion, Quattro.

Особенности популярных трансмиссий 4Matic, xDrive, 4Motion, Quattro

  • Системы полного привода 4Matic (установлены на многочисленные легковые модели Mercedes-Benz) с постоянным полным приводом включают межколесный и межосевой дифференциалы свободного типа, позволяющих разделить крутящий момент ДВС на две оси. Каждая из осей благодаря свободным дифференциалам может беспрепятственно вращаться с различной скоростью. Кроме того, у 4Matic предусмотрен контроль за движением посредством системы курсовой устойчивости (предусмотрен контроль тягового усилия, антиблокировочная система тормозов и антипробуксовочный механизм).
  • Полноприводные трансмиссии xDrive (разработка BMW) отличаются наличием фрикционной многодисковой муфты. Она выполняет роль дифференциала. Также одна из главных особенностей решения состоит в том, что системой обеспечена возможность перераспределения межосевого крутящего момента в максимально широком диапазоне (0 до 100%).
  • Система Quattro (Audi). Отличительная особенность – МТ и ДВС расположены продольно. У большинства трансмиссий Quattro присутствует свободный дифференциал с электронной блокировкой. Благодаря ней автоматически отпадает проблема пробуксовки ведущих колёс при разгоне на скользком дорожном полотне.
  • 4 Motion (популярный МТ Volkswagen). Особенность схемы — крутящий момент ДВС распределяется по осям в зависимости от ситуации на дороге.

Классификация

Трансмиссии принято классифицировать в зависимости от способа передачи энергии (типа преобразователя крутящего момента, привода транспортного средства использованной коробки передач.

классификация.jpg

В зависимости от способа передачи энергии выделяются следующие виды трансмиссии автомобиля:

  • Механическая. Энергия передаётся посредством механического трения в сцеплении, взаимодействия шарниров, зубчатых колёс.
  • Гидромеханическая. Крутящий момент возникает за счёт механического трения и работы гидравлики. ТМ здесь работают благодаря гидромуфте, гидротрансформатору.
  • Гидравлическая. Вращение обязано нагнетания масла к гидротурбине под высоким давлением. То есть передача энергии осуществляется посредством жидкости.

В зависимости от коробки передач трансмиссия бывает:

1. Механическая.
2. Автоматическая.
3. Роботизированная.
4. Вариативная (бесступенчатая) – с вариатором.

Подробнее о трансмиссиях с разными типами коробок передач читайте в нашем материале «Коробка передач».

Механическая трансмиссия

Передача мощности производится за счёт механических передач вращательного движения.

  • Низкая стоимость.
  • Высокий КПД.
  • Малые габариты.

Важно! Не нужно путать механический способ передачи энергии и механическую коробку передач. Да, чаще всего решения с механической коробкой – это именно решения с механической передачей энергией. И именно её все и называют механическая трансмиссия автомобиля. Но это не аксиома. Среди гусеничной техники есть решения, где энергия передаётся через мехпередачи, при этом коробки стоят отнюдь не механические.

Гидромеханическая трансмиссия

Для агрегата характерно наличие гидромеханической коробки передач (в конструкции объединены механический редуктор + гидродинамический преобразователь крутящего момента). Наибольшая эффективность от системы наблюдается при наличии в ней автоматического управления.

Гидротрансформатор с колёсами с криволинейными лопатками, являющийся обязательным элементом такого агрегата, автоматически изменяет крутящий момент, передаваемый от двигателя.

Процесс передачи крутящегося момента подчиняется изменениям нагрузки на выходном валу КП.

  • Муфта свободного хода запускает процесс вращения колеса реактора только в одном направлении. Оно совпадает с траекторией вращения насосного колеса.
  • Рабочая зона под давлением заполняется маслом.
  • Насосное колесо вращается.
  • Лопатки насосного захватывают масло.
  • Под влиянием центробежной силы масло оказывается на турбинном колесе.
  • Масло поступает в реакторе.
  • Направление потока жидкости изменяется.
  • Масло снова поступает в насосное колесо.

Гидромеханические МТ очень популярны у сельскохозяйственных, коммунальных машин, автопоездов большой проходимости. Решение отлично подходит для передачи мощностного потока от ДВС на привод ведущих мостов.
Распространена установка таких агрегатов и на карьерные самосвалы. Удаётся исключить динамические нагрузки на валы, превышение трения дисков.

Самые популярные и эффективные – гидромеханические автоматические трансмиссии.

  • Отношение крутящего момента на ведомом звене по отношению к крутящему моменту на ведущем звене (то есть коэффициент трансформации) достаточно низок (не превышает 3).
  • Есть сложности с нарастанием тормозного усилия (эта проблема остро чувствуется при вхождении в режим торможения ДВС.
  • Высокая материалоемкость.

Гидравлическая трансмиссия

Вместо сухого трения механических МТ задействован гидротрансформатор. Для передачи крутящего момента применяются планетарные ряды, помогающие создать идеальные условия для реализации широкого спектра передаточных отношений. В том числе, такие решения не боятся сильной вибронагруженности.

гидравлика.jpg

  • При переключениях передач не происходит разрыва потока мощности.
  • Решение отлично обеспечивает передачу крутящегося момента.
  • Для плавной работы с передачами не нужно прикладывать ударные усилия.

Гидростатическая трансмиссия

ГСТ передаёт энергию вращения от ДВС к колесу или шнеку через насос с помощью направления рабочей жидкости к гидромотору.

Решение чаще всего монтируется на транспорте, если важно обеспечить большое передаточное число. Главные объекты, где устанавливаются МТ такого типа – зерноуборочные комбайны, дорожно-строительные машины, бульдозеры.

ГСТ не препятствует пробуксовке машин на вязких грунтах, а при движении вперед-назад легко обеспечить прямолинейность движения. Даже если отвал бульдозера максимально отпущен, то при медленном продвижении вперёд транспортное средство не глохнет. При работе на бульдозере это особенно ценно.

Гидростатика.png

ГСТ не отличается высоким уровнем КПД, но ДВС у таких ТМ работает более экономично, если сравнивать с механической трансмиссией.

Электромеханическая трансмиссия

Электромеханическая трансмиссия – это решение с тяговым генератором, тяговым мотором (или несколькими моторами).

  • cамосвалы большой грузоподъёмности,
  • автобусы большой вместимости,
  • транспорт высокой проходимости (вездеходы, уборочно-транспортные машины),
  • гусеничные трактора,
  • многозвеньевые поезда высокой проходимости,
  • карьерные самосвалы

Среди недостатков – внушительные габариты, высокая себестоимость, КПД ниже, нежели у механических систем.

Наиболее частые поломки трансмиссии

  • Сильный шум при включении сцепления – «симптом» износа пружин (вилки, демпфера) или возникновение зазора в шлицевом соединении. Чаще всего решение проблемы – замена ведомого диска или пружин, но иногда достаточно просто основательней закрепить пружину вилки.
  • Увеличение шума при выключении сцепления – сигнал о износе, повреждении подшипников вала КПП. Как правило, проблема решается заменой подшипника.
  • «Смазанное» включение передач. Возникает как ответная реакция на износ многих деталей. Важна детальная диагностика и замена одной или нескольких деталей – пружин фиксаторов, шариков, «сухарей», шестерни, муфты, рычага выбора передач, блокирующих колец синхронизаторов.
  • Из коробки передачи течёт масло. Чаще всего проблема – в износе сальников или уплотнительных прокладок, и они нуждаются в замене. Но проблема может быть и в ослаблении крепления картера или его крышек. В этом случае требуется регулировка крепежа (гаек).
  • КПП издаёт гул, шум. Такое нередко бывает при недостатке уровня масла в коробке. И здесь важно понять причину утечки масла, устранить ее, а затем восстановить уровень масла до требуемых норм. Кроме того, проблема может быть связана с износом синхронизаторов, подшипников, шестерен. В этом случае требуется их замена.
  • При подъёме транспортного средства в гору начинается пробуксовка. Переключение на пониженную передачу начинается раньше времени. Здесь, как и в предыдущем случае, причина чаще всего – падение уровня масла. Но нельзя исключать и одновременный износ манжет поршня и дисков муфты. Это может быть прямым стимулом к их замене.
  • Cтук на холостом ходу ДВС. Это свидетельство окончания времени эксплуатации дисков фрикционных муфт. Решить проблему можно только их заменой.

29 учебных модулей – это отличные возможности для того, чтобы изучить устройство, принцип работы разных трансмиссий. Огромное внимание уделяется устройству и сервисному обслуживанию.

Видеообзор интерактивного тренинга «Трансмиссия»

Дополнительную информацию вы всегда можете уточнить в LCMS ELECTUDE. Это не только обширная база знаний для тех, кто постигает транспортные технологии, но и площадка, которая позволяет прокачать навыки посредством симулятора, оценить знания с помощью системы тестов. Платформа отлично подходит для обучения автодиагностов и автомехаников.

Что такое трансмиссия и как работает

Плавное начало движения, ускорение без вывода мотора на предельные обороты и комфорт при этих процессах – все это невозможно без трансмиссии автомобиля. Рассмотрим, как этот агрегат обеспечивает упомянутые процессы, какие разновидности механизмов бывают, и из каких основных агрегатов состоит трансмиссия.

Что такое трансмиссия

Трансмиссия автомобиля, или коробка передач, – это система узлов, состоящих из шестерен, валов, фрикционных дисков и других элементов. Данный механизм устанавливается между мотором и ведущими колесами автомобиля.

Что такое трансмиссия и как работает

Назначение автомобильной трансмиссии

Назначение данного механизма несложное – передавать крутящий момент, поступающий от мотора, на ведущие колеса и изменять скорость вращения второстепенных валов. При запуске мотора маховик вращается в соответствии с оборотами коленвала. Если бы он имел жесткое сцепление с ведущими колесами, то на машине невозможно было бы плавно начинать движение, а каждая остановка транспортного средства требовала бы от водителя глушить мотор.

Всем известно, что для запуска двигателя используется энергия аккумулятора. Без трансмиссии автомобиль сразу же начинал бы свое движение, задействуя эту энергию, что приведет к очень быстрому разряду источника питания.

Что такое трансмиссия и как работает

Трансмиссия устроена так, что водитель имеет возможность отсоединить ведущие колеса машины от мотора, чтобы:

  • Запускать двигатель без перерасхода заряда АКБ;
  • Ускорять транспортное средство, не повышая обороты мотора до критического значения;
  • Использовать движение накатом, например, в случае буксировки;
  • Выбирать такой режим, который не вредил бы мотору и обеспечивал безопасное движение транспорта;
  • Останавливать машину без необходимости глушить двс (например, на светофоре или чтобы пропустить пешеходов, идущих по зебре).

Также трансмиссия автомобиля позволяет изменять направление крутящего момента. Это требуется для движения задним ходом.

И еще одна особенность трансмиссии в том, чтобы преобразовывать скорость вращения коленвала мотора в приемлемую скорость вращения колес. Если бы они крутились со скоростью в пределах 7 тысяч, то либо их диаметр должен был быть очень маленьким, либо все машины были бы спортивными, и на них нельзя бы было безопасно ездить по людным городам.

Что такое трансмиссия и как работает

Трансмиссия равномерно распределяет высвобождающуюся мощность двигателя так, чтобы момент трансформации делал возможным мягкий и плавный старт, движение в горку, но вместе с тем и позволял использовать мощность ДВС для разгона транспортного средства.

Типы трансмиссий

Хотя производители разработали и продолжают создавать разные модификации коробок передач, всех их можно разделить на четыре типа. Далее – коротко об особенностях работы каждой из них.

Механическая коробка передач

Что такое трансмиссия и как работает

Особенность этой коробки заключается в том, что водитель сам определяет, когда и какую скорость включить. Конечно, это требует хорошего понимания, на какой скорости можно переходить на повышенную или пониженную передачу.

Благодаря своей надежности и относительной простоте в обслуживании и ремонте данный тип трансмиссии остается на лидирующих позициях в рейтинге КПП. Для изготовления механики производитель тратит не так много средств и ресурсов, как для производства автоматов или роботов.

Читать статью  Как прокачать КПП на MAN TGA

Переключение передач происходит следующим образом. В устройство коробки входит диск сцепления, который при нажатии на соответствующую педаль разъединяет маховик мотора от ведущего механизма коробки. Пока сцепление разъединено, водитель переводит агрегат на другую передачу. Так и автомобиль разгоняется (или замедляется), и двигатель не страдает.

Что такое трансмиссия и как работает

В устройство механических коробок входит набор шестерен и валов, которые соединены между собой таким образом, чтобы водитель смог быстро переключить нужную передачу. Для снижения шумности в механизме используются шестеренки с косым расположением зубьев. А для стабильности и скорости зацепления элементов в современных МКПП используются синхронизаторы. Они синхронизируют скорость вращения двух валов.

Роботизированная трансмиссия

По устройству и принципу действия роботы очень похожи на механические аналоги. Только в них выбор и переключение передачи осуществляет электроника автомобиля. Большинство роботизированных коробок имеют опцию ручного режима, когда водитель использует рычаг переключения, расположенный на селекторе режимов. Некоторые модели автомобилей вместо этого рычага имеют подрулевые лепестки, с помощью которых водитель повышает или понижает передачу.

Что такое трансмиссия и как работает

Для повышения стабильности и надежности работы современные роботы оснащаются системой двойного сцепления. Такую модификацию называют селективной. Ее особенность в том, что один диск сцепления обеспечивает нормальный режим работы коробки, а второй перед переключением следующей передачи подготавливает механизмы к активации скорости.

Автоматическая коробка передач

Такая коробка в рейтинге подобных механизмов стоит на втором месте после механики. Такая трансмиссия при этом имеет самое сложное строение. В ней имеется множество дополнительных элементов, в том числе и датчиков. Однако в отличие от роботизированного и механического аналога автомат лишен диска сцепления. Вместо него используется гидротрансформатор.

Гидротрансформатор – механизм, который работает на основе движения масла. Рабочая жидкость насосом подается на крыльчатку муфты, которая приводит в движение ведущий вал трансмиссии. Отличительной особенностью данной коробки является отсутствие жесткой сцепки механизма трансмиссии с маховиком двигателя.

Что такое трансмиссия и как работает

Автоматическая трансмиссия работает по схожему принципу, что и робот. Электроника сама определяет момент перехода на нужный режим. Помимо этого многие автоматы оснащаются полуавтоматическим режимом, когда водитель, используя рычаг переключения, дает команду системе переходить на нужную передачу.

Более ранние модификации оснащались только гидротрансформатором, но на сегодняшний день существуют и электронные модификации. Во втором случае электронное управление может переключаться в несколько режимов, каждому из которых соответствует своя система переключения скоростей.

Бесступенчатая трансмиссия

Данный тип трансмиссии также называется вариатором. Единственная коробка, в которой нет ступенчатого переключения скоростей. Управление распределением крутящего момента осуществляется за счет перемещения стенок шкива ведущего вала.

Что такое трансмиссия и как работает

Соединяются ведущий и ведомые валы при помощи ремня или цепи. Выбор передаточного числа определяет электроника трансмиссии на основании информации, поступающей с датчиков разных систем автомобиля.

Вот небольшая таблица плюсов и минусов каждого типа коробок:

Тип коробки:Достоинства:Недостатки:
МКПП (механика)Высокий КПД;Позволяет экономить топливо;Простое устройство;Недорогая в ремонте;Высокая надежность.Новичку нужно много тренироваться, чтобы эффективно использовать потенциал коробки;По сравнению с остальными КПП эта не обеспечивает столько комфорта.
«Робот»Комфорт при переключении (нет необходимости тянуться к рычагу каждый раз, когда нужно переключиться);Электроника определят самый оптимальный момент перехода на нужную передачу (особенно полезным это будет для тех, кому сложно привыкнуть к этому параметру).Во время переключения скорости наблюдается задержка;Переход на повышенную/пониженную передачу часто сопровождается рывками;Не дает возможность водителю сэкономить топливо.
АвтоматическаяКомфортное переключение передач (плавное и практически неощутимое);При резком нажатии на педаль газа переходит на пониженную передачу, чтобы максимально быстро ускорить автомобиль (например, при обгоне).Дорогое обслуживание и ремонт;Не экономит топливо;Не экономична и по расходу масла;Сложность в ремонте, из-за чего нужно искать дорогостоящий сервис, не каждый механик способен правильно настроить или отремонтировать механизм;Нельзя завести мотор с буксира.
ВариаторСамое плавное переключение передаточных чисел без вывода мотора на повышенные обороты (что предотвращает его перегрев);Повышенный комфорт при езде;Бережное использование ресурса мотора;Простота в управлении автомобилем.Дорогое обслуживание;Вялый разгон (по сравнению с предыдущими аналогами);Не дает возможности использовать мотор в экономичном режиме по части расхода топлива;Нельзя завести мотор с буксира.

Подробней об отличиях этих типов коробок смотрите в данном видео:

Что такое трансмиссия и как работает

Достоинства такой трансмиссии в том, что она облегчает управление переключением скоростей благодаря автоматизированному переходу между передачами. Также данная коробка обеспечивает дополнительное гашение крутильных колебаний. Благодаря этому снижаются нагрузки на детали агрегата при максимальных нагрузках.

К недостаткам гидромеханической трансмиссии относится небольшой КПД из-за работы гидротрансформатора. Так как в агрегате используется гидроблок с гидротрансформатором, ему нужно больше масла. Для него требуется дополнительная система охлаждения. Из-за этого коробка имеет увеличенные размеры и больше веса по сравнению с аналогичной механикой или роботом.

Гидравлическая трансмиссия

Особенность такой коробки заключается в том, что переключение скоростей выполняется при помощи гидравлических узлов. В конструкции агрегата может устанавливаться гидротрансформатор или гидромуфта. Этот механизм подключает нужную пару валов и шестерен.

Что такое трансмиссия и как работает

Преимуществом гидравлической трансмиссии является плавное включение скоростей. Крутящий момент передается максимально мягко, а крутильные колебания в такой коробке сведены к минимуму благодаря эффективному гашению этих усилий.

К минусам данной КПП относится необходимость в использовании индивидуальных гидромуфт для всех передач. Из-за больших размеров и веса гидравлическая трансмиссия используется в железнодорожном транспорте.

Гидростатическая трансмиссия

В основе такой коробки лежат аксиально-плунжерные гидроагрегаты. Плюсами трансмиссии являются небольшие габариты и вес. Также в такой конструкции нет механической связи между звеньями, благодаря чему они могут разводиться на большие расстояния. Благодаря этому КПП имеет большое передаточное число.

Что такое трансмиссия и как работает

Недостатки гидростатической трансмиссии в том, что она требовательна к качеству рабочей жидкости. Также она чувствительна к давлению в гидролинии, которая обеспечивает переключение передач. Из-за особенностей КПП ее используют в основном в дорожно-строительной технике.

Электромеханическая трансмиссия

В конструкции электромеханической коробки используется как минимум один тяговый электродвигатель. В ней устанавливается электрогенератор, а также контроллер, управляющий выработкой нужной для работы КПП энергии.

Благодаря использованию электромотора (ов) обеспечивается управление силой тяги. Крутящий момент передается в более широком диапазоне, а между механическими узлами отсутствует жесткая сцепка.

Что такое трансмиссия и как работает

Минусами такой трансмиссии являются большие размеры (используется мощный генератор и один или несколько электродвигателей), а вместе с тем и вес. Если сравнивать такие коробки с механическим аналогом, то у них значительно меньший КПД.

Виды трансмиссий автомобиля

Что касается классификаций автомобильных трансмиссий, то все эти агрегаты делятся всего на три типа:

  • Передне-;
  • Задне-;
  • Полноприводные.

В зависимости от типа коробки ведущими будут разные колеса (из названия трансмиссии понятно, куда поступает крутящий момент). Рассмотрим, чем отличаются эти три типа автомобильных трансмиссий.

Переднеприводная трансмиссия

Конструкция переднеприводной трансмиссии состоит из:

  • Сцепления (если это механика или робот);
  • Коробки передач;
  • Главной передачи;
  • Дифференциала;
  • Валов, приводящих во вращение передние колеса.

Все элементы такой трансмиссии заключены в один блок, расположенный поперек моторного отсека. Связка коробки и двигателя порой называется модель с поперечным расположением мотора. Это значит, что машина с передним или полным приводом.

Заднеприводная трансмиссия

Конструкция заднеприводной трансмиссии состоит из:

  • Сцепления (если это механика или робот);
  • Коробки передач;
  • Главной передачи;
  • Дифференциала;
  • Карданной передачи;
  • Полуосей.

Большинство классических автомобилей оснащались именно такой трансмиссией. Что касается реализации передачи крутящего момента, то заднеприводная трансмиссия максимально простая для этой задачи. Карданный вал соединяет задний мост с коробкой передач. Для снижения вибраций используются опоры, немного мягче тех, что устанавливаются в переднеприводных машинах.

Полноприводная трансмиссия

Что такое трансмиссия и как работает

  • Постоянный полный привод. В таком исполнении агрегат оснащается межосным дифференциалом, который распределяет крутящий момент на обе оси, и в зависимости от качества сцепления колес с дорожным покрытием менять усилия между ними.
  • Ручное подключение полного привода. В этом случае конструкция оснащается раздаточной коробкой (подробно об этом механизме читайте в другой статье). Водитель самостоятельно определяет, в какой момент нужно включить вторую ось. По умолчанию автомобиль может быть как передне-, так и заднеприводным. Вместо межосевого дифференциала, как правило, используются межколесные.
  • Автоматически подключаемый полный привод. В таких модификациях вместо межосевого дифференциала устанавливается вязкостная муфта или аналог фрикционного типа. Пример того, как работает такая муфта, рассматривается зд есь.

Агрегаты трансмиссии автомобиля

Независимо от типа трансмиссии, этот механизм состоит из нескольких узлов, которые обеспечивают эффективность и высокий КПД устройства. Вот из каких агрегатов состоит коробка передач.

Диск сцепления

Этот элемент обеспечивает жесткую сцепку маховика двигателя с ведущим валом главной передачи. Однако при необходимости данный механизм также разъединяет мотор и коробку. Механическая трансмиссия оснащается корзиной сцепления, похожее устройство имеет и робот.

В автоматических модификациях эту функцию выполняет гидротрансформатор. Единственное отличие – диск сцепления может обеспечить прочную связь мотора и механизма трансмиссии даже при заглушенном моторе. Это позволяет использовать передачу в качестве противооткатного механизма в дополнение к слабому ручнику. Сцепление позволяет запустить двигатель с толкача, чего нельзя сделать на автомате.

Что такое трансмиссия и как работает

Механизм сцепления состоит из таких элементов:

  • Фрикционные диски;
  • Корзина (или корпус, в котором расположены все элементы механизма);
  • Вилка (перемещает нажимной диск, когда водитель нажимает на педаль сцепления);
  • Ведущий или первичный вал.

Среди разновидностей сцепления бывают:

  • Сухие. В таких модификациях используется сила трения, благодаря чему фрикционные поверхности дисков не позволяют им проскальзывать во время передачи крутящего момента;
  • Мокрые. Более дорогая модификация, в которой используется гидротрансформаторное масло, продлевающее срок службы механизма, а также делающее его более надежным.

Главная передача

Основная задача главной передачи – принимать усилия, поступающие от мотора и передавать их на подсоединенные узлы, а именно на ведущий мост. Главная передача увеличивает КМ (крутящий момент) и вместе с тем уменьшает обороты ведущих колес авто.

Что такое трансмиссия и как работает

Машины с передним приводом оснащаются данным механизмом возле дифференциала КПП. Модели с задним приводом имеют этот механизм в картере заднего моста. В устройство ГП входит полуось, ведущая и ведомая шестерни, полуосевые шестерни, а также шестерни-сателлиты.

Дифференциал

Передает крутящий момент, изменяет его и распределяет на несоосные механизмы. Форма и принцип работы дифференциала отличаются в зависимости от привода машины:

Что такое трансмиссия и как работает

  • Заднеприводная модель. Дифференциал устанавливается в картере моста;
  • Переднеприводная модель. Механизм установлен в коробке передач;
  • Полноприводная модель. Дифференциал находится в раздаточной коробке.

В конструкцию дифференциала входит планетарный редуктор. Существует три модификации планетарной передачи:

  • Коническая – используется в межколесном дифференциале;
  • Цилиндрическая – применяется в межосном дифференциале полноприводного авто;
  • Червячная – считается универсальной модификацией, которую можно использовать, как в межколесном, так и межосном дифференциалах.

Карданная передача

Карданная передача – это вал, состоящий из двух или больше частей, которые соединены между собой при помощи шарнирного механизма. Она используется в разных частях автомобиля. Основное применение – в заднеприводном транспорте. Коробка передач в таких автомобилях часто находится ниже, чем редуктор заднего моста. Чтобы ни механизм коробки, ни редуктора не испытывал дополнительную нагрузку, вал, расположенный между ними должен разделяться на секции, соединение которых обеспечивало бы плавное вращение при деформации узла.

Что такое трансмиссия и как работает

Если кардан неисправен, то в процессе передачи крутящего момента ощущаются сильные шумы и вибрации. Когда водитель заметил такой эффект, ему следует уделить внимание ремонту, чтобы из-за повышенных вибраций не вышли из строя механизмы трансмиссии.

Чтобы трансмиссия прослужила максимально эффективно и долго без ремонтов, каждую коробку необходимо обслуживать. Производитель устанавливает свой срок планового ТО, о чем автовладелец информируется в технической документации. Чаще всего этот период находится в районе 60 тысяч километров пробега авто. В техническое обслуживание входит замена масла и фильтра, а также сброс ошибок, если такие имеются в электронном блоке управления.

Коробка передач

Это самая сложная часть любой трансмиссии, даже механической. Благодаря этому агрегату происходит равномерное распределение тяговых усилий. Это происходит либо благодаря непосредственному участию водителя (механическая коробка передач), либо за счет работы электроники, как в случае автоматической или роботизированной трансмиссии.

Что такое трансмиссия и как работает

Независимо от типа коробки передач этот агрегат позволяет максимально эффективно использовать мощность и крутящий момент двигателя в разных режимах его работы. Коробка передач позволяет двигаться машине быстрее при минимальных скачках оборотов мотора (для этого водителю или электронике необходимо определять подходящий показатель оборотов) или подвергать двигатель меньшей нагрузке при движении в горку.

Также благодаря коробке передач изменяется направление вращения ведомого вала. Это необходимо для движения машины задним ходом. Этот агрегат позволяет передать весь крутящий момент от мотора к ведущим колесам. Коробка передач позволяет полностью отключить мотор от ведущих колес. Это необходимо, когда машина должна полностью остановиться, но мотор должен продолжать работать. Например, в таком режиме должен быть автомобиль при остановке на светофоре.

Среди коробок передач бывают такие разновидности:

  • Механическая. Это самый простой тип коробки, в которой распределение тяговых усилий осуществляет непосредственно водитель. Все остальные типы коробок свободно можно отнести к автоматическим типам.
  • Автоматическая. В основе такой коробке лежит гидротрансформатор, а изменение передаточных чисел происходит в автоматическом режиме.
  • Робот. Это автоматический аналог механической коробки передач. Особенностью роботизированной КПП является наличие двойного сцепления, которое обеспечивает максимально быстрое переключение скоростей.
  • Вариатор. Это тоже автоматическая коробка передач. Только тяговые усилия распределяются за счет изменения диаметра ремня или цепи привода.

Благодаря наличию коробки передач можно использовать прежние обороты мотора, но изменять скорость вращения колес. Это, например, пригодится, когда машина преодолевает бездорожье.

Ведущий мост

Что такое трансмиссия и как работает

В автомобиле может быть ведущий и ведомый мосты. В ведущем мосту устанавливается редуктор, преобразующий поперечное вращение вала (направление поперек кузова авто) в продольное вращение (направление вдоль кузова) ведущих колес. В грузовом транспорте может быть более одного ведущего моста.

Раздаточная коробка

Что такое трансмиссия и как работает

Раздатка используется только в полноприводных трансмиссиях (крутящий момент передается на все колеса). В ней, также как и в основной коробке передач, имеется набор шестерен, которые позволяют изменить передаточные числа (демультипликатор) на разные пары колес для увеличения крутящего момента. Это необходимо в вездеходах или в тягачах большой грузоподъемности.

Шарнир равных угловых скоростей

Этот элемент трансмиссии используется в автомобилях, в которых ведущими являются передние колеса. Этот шарнир непосредственно соединяется с ведущими колесами и является последним звеном в трансмиссии.

Что такое трансмиссия и как работает

Наличие данного механизма обусловлено тем, что при повороте передних колес на них должно в той же степени поступать крутящий момент. Этот механизм работает по принципу карданной передачи. В машине на одном колесе используется два ШРУСа – внутренний и наружный. Они обеспечивают постоянную связь с дифференциалом.

Принцип работы

Трансмиссия автомобиля работает в такой последовательности:

  1. Запускается мотор благодаря слаженной работе системы зажигания и подачи топлива.
  2. В процессе поочередного сгорания воздушно-топливной смеси в цилиндрах мотора проворачивается коленчатый вал.
  3. Крутящий момент передается от коленчатого вала через маховик, к которому соединена корзина сцепления, на ведущий вал коробки передач.
  4. В зависимости от типа коробки передач крутящий момент распределяется либо по подключенным шестерням, либо через ремень/цепь (например, в вариаторе) и поступает на ведущие колеса.
  5. В механической коробке передач водитель самостоятельно разъединяет связь между маховиком и ведущим валом коробки. Для этого нажимается педаль сцепления. В автоматических трансмиссиях этот процесс происходит автоматически.
  6. В коробке передач механического типа изменение передаточных чисел обеспечивается за счет соединения шестерен с разным количеством зубьев и разным диаметром. Когда выбирается конкретная передача, соединяются между собой только одна пара шестерен.
  7. При поступлении кутящего момента на дифференциал тяга поступает на колеса в разной степени. Этот механизм необходим, потому что машина движется не всегда по прямому участку дороги. На повороте одно колесо будет вращаться быстрее, чем другое, так как проходит больший радиус. Чтобы резина на колесах не подвергалась преждевременному износу, устанавливается дифференциал между полуосями. Если машина полноприводная, то таких дифференциалов будет минимум два, а в некоторых моделях устанавливается и промежуточный (межосевой) дифференциал.
  8. Крутящий момент в заднеприводном автомобиле передается на колеса от коробки передач через карданный вал.
  9. Если машина полноприводная, в трансмиссии такого типа будет установлена раздаточная коробка, с помощью которой все колеса убудут ведущими.
  10. В некоторых моделях используется система с подключаемым полным приводом. Это может быть система с блокировкой межосевого дифференциала или между осями устанавливаться многодисковая фрикционная или вязкостная муфта. Когда основная пара колес начинает буксовать, межосевой механизм блокируется, и крутящий момент начинает поступать на вторую пару колес.

Наиболее частые поломки трансмиссии

Что такое трансмиссия и как работает

К наиболее распространенным неисправностям трансмиссии относятся:

  • Сложности с переключением одной или нескольких скоростей. В этом случае важно отремонтировать сцепление, настроить тросик или отрегулировать кулису.
  • При переходе на нейтральную передачу в коробке появляется шум. Если этот звук исчезает при нажатии на педаль сцепления, то это может быть симптомом вышедшего из строя выжимного подшипника, износ подшипников первичного вала, при неправильно подобранном трансмиссионном масле или недостаточном его объеме.
  • Износ корзины сцепления.
  • Подтекание масла.
  • Поломка карданного вала.
  • Выход из строя дифференциала или главной передачи.
  • Поломка ШРУСов.
  • Неисправности в электронике (если в машине полное или частичное управление осуществляется электронным блоком управления). В этом случае на приборной панели будет светиться значок неисправности мотора.
  • В процессе переключения скоростей ощущаются сильные рывки, стуки или скрежет. Причину этому способен определить квалифицированный специалист.
  • Скорости произвольно выключаются (касается механических КПП).
  • Полный отказ агрегата работать. Точную причину нужно устанавливать на станции техобслуживания.
  • Сильный нагрев коробки.

Зависимость трансмиссии от типа привода

Итак, как мы разобрались, в зависимости от типа привода трансмиссии будут конструктивно отличаться. В описании технических характеристик разных моделей авто часто упоминается понятие «колесная формула». Она может быть AWD, 4х4, 2WD. Постоянный полный привод обозначается 4х4.

Если в трансмиссии осуществляется распределение крутящего момента на каждое колесо в зависимости от нагрузки на него, то такая формула будет обозначаться AWD. Что касается переднего или заднего привода, то такая колесная формула может обозначаться 4х2 или 2WD.

Конструкция трансмиссии в зависимости от типа привода будет отличаться наличием дополнительных элементов, которые будут обеспечивать постоянную передачу крутящего момента на оси или временное подключение второй оси.

Видео: Трансмиссия автомобиля. Общее устройство, принцип работы и строение трансмиссии в 3D

Об устройстве, принципе работы и строении трансмиссии автомобиля дополнительно рассказывается в данной 3D анимации:

Источник https://obrazovanie-gid.ru/voprosy/chto-takoe-transmissiya-avtomobilya-prostymi-slovami-dlya-chajnikov-kratko-i-ponyatno.html

Источник https://pro-sensys.com/info/articles/obzornye-stati/transmissiya/

Источник https://avtotachki.com/chto-takoe-transmissiya-i-kak-rabotaet/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: