Как самостоятельно заменить тормозные колодки на ВАЗ 21213
Тормозная система очень важна для безопасности движения. Поэтому необходимо следить за ее исправностью. Одним из основных элементов системы тормозов являются тормозные колодки (ТК), которые за счет силы трения, замедляют вращение колеса. Естественно, со временем они изнашиваются и требуют замены. Выполнить операцию замены ТК на «Ниве» можно самостоятельно в гаражных условиях.
Причины износа колодок тормозов и сроки замены
Все элементы автомобиля в течение эксплуатации изнашиваются
в разной степени в зависимости от испытываемой нагрузки. На износ колодок
тормозов влияет много факторов, поэтому периодичность замены для каждой «Нивы»
будет разной.
Внедорожники эксплуатируется в сложных условиях бездорожья,
поэтому на них замена выполняется через 15-20 километров. Причиной быстрого
износа является особенность дорожного покрытия, по которому приходится ездить
транспортному средству: песок, вода и грязь.
Износ ТК зависит не только от качества дорожного покрытия,
но и других факторов:
- климатические условия местности, где
эксплуатируется внедорожник; - манера езды водителя;
- качество расходных материалов.
Производитель рекомендует производить замену в среднем через
30-50 тысяч. Но учитывая, что износ разный специалисты настоятельно рекомендуют
проверять тормозную систему через каждые 10 тысяч километров пробега.
При проверке нужно обращать внимание на наличие скрипов,
других посторонних звуков, плавность торможения. При замене параллельно следует
проверить целостность пыльников на направляющих, тормозных шлангов, резиновых
чехлов, степень изношенности тормозных дисков. Это необходимо для
своевременного выявления и устранения неисправностей.
На переднюю ось приходится основная нагрузка, поэтому ТК
спереди изнашиваются быстрее задних. В среднем на одну замену задних колодок
приходится две замены передних. Понять, что с тормозными колодками неполадки,
может любой водитель, если обратит внимание на характерные симптомы:
- увеличенный тормозной путь;
- стук при резком торможении;
- неэффективная работа тормозов;
- скрип при торможении;
- металлический стружка на тормозных дисках или
колодках.
При появлении хотя бы одного из признаков, необходимо
проверить тормозную систему и заменить изношенные детали, если обнаружены следующие
признаки износа:
- видны трещины и расслоения ТК;
- на поверхности колодке или накладки обнаружены
дефекты в виде сколов и царапин; - по краю диска образовался выступающий бортик;
- толщина накладок на колодках меньше требуемых
технических характеристик; - неравномерный износ ТК.
Меняются колодки обязательно парой: две передние, две задние. При замене колодок только на одном колесе, водитель не сможет эффективно затормозить, машину может увести при торможении в сторону, что грозит созданием аварийной ситуации на дороге. Толщину накладки измеряют с помощью штангенциркуля. Допускается минимальная толщина – 1,5 мм.
Для проведения замены понадобятся следующие инструменты:
- домкрат;
- баллонный ключ;
- набор ключей;
- пассатижи;
- газовый ключ или раздвижные пассатижи;
- отвертка с плоским лезвием;
- молоток;
- монтажная лопатка;
- опорная стойка;
- штангенциркуль.
Естественно нужно купить новые тормозные колодки. Желательно
иметь проникающую жидкостью WD-40 для облегчения прикипевших крепежных
элементов.
Меняем колодки передней колесной пары
Чтобы было удобно работать, внедорожник устанавливаем на
ровную, горизонтальную плоскость. Под задние колеса подставляем противооткатные
башмаки и ставим на ручной тормоз. Перед демонтажными работами обрабатываем
резьбовые соединения WD-40. Замену выполняем по следующему алгоритму:
- Срываем баллонником крепежные болты колеса. Домкратим ту сторону машины, на которой будем проводить замену. Устанавливаем авто для подстраховки на опорную стойку.
- Выкручиваем все болты и демонтируем колесо.
- С помощью пассатижей вытаскиваем шплинт прижимного рычага (ПР) нижней оси.
- Подходящим по диаметру приспособлением и молотком сбиваем ось.
- Затем удерживая ПР плоскогубцами вынимаем ось.
- Демонтируем прижимной рычажок.
- Из направляющей ТК достаем две пружинки, которые удерживали ПР.
- С помощью отвертки поддеваем и достаем суппорт.
- Снятый суппорт удобно положить на поворотный кулак.
- Далее с легкостью снимаем ТК с направляющей.
- Перед монтажом новых деталей, нужно вдавить в цилиндры поршни, которые выскакивают под давлением тормозной жидкости. Это можно сделать раздвижными пассатижами.
- Есть альтернативный способ: вставляем внешнюю ТК в направляющую, возвращаем обратно суппорт и монтажкой утапливаем поршни в цилиндры.
- Перед тем как вставлять ось, ее конец желательно подточить с помощью наждака, чтобы край принял конусообразную форму.
- Перед установкой ось следует смазать графитовой смазкой или натереть графитом, чтобы она легко заходила и выходила из отверстия.
- Прижимаем рычаг и вставляем ось.
- После установки несколько раз нажимаем на педаль тормоза, чтобы вышли поршни из цилиндров и прижали колодки к тормозному диску.
Как заменить передние тормозные колодки на «Ниве».
Меняем колодки задней колесной пары
Оценить состояние ТК без демонтажа тормозного барабана,
можно вытянув заглушку из щита и заглянув в смотровое окошко. Для замены задних
ТК транспортное средство загоняем на подъемник или смотровую канаву. Дальнейшая
работа представляет последовательность шагов:
- Ослабляем гайки у колеса, подкладываем опоры под передние колеса и домкратим автомобиль. Подставляем страховочную опору, опускаем машину на него и снимаем с ручного тормоза.
- На этом этапе можно проверить подшипники задней ступицы и трется или нет колесо. Это зависит от настроек ручника. Вращение должно быть свободным без задержек.
- Откручиваем крепления и демонтируем заднее колесо.
- Выворачиваем шестигранной головкой на «12» два болта. Чтобы зафиксировать колесо, включаем ручной тормоз.
- Снятые болты закручиваем в два резьбовых отверстия, расположенные напротив друг друга.
Когда будем затягивать эти болты, они создадут напряжение барабану на выход. Этого недостаточно для снятия барабан. Необходимо будет постукивать дополнительно по задней части барабана молотком через деревяшку. Постукивать нужно со всех сторон постепенно, подтягивая одновременно болты.
- Когда будут откручены болты с барабана, авто нужно снять с ручника. После этого снимаем барабан.
Колодки можно снять двумя способами. При использовании
первого способа выполняем следующие действия:
- Скидываем верхнюю пружину, отсоединив отверткой ее конец от колодки.
- Убираем распорную планку.
- У передней колодки хвостовик стойки поворачиваем до тех пор, пока он не совпадет с прорезью на наружной чашке.
- Демонтируем пружины вместе с чашками.
- Вынимаем опорные стойки из ТК.
- Отводим в сторону переднюю ТК.
- Скидываем нижнюю стяжную пружинку.
- Отводим заднюю ТК и выводим рычаг стояночного механизма из зацепления с тросиком привода.
Второй способ состоит из такой последовательности шагов:
- Вынимаем опорные стойки.
- Поддев заднюю ТК, выводим ее из распорной планки.
- Вручную опускаем ТК и выводим их верхние упоры из отверстий поршней рабочего цилиндра.
- Скидываем нижнюю стяжную пружину.
- Выводим ТК вместе с опорной пластиной и пружиной. При выполнении операции действовать нужно аккуратно, чтобы не повредить пыльники на цилиндрах.
- Расцепляем рычаг ручника с тросиком привода, отсоединив наконечник.
- Снимаем ТК вместе с опорной пластиной и верхней стяжной пружинкой.
- Прижимаем ногой к полу одну из колодок растягиваем пружину и освобождаем от упора распорную пластину.
- Скидываем верхнюю стяжную пружину.
- Расшплинтовываем рычаг ручника.
- Снимаем последовательно шайбу,
- Сборку производим в обратном порядке в зависимости от выбранного способа разборки.
- Перед установкой новых ТК нужно заглубить поршни максимально в цилиндры. Есть два варианта вдавливания. Применяя первый, нужно через деревяшку аккуратно постукивать молотком по поршню.
Второй способ: установить новые изделия и надавливать на них, опираясь двумя монтажками в бортик тормозного щита. Таким образом, верхние упоры ТК утапливают поршни в цилиндры.
- После замены ТК нужно отрегулировать стояночный тормоз.
Как заменить задние тормозные колодки на «Ниве».
Научившись менять ТК на ВАЗ 21213, приобретается опыт
авторемонтных работ, который поможет сэкономить на автосервисе и позволит
постоянно контролировать состояние тормозной системы, что уменьшает риск
создания аварийной ситуации на дороге.
Как развести задние колодки на ваз 2121
Для замены задних колодок потребуются провести такие же подготовительные работы, после чего первым делом нужно ослабить ручной тормоз. Последовательность:
Снимаем пружину возле рычага, от которого уходит два троса.
С помощью двух ключей на “13” требуется открутить гайки кронштейна, после чего троса ослабевают и не воздействуют на колодки.
Можно приступать к непосредственной замене колодок
Снять барабан от полуоси нужно ключем на “12”, открутив два болта. Барабан нередко прикипает, поэтому требуется по всему периметру постукивать молотком.
Рабочий цилиндр нужно утопить вовнутрь с двух сторон плоской отверткой.
- Нужно поддеть стягивающие пружины, вытянув их наружу.
- Колодку нужно отвести в противоположную другой колодке сторону за нижнюю часть, после чего две колодки сняты с щитка.
После снятия колодок тормозной щиток и барабан нужно очистить и обезжирить и проверить на наличие или отсутствие трещин.
[править] Обновление «Нивы»
Недавно автовазовским конструкторам не пойми с какого ангара пришло в голову после тридцати с лишком лет страданий населения от этой чудо-штуки — они, всё-таки, решились в очередной раз (первый был в начале 90х) — обновить данную тележку.
- Новые над-подфарники которые всё же на каплю, но улучшают аэродинамику и в которых теперь, о боже!, есть отражатель и ДХО.
- Более аэродинамичные зеркала заднего вида с возможностью регулировки из салона.
- Нормы Euro-4, а за бугор даже в Euro-5 уложили.
- ГУР ф. ZF
- АБС ф. Bosch
- Новая комбинация приборов от 2115.
- Обновленные обивки дверей и боковин.
- Приводные валы мостов на ШРУСах — уменьшают шум и вибрации, а вот две опоры раздатки в виде поперечной оси вроде как остались
- «Разорваный пакет» в коробке передач.
- Шумоизоляция моторного отсека и тоннеля пола.
- Электронная педалька газа, причём одновременно с Samara-2 и Lada Kalina.
- Сцепление в сборе от Шнивы.
- Рулевое от Шнивы.
- Атермальные стекла.
- Вертикально поставленные задние амы — да мой друг, она теперь нормально ездит по трассе!
- Двухрядные подшипники в раздатке и практически прощай гул!
- Ну и там isofix`ы всякие и прочее по салону.
20.4. Замена задних тормозных колодок
Минимально допустимая толщина накладок тормозных колодок – 1,5 мм.
Для оценки состояния тормозных колодок без снятия барабана в щите тормоза имеется смотровое окно.
Извлекаем заглушку из щита.
Для замены колодок устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или подъемник. Снимаем заднее колесо и ослабляем трос привода стояночной тормозной системы (см. Регулировка и снятие узлов стояночной тормозной системы).
Перед отворачиванием болтов крепления тормозного барабана к фланцу полуоси обстукиваем их головки.
Для крепления тормозного барабана используются болты с уменьшенной высотой головки. Поэтому для их отворачивания лучше применить шестигранную инструментальную головку, у которой рабочие грани начинаются сразу от ее торца (при необходимости головку можно проторцевать).
Головкой «на 12» отворачиваем два болта крепления тормозного барабана к полуоси.
Для демонтажа барабана снятые болты можно ввернуть в два резьбовых отверстия барабана (в отличие от крепежных отверстий резьбовые отверстия расположены симметрично). Болты при заворачивании будут упираться во фланец полуоси и сдвигать барабан.
Вворачиваем болты в резьбовые отверстия.
Можно также снять барабан,…
…нанося удары молотком через деревянный брусок по торцу барабана. Удары наносим равномерно, проворачивая барабан.
Показываем два способа снятия тормозных колодок.
При снятии первым способом…
…отверткой отсоединяем конец верхней стяжной пружины от колодки…
…и вынимаем пружину.
Снимаем распорную планку.
Пассатижами поворачиваем хвостовик стойки передней колодки до совпадения его с прорезью наружной чашки.
Снимаем пружину с наружной и внутренней чашками.
С другой стороны тормозного щита вынимаем стойку.
Элементы опорной стойки колодки.
Отводим переднюю колодку…
…и снимаем нижнюю стяжную пружину.
Снимаем опорную стойку задней колодки.
Отводим заднюю тормозную колодку…
…и выводим рычаг ручного привода колодок из наконечника заднего троса стояночного тормоза.
При снятии тормозных колодок вторым способом снимаем опорные стойки обеих колодок.
Поддеваем заднюю тормозную колодку отверткой (или оттягиваем ее рукой) и выводим ее нижний упор из опорной пластины.
Опускаем руками тормозные колодки вниз, выводя их верхние упоры из прорезей поршней колесного цилиндра.
Снимаем нижнюю стяжную пружину.
Выводим колодки в сборе с распорной планкой и пружиной из-за фланца полуоси.
Операцию выполняем аккуратно, чтобы не повредить пыльники колесного цилиндра.
Выводим рычаг ручного привода колодок из наконечника заднего троса стояночного тормоза…
…и снимаем тормозные колодки с распорной планкой и верхней стяжной пружиной.
Удерживая на полу ногой одну из колодок, растягиваем пружину…
…и выводим из упора распорную планку.
Снимаем верхнюю стяжную пружину.
Для снятия рычага ручного привода колодок…
…расшплинтовываем его ось.
Сборку и установку колодок проводим в обратной последовательности (в зависимости от способа разборки). При втором способе перед установкой второй тормозной колодки первую фиксируем от перемещений, установив опорную стойку.
При установке новых колодок необходимо вдавить поршни внутрь колесного цилиндра. Эту операцию можно выполнить следующим образом:
аккуратно нанося удары молотком по поршню через деревянный брусок…
…или установив колодки, надавливаем на них, опираясь двумя монтажными лопатками в буртик тормозного щита. При этом верхние упоры колодок вдавливают поршни внутрь цилиндра.
После установки новых тормозных колодок необходимо отрегулировать стояночную тормозную систему (см. Регулировка и снятие узлов стояночной тормозной системы).
Пожалуйста включите / Please enable JavaScript!
- Главная
- Руководства по эксплуатации и ремонту
- Руководства по эксплуатации и ремонту ВАЗ / LADA
[править] Примечания
- ↑ Есть мнение, что сделано это just for lulz. Дабы потроллить поцреотов. Буржуйские внедорожники Кларксон прогуливает только на стриженных гольф-полях и газонах в парке, выдавая все это за «проверку на проходимость»
- ↑ не считая автобусы ЛАЗ, некоторые МАЗы, ЗИЛ-130 (с 1978 года), ГАЗ-53 и ГАЗ-66 ну и японский Toyota Mega Cruiser, ибо там почти. Но тоже лютый джип
- ↑ Алсо, в произведении «Весь мир в кармане» славного писателя Джеймса Хедли Чейза aka Rene Brabazon Raymond, по которому очевидно и снят фильм, броневик представляют читателю как здоровенный шушпанцер, гораздо больше «Нивы», размеров с БА-64. Кроме того, конструкторы «СПА Бронто», вдохновлённые сюжетом фильма, запилили на базе «Нивы» свой броневик ИРЛ. А расовые латыши использовали «Ниву» от недостатка американских тачек.
[править] «Нива» и буржуи
«Нива» активно экспортировалась в другие страны. Она — единственное изделие «Автотаза», которое действительно известно и знаменито в Европе, причём не как кусок социалистического говна. В испанских, французских и греческих горах встречаются более 9000 машин этой марки, переоборудованные полицейско-спасательные «Нивы» водятся в горах Болгарии и Черногории. На юго-западе Германии тоже попадается. Не слишком часто, но всё же. Тёма даже встречал сабж в суровой Гренландии. Более того, это единственный советский автомобиль, официально экспортировавшийся в Японию. Изредка он возвращался на историческую родину, уже с кондиционером. Впрочем, такой отстойный кондей сейчас можно поставить и прямо тут.
Также «ВАЗ-2121» мелькала в винрарном фильме «Детройт — Город Рока» про четырёх оголтелых фанатов группы KISS, например. Конкретнее — эпизод с доставкой пиццы в церковно-приходскую школу, развозчик приехал именно на сабже. А также в эпизоде похорон фильма «Ларго Винч: Начало» мелькнула красная «Нива» с горизонтальной оптикой.
Мелькнула Нива также в американском сериале «Красавица и чудовище» («Beauty and the Beast»), действие которого происходит в Нью-Йорке.
В расово бразильском сериале «Жестокий ангел» Нива с горизонтальной оптикой уделывает Ленд-Круйзер в местном ралли, и даже катает в багажнике одного из отрицательных героев.
Также нива засветилась в фильме ROBOCOP, вышедшем в 2014 г. В самом начале фильма, когда журналистам демонстрируют работу роботов корпорации ОСП, в арабском квартале, Нива, без палева, стоит на обочине.
Наконец, в планктонной ленте «Невероятная жизнь Уолтера Митти» исландский абориген на «Ниве» пытается вместе с ГГ свалить от извержения Эйяфьядлайокудля.
В 2001 году руководству «АвтоВАЗа» удалось продать компании «General Motors» свой единственный актив — практически готовый к серийному производству прототип ВАЗ-2123. Оный прототип был слегка допилен на СП GM-АвтоВАЗ (в частности прилепили значок Chevrolet, оставив двигатель от старой Нивы) и превратился в Chevrolet Niva. Пруфлинки: 1, 2.
Замена передних колодок
Процесс установки новых автозапчастей прост, поэтому посещать салон не обязательно. Вы справитесь самостоятельно, но не забудьте подготовить оборудование. Выполните следующие действия:
- Установите машину на подъемник, либо над смотровой канавой. Это потребуется для получения доступа к передним колодкам.
- Первое колесо вывесить и снять. Затем извлечь шплинт, расположенный на передней оси рычага. Используя выколотку, страгивать ось прижимного рычага и затем достать ось с помощью пассатижей, придерживая рычаг.
- Аккуратно снять прижимной рычаг и извлечь пружины из направляющей. Лучше отложить их, чтобы не потерять. Поднимите суппорт тормоза при помощи отвертки и положите его на поворотный кулак.
- Из тормозной колодки нужно извлечь направляющие. Перед тем, как поставить новые колодки, переместите поршни внутрь цилиндров максимально далеко. Поршни вдавливаются газовым ключом, либо монтажной лопаткой в цилиндры.
Ставим новые комплектующие, прижимая рычаг, и собираем узел в обратном порядке (то есть, возвращаем направляющие, суппорт и так далее на свои места). Чтобы было легче устанавливать ось, заточите ее кончик в форме конуса на точиле. Не забудьте смазать деталь составом на основе графита.
Толщина тормозных колодок, дисков и барабанов Нива 21214
Тормозные колодки, тормозные диски передних колес и тормозные барабаны задних колес автомобиля Нива 21214 имеют предельно допустимую минимальную толщину при достижении которых необходимо провести их замену.
Рассмотрим какая это минимальная толщина на примере тормозной системы автомобиля Нива 21214 2009 года выпуска.
Толщина тормозных колодок, дисков и барабанов Нива 21214
1. Передние тормозные колодки.
Минимально допустимая толщина накладок передних тормозных колодок для автомобиля Нива 21214 1,5 — 1,6 мм.
Для проверки состояния передних тормозных колодок придется снимать колесо. Через смотровое отверстие в подвижной скобе суппорта можно определить их толщину. Состояние рабочей поверхности колодок оценивается только при их снятии.
21210-3501800-82 — номер в каталоге для замены.
2. Задние тормозные колодки.
Минимально допустимая толщина накладок передних тормозных колодок для автомобиля Нива 21214 2,0 мм.
Чтобы предварительно оценить состояние задних тормозных колодок необходимо извлечь заглушку смотрового лючка в опорном щите заднего тормозного механизма и посветив туда фонариком провести осмотр толщины накладки. Для определения равномерности износа накладок, наличия на них рисок и повреждений придется снимать тормозной барабан.
2101-3502090-02 — номер в каталоге для замены.
3. Тормозные диски.
Минимально допустимая толщина передних тормозных дисков 9,5 мм. Минимально допустимое их биение 0,15 мм (на наибольшем радиусе).
21210-3501070-01 — номер в каталоге для замены.
4. Тормозные барабаны.
Предельно допустимый износ тормозных барабанов автомобиля Нива 21214 251 мм (внутренний диаметр). Номинальный диаметр на новых барабанах 250 мм.
21210-3502070-00 — номер в каталоге для замены.
Примечания и дополнения
— Не пропустить момент, когда накладки тормозных колодок достигли предельного износа — стерлись до минимума, очень важно, так как следующая стадия — это трение металлической основы колодки о рабочую поверхность тормозного диска или барабана. Что чревато очень скорым выходом последних из строя и не дешевой заменой. Поэтому необходимо приурочить проверку состояния тормозных колодок, например, к сезонной замене шин, когда и так приходится снимать колеса с автомобиля.
— Так же поводом к проверке предельного износа тормозных колодок служат появление посторонних звуков (скрипов, скрежета) со стороны передних или задних тормозов, снижении эффективности торможения, вибрации при нажатии на педаль тормоза, подтекании тормозной жидкости, невозможности отрегулировать ручник.
— Если тормозная колодка замаслена (например, тормозной жидкостью при ремонте), ее можно протереть уайт-спиритом, почистить мелкой наждачной бумагой и поставить обратно.
— Если у колодки отломана прижимная пружина, то ее следует заменить, не смотря на то, что накладка еще не изношена.
Источник https://autocentrum.ru/brands/lada/19198-kak-samostoyatelno-zamenit-tormoznye-kolodki-na-vaz-21213.html
Источник https://portal-mashin.ru/lada/zamena-zadnih-kolodok-lada-2121-4×4-21213-vaz-niva.html
Источник https://twokarburators.ru/tolschina-kolodok-niva/