Как и когда появилось ОСАГО

В каком году появилось ОСАГО и когда его ввели в России, как рассчитывается

Процедура автострахования имеет длительную историю, которая берёт своё начало практически сразу с момента изобретения транспортных средств (ТС) в Соединённых Штатах Америки. Сравнивая с зарубежным, российское автострахование считается относительно молодым, но сама история рассматриваемой процедуры как за рубежом, так и в России очень интересная.

  • История автострахования
  • Начало автогражданской истории в России
  • Что нужно знать об ОСАГО
  • Особенности тарификации
  • Как рассчитывается ОСАГО
  • Коэффициенты, используемые при расчёте стоимости полиса

История автострахования

Изначально страхование, что берёт свои истоки с XYIII века, делилось на такие разновидности:

  • от падежа скота;
  • от огня;
  • морское.

В первой половине ХХ века добавилось большее количество видов, а именно:

  • медицинское;
  • гражданской ответственности (ГО);
  • социальное;
  • транспортных средств.

Знаете ли вы? Статистические данные утверждают, что в США в 1930 году ежедневное количество жертв, погибших после ДТП, достигало 110 человек, а в 2000 г. число смертей на дороге увеличилось до 114 человек в день.

Факт первой выплаты по страховому договору ТС зафиксирован в Дейтоне (Соединённые Штаты Америки) в 1897 году, когда Г. Люмикс приобрёл рассматриваемый договор в Travelers
Insurance Company (работающей по сей день). Договор действовал в случае аварии, в результате которой могут быть физически и материально пострадавшие лица.

Как и когда появилось ОСАГО

Гилберт после аварии получил финансовые выплаты, которые по современным меркам равняется 26 000 долларам. А первый страховой договор был оформлен М. Трумэном, который получил компенсацию при столкновении его авто с конной повозкой. В результате возникшей аварийной ситуации компания оплатила Мартину 500 долларов.

В крупных городах ТС активно эксплуатировали после окончания Первой мировой войны. Попав в дорожно-транспортное происшествие, автовладелец обязан был самостоятельно покрывать все убытки, как связанные со здоровьем, так и с ТС и другим материальным имуществом.

Высокий уровень аварийности был связан с наличием таких факторов:

  • отсутствие экзаменов по вождению;
  • не было возрастных норм;
  • не было ограничений по состоянию здоровья;
  • отсутствие необходимой разметки и знаков на проезжей части, защищающих всех участников дорожного движения.

Как и когда появилось ОСАГО

В 1925 г. закон о финансовой ответственности, принятый в Коннектикуте, обязывал собственника ТС доказывать, что он владеет необходимыми средствами, которыми сможет компенсировать нанесённый ущерб в результате аварии. Самым удобным способом, выступающим в качестве такого доказательства, считалось оформление полиса о страховании ответственности, что приравнивается к современному полису ОСАГО.

Факт своей состоятельности автомобилист должен доказать лишь после первого дорожно-транспортного происшествия. В штате Массачусетс, спустя пару лет, утвердили законопроект, который обязывал каждого автомобилиста застраховывать ГО. Далее с 1930 года опыт страхования ТС переняли остальные штаты. Автострахование в европейских странах немного отличалось от американского.

Англия — первая страна, принявшая решение об обязательном страховании (ОС). Официально документ стал действительным в 1930 году и был назван «Дорожный акт». Рассматриваемый документ включал нормы, которые отчасти актуальны и сегодня. К примеру, была введена ответственность за управление ТС в нетрезвом состоянии или под действием других наркотических веществ.

Законодательно также были введены нормы о страховании ответственности, к которым относится страхование собственников транспортных средств от причинения физического ущерба другим лицам. Рассматриваемый акт был обновлён английским законодательством в 1988 году и обязывает приобретать автостраховку согласно данным нормам. Следующей страной, которая приняла схожий законопроект, была Германия. С каждым годом количество таких европейских стран, законодательно обязывающих водителей к страхованию, увеличивалось.

Читать статью  Какие документы нужны для страхования автомобиля

Рекомендуем для прочтения:

  • Период использования транспортного средства в ОСАГО
  • Последствия езды без страховки
  • Стоимость полиса ОСАГО для начинающего водителя
  • Расчёт водительского стажа для ОСАГО

Начало автогражданской истории в России

Вопрос о процедуре оформления автостраховки в Советском Союзе был поднят в конце 1960-х годов, так как количество ТС ранее было не достаточно высоким для того, что рассматривать данную процедуру.

Постановление «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов» (1984 г.) выступало платформой в разработке страхования ТС, пассажиров и материального имущества. Процедура происходила путём оформления страховки по собственной воле. Оформление полиса КАСКО в 1991 г. также проходило добровольно, но, несмотря на это, не завоевало популярность.

Как и когда появилось ОСАГО

Последнее десятилетие XX века характеризовалось рассмотрением ряда законопроектов об ОС транспортных средств, один из которых вступил в силу лишь в 2003 году и вводился в несколько этапов. Благодаря корректировкам в законе «Об ОСАГО» появились новые процедуры — «Европейский протокол» и «Прямое возмещение убытков», с которыми россияне ознакомились в 2009 году.

Знаете ли вы? В XX веке российские органы Госстрахнадзора начали активно отзывать лицензии у страховых компаний (СК), что привело к стремительному сокращению их числа. Если в 1997 г. количество СК составляло 2504, то к 2008 г. их количество уменьшилось до 786.

Что нужно знать об ОСАГО

В Госдуме законопроект об обязательном страховании ГО был представлен на слушаниях в 2000 году, цель которого — заключение страхового договора ОСАГО каждым собственником ТС. Рассматриваемый закон был утверждён 25.04.2002 года.

Основой для его принятия стали такие факторы:

Как и когда появилось ОСАГО

Действие закона началось с 2003 года, который запомнился огромным наплывом клиентов в СК. В 2005 году Конституционный суд отказал в исках, поданных некоторыми депутатами, о законности процедуры заключения договора и о высоких тарифах обязательной страховки.

Решение суда имело такие поправки:

  • гарантии в получении компенсаций пострадавшим в ДТП;
  • страхование собственника ТС от большой суммы возмещения ущерба, которую он не может сам оплатить;
  • мотивации в соблюдении ПДД.

С 2015 года каждый автовладелец может приобрести электронный полис, распечатка которого допускается при проверке инспекторами ГИБДД.

Как и когда появилось ОСАГО

Можно выделить основные три особенности российского автострахования:

Особенности тарификации

Стоимость полиса ОСАГО напрямую зависит от основной информации, которую должен предоставить клиент, каждая деталь во внесённых базовых данных может значительно повлиять на цену договора.

ПО сравнению с процедурой автострахования КАСКО, отличающейся добровольной основой оформления договора, система тарификации страховых компаний с лицензией на ОСАГО гарантирует безопасность. А правильный расчёт стоимости будет напрямую зависеть от компетентности менеджера (данный фактор может быть исключён, если клиент решил приобрести полис через Интернет). Изменения в тарификации были впервые внесены в 2015 году, в результате чего стоимость полисов значительно увеличилась в цене.

Важно! Сегодня возмещение ущерба по ОСАГО пострадавшему составляет 400 000 рублей за ТС и 500 000в случае получении физического вреда.

Корректировки в системе тарификации автострахования были осуществлены в связи с:

  • повышением инфляции;
  • увеличением стоимости медобслуживания;
  • повышением тарифов на покупку комплектующих и деталей для ТС и на ремонтные услуги автомобилей.

Как рассчитывается ОСАГО

Центральный Банк Российской Федерации утверждает основные тарифы и коэффициенты, необходимые для расчёта страхового договора. Каждая страховая компания, имеющая лицензию на ОСАГО, обязана ориентироваться на законодательно утверждённую единую систему тарификации автострахования. С октября 2014 года страховые компании вправе отклоняться от установленного тарифа, но в рамках определённых ценовых рамок.

Как и когда появилось ОСАГО

Система расчёта полиса ОСАГО может проводиться двумя способами:

  • путём использования формулы;
  • с применением онлайн-калькулятора, предложенного разными интернет-ресурсами.

Большинство автомобилистов дают предпочтение онлайн-сервисам для подсчёта стоимости договора ОСАГО. Этот способ более простой и быстрый, так как водителю не нужно будет искать каждый показатель в таблицах и самостоятельно считать. В онлайн-калькуляторах нужно выбрать необходимый вариант или внести базовые данные, а далее процесс подсчёта будет автоматически выполнен.

Читать статью  Список документов, которые нужны для оформления ОСАГО

Важно! Проведение процедуры расчёта в любом случае требует наличия данных о транспортном средстве, о собственнике, с учётом информации о всех лицах, допущенных к управлению ТС.

Коэффициенты, используемые при расчёте стоимости полиса

Вычисляется стоимость полиса по формуле:

ТБ × КТ × КБМ × КВС × КО × КМ × КС × КН.

Необходимо перемножить восемь базовых коэффициентов, показатели которых представлены в Приложении 2 к Указанию Банка России.

Как и когда появилось ОСАГО

Каждая аббревиатура имеет своё значение и расшифровывается таким образом:

Таким образом, процедура автострахования имела долгий процесс становления и пережила различные корректировки. Обязательное автострахование было введено в законодательство РФ с апреля 2002 года. Каждый водитель должен знать, что стоимость полиса ОСАГО отталкивается от базовых тарифов, установленных Центробанком РФ. Подсчёт стоимости договора может происходить как с использованием специальной формулы, так и через онлайн-калькулятор.

Как и когда появилось ОСАГО

Как и когда появилось ОСАГО

Сегодня для владельцев транспортных средств приобретение полиса ОСАГО – это обычное дело. Мало кто сегодня знает, что история появление первого страхового полиса, тянется с очень давних времён и связана с появлением первого автомобиля.

Как всё начиналось

В те времена аварии были не редкостью. Но сталкивались не машины, их для этого слишком мало ездило по улицам городов, а сталкивались машины с экипажами. Улицы были буквально заполонены гужевым транспортом, и это создавало для автовладельцев большие проблемы. Водители автотранспорта боялись столкнуться с повозкой.

Как появилось ОСАГО в мире

В 1898 году американец Трумэн Мартин пришёл в страховую компанию Travelers Insurance Company с просьбой застраховать свою машину. Тогда-то и был выписан первый страховой полис на передвижное техническое транспортное средство.

Уже в 20-х годах прошлого столетия, когда на улицах появилось достаточно большое количество автомобилей, вопрос о страховке машин стал подниматься гораздо чаще. До тех пор автострахование уже существовало, но осуществлялось только по доброй воле.

Однако власти Соединённых Штатов всё чаще начали задумываться, о том, чтобы сделать автострахование для всех обязательным, ведь аварии случались всё чаще и чаще.

Впервые обязательное автострахование было введено в США в штате Массачусетс. Это был год 1925. Вскоре все американские штаты, один за другим, стали вводить у себя закон об автостраховании. А в Европе ОСАГО появится чуть позже, в 50-х годах.

Когда появилось ОСАГО в России

В России, хоть разговоры об обязательном автостраховании велись ещё с 1924 года, узаконено оно было только в 1991 году. И считалось оно не обязательным, а добровольным. Это не решало проблему окончательно, но служило достойным началом её решения.

Страхование по ОСАГО ввели, как обязательный вид страхования в России в 2003 году.

Надо сказать, что первоначально владельцы транспортных средств России оказывали ему бурное сопротивление. Сегодня большинство из тех, что так активно сопротивлялся, не будут спорить с тем, что обязательное страхование у нас необходимо.

В каком году ввели ОСАГО в России

фото 1

В данной статье мы рассмотрим в каком году ввели ОСАГО, а также историю возникновения обязательного автострахования и путь его развития в России и мире.

История появления обязательного страхования

В 2018 году исполнилось 120 лет с момента оформления первого страхового полиса на машину. Документ был выдан компанией Travelers Insurance Company. Страхователем выступил доктор Мартин Трумэн. Он приобрел полис для защиты своего автомобиля от столкновения с конными повозками.

По условиям договора Мартин внес плату в 12 долларов. При наступления страхового случая компания должна была возместить ему убытки в сумме 500 долларов. Приобретение полиса являлось собственной инициативой Трумэна, поскольку риск столкновения с конной повозкой был предельно высок. В Америке на тот момент на 20 млн лошадей приходилось всего 4000 автомобилей.

Читать статью  Как учесть расходы на страхование при расчете налога на прибыль

Заключить страховой договор доктора побудило происшествие 1896 года, которое было освещено всеми СМИ. Водитель автомобиля, движущегося со скоростью 6 км/ч, совершил наезд на женщину. Пострадавшая скончалась. Причиной аварии стала не скорость машины, а ограничение видимости из-за повозок.

Судья признал происшествие несчастным случаем, но многие автовладельцы стали задумываться о безопасности. Идея предприимчивого американца не нашла широкой поддержки. Отсутствие интереса граждан к автострахованию объяснялось небольшим количеством транспорта на дорогах.

В 20-х годах ХХ века компания Ford наладила массовый выпуск машин, из предмета роскоши они превратились в распространенное средство передвижения. В 1925 году власти штата Массачусетс признали автострахование обязательным. Такой полис гарантировал компенсацию ущерба потерпевшей стороне. Т. е., объектом страхования выступала автогражданская ответственность водителя. Желающие могли оформить полис и на свою машину. Но такой вид услуги носил добровольный характер.

По примеру США практически все страны Европы стали вводить обязательную систему автострахования. Большая часть государств к середине прошедшего столетия уже имела прототип нынешнего ОСАГО. Примерно в это же время появилась система страхования, действующая на территории всех европейских стран.

Возникновение ОСАГО в России

Обсуждение введения обязательного автострахования в России началось в 1924 году. Но из-за незначительного количества машин на дорогах вопрос был признан руководством страны неактуальным. Во второй половине ХХ века число авто в СССР увеличилось настолько, что власти вновь подняли тему внедрения системы полисов.

В 1984 году Советом Министров был принят законодательный акт «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов», который дал толчок развитию отечественного автострахования. Договор заключался по инициативе клиента и предполагал защиту машин, пассажиров и их имущества.

В 1991 году стали появляться первые полиса КАСКО, но они не получили широкого распространения. Идея внедрения обязательного ОСАГО возникла только после распада СССР. Первый проект соответствующего закона был представлен на рассмотрение в Госдуму в 1993 году. Документ требовал серьезных правок и доработок.

Разработка современного закона «Об ОСАГО»

Разработка № 40–ФЗ «Об ОСАГО» заняла почти 10 лет. После представления первой версии этого документа и ее отклонения в 1993 году корректировка длилась 7 лет. В 2000 году закон об обязательном автостраховании вновь был внесен на рассмотрение. Его приняли в первом чтении, но по-прежнему требовались серьезные доработки.

Главным нововведением стал объект страхования. Прежде в России с помощью полиса автовладельцы защищали только свои машины и пассажиров. Теперь было решено страховать ответственность водителей перед другими участникам дорожного движения. В случае ДТП убытки потерпевшей стороне возмещает компания, заключившая договор с виновником происшествия.

Одной из главных проблем законопроекта, одобренного в 2000 году, стали тарифы на ОСАГО. Из-за длительного согласования и обоснования цен на «автогражданку» окончательный вариант № 40–ФЗ был принят только 24.04.2002. Чтобы водители смогли постепенно привыкнуть к новым требованиям страхования, вступление документа в силу было решено отложить на 15 месяцев. Так, датой, когда ввели ОСАГО в РФ, считается 1 июля 2003 года.

Внедрение обязательного страхования вызвало недовольства среди автомобилистов. Многие из них указывали на незаконность такой «навязанной» услуги. В 2005 году № 40–ФЗ даже рассматривался в Конституционном суде, который признал допустимым обязательное автострахование.

Введение электронного страхования

фото 2

В 2015 году Правительство России приняло поправки в № 40–ФЗ, дающие возможность водителям оформить страховку через Интернет без посещения офиса. Далеко не все компании ввели такую функцию и продолжали продавать полиса только при личном визите автовладельца.

Очередные изменения № 40–ФЗ в 2017 году и утверждение новых указаний ЦБ, касающихся порядка оформление е-ОСАГО и работы сайтов страховщиков, обязали СК предоставлять возможность приобретения документа онлайн.

Появление обязательного автострахования произошло более 100 лет назад. Несмотря на вековую историю, в России ОСАГО является относительно молодым и новым продуктом.

Источник https://brutals.ru/hobbi/transport/v-kakom-gody-poyavilos-osago-i-kogda-ego-vveli-v-rossii-kak-rasschityvaetsya/

Источник https://calculator-osago.ru/kak-i-kogda-poyavilos-osago/

Источник https://www.driver-helper.ru/osago/t/v-kakom-godu-vveli-osago-v-rossii

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: