Зачем нужно сцепление в автомобиле

Зачем нужно сцепление в автомобиле

Устройство сцепления автомобиля является неотъемлемой его частью, без которой невозможна работа механизма многоступенчатой коробки передач, а также реализация начала движения автомобиля и процесса полного торможения.

Зачем нужно сцепление в автомобиле

Статьи по теме:

  • Зачем нужно сцепление в автомобиле
  • Нужно ли выжимать сцепление при запуске двигателя
  • Принцип работы сцепления

Необходимость сцепления

Для того чтобы понять, каково предназначение сцепления в автомобиле, необходимо разобрать принцип его действия в общем составе механизма передачи крутящего момента. Как известно, движение автомобилю придает двигатель. Именно он является источником энергии и крутящего момента. Вращение коленчатого вала двигателя должно передаваться колесам особым образом. Дело в том, что частота вращения элементов двигателя составляет более тысячи оборотов в минуту, в то время как колеса, во-первых, должны иметь возможность вообще не вращаться, во-вторых, в случае вращения иметь частоту на порядок ниже. Для этих целей и служит ходовая часть автомобиля, частью которой является сцепление.

Задача сцепления

Из необходимости применения устройства сцепления следует и его задача – сцеплять и расцеплять двигатель автомобиля с колесами, когда это необходимо. Таким образом, оно служит неким ключом, замыкающим и размыкающим механическую цепь, передающую вращательный момент от двигателя к колесам. На самом деле, физически сцепление связывает двигатель не с колесами, а с коробкой передач, являющейся одним из звеньев цепи. Это сделано для случая переключения коробки на какую-либо другую передачу.

Как известно, коробка переключения передач (КПП) состоит из двух осей. Одна ось соединяется с двигателем, а другая – с колесами. Для того чтобы сменить ступень КПП во время движения, необходимо освободить коробку передач от двигателя. Эту работу выполняет сцепление, в результате чего колеса и двигатель крутятся вхолостую, и появляется возможность ими управлять отдельно. Собственно говоря, одним из вариантов такого управления является также и процесс полного торможения. В момент нажатия на педаль тормоза с целью полной остановки водитель нажимает также на педаль сцепления для развязки двигателя с коробкой передач и, как следствие, со сцеплением.

Устройство сцепления

Вид устройства сцепления, в первую очередь, связан с необходимостью смыкать двигатель и колеса максимально мягко. Именно поэтому резкость отпускания педали сцепления влияет на резкость начала движения автомобиля. Сцепление представляет собой два диска в одном общем корпусе, насаженные на геометрически общую ось. Одна часть данной оси, подключенная к одному из дисков, соединена с колесами, а другая – с двигателем. Один из дисков имеет возможность перемещаться вдоль оси до момента касания со вторым диском, в результате чего и происходит сцепление.

Совет полезен?
Статьи по теме:

  • Как выжимать сцепление
  • Когда нужно менять сцепление
  • Назначение и устройство коробки передач

Добавить комментарий к статье
Похожие советы

  • Как нажимать сцепление
  • Как правильно использовать автомобильное сцепление
  • Как просто самостоятельно проверить износ сцепления
  • Как проверить сцепление на машине
  • Как выключать сцепление
  • Как проверить сцепление
  • Как определить износ сцепления
  • Что такое роботизированная коробка передач в машине
  • Как поставить сцепление
  • Как переключать передачи без сцепления
  • Что такое корзина сцепления
  • Как определить сцепление
  • Как понять, что сцепление неисправно
  • Какое сцепление поставить на ВАЗ
  • Коробка передач как механизм
  • Как регулировать сцепление
  • Как отрегулировать сцепление
  • Как менять сцепление
  • Как не бросать сцепление
  • Ездить на автомобиле с механической коробкой? Просто!
  • Как переключается скорость на машине
  • Как отрегулировать сцепление на ваз

Что такое сцепление: из чего состоит, виды и назначение

Сегодня речь пойдет о сцепление в автомобиле. Разберём, из каких частей состоит, какие виды бывают. Я уверен, что многие слышали о «сухом» автомобильном сцеплении и «мокром», эти понятия мы тоже затронем. А начнем с самого простого – что это такое и для чего оно нужно.

Что такое автомобильное сцепление - просто о сложном

Что это такое и зачем нужно в машине

Автомобильное сцепление – это устройство или механизм, который необходим для передачи крутящего момента от коленвала мотора к коробке передач, для разъединения маховика двигателя от КПП.

Оно имеет несколько функций:

  1. Передача момента от мотора к трансмиссии.
  2. Прекращение вращения (остановке) валов КПП для безопасного включения передач.
  3. Для плавного сцепления двигателя и трансмиссии во время начала движения автомобиля.
  4. Разрыв механической связи маховика мотора и первичного вала коробки передач.
Читать статью  Устройство и работа привода сцепления автомобиля КамАЗ-5320

Передача момента от силового агрегата к КПП происходит за счет силы трения. Из устройства сцепления вы узнаете, что у него есть диск, на котором с двух сторон закреплены накладки из фередо. Да-да, именно из того фередо, которое используется в тормозных колодках.

Оно обеспечивает высокий коэффициент трения между маховиком ДВС и диском первичного вала. Только в тормозах это приводит к остановке тормозного диска, а в механизме сцеплении надежную сцепку двигателя и трансмиссии.

Простыми словами – сцепления в машине позволяет легко включить передачу при запущенном моторе, плавно тронуться при начале движения авто, кратковременно разорвать механическую связь между коленвалом двигателя и первичным валом трансмиссии.

Где оно находиться

Сцепления находиться между коленчатым валом и коробкой передач. В механических КПП его можно найти в «колоколе» самой трансмиссии. Оно болтами прикручено к маховику и насаживается на первичный вал коробки.

Поэтому, чтобы добраться до него и оценить его состояние, нужно скидывать коробку. А контролировать состояние диска сцепления, корзины периодически нужно. Особенно если появляются первые признаки неадекватного поведения автомобиля на педаль сцепления или в поведении машины во время езды.

Кроме того, там же находится выжимной подшипник. Который подвержен большой нагрузке. При неправильной эксплуатации механической коробке передач быстро выходит из строя. А чтобы его заменить – нужно скидывать МКПП со всеми вытекающими трудностями.

где находится сцепление в автомобиле

Но это касается только механики. На вариаторах или автоматических коробках, сцепления находится в самой трансмиссии. Чтобы его заменить, нужно разбирать КПП. А это уже совсем другие затраты на ремонт.

Из каких частей состоит

Механизм сцепления в автомобиле состоит из таких частей:

  1. Корзина сцепления с нажимным диском.
  2. Диск сцепления. Это именно тот, на котором закреплено фередо и отвечает за механическое соединение двигателя и коробки.
  3. Маховика.
  4. Органы управления.

Из чего состоит сцепление в автообиле с механической коробкой передач

Корзина – это устройство, которое в себе содержит нажимной диск. Со стороны КПП на нем расположены «лепестки». Они отвечают за нажим выжимного подшипника на корзину. В результате этого нажимной диск отходит от диска сцепления, разрывая связь с мотором.

Диск сцепления – это диск, на обе стороны которого прикреплены накладки из фередо. Крепятся они при помощи заклепок. Если накладки стерлись до заклепок, то диск нужно менять.

Накладки фередо диска сцепления автомобиля

Маховик – массивная деталь, крепящаяся болтами к хвостовику коленвалу мотора, а к нему прикручивается корзина. На нём находится несъемный ведущий диск. Если его перегреть, то нужно менять весь маховик. Кроме этого, на внешнем радиусе имеются металлические зубья – они нужны для зацепления бендикса стартера с маховиком.

Внешне маховик выглядит, как большая шестеренка, в центре которого гладкий стальной нажимной диск. Маховики бывают разного типа, но это тема другой статьи.

К органам управления относятся:

  1. Педаль сцепления.
  2. Главный и рабочий цилиндр сцепления.
  3. Выжимной подшипник.

Сейчас мы рассматриваем классическую схему сцепления МКПП. Это поможет понять общие принципы устройства и конструкцию системы.

Педаль – здесь всё понятно. Нажимая на неё, вы даёте импульс выжимному подшипнику надавить на лепестки корзины.

Главный и рабочий цилиндры . В первом поршень, при нажатии на педаль сцепления, сжимая рабочую жидкость в системе. Хочу напомнить, что она представляет собой замкнутый контур. При сжатии в ней создается давление, которое воздействует на поршень рабочего цилиндра. Он выталкивает шток, связанный с рычагом выжимного подшипника.

Выжимной подшипник вилкой прижимается к лепесткам корзины. Надавливая на них, от диска сцепления отходит нажимной диск и связь между силовым агрегатом и КПП разрывается.

Выжимной подшипник и лепестки корзины сцепления

Существуют схемы, в которых применяется гидравлический выжимной подшипник. В них исключен рабочий цилиндр, так как давление жидкости напрямую передается подшипнику.

Неисправности сцепления

Быстро пробежимся по основным неисправностями системы, а точенее, по признакам, по которым вы сможете понять, что сцепление начало «барахлить». Рассмотрим основные термины, применяемые, чтобы описать поломки.

Сцепление буксует

Это значит, что диски плотно не прижимаются друг к другу. Из-за этого сила трения между ними не достаточно для передачи полного крутящего момента от двигателя к коробке.

Такая неисправность проявляется так: вы давите на газ, мотор ревёт, а машина не едет. То есть, пытаетесь ускориться, обороты двигателя растут, а скорость не увеличивается.

Эта происходит в большинстве случаев из-за большой выработки на диске сцепления. Те самые накладки фередо стираются до самых заклепок. В этом случае нужно его менять.

Читать статью  Диагностирование и ТО трансмиссии автомобиля

Сцепление ведёт

Это значит, что диски полностью не расцепляются между собой. То есть, в первом случае они полностью не сжимались между собой, а в этом случае не отходят друг от друга. Зазора между ними недостаточно для выключения сцепления и происходит частичная передача крутящего момента от мотора к коробке, даже на полностью выжатой педали сцепления.

Проявляется неисправность тем, что тяжело включить передачу при нажатой педали. Особенно это касается первой, второй передачи и задней скорости. Так как диски полностью не расцепились, валы коробки передач продолжают вращаться. Шестерни не могут плавно войти в зацепление, даже не спасают синхронизаторы. Особенно это проявляется при включении задней скорости – слышен хруст в КПП.

Завыл, загудел выжимной подшипник

Он постоянно работает, пока работает мотор. При нажатии на педаль сцепления, он жмёт на корзину. Это может происходить несколько сотен раз за одну поездку. Поэтому, он быстро выходит из строя.

Это проявляется появлением постороннего звука из коробки при нажатии на педаль сцепления. Когда её отпускаете, вой пропадает. Это означает – «хана» выжимному.

Рекомендую прочитать статью: «Как проверить сцепление в машине». В ней узнаете, о двух «дедовских» способах проверки сцепления. Они помогут провести диагностику в любое время и дать точный результат.

Что такое мокрое и сухое сцепление

Оба вида выполняют одну и туже роль, только одно работает на сухую, а второе вращается в масле, то есть, оно мокрое.

Классическое сцепление в автомобиле – это сухой тип. Мокрое используется в современных коробках передач, а точнее в роботизированных КПП DSG. Применение масляной ванны нужно для продления его срока службы, жидкость используется для охлаждения корзины.

В каждом из видов есть свои плюсы и минусы. Но это тема другой статьи. Хотите узнать – напишите мне. Всем удачи на дорогах.

Если есть возможность, сделайте небольшое пожертвование на развитие проекта, даже 50 рублей могут помочь. Спасибо.

Поделиться:

Как работает сцепление?

Сцепление необходимо для плавного подключения и отключения двигателя внутреннего сгорания от коробки передач

Подавляющее большинство автотранспортных средств имеют трансмиссию. Цель трансмиссии — адаптировать мощность двигателя внутреннего сгорания (или электродвигателя в случае электромобиля) к дорожным условиям и условиям движения.

Есть несколько типов трансмиссий:

  • MT (механическая коробка передач)
  • AMT (автоматизированные механические коробки передач)
  • DCT (коробка передач с двойным сцеплением)
  • AT (автоматические коробки передач)
  • CVT (бесступенчатая коробка передач)

Независимо от типа трансмиссии связь между двигателем внутреннего сгорания и коробкой передач осуществляется через соединительное устройство. В зависимости от типа трансмиссии сцепным устройством может быть сцепление, двойное сцепления или гидротрансформатор.

Положение сцепления в трансмиссии

Где: 1 — переднее колесо, 2 — двигатель внутреннего сгорания, 3 — соединительное устройство (сцепление), 4 — коробка передач / трансмиссия, 5 — продольный вал (карданный вал), 6 — дифференциал, 7 — планетарный вал, 8 — заднее колесо

В таблицах ниже приведены возможные соединительные устройства для каждого типа трансмиссии.

Однодисковое сухое сцеплениеМногодисковое мокрое сцеплениеГидротрансформатор
Механическая коробка передачданетнет
Автоматизированные механические коробки передачдаданет
Коробка передач с двойным сцеплениемда (двойной выжим)да (двойной выжим)нет
Автоматические коробки передачнетдада
Бесступенчатая коробка передачнетдада

Все механические трансмиссии оснащены однодисковым сухим сцеплением. Сцепление расположено между двигателем и коробкой передач.

Схема простого автомобильного сцепления

Основные функции сцепления на автомобиле с механической коробкой передач:

  • позволяет отключать двигатель от коробки передач (например, когда автомобиль неподвижен или время переключения передач);
  • выполняет постепенное соединение двигателя с коробкой передач (например, при трогании с места или после переключения передач);
  • удерживает двигатель подключенным к коробке передач без пробуксовки;

Отсоединение двигателя от коробки передач при включенной передаче необходимо, чтобы частота вращения двигателя не опускалась ниже частоты вращения холостого хода. Если не отключать коробку передач, двигатель заглохнет.

Кроме того, при переключении на повышенную (или пониженную) передачу на механической коробке передач крутящий момент не должен передаваться на колеса. Это достигается отключением двигателя от коробки передач через сцепление.

Расположение сцепления на двигателе

Существуют разные типы сцепления, мы можем классифицировать их в основном по таким функциям:

  • количество фрикционных дисков (один диск или многодисковое исполнение);
  • тип трения (сухое или мокрое);
  • тип привода (механический (трос или стержень) или гидравлический);

Чтобы разобраться в принципе работы сцепления мы будем использовать однодисковое сухое сцепление в качестве примера. Подробнее о многодисковом мокром сцеплении мы расскажем позже.

На изображении ниже вы можете увидеть схему однодискового сцепления. Коленчатый вал двигателя, маховик, пружина (спираль или диафрагма) и нажимной диск соединены вместе, они прикреплены друг к другу. С другой стороны, диск сцепления соединен с первичным валом коробки передач.

Читать статью  Сцепление автомобиля. Диск сцепления

Комплектация сцепления

Когда педаль сцепления отпускается (как на изображении ниже), пружина нажимает на нажимной диск, который прижимает диск сцепления к маховику. Таким образом, вращение коленчатого вала передается на первичный вал коробки передач. Пружины создают достаточную прижимную силу, чтобы сцепление не проскальзывало.

Когда педаль сцепления нажата, с помощью механизма рычажного типа, пружина на нажимном диске снимается, и диск сцепления отрывается от маховика. Таким образом, коленчатый вал отсоединяется от первичного вала коробки передач.

Схема работы автомобильного сцепления

Для лучшего понимания функции сцепления мы рассмотрим изображение ниже. Кроме выжимного подшипника, пружина является диафрагмой (а не спиралью), а также у нас есть фиксирующие элементы диафрагменной пружины с крышкой сцепления.

Компоненты сцепления (слева - сцепление замкнуто, справа - сцепление разомкнуто)

Где: 1 — коленчатый вал, 2 — маховик, 3 — диск сцепления (фрикционный), 4 — прижимная пластина, 5 — диафрагменная пружина, 6 — входной вал (коробка передач), 7 — выжимной подшипник сцепления, 8 — крышка сцепления (чехол), 9 — кольцо (опора диафрагменной пружины), 10 — установочный штифт, 11 — заклепка

Когда водитель автомобиля нажимает на педаль сцепления, выжимной подшипник (7) нажимает на внутреннюю часть диафрагменной пружины (5). Сила давления диафрагменной пружины на нажимной диск (4) снимается, и диск сцепления (3) больше не нажимает на маховик.

Если сцепление разомкнуто: коленчатый вал (1) + маховик (2) + крышка сцепления (8) + диафрагменная пружина (5) + нажимной диск (4) + выжимной подшипник (7, внешнее кольцо) вращаются, при этом диск сцепления (3) + выжимной подшипник (7, внутреннее кольцо) + первичный вал коробки передач (6) неподвижны (если включена передача и автомобиль остановлен).

Когда мы медленно отпускаем педаль сцепления, диафрагменная пружина начинает давить на нажимной диск. Контролируя положение педали сцепления, мы регулируем силу, прилагаемую нажимным диском к фрикционному диску. Величина усилия пружины напрямую зависит от крутящего момента сцепления. Когда сила нажатия пружины достаточно высока, сцепление перестает проскальзывать, и двигатель полностью соединяется с коробкой передач.

Компоненты сцепления с гидравлической системой привода

Где: 1 — двухмассовый маховик, 2 — крышка сцепления, 3 — механический расцепитель, 4 — устройство гашения колебаний педали, 5 — главный цилиндр, 6 — педаль, 7 — рабочий цилиндр, 8 — диск сцепления (фрикционный)

Выжимной подшипник

Выжимной подшипник сцепления

Где: 1 — упорное кольцо (внешний / внешнее кольцо), 2 — внутреннее кольцо, 3 — крепление для вилки разблокировки

Выжимной подшипник сцепления выполняет роль соединения неподвижной части (рычага) с подвижной вращающейся частью (диафрагменная пружина). Внутреннее кольцо контактирует с толкающим рычагом, в то время как внешнее кольцо давит на диафрагменную пружину. Через выжимной подшипник сцепления можно приводить в действие вращающуюся диафрагменную пружину с неподвижным рычагом.

Диафрагменная пружина

Пружина диафрагмы сцепления

Роль пружины — удерживать сцепление в замкнутом состоянии (двигатель соединен с коробкой передач), когда педаль сцепления не нажата. В настоящее время почти все сцепления имеют диафрагменные пружины. Более старые версии имели несколько (6-8) винтовых пружин вокруг нажимного диска. Пружина должна оказывать достаточное давление / силу на нажимной диск, чтобы сцепление не проскальзывало, даже если двигатель развивает максимальный крутящий момент.

Прижимная пластина

Крышка сцепления

Прижимной диск соединен с крышкой сцепления и вращается вместе с первичным валом коробки передач. Роль прижимной пластины заключается в том, чтобы прижимать диск сцепления к маховику при отпускании педали сцепления. Прижимная пластина довольно тяжелая, имеет небольшой объем. Причина в том, что во время пробуксовки сцепления необходимо отвести некоторое количество тепла. Тепло «улавливается» нажимной пластиной и маховиком, а затем выбрасывается в атмосферу.

Фрикционный диск

Диск фрикционный

Фрикционный диск — важнейший компонент сцепления. Он выполняет роль соединения вращающейся части (маховика двигателя) с другой частью, которая может быть неподвижной или вращающейся (нажимной диск). Благодаря этому в течение всего срока службы фрикционный диск должен выдерживать высокие механические и термические нагрузки. Тем не менее, фрикционный диск должен удовлетворять следующим требованиям:

  • иметь коэффициент трения между пределами для разных значений крутящего момента, скольжения или температуры;
  • выдерживать высокие механические нагрузки;
  • работать в условиях высоких температур;

Уровень износа фрикционного диска зависит, в первую очередь, от количества тепла, выделяемого в моменты соединении / разъединении коробки передач и двигателя. Количество тепла (энергии) зависит от скольжения и передаваемого крутящего момента. Пробуксовка сцепления — это разница скоростей между маховиком (двигателем) и нажимным диском (первичный вал коробки передач).

Например, если нам предстоит трогаться с места с большим уклоном (например, 10%), нам нужно увеличить обороты двигателя. Повышение оборотов увеличивает крутящий момент, необходимый для трогания. Комбинация между высокими оборотами и крутящим моментом приведет к выделению большого количества тепла. Подобные события ускоряют износ фрикционного диска сцепления.

С другой стороны, если мы отпускаем педаль сцепления слишком быстро, чтобы уменьшить фазу пробуксовки, если разница между оборотами двигателя и коробки передач велика, это вызовет колебания в трансмиссии или даже остановит двигатель.

Наилучший сценарий — как можно более плавное отпускание педали сцепления, при этом двигатель будет работать на малы оборотах (если это разрешено) за короткое время. Опытный водитель легко справится с этим, а новичку — сложнее.

Источник https://www.kakprosto.ru/kak-874842-zachem-nuzhno-sceplenie-v-avtomobile

Источник https://avtoyoutube.ru/chto-takoe-sczeplenie-v-avtomobile.php

Источник https://ev-auto.ru/sceplenie-chto-eto-kak-rabotaet-i-zachem-nuzhno

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: