Как заправить газ в машину
К заправке автомобиля с ГБО следует подходить крайне ответственно. При проведении данной процедуры необходимо соблюдать дополнительные меры безопасности, а также быть внимательным. Заправка транспортных средств, работающих на метане, осуществляется на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС), машин, использующих в качестве топлива пропан, — на газозаправочных (АГЗС).
Требования техники безопасности на газовых заправочных станциях
Поскольку ГМТ имеет высокое давление, во время наполнения ГБО необходимо дополнительно соблюдать меры предосторожности, чтобы минимизировать или устранить неблагоприятные последствия. В связи с этим алгоритм действий при заправке транспортных средств с газобаллонным оборудованием и используемые для этого средства отличаются от тех, что применяются у машин с двигателем, работающем на привычном бензине или дизельном топливе.
Деятельность АГНКС и АГЗС регламентируется несколькими нормативно-правовыми документами. Общие требования по безопасной эксплуатации зафиксированы в Приказе Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года №530 «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива». Согласно этому документу:
- Запрещается въезжать на территорию заправочной станции ТС с неисправным ГБО.
- Баллоны в обязательном порядке должны быть освидетельствованы в соответствии с нормами и правилами в области промышленной безопасности, иметь прочное крепление и герметичное соединение с газопроводом топливной системы машины.
- Невозможно производить заправку автомобилей, ГБО которых:
- не было своевременно освидетельствовано;
- без необходимых надписей;
- имеют вентили и клапаны в нерабочем состоянии или повреждения на корпусе (коррозия, вмятина);
- ненадежно закреплено;
- с негерметичным соединением, из которого осуществляется утечка ГМТ.
Дополнительные правила определяются положениями внутренних производственных документов и инструкций.
Въезжая на территорию заправочной станции, водитель должен:
- попросить пассажиров выйти из салона;
- при движении по территории АГНКС и АГЗС соблюдать ПДД и схему движения, не превышать допустимую скорость — до 5 км/ч;
- соблюдать дистанцию между ТС в очереди — от 15 м.
Въезжать на территорию заправочного бокса или островка можно только после того, как это разрешил сделать оператор. Движение осуществляется по указаниям световой сигнализации (если она есть) или в порядке очереди.
После того как ТС встало на территорию заправочного бокса, водителю нужно:
- заглушить мотор;
- поставить автомобиль на ручник;
- вынуть ключ из замка зажигания;
- выйти из машины;
- очистить заправочное устройство и предоставить к нему доступ.
Во время заправки авто с ГБО строго запрещено:
- курить и пользоваться открытым огнем;
- ремонтировать какие-либо узлы и агрегаты ТС, в том числе подтягивать крепление узлов, которые находятся под давлением;
- переключать машины с одного вида топлива на другое;
- ударять предметами из металла по элементам газовой системы.
Заправку должен производить либо рабочий-наполнитель, либо водитель авто под наблюдением оператора. По окончании процедуры необходимо оплатить ГМТ.
Придерживаясь этих простых правил, можно избежать серьезных неприятностей самому, а также защитить от них других людей.
Какие требуются документы, чтобы заправить автомобиль с ГБО?
Прежде всего, водителю необходимо подтвердить, что использование его ТС с ГБО безопасно. Для этого ему потребуется предоставить сотруднику заправочной станции:
- паспорт газового баллона(ов), в котором обозначен срок эксплуатации, а также информация о переосвидетельствовании;
- свидетельство по форме 2б о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования, которое установлено на ТС (для ГБО, прошедших освидетельствование в плановом порядке).
Водителей автомобилей, зарегистрированных на юридическое лицо, могут попросить предъявить дополнительные документы:
- путевой лист с отметкой об исправности оборудования;
- диагностическую карту (технический осмотр);
- удостоверение о прохождении инструктажа по технике безопасности при работе с ГБО.
Пошаговая инструкция заправки метаном
Алгоритм действий может немного отличаться, поскольку существует несколько видов как газозаправочных колонок АГНКС, так и заправочных устройств ТС. Как только машина поставлена в заправочный островок, и приняты все перечисленные выше меры безопасности, нужно:
- Открыть наполнительный и баллонные вентили ГБО и закрыть магистральный. Газораздаточные колонки, функционирующие на территории России, оснащаются специальными шлангами и пистолетами. Первые подходят под заправочное устройство ГОСТ РФ, вторые — под штуцер евростандарта NGV1/2 (Natural Gas for Vehicle). Для наполнения последних потребуется всего лишь снять пластиковый колпачок с заправочника. Чтобы заправить авто с ГБО с заправочным устройством ГОСТ РФ, необходимо вынуть из нее заглушку. Если это сделать сложно, нужно сначала приотпустить винт заглушки, чтобы сбросить давление. В случае несоответствия крана газораздаточной колонки типу заправочного устройства автомобиля нужно установить специальный переходник с одного стандарта на другой.
- Выполнить установку газораздаточного крана в заправочное устройство авто.
- Открыть вентиль ЗУ. Если на ТС установлен евростандартный штуцер без крана, этот этап пропускается.
- Повернуть рычаг заправочной колонки в позицию «открыто». На моделях последнего поколения нужно перевести тумблер-переключатель в положение «заправка». Еще функционируют заправочные колонки, на которых требуется повернуть флажок/рычаг на самом газозаправочном кране.
- Показать документы работнику АГНКС для проверки, подтвердить готовность к заправке.
- Оплатить ГМТ. Точное количество заправленного метана будет известно только после того, как баллоны будут наполнены. В связи с этим заправочные станции придерживаются предварительной системы оплаты. Чтобы заправить ГБО полностью, необходимо внести примерную сумму денежных средств. Если их окажется больше, оператор сделает возврат. В тех случаях, когда нужно наполнить баллоны каким-то конкретным объемом метана, следует обозначить требуемое количество газомоторного топлива (в кубометрах) и внести предоплату. Доступна заправка авто с ГБО и на определенную денежную сумму, а также по топливной карте. Современные станции предоставляют возможность оплаты через специальные приложения. Одним из таких является «Яндекс. Навигатор». Следить за процессом заправки можно со смартфона, что очень удобно. Также приложение в автоматическом режиме вносит в базу данных параметры баллонов, и при последующих заправках у сотрудника АГНКС сразу отображается вся информация. Это позволяет ускорить процесс наполнения ГБО.
- Нажать на зеленую кнопку. Как правило, при этом должен прозвучать звуковой сигнал, но он есть не везде. После этого необходимо отойти от заправочного бокса на расстояние не менее 10 м для обеспечения безопасности. ТС при этом должно быть в поле видимости водителя, чтобы он мог визуально контролировать весь процесс, а сам водитель — в поле видимости оператора АГНКС.
- Подождать, когда завершится заправка.
- Окончательно рассчитаться за отпущенный газ.
- Подойти к колонке, нажать красную кнопку «стоп» и закрыть вентиль заправочного устройства (если они есть). На ЗУ с обратным клапаном можно не перекрывать вентиль.
- Перевести тумблер/рычаг колонки в положение «сброс».
- Убедиться, что баллоны заполнены, и давление в них стабилизировалось. Затем перевести рычаг в положение «закрыто» (если он есть). На моделях ГЗК, где сброс давления расположен на самом заправочном кране, нужно повернуть рычаг пистолета.
- Снять газораздаточный кран с заправочного устройства транспортного средства и закрепить его на колонке.
- Снять переходник (при наличии), поставить заглушку.
- Проверить (на слух) герметичность газовой аппаратуры и исправность функционирования КИП.
- Завести мотор и выехать с территории АГНКС.
Пошаговая инструкция заправки пропаном
На АГЗС используются газораздаточные краны куркового типа. Они имеют одинаковый принцип работы, но отличаются конструктивно и по принципу работы фиксирующего устройства.
Для заправки пропаном нужно:
- Открутить защитную крышку, если выносное заправочное устройство газобаллонного оборудования расположено в бампере или на кронштейне. Если же оно установлено в лючке горловины бензобака, нужно снять пластиковый колпачок и вкрутить специальный переходник. Он входит в комплект ГБО. Если его нет, на станциях, как правило, есть запасные адаптеры, которыми можно воспользоваться.
- Установить раздаточный кран, рычаг которого должен быть в отпущенном положении.
- Приложив небольшое усилие, вставить пистолет в гнездо выносного заправочного устройства. При этом следует убедиться, что нет перекосов.
- Выжать курок до того, как он автоматически зафиксируется. Обратите внимание! После того как пистолет установлен, не стоит прокручивать кран, поскольку из-за этого уплотнительное кольцо может разрушиться.
- Внести предоплату за ГМТ.
- Нажать кнопку «старт» на колонке. Для остановки заправочного процесса нужно нажать «стоп». Чтобы полностью наполнить ГБО, следует подождать, когда сработает клапан отсекателя мультиклапана баллона. Этот процесс сопровождается специфическими щелчками. На станциях, оборудованных автоматическими колонками, подача пропана отключается самостоятельно. Также есть ГЗК (распространены преимущественно в странах ЕС), которые требуют постоянного удерживания рукой кнопки подачи топлива.
- Отсоединить кран и разместить его на держателе.
- Открутить переходник из выносного заправочного устройства (при наличии) и установить защитную крышку на место.
- Посмотреть и послушать, нет ли утечек топлива.
- Рассчитаться с оператором.
- Завести мотор и выехать с территории заправочной станции.
Преимущества ГБО DIGITRONIC
Продукция, выпускаемая под этим брендом, вобрала в себя все передовые технологии и последние разработки газовой автомобильной отрасли. Она отличается надежностью и обеспечивает безотказную работу автомобиля на газе. Позволяет сэкономить топливо и снизить затраты на заправку транспортного средства. Компания DIGITRONIC выпускает комплекты ГБО для 4, 6 и 8 цилиндров, а также для двигателей с непосредственным впрыском топлива, что позволяет подобрать оптимальный вариант для любого автомобиля. Продукция сертифицирована.
К заправке автомобиля с ГБО следует подходить крайне ответственно. При проведении данной процедуры необходимо соблюдать дополнительные меры безопасности, а также быть внимательным. Заправка транспортных средств, работающих на метане, осуществляется на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС), машин, использующих в качестве топлива пропан, — на газозаправочных (АГЗС). Содержание Требования техники безопасности на газовых заправочных станциях Какие требуются документы, чтобы заправить автомобиль с ГБО? Пошаговая инструкция заправки метаном Пошаговая инструкция заправки пропаном Преимущества ГБО DIGITRONIC Требования техники безопасности на газовых заправочных станциях Поскольку ГМТ имеет высокое давление, во время наполнения ГБО необходимо дополнительно соблюдать меры предосторожности, чтобы минимизировать или устранить неблагоприятные последствия. В связи с этим алгоритм действий при заправке транспортных средств с газобаллонным оборудованием и используемые для этого средства отличаются от тех, что применяются у машин с двигателем, работающем на привычном бензине или дизельном топливе. Деятельность АГНКС и АГЗС регламентируется несколькими нормативно-правовыми документами. Общие требования по безопасной эксплуатации зафиксированы в Приказе Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года №530 «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива». Согласно этому документу: Запрещается въезжать на территорию заправочной станции ТС с неисправным ГБО. Баллоны в обязательном порядке должны быть освидетельствованы в соответствии с нормами и правилами в области промышленной безопасности, иметь прочное крепление и герметичное соединение с газопроводом топливной системы машины. Невозможно производить заправку автомобилей, ГБО которых: не было своевременно освидетельствовано; без необходимых надписей; имеют вентили и клапаны в нерабочем состоянии или повреждения на корпусе (коррозия, вмятина); ненадежно закреплено; с негерметичным соединением, из которого осуществляется утечка ГМТ. Дополнительные правила определяются положениями внутренних производственных документов и инструкций. Въезжая на территорию заправочной станции, водитель должен: попросить пассажиров выйти из салона; при движении по территории АГНКС и АГЗС соблюдать ПДД и схему движения, не превышать допустимую скорость — до 5 км/ч; соблюдать дистанцию между ТС в очереди — от 15 м. Въезжать на территорию заправочного бокса или островка можно только после того, как это разрешил сделать оператор. Движение осуществляется по указаниям световой сигнализации (если она есть) или в порядке очереди. После того как ТС встало на территорию заправочного бокса, водителю нужно: заглушить мотор; поставить автомобиль на ручник; вынуть ключ из замка зажигания; выйти из машины; очистить заправочное устройство и предоставить к нему доступ. Во время заправки авто с ГБО строго запрещено: курить и пользоваться открытым огнем; ремонтировать какие-либо узлы и агрегаты ТС, в том числе подтягивать крепление узлов, которые находятся под давлением; переключать машины с одного вида топлива на другое; ударять предметами из металла по элементам газовой системы. Заправку должен производить либо рабочий-наполнитель, либо водитель авто под наблюдением оператора. По окончании процедуры необходимо оплатить ГМТ. Придерживаясь этих простых правил, можно избежать серьезных неприятностей самому, а также защитить от них других людей. Какие требуются документы, чтобы заправить автомобиль с ГБО? Прежде всего, водителю необходимо подтвердить, что использование его ТС с ГБО безопасно. Для этого ему потребуется предоставить сотруднику заправочной станции: паспорт газового баллона(ов), в котором обозначен срок эксплуатации, а также информация о переосвидетельствовании; свидетельство по форме 2б о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования, которое установлено на ТС (для ГБО, прошедших освидетельствование в плановом порядке). Водителей автомобилей, зарегистрированных на юридическое лицо, могут попросить предъявить дополнительные документы: путевой лист с отметкой об исправности оборудования; диагностическую карту (технический осмотр); удостоверение о прохождении инструктажа по технике безопасности при работе с ГБО. Пошаговая инструкция заправки метаном Алгоритм действий может немного отличаться, поскольку существует несколько видов как газозаправочных колонок АГНКС, так и заправочных устройств ТС. Как только машина поставлена в заправочный островок, и приняты все перечисленные выше меры безопасности, нужно: Открыть наполнительный и баллонные вентили ГБО и закрыть магистральный. Газораздаточные колонки, функционирующие на территории России, оснащаются специальными шлангами и пистолетами. Первые подходят под заправочное устройство ГОСТ РФ, вторые — под штуцер евростандарта NGV1/2 (Natural Gas for Vehicle). Для наполнения последних потребуется всего лишь снять пластиковый колпачок с заправочника. Чтобы заправить авто с ГБО с заправочным устройством ГОСТ РФ, необходимо вынуть из нее заглушку. Если это сделать сложно, нужно сначала приотпустить винт заглушки, чтобы сбросить давление. В случае несоответствия крана газораздаточной колонки типу заправочного устройства автомобиля нужно установить специальный переходник с одного стандарта на другой. Выполнить установку газораздаточного крана в заправочное устройство авто. Открыть вентиль ЗУ. Если на ТС установлен евростандартный штуцер без крана, этот этап пропускается. Повернуть рычаг заправочной колонки в позицию «открыто». На моделях последнего поколения нужно перевести тумблер-переключатель в положение «заправка». Еще функционируют заправочные колонки, на которых требуется повернуть флажок/рычаг на самом газозаправочном кране. Показать документы работнику АГНКС для проверки, подтвердить готовность к заправке. Оплатить ГМТ. Точное количество заправленного метана будет известно только после того, как баллоны будут наполнены. В связи с этим заправочные станции придерживаются предварительной системы оплаты. Чтобы заправить ГБО полностью, необходимо внести примерную сумму денежных средств. Если их окажется больше, оператор сделает возврат. В тех случаях, когда нужно наполнить баллоны каким-то конкретным объемом метана, следует обозначить требуемое количество газомоторного топлива (в кубометрах) и внести предоплату. Доступна заправка авто с ГБО и на определенную денежную сумму, а также по топливной карте. Современные станции предоставляют возможность оплаты через специальные приложения. Одним из таких является «Яндекс. Навигатор». Следить за процессом заправки можно со смартфона, что очень удобно. Также приложение в автоматическом режиме вносит в базу данных параметры баллонов, и при последующих заправках у сотрудника АГНКС сразу отображается вся информация. Это позволяет ускорить процесс наполнения ГБО. Нажать на зеленую кнопку. Как правило, при этом должен прозвучать звуковой сигнал, но он есть не везде. После этого необходимо отойти от заправочного бокса на расстояние не менее 10 м для обеспечения безопасности. ТС при этом должно быть в поле видимости водителя, чтобы он мог визуально контролировать весь процесс, а сам водитель — в поле видимости оператора АГНКС. Подождать, когда завершится заправка. Окончательно рассчитаться за отпущенный газ. Подойти к колонке, нажать красную кнопку «стоп» и закрыть вентиль заправочного устройства (если они есть). На ЗУ с обратным клапаном можно не перекрывать вентиль. Перевести тумблер/рычаг колонки в положение «сброс». Убедиться, что баллоны заполнены, и давление в них стабилизировалось. Затем перевести рычаг в положение «закрыто» (если он есть). На моделях ГЗК, где сброс давления расположен на самом заправочном кране, нужно повернуть рычаг пистолета. Снять газораздаточный кран с заправочного устройства транспортного средства и закрепить его на колонке. Снять переходник (при наличии), поставить заглушку. Проверить (на слух) герметичность газовой аппаратуры и исправность функционирования КИП. Завести мотор и выехать с территории АГНКС. Пошаговая инструкция заправки пропаном На АГЗС используются газораздаточные краны куркового типа. Они имеют одинаковый принцип работы, но отличаются конструктивно и по принципу работы фиксирующего устройства. Для заправки пропаном нужно: Открутить защитную крышку, если выносное заправочное устройство газобаллонного оборудования расположено в бампере или на кронштейне. Если же оно установлено в лючке горловины бензобака, нужно снять пластиковый колпачок и вкрутить специальный переходник. Он входит в комплект ГБО. Если его нет, на станциях, как правило, есть запасные адаптеры, которыми можно воспользоваться. Установить раздаточный кран, рычаг которого должен быть в отпущенном положении. Приложив небольшое усилие, вставить пистолет в гнездо выносного заправочного устройства. При этом следует убедиться, что нет перекосов. Выжать курок до того, как он автоматически зафиксируется. Обратите внимание! После того как пистолет установлен, не стоит прокручивать кран, поскольку из-за этого уплотнительное кольцо может разрушиться. Внести предоплату за ГМТ. Нажать кнопку «старт» на колонке. Для остановки заправочного процесса нужно нажать «стоп». Чтобы полностью наполнить ГБО, следует подождать, когда сработает клапан отсекателя мультиклапана баллона. Этот процесс сопровождается специфическими щелчками. На станциях, оборудованных автоматическими колонками, подача пропана отключается самостоятельно. Также есть ГЗК (распространены преимущественно в странах ЕС), которые требуют постоянного удерживания рукой кнопки подачи топлива. Отсоединить кран и разместить его на держателе. Открутить переходник из выносного заправочного устройства (при наличии) и установить защитную крышку на место. Посмотреть и послушать, нет ли утечек топлива. Рассчитаться с оператором. Завести мотор и выехать с территории заправочной станции. Преимущества ГБО DIGITRONIC Продукция, выпускаемая под этим брендом, вобрала в себя все передовые технологии и последние разработки газовой автомобильной отрасли. Она отличается надежностью и обеспечивает безотказную работу автомобиля на газе. Позволяет сэкономить топливо и снизить затраты на заправку транспортного средства. Компания DIGITRONIC выпускает комплекты ГБО для 4, 6 и 8 цилиндров, а также для двигателей с непосредственным впрыском топлива, что позволяет подобрать оптимальный вариант для любого автомобиля. Продукция сертифицирована.
Порядок действий и нормы безопасности при заправке авто газом
Метаном машины заправляют на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС), пропаном на газозаправочных (АГЗС).
О том, как правильно заправлять автомобиль с ГБО, а также какие меры безопасности при этом должны соблюдаться, мы расскажем в данной статье.
Требования техники безопасности на газовых заправках
Из-за высокого давления газомоторного топлива, наполнение баллонов происходит с соблюдением дополнительных мер предосторожности. Поэтому процесс заправки, а также применяемое для этого оборудование, отличаются от привычной бензиновой или дизельной схемы.
Работа газовых станций регулируется рядом нормативных документов. Общие требования по безопасной эксплуатации для АГНКС и АГЗС регламентирует Приказ Ростехнадзора от 11 декабря 2014 года №559 «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», где пункты 110-113 гласят:
- не допускается въезд на территорию автозаправочной станции автомобилей, с неисправным газобаллонным оборудованием
- баллоны подлежат освидетельствованию в соответствии с Правилами промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, и эксплуатационными документами организации-изготовителя
- баллоны должны быть прочно укреплены и герметично присоединены к газопроводам топливной системы автомобиля
- не допускается заправлять установленные на транспортных средствах баллоны, у которых:
- истек срок периодического освидетельствования;
- нет установленных надписей;
- неисправны вентили и клапаны;
- поврежден корпус баллона (раковины, забоины, коррозия, вмятины);
- ослаблено крепление баллона;
- имеются утечки из соединений.
Остальные правила устанавливаются согласно внутренним производственным документам и инструкциям.
При въезде на территорию заправки, водителю необходимо:
- высадить пассажиров
- двигаясь по территории заправки соблюдать ПДД, скоростной режим (не выше 5 км/ч) и схему движения
- не нарушать дистанцию между машинами в очереди (не менее 15 м).
Въезд на территорию заправочного бокса или островка происходит по разрешению оператора, по указаниям световой сигнализации (при наличии) либо в порядке очереди.
После постановки автомобиля на заправочный пост, водитель обязан:
- заглушить/остановить двигатель
- включить стояночный тормоз
- вынуть ключ из замка зажигания
- покинуть кабину/салон авто
- очистить заправочное устройство и предоставить к нему доступ
При заправке авто с ГБО запрещается:
- курение и пользование открытым огнем
- ремонт авто или газового оборудования, включая подтяжку крепежа узлов находящихся под давлением
- переключение с одного вида топлива на другое
- удары металлическими предметами по деталям газовой системы
Заправка автомобиля газом должна осуществляться непосредственно оператором-наполнителем или водителем ТС при наблюдении оператора.
Какие нужны документы на ГБО для заправки
Перед заправкой водитель обязан документально подтвердить возможность безопасного использования автомобиля с газобаллонным оборудованием.
Для транспорта с ГБО в заводском исполнении, а также ТС, прошедших переоборудование топливных систем, обычно достаточно предоставить наполнителю баллонов/заправщику:
- паспорт газового баллона(ов), где будет указан срок эксплуатации, а также информация о переосвидетельствовании ёмкости
- свидетельство формы 2б о проведении периодических испытаний ГБО, установленного на транспортном средстве (для баллонов, прошедших плановое освидетельствование).
Также у водителей транспортных средств, принадлежащих юр. лицам, могут потребовать показать путевой лист с отметкой об исправности оборудования, диагностическую карту ТС (техосмотр) и удостоверение о прохождении инструктажа по технике безопасности при работе с ГБО.
Удостоверение для водителей авто с ГБО
Как проходит заправка баллонов метаном
В зависимости от вида газонаполнительной колонки АГНКС, а также типа заправочного устройства автомобиля, порядок действий при заправке метаном может немного отличаться.
После постановки авто в заправочный островок и принятия всех мер безопасности указанных выше, необходимо:
- обязательно перекрыть магистральный вентиль ГБО, если такой/ие имеется в системе (обычно стоят на грузовиках и автобусах)
- газораспределительная колонка может быть оборудована краном под заправочное устройство ГОСТ РФ или под штуцер европейского стандарта (NGV1/2), которыми оснащают автомобили с метановым ГБО.
Заправочное устройство для метана ГОСТ (18 мм)
Заправочный штуцер (NGV1) под евро пистолет
При первом варианте нужно вынуть заглушку из ЗУ авто. Если не получается достать пробку, необходимо сначала приотпустить винт заглушки для стравливания давления.
Во втором случае следует лишь снять пластиковый колпачок с заправочника.
Когда кран ГНК не соответствует типу заправочного устройства ТС, потребуется установка специального переходника с одного стандарта на другой.
Адаптер с евро на ГОСТ и переходной штуцер под евро стандарт
- установить газораздаточный кран в ЗУ
- открыть вентиль заправочного устройства. С евро штуцером ничего не надо делать, при условии, что он не оснащен краном
Заправочный вентиль ЕМЕР (Российского стандарта)
- повернуть рычаг колонки в положение «открыто». На более современных колонках перевести тумблер-переключатель в позицию «заправка».
Метановые ГРК
Также встречаются ГРК, где нужно повернуть рычаг/флажок непосредственно на газозаправочном кране
- затем нужно передать документы сотруднику станции для проверки и подтвердить готовность к заправке
- далее следует оплата за топливо. Окончательный объём КПГ будет известен только после наполнения баллонов, поэтому АГНКС работают по предварительной системе оплаты. Если нужна заправка до полного бака, перед началом наполнения оператору или через терминал вносится ориентировочная сумма денег, а после завершения заправки происходит возврат излишних средств (наличными либо на карту соответственно).
Когда требуется закачка определенного количества CNG, называется нужный объем газа (в кубометрах) после чего следует предоплата. Также возможна заправка на конкретную сумму денег либо по топливной карте (у Газпрома это карточка EcoGas).
Помимо этого на современных АГНКС можно рассчитаться непосредственно через приложение Яндекс навигатора. Плюсом такой заправки является удобство при оплате и отслеживание процесса наполнения прямо с телефона. Ко всему прочему программа автоматически заносит в базу данных параметры баллонов, а при последующих заправках оператор станции уже видит всю информацию. Такое решение сокращает скорость заправки КПГ, что обычно относят к недостаткам метанового ГБО.
- нажать зеленую кнопку до звукового сигнала (при наличии) и удалиться на безопасное расстояние от заправочного поста (не менее 10 м). При этом автомобиль должен находиться в зоне видимости водителя, для визуального контроля за герметичностью соединений, а водитель в поле зрения оператора станции
- дождаться окончания заправки
- произвести окончательный расчет
- После чего подойти к колонке, нажать красную кнопку «стоп» и закрыть вентиль ЗУ (при наличии обоих). Если заправочник с обратным клапаном, то перекрывать вентиль не обязательно
- поставить рычаг/тумблер ГЗК в режим «сброс». После дегазации, включить положение рычага «закрыто» (при наличии).
Если колонка со сбросом давления непосредственно на заправочном кране, стравить газ путем поворота рычажка пистолета
- отсоединить газораздаточный кран с ЗУ авто, закрепив его на держателе ГРК
- снять переходник (если стоял), установить заглушку заправочника.
- на слух убедиться в герметичности арматуры ГБО и правильности работы контрольно-измерительных приборов. Рабочее давление системы по манометру должно соответствовать 20 Мпа (200 бар).
- завести двигатель авто и покинуть территорию АГНКС.
Процесс заправки пропаном
Для самостоятельного наполнения автомобильного баллона сжиженным нефтяным газом (СНГ) все АГЗС применяют газораздаточные краны куркового типа, которые работают по одному и тому же принципу. Основным их отличием является конструкция и работа фиксирующего устройства.
Основные виды пистолетов для пропана
- если выносное заправочное устройство ГБО установлено в бампер или на кронштейне, необходимо из него выкрутить защитную крышку.
Защитная крышка ВЗУ
В случае, когда ВЗУ стоит в лючке горловины бензобака, нужно также снять пластиковый колпачок, а затем вкрутить специальный переходник, который идёт с комплектом газобаллонного оборудования. При его отсутствии, на заправке обычно всегда имеется запасной адаптер.
Адаптер для ВЗУ в лючке бензобака
- далее следует установка раздаточного крана. При этом рычаг крана должен находиться в отпущенном положении.
Затем нужно без перекосов с небольшим усилием вставить пистолет в гнездо ВЗУ. После чего выжать курок до момента его автоматической фиксации.
Для преждевременного износа пистолета, лучше всего выполнять его установку/снятие двумя руками, одновременно нажимая защелку/фиксатор. Также не следует после установки прокручивать кран, это может привести к разрушению уплотнительного кольца.
- произвести предварительный расчет за топливо
- нажать кнопку старт на заправочной колонке. Чтобы остановить наполнение нужно нажать кнопку стоп. Если требуется заправка до полного бака, необходимо дождаться срабатывания клапана отсекателя мультиклапана баллона, при этом будут слышны характерные щелчки. Автоматическая ГЗК сама отключит подачу.
Правильно подобранный и установленный мультиклапан должен ограничивать наполнение, когда газ занимает 80% от общей вместимости ёмкости. Пустой объём необходим для температурного расширения СНГ.
Существуют колонки, где необходимо постоянно рукой удерживать кнопу подачи топлива. Характерно для стран Европы.
- после наполнения нужно отсоединить кран, установив его на держатель. Для этого потребуется выжать курок пистолета, затем нажать защёлку или перевести «на себя» язычок фиксатора и плавно отпускать рычаг. Обратный клапан ВЗУ автоматически перекроит выход газа из магистрали баллона. Плавность необходима для постепенной дегазации остатков топлива.
Во избежание обморожения кожи рук желательно использовать защитные перчатки.
Также бывают модели пистолетов с язычком фиксатора обратного действия, где для отсоединения приходится откидывать язычок «от себя», т.е. к машине.
Многие страны Европы используют газонаполнительные краны другого стандарта. Поэтому при поездке за границу может понадобиться специальный переходник. Однако для таких случаев АГЗС обычно держат в наличии необходимые адаптеры.
- выкрутить переходник из ВЗУ (если требуется) и установить защитную крышку на место
- визуально и на слух убедиться в отсутствии утечек газа
- выполнить окончательный расчет
- запустить мотор и уехать с территории АГЗС.
Жизненно важное правило заправки авто на газу — чтобы не рвануло
Газобаллонное оборудование, или ГБО в последнее время пользуется огромной популярностью в связи с подорожанием бензина. Однако далеко не все водители спешат с его установкой, опасаясь возможных негативных последствий, ведь не секрет, что неправильная эксплуатация этой системы чревата взрывом с последующим воспламенением.
Почему взрываются автомобили с ГБО
И, невзирая на то, что подобные случаи являются крайней редкостью, и в основном происходят из-за водительской оплошности, по-прежнему сохраняется определенное недоверие к ГБО, обусловленное его взрывоопасностью.
На самом же деле далеко не всегда эти опасения являются оправданными, ведь если не менять сложную конструкцию баллонного модуля, чем нередко грешат многие автолюбители, дабы расширить запас топлива в установке, то потенциальные риски будут сведены к нулю.
В первую очередь следует обратить внимание на внутриклапанный предохранитель, отсекающий подачу газа уже после 80-85% заполнения общего баллонного объема.
Однако некоторые умельцы в надежде дожать до сотни, меняли это устройство, даже не подозревая, какому риску подвергают себя и собственное транспортное средство. Обусловлена эта опасность тем, что при нагревании газ начинает расширяться, вытесняя тем самым те 15-20% паровой подушки, необходимых для его продвижения к двигателю.
Именно поэтому заправлять баллоны выше показанной нормы категорически запрещается, даже если в конструкции оборудования не предусмотрен отсекатель.
Кроме того, вентиль во время заправки ГБО должен быть полностью открытым, а сама установка качественно закреплена на борту автомобиля, так как его встряхивание и перекатывание во время езды по ухабам и бездорожью также является рисковой затеей.
Правила заправки и эксплуатация
Однако одной только правильной заправки будет явно недостаточно для того, чтобы обеспечить безопасную эксплуатацию газовой установки на собственном авто. И прежде всего речь идет о соблюдении надлежащего технического обслуживания, предполагающего выполнение нескольких базовых пунктов.
- Проведение очистки всех имеющихся в системе фильтров через каждые 5 тыс. км пробега.
- Слив образующегося конденсата через редуктор после прогревания, который проводится каждый месяц. Если не соблюдать эту меру, то в будущем будет невозможно избежать проникновения запаха газа в автомобильный салон.
- Обеспечение более частой замены свечей зажигания по сравнению с автотранспортом, работающим на бензиновых установках.
- Ежемесячный контроль герметичности и надежности фиксации ГБО.
- Перекрытие вентиля при длительном простое.
Естественно, все работы по ремонту и обслуживанию такого оборудования должны проводить только квалифицированные специалисты, во избежание тяжелых последствий.
Что касается водителей, то единственное, что они могут сделать, это обеспечить мгновенное перекрытие подачи газа при столкновении и вовремя выявлять неисправности, воспринимая как маркер запах газа в салоне.
Что нельзя делать на АГЗС
Каждый водитель, решающийся на установку ГБО в своем автомобиле, должен проходить инструктаж по его безопасной эксплуатации. Сюда же входят и правила заправки на АГЗС, которые предполагают обязательную высадку пассажиров перед заправкой авто.
Совет! Следует обязательно открывать на полную вентиль во время заправки и не забывать перекрывать его после.
Существует еще одна негласная мера по безопасности, подразумевающая легкое раскачивание баллона перед заправкой, позволяющее обеспечить равномерное распределение летучих веществ в этой емкости.
И хотя абсолютное большинство автомобилистов в силу разных обстоятельств пренебрегает этой рекомендацией, ее соблюдение позволяет заправлять установку до предельно допустимого максимума, тем самым повышая ее КПД.
ГБО – это определенный риск, но если сравнивать современные конструкции установок с теми, которые использовались еще в 80-е года в Союзе для грузовых авто, то он минимален. А это значит, что рисковать можно, но только при соблюдении всех необходимых условий по эксплуатации.
Источник https://www.digitronicgas.ru/stati/kak-zapravlyat-mashinu-gazom/
Источник https://gbomotor.ru/poleznoe/poryadok-deystviy-i-normy-bezopasnosti-pri-zapravke-gbo
Источник https://www.autosaratov.ru/zhiznenno-vazhnoe-pravilo-zapravki-avto-na-gazu-chtoby-ne-rvanulo/