Устройство и методы самостоятельной регулировки системы зажигания ВАЗ 2106
Исправная система зажигания — залог стабильной и экономной работы двигателя. Конструкция ВАЗ 2106, к сожалению, не предусматривает автоматической корректировки момента и угла зажигания. Поэтому автолюбители должны знать, как самостоятельно выставить их вручную, и сделать это правильно.
Устройство системы зажигания ВАЗ 2106
Система зажигания (СЗ) бензинового двигателя предназначена для создания и своевременной подачи импульсного напряжения на свечи зажигания.
Состав системы зажигания
Двигатель ВАЗ 2106 оборудован системой зажигания батарейно-контактного типа.
Автомобили ВАЗ 2106 оборудованы батарейно-контактной системой зажигания
В состав системы зажигания входят:
- аккумуляторная батарея;
- выключатель (замок зажигания с группой контактов);
- двухобмоточная трансформирующая катушка;
- трамблёр (распределитель с прерывателем контактного типа и конденсатором);
- провода высокого напряжения;
- свечи.
Зажигание включает цепи низкого и высокого напряжения. К низковольтной цепи относятся:
- аккумулятор;
- выключатель;
- первичная обмотка катушки (низковольтная);
- прерыватель с искрогасящим конденсатором.
В цепь высокого напряжения входят:
- вторичная обмотка катушки (высоковольтная);
- распределитель;
- свечи зажигания;
- высоковольтные провода.
Назначение основных элементов системы зажигания
Каждый элемент СЗ является отдельным узлом и выполняет строго определённые функции.
Аккумуляторная батарея
Аккумулятор предназначен не только для обеспечения работы стартера, но и для питания цепи низкого напряжения при запуске силового агрегата. В процессе работы двигателя напряжение в цепь подаётся уже не с аккумулятора, а с генератора.
Аккумулятор предназначен для запуска стартёра и подачи питания в цепь низкого напряжения
Выключатель
Выключатель предназначен для замыкания (размыкания) контактов низковольтной цепи. При повороте ключа зажигания в замке на двигатель подаётся (отключается) электропитание.
Выключатель зажигания поворотом ключа замыкает (размыкает) цепь низкого напряжения
Катушка зажигания
Катушка (бобина) представляет собой повышающий двухобмоточный трансформатор. Она увеличивает напряжение бортовой сети до нескольких десятков тысяч вольт.
С помощью катушки зажигания напряжение бортовой сети увеличивается до нескольких десятков тысяч вольт
Распределитель (трамблёр)
Трамблёр используется для распределения импульсного напряжения, поступающего с высоковольтной обмотки катушки на ротор устройства, по контактам верхней крышки. Это распределение осуществляется посредством бегунка, имеющего наружный контакт и находящегося на роторе.
Трамблёр предназначен для распределения напряжения по цилиндрам двигателя
Прерыватель
Прерыватель является частью распределителя и предназначен для создания электрических импульсов в низковольтной цепи. Основу его конструкции составляют два контакта — стационарный и подвижный. Последний приводится в движение кулачком, находящимся на валу распределителя.
Основу конструкции прерывателя составляют подвижный и стационарный контакты
Конденсатор прерывателя
Конденсатор предотвращает образования искры (дуги) на контактах прерывателя, если они находятся в разомкнутом положении. Один его вывод подключается к подвижному контакту, другой — к стационарному.
Конденсатор предотвращает искрообразование между разомкнутыми контактами прерывателя
Высоковольтные провода
С помощью высоковольтных проводов напряжение поступает с выводов крышки трамблёра на свечи зажигания. Все провода имеют одинаковую конструкцию. Каждый из них состоит из токопроводящей жилы, изоляции и специальных колпачков, защищающих контактное соединение.
Высоковольтные провода передают напряжение с контактов крышки трамблёра на свечи зажигания
Свечи зажигания
Двигатель ВАЗ 2106 имеет четыре цилиндра, в каждом из которых установлено по одной свече. Основная функция свечей зажигания — создание мощной искры, способной в определённый момент воспламенить горючую смесь в цилиндре.
Свечи зажигания служат для воспламенения топливно-воздушной смеси
Принцип работы системы зажигания
При повороте ключа зажигания по низковольтной цепи начинает течь ток. Он проходит через контакты прерывателя и попадает на первичную обмотку катушки, где за счёт индуктивности его сила увеличивается до определённого значения. При размыкании контактов прерывателя сила тока моментально снижается до нуля. Вследствие этого в высоковольтной обмотке возникает электродвижущая сила, увеличивающая напряжение в десятки тысяч раз. В момент подачи такого импульса ротор распределителя, двигаясь по кругу, передаёт напряжение на один из контактов крышки трамблёра, с которого напряжение через высоковольтный провод поступает на свечу.
Основные неисправности системы зажигания ВАЗ 2106 и их причины
Сбои в системе зажигания ВАЗ 2106 случаются довольно часто. Вызваны они могут быть самыми различными причинами, но их симптомы почти всегда одинаковы:
- невозможность запуска двигателя ;
- нестабильная работа (троение) двигателя на холостых оборотах;
- снижение мощности двигателя ;
- увеличение расхода бензина;
- появление детонации.
Причинами возникновения таких ситуаций могут быть:
- выход из строя свечей зажигания (механическое повреждение, пробой, выработка ресурса);
- несоответствие характеристик свечей (неправильные зазоры, неверное калильное число) требованиям двигателя;
- износ токопроводящей жилы, пробой изолирующего слоя в высоковольтных проводах;
- подгоревшие контакты и (или) бегунок трамблёра;
- образование нагара на контактах прерывателя;
- увеличение или уменьшение зазора между контактами прерывателя;
- пробой конденсатора распределителя;
- замыкание (обрыв) в обмотках бобины;
- неисправности в группе контактов выключателя зажигания.
Диагностика неисправностей системы зажигания
В целях экономии времени и средств проверку работоспособности системы зажигания ВАЗ 2106 рекомендуется проводить в определённом порядке. Для диагностики потребуются:
- свечной ключ на 16 с воротком;
- головка на 36 с рукояткой;
- мультиметр с возможностью измерения напряжения и сопротивления;
- контрольная лампа (обычная автомобильная 12-вольтовая лампа с подсоединёнными проводами);
- пассатижи с диэлектрическими ручками;
- шлицевая отвёртка;
- набор плоских щупов для измерения зазоров;
- небольшой плоский надфиль;
- запасная свеча зажигания (заведомо рабочая).
Проверка аккумулятора
Если двигатель совсем не запускается, то есть при повороте ключа зажигания не слышно ни щелчка реле стартера, ни звука работы самого стартера, проверку следует начать с аккумулятора. Для этого нужно включить на мультиметре режим вольтметра с диапазоном измерения 20 В и измерить напряжение на клеммах АКБ — оно не должно быть ниже 11,7 В. При меньших значениях стартер не запустится и не сможет прокрутить коленчатый вал. Как следствие, не начнут вращаться распредвал и ротор распределителя, приводящий в движение контакт прерывателя, а в катушке не будет образовываться достаточное для нормального искрообразования напряжение. Решается проблема путём зарядки аккумулятора или его замены.
Проверка выключателя
Если аккумулятор исправен и при запуске реле со стартером работают в штатном режиме, но двигатель не запускается, следует проверить выключатель зажигания. Чтобы не разбирать замок, можно просто измерить напряжение на низковольтной обмотке катушки. Для этого необходимо подключить плюсовой щуп вольтметра к выводу, обозначенному знаками «Б» или «+», а минусовой — к массе автомобиля. При включённом зажигании прибор должен показать напряжение, равное напряжению на клеммах АКБ. Если напряжения нет, следует «прозвонить» провод, идущий от контактной группы выключателя к катушке, и в случае обрыва заменить его. Если же провод целый, придётся разобрать замок зажигания и зачистить контакты выключателя или полностью заменить контактную группу.
Проверка катушки
Убедившись в том, что напряжение поступает на первичную обмотку, следует оценить работоспособность самой катушки и проверить её на предмет короткого замыкания. Делается это следующим образом.
- Отсоединяем колпачок центрального высоковольтного провода от крышки трамблёра.
- Вставляем в колпачок свечу.
- Удерживая свечу пассатижами с диэлектрическими ручками, соединяем её «юбку» с массой автомобиля.
- Просим помощника включить зажигание и запустить двигатель.
- Смотрим на контакты свечи. Если между ними проскакивает искра, катушка, вероятнее всего, исправна.
Если между контактами свечи наблюдается устойчивая искра, значит катушка исправна
Иногда катушка работает, но искра слишком слабая. Это означает, что вырабатываемого ей напряжения недостаточно для нормального искрообразования. В этом случае проверяют обмотки катушки на обрыв и замыкание в следующем порядке.
- Отсоединяем от катушки все провода.
- Мультиметр переключаем в режим омметра с пределом измерения 20 Ом.
- Подсоединяем щупы прибора к боковым выводам катушки (выводам обмотки низкого напряжения). Полярность значения не имеет. Сопротивление исправной катушки должно составлять от 3,0 до 3,5 Ом.
Сопротивление обеих обмоток исправной катушки должно быть 3,0–3,5 Ом
Если фактические значения сопротивления обмоток заметно отличаются от нормативных, катушку следует заменить. В автомобилях ВАЗ 2106 с системой зажигания контактного типа используется бобина типа Б117А.
Таблица: технические характеристики катушки зажигания типа Б117А
Характеристики | Показатели |
Конструкция | Маслонаполненная, двухобмоточная, с разомкнутой магнитной цепью |
Входное напряжение, В | 12 |
Показатель индуктивности обмотки низкого напряжения, мГн | 12,4 |
Величина сопротивления низковольтной обмотки, Ом | 3,1 |
Время возрастания вторичного напряжения (до 15 кВ), мкс | 30 |
Ток импульсного разряда, мА | 30 |
Длительность импульсного разряда, мс | 1,5 |
Энергия разряда, мДж | 20 |
Проверка свечей зажигания
Чаще всего причиной неполадок системы зажигания являются свечи. Диагностируют свечи следующим образом.
- Отсоединяем от свечей высоковольтные провода.
- Свечным ключом с воротком выкручиваем свечу зажигания первого цилиндра и осматриваем её на предмет повреждений керамического изолятора. Особое внимание при этом следует обратить на состояние электродов. Если они покрыты чёрным или белым нагаром, нужно впоследствии проверить систему питания (чёрный нагар свидетельствует о слишком богатой топливной смеси, белый — о слишком бедной).
Для выкручивания свечей зажигания ВАЗ 2106 потребуется торцевой ключ на 16 с воротком
Искра между электродами свечи зажигания должна иметь синий цвет
Двигатель может работать нестабильно из-за неправильно установленного зазора между электродами свечей, величина которого измеряется с помощью набора плоских щупов. Регламентированная производителем величина зазора для ВАЗ 2106 с зажиганием контактного типа составляет 0,5–0,7 мм. Если она выходит за эти пределы, зазор можно отрегулировать подгибанием (отгибанием) бокового электрода.
Зазор у свечей ВАЗ 2106 с зажиганием контактного типа должен составлять 0,5–0,7 мм
Таблица: основные характеристики свечей зажигания для двигателя ВАЗ 2106
Характеристики | Показатели |
Зазор между электродами, мм | 0,5–0,7 |
Калильный показатель | 17 |
Вид резьбы | М14/1,25 |
Высота резьбы, мм | 19 |
Для ВАЗ 2106 при замене рекомендуют использовать следующие свечи:
- А17ДВ (г. Энгельс, Россия);
- W7D (Германия, BERU);
- L15Y (Чехия, BRISK);
- W20EP (Япония, DENSO);
- BP6E (Япония, NGK).
Проверка высоковольтных проводов
Сначала провода следует осмотреть на предмет повреждения изоляции и понаблюдать за ними в темноте при заведённом двигателе. При пробое любого из проводов в моторном отсеке будет заметно искрообразование. В этом случае провода нужно заменить, лучше все сразу.
При проверке проводов на износ токопроводящей жилы измеряют её сопротивление. Для этого к концам жилы подсоединяют щупы мультиметра в режиме омметра с пределом измерения 20 кОм. Исправные провода имеют сопротивление 3,5–10,0 кОм. Если результаты измерений выходят за указанные пределы, провода рекомендуется заменить. Для замены можно использовать изделия любого производителя, но лучше отдать предпочтение таким фирмам, как BOSH, TESLA, NGK.
При проверке проводов измеряют сопротивления токопроводящей жилы
Правила подключения высоковольтных проводов
При установке новых проводов следует быть очень внимательным и не перепутать порядок их подключения к крышке трамблёра и к свечам. Обычно провода нумеруются — на изоляции указывается номер цилиндра, на который он должен идти, но некоторые производители этого не делают. Если последовательность подключения будет нарушена, двигатель не запустится или станет работать нестабильно.
Во избежание ошибок нужно знать очерёдность работы цилиндров. Работают они в таком порядке: 1–3-4–2. На крышке трамблёра первый цилиндр обязательно обозначается соответствующей цифрой. Цилиндры нумеруются по порядку слева направо.
Высоковольтные провода подсоединяются в определённом порядке
Провод первого цилиндра самый длинный. Он подключается к выводу «1» и идёт к свече первого слева цилиндра. Далее по часовой стрелке подключаются третий, четвёртый и второй цилиндры.
Проверка бегунка и контактов трамблёра
Диагностика системы зажигания ВАЗ 2106 предполагает обязательную проверку бегунка и контактов крышки распределителя. Если они по тем или иным причинам подгорели, мощность искры может заметно снизиться. Для диагностики не потребуется никаких инструментов. Достаточно отсоединить провода от крышки трамблёра, отстегнуть две защёлки и снять её. Если внутренние контакты или бегунок имеют незначительные следы подгорания, можно попробовать зачистить их надфилем или мелкозернистой наждачной бумагой. Если же они подгорели сильно, крышку и бегунок проще заменить.
Если контакты крышки распределителя пригорели сильно, потребуется её замена
Проверка конденсатора прерывателя
Для проверки исправности конденсатора потребуется контрольная лампа с проводами. Один провод подсоединяется к контакту «К» катушки зажигания, другой — к проводу, идущему от конденсатора на прерыватель. Затем, не запуская двигатель, включается зажигание. Если лампа загорелась, конденсатор неисправен и подлежит замене. В распределителе ВАЗ 2106 используется конденсатор ёмкостью 0,22 мкФ, рассчитанный на напряжение до 400 В.
Если лампа загорелась, конденсатор неисправен: 1 — катушка зажигания; 2 — крышка трамблёра; 3 — трамблёр; 4 — конденсатор
Установка угла замкнутого состояния контактов прерывателя
Угол замкнутого состояния контактов прерывателя (УЗСК) — это, по сути, зазор между контактами прерывателя. Из-за постоянных нагрузок он со временем сбивается, что приводит к нарушению процесса искрообразования. Алгоритм регулировки УЗСК следующий:
- Отсоединяем высоковольтные провода от крышки трамблёра.
- Отстёгиваем две защёлки, фиксирующие крышку. Снимаем крышку.
Крышка трамблёра крепится двумя защелками
Бегунок распределителя крепится двумя винтами
Зазор между контактами прерывателя должен быть 0,4±0,05 мм
После настройки УЗСК всегда сбивается момент зажигания, поэтому его следует установить до начала сборки распределителя.
Видео: установка зазора между контактами прерывателя
Регулировка момента зажигания
Момент зажигания — это момент возникновения искры на электродах свечи. Он определяется углом поворота шейки коленвала по отношению к верхней мёртвой точке (ВМТ) поршня. Величина угла зажигания оказывает заметное влияние на работу двигателя. При слишком большом его значении воспламенение топлива в камере сгорания начнётся намного раньше прихода поршня в ВМТ (раннее зажигание), что может привести к детонации топливно-воздушной смеси. Если искрообразование будет запаздывать, это приведёт к снижению мощности, перегреву двигателя и увеличению расхода топлива (позднее зажигание).
Момент зажигания на ВАЗ 2106 обычно устанавливают с помощью автомобильного стробоскопа. Если же такого устройства нет, можно использовать контрольную лампу.
Установка момента зажигания с помощью стробоскопа
Для регулировки момента зажигания потребуется:
- стробоскоп автомобильный;
- ключ на 13;
- кусочек мела или корректирующий карандаш для печатного текста.
Сам процесс установки осуществляется в следующем порядке:
- Запускаем двигатель машины и прогреваем его до рабочей температуры.
- Отсоединяем шланг от вакуумного корректора, расположенного на корпусе распределителя.
- Находим на правой крышке двигателя три метки (отлива). Ищем среднюю метку. Чтобы она была лучше видна в луче стробоскопа, помечаем её мелом или корректирующим карандашом.
При выставлении момента зажигания стробоскопом нужно ориентироваться на среднюю метку
При наведении стробоскопа метки на крышке двигателя и ремне генератора должны совпадать
Распределитель крепится на шпильке при помощи гайки
Видео: регулировка зажигания с помощью стробоскопа
Установка момента зажигания с помощью контрольной лампочки
Для регулировки зажигания с помощью лампы потребуется:
- сама контрольная лампа;
- головка на 36 с рукояткой;
- ключ на 13;
- свечной ключ на 16 с воротком.
Порядок работ следующий:
- Головкой на 36, накинутой на храповик шкива коленвала, прокручиваем вал до совмещения метки на шкиве с отливом на крышке. При использовании бензина с октановым числом 92 и выше метку на шкиве следует совмещать со средним отливом. Если октановое число меньше 92, метка выставляется напротив последнего (длинного) отлива.
- Проверяем, правильно ли в этом положении установлен трамблёр. Отстёгиваем защёлки и снимаем крышку трамблёра. Наружный контакт бегунка трамблёра должен быть направлен на свечу первого цилиндра.
При совмещении меток на крышке двигателя и шкиве коленвала наружный контакт бегунка должен быть направлен на свечу первого цилиндра
Видео: регулировка зажигания при помощи лампочки
Установка зажигания на слух
Если фазы газораспределения выставлены правильно, можно попробовать выставить зажигание на слух. Делается это следующим образом.
- Прогреваем двигатель.
- Выезжаем на ровный участок трассы и разгоняемся до 50–60 км/ч.
- Переключаемся на четвёртую передачу.
- Резко до упора нажимаем на педаль акселератора и прислушиваемся.
- При правильно установленном зажигании в момент нажатия на педаль должна возникать кратковременная (до 3 с) детонация, сопровождающаяся звоном поршневых пальцев.
Если детонация длится более трёх секунд, зажигание является ранним. В этом случае корпус трамблёра поворачивается на несколько градусов против часовой стрелки, и процедура проверки повторяется. Если детонации нет совсем, зажигание позднее, и корпус трамблёра нужно перед повторением проверки повернуть по часовой стрелке.
Бесконтактное зажигание ВАЗ 2106
Некоторые владельцы ВАЗ 2106 заменяют контактную систему зажигания на бесконтактную. Для этого приходится менять на новые почти все элементы системы, но в результате зажигание получается более простым и надёжным.
В бесконтактной системе зажигания отсутствует прерыватель, а его функцию выполняют датчик Холла, встроенный в распределитель, и электронный коммутатор. Из-за отсутствия контактов здесь ничего не сбивается, и не пригорает, а ресурс датчика и коммутатора довольно большой. Они могут выйти из строя только вследствие скачков напряжения и механических повреждений. Кроме отсутствия прерывателя, бесконтактный трамблёр ничем не отличается от контактного. Установка зазоров на нем не проводится, а выставление момента зажигания ничем не отличается.
Комплект бесконтактного зажигания обойдётся примерно в 2500 рублей. В него входят:
- распределитель с датчиком Холла;
- катушка зажигания, конструкция которой отличается от конструкции катушки для контактного зажигания;
- электронный коммутатор.
В бесконтактной системе зажигания функцию прерывателя выполняет коммутатор и датчик Холла
Все эти детали можно приобрести по отдельности. Кроме этого, потребуются новые свечи (с зазором 0,7–0,8 мм), хотя можно адаптировать и старые. Замена всех элементов контактной системы займёт не более часа. При этом основной проблемой является поиск посадочного места для коммутатора. Новые катушка и трамблёр легко устанавливаются вместо старых.
Бесконтактное зажигание с микропроцессорным коммутатором
Владельцы ВАЗ 2106, обладающие познаниями в области электроники, иногда устанавливают на свои машины бесконтактное зажигание с микропроцессорным коммутатором. Главное отличие такой системы от контактной и простой бесконтактной заключается в том, что никаких регулировок здесь проводить не нужно. Коммутатор сам регулирует угол опережения, ссылаясь на датчик детонации. Комплект такого зажигания включает:
- микропроцессорный коммутатор;
- бесконтактный распределитель;
- катушку зажигания;
- датчик детонации;
- соединительные провода.
После установки микропроцессорного зажигания отпадёт необходимость его регулировки
Установить и настроить такую систему довольно просто. Основной проблемой станет поиск оптимального места для монтажа датчика детонации. Согласно инструкции, идущей в комплекте с микропроцессорной системой, датчик необходимо устанавливать на одну из крайних шпилек крепления впускного коллектора, то есть на шпильку первого или четвёртого цилиндров. Выбор остаётся за автовладельцем. Предпочтительнее является шпилька первого цилиндра, так как до неё проще добраться. Для установки датчика не потребуется сверлить блок цилиндров. Нужно будет лишь выкрутить шпильку, заменить её болтом такого же диаметра и с такой же резьбой, насадить на него датчик и закрутить. Дальнейшая сборка производится согласно инструкции.
Стоимость комплекта микропроцессорного зажигания составляет порядка 3500 рублей.
Настроить, обслужить и отремонтировать систему зажигания ВАЗ 2106 довольно просто. Достаточно лишь знать особенности её устройства, обладать минимальным набором слесарных инструментов и тщательно выполнять рекомендации специалистов.
- Автор: Александр Смирнов
- Распечатать
Правильная настройка зажигания на «Шестерке»: инструкция для владельцев
От того, правильно ли выполнена регулировка зажигания, зависит эффективность работы двигателя и его успешный запуск, а также динамика автомобиля при движении и расход топлива. В статье дана инструкция и рекомендации, как правильно выставить электронное зажигание на автомобиле ВАЗ 2106, а также обучающее видео по регулировке зажигания.
Подробное руководство по настройке зажигания
Автомобилисты давно убедились в преимуществах электронного (бесконтактного) зажигания, которое лишено недостатков контактного, например, не нужно регулировать зазор в контактной группе. В данной статье мы рассмотрим, как отрегулировать зажигание на ВАЗ 2106 по 1-му цилиндру. На крышке ГБЦ и шкиве коленвала есть метки и отливы. По меткам можно настроить угол опережения зажигания:
- первая метка, расположенная по ходу часовой стрелки, означает, что угол опережения зажигания 10°;
- средняя метка предназначена для установки угла опережения равным 5°;
- по самой короткой, последней метке, устанавливается угол опережения 0°: в этом случае смесь будет возгораться, когда поршень достигает верхней мертвой точки.
Совмещаются метки путем вращения коленчатого вала, либо за храповик, либо с помощью спецключа за гайку.
Инструменты и материалы
Для того, чтобы выполнить регулировку зажигания на ВАЗ 2106, необходимо приготовить следующие инструменты:
- ключ для выкручивания свечей;
- спецключ для вращения коленвала;
- ключ на «13»;
- прибор для контроля: индикаторная лампочка на 12 В или вольтметр.
Можно выставлять еще с помощью страбоскопа.
Этапы
Выставляется зажигание пошагово:
- Отключаем автомобиль от питания, сняв минусовую клемму с аккумулятора.
- Свечным ключом выкручиваем свечу 1-го цилиндра. После этого отверстие от свечи закрываем пальцем или резиновой пробкой.
- Далее с помощью спецключа крутим коленвал слева направо до того момента, пока в 1-м цилиндре поршень не начнет свое движение вверх, то есть начнется такт сжатия. В этот момент либо выскочит пробка, либо палец, закрывающий отверстие, почувствует, как его выдавливает воздух с большой силой.
- Коленчатый вал необходимо поворачивать до совмещения меток на его шкиве и крышке газораспределительного механизма. Если вы заливаете в свой автомобиль 92 или 95 бензин, то метку на шкиве нужно совмещать со средней насечкой, если 76 и ниже, то с длиной, означающей нулевой угол опережения зажигания.
- Отщелкнув защелки, снимаем крышку распределителя.
- Когда коленчатый вал больше не будет проворачиваться, распределитель должен наружным контактом быть повернут к первому цилиндру.
- После совмещения меток, если все правильно сделать, линия, мысленно соединяющая защелки распределителя, должна быть параллельна оси силового агрегата. В противном случае следует чуть открутить крепежную гайку распределителя и повернуть трамблер вверх. Путем вращения оси ротора, необходимо ее поставить параллельно оси силового агрегата.
- Далее необходимо установить момент зажигания. Для проведения этой процедуры необходимо подключить питание, присоединить отрицательную клемму к аккумуляторной батарее.
- Затем с помощью ключа на «13» ослабляем гайку, которая удерживает распределитель зажигания.
- Далее воспользуемся индикаторной лампочкой, от которой идут два провода. Один из них следует соединить с клеммой «масса», второй – к низковольтному выходу катушки.
- Провернув ключ в положение «I», включаем зажигание. Затем, не торопясь, поворачивать распределитель слева направо пока не погаснет «контролька». Если лампочка не светилась сразу, то никаких действий совершать не надо.
- Далее проворачиваем распределитель в левую сторону. В тот момент, когда лампочка загорится, нужно затянуть крепежную гайку, чтобы зафиксировать положение, в каком находится распределитель.
- Теперь можно выключить двигатель и вернуть на место крышку распределителя (автор видео Наиль Порошин).
Мы выставили зажигание, теперь необходимо проверить, правильно ли выполнена настройка, выполнив следующие действия:
- Проверку можно выполнить при движении машины. Сначала следует прогреть двигатель, а затем разогнать ее до скорости 40-50 км/ч. По достижении этой скорости переключаемся на четвертую скорость и проехать некоторое расстояние без ускорения.
- Затем нужно резко нажать на педаль газа. Спустя 2-3 секунды после этого должна появиться детонация и звуки, напоминающие щелки пальцами. Звуки должны прекратиться по мере разгона автомобиля примерно через 5 км.
- Если детонация не прошла, необходимо подкорректировать положение трамблера. Причина может быть в «раннем» зажигании. Если детонация не возникала, то причина может быть в «позднем» зажигании. Если «раннее», нужно повернуть распределитель вправо на один градус. При «позднем» — на один градус влево. Выполнять процедуру следует до тех пор, пока детонация не будет длиться 1-1,5 секунды.
- Закончив регулировку, нужно на распределителе поставить краской черточку, показывающую положение метки со средней длиной по отношению к блоку цилиндров.
- Далее необходимо поставить правильно трамблер. Сначала следует снова с помощью выкрученной свечи и закрытия пальцем отверстия установить первый цилиндр в ВМТ.
- Далее, нужно совместить метку на коленвале с меткой на крышке привода ГРМ. Для этого следует поворачивать коленчатый вал по направлению часовой стрелки.
- Демонтировав крышку с распределителя, необходимо установить бегунок. Его положение должно совпадать с воображаемой прямой от контакта на крышке первого цилиндра.
- После всех действий ставим на место корпус трамблера. На этом настройка зажигания на автомобиле ВАЗ 2106 завершена.
Рекомендации
Существуют основные симптомы, по которым можно судить о том, что необходимо выставить зажигание на ВАЗ 2106:
- Слишком большой расход топлива. При позднем зажигании падает динамика машины. Чтобы автомобиль разгонялся, как и прежде, ему необходимо больше топливно-воздушной смеси.
- Теряется динамика: при позднем зажигании смесь воспламеняется после того, как поршень уже уходит вниз вследствие инерции маховика.
- Хлопки в глушителе. В этом случае взрыв идет вдогонку, на расширение газов уходит некоторое время. При достижении поршня нижней мертвой точки следующий такт будет тактом выхлопа. При этом часть от взрыва топлива выйдет в выхлопную трубу, что и является причиной хлопков.
- Повышенные шумы в двигателе. Если мотор заметно «тарахтит», детонирует, необходимо выставить зажигание. В этом случае поршень только идет вверх, а воспламенение идет ему навстречу. Это делает работу двигателя жесткой с неприятными звуками при работе.
Видео «Устройство и настройка электронной системы зажигания на ВАЗ 2106»
В этом видео Альберт Срослов рассказывает о бесконтактном (электронном) зажигании и демонстрирует, как выставить зажигание на ВАЗ 2106.
Полезная информация
- Самостоятельная проверка и замена датчика Холла на ВАЗ 2106
- Простые способы, как проверить и подключить катушку зажигания на ВАЗ 2106 в гаражных условиях
- Неисправности стартера на «Шестерке»: врага нужно знать в лицо
Как правильно выставить зажигание на ВАЗ 2106
У любителей классических «шестерок» периодически возникает вопрос: «Как выставить зажигание на ваз 2106?». Конечно, в те времена и не слышали про автоматическую корректировку угла и момента, поэтому приходится все делать руками. Сегодня вы узнаете, как настроить зажигание на ваз 2106 и не ошибиться.
Инструкция по выставлению зажигания ВАЗ 2106
О том, как правильно выставить зажигание на ваз, можно написать целую книгу, в которую войдут промышленные и народные методы. Здесь собраны 3 простейших метода, доступные любому «рукастому» водителю.
Стробоскопическим методом
Пожалуй, самый правильный способ выставления по меткам зажигания. Для этого необходим автомобильный стробоскоп – продается в любом автомаге и стоит около 1500 рублей.
Действовать нужно так:
- Автомобиль нужно заглушить.
- Откиньте капот и открутите гайку на трамблере. Чтобы потом не промахнуться – поставьте метку несмываемым маркером.
- Теперь осмотрите двигатель на предмет меток: 2 короткие и 1 длинная. Выглядят они примерно так.Их нужно очистить от бензина и масла с помощью ветоши.
- Минус стробоскопа киньте на плюс двигателя, а плюс на катушку зажигания. Свободный провод на цилиндр No1.
- Теперь запустите мотор и включите строб. Излучателем направьте его на шкив, чтобы прибор зафиксировал количество оборотов и реальное положение зажигательного момента.
- Нужно сопоставить метки. Медленно двигайте трамблер (на ВАЗ 2106 это можно делать без ключа). Нужно, чтобы метки на шкава совпали с пазами на корпусе.
- Постоянно проверяйте обороты мотора (многие стробоскопы оснащены этой функцией). По необходимости отрегулируйте холостой ход.
- Когда все совпало, можно закрутить гайку трамблера.
Четвертую метку (показана на картинке выше) обычно совмещают с третьей.
«Лампочный» метод
Как выставить метки ГРМ на ваз 2106, если нет строба, а выставить нужно срочно и сейчас? Здесь поможет обычная двенадцативольтовая лампочка. К ней необходимо припаять 2 провода.
- На первом цилиндре понадобится выкрутить свечку. Для этого возьмите свечной ключ.
- Храповиком или ключом вращайте коленчатый вал, пока подготовленный цилиндр не начнет сжиматься.
- Сопоставьте шкивные метки с корпусными приливами.
- Снимите с трамблера кожух. Не забудьте отметить бегунок.
- Чуть ослабьте крепления трамблера. Фиксаторы должны быть параллельны расположению двигателя.
- Теперь понадобится лампочка. Минусовой провод бросьте на корпус, а плюсовой на трамблерный двенадцативольтовый кабель
- Запустите автомобиль, но не включайте стартер.
- Если выставление зажигания на ВАЗ 2106 было удачным – лампочка не загорится. Контакты в этот период разомкнуты. Свет говорит о том, что есть поломка и нужно менять настройку.
Обратите внимание, что установка зажигания лампочкой на ваз 2106 – не самое точное. При низком напряжении она не зажжется, но это уже говорит о замыкании контактов. Вместо нее можно взять вольтметр. Подключается он аналогичным образом.
По звуку
Как выставить зажигание на классике на глаз? Это невозможно, зато можно на слух. Вряд ли получится сделать это правильно, тем более с первого раза, но работать машина будет и еще долго.
! Учтите, что так выставлять зажигание на ваз 2106 можно, если карбюратор полностью исправлен.
Он может издавать побочные звуки, которые которые легко спутать неправильно регулированием.
Действовать нужно так:
- Запускайте двигатель и дайте ему хорошенько прогреться. Обратите внимание, что ручку карбюратора нужно утопить.
- Чуть ослабьте крепеж трамблера и начните его понемногу поворачивать.
- Прислушивайтесь: повороты к большие углы должны заставлять двигатель глохнуть или наоборот разгоняться.
- Важно добиться, чтобы при 700-800 оборотах двигатель работал ровно. Не должно быть стуков или тресков. Если получилось этого добиться – значит система зажигания ВАЗ выставлена.
Обратите внимание, что такая регулировка зажигания ВАЗ 2106 – это вариант на пару дней. Ее обязательно нужно будет перепроверить стробом или мультиметром.
Установка электронного зажигания
Итак, как выставить электронное зажигание на ВАЗ 2106? Здесь ситуация немного другая, так как это – полноценный ремонт с заменой деталей.
Перед тем, как установить электронное зажигание, приготовьте:
- головки на 10 и 13;
- комплектный крепеж для коммутатора;
- стробоскоб (обязательно!).
Выполняется замена так:
- Подведите шкив к меткам на кожухе движка.
- Отключите минус батареи.
- Со старого трамблёра снимите крышку. Так как будет устанавливаться новый, отметьте позицию бегунка – так будет проще установить его в дальнейшем.
- Отключите провод катушки.
- Открутите крепление с помощью ключа и снимите трамблер.
- Поставьте новый распределитель, совмещая с отмеченным положением бегунка. Полностью гайку пока не закручивайте.
Осталось только накинуть проводку и поставить крышку трамблера на свое место.
Схема электронного зажигания ВАЗ 2106 выглядит так:
Перепроверка
После того, как отрегулировать зажигание на ваз 2106 получилось, можно приступать к проверке:
- сядьте в машину и запустите двигатель;
- выезжайте на прямой и, желательно, пустой участок дороги;
- постепенно выйдете на скорость в 40 км/ч;
- переключитесь на 4 передачу и выжмите педаль газа.
Если настройка порядка зажигания на ВАЗ 2106 выставлена правильно – произойдет детонация.
Под капотом послышится заметный стук – это нормально. Он исчезнет, как только вы наберете скорость.
Если он не исчез – значит регулировка зажигания ВАЗ 2106 была сделана неправильно. Решается просто: поверните ротор на одно деление по ч.с.
Если детонация долго не срабатывает – значит ротор нужно повернуть в противоположную сторону.
Источник https://bumper.guru/klassicheskie-modeli-vaz/elektrooborudovanie/zazhiganie/kak-vyistavit-zazhiganie-na-vaz-2106.html
Источник https://avtozam.com/vaz/2106/kak-vystavit-zazhiganie/
Источник https://www.lowsound.ru/kak-pravilno-vystavit-zazhiganie-na-vaz-2106.html