Транспортный налог и акцизы
Владельцы транспортных средств часто заявляют о двойном налогообложении своих авто. Кроме транспортного налога, который они ежегодно уплачивают в региональный бюджет, автовладельцы сталкиваются с двумя акцизами. Первый заложен в цену самого авто, а второй — включен в цену бензина и дизельного топлива, так как все это подакцизные товары.
Акциз на топливо
Акцизам посвящена глава 22 НК РФ. Бензин — это не единственный подакцизный товар, но именно он интересует всех автовладельцев. Акциз на бензин появился еще в 1994 году. Рассчитывался он по октановому числу, чем оно выше, тем выше ставка. С 2011 года октановое число было заменено на класс экологической безопасности. Ставки закреплены в ст. 193 НК РФ. Бензин, не соответствующий классу 5, с 1 января 2021 года облагается акцизом по ставке 13 624 рубля за 1 тонну. При этом ставка ежегодно растет, уже установлены значения на 2022 и 2023 года — 14 169 рублей за 1 тонну и 14 736 рублей за 1 тонну соответственно. Бензин класса 5 более экологичен, поэтому ставка ниже. На 2021 год на 1 тонну бензина приходится 13 262 рубля акциза. Ставка на Евро-5 также вырастет в 2022 и 2023 года — 13 793 рублей за 1 тонну и 14 345 рублей за 1 тонну соответственно. Ставка акциза на дизельное топливо существенно ниже. 9 188 рублей за тонну — в 2021 году, 9 556 рублей за тонну — в 2022 году, и 9 938 рублей за 1 тонну — в 2023 году. Зная ставку акциза за 1 тонну бензина, можно посчитать размер акциза в 1 литре топлива. Действующий акциз на Евро-5 — 13 262 рубля за 1 тонну, следовательно, 13,26 рубля за 1 кг топлива. Однако 1 кг не равен 1 литру бензина, так как плотность бензина меньше плотности воды. Для расчетов принимаем плотность бензина 750 кг/м3. Следовательно, 1 кг бензина соответствует 1,33 литрам. Ставка акциза в литре бензина составляет 9,97 рублей. При цене бензина примерно в 45 рублей доля акциза в его стоимости составляет 22 %. При этом акциз — это не единственный налог в бензине. В цену включены также НДС и налог на добычу полезных ископаемых. Ежегодный рост акцизов сказывается и на постоянном росте цен на топливо.
Акциз на автомобили
- до 67,6 кВт (90 л.с.) — ставка с 2021 года 0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.);
- свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) — ставка в 2021 году 51 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 53 рубля, а в 2023 — 55 рублей;
- свыше 112,5 кВт (150 л.с.) и до 150 кВт (200 л.с.) — ставка в 2021 году 491 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 511 рублей, в 2023 — 531 рубль;
- свыше 150 кВт (200 л.с.) и до 225 кВт (300 л.с.) — ставка в 2021 году 804 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 836 рублей, в 2023 — 869 рублей;
- свыше 225 кВт (300 л.с.) и до 300 кВт (400 л.с.) — ставка в 2021 году 1 370 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 425 рублей, в 2023 — 1 482 рубля;
- свыше 300 кВт (400 л.с.) и до 375 кВт (500 л.с.) — ставка в 2021 году 1 418 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 475 рублей, в 2023 — 1 534 рубля;
- свыше 375 кВт (500 л.с.) — ставка в 2021 году 1 464 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 523 рубля, в 2023 — 1 584 рубля.
Разберем расчет суммы акциза на примере двух автомобилей. Например, Иванов И.И. решил купить в Германии BMW X5. У автомобиля 249 лошадиных сил. Следовательно, при прохождении таможни Иванов заплатит по 804 рубля за каждую «лошадь», всего — 200 196 рублей.
Или Иванов купит за границей TOYOTA Corolla, у которой 122 лошадиные силы. На таможне он отдаст гораздо меньше — 51 рубль за каждую «лошадку», то есть 6 222 рубля.
Транспортный налог
Акцизы в стоимости бензина и топлива — это еще не все. Каждый автовладелец ежегодно платит транспортный налог в региональный бюджет. Ставка налога закреплена в ст. 361 НК РФ.
Порядок расчета очень похож на расчет акциза на автомобиль, так как сумма налога напрямую зависит от мощности двигателя в киловаттах или лошадиных силах. Кроме того, на сумму налога влияет класс машины. В Налоговом Кодексе выделены следующие группы:
- легковые автомобили до 100 л.с. включительно — 2,5 рубля за 1 л.с.;
- от 100 до 150 л.с. включительно — 3,5 рубля за 1 л.с.;
- от 150 до 200 л.с. включительно — 5 рублей за 1 л.с.;
- от 200 до 250 л.с. включительно — 7,5 рублей за 1 л.с.;
- свыше 250 л.с. — 15 рублей за 1 л.с;
- грузовые автомобили до 100 л.с. включительно — 2,5 рубля за 1 л.с.;
- от 100 до 150 л.с. включительно — 4 рубля за 1 л.с.;
- от 150 до 200 л.с. включительно — 5 рублей за 1 л.с.;
- от 200 до 250 л.с. включительно — 6,5 рублей за 1 л.с.;
- от 250 л.с. — 8,5 рублей за 1 л.с.
Кроме того налогом облагаются мотоциклы, мотороллеры, яхты, снегоходы, гидроциклы и так далее.
Теперь вернемся к нашему примеру. Допустим Иванов владел автомобилем на протяжении 12 месяцев, следовательно, сумма налога за BMW X5 составит:
7,5 руб. * 249 л.с. * 12 мес. = 22 410 рублей в год.
А за TOYOTA сумма будет в несколько раз меньше:
3,5 руб. * 122 л.с. * 12 мес. = 5 124 рубля в год.
Важно! Транспортный налог идет в региональный бюджет. Ставки в регионах могут отличаться друг от друга. Кроме того, иногда применяется повышающий коэффициент, если машина новая и стоит больше 3 млн рублей.
Двойное налогообложение
Получается, владельцы автомобиля несут налоговую нагрузку в виде акциза в цене бензина и самой машины и ежегодно платят налог. И все эти расходы связаны с владением одним объектом — автомобилем.
В Госдуму ежегодно приходят предложения об отмене транспортного налога, так как в целом плата за пользование автомобилем уже лежит в цене бензина в виде акциза. Такое решение поможет избежать двойного налогообложения.
Кроме того, отказ от транспортного налога поможет поддержать тех автовладельцев, которые редко пользуются своим автомобилем. Ведь сейчас налог уплачивают все владельцы, даже если автомобиль фактически не используют.
Но никаких существенных изменений в части акциз и налога пока не произошло, и автовладельцы платят и акциз и сам налог. Комментарий по поводу двойного налогообложения автовладельцев даже давала ФНС в своем Письме № БС-2-21/279@ от 07.03.2017 года.
По факту объектом налогообложения акцизом признаются операции по продаже подакцизных товаров, в том числе бензина. Плательщики — производители нефтепродуктов и получатели, имеющие специальное свидетельство.
Объект налогообложения транспортным налогом — транспортное средство, в том числе автомобили, воздушные и водные суда.
С точки зрения НК РФ объекты налогообложения абсолютно разные. В одном случае это действия по реализации, а в другом — транспортные средства. Поэтому говорить о двойном налогообложении закон не позволяет.
Замена транспортного налога акцизом
Идея об отмене транспортного налога и замене его более высоким акцизом не нова. Подобную идею пытались воплотить в 2016 году, однако, акциз вырос, а налог не отменили. Есть три основные стоп-фактора для отмены налога.
Транспортный налог — региональный налог
За счет этого налога пополняется не федеральный, а региональный бюджет. Да, это не самая доходная его часть, но все же это деньги. Экономическое развитие части регионов России оставляет желать лучшего, а лишение их части доходов еще более усугубит ситуацию.
Рост цен на бензин
Просто отменить транспортный налог нельзя. Такое действие — это добровольное лишение регионального бюджета дохода, и, как следствие, сокращение финансирования части программ связанных с дорогами и транспортом. Поэтому отмененный налог нужно чем-то заменить.
Компенсация будет происходить за счет увеличения ставки акциза на топливо. Но в таком случае существенно вырастет цена на бензин. К тому же нельзя гарантировать, что такое решение положительно скажется на автовладельцах. Вероятно, нагрузка на тех, кто интенсивно использует авто в деятельности, возрастет.
Рост инфляции
Топливо нужно не только для того, чтобы заправлять личный автомобиль. Бензин и другие виды топлива плотно связаны со всеми производственными цепочками. Доставка сырья, перемещение товаров, доставка работников и так далее — везде задействовано топливо.
Рост цен на бензин приведет к скачку цен практически на все конечные продукты, начиная от продуктов питания, заканчивая предметами роскоши. Эксперты оценивают повышение цен при таком развитии событий на уровне 20-30 %.
Вероятно, ждать отмены транспортного налога в 2021 году не стоит.
Вечное бремя. Кому на самом деле выгодно сохранять транспортный налог?
Когда власти хотят повысить акциз на топливо, любимое прикрытие — отмена транспортного налога. Мы это не проходили в 2013 году, и вот опять. Отменить транспортный налог с 2021 года предложил депутат Госдумы Андрей Барышев. Это уже третья инициатива, касающаяся реформирования этого налога, высказанная в ГД за минувшее лето, и одна из самых живучих идей за последние десять лет — аналогичные предложения возникают наверху каждый год, однако ситуация не меняется. Якобы в наших интересах: в случае его отмены нам придется платить еще больше. Но так ли это? Как считается транспортный налог?
В России под обложение транспортным налогом попадают автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, машины на гусеничном ходу, морские, речные и воздушные суда. Некоторые категории транспортных средств освобождаются от уплаты этого налога. Например, это легковые автомобили, оборудованные для использования инвалидами, или же сельхозтехника. Ставка налога зависит от мощности двигателя: чем он мощнее, тем больше приходится платить за каждую лошадиную силу. Например, базовая ставка на легковые автомобили в Москве начинается с 12 рублей за л. с. для двигателей мощностью до 100 л. с. и доходит до 150 рублей за каждую.
Как потопали, так и полопали?
«Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране», — пишет депутат-единорос Барышев в пояснительной записке к законопроекту.
Более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования.
«Расходы» — болезненное слово в эпоху коронавируса. Из-за пандемии доходы граждан и компаний резко упали, личный транспорт используется реже, чем в предыдущие годы: отчасти из-за локдауна, отчасти опять-таки из-за падения доходов. А транспортный налог, будь добр, уплати. В такой ситуации более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования: чаще пользуешься машиной — больше покупаешь бензина — больше платишь государству. Именно в этом логика отказа от транспортного налога в пользу повышения акциза на топливо. Почему же власть так держится за транспортный налог?
Так ли важен для бюджета транспортный налог?
Транспортный налог — региональный, то есть поступает в бюджет региона. Регион вправе решать, кому предоставлять льготы на уплату налогов, обычно, например, это многодетные семьи и/или индивидуальные предприниматели.
Вряд ли можно говорить о критически большой потере в случае отмены налога.
В бюджете региона транспортный налог занимает не очень много места. В прошлом году транспортный налог принес 1,6% от всех региональных налогов, или 175 млрд рублей, подсчитал аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом Финанс» Александр Осин. Конечно, от региона к региону эта цифра отличается, но, в любом случае, вряд ли можно говорить о критически большой потере в случае отмены налога. Тем более в условиях, когда поступления от акцизов в местные бюджеты растут уже сегодня. Акцизы на топливо поступают и в федеральный, и в региональные бюджеты, причем с каждым годом пропорция распределения все больше меняется в пользу региональных бюджетов. В этом году регионы получат 66,6% топливных акцизов, в 2023-м — уже 91,6%, приводит пример Осин. Доля акцизов на топливо в доходах региональных бюджетов составила в прошлом году около 6,75%, добавляет аналитик.
Налог Шредингера Собираемость — принципиальный вопрос для принятия решения об отмене транспортного налога. Удивительно, но однозначного ответа нет. Минфин, критикуя инициативу депутатов Госдумы, заявил о хорошей собираемости. По данным ведомства, из 179,6 млрд рублей начисленного транспортного налога в 2019 году бюджеты получили 175,1 млрд рублей. Однако годом ранее компания PwC опубликовала рейтинг эффективности региональной налоговой политики по итогам 2018 года, в котором указала, что в среднем по России годовая задолженность по транспортному налогу граждан составляет около 30% от объема годовых начислений, а в некоторых регионах этот показатель превышает 60%.
Акциз на топливо: цена для государства и потребителя
Акцизы на топливо были введены в России в 1994 году. Вначале они брались исходя из октанового числа, а с 2011 года — исходя из класса экологической безопасности. Чем ниже этот показатель, тем выше акциз. В 2020 году акциз на бензин Евро-5 составляет 12 752 рубля за тонну, а на дизельное топливо Евро-5 — 8 835 рублей за тонну. «Исходя из оценки потребления бензина в РФ в 2020 году на уровне 35,5 миллиона тонн, а дизтоплива — в 76 миллионов тонн, получим, что консолидированные доходы от акцизов на бензин и дизтопливо составляют 1,13 триллиона рублей в год», — подсчитал Александр Осин. А что значат акцизы для нас с вами? Помните эту шутку? «Нефть дорожает — бензин дорожает. Нефть дешевеет — бензин дорожает. Будь как бензин!» А секрет бензина — в акцизах. Они постоянно растут. И именно поэтому мы видим удивительную ситуацию, что и цена на бензин в России идет вверх, вне зависимости от того, растет или падает цена на нефть на мировых рынках. «За последние четыре года ставка акциза выросла на 39%, что увеличило цену на бензин на 8%», — говорит руководитель департамента финансовых услуг сети автосалонов Fresh Auto Дарья Тимченко. В розничной цене бензина АИ-92 доля акциза составляет в среднем 17,6%, а в цене «дизеля» — 12,5%, это расчеты на основе данных Росстата за 2018 год.
Сколько нефти в бензине? Акциз — далеко не единственный налог, который заложен в розничную цену бензина. Есть еще НДС (вместе с акцизом он составляет примерно 30,5% от розничной цены бензина АИ-92) и налог на добычу полезных ископаемых. Сейчас фискальная доля в розничной цене бензина в России составляет, по различным расчетам, от 70% до 80%. Остальные 20–30% делят между собой АЗС и нефтяные компании.
Каждый год мы с друзьями.
О том, что надо отказываться от транспортного налога в пользу акцизов, активно говорили еще в 2010 году. О том, что налог надо отменить, заявлял в 2012 году сам Владимир Путин, как только был в очередной раз избран президентом. Было даже решено, что транспортный налог будет отменен с 2016 года, и с этой целью с 2013 года начали повышать акциз на топливо. 2016 год наступил, а транспортный налог никуда не делся. Почему? «В 2016-м тогдашний премьер Дмитрий Медведев заявил, что отмена „сильно ударит по интересам наших регионов“, — вспоминает генеральный директор федерального агрегатора техпомощи и эвакуации МЭТР Виталий Овчинников. — Потери он оценил в 145 миллиардов рублей, отметив, что „если мы лишимся такого источника, то у нас просто дорог нормальных не будет“. В том же 2016 году Госдума приняла закон о частичной отмене налога для большегрузных автомобилей».
Поводом сохранить транспортный налог стал шок на рынке деривативов на сырье и товарном рынке и последовавший кризис
Поводом сохранить транспортный налог стал шок на рынке деривативов на сырье и товарном рынке и последовавший кризис, считает Александр Осин. «Причина же в том, что любое снижение налогов фактически противоречило бы основному тренду в политике финансово-экономических властей РФ по крайней мере последних восемь лет».
Ловкость рук
На самом деле Дмитрий Медведев немного лукавил. На росте акцизов власти хорошо заработали, по крайней мере в тот год. В 2016 году акцизы повышались дважды — в январе и апреле. Причем в тот период власти намеревались понизить акциз на топливо 5-го класса. Предполагалось, что акциз на бензин Евро-5 поднимется в январе 2016 года до 7 530 рублей за тонну, зато в 2017 году снизится до 5 830 рублей. Но потом в правительстве передумали. В феврале 2016 года было решено поднять цены второй раз за год, в итоге с апреля акциз на бензин Евро-5 вырос на треть, до 10 130 рублей, а ставка на 2017 год увеличилась до 7 430 рублей. Только за счет апрельского повышения правительство рассчитывало получить в бюджет дополнительные 89,3 млрд рублей.
Интересно, что тогда, в феврале 2016 года, комментируя повышение акцизов, министр финансов Антон Силуанов заявлял: «Это не должно привести к росту цен. Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно, и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения».
К слову сказать, сейчас нефтяные цены тоже низкие. Нефть марки Urals подешевела за восемь месяцев 2020 года на треть и сегодня стоит на 25% ниже, чем годом ранее (август 2020-го к августу 2019 года). Но сейчас почему-то повышение акцизов стало угрожать инфляцией. * Акцизы на 2021–2022 годы приводятся на основании закона об акцизах на топливо, подписанного Владимиром Путиным в сентябре 2019 года.
Старая песня о главном
Идея о реформировании транспортного налога вплоть до его отмены в счет акциза продолжает, тем не менее, звучать практически каждый год. Только этим летом в Госдуме родилось целых три предложения. Помимо Барышева с такой инициативой выступили и другие депутаты. Евгений Федоров, депутат от «Единой России» и член комитета Госдумы по налогам, предложил освободить от уплаты транспортного налога тех, кто редко пользуется своим автомобилем. Его инициатива состоит в том, чтобы дать право не платить налог тем, кто не использует автомобиль больше шести месяцев. Правда, чтобы воспользоваться этим правом, придется сдать регистрационные номера на машину в автоинспекцию. Василий Власов, депутат от ЛДПР, предложил отменить транспортный налог на автомобили российских марок, чтобы поддержать отечественный автопром, а также тех, кто вынужден пользоваться его продукцией. «Такие автомобили приобретают граждане с невысоким уровнем благосостояния», — объяснил свою позицию депутат. Есть ли у депутатов шанс реализовать свои идеи? Что думают об этом эксперты?
Три причины сказать «нет»
«Наиболее эффективный вариант — полная отмена транспортного налога и перевод этой платы на акциз, тем более что рост акцизов — это и есть те самые деньги, заменяющие налог, — говорит Виталий Овчинников. — Частичные послабления, будь то отмена налога для „пассивных“ автовладельцев или скидки, ничего не дадут». Дарья Тимченко полагает, что отмена налога на авто российского производства действительно станет хорошим стимулом для роста продаж отечественных моделей. Но есть и мнение, что отменять налог в текущей ситуации не следует. Аргументы противников сводятся к следующим пунктам: 1. Нельзя лишать региональные бюджеты дохода Пусть это и меньше 2% всех доходов местного бюджета, но курочка по зернышку.
«В условиях падения нефтегазовых доходов бюджеты всех уровней, в том числе региональные, находятся в сложной ситуации, — обращает внимание управляющий партнер консалтинговой компании „ЮКЕЙ“, генеральный директор „Юкей-Аудит“ Евгений Южанинов. — Любые действия по отмене налогов еще более усугубят их положение».
Ряд экспертов использовали традиционный аргумент: отмена транспортного налога сократит размеры региональных дорожных фондов, что грозит неотремонтированными дорогами. 2. Цена на бензин вырастет
«По данным Минфина РФ, по итогам 2019 года поступление акцизов в региональные бюджеты составило 632 миллиарда рублей, а доходы от транспортного налога — 175,1 миллиарда рублей, — говорит Евгений Южанинов. — То есть, чтобы компенсировать региональным бюджетам потерю транспортного налога, поступления от акцизов придется увеличить почти на 30%».
В какой-то степени увеличение произойдет за счет уже запланированного увеличения доли регионов в распределении собранных акцизов (как мы писали выше, если в этом году в регионы направляется 66,6% всех собранных акцизов, то в 2021 году это будет уже 74,9%). Однако без увеличения суммы самих акцизов не обойтись.
«Спрогнозировать, насколько поднимется цена на бензин в результате такого роста акцизов, достаточно сложно», — говорит Южанинов. Но в том, что цена на бензин и «дизель» вырастет, можно не сомневаться.
3. Это вызовет инфляцию Да, акциз на топливо можно рассматривать как косвенный налог на владение или пользование автомобилем. И действительно, в некотором смысле это более справедливый налог, ведь плата привязана к потреблению. Однако рост акцизов на топливо гораздо больше влияет на рост инфляции, чем рост транспортного налога. Остановимся на этом моменте подробнее.
Почему акцизы разгоняют инфляцию?
Повышение акцизов приведет к росту цен практически на все группы товаров, заявил Минфин. «Топливо так или иначе используется в транспортировке сырья, материалов, товаров. Поэтому затраты на него учитываются в себестоимости практически любого товара или услуги», — поясняет Евгений Южанинов.
Если повысить акциз на топливо, то он будет учитываться при каждом производственном переделе.
Суть в том, что транспортный налог платит конечный пользователь — гражданин или компания, и в случае его повышения это станет нагрузкой только для владельца авто. Если же повысить акциз на топливо, то он будет учитываться при каждом производственном переделе — точно так же, как НДС.
«То есть при повышении акцизов возникнет мультиплицирующий эффект, который будет разгонять цены по всей цепи взаимодействующих друг с другом экономических агентов, — объясняет Александр Осин. — Каждый экономический агент будет учитывать и сам налог, и эффект от этого налога на ценах смежников и в условиях отсутствия объективных данных о таких ценах будет повышать налог с запасом, стимулируя инфляцию».
Насколько вырастет инфляция? На 20–30%, считает Осин.
«Для примера, повышение НДС всего на 2 процентных пункта до 20% с 1 января 2019 года, судя по статистике аналогичных мер в других странах и исходя из параметров администрирования этого налога в РФ, должно быть в среднесрочном периоде оценочно отыграно ускорением инфляции в РФ в размере от нескольких десятых до нескольких процентов в годовом исчислении, — продолжает эксперт. — Этого не происходит по причине кризисного шока и жесткой политики регулятора, а также на фоне общего ужесточения налогово-регулятивных условий в РФ в последние годы, несмотря на застой последних восьми лет».
Как решают вопрос за рубежом?
По-разному. Сказать, что транспортный налог — пережиток прошлого и в цивилизованном мире не применяется, уж точно нельзя. Транспортный налог применяется в Германии, Франции, Италии, Великобритании. Только если в России величина налога рассчитывается, исходя из объема двигателя, а также стоимости автомобиля и его возраста, то в странах ЕС учитывается, помимо объема двигателя, также и объем выбросов СО2. Неслучайно иногда этот налог называют экологическим. В некоторых странах, в их числе Франция и США, налог уплачивается при покупке автомобиля или же при постановке его на учет. Но редко в какой стране этим дело и ограничивается. Посмотрим на некоторые цифры на примере экологического налога во Франции. В конце 2019 года во Франции повысили налог на автомобили, которые выбрасывают более 212 граммов СO2 на километр. Если раньше владельцы таких машин платили по 12 500 евро в год, то теперь они платят по 20 000 евро. О каких машинах идет речь? Вот пара примеров. Mercedes-AMG GLC 43 (390 л. с.) выбрасывает 234 грамма углекислого газа на километр, Jaguar F-Type R (575 л. с.) — 269 граммов, а 1500-сильный Bugatti Chiron — 516 граммов. По подсчетам министерства финансов Франции, увеличение налога должно приносить в казну дополнительные 50 млн евро в год, которые власти хотят пустить на развитие экологически чистого транспорта. А в США как раз реализована идея с акцизами: уплатив при покупке от 1% до 7% от стоимости автомобиля, последующие платежи в казну автовладелец делает, расплачиваясь за топливо на бензоколонке.
Так отменят ли транспортный налог с 2021 года?
Минфин уже выступил против отмены налога — как он выступал против все предыдущие годы. Ровно с той же аргументацией: региональные бюджеты и дорожные фонды лишатся денег, а «значительное увеличение ставки акциза на топливо приведет к росту цен практически на все товары». Удастся ли ведомству отстоять свою позицию и в этот раз? Ведь в пояснительной записке к законопроекту депутат Андрей Барышев отметил, что ранее сам Владимир Путин высказался за отмену транспортного налога. И это действительно так.
Впервые об отмене транспортного налога Путин заговорил еще в 2010 году, будучи премьер-министром. Потом в 2012-м, уже будучи президентом. С тех пор он возвращался к этой теме неоднократно, в последний раз — в связи с решением отменить налог с 2016 года. Текущая ситуация — падение доходов населения в связи с пандемией коронавируса — подходящая, чтобы вспомнить об этой инициативе, которая, безусловно, положительно сказалась бы на рейтингах власти.
Но, несмотря на это, большинство экспертов считает, что традиция отклонять законопроекты об отмене транспортного налога будет продолжена. Так, Евгений Южанинов напомнил, что в 2017 году в Госдуму было внесено аж пять аналогичных законопроектов и все они были отклонены. Тем более после очередной негативной резолюции Минфина. Максимум, на что можно рассчитывать, — это на то, что «в связи с тяжелой экономической обстановкой и снижением уровня доходов населения в текущем году в связи с пандемией возможна временная отмена транспортного налога, например, за 2020 год», предполагает Дарья Тимченко.
Сейчас важнее не допустить роста или введения новых налогов.
«В существующих условиях я считаю более эффективным сохранение налоговой стабильности, — говорит Евгений Южанинов. — На мой взгляд, сейчас важнее не допустить роста или введения новых налогов». Чтобы поддержать пострадавшие от «коронакризиса» отрасли, компании или группы населения, российское правительство выбрало путь адресной помощи, которая для бюджета более выгодна, чем снижение налога для всей группы налогоплательщиков, считает Евгений Южанинов. Правда, вот ведь какое дело. Объяснение, что повышение акцизов вызовет инфляцию, вовсе не означает, что акцизы не будут повышаться. Исторический опыт подсказывает: будут. Но не ради компенсации транспортного налога, а просто так.
Бросайте бухгалтерию, в маркетинге платят больше
Получите красный диплом о профессиональной профпереподготовке — станьте интернет-маркетологом. Помогайте бизнесу продвигать товары и зарабатывайте 150 000 ₽ в месяц. Мы готовы научить вас этой профессии за два месяца. Вы сможете:
• строить продуктовые гипотезы;
• работать с аналитикой;
• настраивать любую рекламу под потребности бизнеса;
• создавать посадочные страницы;
• использовать все каналы для продвижения бизнеса.
Курс стоит меньше 50 000 ₽ и отбивает все траты за один месяц работы маркетологом. Новый учебный поток стартует через две недели — успейте записаться или заполняйте форму ниже — расскажем больше.
Акциз на автомобили в 2023 году: ставки, расчеты, примеры
Содержание
- Акциз на автомобили в 2023 году
- Как рассчитать акциз на автомобиль в 2023 году
- Ставки акциза на автомобили
- Повышение ставок акциза на автомобили и мотоциклы в 2023 – 2023 гг.
- Порядок исчисления и уплаты акциза на автомобили в 2023 году
- КБК при оплате акциза на автомобили и мотоциклы в 2023 году
- Ответственность за неуплату акциза на автомобиль
Автомобили и мотоциклы, введенные в РФ согласно процедуре импорта, а также произведенные и реализованные в РФ, входят в перечень подакцизных товаров на основании ст. 181 НК РФ. В статье разберем порядок начисления и уплаты акциза на транспортные средства, а также на примерах рассчитаем акциз на автомобили в 2023 году с учетом установленных ставок.
Акциз на автомобили в 2023 году
Акциз на автомобили в 2023 году
В соответствие со ст. 182 НК РФ, плательщиками акциза признаются организации, ИП и физлица, импортирующие легковые автомобили и мотоциклы в РФ, а также субъекты хозяйствования, выступающие производителями транспортных средств (ТС).
Подакцизными операциями с ТС признаются:
- ввоз легкового автомобиля или мотоцикла на территорию РФ согласно таможенной процедуре импорта;
- передача произведенного ТС структурному подразделению для переработки, реализации, собственного использования;
- продажа легкового автомобиля или мотоцикла на территории РФ (передача реализатором товара на торговую точку).
Дата подакцизной операции определяется на основании таможенной декларации (при импорте ТС) либо акта приема-передачи (в прочих случаях).
На основании ст. 183 НК РФ, реализация легковых автомобилей и мотоциклов за пределы таможенной территории РФ, в соответствие с процедурой экспорта, не признается подакцизной операцией. Данное правило действует в отношении экспорта как ТС, произведенных в РФ, так и автомобилей, ранее ввезенных в Россию по процедуре таможенного импорта.
Как рассчитать акциз на автомобиль в 2023 году
При расчете акциза на автомобиль или мотоцикл используется следующая формула:
АкцизТС = ПодакцизТов * Ставка — Вычеты,
где АкцизТС– сумма акцизного сбора, уплачиваемая налогоплательщиком при реализации/передаче/импорте автомобиля/мотоцикла;
ПодакцизТов – мощность ТС, введенного/произведенного/реализованного в течение отчетного периода (календарного месяца), исчисляемое в лошадиных силах (л/с);
Вычеты – сумма вычетов, предоставляемых в соответствие со ст. 200 НК РФ;
Ставка – ставка акциза, действующая в отношении ТС.
Статья 200 НК РФ предоставляет налогоплательщикам право уменьшить налоговые обязательства по акцизу на сумму сбора, уплаченного поставщику при покупке товара. К примеру, при расчете акцизного сбора к уплате, организация, которая приобрела импортный автомобиль для последующей реализации, вправе учесть сумму акциза, уплаченного поставщику.
Рассмотрим пример. ИП Сидорчук ввез на таможенную территорию РФ автомобиль Hyundai Elantra мощностью 128 л/с. На основании таможенной декларации Сидорчук оплатил акциз в сумме 5.760 руб.
Приобретенный автомобиль Сидорчук реализовал автосалон «АвтоДом».
При начислении акциза по факту реализации автомобиля конечному потребителю, автосалон вправе применить налоговый вычет в сумме акциза, уплаченного при покупке ТС у Сидорчука.
Ставки акциза на автомобили
В 2023 году Правительством внесены существенные изменения в ст. 193 НК РФ, регулирующие значения налоговых ставок. В частности ставки на табак и табачную продукцию, а также на электронные сигареты и жидкости для электронных систем были повышены на 10%.
Ставки акцизов на автомобили также не остались без внимания законодателей. На основании ФЗ-301 от 04.08.2023 Правительством утверждена прогрессивная ставка, предусматривающая рост акциза на автомобили в период с 01.07.2023 года по 2023 год включительно.
В 2023 году законодатели также дополнили Налоговый кодекс перечнем подакцизных товаров, включив в него автомобили с мощностью свыше 300 лошадиных сил. Среди чиновников и представителей бизнес-элиты поправки в НК РФ называют новой модификацией налога на роскошь. При этом многие эксперты полагают, что рост акцизов на автомобили бизнес-класса лишь вынудят производителей в внедрению новых модификаций ТС с мощностью до 199 лошадиных сил
Повышение ставок акциза на автомобили и мотоциклы в 2023 – 2023 гг.
На основании действующих законодательных актов акцизом облагаются автомобили мощностью свыше 90 л/с, мотоциклы – свыше 150 л/с.
В таблице ниже представлена актуальная информация о ставках акциза на автомобили и мотоциклы с 01.07.2023 года по 31.12.2023 года:
№ п/п | Подакцизный товар | Ставка акциза на каждую лошадиную силу ТС | |||
с 01.07.2023 года | 2023 год | 2023 год | 2023 год | ||
1 | Автомобили с мощностью от 90 л/с до 150 л/с включительно | 45 руб. | 47 руб. | 49 руб. | 51 руб. |
2 | Автомобили с мощностью от 150 л/с до 200 л/с включительно | 437 руб. | 454 руб. | 472 руб. | 491 руб. |
3 | Автомобили с мощностью от 200 л/с до 300 л/с включительно | 714 руб. | 743 руб. | 773 руб. | 804 руб. |
4 | Автомобили с мощностью от 300 л/с до 400 л/с включительно | 1.218 руб. | 1.267 руб. | 1.317 руб. | 1.370 руб. |
5 | Автомобили с мощностью от 400 л/с до 500 л/с включительно | 1.260 руб. | 1.310 руб. | 1.363 руб. | 1.418 руб. |
6 | Автомобили с мощностью свыше 500 л/с | 1.302 руб. | 1.354 руб. | 1.408 руб. | 1.464 руб. |
7 | Мотоциклы с мощностью свыше 150 л/с | 437 руб. | 454 руб. | 472 руб. | 491 руб. |
Рассмотрим пример. В августе 2023 года калининградский завод «Автотор» произвел 80 автомобилей Kia Stinger мощностью 370 л/с. В сентябре автомобили переданы в автосалоны для реализации.
При передаче автомобилей на торговые точки для реализации заводом «Автотор» начислил и уплатил акциз в сумме 37.503.200 руб. (1.267 руб. * 80 ТС * 370 л/с).
Порядок исчисления и уплаты акциза на автомобили в 2023 году
Импортеры и производители легковых автомобилей мощностью свыше 90 л/с и мотоциклов мощностью более 150 л/с уплачивают акцизный сбор по итогам отчетного периода – календарного месяца.
Срок уплаты акциза на легковые автомобили и мотоциклы – до 25-го числа месяца, следующего за отчетным. Этот же срок предусмотрен для подачи в ФНС налоговой декларации по акцизам.
Субъекты хозяйствования, совершающие подакцизные операции с ТС, заполняют и сдают налоговую декларацию по форме КНД 1151089.
При заполнении декларации налогоплательщик отражает в документе следующую информацию:
- наименование об организации/ИП, представителе;
- сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет;
- расчет суммы акциза по подакцизным товарам;
- операции, совершаемые с подакцизным товаром;
- сумма акциза, подлежащая налоговому вычеты;
- информация о реализации подакцизного товара в страны-члены ЕАЭС.
КБК при оплате акциза на автомобили и мотоциклы в 2023 году
При перечислении акцизного сбора на ТС в 2023 году налогоплательщики указываются следующие коды бюджетной классификации (КБК):
Подакцизный товар | КБК при уплате акцизного сбора на автомобили и мотоциклы в 2023 году | ||
Акциз | Пеня | Штраф | |
Автомобили легковые и мотоциклы | 182 1 03 02060 01 1000 110 | 182 1 03 02060 01 2100 110 | 182 1 03 02060 01 3000 110 |
Бланк декларации по акцизам на табак и табачную продукцию можно скачать здесь ⇒ Декларация по акцизу на табак и табачную продукцию КНД 1151074.
Ответственность за неуплату акциза на автомобиль
Субъекты хозяйствования, осуществляющие подакцизные операции с автомобилями и мотоциклами, в установленный срок не предоставившие в ФНС налоговую декларацию и не оплатившие акциз, привлекаются к налоговой ответственности в виде штрафов.
Организация/ИП, не предоставившая декларацию либо подавшая документ позже установленного срока, обязана уплатить в бюджет штраф в размере 5% от суммы акциза, начисленного к уплате на основании декларации. Минимальная сумма штрафа, установленная при данном нарушении, составляет 1.000 руб., максимальный размер взыскания – 30% от суммы начисленного акцизного сбора.
При нарушении сроков оплаты акциза ФНС вправе взыскать с налогоплательщика штраф в размере 20% от суммы недоимки. При этом, согласно НК РФ, недоимкой признается:
- недоплата по налогу (разница между начисленной и фактически уплаченной суммой акциза);
- полная сумма начисленного акциза при просрочке платежа либо неоплате.
В случае повторного нарушения налогоплательщиком сроков оплаты акциза в течение отчетного месяца размер штрафа возрастает до 40% от суммы недоимки.
Источник https://www.b-kontur.ru/enquiry/955-transportnyy-nalog-i-akcizy
Источник https://www.klerk.ru/buh/articles/504157/
Источник https://online-buhuchet.ru/akciz-na-avtomobili-v-2018-godu-stavki-raschety-primery/