Самые важные изменения ПДД от 1 марта 2023 года
С 1 марта 2023 года вступает в силу новая редакция правил дорожного движения. В предшествующих статьях серии неоднократно упоминалось, что нововведения станут самыми масштабными как минимум за последние 10 лет.
Однако при подготовке данной статьи информация была перепроверена и оказалось, что более 100 изменений за раз в текст ПДД ранее не вносилось (с момента публикации — 23 октября 1993 года). Так что обновление правил станет самым крупным как минимум за 30 последних лет.
В общем, нововведений очень много, а их подробное рассмотрение приведено в 25 предшествующих статьях серии «Новые ПДД с 1 марта 2023 года»:
Такой длинной серии статьей на pddmaster.ru еще не было. Скажу прямо, что после первого прочтения Постановление Правительства №1769 предполагалось, что статей будет около 15, а их публикация займет примерно 2 месяца. Однако законодатели постарались на славу, а изучение их трудов заняло гораздо больше времени (почти 3 месяца).
И, если Вы еще не читали предшествующие статьи, то настоятельно рекомендую это сделать. Дело в том, что каждый пункт правил важен и может помочь водителю избежать проблем (штрафов, ДТП) в той или иной ситуации.
Что касается данной статьи, то она в первую очередь предназначена для тех водителей, которым требуется быстро получить информацию об обновлениях ПДД, чтобы спокойно ездить по дорогам с 1 марта 2023 года. Ведь ни для кого не секрет, что только часть нововведений оказывает существенное влияние на дорожное движение и именно они и будут рассмотрены ниже.
Решение о публикации данной статьи было принято после того, как стало понятно, что для среднестатистического водителя, который не читал предшествующие статьи по мере публикации, осилить длинную и подробную серию статей за небольшой промежуток времени будет довольно проблематично.
Итак, рассмотрим топ 15 самых важных изменений ПДД от 1 марта 2023 года:
- Информация о нормативном документе
- №15. Знак «Инвалид» только при внесении автомобиля в реестр
- №14. Запрет перевозки пассажиров на мопедах
- №13. Скорость движения автобусов
- №12. Средства индивидуальной мобильности
- №11. Запрет на стоянку автобусов во дворах
- №10. Диагональные пешеходные переходы
- №9. Дополнительная секция светофора, предупреждающая о регулируемом пешеходном переходе
- №8. Табло «Внимание, пассажир!» на общественном транспорте
- №7. Комбинированные знаки для парковки
- №6. Перенос времени перестановки на конец суток
- №5. Синяя разметка для зоны платной парковки
- №4. Разделительная полоса в пределах одной проезжей части
- №3. Знак «Парковка» ограничивает зону действия запрещающих знаков
- №2. Временные дорожные знаки без желтого фона
- №1. Приоритет на перекрестках с круговым движением
Не лишним будет добавить, что изначально топ должен был содержать 10 нововведений, однако в процессе его составления оказалось, что в эти рамки вся необходимая информация не влезает. Так что перечень был расширен до 15 позиций.
Информация о нормативном документе
2023.01.09 Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.
Документ вступает в силу 1 марта 2023 года.
№15. Знак «Инвалид» только при внесении автомобиля в реестр
С 1 марта 2023 года меняются правила установки опознавательного знака «Инвалид» на автомобили. Ранее для установки знака было достаточно того, чтобы у водителя или пассажира имелся документ, подтверждающий установление инвалидности. Новые правила требуют, чтобы автомобиль дополнительно был внесен в федеральный реестр инвалидов.
№14. Запрет перевозки пассажиров на мопедах
С 1 марта 2023 года перевозка пассажиров на мопедах и скутерах запрещается абсолютно всех случаях.
№13. Скорость движения автобусов
При выборе скорости движения автобуса вне населенного пункта водитель должен учитывать, к какой группе транспортных средств этот автобус относится. До 1 марта 2023 года признаками «быстрого» автобуса были его «междугородность» и «маломестность».
С 1 марта к «быстрым» автобусам относятся автобусы, оборудованные ремнями безопасности и предназначенные только для перевозки сидящих пассажиров.
№12. Средства индивидуальной мобильности
С 1 марта 2023 года в правила введен термин «средство индивидуальной мобильности», объединяющий в себе электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства.
Если говорить коротко, то средства индивидуальной мобильности займут промежуточное положение между пешеходами и велосипедистами. А более подробные правила для них рассмотрены в следующих статьях:
№11. Запрет на стоянку автобусов во дворах
С 1 марта 2023 года введено ограничение на стоянку автобусов в жилых зонах и на дворовых территориях. Автобусам запрещается стоять вне специально выделенных и обозначенных знаками или разметкой мест.
Так что в обычном среднестатистическом дворе, где нет ни знаков, ни разметки, оставить личный автобус на стоянку на ночь с 1 марта невозможно.
№10. Диагональные пешеходные переходы
С 1 марта 2023 года используется новая разметка для обозначения диагональных пешеходных переходов:
Переходить дорогу по диагональному переходу пешеходы могут только на регулируемом перекрестке. Если светофоры не работают, то диагональным переходом воспользоваться нельзя.
№9. Дополнительная секция светофора, предупреждающая о регулируемом пешеходном переходе
С 1 марта 2023 года на регулируемых перекрестках может устанавливаться дополнительная секция с белым сигналом, которая предупреждает водителя о том, что после поворота в указанную сторону на его пути окажется пешеходный переход, где движение пешеходов разрешено:
Естественно, при повороте на перекрестке следует уступить дорогу пешеходам (не зависимо от сигналов светофора).
№8. Табло «Внимание, пассажир!» на общественном транспорте
Если на общественном транспорте включено новое табло «Внимание, пассажир!«, то водитель автомобиля должен остановиться перед остановкой общественного транспорта и дождаться, пока погаснет табло и все пассажиры покинут проезжую часть. Если пассажиров на проезжей части уже нет, а табло «Внимание, пассажир!» продолжает гореть, водитель автомобиля ехать не может:
№7. Комбинированные знаки для парковки
С 1 марта 2023 года на дорогах появятся комбинированные дорожные знаки, объединяющие знак «Парковка» с табличкой «Платные услуги» или «Инвалиды». Значение комбинированного знака точно такое же, как и у знака с соответствующей табличкой.
№6. Перенос времени перестановки на конец суток
Термин «время перестановки» применяется на дороге в том случае, если на разных сторонах проезжей части установлены знаки, запрещающие стоянку по четным и нечетным числам месяца. Время перестановки обозначает время, в течение которого автомобили могут стоять на двух сторонах проезжей части.
До 1 марта 2023 года время перестановки действовало с 19 часов до 21 часа. С 1 марта время перестановки действует с 21 часа до 24 часов ежедневно.
№5. Синяя разметка для зоны платной парковки
С 1 марта 2023 года синяя прерывистая разметка будет применяться для обозначения зон платной парковки:
При этом нужно понимать, что если на дороге есть синяя разметка, то парковка является платной. Однако нет правила, которое говорило бы о том, что все платные парковки должны обозначаться синей разметкой. То есть, если парковка размечена белой разметкой, то она может быть как платной, так и бесплатной. Так что ориентируйтесь в первую очередь по дорожным знакам. А синяя разметка — это лишь вспомогательный признак.
№4. Разделительная полоса в пределах одной проезжей части
До 1 марта 2023 года разделительная полоса на дороге гарантировала, что на данной дороге несколько проезжих частей. С 1 марта разделительный полосы могут применяться в том числе в пределах одной проезжей части:
При наличии на дороге разделительной полосы, разделяющей попутные полосы движения, следует быть внимательным при выборе траектории движения на перекрестках.
№3. Знак «Парковка» ограничивает зону действия запрещающих знаков
С 1 марта 2023 года знак «Парковка» уменьшает зону действия знаков, запрещающих остановку и стоянку:
№2. Временные дорожные знаки без желтого фона
С 1 марта 2023 года временными дорожными знаками считаются не только знаки на желтом фоне, но и знаки, установленные на переносных опорах:
№1. Приоритет на перекрестках с круговым движением
С 1 марта 2023 года при въезде на перекресток с круговым движением по главной дороге, водитель не должен уступать дорогу, то есть имеет преимущество:
В остальных случаях (на равнозначном перекрестке или при въезде по второстепенной дороге) водитель, как и раньше, уступает дорогу.
Примечание. В данной статье все изменения правил описываются максимально простым языком, а пункты ПДД не приводятся. Если Вы хотите получить более подробную информацию о каком-то изменении, то воспользуйтесь кнопкой, расположенной под ним.
Напоминаю, что содержание серии статей «Новые ПДД с 1 марта 2023 года» доступно на следующей странице:
Кроме того, рекомендую Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:
Если Вы прочитали данную серию статей полностью, то поздравляю, нововведения от 1 марта 2023 года не доставят Вам проблем. Ну а если Вы пропустили какие-то из предшествующих статей, то рекомендую их изучить. Времени на это еще предостаточно.
Удачи на дорогах!
Обновлено: 9 января 2023
Максим Калашников
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Что изменится для водителей в 2023 году: от получения прав до штрафов
С 1 января 2023 года отменилискидку 30% на оплату госпошлины через «Госуслуги». Скидка предоставлялась пользователям портала при безналичной оплате. Это была временная мера поддержки, и ее срок истекает в текущем году.
Штрафы будут списывать автоматически
С 1 января 2023 года штрафы за нарушение ПДД будут автоматически списывать с банковской карты водителя. Изменение связано с введением реестровой модели исполнительного производства.
Нарушитель ПДД должен заплатить штраф в течение 60 дней. По истечении срока информация о долге поступит в базу судебных приставов. На основании этих данных электронная система откроет исполпроизводство и направит сведения в банк для списания денег.
В 2023 году сохранится скидка 50% на уплату штрафа ГИБДД в первые 20 дней.
Техосмотр подорожает
С 1 января 2023 года вырастет стоимость технического осмотра (ТО) транспорта. До 20 декабря 2022 российские регионы должны были определить, как будут формировать стоимость услуги. Один из предложенных вариантов — поднять цену техосмотра на процент инфляции.
При этом минимальная стоимость за ТО легкового авто составит 913 ₽, грузового — от 999 ₽ до 1 966 ₽.
Водительские удостоверения продлят автоматом
Правило касается водительских прав, срок действия которых заканчивается с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023. Их менять не нужно — документ считается действительным еще в течение трех лет. Например, если права выданы до 15 ноября 2022 года, их автоматически продлят до 15 ноября 2025.
Новость касается только российских прав. Если водитель планирует заграничную поездку на машине, поменять международные права нужно вовремя.
Отменят бумажную медсправку для водителей
С 1 марта 2023 не будут выдавать бумажную справку о прохождении медосмотра для получения прав. ГИБДД будет получать информацию из баз Минздрава. Но проходить медосмотр по-прежнему нужно — законодательные изменения касаются только формы документа.
Новые основания для отстранения от экзамена в ГИБДД
С 1 марта 2023 изменится список оснований, по которым могут отстранить от сдачи экзамена и получения прав. Например, в него войдут следующие ограничения:
- истек срок действия паспорта;
- истек срок действия медзаключения;
- неявка на экзамен или для получения прав;
- отказ фотографироваться на права.
Изменятся основания для лишения прав
С 1 марта 2023 водительские права будут аннулировать, если у человека появились медицинские противопоказания к управлению транспортом. Кроме этого, удостоверения аннулируют у водителей, которые получили медсправку с нарушениями или по поддельным документам.
Если у водителя диагностируют заболевание, с которым противопоказано управлять авто, ему нужно будет пройти внеочередную медкомиссию. Иначе ждет автоматическое лишение прав.
Новые удостоверения без штрихкода
На действующих водительских удостоверениях напечатан штрихкод для считывания информации, но сегодня им уже не пользуются. С 1 марта 2023 будут выдавать новые права без штрихкода.
Вырастут тарифы для водителей
С 1 января 2023 года российские автовладельцы будут оплачивать госпошлину по новым тарифам:
- за выдачу и замену свидетельства о внесении изменений в конструкцию автомобиля — 1 500 ₽;
- за выдачу и замену разрешения на внесение изменений в конструкцию автомобиля — 1 000 ₽;
- за выдачу свидетельства о допуске транспорта к перевозке опасных грузов — 1 500 ₽;
- за продление свидетельства о допуске транспорта к перевозке опасных грузов — 1 000 ₽.
Новый порядок тестирования на алкоголь
С 1 марта 2023 меняется порядок проверки водителей на алкогольное опьянение. Теперь инспекторы должны проводить тестирование в присутствии двух понятых или фиксировать процедуру на видео. Результат теста должен быть распечатан.
«Зеленые карты» перестанут действовать
С 1 июня 2023 года заканчивается действие двусторонних соглашений между Российским Союзом Автостраховщиков (РСА) и государствами ЕС и Швейцарией. Поэтому перестанут работать международные полисы ОСАГО для поездок в эти страны — сейчас страховка обязательна для пересечения границы на авто.
Аналогично полис «Зеленая карта» не будет работать на территории России. Чтобы въехать на машине в европейскую страну, нужно будет купить местный полис ОСАГО.
Скидка на ОСАГО для инвалидов — по заявлению
Инвалиды и родители детей-инвалидов имеют право на компенсацию в 50% за полис ОСАГО. В 2022 году при оформлении полиса они указывали СНИЛС, и ПФР автоматически переводил деньги на банковский счет. С 1 января 2023 для получения компенсации нужно подавать заявление через «Госуслуги».
Продолжится эксперимент с электронными правами
Российские водители вместо оригинала водительского удостоверения, паспорта транспортного средства (ПТС) и свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС) могут предъявить инспектору QR-код на экране смартфона. Эксперимент начался 1 октября 2022 и продолжится в 2023 году. Пока автовладельцы обязаны иметь при себе оригиналы документов.
Чтобы получить электронные права, нужно скачать приложение «Госуслуги.Авто» и загрузить в него сканы водительских прав, СТС и ПТС. Система сгенерирует QR-код, в котором зашифрована информация о ваших документах. Чтобы уточнить информацию, инспектору ГИБДД достаточно считать код специальным устройством.
Тестовую версию аналогичного сервиса запустила соцсеть «ВКонтакте» совместно с Минцифры. Для оформления электронных прав нужно зайти во вкладку «Сервисы», открыть мини-приложение «Госуслуги» и выбрать раздел «Авто».
Вся правда о поправках в ПДД и новых штрафах ГИБДД с марта 2023 года
Начиная с весны 2023 года в силу вступает достаточно много изменений, вводящих новые правила движения по дорогам электросамокатов, обновлённые требования к движению на круговых перекрёстках, ещё один сигнал светофора, а также ряд новых дорожных знаков. Кроме того, с 1 марта 2023 года вступают в силу новые правила медицинского освидетельствования водителей. В данной статье представляем обзор всех нововведений с марта со ссылками на официальные источники информации, а также представим, как изменятся штрафы за нарушения.
Изменения в ПДД РФ с 1 марта 2023 года – это правда?
Сущая правда. Вы, вероятно, видели во многих источниках в интернете о том, что с начала весеннего времени в Правила дорожного движения вводятся многочисленные поправки. Однако, не всё это соответствует правде.
Хотя, сам факт внесения изменений имеет место. Обновления вводятся в соответствии с Постановлением Правительства РФ №1769 от 06.10.2022 г. Полный текст всех правок вы можете увидеть на официальном портале опубликования.
Вас также заинтересует:
Какие поправки вступают в силу с марта 2023?
Их, как мы уже указали выше, достаточно много. И все их можно поделить на несколько основных категорий:
- обширные изменения в ПДД по части требований и ограничений к движению электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности,
- несколько свежих дорожных знаков,
- одна, но очень существенная поправка в правилах кругового движения,
- новый сигнал светофора,
- и реализация права передавать для проверки инспектору ДПС электронные документы на машину.
Давайте подробнее и рассмотрим все эти новшества.
Новые правила ограничения для электросамокатов
До настоящих поправок разного рода электросамокаты, гироскутеры, моноколёса и подобные устройства с двигателями не регулировались практически никакими законами. Единственное, что было для них – это косвенные определения в ПДД:
- если мощность электродвигателя меньше 250 Вт, то его приравнивали (в судебной практике) к велосипеду или пешеходу,
- если больше, то к мопеду со всеми вытекающими последствиями в виде передвижения в состоянии опьянения, без прав и так далее.
С 1 марта 2023 года дано чёткое определение новому термину «Средство индивидуальной мобильности«. И, согласно ему, к СИМ теперь приравниваются устройства со следующими критериями.
- Оно является транспортным средством, то есть предназначается для перевозки людей (или грузов или оборудования), но не путать с механическим ТС – в новых ПДД теперь прямо указано, что в эту категорию не включаются СИМ.
- Оно имеет одно или несколько колёс, но может вместо них также иметь и ролики,
- И, наконец, главной его целью является индивидуальное передвижение человека (то есть по одному человеку) с помощью двигателя.
Обратите внимание, что в новых изменениях не указано, что электросамокат должен обязательно обладать электрическим мотором – может и бензиновым и даже дизельным.
Таким образом, электросамокаты теперь приравниваются:
- к транспортным средствам (но не механическим),
- водитель СИМ – это не пешеход,
- однако, если лицо спешилось (например, на переходе), то тогда становится пешеходом (ведущим СИМ).
Для максимально подробного ознакомления с этим нововведением предлагаем вам нашу специальную статью о новых правилах для электросамокатов.
Ограничение скоростного режима
25 км/ч. Это максимально возможная по новым правилам скорость для электросамокатов (точнее, всех средств индивидуальной мобильности). Это регулирует вновь появившийся пункт 24.6 новых ПДД с 1 марта.
При этом, это новое правило приведено в соответствие ГОСТу Р 70514-2022, согласно которому, максимальная техническая скорость у любого СИМ должна быть не более 25 км/час. Кроме того, различные организаторы пунктов проката устанавливают принудительное ограничение скорости, которое нередко может быть и ниже этой отметки.
Запрещено ездить по пешеходным переходам
Обновлённый пункт Правил под номером 24.8 теперь запрещает водителям СИМ двигаться по пешеходным переходам (точнее, пересекать по ним дорогу – как это делают сами пешеходы). В этом случае теперь существует обязанность спешиться.
Такая обязанность была у велосипедистов, водителей мопедов, а теперь и у электросамокатчиков она появилась.
Где и как можно передвигаться?
В целом здесь электросамокаты приравняли к велосипедистам. То про приоритетности для водителей СИМ допускается движение по:
- велодорожкам, велозонам, велопешеходным дорожкам,
- также можно ехать по тротуарам и пешеходным дорожкам для электросамокатов, масса которых не более 35 кг,
- при отсутствии вышеуказанных или невозможности по ним передвигаться можно выезжать на обочину дороги,
- и далее по правому краю проезжей части, если нет обочины.
Всего для водителей средств индивидуальной мобильности предусмотрено достаточно много требований – все их мы рассмотрели в той же отдельной статье. А также новые штрафы ГИБДД для электросамокатов и что грозит за нетрезвую езду на таких самокатах.
Новшества в правилах кругового движения
Ещё одно значительное обновление ПДД – изменяется порядок проезда автомобилей по круговым перекрёсткам в соответствии со знаками приоритета.
До марта работала такая схема, что круг – всегда главная дорога. Однако, на практике многие водители могли видеть такую ситуацию, когда перед кольцевым движением были установлены знаки, изменяющие такой приоритет по умолчанию. Но в этом случае получалось противоречие с пунктом 13.11.1 (ссылка на пункт в предыдущей редакции), где чётко было указано, что, если перед перекрёстком стоит знак кругового движения, то вы обязаны уступать.
С 1 марта 2023 года данную ситуацию изменили – теперь знаки преимущественного проезда стоят выше пункта 13.11.1, который прямо указывает, что при въезде на круг нужно уступать только в тех случаях, когда у вас главная дорога. А она может быть обозначена знаком.
Таким образом, у нас становится три варианта организации движения.
Слева – мы уступаем, посередине – у нас главная дорога, справа – мы уступаем
Возможность предъявлять ГИБДД для проверки электронные документы
Уже некоторое время в России действуют две возможности: предъявлять сотруднику ДПС права и/или свидетельство о регистрации на машину в электронном виде через Госуслуги. Однако, в пункте 2.1.1 ПДД не было указано, что документы могут быть электронными. Как итог, инспектор мог потребовать у вас бумажные оригиналы, и смысла в электронных терялся.
С 1 марта в пункт 2.1.1 добавляется сноска о том, что в случае оформления электронного документа предъявлению подлежит он, либо его распечатка на бумаге.
Однако, и здесь нет однозначного ответа о том, что является электронным документом. По сути своей ни СТС, ни водительские права в электронном виде в их текущем состоянии не являются электронными документами – это даже не копии бумажных оригиналов, а QR-код для проверки их по базе. Поэтому просто оставлять удостоверение и СоРТС дома и не возить их с собой не стоит – по меньшей мере, пока не сработается практика правоприменения новых ПДД.
Новый сигнал светофора в ПДД
И одно из наименее полезных нововведений – сигнал светофора с марта 2023 года. Он не несёт с собой никаких прав, обязанностей, а просто информирует.
Речь идёт о силуэте пешехода на светофоре перед перекрёстком, который говорит поворачивающим водителям о том, что в направлении их движения зелёный свет горит одновременно ему и пешеходам на дороге, на которую тот поворачивает. То есть данное новшество вводится в целях повышения безопасности.
Новый сигнал выполнен в виде дополнительной секции и выглядит следующим образом по ГОСТу:
6 дорожных знаков
- Знак запрета для движения автобусов:
- Табличка о том, что основной знак распространяется для средств индивидуальной мобильности, а также запрет движения для СИМ:
- Обновления знаков парковки, означающих соответственно платную и парковку для инвалидов:
- И ещё одна табличка, означающая, что на данном объекте есть зарядка для электрических транспортных средств:
Изменения в правила освидетельствования с 01.03.2023 года
И, наконец, последняя свежая новость вовсе не касается Правил дорожного движения, а вводит поправки в правила освидетельствования водителей.
Но самое главное здесь то, что в заголовках многих источников вы сможете увидеть якобы о масштабных изменениях в эти правила. На самом же деле, поправки преимущественно «косметические» – то есть приведены в соответствие действующему законодательству.
Единственные существенные новшества касаются того, что инспектор при проведении проверки на алкогольное опьянение теперь может не показывать клеймо поверителя водителю, а также свидетельство о поверке. То есть водитель сможет проверить наличие поверки (проверки на соответствие прибора законодательству и на точность его измерений) только постфактум в специальном информационном фонде.
Сами новые правила освидетельствования – это соответствующее Постановление Правительства Российской Федерации №1882.
Источник https://pddmaster.ru/novoe/pdd-top-0323.html
Источник https://life.akbars.ru/personal-finance/zhivem-po-zakonu/chto-izmenitsya-dlya-voditeley-v-2023-godu-ot-polucheniya-prav-do-shtrafov/
Источник https://autotonkosti.ru/q/vsya-pravda-o-popravkah-v-pdd-i-novyh-shtrafah-gibdd-s-marta-2023-goda