Как правильно тормозить. Торможение на механической и автоматической коробке передач. Экстремальные ситуации
Для опытных автовладельцев не будет большим трудом выбрать правильный в сложившейся ситуации способ торможения. При этом новички нередко путаются в новых условиях дороги, что часто приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Большое преимущество новичка на дороге в том, что им легко дается теория. А, держа в голове основные требования правил движения, гораздо легче их использовать в реальных ситуациях.
Основные правила торможения
При поиске оптимального способа торможения необходимо отталкиваться, прежде всего, от коробки передач своего автомобиля: механическая коробка передач или автомат. От типа трансмиссии авто в прямой зависимости находятся все будущие манипуляции автомобилиста.
Как правильно тормозить на механике
Для правильного торможения на МКПП перед светофором необходимо принимать во внимание как характеристики автомобиля, погодные условия, так и состояние полотна дороги. Предположим, вам предстоит остановиться перед светофором на автодороге с ровным сухим асфальтным покрытием.
Выполняем следующую последовательность действий:
- Левая нога выжимает сцепление.
- Левая нога остается на педали сцепления, правая выжимает тормозную педаль.
Указанные действия необходимо выполнять плавно, чтоб не допустить резкой остановки, встав за десяток метров до светофора и не «поймать поцелуй» от машины сзади. При полной остановке автомобиля необходимо, удерживая выжатыми сцепление и тормоз, включить первую скорость, что позволит вам незамедлительно начать движение при загоревшемся разрешающем сигнале.
Правильное торможение с автоматической коробкой
Можно ли тормозить двигателем с АКПП? Конечно! Более того, на автомашине с автоматикой новичку осуществить торможение очень легко. При этом необходимо осторожно отпускать и вновь надавливать на тормозную педаль до прекращения качения авто.
Тормозим экстренно
При необходимости применения экстренного торможения необходимо учитывать ряд факторов:
1) возможность сноса машины в юз и заноса
2) Не нужно одновременно осуществлять руление и тормозить. Это очень рискованно, так как наверняка приведет к потере управляемости. Впереди вдруг появилось препятствие — вначале необходимо нажать тормоз, затем непосредственно перед препятствием начинайте крутить руль, отжав при этом тормозную педаль.
Тормозим при экстремальных условиях погоды
Уметь притормозить и остановиться на сухом дорожном покрытии на МКПП или АКПП — не самое главное. Куда сложнее для начинающего водителя не допустить заноса или юза. Самое основное – научиться правильно тормозить на машине в холодную погоду на скользком дорожном покрытии.
Как необходимо тормозить на механической коробке передач и при этом не допустить юза и заноса в гололедицу? Прежде всего, необходимо управлять автомобилем более спокойно, чем в летнее время года на хорошем и не влажном асфальте.
На сырой или обледенелой дороге, в снегу вследствие плохого сцепления поверхности колеса автомобиля с дорожным покрытием путь торможения возрастает в несколько раз.
Даже если вы предусмотрели ухудшение погодных условий и «переодели» свой автомобиль в зимнюю «обувь», будьте внимательней, ведите свой автомобиль плавнее, начинайте тормозить заранее. Запомните: вождение летом и в холодное время года – два совершенно разных стиля управления своим авто.
Применяйте торможение двигателем для правильной остановки на механической коробке передач на обледенелом дорожном покрытии. Такой способ может использоваться не только в условиях гололедицы. Но для начала давайте разберемся, что такое торможение двигателем и почему стоит его применять только в ограниченных дорожных ситуациях.
Особенности торможения двигателем
Такой тип торможения можно применять в ряде ситуаций:
- Необходимо остановиться или затормозить на крутом или затяжном спуске,
- Отказала тормозная педаль.
Что значит торможение двигателем? На самом деле этот способ стоило бы назвать торможением не двигателем, а с использованием рычага коробки передач. Хотя, если оценивать его в разрезе оказываемого влияния на механизмы машины, в таком случае двигатель здесь упоминается совершенно справедливо.
Для начала торможения двигателем необходимо отпустить педаль акселератора, затем нужно поочередно переключаться с повышенных скоростных передач на пониженные.
Обратите внимание: совершать такие действия нужно поочередно.
Если вы перейдете с 5 скорости непосредственно на первую, то незамедлительно потеряете управление своим автомобилем. В таком случае машина пойдет в занос, кроме того, может сорвать мотор. Будет большой удачей, если на вашем пути в этом случае, окажется ровное чистое поле, а не встречка с мчащимися машинами, или иное не менее опасное препятствие.
Спасибо за подписку!
Торможение двигателем на автомате
Для применения торможения двигателем на АКПП стоит обратить внимание на советы опытных водителей. Тут нет ничего особо сложного. Перед движением по трассе, идущей на спуск, необходимо перейти на режим понижения передачи D3, при более крутых спусках, руководствуясь своими ощущениями, можно перейти на режим D2 (L). Для применения дополнительного торможения используйте кнопку Hold.
Антиблокировочная система
Еще одним открытием современного автомобилестроения можно назвать антиблокировочную систему ABS. При резком нажатии на педаль тормоза колеса автомобиля не сорвутся в юз, а останутся под контролем автомобильного компьютера.
В обычных дорожных условиях у оборудованного АБС автотранспортного средства в значительной мере минимизируется тормозной путь. Экстремальные ситуации, когда колеса машины срываются в юз или пробуксовывают, минимизируются. Автомобиль, оборудованный системой АБС, не заносит.
В случае наличия на вашем авто такой системы вопросы правильного торможения с АБС излишни, просто начинайте тормозить. В ряде моментов на скользком дорожном покрытии или в иных сложных дорожных условиях педаль тормоза начинает дрожать и давить обратно на водительскую ногу. Волноваться не стоит, это работает система АБС, уверенно продолжайте тормозить.
Ряд моделей авто сейчас оборудованы кнопкой выключения работы системы АБС. Иногда такой функцией пользуются видавшие виды автовладельцы. Но даже им мы не рекомендуем выключать систему! Если в вашем автомобиле нет такой кнопки, а отключить АБС все равно необходимо, то это можно легко сделать, вынув отвечающий за ее работу предохранитель.
Бытует мнение, что применение системы АБС ведет к увеличению пути торможения. Такое мнение будет верным только при таких условиях:
- Поверхность дорожного покрытия не ровная, рыхлая. Например, гравийное или песчаное покрытие, глубокий снег. При таких условиях автомобиль, не оборудованный АБС, при блокированных колесах скорее «зароется» и прекратит движение. Именно в таких условиях опытные автолюбители и применяют функцию отключения антиблокировочной системы.
- «Облысевшая» резина. Вождение на такой резине становится куда более опасным именно на автомашине, оборудованной ABS.
АБС имеет ряд неопровержимых преимуществ, которые облегчают торможение в сложных условиях:
- Нет необходимости совершать ряд быстрых и прерывистых надавливаний на тормозную педаль — АБС срабатывает при 1 долгом надавливании
- Автомобиль остается под полным контролем водителя.
- Даже резкое маневрирование при повышенных скоростях теперь возможно, так как тормозная система с АБС более чуткая и уверенная.
Что делать при отказе тормозов
- Предупреди других водителей! Сигналь и включай аварийную световую сигнализацию
- При небольших скоростях есть смысл применить ручной тормоз. Нажимаем на кнопку и плавно поднимаем рычаг, при этом обращаем внимание на щелчки, не допускаем резкого торможения и блокировки колес автомобиля.
- Торможение ручником по каким то причинам невозможно? Тормозите двигателем! В критических условиях необходимо выключить зажигание, включить первую скорость. При этом поломка коробки передач или двигателя обеспечены, но жизнь значительно важнее.
- Остановиться никак не удается? Тогда ищите предметы, которые смогут послужить сдерживающим фактором. Ущерб от столкновения с ними должен является минимальным. Подойдут заросли кустов, сугробы, кучи мусора.
Вне зависимости от того, какой коробкой передач оборудована ваша машина, по какому дорожному покрытию движетесь, вам, прежде всего, нужно быть твердо уверенным в своих возможностях. Именно поэтому, прежде чем сесть за руль средства повышенной опасности и выехать на оживленную трассу, вам предстоит научиться правильно тормозить.
Как правильно тормозить на механике: пошагово для новичков
От того, насколько правильно новичок будет тормозить на автомобиле с МКПП, зависит безопасность его самого и других участников дорожного движения. Именно на этом этапе начинающие водители допускают больше всего критичных ошибок. Расскажем, что нужно знать о торможении и как правильно выполнять остановку транспортного средства с механической коробкой переключения передач, чтобы не было поломки автомобиля или ДТП.
Выжимать или нет сцепление при торможении на механике
Новички часто не знают, как правильно тормозить на механике — с выжатым сцеплением или нет. В некоторых автошколах часто учат сцепление выжимать сразу же, водители с разным стажем убеждают пользоваться педалью сцепления лишь когда автомобиль практически остановится, чтобы не заглохнуть. На самом деле, особенности работы со сцеплением зависят от погодных условий и состояния дороги.
Что происходит с машиной при выжатом сцеплении
Сцепление участвует в передаче крутящего момента с двигателя на КПП и далее на колеса автомобиля. Его выключают, когда нужно плавно переключать передачу, начать движение или окончательно остановиться, во всех остальных моментах движения оно должно быть включенным.
Если водитель нажмет во время торможения педаль сцепления — передача крутящего момента будет разорвана. Колеса станут вращаться по инерции, а значит есть риск, что их вращение станет неравномерным. Например, если водитель по неопытности или невнимательности зацепил правым бортом влажную обочину, скорость вращения колес при выжатом сцеплении тут будет выше, чем у колес, находящихся на асфальте. Как результат — возникновение заноса либо существенное ухудшение управляемости автомобилем.
Наиболее опасные моменты для торможения с выключенным сцеплением:
- движение на спуск;
- движение по мокрой или обледенелой дороге;
- движение по засыпанному мусором или песком асфальту.
Напротив, при включенном сцеплении, если начать торможение, крутящий момент будет передаваться на все ведущие колеса равномерно. В этом случае автомобиль станет более устойчивым, его остановка будет более плавной, а нагрузка на тормоза станет меньше. Как результат, торможение с включенным сцеплением снижает риск ДТП и повышает срок эксплуатации тормозной системы. Если же по ходу движения неожиданно появляется препятствие (на дорогу выйдет животное или человек), у водителя в автомобиле с включенным сцеплением будет больше возможностей для маневра.
Торможение до полной остановки — нужно ли сцепление
При торможении до полной остановки выжимать сцепление нужно, но не сразу. Опытные водители советуют сначала дождаться снижения скорости, пока не появится ощущение, что двигатель вот-вот заглохнет или начнет работать с перебоями. Лишь в этот момент следует выжимать сцепление и продолжать торможение до остановки.
Подходящий момент для выключения сцепления можно поймать и по тахометру: обороты будут близки к холостым.
Зачем нужен крутящий момент при торможении
Крутящий момент при торможении обеспечивает равномерную скорость вращения ведущих колес. За счет этого автомобиль может сохранять заданную рулевым управлением траекторию, а в случае необходимости будет легче ее изменить.
Есть еще один довод в пользу включенного сцепления. На большинстве современных автомобилей вакуумные усилители тормозов устроены таким образом, что наилучшие результаты дают именно при передаче крутящего момента с двигателя на колеса. В итоге длина тормозного пути будет меньше, чем у автомобиля, водитель которого тормозил с выключенным сцеплением.
Основные виды торможения
Ситуации на дороге и условия поездки могут быть разными, поэтому и видов торможения несколько. У каждого из них есть свои особенности, которые новичку нужно обязательно знать.
Штатное торможение
Штатное торможение происходит, когда водитель собирается остановить автомобиль в нужном ему месте. Это может быть остановка перед запрещающим сигналом светофора, при необходимости уступить дорогу, с целью припарковаться.
Вне зависимости от конечной цели водитель сначала притормаживает педалью тормоза и лишь когда обороты двигателя опускаются до холостых, выжимает сцепление и завершает процесс остановки.
Такой подход позволяет выдерживать нужную траекторию, а в случае необходимости — быстро набрать скорость.
Торможение двигателем
В некоторых случаях допустимо торможение двигателем. При этом водитель убирает ногу с педали газа, тем самым прекращая поступление топлива и снижая тягу двигателя. Торможение будет плавным, без нагрузок на тормозную систему.
Такой способ чаще всего используется на затяжных спусках. Водитель включает пониженную передачу и убирает ногу с педали газа. В итоге скорость движения автомобиля быстро снижается, при необходимости можно временами задействовать и тормоза.
Ступенчатое комбинированное торможение
Эту технику нужно освоить каждому новичку, желающему увереннее чувствовать себя за рулем. Суть ее в периодическом нажатии на педаль тормоза за короткий отрезок времени. Сила нажатия на педаль зависит от ситуации. Иногда автомобилю помогают замедлить ход и торможением двигателем.
На дорогах с плохим сцеплением с поверхностью — заснеженных, обледенелых или на бездорожье, используется ступенчатый способ торможения с повышением усилия. Водитель сначала на доли секунды слегка нажимает на педаль тормоза, постепенно увеличивая силу и продолжительность торможения. Важно, чтобы в этот момент была достаточная дистанция — тормозной путь при таком способе увеличивается. При этом траектория будет более предсказуемая.
На сухом асфальте или бетоне используют ступенчатый способ с понижением усилия. Первое усилие, прикладываемое ногой водителя на педали тормоза, будет самое сильное и продолжительное, затем следует череда недолгих и несильных касаний.
Этот способ позволяет сократить продолжительность тормозного пути с максимальным контролем над траекторией движения.
Экстренное торможение и руление
Многие водители в аварийной ситуации наклоняются вперед, намертво вцепляются в руль и изо всех сил жмут на педаль тормоза. Это грубейшая ошибка, которая может стоить жизни: автомобиль становится плохо управляемым, траектория его движения непредсказуема, а тормозной путь увеличивается.
Правильнее при экстренном торможении применять ступенчатый способ торможения (его еще называют импульсным), с повышением или понижением усилия на педаль тормоза, в зависимости от состояния дорожного покрытия. При необходимости и если позволяет обстановка, можно постепенно переключаться на пониженные передачи.
Руление же совершают в периодах, когда педаль тормоза отпущена. Движения руля такие короткие, импульсные, без перехвата рук. При таком подходе траектория будет более предсказуемой и меньше риска, что автомобиль уйдет в неконтролируемый занос.
Вместо наклона вперед, лучше упереться спиной в спинку кресла. Так более тонко чувствуется поведение автомобиля и начало заноса.
Как тормозить на машине с системой АБС
В автомобиле, не оснащенном ABS, при торможении блокируются все 4 колеса. ABS работает так, что при торможении колеса блокируются лишь на короткое время, благодаря датчику. Как только он «понимает», что какое-то колесо заблокировалось, то сразу же посылает импульс к электромагнитному клапану гидравлического блока. В итоге давление тормозной жидкости снижается или прекращается и колесо снова свободно вращается.
Система АВС позволяет применить импульсное торможение без участия водителя. Поэтому тут будет одно простое правило: при возникновении необходимости в быстрой остановке нужно просто нажать на педаль тормоза до упора. Умная электроника все остальное сделает сама.
На бездорожье нужно ориентироваться по ситуации: иногда ABS лучше отключить. Например, на песчаном склоне, где важно, чтобы колеса были постоянно заблокированы. Поэтому водителю нужно постоянно оценивать ситуацию, а не полагаться вслепую на электронику.
Как тормозить на машине с механической коробкой передач новичку
Мы рассмотрели общие правила торможения, которые нужно знать каждому новичку, впервые садящемуся за руль или имеющему незначительный стаж вождения. Теперь поговорим о некоторых нюансах.
Торможение перед светофором
Если дистанция до идущего впереди автомобиля и скорость движения позволяют, то перед светофором лучше тормозить двигателем. Для этого придерживайтесь следующего алгоритма:
- Уберите ногу с педали газа.
- Выжмите сцепление.
- Включите пониженную передачу (если была четвертая, значит включайте третью).
- Плавно уберите ногу с педали сцепления.
- При необходимости притормаживайте автомобиль нажатием на педаль тормоза.
Лишь подкатившись к светофору поближе, можно выжать педаль сцепления и окончательно остановить автомобиль. Иногда пониженную передачу можно не включать, если дистанции достаточно для плавной остановки автомобиля.
Торможение в повороте с МКПП
При прохождении поворота нужно заранее сбросить скорость и подготовиться к возможному торможению. Проще всего это делать по следующей схеме:
- Убрать ногу с педали газа
- Выжать педаль сцепления.
- Выбрать пониженную передачу.
- Отпустить педаль сцепления.
- Притормаживать педалью тормоза до безопасной скорости.
В повороте тормозить не нужно. На этом отрезке пути автомобиль должен двигаться на ровном газу, тогда его не сорвет в занос. Лишь только когда большая часть поворота пройдена и видно его конец, можно немного нажать на газ.
Резкое торможение в повороте недопустимо, снижайте скорость заранее.
Торможение с механической коробкой передач на спуске
На спуске всегда нужно тормозить двигателем, помня золотое правило: «чем круче уклон, тем ниже передача». В этом случае можно избежать перегрева тормозных дисков или колодок, из-за которого эффективность торможения снижается.
Алгоритм действий в этой ситуации:
- Увидев знак 1.13 «Крутой спуск» сбросьте газ, слегка притормозите. Это нужно, чтобы успеть оценить ситуацию на дороге и дать сигнал идущим сзади автомобилям о вашем замедлении.
- Выжмите педаль сцепления.
- Включите пониженную передачу.
- Отпустите педаль сцепления.
- При необходимости притормаживайте педалью тормоза, не трогая сцепление.
Если автомобиль ускоряется, переключайтесь еще раз на пониженную передачу и продолжайте уменьшать скорость кратковременным нажатием на педаль тормоза. При этом следите за дистанцией до впереди идущего автомобиля, она должна быть в два раза больше дистанции, которой придерживаетесь на ровной дороге.
Если впереди на близком расстоянии едет попутный автомобиль — не выключайте надолго сцепление. На спуске такое действие вызовет ускорение движения автомобиля, риск ДТП будет высоким. Поэтому переключайтесь на пониженную передачу как можно быстрее.
Если у вас отказали тормоза на затяжном горном серпантине — не отчаивайтесь. Ищите аварийные тупики (обычно их устраивают в конце затяжного спуска) и направляйте автомобиль туда. Эти участки имеют небольшой подъем, созданный специально для эффективной остановки автомобилей даже с отказавшей тормозной системой.
Как правильно тормозить на скользкой дороге
Если дорога скользкая, нужно соблюдать предельную осторожность и выбрать низкую, безопасную скорость. Тормозить безопаснее всего ступенчатым (импульсным) способом с повышением усилия. Хорошо, если ситуация стандартная и можно помочь машине торможением двигателем. Главное, не удерживайте педаль сцепления в выжатом состоянии долго, переключайте передачу как можно быстрее.
Особенно осторожны будьте при проезде через мосты: даже когда везде асфальт сухой, тут может быть наледь. Если возникла необходимость, тормозите аккуратнее.
Как тормозить в разных ситуациях
Тактика торможения зависит от скорости, дорожного покрытия, погодных условий, обстановки и других факторов. Все нюансы мы собрали в таблице.
Ситуация | Как тормозить | Что нельзя делать |
Прямая дорога или площадка, служебная остановка или парковка | С включенным сцеплением, если необходимо — применяя торможение двигателем | Двигаться на нейтральной передаче или с выключенным сцеплением |
Аварийная ситуация на сухой дороге | Импульсное торможение с понижением усилия | Давить педаль тормоза в пол и удерживать в таком положении |
Аварийная ситуация на мокрой или скользкой дороге | Импульсное торможение с повышением усилия | Сильно бить по педали тормоза, рулить в момент торможения |
Движение на крутом спуске | Торможение двигателем на пониженной передаче, помогая автомобилю короткими нажатиями на педаль тормоза (если необходимо) | Пользоваться только педалью тормоза, долго тормозить |
Прохождение поворота | Сбросить скорость заблаговременно, не выключать сцепление в повороте | Резко тормозить, особенно долгим удержанием педали тормоза |
Мы разобрали все нюансы правильного торможения на механике, дали пошаговые инструкции по действиям в разных ситуациях. Если вы новичок, не пожалейте денег курсы водителей, наймите опытного автоинструктора и отработайте с ним все варианты не закрытой площадке или пустынных дорогах. Так вы научитесь правильно тормозить и сможете избежать ДТП в критичных ситуациях
Как грамотно тормозить на автомобиле и какие есть приёмы?
По мнению специалистов по безаварийному вождению торможение является наиболее значимой составляющей в плане безопасности. Неправильное или неграмотное его применение может спровоцировать потерю контроля над автомобилем, привести к потере его управляемости и устойчивости. Чаще всего это происходит вследствие блокировки колес, которая влечет за собой однозначную возможность и высокую вероятность заноса задней оси или сноса передней, вплоть до вращения, опрокидывания и вылета автомобиля с проезжей части. И хорошо — если на обочину, а если на встречную?
Тормозной и остановочный путь
Это два разных термина; остановочный путь складывается из суммы расстояний, которые проходит автомобиль за время реакции водителя на возникшее препятствие, плюс расстояние при срабатывании тормозных механизмов и, наконец, собственно тормозного пути транспортного средства.
Широкой публике это не совсем известно, но тормозной путь определён законодательно на основе расчетов экспертов. Например, с 60 км/час у автомобиля из самого массового сектора «С» он не должен превышать 36 метров, а вот остановочный путь зависит от целого ряда факторов:
- реакция водителя — от возраста, от времени за рулем и общей усталости, от его эмоционального состояния, степени концентрации в данную секунду времени и, наконец, самое главное — от его профессиональных навыков;
- время срабатывания тормозной системы зависит от типа привода тормозной системы (у воздушного или комбинированного оно больше, чем у гидравлического), от спецификации тормозных механизмов — диски или барабаны, конструкция рабочих и главного тормозных цилиндров, состояние рабочих поверхностей тормозных дисков и колодок и тд.
Реакция водителя обычно составляет от 0,6 до 1,5 секунды, а тормозная система схватывает колодки плюс-минус за 0,5 – 0,8 секунды (зависит от конструктивных особенностей).
Помимо прочего, у водителя должен быть запас хотя бы в 1 (одну) секунду на «всякое непредвиденное» — именно так опытный водитель рассчитывает расстояние до впереди идущего автомобиля в дорожном потоке.
Как его измерить? Разные наставления (и разные «советы бывалых») предлагают и различные методики расчетов. Самый простой учитывает как раз не метры, а секунды. Например, двигаясь в дорожном потоке, вы выбираете на обочине какую-нибудь неподвижную отметку — крышку люка, столб, элемент разметки — и фиксируете момент, когда задний бампер впереди идущего авто с ней поравняется. С этого момента считаете в уме: «21, пауза, 22, пауза, 23…», — пока ваш автомобиль поравняться с этой же отметкой своим передком. Только со временем вы и научитесь соблюдать эту 3-секундную дистанцию — именно такой она должна быть, ПОВТОРЯЮ ЕЩЁ РАЗ, для современного автомобиля класса «С» массой «чуть за тонну». Для других автомобилей расчеты, понятно, иные.
Ещё немного НЕ школьной физики, а расчетов экспертов. Тормозной путь увеличивается пропорционально квадрату скорости, то есть, если вы увеличиваете скорость в два раза, то тормозной путь увеличивается — в четыре, а остановочный — еще на три секунды больше. Или — если ближе к реальности, — с 65-ти км/час остановочный ваш путь «зашкалит» далеко за 40 метров. А «лишние» 4-5 метров — это уже не треснувший бампер или погнутое крыло.
При определении степени вины участников в ДТП проводятся самые разные автотехнические экспертизы:
- обстоятельств и механизма ДТП;
- состояния транспортных средств, участвовавших ДТП;
- экспертиза дорожных и погодных условий;
- трассологическая и так далее, …и их много, включая медицинскую экспертизу состояния водителей, которая к нашей данной теме отношения не имеет.
Для каждой экспертизы и для каждого конкретного случая у эксперта всегда имеется под рукой специальный и весьма толстый фолиант, исписанный великим множеством различных формул, коэффициентов и тп. (В скобках замечу, что современные эксперты уже не держат на столе подобный многокилограммовый гроссбух, а пользуются специальными программами.)
Дистанция в пробке
Какая дистанция считается разумной при остановке на светофоре? Учебники и различные наставления рекомендуют такую, чтобы у водителя была возможность объехать автомобиль в случае его отката назад или остановки (заглох мотор). То есть, вы должны над кромкой своего капота видеть задние колеса стоящего впереди. При таком расстоянии и ваше «личное пространство» не пострадает (никто не вклинится), и у вас, в случае чего, будет возможность маневра.
Торможение в разных режимах движения
Специалисты выделяют несколько основных:
- Торможение на сухом асфальте с максимальным коэффициентом сцепления. Как это парадоксально ни прозвучит, но максимальный коэффициент сцепления с дорожным полотном имеет… лысая резина. Именно «слики» устанавливаются на спортивный автомобиль на шоссейных гонках в хорошую погоду. Однако в нашем случае она, разумеется, законодательно запрещена, и эксперт будет руководствоваться возрастом и пробегом вашего автомобиля, техническим его состоянием и, самое главное, — остаточной глубиной протектора покрышек.
- Торможение на подъеме. На подъеме, понятно, и тормозной и остановочный путь будут значительно короче.
- Торможение на спуске. На спуске — длиннее. Помимо прочего, на спуске, особенно при езде по горным дорогам, опытные водители вообще почти не касаются педали тормоза, а тормозят двигателем. (Также замечу в скобках, что на многих современных грузовиках и автобусах, а также на некоторых моделях больших легковых автомобилей устанавливается так называемый «горный тормоз».)
- Торможение в повороте. Общеизвестно, что торможение (и вообще снижение скорости) на дуге поворота не просто нежелательно, а недопустимо. Все наставления и методички в автошколах и на курсах контраварийной подготовки рекомендуют максимально снизить скорость до безопасной — перед поворотом. Более того — вам нужно научиться убирать ногу с педали тормоза за секунду до поворота рулевого колеса и, соответственно, управляемых колес. Несоблюдение этого правила может привести к самым непредсказуемым и печальным последствиям — к неуправляемому, ритмическому, резонансному заносу или сносу передней оси и выбросу машины в кювет либо на «встречку».
- Торможение на скользких поверхностях — зима, снег, гололёд и различные их комбинации. И, наконец, самое неоднозначное по своей механике, исключительно непредсказуемое по результатам и наиболее сложное в выполнении — торможение зимой. Это отдельная и весьма непростая тема…
Торможение на скользких покрытиях
Всем известно, что специфика остановки автомобиля на скользких покрытиях весьма разнообразна, приемов множество. Но если вспомнить школьную физику, то на самом деле этих приемов не так уж много, и, зная эти законы, можно (и нужно) ими пользоваться. Тогда и механизмы (приемы и методы) торможения на скользких покрытиях станут абсолютно понятны.
Специалисты разделяют скользкие покрытия на:
- Чистые асфальтовые, но при отрицательных температурах.
- Так называемую кашу из снежно-реагентных составов.
- Глубокий и/или рыхлый снег.
- Лежалый твердый снежный или снежно-ледяной наст.
- Гололёд.
…а также самое обширное разнообразие всевозможных их комбинаций.
Типовые приемы торможения на льду
Поскольку мы уже рассматривали вопросы управления автомобилем и на льду, и на снегу (в том числе, и в глубоком) и тп, а из выше перечисленных покрытий наиболее экстремальным является лёд, поэтому на нем и остановимся.
При этом сразу замечу, что «голый лёд» на самом-то деле не такой уж «чистый и голый». Даже на полированном, казалось бы, «зеркале» все равно имеются микронеровности, за которые не только шипами, но и «липучкой» вполне можно «ухватиться». Держак, конечно, будет не таким надежным, как на шипованных колесах, но ездить (а главное — тормозить) можно.
- Двигателем, переводя трансмиссию ступенью, а то и двумя ступенями, ниже текущей.
- Так называемым импульсным или прерывистым торможением педалью тормоза.
- Комбинированно, используя оба приема одновременно (подключая еще и ручник, который наиболее эффективен в финале).
При торможении двигателем мы убираем ногу с педали газа, переключаемся на более низкую передачу и плавно отпускаем сцепление. Задний привод поведет себя, как нитка за брошенной иголкой, затормаживая и выравнивая иголку (автомобиль), а с передним приводом обращаться следует крайне-крайне аккуратно, подруливая и выжимая-отпуская сцепление.
Во втором случае мы выполняем торможение педалью тормоза, но на самой грани блокировки колес. И чтобы добиться этого, следует педаль тормоза давить не плавно и постоянно, а импульсивно-прерывисто, имитируя работу системы АБС. Нажал и тут же приотпустил, держа ногу на тормозе. Некоторые «бывалые» рекомендуют просто бить-строчить ногой по педали, но водительский опыт показывает, что из этого «раЯ» обычно ничего не получается — внимание рассеивается, а эффективного торможения не выходит.
Наиболее оптимальным является комбинированный способ, когда ты помимо педали тормоза, используешь и пониженную передачу в КПП.
Практический жизненный совет — тормозить нужно:
- загодя;
- предварительно;
- превентивно;
- и, главное, с запасом.
Следует держать безопасную дистанцию, следить за скоростью и однозначно помнить, что под колесами в данный момент — неизвестно какое покрытие.
Однако ВСЕГДА рассчитывать и иметь в виду, что оно ТАМ ну оч-чень скользкое!
На этом всё. Очень надеюсь, что статья вам понравилась и была полезной. Хочется порекомендовать для тех кто думает над подарками посмотреть по этой ссылке обзор умных напольных весов от компании Tefal.
Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Мой YouTube-канал с обзорами в формате видео.
✅Cooperation for product reviews:
— nknikl2000@gmail.com
— Telegram: @nknikl
Есть предложение? Пишите на почту или в Telegram.
Источник https://olade.ru/kak-prailno-tormozit-tormozhenie-na-mexanicheskoj-i-avtomaticheskoj-korobke-peredach-ekstremalnye-situacii
Источник https://mosavtoshkola.org/blog/kak-tormozit-na-mehanike/
Источник https://www.ixbt.com/live/car/kak-gramotno-tormozit-na-avtomobile-i-kakie-est-priemy.html