Вариатор или автомат: стоит ли покупать машину с вариатором?
При слове «вариатор» большинство покупателей автомобилей делают недовольное лицо и всячески дают понять, что этот автомобиль им не очень интересен. Такое поведение вполне объяснимо, вариаторная КПП – одна из самых «непонятных» трансмиссий для большинства автовладельцев.
Из этой статьи вы узнаете:
- Устройство и принцип работы
- Преимущества вариатора
- Недостатки вариатора
- Покупать или нет?
Вместо неё многие предпочли бы стандартный автомат – он и понятнее в эксплуатации и починить его с недавних пор можно практически в любом сервисе. За что же так не любят вариатор?
Устройство и принцип работы
Вариатор – CVT (англ. Continuously Variable Transmission, дословно — бесступенчатая трансмиссия) — достаточно сложное по конструкции, но сравнительно простое по принципу работы, устройство для передачи энергии от двигателя к колёсам.
В его основе лежат два маховика, соединённые между собой специальным ремнём. Каждый маховик способен плавно изменять свой диаметр, в зависимости от того, какое количество оборотов требуется получить на выходе (наглядно показано на подвижной картинке).
Для простоты восприятия, очень отдалённо, работу вариатора можно сравнить с работой системы переключения скоростей на велосипеде. Каждый набор «звёздочек» — это маховик, между собой они соединены цепью (в CVT цепь заменена на специальный ремень).
При выборе «звёздочки» маленького диаметра в первом «маховике» и большого во втором — педали крутятся быстрее, но скорость велосипеда меньше (зато легче подниматься в горку). ?? наоборот – при выборе звёздочки большего диаметра в первом «маховике» и маленького диаметра во втором – педали крутить труднее, зато скорость велосипеда выше.
В случае с CVT понятия «переключения скоростей» нет – всё происходит достаточно плавно, так как два «набора звёздочек» представляют из себя два единых блока, плавно меняющих своё передаточное отношение (а значит — и скорость вращения относительно друг друга).
Бесступенчатая трансмиссия CVT уже достаточно давно и успешно применяется в мототехнике — практически все скутеры, квадроциклы и снегоходы выпускаются только с вариаторами.
Преимущества вариатора
Вариатор считается одним из самых технически совершенных агрегатов. Он вобрал в себя всё лучшее, что есть в других трансмиссиях, устанавливаемых на транспортные средства.
Уровень удобства езды на вариаторной КПП даже выше, чем на автомате — водитель никогда не сможет почувствовать момент «переключения передачи», так как его просто нет.
Бесступенчатая трансмиссия использует возможности двигателя автомобиля «по максимуму». ??менно благодаря этим свойствам, автомобиль с CVT имеет динамику разгона заметно лучше, чем на АКПП, а в некоторых случаях даже лучше, чем на механике.
Благодаря совершенству конструкции CVT, он обеспечивает автомобилю очень низкий расход топлива, практически на уровне механики (а в некоторых случаях даже меньше).
Недостатки вариатора
Во всей этой огромной бочке мёда, разумеется, есть и своя, немаленькая, ложка дёгтя.
Основной недостаток вариатора заключается в сложности его конструкции и — как следствие — в очень дорогостоящем ремонте. В случае поломки трансмиссии CVT владельцу стоит быть готовым к очень ощутимым затратам на ремонт.
Ещё один серьёзный недостаток бесступенчатой трансмиссии — это её сравнительно небольшой «запас прочности». В сложных Российских условиях эксплуатации хороший классический автомат иногда может простить своему владельцу некоторые небольшие перегрузки. В случае с вариаторной трансмиссией — такие же перегрузки почти наверняка приведут к ремонту. Для большинства российских автовладельцев именно эти два минуса перевешивают чашу весов в пользу классической АКПП.
Что касается надёжности и запаса прочности бесступенчатой трансмиссии — многие сервисмены придерживаются мнения, что среди множества различных производителей, вариаторы от японской компании Mitsubishi более-менее нормально могут переносить сложные Российские условия эксплуатации.
Но потенциальному покупателю стоит иметь ввиду, что и их запас прочности так же не безграничен, а ремонт любой вариаторной трансмиссии — очень дорог.
Так же к минусам бесступенчатой трансмиссии относят её требовательность к хорошему обслуживанию. Масло должно быть обязательно фирменным, меняться строго «по графику», а мастера, производящие обслуживание, должны обладать хорошим уровнем квалификации. Если доверить обслуживание CVT «всеядному» сервису — риски серьёзного ремонта могут сильно возрасти.
Ещё одним «минусом» бесступенчатой трансмиссии является особенность её работы, которая нравится не всем автомобилистам. При быстром наборе скорости двигатель работает на постоянных оборотах (при которых его крутящий момент максимален) а CVT в это время меняет передаточное соотношение, благодаря чему машина разгоняется максимально быстро.
Вот этот постоянно-монотонный звук двигателя во время разгона устраивает не всех. Многие автовладельцы привыкли «слушать двигатель» при наборе скорости и отказываются ездить на бесступенчатой КПП по причине отсутствия привычных звуков.
Покупать или нет?
Несмотря на большой успех применения бесступенчатой трансмиссии в мототехнике, автомобили с такой КПП пока ещё остаются в меньшинстве.
Во многом это объясняется сложностью конструкции вариаторной КПП, а так же сложностью обеспечения хорошего «запаса прочности» такой трансмиссии для автомобиля, имеющего в пять раз больший вес, чем у мотоцикла.
На сегодняшний день покупка автомобиля с CVT очень похожа на покупку машины с коробкой-роботом. И та и другая трансмиссия не могут похвастаться большим запасом прочности, из-за чего потенциальному покупателю стоит ещё до покупки подумать о возможных расходах на ремонт.
Если есть большое желание пользоваться всеми благами прогресса и при этом экономить топливо — покупать машину с вариаторной КПП можно, но с оговоркой — машина должна быть новая. В этом случае возможный дорогостоящий ремонт будет оплачивать дилер.
И точно так же, как и в случае с роботизированной КПП, владельцу стоит иметь ввиду, что вариаторная трансмиссия может принести прямые убытки через несколько лет, когда придёт время менять автомобиль — подержанную машину с CVT достаточно сложно продать за хорошие деньги.
Почему вариатор называют самой «неприятной» трансмиссией?
Бесступенчатые коробки были придуманы в Германии, хотя распространение получили в Японии. Многие автомобили из страны восходящего солнца пользуются этими трансмиссиями, которые в процессе эксплуатации доказали свою эффективность
Читайте также
Бесступенчатые коробки были придуманы в Германии, хотя распространение получили в Японии. Многие автомобили из страны восходящего солнца пользуются этими трансмиссиями, которые в процессе эксплуатации доказали свою эффективность. Такие же коробки ставятся на одноплатформенные модели, продающиеся в Европе под разными брендами, в том числе на Nissan Qashqai, Tеana и X-Trail, Mitsubishi Lancer, Galant, ASX и Outlander, Renault Koleos, Citroen C-Crosser, Peugeot 4007 и т. д. Вариаторы дешевы в производстве и экономичны. Однако у них есть несколько важных недостатков, которые сильно сказываются на продажах. Что же это за несовершенства и можно ли их поправить?
Неприятная «песня»
При общении с вариатором водителям не нравится его звук при работе, причем даже на новых коробках. Этот звук издает металлический цепной ремень, а также вращающиеся конусы шкивов. Дело в том, что, в отличие от обычной гидромеханической трансмиссии, передаточное отношение в вариаторе реализуется за счет движения не зубчатых колес, а ремня, который работает за счет силы натяжения и трения. Под нагрузкой на высоких оборотах и создается уникальное акустическое сопровождение, которое присутствует всегда и проходит через любую шумоизоляцию, так же как высокочастотное завывание электрической двери распространяется через бетонные стены и этажи.
Для человеческого слуха эти высокочастотные волны не всегда приятны. Они могут меняться в процессе движения автомобиля. На непрогретой коробке слышится гулкое жужжание, затем в процессе повышения температуры идет нарастание частоты и появляется вой, а с ростом оборотов мотора слышится свист.
С годами звук изменяется. К нему добавляется гул изношенных подшипников и повизгивание изношенного ремня, который под нагрузкой проскальзывает на шкивах.
Автопроизводители знают об этой проблеме, однако полностью избавить трансмиссию от свойственных ей недостатков невозможно ввиду физических принципов ее работы. Обычные механические коробки или гидроавтоматы звучат совсем по-другому, потому как крутящий момент передается в них за счет вращения зубчатых колес.
Плавный разгон
Читайте также
Второй немаловажный недостаток заключается в отсутствии фиксированных ступеней. Водители, пересевшие с автомобилей с механической коробкой, а также ездившие на машинах с автоматами, не всегда могли понять и принять алгоритм работы вариатора. На небольшом газу трансмиссия обеспечивает приемлемый крутящий момент не за счет открытия дросселя и увеличения тяги, а за счет перемещения шкивов. Тем самым мотор экономит топливо и снижает выбросы вредных веществ в атмосферу. Если посмотреть на спидометр и тахометр, то можно увидеть, как растет скорость при медленном падении стрелки тахометра от 3500 об. к 1500 об.
Бесступенчатое нарастание ускорения вызывает подсознательное недоверие и сомнения в надежности трансмиссии. Понимая водителей, автопроизводители стараются придать вариатору черты обычной автоматической коробки. Они прописывают в памяти программные режимы работы, заставляя шкивы подолгу находиться в фиксированных положениях, имитируя 8 ступеней. Это так называемый спортивный и ручной режимы работы, которые повторяют набор передач гидромеханического автомата. Однако в обычном комфортном передвижении вариаторы продолжают жить своей особой жизнью.
Зимнее прогревание
Вариатор очень хорош для стран с теплым климатом, благодаря чему заметно экономичнее автомата. Однако в России с ее полугодовыми зимами он требует особого отношения. К примеру, в морозы вариатор нельзя эксплуатировать без полного прогрева. При холодной смазывающей жидкости ремень пробивает защитную пленку и царапает поверхность конуса, вызывая образование задиров. Такие места становятся концентраторами напряжений, и при росте нагрузки выработка увеличивается. Поэтому в непрогретом состоянии трансмиссия фактические переходит в аварийный режим, устанавливает шкивы напрямую и ездит так до достижения рабочей температуры. Потребление топлива растет, а экономичность вариатора зимой резко падает.
Неаккуратность с акселератором
Если эксплуатировать вариатор правильно, то он прослужит почти столько же, сколько и гидромеханический автомат. Ресурс коробки приближается к 150-180 тыс км. Однако правильно ездят на вариаторе далеко не все. Достаточно несколько раз неудачно побуксовать в грязи или в снегу, чтобы вызвать поверхностные повреждения шкивов. Задиры приводят к выкрашиванию металла и образования микростружки, которая загрязняет масло.
Инородные частицы попадают в редукционный клапан регулировки давления масла и вызывают его подвисание, отчего давление рабочей жидкости становится нестабильным. В итоге циркуляция масла нарушается, ремень еще больше трет поверхность, выработка усиливается.
Часто такие процессы в коробке у неаккуратных водителей возникают после пробега 60 000 км. Поэтому эксплуатировать вариатор необходимо бережно, не залезать на машине в грязь и стараться не нагружать транспортное средство резкими разгонами и торможениями. Однако российские автомобилисты не все любят спокойный ритм езды.
Правда и мифы о вариаторах – стоит ли их бояться?
На примере вариатора Jatco jf011e разберем мифы, связанные с её эксплуатацией и ответим на главный вопрос, стоит ли бояться бесступенчатой коробки.
В принципе, под эту гребенку подходят большинство клиноременных вариаторов, неважно, какой фирмы КПП. Все что будет сказано в этой статье, все можно смело отнести к ним тоже.
Можно ли буксовать на вариаторе?
Правда ли, что на вариаторе нельзя буксовать? – Да, долго буксовать на одном месте нельзя. Здесь главное слово «долго», произойдет перегрев коробки, а точнее трансмиссионной жидкости. Но, при необходимости можно, например, вы залезли в сугроб, и нужно выехать.
Устройство вариатора не предусматривает наличие шестерен, значит, нет жесткого сцепления между ними. Крутящий момент передается через ременную передачу, он может в определенный момент проскользнуть.
Когда это произойдет? Когда во время пробуксовки едущие колеса резко «словят» зацеп с твердой поверхностью. В этот момент один конус резко останавливается, а второй продолжает крутиться за счет оборотов двигателя. Именно сейчас произойдет проскальзывание ремня – это уже опасно для вариатора.
Чем это опасно?
Появление стружки с ремня приводит к её попаданию в масло коробки. Она способна собой забить редукционный клапан, фильтра, магниты. Она может попасть в гидроблок. Кроме того, ремень может оставить на конусах борозды, так называемые, задиры.
Отметины от ремня на конусах могут привести к полному отказу коробки. Вы давите на газ, а машина отказывается ехать. Это уже ремонт вариатора или покупка «контрактной» трансмиссии.
Итого. Буксовать можно, но нельзя давать резкой смены крутящего момента. Даже если это произошло, не уследили за оборотами мотора при пробуксовке, старайтесь это делать как можно реже. С первого, второго раза с вашим вариатором ничего страшно не случиться
Агрессивная езда или можно ли быстро ездить на вариаторе?
Этот пункт нужно разбить на две части:
- Резкий старт со светофора;
- Линейное увеличение скорости до больших значений.
Первый пункт – правда. При резком старте со светофора вариатор, а точнее его компоненты, испытывают нагрузки в три раза превышающие расчетных значений.
Когда автомобиль стоит на месте, а вы резко нажимаете «газ в пол», в гидротрансформаторе масло перегревается. Если часто это делать, оно теряет свои свойства, сокращая срок эксплуатации КПП.
Кроме того, когда гидротрансформатор блокируется, происходит быстрый износ фрикционов. Стружка от него также попадает в трансмиссионную жидкость со всеми печальными последствиями. Помните, что происходит, если диск сцепления полностью сотрется на «механике»?
Для заметки. Гидротрансформатор в вариаторе играет роль сцепления на механической коробке передач.
Второй пункт – линейный набор скорости – это миф. В таком режиме гидротрансформатор уже заблокирован. Его блокировка происходит в среднем 30-40 км/ч.
Поэтому, при плавном разгоне можно смело нажимать «тапку в пол». Крутящий момент будет полностью передаваться на вариатор, гидротрансформатор испытывать нагрузок не будет, он заблокирован и является единым целым. Вариаторная коробка будет работать в штатном режиме.
Можно ли буксировать прицепы автомобилем с вариатором?
Отчасти это миф. Буксировать прицепы, автомобили можно, если это делать плавно. Плавно тронуться с места, не выкручивая мотор до красной зоны, резко не ускоряться при маленькой скорости движения.
Как говорилось выше, самые большие нагрузки вариатор испытывает во время резкого старта автомобиля. Даже если у вас дополнительный груз в 500 кг., плавно начнёте движение, то коробке ничего страшного не будет. Но есть небольшая оговорка.
Буксировать прицепы, катера, возить на фаркопе в пол массы вашей машины не рекомендуется слишком часто. Если вы это собираетесь делать несколько раз в неделю, то автомобиль с вариатором вам не подойдет. Как не крути, вариатор более нежное устройство, в нем нет четких передач, а значит жесткого сцепления шестерён. Срок эксплуатации сокращается.
Нужно ли долго прогревать вариатор?
Это миф. Вариатор долго греть не нужно. Если у вас морозы -40, тогда да, минут 10 прогревать машину нужно. Это справедливо не только к CVT-коробкам, но и любой КПП, даже к механике. При таких морозах, если вы сразу поедете, МКПП тоже себя будет чувствовать плохо, вы это почувствуете.
Если температура не ниже -15 градусов, то долго греть вариатор не нужно. Достаточно в спокойном режиме прокатиться несколько километров, чтобы температура трансмиссионной жидкости вышла не рабочие параметры.
Тем более, электроника автомобиля будет жестко следить за вашей манерой езды. Если вариатор не достаточно прогрелся, она будет «душить» мотор, чтобы вы не раскручивали его до красной зоны и не травмировали КПП.
Подведем итог
- Буксовать можно, но нельзя давать резкую смену момента. Нельзя на больших оборотах двигателя цеплять колесом твердую поверхность.
- Стартовать со светофора «тапкой в пол» на вариаторе часто нельзя.
- Не рекомендуется злоупотреблять фаркопом.
- Не нужно долго прогревать вариатор, он прогреется при размеренной езде.
Согласны вы с такими выводами? – Напишите в комментариях. Спасибо за внимание.
Поделиться:
Источник https://vibiraem-avto.ru/vybiraem-avtomobil/variator-ili-avtomat.html
Источник https://auto.mail.ru/article/81563-pochemu-variator-nazyivayut-samoj-nepriyatnoj-tran/
Источник https://avtoyoutube.ru/pravda-i-mify-o-variatorakh.php