Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия

Чем робот отличается от вариатора и что лучше

Долгое время в автомобилестроении активно применяли два типа коробок — гидроавтомат (АКПП) и механическую коробку (МКПП).
АКПП обеспечивает комфортное вождение без педали сцепления, и рычаг выбора приходится трогать лишь изредка. Взамен она требует хорошего масла, и лишнего топлива. Да и с буксира такую машину не заведешь.

Другое дело механика. Динамика, экономичность, вот только самому работать приходится много.

И та и другая коробки частично изживают свои недостатки. Современные МКПП легки в переключении, да и автоматы стали динамичней, но поиск идеальной трансмиссии продолжается.

Идея первая — взять экономичную и быструю МКПП, но сами переключения возложить на исполнительные механизмы. Это робот (РКПП). Гидроавтомату он совсем не родственник.

Идея вторая — вариатор. Его изобрел еще Леонардо Да Винчи. В простейшем вариаторе ремень передает мощность с ведущего шкива на ведомый. Шкивы разделены вдоль на половинки, которые могут сходиться и расходиться. Сжимаясь, они выдавливают ремень на больший радиус, а расходясь переводят его на меньший. Это позволяет быстро менять передаточное отношение.

Hoonda Fit (Jazz) с роботизированной коробкой передач

Hoonda Fit (Jazz) с роботизированной коробкой передач

Достоинства и недостатки РКПП

Достоинства

  • Экономичность. Роботизированная коробка не требует дополнительной энергии, и не совершает человеческих ошибок. Хорошие механизмы работают экономичнее; среднестатистического водителя
  • Комфорт. По комфорту РКПП бывают разные. Самому переключать не нужно;
  • Адаптация под стиль вождения;
  • Имеют ручной режим движения. Для переключения требуется только тронуть ручку выбора.

Недостатки

  • РКПП дороги в обслуживании и ремонте;
  • Требуют периодической инициализации (подстройки);
  • По комфорту РКПП бывают разные. Плавностью переключения они уступают; другим автоматам. Бывают задумчивы. Случаются рывки.

Плюсы и минусы вариатора

Плюсы

  • Экономичность;
  • Динамика;
  • Комфорт;
  • Надежность.

Первые два преимущества бесспорны, а обеспечение комфорта и надежности обеспечиваются при соблюдении владельцем некоторых условий.

Минусы

Вариатор — надежная коробка, но нужно не допускать проскальзывания ремня (или цепи, тороидального элемента). При этом происходит ускоренный износ. Повышенная нагрузка трансмиссии исключена.

  • Буксировка запрещена
  • На бездорожье следует ехать плавно.
  • Трансмиссию необходимо прогревать. Ремни, цепи вариаторов работают в специальном масле, оптимально совмещающих смазочные и фрикционные свойства. Эффективность сцепления зависит от температуры масла.
  • Техническое обслуживание нужно проходить регулярно, чтобы не ремонтироваться раньше времени. ТО вариатора не дешевое, но ремонт еще дороже.

В этой статье даны принципы работы двух современных трансмиссий, их базовые качества. Обе эти КПП сильно различаются в зависимости от модели авто. Различаются и по качеству, и по конструкции, в которую входит множество исполнительных механизмов и электроники. Они еще не выбрали свой технический потенциал, как классические трансмиссии.

Читать статью  Что такое вариатор (коробка CVT), устройство, принцип работы

Выбор определяется и индивидуальным стилем езды и требует взвешенного решения.

У нас на сайте в разделе статистики продаж авто с аукционов Японии вы можете посмотреть авто на которых установлена роботизированная коробка передач:

  • Honda Fit
  • Honda Freed
  • Honda Freed+
  • Honda Grace
  • Honda Jade
  • Honda Legend
  • Honda NSX
  • Honda Shuttle
  • Honda Vezel
  • Mitsubishi Delica D:2
  • Mitsubishi Galant Fortis
  • Mitsubishi Lancer Evolution
  • Nissan GT-R
  • Suzuki Alto
  • Suzuki Alto Lapin
  • Suzuki Every
  • Suzuki Solio
  • Suzuki Swift
  • Toyota MR-S

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия

Обычно при выборе автомобиля для покупки будущий владелец обращает своё внимание на тип и мощность двигателя, привод, дизайн кузова и интерьера, конечно же, а также на тип коробки переключения передач. И здесь многие допускают распространённую ошибку, думая, что все КПП делятся всего на два вида — «механику» и «автомат», хотя на самом деле это не совсем так. Сегодня мы детально рассмотрим все современные виды коробок передач, изучим их механику работы, а также обозначим плюсы и минусы каждого решения. Это полезно как для общего развития, так и при потенциальном выборе оптимального варианта.

Подписывайтесь на наш Телеграм

⚠️ Важно: про принцип работы механической коробки передач мы сегодня говорить не будем, так как сама по себе МКПП давно изжила себя и постепенно проигрывает рынок более современным решениям.

Как работает роботизированная коробка передач

Начать стоит, пожалуй, с роботизированной коробки переключения передач — РКПП или в народе «робот». Данный вид КПП можно условно разделить на модели с одним и двумя сцеплениями. Собственно, робот с одним сцеплением это самая обычная «механика», только вместо водителя за выжим сцепления и переключение передачи отвечает гидравлический или электрический привод, а нужную передачу выбирает система управления. Такая конструкция получается недорогой и неприхотливой, но не очень комфортной в эксплуатации — электроника не всегда обеспечивает плавность и корректно выбирает момент переключения.

Решением этих двух проблем стало появление РКПП с двумя сцеплениями — так называемых преселективных роботов. Конструктивно в такой трансмиссии объединены две механические коробки, одна с чётными ступенями, а вторая с нечётными. На практике, пока автомобиль едёт на чётной передаче, на второй трансмиссии уже включена следующая нечётная передача, а для плавного и быстрого переключения системе остаётся лишь выжать сцепление. Самым распространенной РКПП с двумя сцеплениями является DSG от компании Volkswagen.

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия — Как работает роботизированная коробка передач. 1

  • РКПП дешевле «автомата»;
  • относительно простая в ремонте и обслуживании коробка;
  • обеспечивает более динамичный разгон и набор скорости;
  • экономичнее расходует топливо;
  • плавность переключения передач (в моделях с двойным сцеплением).
  • боится плохих дорог — эксплуатировать РКПП лучше на ровных асфальтовых покрытиях;
  • пробуксовка приводит к быстрому износу компонентов.
Читать статью  Принцип работы вариатора на автомобиле: плюсы и минусы

Как работает автоматическая коробка передач

Данная коробка работает совсем не так, как «механика» или «робот» — здесь вместо привычного сцепления установлен гидротрансформатор, который обеспечивает плавную передачу крутящего момента… Кроме того, базовым элементом АКПП выступает редуктор — именно в нём спрятаны 4, 5, 6, а иногда 8 и более ступеней. Соответственно, по мере разгона автомобиля система управления передаёт сигналы гидравлике, и «автомат» повышает или понижает передачу без какого-либо участия со стороны водителя.

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия — Как работает автоматическая коробка передач. 1

На обычном «автомате» инженеры решили не останавливаться — уже много лет на рынке есть КПП с функцией «типтроник», которая позволяет при езде на АКПП переключать скорости в ручном режиме.

  • «автомат» предельно прост в использовании;
  • плавное переключение передач без рывков;
  • современные АКПП умеют подстраиваться под манеру вождения своего владельца;
  • если ездить без резких рывков и торможений, то убить «автомат» почти невозможно.
  • АКПП заметно повышает стоимость самого автомобиля;
  • «автомат» дороже в обслуживании;
  • необходимо каждые 30-50 тысяч километров полностью менять трансмиссионную жидкость.

Как работает вариатор

Конструкция вариатора на самом деле достаточно сложная и дорогая в производстве, но кратко описать механизм работы всё же можно — внутри корпуса расположено два вала (входной и выходной (или ведущий и ведомый)), на которых установлены диски конусообразной формы. Они формируют шкив с изменяемым диаметром, где ремень (или цепь) выступает в роли передачи. Собственно, смещая диски друг относительно друга можно менять передаточное число — никакого ступенчатого переключения в данном случае нет. Соответственно, никаких рывков при переключении «передач» у вариатора нет, так как и сами передачи, фактически, тоже отсутствуют. Хотя, конечно, подобная система стоит немало и требует постоянного контроля за трансмиссионной жидкостью.

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия — Как работает вариатор. 1

  • нет переключения скоростей в привычном понимании — езда максимально плавная;
  • автомобиль с вариатором на наклонных поверхностях не скатывается.
  • ресурс ремня (цепи) — примерно 100 тысяч километров;
  • нужно постоянно следить за трансмиссионной жидкостью;
  • стоит довольно дорого;
  • вариатор быстро перегревается при езде по бездорожью.

На любой вкус и цвет

Нельзя сказать, что та или иная КПП хуже или лучше — просто это разные механизмы с определёнными преимуществами и недостатками, которые лучше подходят для конкретных задач. Например, если человек понимает, что он проезжает за год внушительные расстояния и не планирует менять автомобиль через год-два, то можно смело брать «робота» — его дешевле обслуживать и ремонтировать. Если проезжаете до 5 тысяч километров в год и не выезжаете за городскую черту, то можно брать «автомат» — он плавнее, местами комфортнее, но, безусловно, дорогой в обслуживании и ремонте. Вариатор, конечно, тоже отлично справляется с поставленной задачей, но нужно понимать, что за плавность переключения скоростей придётся заплатить высокой ценой, плюс брать что-то крупнее кроссовера с вариатором точно не стоит (если это не Subaru).

Материалы по теме:

  • Обзор Haval H9: последний из рамных магикан?
  • Этот автомобиль называют лучшим на сегодня! Обзор Geely Tugella 2022
  • Пока обкатывал этого «китайца», половина двора не сводила глаз. Обзор Changan UNI-K
  • Не делайте так! Мои крупнейшие ошибки при покупке авто с пробегом, за которые стыдно
  • Что из себя представляет суббренд Chery в России? Обзор OMODA C5
Читать статью  Проверка вариатора при покупке автомобиля

Робот и вариатор: главные отличия

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия

Tcc_чанган

Каждый водитель легко скажет, чем отличается установленная в автомобиле коробка — «механика» от «автомата». А вот в чём разница между роботизированной и вариатором? Разбираемся, в чём же отличия и какая лучше.

Что за робот такой?

Роботизированные коробки передач (РКПП) — это, по сути, та же самая механика, только передачи переключает в ней не водитель, а специальные сервоприводы. Таких сервоприводов в коробке два, называются они актуаторы: один отличает за выжим сцепления, а второй — за переключение передач. Электронный блок полностью управляет актуаторами, водителю нужно лишь перевести селектор в положение «Вперёд» и нажимать на педаль газа, электроника сама будет определять, когда выжать сцепление и включить нужную передачу.

Роботизированные коробки очень разные, каждый производитель пытается привнести какое-то свой ноу-хау, но получается не всегда удачно. Некоторые коробки себя зарекомендовали очень хорошо. А некоторые вызывают кучу нареканий со стороны водителей. К таким коробкам можно отнести, например, АМТ, сделанную на АвтоВАЗе, или DSG — творение компании Volkswagen. Первая слишком проста и глупа, а вторая чересчур умная и сложная.

Выбирая себе автомобиль с роботизированной коробкой передач, вы должны обязательно на нём прокатиться, так как очень многим водителям категорически не нравится алгоритм работы роботизированных коробок. За исключением коробки DSG, роботы поголовно страдают провалами при разгоне и ощутимыми толчками при переключении передач.

Что такое робот, коробка автомат и вариатор: в чём отличия

А как вариант с вариатором?

Вариаторная или бесступенчатая коробка передач (CVT) — это разновидность автоматической коробки, только в ней отсутствуют фиксированные передачи. К основному плюсу таких коробок можно отнести очень плавное движение автомобиля, так как фактически не происходит никаких переключений передач и выжимов сцепления.

Внутри коробки находятся два вала с подвижными конусами, которые связаны между собой металлическим клиновидным ремнём. Конусы под действием гидравлики смыкаются или размыкаются, изменяя коэффициент передачи.

Такие коробки крайне популярны на мототехнике, а также на маленьких городских автомобилях. Машины с такими коробками, как правило, очень мало расходуют топлива. К основным недостаткам вариаторов можно отнести их ограниченный динамический диапазон, они просто неспособны обеспечить автомобиль нормальными ни нормальными низами, ни верхами.

Вариаторы нельзя устанавливать на мощные двигатели. Кроме того, на них крайне не рекомендуется долго ехать на максимальной скорости. Вариаторные коробки не любят буксований в грязи или снегу, а также на них нельзя буксировать прицепы.

Кто же лучше?

Этот вопрос действительно непростой, так как оба варианта трансмиссий обладают как явными плюсами, так и существенными недостатками. Обе коробки очень требовательны к регулярному обслуживанию и качеству заливаемого масла. При выборе ориентироваться стоит на место и манеру использования автомобиля.

Для чисто городского автомобиля лучшим вариантом станет вариатор. Робот подойдёт, когда нужна машина для трассы с фиксированными передачами и возможностью их ручного переключения. С роботизированной коробкой можно смело буксировать прицепы и другие автомобили. Если сравнивать по надёжности, то робот надёжнее вариатора, но и ремонт его дороже, особенно если речь идёт о DSG.

Источник https://autolife-auction.ru/blog/robots-akpp.html

Источник https://trashbox.ru/link/all-about-cars-transmissions

Источник https://www.drivenn.ru/journal/novosti/robot-i-variator-glavnye-otlichiya-id25995

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: