ГАЗ-53 — коробка передач: характеристики, устройство, обслуживание и ремонт. Запчасти ГАЗ-53
Грузовой автомобиль ГАЗ-53 – легендарный советский «труженик». Серийно машина выпускалась с 61-го по 93-й год. Однако, несмотря на прекращение производства в начале 90-х, эта машина еще встречается в автопарках большинства предприятий. Также данный автомобиль есть и у частных владельцев. Благодаря тому, что грузовик собирали качественно, а для сборки использовали такие же качественные и долговечные запчасти, ГАЗ-53 смог дожить до наших дней. Единственное, что порой вызывает вопросы по 53-му ГАЗону – коробка передач. Рассмотрим, как устроен этот узел, типичные неисправности и способы ремонта.
История
На грузовиках, собранных в числе первых и обозначенных индексами «Ф», были установлены шестицилиндровые силовые агрегаты, а также задний мост от модели ГАЗ-51. Трансмиссия также была взята от этого авто, но прежде они были модернизированы. Нужно сказать, что при необходимости можно менять КПП ГАЗ-53 на ГАЗ-51. Но не всегда в такой замене есть смысл. Трансмиссия, которая устанавливалась на ГАЗ-51, отличалась другими передаточными числами и была создана для работы с двигателями меньшей мощности.
Сборку моделей ГАЗ-53Ф закончили, а вместо них начали производить ГАЗ-53А. Данная модель оснащалась двигателем V8, поэтому для работы с этим агрегатом инженерам пришлось дорабатывать трансмиссию и разрабатывать новую конструкцию задних ведущих мостов. Старые агрегаты на испытаниях показали слабые результаты и не смогли справиться с нагрузками.
В ранних партиях ГАЗ-53 коробка передач была оснащена синхронизаторами, которые должны были сделать переключение более плавным. В более поздних версиях от этого было решено отказаться – инженеры стали считать их архаизмом.
Сколько Масла В Коробке Газ 53
Коробка передач на ГАЗ-53
Читайте также: Двигатель ЗИЛ 130: легенда советского автопрома
Грузовик ГАЗ-53 – это, пожалуй, единственный автомобиль, который не выпускается уже 20 лет, но все еще находится в эксплуатации у большинства людей и компаний. Это все благодаря высококачественной сборке, и используемым деталям, из которых создавались отдельные узлы грузовика.
Так смотрится уникальный ГАЗ 53
Схема коробки построена следующим образом. Передний конец первичного вала фиксируется в подшипнике коленчатого вала двигателя, задний конец вала соединяется с вторичным валом через игольчатый наборный подшипник.
Промежуточный вал передает все движения на вторичный вал, в зависимости от включенной скорости меняется передаточное число и соответственно скорость, с которой движется автомобиль. Четвертая передача прямая, на этой передачи муфта соединяет между собой первичный и вторичный вал.
Пример коробки передач для ГАЗ-53
С хвостовика вторичного вала через карданный вал движение поступает на задний мост, который вращает задние колеса.
Создание КПП ГАЗ 53
На первых выпусках ГАЗ 53 (с индексом «Ф») устанавливался шестицилиндровый двигатель и задний мост ГАЗ 51. Коробка передач тоже взяли от 51-ого, но она была модернизирована. Следует заметить, что заменить КПП ГАЗ 53 на ГАЗ 51 возможно, но не всегда это делать имеет смысл. У пятьдесят первой коробки другие передаточные числа. К тому же, она рассчитана на менее мощный двигатель и меньшую грузоподъемность.
В связи с тем, что в 1967 году выпуск ГАЗ 53Ф был прекращен, на смену старой модификации пришел усовершенствованный ГАЗ 53А.
Этот автомобиль уже был оснащен мощным V-образным 8-цилиндровым двигателем, поэтому на новой модели пришлось сконструировать новый задний мост и усовершенствовать КПП.
Пример грузовика ГАЗ 53Ф
На более ранних выпусках КПП устанавливались синхронизаторы третьей и четвертой передачи, которые предназначены сглаживать момент включения скорости, но в более поздних версиях коробки синхронизаторы убрали, посчитав их лишними. Осталась только муфта переключения. КПП без синхронизаторов стали применять на ГАЗ 3307.
Схема устройства коробки передач ГАЗ-53
Здесь речь пойдет о коробке передач известного грузовика ГАЗ 53.
Устройство и схема КПП от грузовика ГАЗ 53.
КПП на этом грузовом автомобиле имеет четыре передние скорости и одну заднюю. Является механической, состоящей из трех валов: ведущий, ведомый, промежуточный. Коробка передач ГАЗ 53 рассчитана на три хода.
Благодаря коробке передач существует возможность передавать обороты, который развивает двигатель, на ведущие колеса, при этом изменяя величину тяговой силы. При необходимости, используя КПП, можно прекратить передачу этих оборотов на ведущие колеса. Этому соответствует нейтральное положение рычага коробки передач.
Читайте также: Японские бензопилы Echo — обзор модельного ряда
Положения рычага переключения коробки передач автомобиля ГАЗ-53А.
Технические характеристики КПП ГАЗ 53
КПП грузовых автомобилей ГАЗ 53А и ГАЗ 53 12 обладает следующими техническими характеристиками:
- Тип коробки – механическая;
- Тип по положению рычага переключения – трехходовая;
- Количество передач вперед – 4;
- Количество передач назад – 1;
- Вес – 56 кг;
- Заправочная емкость – 3 л.
Проверяем(меняем) масло главной передачи ГАЗ-53,ГАЗ-3307.
Проверяем уровень масла или меняем в заднем мосту,главной передаче ГАЗ 53,ГАЗ-3307 и их семейства.
Меняем масло на ГАЗ-66
Основной канал здесь .
Схема устройства ведомого вала КПП
Для того, чтобы при небольших оборотах двигателя, автомобиль развивал большую скорость, на ведомом валу установлены шестерни с разным количеством зубьев.
На четвертой передаче, сколько оборотов выдает двигатель, с такими оборотами двигаются и ведущие колеса. Но это все общие понятия, которые свойственны почти всем механическим коробкам передач.
Неисправности КПП ГАЗ 53
Признаки неисправности
Судить о неисправности КПП можно по следующим признакам:
- шум в районе коробки передач;
- не включаются скорости совсем, либо с большим трудом;
- не включается одна из скоростей;
- одна или несколько скоростей вылетает;
- на одной или нескольких передачах идет скрежет во время движения;
- не выключается скорость, и машина едет только на одной передаче. Рычаг КПП не выходит в нейтральное положение.
Причины неисправности
- недостаточный уровень или отсутствие масла в КПП;
- нарушение правил эксплуатации коробки передач;
- естественный износ деталей;
- заводской брак детали или узла;
- длительная работа КПП в тяжелых условиях.
Шумы и скрежеты коробки переключения передач
Шум в КПП может быть разным и в различных режимах работы.
Механизм переключения передач ГАЗ 53 А.
Например, если шум на нейтральной передаче пропадает на выжатом сцеплении, то это скорее изношен подшипник первичного вала КПП. Шум или скрежет во время движения на одной из скоростей свидетельствует о поломке или изношенности зубьев шестерен данной передачи. Причиной шума на скорости может быть и промежуточный вал.
Шум на четвертой скорости скорее всего свидетельствует об изношенности первичного вала или подшипников первичного и вторичного вала.
Шум КПП на всех режимах может происходить из-за отсутствия масла в ней.
Точно определить причину шума возможно только при вскрытии КПП. Следует отметить, что неисправность не всегда легко определить визуально, поэтому осматривать детали необходимо очень внимательно. Максимальное внимание стоит обратить на детали, которые непосредственно относятся к шумящей передаче.
Так выглядит коробка передач ГАЗ 53
Плохое включение передач
Очень часто причиной плохого включения скоростей является неисправность сцепления ГАЗ 53, а не КПП. В первую очередь необходимо проверить детали сцепления, убедиться, что есть нормальный выжим педали. Не включаться или включаться с трудом на третьей и четвертой передаче коробка может из-за муфты 3-4 передачи или синхронизаторов. Из-за отсутствия масла в коробке также скорости будут переключаться с трудом.
Читайте также: Предохранители и реле Камаз 65115 Евро 3 4 с описанием и схемами блоков
Скорости будут плохо работать, если неисправен механизм переключения, находящийся в крышке рычага передач. Причиной может являться износ штоков. Могут быть сломаны и пружины в механизме.
Передача вылетает
Передача (или несколько передач) вылетают чаще всего по одной из следующих причин. Первая из них довольно банальная. Когда изнашивается вилка переключения КПП (1-2, 3-4 или задней скорости), происходит недовключение скорости, и передача вылетает.
Другая причина – износ посадочного места на вторичном валу в месте, где работает шестерня, либо в посадочном месте изношена сама шестерня. Первичный вал может являться причиной выбивания четвертой скорости. Из-за плохой муфты включения 3-4 передачи вылетают одна из этих скоростей или обе сразу.
Где расположен ведущий вал коробки
На автомобиле ГАЗ-53 ведущий вал коробки устанавливается передней частью в торце коленвала. Задний же конец прикреплен к картеру коробки, который сделан из чугуна.
На торце ведущего вала установлен роликовый подшипник, на который крепится передний конец ведомого вала, задняя же часть опирается на шариковый подшипник. На ведомом валу установлены шестерни 1-й, 2-й и 3-й передач, а также синхронизатор, который служит для бесшумного и мягкого соединения пар шестерен.
Коробка передач автомобиля ГАЗ 53
Ремонт КПП
Ремонт КПП следует доверить специалистам, опытные мастера хорошо знают тонкости своего дела. Но коробка ГАЗ 53 не представляет большой сложности в ремонте, и при желании ее можно отремонтировать своими руками. На «газоновскую» коробку сейчас запчасти купить не проблема. Они есть практически в любом специализированном автомагазине, и цены на них приемлемые.
Можно неплохо сэкономить, если купить подержанную КПП с рук. Необходимо только договориться с продавцом о возможности возврата коробки в случае ее неисправного состояния. В свое время автомобилей ГАЗ 53 и ГАЗ 3307 завод выпустил очень много, коробки переключения передач б/у продают часто, ее можно легко купить. При этом цены на них иногда просто смешные. Кстати, КПП на автомобиле ГАЗ 66 абсолютно идентична «53-ей» коробке, и они полностью взаимозаменяемы. Поэтому объявления о продаже можно просматривать и по 66-ой модели.
Принцип работы
Коробка переключения передач ГАЗ-53 функционирует по следующей схеме. Передняя часть первичного вала зафиксирована в подшипнике коленвала. Первичный вал соединен со вторичным задней частью через игольчатый подшипник.
Вращательный момент передается через промежуточный вал. Каждая передача имеет разные передаточное числа. Благодаря этому меняются скорость и тяга. Прямая передача на КПП ГАЗ-53 – четвертая, как и на большинстве автомобилей.
Как работает КПП?
Когда рычаг перемещают влево из нейтрали, он своей нижней частью передвигает вилку переключения и шток, который заставляет двигаться шестеренку первой передачи назад и приводит ее в зацепление с шестеренкой, отвечающей за первую передачу. Последняя установлена на промежуточном вале. При включенном сцеплении вращательный момент через шестеренки, находящиеся в зацеплении постоянно, транспортируется по направлению к промежуточному валу на вторичный.
Для включения третьей скорости селектор переводят из нейтрали вправо, а затем вперед. Под воздействием вилки муфта синхронизатора начнет двигаться назад, после чего этот механизм начнет воздействовать на синхронизатор. В этом случае вращательный момент идет от первичного вала КПП через шестеренки, которые сцеплены постоянно. Момент транспортируется через промежуточный ко вторичному валу коробки.
Чтобы включить четвертую скорость, селектор необходимо перевести из нейтрали вправо. Затем рычаг переводят назад. Муфта подвинется вперед, а блокирующее кольцо синхронизатора войдет в зацепление с первичным валом. Затем, после уравновешивания скоростей, передача включится.
Чтобы задействовать задний ход, необходимо преодолеть усилие предохранительной системы. Рычаг нужно перевести вправо.
Устройство синхронизатора и принцип работы
Как уже замечено выше, в первых образцах установлена базовая коробка передач ГАЗ-53. Устройство ее включает в себя синхронизаторы. Рассмотрим, как они работают и как устроены.
При помощи синхронизатора включается третья и четвертая передача. Данный механизм представляет собой ступицу, которая закреплена на вторичном валу КПП. На внешней ее поверхности изготовлены шлицы, по которым двигается муфта. Последняя управляется вилкой. В пазах ступицы находятся блокирующие «сухари» и стопорные пружины. По бокам расположены блокирующие кольца из бронзы. В кольцах сделан внутренний конус, снаружи – зубчатый венец. На шестерне третьей передачи и на шестерне первичного вала сделаны специальные конусные поверхности. Блокирующие кольца при переключении находят на эти поверхности, а затем между ними возникает трение. За счет этого происходит выравнивание скоростей вращения валов и шестеренок. Передачи переключаются более плавно.
Техническая характеристика
Мы рассмотрели, как устроена коробка передач ГАЗ-53. Характеристики ее были достаточно неплохими. Рассмотрим возможности трансмиссии.
Узел оснащен трехходовым рычагом, а трансмиссия — скоростями для движения вперед и одной задней передачей. Вес агрегата составляет 56 килограмм. Масло в коробку передач ГАЗ-53 заливают в специальную емкость объемом 3 литра.
Рассмотрим передаточные числа этой трансмиссии. Для первой передачи – 6,55. Для второй – 3,09. Третья передача имеет передаточное число в 1,71. Четвертая скорость – прямая, и передаточное число – 1. Задняя скорость имеет параметр в 7,77.
Конструкция и работа механизма выбора (переключения) передач
Основу данного узла КП составляют три горизонтальных штока, которые могут двигаться в осевом направлении вперед и назад. На каждом штоке жестко (с помощью зашплинтованных болтов) установлена вилка, которая охватывает муфту синхронизатора или шестерню-каретку, обеспечивая ее перемещение. Также на штоках (в 4-ступ. КПП — примерно в их средней части, в 5-ступ. КПП — в передней части) жестко установлены головки переключения с пазами для головки рычага.
Каждый шток имеет фиксатор (располагается в передней части), обеспечивающий удерживание включенной передачи. Фиксатор состоит из шарика, который под действием пружины упирается в выточку на штоке, предотвращая его осевое смещение без приложения усилия на рычаг. Всего на каждом штоке имеется по три выточки, поэтому он может занимать три положения — переднее, нейтральное (среднее) и заднее. В 4-ступ. коробке шток включения задней передачи имеет две выточки. Фиксаторы располагаются над штоками в специальных колодцах в крышке КПП.
Признаки выхода трансмиссии из строя
На ГАЗ-53 коробка передач нечасто, но выходит из строя. Определить неисправности можно по некоторым признакам. Поломки сопровождаются шумами и посторонними звуками при работе агрегата.
О неисправностях скажет шум около места, где установлен узел. Иногда передачу невозможно включить. А если и получается, что требуется серьезное усилие — это также признак поломки. Если не работает и не включается одна любая передача, вылет скорости, стоит осмотреть трансмиссию более подробно. Также о поломке сообщает шум в процессе движения. Часто на ГАЗ-53 коробка передач не позволяла перевести рычаг в нейтраль. Из-за этого невозможно было выключить передачу.
Ремонт гидроцилиндра ГАЗ-САЗ 53
Самосвал ГАЗ-САЗ 53 выпускался в 2 вариантах: с боковой и вертикальной разгрузкой. Принцип работы гидравлики всегда оставался неизменным и заключался в подаче масла с помощью блока отбора мощности через насос в полости подъемника. Гидроцилиндр подъема кузова ГАЗ-53 обеспечивал все необходимые действия. Не мудрено, что он наиболее часто и выходит из строя, поскольку именно на него ложится практически вся нагрузка.
Читайте также: Автокран КС-55713-5К КЛИНЦЫ 25 тонн на шасси КАМАЗ-43118
Подобное положение вещей сказывается на общей функциональности подъемника, поскольку он полностью выходит из строя. Для восстановления его работоспособности необходимо проведение целого комплекса мероприятий, выполнять которые под силу лишь настоящему мастеру своего дела.
Набор резинок для ремонта гидроцилиндра ГАЗ-САЗ 53
- уплотнительных колец;
- штока;
- гидравлического поршня;
- плунжеров.
Наиболее частой причиной поломки при подъеме кузова ГАЗ-53 является протекание уплотнительных элементов, призванных обеспечить нагнетание давления в системе. В свою очередь нарушение целостности гидравлики и протекание масла способствуют снижению показателей давления. Это приводит к неполноценной работе подъемника и его неспособности работать на полную мощность. Иногда возникают ситуации, связанные с нарушением целостности какой-либо детали.
Пример работы гидроцилиндра подъема кузова ГАЗ 53
Снова поднял кузов до упора — и запорный клапан сделал свое дело, как человек простой и злой — с ноги на всю силу упер рычаг, и я снова слегка погнул кнопку спуска, чему я был весьма «рад», в очередной раз лазя под авто с плоскогубцами, чтобы чуть повернуть и высвободить кнопку от клина, когда подъем не срабатывал.
Ремонт КПП (коробки передач) ГАЗ-53 своими руками: схема устройство, фото, и основные виды неисправностей
Грузовик ГАЗ-53 – это, пожалуй, единственный автомобиль, который не выпускается уже 20 лет, но все еще находится в эксплуатации у большинства людей и предприятий. Это все благодаря качественной сборке, и применяемым деталям, из которых создавались отдельные узлы грузовика.
Так выглядит оригинальный ГАЗ 53
Четырехступенчатая коробка переключения передач ГАЗ 53 состоит из чугунного литого корпуса, крышки с вилками переключения передач, трех валов, шестерен, муфты переключения третьей и четвертой передачи, блока шестерен заднего хода и подшипников.
Схема коробки передач построена следующим образом. Передний конец первичного вала фиксируется в подшипнике коленчатого вала двигателя, задний конец вала соединяется с вторичным валом через игольчатый наборный подшипник.
Промежуточный вал передает все движения на вторичный вал, в зависимости от включенной скорости меняется передаточное число и соответственно скорость, с которой движется автомобиль. Четвертая передача прямая, на этой передачи муфта соединяет между собой первичный и вторичный вал.
Читайте также: Основные виды лесозаготовительной техники
Пример коробки передач для ГАЗ-53
С хвостовика вторичного вала через карданный вал движение поступает на задний мост, который вращает задние колеса.
Создание КПП ГАЗ 53
На первых выпусках ГАЗ 53 (с индексом «Ф») устанавливался шестицилиндровый двигатель и задний мост ГАЗ 51. Коробка передач тоже взяли от 51-ого, но она была модернизирована. Следует заметить, что заменить КПП ГАЗ 53 на ГАЗ 51 возможно, но не всегда это делать имеет смысл. У пятьдесят первой коробки другие передаточные числа. К тому же, она рассчитана на менее мощный двигатель и меньшую грузоподъемность.
В связи с тем, что в 1967 году выпуск ГАЗ 53Ф был прекращен, на смену старой модификации пришел усовершенствованный ГАЗ 53А.
Этот автомобиль уже был оснащен мощным V-образным 8-цилиндровым двигателем, поэтому на новой модели пришлось сконструировать новый задний мост и усовершенствовать КПП.
Пример грузовика ГАЗ 53Ф
Старые мосты и коробки не выдерживали нагрузок, которые были под силу мотору.
Автомобиль ГАЗ-53 и его основные параметры
Автомобиль ГАЗ-53 грузоподъемностью 4 тонны с приводом на заднюю ось (задний мост) предназначен для перевозки различных материалов и грузов по всем видам дорог.
Основные компоненты автомобилей ГАЗ-53 (двигатель, сцепление, коробка передач, карданная передача, тормоза и др.), агрегаты электрооборудования, узлы и детали унифицированы. Технические характеристики автомобиля ГАЗ-53 Грузоподъемность, кг — 4000 Наибольший вес буксируемого прицепа с грузом, кг. — 4000 Вес автомобиля в снаряженном состоянии, кг — 3250 Габаритные размеры автомобиля ГАЗ-53, мм: — длина — 6395 — ширина — 2380 — высота (по кабине без нагрузки) — 2220 База, мм — 3700 Колея передних колес (по грунту) — 1630 Колея задних колес — 1690 Низшие точки (с полной нагрузкой): — картеры ведущих мостов — 265 — передняя ось — 347 Радиус поворота по колее наружного переднего колеса, м — 8 Наибольшая скорость автомобиля ГАЗ-53 с полной нагрузкой без прицепа (на горизонтальном участке дороги с усовершенствованным покрытием),км/ч — 80—86 Контрольный расход топлива при замере в летнее время для обкатанного автомобиля ГАЗ-53, движущегося с полной нагрузкой на четвертой передаче с постоянной скоростью 30—40 км/ч, л / 100 км — 24 Двигатель ГАЗ-53 Число цилиндров и их расположение — 8, V-образное Диаметр цилиндра, мм — 92 Ход поршня, мм — 80 Рабочий объем цилиндров, л — 4,25 Степень сжатия (среднее значение) — 6,7 Максимальная мощность (ограничена регулятором) при 3200 об/мин, л.с. — 115 Максимальный крутящий момент при 2000 — 2500 об/мин, кг/см — 29 Порядок работы цилиндров — 1—5—4—2—6—3—7—8 Трансмиссия машины ГАЗ-53
Сцепление ГАЗ-53 — Однодисковое, сухое
Коробка передач КПП ГАЗ-53 — Трехходовая, с синхронизаторами на третьей и четвертой передачах.
Раздаточная коробка — Имеет две передачи: прямую н понижающую с передаточным числом 1,982
Карданная передача ГАЗ-53 — Открытого типа, имеет карданы с игольчатыми подшипниками. Главная передача ведущих мостов — Коническая, гипоидного типа, передаточное число 6,83
Дифференциал — Шестеренчатый, Кулачковый, конический, повышенного трения Поворотные цапфы — Фланцевые, со ШРУС Ходовая часть ГАЗ-53
Читайте также: Гонки без капота: мы побывали на базе команды КАМАЗ-мастер
Рессоры — Четыре продольные полуэллиптические, концы заделаны в резиновые опоры.
Задняя подвеска ГАЗ-53- имеет дополнительные рессоры.
Амортизаторы — Гидравлические, телескопические двустороннего действия. Установлены на передней оси и обоих мостах. Рулевое управление ГАЗ-53
Тип рулевого механизма — Глобоидальный червяк с трех-гребневым роликом. Передаточное отношение — 20,5 (среднее) Усилитель рулевого управления (ГУР) ГАЗ-53 — Гидравлический. Тормозная система машины ГАЗ-53
Ножные тормоза — Колодочные на четыре колеса. Привод ножных тормозов — Гидравлический с гидровакуумным усилителем.
Ручной тормоз — Центральный барабанного типа. Местоположение: На ведомом валу коробки передач. Электрооборудование машины ГАЗ-53
Система проводки — Однопроводная с соединением минусовой клеммы с массой Напряжение в сети, 6 Генератор — Г130-Г, мощностью 350 Вт Реле-регулятор — РР130 Аккумуляторная батарея — 6-СТ-68-ЭМ Стартер — СТ130-Б с дистанционным включением Катушка зажигания — Б13 дополнительным сопротивлением Прерыватель-распределитель — Р13-В Свечи зажигания — А11-У Кабина ГАЗ-53 — Металлическая, двухместная, двухдверная.
Размеры платформы ГАЗ-53, мм:
— длина — 3 740 — ширина — 2170
— высота бортов — 680 Компрессор — Одноцилиндровый с воздушным охлаждением Регулировочные данные машины ГАЗ-53 Зазор между коромыслами и клапанами на холодном двигателе (температура 15—20°С), мм — 0,25—0,30
Допускается у крайних клапанов обоих рядов (впускных первого и восьмого, выпускных четвертого и пятого цилиндров) устанавливать зазор, мм — 0,15—0,20
Зазор между электродами свечей, мм — 0,8—0,9
Зазор в прерывателе, мм — 0,3—0,4
Свободный ход педали сцепления, мм — 32—42/35—45
Свободный ход педали тормоза, мм — 8—13 Заправочные емкости и объемы машины ГАЗ-53 (л) Топливные баки (емкость) — 200 Картер коробки передач — 3,0 Картер коробки передач с коробкой отбора мощности — 4,2 Картер раздаточной коробки — 1,5 Картер заднего моста — 8,2 Картер переднего моста — 7,7 Картер рулевого механизма — 0,5 Амортизаторы (каждый в отдельности) — 0,41 Картер редуктора лебедки — 0,8 Гидроусилитель рулевого управления — 1,8 Система гидравлического привода ножных тормозов — 0,76
Читайте также: Мотоблок: помощь в посадке, уходе и сборе картофеля
- Сцепление ГАЗ-3308, 3309
- Разборка КПП ГАЗ-3308, 3309
- Ведущие мосты ГАЗ-3308
- Раздатка и карданы ГАЗ-3308
- Карданы ГАЗ-3307, 3309
- Задний мост ГАЗ-3309, 3307
- Подвеска ГАЗ-3309
- Рулевое управление ГАЗ-3309
- Сцепление ГАЗ-53, 3307
- КПП ГАЗ-53, 66
- Задний мост ГАЗ-53
- Рулевое управление ГАЗ-53, 66
- Установка зажигания ГАЗ-53
- Сцепление ГАЗ-66
- Ведущие мосты ГАЗ-66
- Тормозная система ГАЗ-66
- Лебедка и коробка отбора мощности ГАЗ-66
- Рабочие системы двигателя ГАЗ-66, ГАЗ-3307
- Двигатель ЗМЗ-402 Газель ГАЗ-2705
- Сцепление Газель ГАЗ-2705
- Коробка передач Газель ГАЗ-2705
- Передний мост Газель ГАЗ-2705
- Головка блока цилиндров и распредвал Камминз ISF 2.8
- Топливная система двигателя Газель Cummins ISF 2.8
- Блок цилиндров и поршневая группа двс Cummins ISF 2.8
- Коленвал двс Камминз ISF 2.8 Газель
- Двигатель Камминс Валдай ГАЗ-33106
- Сцепление и КПП Валдай
- Мосты Валдай
- Рулевое управление Валдай
Каталоги запасных частей и сборочных деталей
Схема устройства коробки передач ГАЗ-53
Здесь речь пойдет о коробке передач известного грузовика ГАЗ 53.
Устройство и схема КПП от грузовика ГАЗ 53.
КПП на этом грузовом автомобиле имеет четыре передние скорости и одну заднюю. Является механической, состоящей из трех валов: ведущий, ведомый, промежуточный. Коробка передач ГАЗ 53 рассчитана на три хода.
Благодаря коробке передач существует возможность передавать обороты, который развивает двигатель, на ведущие колеса, при этом изменяя величину тяговой силы. При необходимости, используя КПП, можно прекратить передачу этих оборотов на ведущие колеса. Этому соответствует нейтральное положение рычага коробки передач.
Положения рычага переключения коробки передач автомобиля ГАЗ-53А.
Передний мост
Передний мост на грузовике ГАЗ 53 представляет собой массивную балку, которая является несущей основой для всей передней подвески. Балка двутаврового сечения, концы ее имеют проушины для установки поворотных цапф с помощью шкворневого соединения. Цапфы (поворотные кулаки) в свою очередь соединены с рулевыми тягами, посредством которых и обеспечивается поворот колес. В посадочные места (проушины) под шкворни запрессованы бронзовые или латунные втулки. На поворотных кулаках устанавливаются на подшипниках ступицы передних колес, в подшипники набивается густая консистентная смазка типа «литол».
Неисправности переднего моста
С самой балкой может случиться только одна беда – выработаются посадочные места под втулки шкворней. Согнуть или сломать такой массивный элемент непросто. Но в первую очередь изнашиваются шкворни и сами втулки.
Чертеж переднего моста для ГАЗ 53
Признаком неисправности переднего моста может быть стук в районе передних колес. Стук возникает из-за увеличенного люфта в шкворневых соединениях.
Определить дефект несложно – нужно вывесить на домкрате одно переднее колесо и покачать его вверх и вниз. Считается, что при люфте более 1,6 мм шкворни и втулки необходимо заменить. Но как замеряют эти миллиметры, не очень понятно. Просто при ощутимом зазоре пора проводить ремонт переднего моста. На переднем мосту могут шуметь подшипники ступиц. Проверяется дефект переднего подшипника также, как и на заднем мосту – вывешивается и прокручивается колесо.
Проверка подшипника переднего моста ГАЗ 53
Замена шкворней
Шкворни удобнее менять на яме в гараже, но можно работу выполнить и в полевых условиях. Главное – чтобы автомобиль был установлен на ровной поверхности. Для разборки необходимо проделать следующие операции:
- Ослабить гайки на передних колесах;
- Вывесить переднюю часть автомобиля, сняв колеса и подложив под раму надежные упоры;
- Демонтировать ступицы передних колес в сборе с тормозными барабанами и подшипниками;
- Отсоединить тормозные опорные диски и вывесить их на трубках, отведя в сторону;
- Отсоединить рулевые тяги от поворотных цапф;
- Отвернуть болты крепления крышек шкворней (верхних и нижних) и снять крышки;
- Освободить все крепления и выбить стопорные клинья, удерживающие шкворни (по одному клину на стороне);
- С помощью оправки выколотить шкворни вниз;
- Снять поворотные цапфы, резиновые уплотнители и упорные подшипники шкворней.
Технические характеристики КПП ГАЗ 53
КПП грузовых автомобилей ГАЗ 53А и ГАЗ 53 12 обладает следующими техническими характеристиками:
- Тип коробки – механическая;
- Тип по положению рычага переключения – трехходовая;
- Количество передач вперед – 4;
- Количество передач назад – 1;
- Вес – 56 кг;
- Заправочная емкость – 3 л.
- первая скорость – 6,55;
- вторая скорость – 3,09;
- третья скорость – 1,71;
- четвертая скорость – 1;
- задняя скорость – 7,77.
Неисправности КПП ГАЗ 53
Признаки неисправности
Судить о неисправности КПП можно по следующим признакам:
- шум в районе коробки передач;
- не включаются скорости совсем, либо с большим трудом;
- не включается одна из скоростей;
- одна или несколько скоростей вылетает;
- на одной или нескольких передачах идет скрежет во время движения;
- не выключается скорость, и машина едет только на одной передаче. Рычаг КПП не выходит в нейтральное положение.
Где расположен ведущий вал коробки
На автомобиле ГАЗ-53 ведущий вал коробки устанавливается передней частью в торце коленвала. Задний же конец прикреплен к картеру коробки, который сделан из чугуна.
Читайте также: УАЗ Буханка 2020-2021 года — новая модель УАЗ-128801 / 128811
На торце ведущего вала установлен роликовый подшипник, на который крепится передний конец ведомого вала, задняя же часть опирается на шариковый подшипник. На ведомом валу установлены шестерни 1-й, 2-й и 3-й передач, а также синхронизатор, который служит для бесшумного и мягкого соединения пар шестерен.
Коробка передач автомобиля ГАЗ 53
Корпус, в который помещены все элементы коробки ГАЗ 53, сделан из чугуна.
Конструкция и работа механизма выбора (переключения) передач
Основу данного узла КП составляют три горизонтальных штока, которые могут двигаться в осевом направлении вперед и назад. На каждом штоке жестко (с помощью зашплинтованных болтов) установлена вилка, которая охватывает муфту синхронизатора или шестерню-каретку, обеспечивая ее перемещение. Также на штоках (в 4-ступ. КПП — примерно в их средней части, в 5-ступ. КПП — в передней части) жестко установлены головки переключения с пазами для головки рычага.
Каждый шток имеет фиксатор (располагается в передней части), обеспечивающий удерживание включенной передачи. Фиксатор состоит из шарика, который под действием пружины упирается в выточку на штоке, предотвращая его осевое смещение без приложения усилия на рычаг. Всего на каждом штоке имеется по три выточки, поэтому он может занимать три положения — переднее, нейтральное (среднее) и заднее. В 4-ступ. коробке шток включения задней передачи имеет две выточки. Фиксаторы располагаются над штоками в специальных колодцах в крышке КПП.
Также штоки объединены замком, который предотвращает одновременное включение 2-х скоростей. Замок представляет собой систему из поперечного штифта, установленного в горизонтальном канале в среднем штоке, и двух плунжеров, расположенных между штоками, и упирающихся в выточки с внутренних сторон штоков. При нейтральном положении штоков плунжеры и штифт тоже находятся в среднем положении и любой из штоков может свободно двигаться вперед или назад. При включении любой из передач шток сдвигается, вследствие чего плунжер выходит из выточки и через штифт в среднем штоке толкает противоположный плунжер — так происходит запирание среднего и противоположного штоков, что делает невозможным включение еще одной передачи. При движении среднего штока оба плунжера выходят из его выточки и блокируют крайние штоки.
В механизме выбора передач также предусмотрен предохранитель случайного включения задней передачи. Он тоже состоит из плунжера и пружины, расположенных непосредственно в головке включения задней передачи. При включении задней передачи пружина через плунжер давит на рычаг, это требует приложения некоторого усилия и гарантирует защиту от случайного включения заднего хода. В 5-ступенчатых КП такие предохранители стоят в головках включения 1-й и задней, и 4-й и 5-й передач.
Наконец, над штоком включения задней передачи установлен выключатель света заднего хода, который включается при переводе штока в соответствующее положение.
Важную роль в механизме играют вилки, которые как раз и обеспечивают перемещение муфт или шестерни по вторичному валу. Вилки на концах имеют сухари, которые входят в кольцевую выточку муфты или шестерни-каретки. Важно отметить, что в 5-ти ступ. КПП все вилки имеют характерную форму с двумя ?зубцами?, а в более старой 4-х ступ. КПП вилка включения задней передачи ?однозубцовая? и удлиненная.
В 4-х и 5-ступенчатых КП вилки расположены неодинаково. Так, в 4-ступ. КП на левом штоке установлена только вилка включения задней передачи, на среднем — вилка переключения 3-й и 4-й передач, а на правом — вилка переключения 1-й и 2-й передач. В 5-ступ. КП на левом штоке расположена вилка переключения 4-й и 5-й передач, на среднем — вилка переключения 2-й и 3-й передач, на правом — вилка переключения 1-й и задней передач.
Управление коробкой осуществляется качающимся рычагом, который монтируется в специальном выступе крышки КП на шаровой опоре, причем одновременно он удерживается штифтами, предотвращающими проворачивание по оси. Нижняя головка рычага входит в выточки в передвижных головках переключения передач, чем обеспечивается возможность их перемещения вместе со штоками.
Работа механизма выбора передач сводится к следующему. При необходимости включить какую-либо скорость рычаг переводится в соответствующее положение — при этом его нижняя головка входит в паз переводной головки и перемещает шток. При движении штока срабатывает запорное устройство (предотвращает одновременное включение двух передач), а при его упоре срабатывает фиксатор (предотвращает ?вылет? скорости). При движении штока его вилка перемещает муфту или шестерню, обеспечивая включение скорости. При переключении передачи рычаг сначала возвращается в нейтраль, а затем переходит в позицию включения другой передачи, и все описанные процессы повторяются.
Ремонт КПП
Ремонт КПП следует доверить специалистам, опытные мастера хорошо знают тонкости своего дела. Но коробка ГАЗ 53 не представляет большой сложности в ремонте, и при желании ее можно отремонтировать своими руками. На «газоновскую» коробку сейчас запчасти купить не проблема. Они есть практически в любом специализированном автомагазине, и цены на них приемлемые.
Можно неплохо сэкономить, если купить подержанную КПП с рук. Необходимо только договориться с продавцом о возможности возврата коробки в случае ее неисправного состояния.
В свое время автомобилей ГАЗ 53 и ГАЗ 3307 завод выпустил очень много, коробки переключения передач б/у продают часто, ее можно легко купить. При этом цены на них иногда просто смешные. Кстати, КПП на автомобиле ГАЗ 66 абсолютно идентична «53-ей» коробке, и они полностью взаимозаменяемы. Поэтому объявления о продаже можно просматривать и по 66-ой модели.
Коробка передач ГАЗ-53: устройства и схема
На первых модификациях ГАЗ 53 (с индексом «F») устанавливался шестицилиндровый двигатель и задний мост ГАЗ 51. Коробка передач также была взята от 51-й, но была модернизирована. Следует отметить, что замена коробки передач ГАЗ 53 на ГАЗ 51 возможна, но не всегда это имеет смысл. У 51-й коробки разные передаточные числа. Кроме того, он разработан для менее мощного двигателя и меньшей полезной нагрузки.
В связи с тем, что в 1967 году производство ГАЗ 53Ф было остановлено, улучшенная ГАЗ 53А пришла на смену старой модификации.
Этот автомобиль уже был оснащен мощным 8-цилиндровым V-образным двигателем, поэтому новой модели пришлось сконструировать новый задний мост и улучшить коробку передач.
Пример грузовика ГАЗ 53Ф
Старые мосты и ящики не выдерживали нагрузок, которые были под мощью двигателя.
Типичные неисправности механизма выбора передач ГАЗ-53/3307 и их устранение
Механизм переключения передач — важная часть коробки передач, любые неисправности в ней критически сказываются на работе всего агрегата, поэтому проблемы с этим механизмом нужно решать, не сбавляя обороты.
Есть две основные проблемы с механизмом выбора передач:
- Вылет из одна или несколько шестерен — обычно это прямой результат деформации или износа вилок, расшатывания вилок на шатунах, а также износа самих шатунов;
- Сложность включения или выключения шестерен, скорее всего, связана с застреванием защелок или других деталей, и это снова происходит из-за деформации или износа компонентов.
Также может быть ослабление предохранителя заднего хода, неисправность переключателя света заднего хода, поломка или износ сухарей на вилках и ряд других неисправностей.
В любом случае при неисправности коробки передач необходимо демонтировать ее с каретки, разобрать и провести поиск неисправности. Все изношенные, деформированные и поврежденные детали подлежат замене.
Для поддержания механизма переключения передач КП ГАЗ-53/3307 в рабочем состоянии необходимо соблюдать рекомендации по эксплуатации трансмиссии и проводить регулярное техническое обслуживание коробки. При бережном отношении к коробке, использовании рекомендованного трансмиссионного масла и своевременном устранении неисправностей коробка передач проработает долго и надежно.
Осмотр заднего моста
Чтобы осмотреть все детали задней оси, эти детали необходимо сначала смочить в чистящем растворе. Это не относится к подшипникам. Кроме того, детали необходимо тщательно промыть и осмотреть. Те детали, на которых вы обнаружите трещины, необходимо в обязательном порядке заменить.
Так выглядит редуктор заднего моста.
Теперь приступим к осмотру трансмиссии и ведомых шестерен. Здесь мы ищем износ. Если есть хоть один дефект, лучше сразу поменять шестерню, не нужно пытаться ее ремонтировать. Эффект продлится недолго.
После этого можно переходить к кольцам подшипников. Здесь их необходимо осмотреть на предмет признаков износа и неравномерного износа. Особое внимание следует уделить концам роликов.
Устройство газового моста 53.
Чтобы проверить затяжку гаек, необходимо установить крышку подшипника и подтянуть гайки. Если игральные кости крутятся плавно, значит, все в порядке. Также следует сразу осмотреть конец фланца карданного вала, который соединен с подшипником ведущей шестерни. Ложа должна быть идеально гладкой. Если нет, отшлифуйте его.
Масляные каналы на подшипниковой муфте следует периодически очищать. Осмотрите его на предмет повреждений, заусенцев и т.д.
Убедитесь, что колодки плотно прилегают ко всем посадочным поверхностям, чтобы ваш дифференциал прослужил долгое время. Также следует проверить эксцентриситет ведомой шестерни. Если эксцентриситет не соответствует норме, ищите причину в шестерне, которая могла быть деформирована. А может быть поврежден корпус дифференциала или изношен подшипник.
Неисправности заднего моста
По некоторым признакам можно определить, что задний мост требует регулировки, ремонта или замены. Самый очевидный и распространенный признак — машина не движется и ее задние колеса не крутятся. Это может произойти, если мост какое-то время работал без смазки. Но это случается довольно редко — не все водители доводят машину до такого плачевного состояния. Также машина не поедет, если лопнет полуось.
Признак плохого моста:
- При наборе скорости с грузом вой в районе заднего моста. Бывает, что посторонний звук возникает при снижении оборотов на определенном ограничении скорости. Причина может заключаться в неправильно отрегулированном люфте в главной паре, износе зубьев шестерни в ней.
Задний мост от ГАЗ 53 в разобранном виде
Звук на приборной панели очень похож на вой в коробке передач, поэтому желательно попросить кого-нибудь подойти сзади, чтобы услышать, откуда исходит шум; - Утечка масла из штока коробки передач или в области ступиц задних колес. Причиной течи мог быть сальник, забитый сапун. Если утечка происходит в области крепления переключателя оси к картеру, скорее всего, протекает паронитовая прокладка или крепежные детали не затянуты.
Признаки выхода трансмиссии из строя
На ГАЗ-53 коробка передач редкая, но выходит из строя. Неисправности могут быть вызваны некоторыми признаками. Неисправности сопровождаются посторонними шумами и звуками во время работы агрегата.
О неисправностях будет свидетельствовать шум возле места, где установлен агрегат. Иногда невозможно активировать передачу. И если выясняется, что нужны серьезные усилия, это тоже признак расставания. Если выходит из строя и не включается передача, скорость взлета, стоит посмотреть на трансмиссию более подробно. К тому же шум во время движения сигнализирует о неисправности. Часто на ГАЗ-53 коробка передач не позволяла переключить рычаг в нейтральное положение. По этой причине выключить трансляцию было невозможно.
Общее устройство трансмиссии автомобилей ГАЗ-53А
Все автомобили семейства ГАЗ-53 имеют трансмиссию, построенную по классической схеме с трансмиссией на колеса заднего моста. Также в базовых модификациях этого грузовика не предусматривалось дополнительных агрегатов (лебедок, манипуляторов и т.д.), Требующих трансмиссии. Поэтому общее устройство и конструкция отдельных узлов трансмиссии ГАЗ-53 достаточно просты.
Трансмиссия грузовиков семейства ГАЗ-53 состоит из следующих узлов и агрегатов:
- Сцепление — классическое сухое однодисковое сцепление, в нормальных условиях постоянно замкнутое, крепится непосредственно на маховике (крышка сцепления («корзина») прикручена к маховику болтами). Сцепление выключается простым включением без усилителя, управление сцеплением традиционное, с помощью педали;
- Коробка передач — механическая четырехступенчатая (4 передних и 1 задний) (с ручным управлением), трехходовая, трехвальная с синхронизаторами на каждой передаче (кроме заднего хода). Механизм переключения передач расположен на верхней крышке коробки передач, установленный здесь рычаг идет прямо в пол кабины;
- Карданный привод — подробнее о нем ниже;
- Главная передача (ГП) одинарная (состоит всего из двух шестерен), гипоидная (оси шестерен разнесены по высоте) на конических передачах. Передаточное число ГП в различных модификациях ГАЗ-53 составляет 6 166 или 6 833. Внутри ведомой шестерни большого диаметра размещен заключенный в корпус дифференциал, состоящий из четырех сателлитов на крестовине и двух ведущих шестерен, расположенных вертикально;
- Приводные валы — имеют скользящее шлицевое соединение с шестернями привода дифференциала (шлицевая втулка находится в ступице коробки передач), с внешней стороны приводных валов заканчиваются фланцами, которыми крепятся к ступицам колес болтами.
Трансмиссия работает следующим образом. Крутящий момент от карданного вала через сжатые диски сцепления передается на первичный вал коробки передач, где он изменяется по величине (а в случае включения задней передачи — и по направлению) и через привод валом он подается на задний мост. Конечная передача снова изменяет крутящий момент и колесо на 90 °. Кроме того, крутящий момент передается через дифференциал на ведущие валы и колеса. При прохождении поворотов или на неровной дороге сателлиты дифференциала катятся по шестерням трансмиссии, обеспечивая необходимую разницу угловых скоростей вращения ведущих колес в этих ситуациях.
Следует отметить, что в коробке передач ГАЗ-53 изначально предусмотрена возможность установки раздаточной коробки, которая обеспечивает отбор мощности для привода лебедки или других агрегатов. Для этого в картере коробки передач делается квадратное окошко, которое в обычных модификациях грузовиков просто закрывается люком. Так что при необходимости на автомобиль можно установить дополнительное оборудование с минимальным вмешательством в конструкцию трансмиссии. Привод агрегатов из «раздачи» осуществляется через собственный карданный привод.
Важным звеном между основными приводными агрегатами является карданный привод, о котором мы поговорим более подробно.
Схема устройства коробки передач ГАЗ-53
Здесь мы поговорим о коробке передач знаменитого грузовика ГАЗ 53.
Устройство и схема коробки передач грузовика ГАЗ 53. Коробка передач на этом грузовике имеет четыре скорости вперед и одну назад. Он механический, состоит из трех валов: моторного, ведомого, промежуточного. Коробка передач ГАЗ 53 рассчитана на трехтактный режим.
Благодаря коробке передач можно передавать развиваемые двигателем обороты на ведущие колеса, изменяя величину тягового усилия. При необходимости с помощью коробки передач можно прервать передачу этих оборотов ведущим колесам. Соответствует нейтральному положению рычага переключения передач.
Положения рычага переключения передач автомобиля ГАЗ-53А.
Посторонние звуки при работе узла
Коробка передач может издавать разные звуки в зависимости от режима, в котором она работает. Если посторонний звук слышен только при полностью выжатом сцеплении, причина кроется в подшипнике. Он расположен на первичном валу трансмиссии. Если вы включаете шестерню и двигаетесь, скрежет указывает на сломанные или изношенные зубья на зубцах шестерни.
Посторонние звуки при переключении на четвертую передачу говорят об износе первичного вала, а также об износе подшипников на этом и вторичном валах. Если в узле нет масла, трансмиссия будет шуметь независимо от условий эксплуатации.
Разборка КПП ГАЗ-53 с последующим поиском неисправностей и заменой деталей поможет выявить точную причину появления звуков. Тем не менее, иногда бывает сложно определить отказ экзамена. Максимальное внимание уделяется элементу, расположенному рядом с шумной передачей. Часто воет ящик. Особенно это заметно при движении на малых скоростях. Для 53-го газона такой звук вполне нормальный.
Тонкости поэтапной замены редуктора для ГАЗ 53
Корпус задней палубы ГАЗ-53 представляет собой литой сварной механизм прямоугольного сечения. Его центральная часть на спине содержит формованный сварной капюшон и усиление спереди. Пружинные подушки соединяются продольными швами путем приваривания к основанию парой I и пальцев колес — на концах втулок. В свою очередь, на штифтах имеются фланцы, которые служат своеобразным креплением тормозных щитов. Кроме того, на штифт с помощью пресса устанавливается втулка сальника.
Коробка передач в этой системе отличается особой ценностью.
Плохо включаются передачи
Часто при плохом включении передач виноват не механизм коробки передач, а сцепление. Первый шаг — диагностировать детали сцепления, а также убедиться, что педаль нажата нормально.
Если третья и четвертая передачи не включаются, причиной часто является неисправность синхронизаторов или сцепления на этих передачах. Скорости не сработают, если нет масла.
Неисправность или износ селектора передач мешают нормальной работе коробки передач. Часто причиной является износ на висках. Пружины тоже стоит проверить. Ремонт предполагает разборку и замену изношенных или поврежденных деталей — запчасти на ГАЗ-53, несмотря на возраст, все же можно купить.
Прокладка редуктора газ 53
После завершения регулировок крепежные болты и редукторы муфты, уплотнения в этих соединениях, а также уплотнения приводных валов наносятся на смазку АМК-3 или уплотнительную пасту (состав последней указан в разделе «Редуктор»). «). Порядок сборки заднего моста следующий.
Вкрутите сливную пробку в картер заднего моста.
Установите прокладку коробки передач на фланец картера заднего моста.
Перед установкой трансмиссии в картер заднего моста убедитесь, что выступы стопорных пластин (на тех трансмиссиях, где они устанавливаются производителем для болтов крышек подшипников дифференциала) не выступают за посадочную поверхность крышек, если это необходимо, загните язычки.
Установите коробку передач, закрепите ее болтами с шайбами с моментом 90-110 Н · м. Установите и заблокируйте болты для разборки коробки передач.
Установите левый и правый тормозные узлы на фланцы картера моста (длинная фрикционная тормозная колодка должна быть направлена вперед по направлению к автомобилю).
Масляный дефлектор расположен по бокам (козырек внизу). Тормоза и ремни крепятся болтами, гайками и шайбами. Гайки затягиваются с моментом 50 — 80 Н • м.
Наружные кольца внутреннего и внешнего подшипников установлены в ступицах.
Установите внутреннее кольцо подшипника. Установите опорную шайбу и нажмите на уплотнение ступицы.
Установите левую и правую ступицы с тормозными барабанами на правой и левой сторонах картера моста соответственно. Установите внутренние кольца наружных подшипников ступиц. Опорные полости ступиц заполнены гипоидной смазкой.
Гайки крепления ступичных подшипников установлены с двух сторон. Отрегулируйте затяжку подшипников ступицы (сделайте это перед установкой колес):
Проворачивая тормозной барабан со ступицей вручную, затягивайте гайку крепления подшипника до плотного вращения тормозного барабана; вращение необходимо для обеспечения правильного положения роликов в подшипниках;
Отпустить гайку на 1/8 оборота;
После установки стопорной шайбы убедитесь, что стопорный штифт на гайке входит в один из пазов стопорной шайбы. Если штифт не входит в прорезь, поверните гайку с одной или другой стороны так, чтобы штифт вошел в ближайшую прорезь стопорной шайбы;
Закрутите и затяните стопорную гайку с моментом 250 — 300 Н • м, проверьте регулировку подшипника после затяжки стопорной гайки.
При правильной регулировке тормозной барабан должен вращаться свободно, без заедания, осевого люфта или качения.
Установите прокладку фланца оси на шпильки ступицы. Вставьте приводные валы и закрепите их гайками и пружинными шайбами с крутящим моментом 120-140 Нм.
Установить и заблокировать демонтажные болты приводного вала.
Собранный задний мост проверяется на шум, нагрев и отсутствие протечек масла в передачах переднего и заднего хода при частоте вращения трансмиссии 1000, 1500 и 3000 мин-1, на холостом ходу и при торможении обоих приводных валов крутящий момент на ведущем передача должна быть в диапазоне 20 — 30 Н • м.
Проверка проводится на масле, нагретом до 40–75 ° C с избыточным давлением внутри моста 20–30 кПа. Допускается слегка равномерный шум. Утечки масла не допускаются Время испытания 3 — 5 мин. При проверке работы дифференциала частота вращения ведущей шестерни не должна превышать 1000 мин-1 при плавном попеременном торможении тормозных барабанов. В этом случае не допускается заедание и заклинивание. Работу дифференциала проверяют не более 3-х минут.
Технические характеристики КПП ГАЗ 53
Коробка передач для грузовых автомобилей ГАЗ 53А и ГАЗ 53 12 имеет следующие технические характеристики:
- Тип ящика — механический;
- Тип по положению рычага переключения передач — трехходовой;
- Количество передач переднего хода — 4;
- Количество передач заднего хода — 1;
- Вес — 56 кг;
- Заправочная емкость — 3 литра.
Отчеты о передаче:
- первая скорость — 6,55;
- вторая скорость — 3,09;
- третья скорость — 1,71;
- четвертая скорость — 1;
- задняя скорость — 7,77.
Неисправности КПП ГАЗ 53
Судить о неисправности коробки передач можно по следующим признакам:
- шум в зоне переключения передач;
- скорости не включаются вообще или с большим трудом;
- не включается одна из скоростей;
- улетает одна или несколько скоростей;
- во время движения слышен скрежет на одной или нескольких передачах;
- скорость не гаснет и машина едет только на одной передаче. Рычаг переключения передач не переходит в нейтральное положение.
О причинах неисправностей
Часто основная причина всех поломок в этой коробке — недостаточное количество трансмиссионного масла или даже его отсутствие в механизме коробки передач. К тому же нередко причины неисправности — неправильное использование механизма. Часто поломки связаны с естественным износом шестерен. Реже — с заводским браком (так как в СССР делали «веками»). Если грузовик эксплуатируется длительное время в экстремальных условиях, это тоже приводит к выходу агрегата из строя.
Где расположен ведущий вал коробки
На автомобиле ГАЗ-53 коленчатый вал коробки устанавливается передней частью на торец коленвала. Задний конец прикреплен к кожуху коробки, которая изготовлена из чугуна.
На конце коленчатого вала установлен роликовый подшипник, на котором закреплен передний конец ведомого вала, а задний опирается на шариковый подшипник. На ведомом валу установлены шестерни 1-й, 2-й и 3-й передачи, а также синхронизатор, служащий для бесшумного и плавного соединения зубчатых пар.
Коробка передач автомобиля ГАЗ 53
Кузов, в который вставлены все элементы коробки ГАЗ 53, выполнен из чугуна.
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ
Устройство и детали коробки передач ГАЗ-53
Коробка передач автомобиля ГАЗ-53 (рис. 1) трехходовая, четырехступенчатая. Механизм переключения передач установлен в чугунном картере, который крепится к картеру сцепления четырьмя шпильками, ввинченными в картер сцепления.
Центровка корпуса относительно муфты обеспечивается фланцем крышки первичного вала.
Рис. 1. Коробка передач ГАЗ-53 1 — первичный вал; 2 — выключатель фонарей заднего хода; 3 — стопорный шар; 4 — рычаг переключения передач; 5, 13 — шестерни III передачи; 6, 12 — шестерни II передачи; 7, 10 — шестерни 1-й передачи и заднего хода; 8 — форточка; 9 — вторичный вал; 11 — блокировка реверса; 14 — блок-картер; 15 — звездочка трансмиссии промежуточного вала; 16 — промежуточный вал; 17 — сцепление. Коробка передач 14 имеет на правой стенке люк, который закрывается литой крышкой. Под крышкой помещается паронитовая прокладка.
Этот люк предназначен для установки коробки отбора мощности на моделях автомобилей, где используется трансмиссия от модели 53-12. Базовая модель не имеет коробки отбора мощности. Отверстие для заливки масла расположено с левой стороны картера, а сливное отверстие расположено в нижней части картера. В эти отверстия ввинчиваются конические колпачки. Входной вал 1 корпуса установлен на двух подшипниках. Передний подшипник установлен в гнезде коленчатого вала, задний подшипник — в передней стенке картера коробки передач и закреплен гайкой, навинченной на резьбу вала. Главный вал коробки передач ГАЗ-53 соединяется с диском сцепления посредством проточки. На заднем конце входного вала расположены две коронные шестерни: одна с косыми зубьями, которая постоянно находится в зацеплении с зубьями большой коронки 15 зубчатого блока промежуточного вала, а другая с прямыми зубьями, которые, когда включен прямой привод, включите сцепление. На цилиндрическом венце первичного вала КПП ГАЗ-53 имеется выемка, необходимая для установки входного вала в сборе в картер коробки передач после установки в него редуктора промежуточного вала.
При поступательном осевом перемещении входной вал блокируется крышкой, а при обратном движении — упорным кольцом, вставленным в канавку шарикового подшипника. Вторичный вал 9 установлен на двух подшипниках: на цилиндрическом ролике, расположенном в корпусе первичного вала, и на шариковом подшипнике, установленном в задней стенке картера. Роликовый подшипник состоит из свободных роликов (без сепаратора). В осевом направлении передние концы роликов фиксируются буртиком входного вала, а задние концы фиксируются плоской упорной шайбой, свободно вставленной в гнездо подшипника и фиксируемой разрезным стопорным кольцом, которое установлено в паз. На заднем конце вала, за шариковым подшипником, устанавливаются шестерня привода спидометра, фланец и шайба, которые затягиваются гайкой. Гайка входит в паз вала. В центральной части вал имеет эвольвентные канавки, на шлифованной внутренней поверхности которых центрируется шестерня 7. Шестерня 2-й передачи свободно расположена на гладкой шейке вторичного вала, имеющего две зубчатые коронки: первая с одним косым зубом для постоянного зацепления с соответствующей коронкой промежуточного вала и вторым с прямым зубом для зацепления с шестерней при включенной 2-й передаче. На переднем конце вторичного вала КПП ГАЗ-53 они установлены и закреплены стопорным кольцом: шлицевой ступицей, втулкой из закаленной стали и шайбой, опирающейся на торец шейки, на которой находится шестерня редуктора. La 2-я передача оборотов. Втулка плотно сидит на валу и защищена от проворачивания стопорным штифтом, один конец которого вдавлен во втулку, а другой утоплен в шлицевой канавке промежуточного вала. Шестерня 5 III передачи свободно установлена на втулке. Для смазки поверхностей трения шестерен II и III коробки передач ГАЗ-53 выполнены канавки на концах шестерен и радиальные отверстия, на внешней поверхности втулки и вала нарезаны спиральные канавки (для зубчатых колес II). Чтобы избежать задиров, отверстия шестерен снабжены бронзовыми втулками. Втулки расточены с шестернями.
Выходной вал заблокирован от осевого перемещения задней крышкой и упорным кольцом, установленным в канавке шарикового подшипника. Промежуточный вал выполнен в виде блока из четырех шестерен, вращается на роликах и шариковых подшипниках. Шестерни 12, 13, 15 косозубые, находятся в постоянном зацеплении с шестернями 1 (первичными), 5, 6 вторичных валов. Шестерня 10 (прямозубая) входит в зацепление с шестерней 7, когда включена 1-я передача, и с большой шестерней блока 11, когда включена передача заднего хода. Промежуточный вал коробки передач заблокирован от движения крышкой и упорным кольцом шарикового подшипника, которое закреплено на валу гайкой.
Передний подшипник промежуточного вала закрыт заглушкой, запрессованной в картер заподлицо с передней стенкой. Для снятия внутреннего кольца этого подшипника на конце большого обода есть выемка. Передний конец оси замка заднего хода КПП ГАЗ-53 свободно вставляется в отверстие внутренней заслонки картера, а задний конец запрессовывается в его заднюю стенку.
Ось блокируется литой стопорной пластиной, закрепленной болтом, а также краем заслонки на задней крышке промежуточного вала, закрывающей часть конца оси. Резьбовое отверстие в валу можно использовать для выталкивания его из картера. На оси свободно вращается двухрядный редуктор со сталеалюминиевой втулкой. Между зубчатыми венцами имеется кольцевая проточка, в которую входит вилка задней передачи. Для уплотнения коробки передач в задней крышке выходного вала установлен сальник. Кроме того, на внутренней поверхности задней крышки прорезана канавка для слива масла, которая, соприкасаясь с шейкой фланца выходного вала a, удаляет масло из масляного уплотнения. В верхней части крышки установлен вентиль 8, который предотвращает создание избыточного давления внутри лодки, которое приводит к вытеканию масла из коробки передач. Аналогичная маслосливная канавка находится на внутренней поверхности крышки первичного вала. С внутренней стороны этой крышки на фланце имеется масляный канал, по которому масло отводится из полости крышки в сливное отверстие в передней стенке картера, а затем в картер. Включение IV и III передач коробки ГАЗ-53 осуществляется перемещением муфты до зацепления внутренней шлицевой муфты с фиксирующими кромками соответственно входного вала 1 и шестерни 5 III передачи.
Включение 2-й передачи осуществляется перемещением шестерни 7 1-й передачи и заднего хода, пока ее внутренние канавки не войдут в зацепление с стопорным кольцом шестерни 6 2-й передачи. Включение 1-й передачи достигается за счет зацепления шестерни 7 1-й передачи с венцом 10 зубчатого блока промежуточного вала и включения заднего хода путем введения блока 11 заднего хода в зацепление со звездочкой промежуточного вала с венцом шестерни 7 вторичного вала выполняется с помощью рычага 4 поворотного типа, нижний конец которого входит в пазы передаточных головок и вилок, установленных на тягах.
Шарикоподшипник рычага расположен в сферической части формованного колпачка и прижимается к его сферической поверхности конической пружиной. Колпачок удерживается в крышке двумя цилиндрическими штифтами, вдавленными в шейку, свободные концы которых входят в канавки шарикового подшипника рычага и не позволяют ему вращаться вокруг оси. Для переключения передач в верхней крышке КПП ГАЗ-53 смонтированы три тяги, снабженные 3-мя фиксаторами, обеспечивающими фиксированное положение вилок на всех передачах, и стопорным устройством, предохраняющим коробку от одновременного включения двух передач. Переключатель 2 фонарей заднего хода установлен на верхней крышке над штангой заднего хода. Техническое обслуживание коробки передач заключается в подтягивании точек крепления к раструбу сцепления и проверке уровня масла в картере, доливе и изменении его согласно таблице смазки. Слейте масло сразу после пробежки, пока оно горячее. Если отработанное масло оказывается сильно загрязненным, коробку промывают.
Уровень масла проверяется через маслозаливное отверстие коробки передач на автомобиле, стоящем на горизонтальной платформе.
Это делается через некоторое время после пробега, чтобы дать маслу остыть и стечь со стенок, а пене — осесть.
Ремонт КПП
Ремонт КПП стоит доверить специалистам, опытные мастера прекрасно разбираются в тонкостях своего дела. А вот коробку ГАЗ 53 отремонтировать не очень сложно, а при желании можно отремонтировать самостоятельно. Купить запчасти для «газонного» бокса сейчас не проблема. Они доступны почти во всех специализированных автосалонах и имеют разумные цены.
Вы можете значительно сэкономить, если купите бывшую в употреблении коробку передач своими руками. Необходимо только согласовать с продавцом возможность возврата коробки в случае бракованного состояния.
В свое время завод выпускал много автомобилей ГАЗ 53 и ГАЗ 3307, часто продаются б / у коробки передач, их легко купить. К тому же цены на них порой просто смешные. Кстати, коробка передач на автомобиле ГАЗ 66 абсолютно идентична коробке «53а» и они полностью взаимозаменяемы. Следовательно, объявления о продаже могут отображаться и на 66-й модели.
Как снять рычаг кпп газ 53
Установите машину на смотровую яму. Снимите резиновый коврик и ручку рычага. Затем снимите крышку люка коробки передач с пола и стопорный колпачок с верхней крышки коробки передач.
Снимите рычаг переключения передач, с помощью которого, нажав на рычаг вниз, поверните фиксирующий колпачок верхней крышки против часовой стрелки. Закройте отверстие для рычага от попадания посторонних предметов. Открутите контрольную и сливную пробки коробки передач и слейте масло.
Отсоедините шток стояночного тормоза от рычага на тормозе, рычаг стояночного тормоза в сборе от верхней крышки корпуса и шток включения сцепления. Снимите возвратную пружину и освободите вилку.
Поднять масленку крышки выжимного подшипника сцепления.
Снимите верхнюю крышку люка и нижнюю часть картера сцепления. Выкрутите болты крепления карданного вала к фланцу выходного вала КПП, затем болты промежуточного подшипника карданного вала и, не отсоединяя карданный вал от фланца ведущей шестерни заднего моста, снимите его сбоку. Снимите барабан стояночного тормоза, если корпус разбирали без снятия трубок глушителя.
Отключить от трансмиссии
трос управления спидометром, закрепите цепь подъемника двумя болтами верхней крышки коробки передач, открутите гайки, крепящие коробку передач к картеру сцепления, затем потяните трос подъемника, переместите коробку передач назад, выталкивая входной вал из картера сцепления, ниже коробка передач.
Отсоедините подъемную цепь, отсоедините втягивающую пружину и извлеките узел выжимного подшипника из коробки с муфтой и заглушкой масленки.
Были закуплены следующие комплектующие :
— Подшипники — 50307 — 2шт х 370 стр. — 740 с.
— Подшипник — 50209 — 1шт. — 380 с.
— Выжимной подшипник — 630 р.
— Смазочный ниппель выжимного подшипника — 20 руб.
— Фланец первичного вала 1шт. — 450 с.
— первичный вал
1500 руб
— Ролик первичный вал 14 шт.
70 с.
— Ремкомплект промежуточного вала (гайки, распорная шайба шестерни, упорные кольца подшипника, стопорное кольцо и упорная шайба роликов первичного вала, стопорные кольца) — 390 руб.
— Замок шестерни промежуточного вала — 5500 р.
— Подшипник — 42207 — Блок шестерен промежуточного вала 1шт — 270 р.
— Фланец выходного вала
1000 стр.
— Сальник вторичного вала — 30 руб.
— стопорное кольцо вторичного вала — 50 руб. — в ремкомплекте оказалось тонковато, поэтому купил более толстый.
— Доступны первая передача и задний ход.
— Звездочка второй передачи была в наличии, замена в актив.
— Блокировка заднего хода — была в наличии.
— Колодки стояночного тормоза
200 р.
— Что-то — 3000 р.
Коробку давно сняли…
Что ж, приступил к сборке.
Приведя все в порядок, собрал коробки передач, вечером установил промежуточный вал с подшипниками и утром продолжил.
После завершения сборки картера блока шестерен,
для удобства подбора навесных узлов перевернул коробку и продолжил установку: выход фланца первичного вала, крышки и крышки подшипника промежуточного вала, узла крышки заднего подшипника вала.
Фиксация деталей завершена, переворачиваю коробку и…
Как я на это смотрел, не знаю…
все-таки заметил линию и разницу в цвете, линию — проходящую по углу тарелки, но особого внимания не обратил…
Трещины на лицевой стороне точно не увидел, обнаружилась после протяжки.
Грузовик ГАЗ-53, пожалуй, единственный автомобиль, который не производился 20 лет, но до сих пор эксплуатируется большинством людей и предприятий. Все это благодаря качественной сборке и использованным деталям, из которых были созданы отдельные агрегаты грузовика.
Как выглядит оригинальный ГАЗ 53
Биржа имеет следующую структуру. Передний конец входного вала закреплен в подшипнике коленчатого вала двигателя, задний конец вала через игольчатый подшипник соединен с выходным валом.
Промежуточный вал передает все движения на вторичный вал, в зависимости от включенной скорости, изменяется передаточное число и, следовательно, скорость, с которой движется автомобиль. Четвертая передача — прямая; в этой передаче муфта соединяет первичный и вторичный валы.
Пример коробки передач для ГАЗ-53
От хвостовика выходного вала через карданный вал движение переходит на задний мост, который вращает задние колеса.
Источник https://pricepy-spb.ru/stroitelnaya/transmissiya-gaz-53.html
Источник https://foksevmash.ru/avtomarki/transmissiya-gaz-53.html
Источник https://gazavtomobil.ru/voprosi-i-otveti/ustrojstvo-i-detali-korobki-peredach-gaz-53