Переключение передач ЗИЛ 4331
В 1970-х годах был разработан план по изготовлению мощного, но в то же время экономичного грузового транспорта. Он соответствует всем требованиям, которые предъявляет международное автомобильное сообщество. За счет удобного расположения в Москве, наличию отработанной схемы производства на базе модели 130, заказ получил завод имени Лихачева.
В 1977 году, был выпущен трехосный грузовой автомобиль ЗИЛ-4331. Это один из наиболее известных и узнаваемых в мире грузовиков советского производства. Полноприводный автомобиль переднемоторной компоновки обладает трехколесной формулой 6*6. Машина изначально создавалась для повышенной проходимости, перевозки грузов и людей, буксировки прицепов по дорогам любого вида, пересеченных местностей.
Редуктор ЗИЛ 4331: описание
Большая часть автомобилей ЗИЛ комплектуются механической 9-ступенчатой коробкой скоростей. КПП оснащена планетарным демультипликатором, синхронизирована помимо 1-ой передачи «задней скоростью». В отдельных версиях используются 5–8 ступенчатые МКПП. Механизм сцепления однодисковый, присутствуют периферийные пружины и пневмо-гидроусилители в приводе.
Для коробки скоростей требуется 5 литров трансмиссионной жидкости. Когда есть редуктор отбора мощности ЗИЛ, нужно больше горючего, примерно 6.5 литров. Рекомендуется заливать примерно 3.3 литра нового топлива, желательно выбирать всесезонное масло ТСп-15К. Главной его особенностью является наличие низкотемпературных качеств.
Автомобиль не потеряет функциональность даже при температуре воздуха ниже -20. Вдобавок, рабочая способность не понизится и при 100 градусах тепла. Еще гарантируется защита от изнашивания составляющих деталей редуктора. Когда транспортное средство эксплуатируется при температуре воздуха ниже -20, стоит применять топливную жидкость ТСП-10. Каждые 300 000 километров пробега должно меняться масло.
Схема КПП ЗИЛ 4331
Карданная система управляется парой валов, между которыми располагается промежуточная опора сцепления. Она повторяет схему, ранее применимую в 130 модели – стандартная корзинка с выжимным подшипником, управляемая пневматическим приводом. В инструкции по работе с редуктором не отображены все дополнительные возможности комплектации. В ней описывается «чистый» 360-й. Схемы часто приходится искать самостоятельно. Не стоит забывать, что ЗИЛ 4331 является обновленной 130 версией. Сухой вес коробки скоростей составляет 100 килограмм.
Коробка передач ЗИЛ 4331: схема переключения представлена ниже.
У КПП ЗИЛ 4331 5 ступеней.
- При перемещении шестерни ведомой детали вперед включается 1 скорость.
- Для включения 2 передачи перемещается муфта синхронизатора назад.
- Если переместить сцепление вперед, включается 3 скорость.
- Чтобы включить 4 передачу, требуется 2 синхронизатора назад.
- Если переместить рычаг синхронно вперед, включается 5 скорость.
Переключаются скорости путем нажатия на рычаг, который расположен на верхней крышке КПП. В передаче тягового усиления промежуточный вал отсутствует. Чтобы включить задний ход, перемещают колесико 1 передачи до ее старта с блоком шестерен заднего хода.
Схема переключения передач ЗИЛ 4331: описание каждой детали.
На всех коробках скоростей присутствует заводской порядковый номер. Он выбит на верхней правой бобышке картера КПП.
Ремонт редуктора ЗИЛ 4331
При использовании низкокачественных деталей, отсутствии планового технического обслуживания, возможен износ разных узлов и механизмов автомобиля. Нередко случаются поломки в коробке передач. На начальных фазах дефекты незаметны. Из-за них происходят незначительные сложности при переключении скоростей. Это должно послужить для водителя поводом заняться ремонтом. Первым делом, следует провести диагностику узла. При обнаружении поврежденной запчасти необходимо заменить ее новой деталью.
Наиболее часто встречаемые неисправности редуктора и способы их устранения:
- Затрудненное переключение скоростей. Такое случается при наличии забоин с торцевой стороны зубьев шестерни, неисправности механизма переключения передач, погнутости вилок, ослаблением креплений. Детали, которые не подлежат ремонту, требуется заменить. Еще можно попробовать отрегулировать работу педали выключения сцепления.
- Вытекание масла из редуктора. Причиной этому может послужить то, что манжеты перестали быть эластичными, повысилось давление в масляном картере, нарушилась герметичность уплотнений. Манжеты заменяют новыми, вентиляционную трубу тщательно промывают, прокладки меняются, крепежные детали подтягиваются.
При игнорировании трудностей работы редуктора в ближайшее время машина будет непригодна к езде.
Как снять КПП ЗИЛ 4331
Чтобы благополучно снять коробку переключения скоростей, необходимо действовать поэтапно:
- Установить автомобиль на возвышение, либо на смотровую яму.
- Открутить болты, фиксирующие крышку пола кабины.
- Снять ее, открутить фланец, соединяющий карданный вал.
- Отсоединить регулировочную тягу вместе с оттяжной пружиной.
- Снять кронштейн с поперечной рамы, аккуратно отпустить карданный вал на площадку с колесами.
- Отсоединить вал спидометра, открутить 3 болтовые крепления.
- Снять пластину, рычаг, его сектор с распорными втулками.
- Отсоединить крепления, фиксирующие коробку передач и картер сцепления.
- Используя специальный съемник, извлечь коробку передач из посадочного места.
После снятия КПП необходимо установить на место рычаг управления с картером.
Как предотвратить поломки в редукторе
Для избегания серьезных проблем следует диагностировать автомобильное средство каждый месяц. При замене масла в КПП рекомендуется применять топливо, соответствующее автомобильной системе. При сливе корпуса редуктора требуется очищение магнита, расположенного на пробке. Доливают новую жидкость до контрольного отверстия. Сапун на крышке люка картера нужно очищать. При выполнении приведенных советов машина прослужит долго.
Трехосный грузовик ЗИЛ 4331 – это надежный перевозчик в разных отраслях. Корпус редуктора функционирует исправно при должном обращении. Его схема простая к восприятию. Опытные водители положительно отзываются о КПП, рычаг удобен в использовании, не заедает. Редуктор способен надежно функционировать даже при условии низких температурах от -20 и более.
Раздатка ЗИЛ-131: устройство, переключение скоростей, ремонт
1 – первичный вал: 2, 21, 30 и 45 – подшипники: 3, 28, 31 и 47 – стопорные кольца; 4 – крышка заднего подшипника первичного вала: 5 – синхронизатор четвертой и пятой передач; 6 – втулка шестерни четвертой передачи; 7 и 40 – зубчатая пара четвертой передачи; 8 и 38 – зубчатая пара третьей передачи: 9 – головка стержня переключения первой передачи и передачи заднего хода’: 10 – вилка переключения второй и третьей передач; 11 – крышка коробки передач:12 – установочная втулка; 13 – шарик фиксатора: 14 – пружина фиксатора; 15 – штифт замочного устройства стержней переключения передач: 16 • шарик замочного устройства: 17 – синхронизатор второй и третьей передач: 18 и 34 – зубчатая пара второй передачи: 19 – вилка переключения первой передачи и передачи заднего хода; 20 • зубчатое колесо первой передачи и передачи заднего хода; 22 – червяк привода спидометра; 23 и 59 – шестерни привода спидометра: 24 – крышка подшипника вторичного вала; 25 – фланец с отражателем; 26 – гайка фланца вторичного вала;27 и 51 – манжеты; 29 – гайка промежуточного вала; 32 – картер коробки передач; 33 – вторичный вал; 35, 39 и 41 опорные шайбы; 36 и 42 – замочные кольца; 37 – зубчатое колесо передачи заднего хода промежуточного вала; 43 -промежуточный вал; 44 – шестерня постоянного зацепления: 46 – заглушка; 48 – прокладка; 49 • блокирующий палец: 50и 53 – роликовые подшипники: 52 – стопорная пластина; 54 и 67 – пружины; 55 – ось блока зубчатых колес передачи„ заднего хода; 56 – блок зубчатых колес передачи заднего хода; 57 – пробка контрольно-заливного отверстия; 58 -крышка люка отбора мощности: 60 – сливная пробка с магнитом; 61 – сапун: 62 – предохранитель выключения первой а. передачи и передачи заднего хода; 63 – ось промежуточного рычага; 64 – картер наконечника рычага переключения 1= передач: 65 – фиксатор рычага: 66 – чехол рычага переключения передач; 68 – наконечник рычага переключения передач: 69 • промежуточный рычаг; 70 – сухарь промежуточного рычага; 71 – стержень переключения первой передачи 5 и передачи заднего хода; 72 – шток переключения четвертой и пятой передач; 73 – шток переключения второй и третьей передач: 74 – штуцер вала привода спидометра; 75 – рычаг переключения передач; 76 – шпонка
Основные особенности устройства силового агрегата и трансмиссии ЗИЛ-131
ЗИЛ-131- отечественный трехосный грузовой автомобиль повышенной проходимости. Выпускался заводом имени Лихачева с 1966 по 2002 г. Основная часть выпускаемых машин шла для армейских нужд. Автомобиль содержал много полезных и прогрессивных для того времени технических решений.
Порядок работы цилиндров ЗИЛ-131
На грузовике применялся карбюраторный V-образный, восьмицилиндровый двигатель, с зажиганием на основе электронного коммутатора.
Распределительный вал двигателя и система зажигания обеспечивают следующий порядок работы цилиндров ЗИЛ-131: 1-5-4-2-6-3-7-8. Отдача мощности двигателя не менее 150 л.с., при оборотах 3200 в минуту.
Читайте также: Устройство подкрановых путей и особенности их эксплуатации
Схема переключения коробки передач ЗИЛ-131
На автомобиле применяется пятискоростная механическая коробка перемены передач (КПП).
На всех скоростях коробки кроме первой передачи и заднего хода имеют синхронизаторы. Переключение скоростей ЗИЛ-131 производится рычагом, расположенным на верхней крышке КПП.
Передаточные отношения КПП:
- первая – 7,44;
- вторая – 4,10;
- третья – 2,29;
- четвертая – 1,47;
- пятая – 1,00;
- задний ход – 7,09.
Первая передача коробки применяется только при начале движения в условиях бездорожья и находится на одном «плече» с задним ходом. Сделано это для «раскачки» автомобиля, завязшего в грязи или рыхлом снегу, путем быстрого попеременного включения первой скорости и заднего хода.
Схема переключения КПП ЗИЛ-131 представлена ниже.
Сухой вес коробки передач ЗИЛ-131 около 100 кг.
Сцепление
Сцепление ЗИЛ-131 однодисковое, сухое, герметизированное, надежно работающее в условиях преодоления бродов. Привод отключения и включения сцепления механический, рычажный от педали водителя в кабине.
КПП в трансмиссии ЗИЛ-131 через карданный вал передает поток мощности на раздаточную коробку (РК) или на профессиональном сленге «раздатку».
СИНХРОНИЗАТОР
Синхронизаторы обеспечивают бесшумность при включении. Разница в частоте вращения муфты синхронизатора и включении шестерни выравнивается плавно благодаря возникающей между ними силе трения. Механизм переключения КПП имеет фиксирующее устройство оно удерживает стержни переключения в требуемом положении.
Синхронизатор ЗИЛ-130
Синхронизатор автобусов ЛАЗ-695, ЛАЗ-697 и автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 132) работает следующим образом.
При перемещении муфты 11 влево с помощью вилки переключения коническое бронзовое кольцо передвинется вместе с ней и прижмется к конической поверхности шестерни 1. Конические кольца 7 и муфта ]] связаны между собой не жестко, а через три фиксирующих пальца 5 с шариками и пружиной. Шестерня 1 и кольца 7 вращаются с разной окружной скоростью. До тех пор, пока за счет силы трения эти скорости не сравняются, муфта 11 будет смещаться (рис. 132, б).
Синхронизатор ЗИЛ-130
Оба бронзовых кольца 7 жестко связаны друг с другом при помощи пальцев 12. Муфта 11 будет передвигаться до того момента, пока коническая поверхность 10 муфты не упрется в коническую поверхность 9 пальца (рис. 132, а и г). Когда же скорости колец 7 синхронизатора и конуса шестерни 1 выравняются, палец 12 расположится по центру отверстия муфты 11, блокирующие конические поверхности разъединятся (рис. 132, в и д), и муфта продолжит свое смещение. Ее наружные зубья 13 войдут в зацепление с внутренними зубьями шестерни вала 1, которая, таким образом, соединится с помощью синхронизатора с ведомым валом 14.
Читайте также: Двухдисковое сцепление — грамотно передаем крутящий момент
Устройство раздаточной коробки ЗИЛ-131
Раздаточная коробка ЗИЛ-131 преобразует и распределяет крутящий момент, получаемый от КПП к переднему и задним мостам, и, в конечном счете, к колесам грузовика.
Активация переднего привода возможна в ручном или автоматическом режиме. Раздатка ЗИЛ-131 также имеет возможность включения пониженной передачи с коэффициентом 2,08 при движении в особо тяжелых условиях – рыхлый снег, раскисшая почва, бездорожье. При этом крутящий момент, передаваемый раздаткой на приводы колес, увеличивается вдвое, что позволяет не перегружать мотор и агрегаты трансмиссии при движении в тяжелых дорожных условиях.
Раздаточная коробка двухвальная с косозубыми шестернями. Корпус раздатки отлит из чугуна. В конструкцию коробки входят задняя и верхняя крышки.
При необходимости на верхнюю плоскость раздатки монтируют коробку отбора мощности (КОМ). Она служит для подачи мощности от мотора автомобиля различным агрегатам и устройствам, входящим в состав специальных машин на базе ЗИЛ-131.
Внешний вид раздатки Зил-131:
- сверху крышка, прижатая к корпусу 8 гайками, закрывающая посадочное место для установки ком;
- в центре фланец ведущего вала раздатки;
- внизу справа фланец привода переднего ведущего моста зил-131;
- внизу слева пневматическая камера включения переднего привода;
- справа на одном уровне с ведущим фланцем раздатки штоки управления прямой и пониженной передачами.
Раздатка ЗИЛ-131, вид сзади:
- вверху слева видны штоки управления включения прямой и пониженной скорости;
- вверху справа крышка с восемью гайкам закрывает фланец подключения коробки отбора мощности зил-131;
- внизу справа тормозной барабан стояночного тормоза, совмещенный с фланцем для крепления кардана привода задних мостов;
- слева маслозаливное отверстие раздатки с четырехгранной резьбовой пробкой.
Вид раздаточной коробки ЗИЛ-131 «в разрезе» можно увидеть на иллюстрации.
Режимы работы раздатки
Есть несколько основных режимов.
Активирована прямая (вторая) передача
Режим предназначен для движения грузовика по дорогам с твердым покрытием.
Рычаг управления РК переводится в заднее крайнее положение. При этом крутящий момент от карданного вала КПП через фланец (9) практически без механических потерь передается с ведущего вала (15) на вторичный вал привода задних мостов (22). Все шестерни коробки вращаются свободно. Передний мост отключен.
На опасных участках дороги водитель с помощью электрического тумблера (включателя на панели управления в кабине) может активировать привод переднего моста. При этом включится пневмоэлектроклапан, а сжатый воздух поступит в пневматическую камеру (8), которая выдвинет вперед шток управления. Шток, в свою очередь, сдвинет вилку (32) включения переднего моста и через ведущую (21) и ведомую (2) шестерни прямой передачи, каретку зубчатой муфты (35), крутящий момент поступит на фланец (6) раздатки, далее к переднему приводу грузовика. На панели приборов загорится лампа – индикатор включения привода.
Включение пониженной передачи
При езде по бездорожью шофер переводит рычаг управления раздаткой в крайнее переднее положение. При этом тяги от рычага воздействуют на штоки переключения режимов коробки. Верхний шток управления своей вилкой сдвигает каретку (18), разъединяя ведущий вал (15) и вал привода задних мостов (22).
Читайте также: 43 метра над землёй. Как работает машинист башенного крана
Вилка нижнего штока передвигает зубчатую каретку (37), тем самым объединяя шестерни (3) и (2). Одновременно нижний шток нажатием на микровлючатель, расположенный внутри раздаточной коробки, подает напряжение на пневмоэлектроклапан. Тот, в свою очередь, сжатым воздухом с помощью пневматической камеры (8) и вилки (32) подключит кареткой (35) вал привода переднего моста (5). Таким образом, крутящий момент от КПП ЗИЛ-131 через кардан и фланец (9) поступит на первичный вал раздатки (15), пройдет через шестерни (17), (3), (2) и (21), поступит на выходной вал привода задних мостов (22). От шестерни (2) через зубчатую каретку (35) крутящий момент передастся через вал привода переднего моста (5) на фланец (6).
Следует отметить, что скорость вращения выходных валов (22) и (5) при включении пониженной (первой) скорости раздатки уменьшатся вдвое по сравнению с оборотами на прямой (второй) передаче. Зато крутящий момент на этих валах повысится так же вдвое, что позволит грузовику уверенно двигаться в условиях бездорожья.
Важно отметить, что при переходе РК на пониженную передачу включение переднего моста ЗИЛ-131 происходит автоматически, без вмешательства водителя.
Режим «нейтраль»
Третий вариант работы раздаточной коробки ЗИЛ-131 – нейтральное положение. Рычаг управления РК устанавливается в среднее положение. При этом происходит рассоединение валов (15), (22) и (5). Такое отключение всех мостов необходимо для подачи крутящего момента от первичного вала (15) и шестерни (17) на привод коробки отбора мощности. Автомобиль при этом не движется.
Модификации «БЫЧКА»
- ЗИЛ-5301АО – базовая версия модели;
- ЗИЛ-5301БО — использовался для установки специального оборудования и кузовов (в том числе инкассаторских и пожарных);
- ЗИЛ-5301ГО – уникальный изотермический фургон, основанный на версии ЗИЛ-5301БО;
- ЗИЛ-5301ПО – еще одна версия изотермического фургона;
- ЗИЛ-5301ДО – удлиненный вариант классического ЗИЛ-5301АО;
- ЗИЛ-5301ЕО – удлиненная модель, используемая для установки специальных кузовов и оборудования;
- ЗИЛ-5301ИО – удлиненный изотермический фургон;
- ЗИЛ-5301ТО – 2-кабинное удлиненное шасси на основе ЗИЛ-5301ДО, предназначенное для монтажа специального оборудования и кузовов;
- ЗИЛ-5301ЮО – длиннобазная модификация с двумя спальными местами и кабиной.
Обслуживание раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ-131
Обслуживание раздатки состоит из:
- ЕО – ежедневного обслуживания;
- регламентных ТО – технических обслуживаний, ТО-1 и ТО-2, предусмотренных заводом изготовителем;
- сезонного ТО – СО (сезонного обслуживания).
ЕО заключается в предрейсовом визуальном осмотре основных агрегатов грузовика. Также следует провести осмотр поверхности земли под двигателем, коробкой скоростей, раздаткой, передним и задними мостами на наличие пятен от течи смазки.
При ТО-2 происходит проверка надежности крепления раздатки к силовому каркасу автомобиля, прочистка сапуна вентиляции раздатки.
Смена масла в раздаточной коробке проводится согласно карте смазки. Масло, применяемое для РК – всесезонное ТСп-15. При эксплуатации автомобиля при температурах -30 0 С и ниже применяется смазка ТСп–10.
Слив масла из раздатки производится выворачиванием резьбовой пробки (38, см «разрез» РК). Заливка смазки ведется через маслоналивное отверстие, при вывернутой пробке (39).
Возможные поломки КПП
Определить имеется ли поломка КПП или нет возможно по характерным звукам. Признаки неполадок:
- возникновение сильного шума;
- самопроизвольная активизация передач;
- течь масла.
В случае появления сильного шума со стороны раздаточной коробки, целесообразно проверить состояние шестерен, подшипников. Данные элементы подлежат замене. При износе зубьев водитель может столкнуться с такой проблемой, как самопроизвольное включение передач. Обращать внимание нужно на состояние уплотнительных элементов. При продолжительной эксплуатации транспортного средства они быстро теряют свои рабочие свойства. Это является причиной того, что будет отмечаться течь жидкости. Проверке подлежат мембрана в пневмокамере, крепления.
Ремонт раздаточной коробки ЗИЛ-131
Раздаточная коробка ЗИЛ-131 надежный и долговечный агрегат. Однако при появлении признаков неправильной работы коробки – повышенный шум, скрежет при переключении режимов, «выбивание» скоростей, течь смазки, РК следует снять с автомобиля.
Затем на ремонтном участке коробку разбирают, обследуют. Неисправные детали и узлы заменяют новыми. Затем производят сборку коробки и установку ее на грузовик. После залива свежей смазки производят пробную поездку и определяют исправность отремонтированной раздатки.
Профилактика возникновения поломок с КПП
Чтобы избежать возникновения серьезных поломок, автотранспорт следует диагностировать. При замене масла в коробке передач, следует использовать горючее, которое соответствует автомобильной системе. Когда происходит слив КПП, нужно очищать магнит, который имеется на пробке. Доливается новая жидкость до контрольного отверстия. Очистке подлежит сапун, который имеется на крышке люка картера.
Таким образом, периодически КПП на ЗИЛ 131 должен подаваться обслуживанию. Это будет являться гарантией, что автотранспорт не утратит быстро своих рабочих свойств.
Коробка ЗИЛ-131: схема переключения, устройство, порядок работы цилиндров
Грузовой автомобиль ЗИЛ-131 — это надежный автотранспорт, который выпускался Московским автозаводом имени Лихачева. Машина отличается повышенной степенью проходимости. Полная масса ЗИЛ превышает 10 тонн. Можно установить тяговую лебедку.
Что касается коробки передач на ЗИЛ 131, то она является механической. Для нее требуется примерно 5 литров трансмиссионной жидкости. В том случае, если имеется коробка отбора мощности ЗИЛ, то требуется больше добавления нового горючего (около 6.5 л.).
Автомобиль имеет раздаточную коробку передач. Она обеспечивает устойчивое движение машины ЗИЛ на небольшой скорости, при этом силовая установка работает с наибольшим моментом силы.
Следует заливать около 3.3 литров нового горючего, отдавая предпочтение в пользу всесезонному маслу ТСп-15К. Основная особенность данной жидкости – отличные низкотемпературные свойства. Машина не утратит своей функциональности, при отрицательной температуре (до -20°C). В дополнении к этому, рабочая способность не снизится и при +100°С. Также, обеспечивается защита от износа составляющих частей КПП. В том случае, если автотранспорт эксплуатируется часто при температуре более -20°C, рекомендуется применять горючее ТСП-10. В замене масла КПП нуждается каждые 30000 км пробега.
Читайте также: Автомобиль «Полуторка» или ГАЗ-АА: история разработки, технические характеристики, использование в армии в годы войны
Основные особенности устройства силового агрегата и трансмиссии ЗИЛ-131
ЗИЛ-131- отечественный трехосный грузовой автомобиль повышенной проходимости. Выпускался заводом имени Лихачева с 1966 по 2002 г. Основная часть выпускаемых машин шла для армейских нужд. Автомобиль содержал много полезных и прогрессивных для того времени технических решений.
Порядок работы цилиндров ЗИЛ-131
На грузовике применялся карбюраторный V-образный, восьмицилиндровый двигатель, с зажиганием на основе электронного коммутатора.
Распределительный вал двигателя и система зажигания обеспечивают следующий порядок работы цилиндров ЗИЛ-131: 1-5-4-2-6-3-7-8. Отдача мощности двигателя не менее 150 л.с., при оборотах 3200 в минуту.
Схема переключения коробки передач ЗИЛ-131
На автомобиле применяется пятискоростная механическая коробка перемены передач (КПП).
На всех скоростях коробки кроме первой передачи и заднего хода имеют синхронизаторы. Переключение скоростей ЗИЛ-131 производится рычагом, расположенным на верхней крышке КПП.
Передаточные отношения КПП:
- первая – 7,44;
- вторая – 4,10;
- третья – 2,29;
- четвертая – 1,47;
- пятая – 1,00;
- задний ход – 7,09.
Первая передача коробки применяется только при начале движения в условиях бездорожья и находится на одном «плече» с задним ходом. Сделано это для «раскачки» автомобиля, завязшего в грязи или рыхлом снегу, путем быстрого попеременного включения первой скорости и заднего хода.
Схема переключения КПП ЗИЛ-131 представлена ниже.
Сухой вес коробки передач ЗИЛ-131 около 100 кг.
Сцепление
Сцепление ЗИЛ-131 однодисковое, сухое, герметизированное, надежно работающее в условиях преодоления бродов. Привод отключения и включения сцепления механический, рычажный от педали водителя в кабине.
КПП в трансмиссии ЗИЛ-131 через карданный вал передает поток мощности на раздаточную коробку (РК) или на профессиональном сленге «раздатку».
Сцепление
Следующим образом описывают сцепление ЗИЛ 131:
Привод управления раздаточной коробкой автомобиля ЗИЛ-131
Читайте также: Технические характеристики самосвала и других модификации грузовика ЗИЛ-4331
1 — рычаг переключения передач; 2 — электропневматический клапан; 3 — трубка сапуна; 4 — раздаточная коробка; 5 — шланг подвода воздуха к воздушно-диафрагменной камере; 6 — вилка тяги; 7 — возддушно-диафрагменная камера; 8 — контргайка; 9 — фланец вала привода переднего моста; 10 — продольная балка; 11 — болт крепления раздаточной коробки; 12 — шток включения первой передачи; 13 — шток включения второй передачи; 14 — трубка подвода воздуха к электропневматическому клапану; 15 — тяга включения первой передачи; 16 — тяга включения второй передачи; 17 — оттяжная пружина; 18 — коробка передач; 19 — серьга рычага.
Отличается система наличием механических приводов, которые отвечают за включение и выключение. Есть рычажный механизм, который приходит в действие внутри водительской кабины при помощи педали сцепления.
Получение нужных мощностных показателей обеспечивается за счет передачи энергии в направлении раздаточной коробки за счет присутствия КПП в трансмиссии, через карданный вал. Есть термин «раздатки» в соответствии с профессиональным сленгом.
Устройство раздаточной коробки ЗИЛ-131
Раздаточная коробка ЗИЛ-131 преобразует и распределяет крутящий момент, получаемый от КПП к переднему и задним мостам, и, в конечном счете, к колесам грузовика.
Активация переднего привода возможна в ручном или автоматическом режиме. Раздатка ЗИЛ-131 также имеет возможность включения пониженной передачи с коэффициентом 2,08 при движении в особо тяжелых условиях – рыхлый снег, раскисшая почва, бездорожье. При этом крутящий момент, передаваемый раздаткой на приводы колес, увеличивается вдвое, что позволяет не перегружать мотор и агрегаты трансмиссии при движении в тяжелых дорожных условиях.
Раздаточная коробка двухвальная с косозубыми шестернями. Корпус раздатки отлит из чугуна. В конструкцию коробки входят задняя и верхняя крышки.
При необходимости на верхнюю плоскость раздатки монтируют коробку отбора мощности (КОМ). Она служит для подачи мощности от мотора автомобиля различным агрегатам и устройствам, входящим в состав специальных машин на базе ЗИЛ-131.
Внешний вид раздатки Зил-131:
- сверху крышка, прижатая к корпусу 8 гайками, закрывающая посадочное место для установки ком;
- в центре фланец ведущего вала раздатки;
- внизу справа фланец привода переднего ведущего моста зил-131;
- внизу слева пневматическая камера включения переднего привода;
- справа на одном уровне с ведущим фланцем раздатки штоки управления прямой и пониженной передачами.
Раздатка ЗИЛ-131, вид сзади:
- вверху слева видны штоки управления включения прямой и пониженной скорости;
- вверху справа крышка с восемью гайкам закрывает фланец подключения коробки отбора мощности зил-131;
- внизу справа тормозной барабан стояночного тормоза, совмещенный с фланцем для крепления кардана привода задних мостов;
- слева маслозаливное отверстие раздатки с четырехгранной резьбовой пробкой.
Вид раздаточной коробки ЗИЛ-131 «в разрезе» можно увидеть на иллюстрации.
Режимы работы раздатки
Есть несколько основных режимов.
Активирована прямая (вторая) передача
Режим предназначен для движения грузовика по дорогам с твердым покрытием.
Читайте также: Как получить разрешение ДОПОГ на перевозку опасных грузов
Рычаг управления РК переводится в заднее крайнее положение. При этом крутящий момент от карданного вала КПП через фланец (9) практически без механических потерь передается с ведущего вала (15) на вторичный вал привода задних мостов (22). Все шестерни коробки вращаются свободно. Передний мост отключен.
На опасных участках дороги водитель с помощью электрического тумблера (включателя на панели управления в кабине) может активировать привод переднего моста. При этом включится пневмоэлектроклапан, а сжатый воздух поступит в пневматическую камеру (8), которая выдвинет вперед шток управления. Шток, в свою очередь, сдвинет вилку (32) включения переднего моста и через ведущую (21) и ведомую (2) шестерни прямой передачи, каретку зубчатой муфты (35), крутящий момент поступит на фланец (6) раздатки, далее к переднему приводу грузовика. На панели приборов загорится лампа – индикатор включения привода.
Включение пониженной передачи
При езде по бездорожью шофер переводит рычаг управления раздаткой в крайнее переднее положение. При этом тяги от рычага воздействуют на штоки переключения режимов коробки. Верхний шток управления своей вилкой сдвигает каретку (18), разъединяя ведущий вал (15) и вал привода задних мостов (22).
Вилка нижнего штока передвигает зубчатую каретку (37), тем самым объединяя шестерни (3) и (2). Одновременно нижний шток нажатием на микровлючатель, расположенный внутри раздаточной коробки, подает напряжение на пневмоэлектроклапан. Тот, в свою очередь, сжатым воздухом с помощью пневматической камеры (8) и вилки (32) подключит кареткой (35) вал привода переднего моста (5). Таким образом, крутящий момент от КПП ЗИЛ-131 через кардан и фланец (9) поступит на первичный вал раздатки (15), пройдет через шестерни (17), (3), (2) и (21), поступит на выходной вал привода задних мостов (22). От шестерни (2) через зубчатую каретку (35) крутящий момент передастся через вал привода переднего моста (5) на фланец (6).
Технические характеристики
Двигатель | ЗИЛ-5081 |
Количество цилиндров | 8 |
Расположение цилиндров | V-образное под углом 90о |
Количество тактов | 4 |
Диаметр цилиндра | 100 мм |
Ход поршня | 95 мм |
Объем двигателя | 5,97 л |
Степень сжатия | 6,5 |
Мощность в киловаттах | 110,3 |
Мощность двигателя в лошадиных силах | 150 |
Максимальный крутящий момент | 410 Ньютон метров |
Максимальная скорость | 85 км/ч |
Максимальная скорость в составе автопоезда | 75 км/ч |
Тип охлаждения | Жидкостное |
Тип топлива | Бензин А-76* |
Расход топлива для автомобиля# | 35 литров на 100 км |
Расход топлива в составе автопоезда# | 47 литров на 100 км |
*Также подходят и большие октановые числа.
#Представленные числа являются среднестатистическими.
Двигатель
Так как, в первую очередь, машина создавалась с целью покорять бездорожье, силовой агрегат должен был быть достаточно мощным. Карбюраторный ЗИЛ-5081 отлично для этого подошел, учитывая, что специально для данной машины и разрабатывался.
В последствии агрегат получил доработку в виде пускового подогревателя, встроенного в систему охлаждения.
Трансмиссия
Тип сцепления | 24 |
Тип коробки переключения передач | 182ЭМ/6СТ-132ЭМ |
Количество ступеней | |
Синхронизаторы | |
Тип раздаточной коробки | |
Передаточное число раздаточной коробки | |
Первая ступень | 2,08:1 |
Вторая ступень | 1:1 |
Тип главной передачи | Двойная |
Передаточное число главной передачи | 7,339:1 |
Привод задних мостов | Последовательный проходной |
Диск сцепления снабжался демпферными пружинами для смягчения перехода ступеней КПП. Главным отличием от ЗИЛ-157 был доступ только к двум задним мостам, передний включался автоматически специальным электропневматическим приводом.
Габариты
Размеры автомобиля | |
Длина | 7 040 мм |
Ширина | 2 500 мм |
Высота | 2 480 мм |
Размеры платформы | |
Длинна | 3 600 мм |
Ширина | 2 322 мм |
Высота | 346 мм |
Высота с учетом тента | 569 мм |
Погрузочная высота | 1 430 мм |
Колесная база | 3 350 мм |
Дорожный просвет | 330 мм |
Передняя колея | 1 820 мм |
Колея задних колес обоих мостов | 1 820 мм |
Колесная база | 6х6 |
Наружный радиус поворота | 10,2 м |
Размер шин | 12,00-12 |
Преодолеваемый брод | 1,4 м |
Преодолеваемый подъем | 30о |
Длинна лебедки | 50 м |
Грузоподъемность | |
По шоссе | 5 000 кг |
По грунту | 3 500 кг |
Вес буксируемого прицепа | 4 000 кг |
Вес в полном снаряжении | 10 425 кг |
Колесная формула
Грузоподъемность
- 1-2 тонны
- 2-5 тонн
- 5-10 тонн
- свыше 10 тонн
Подвеска
Подвеска спереди зависимая, работающая на двух рессорах со скользящими задними концами. Также использованы амортизаторы. Что касается задней подвески, то здесь балансирная, на двух рессорах с шестью штангами. Тормоза представлены системой на основе барабанных механизмов и пневматического, а также механического привода.
Электросистема
Значительной особенностью стала проработка герметизация и изоляция. В базовых версиях вся система экранизирована и бесконтактно-транзисторная, что обеспечивает хорошую работу, даже, в самых сложным климатических условиях.
Соответственно, экраны сводили к минимуму наличие помех при зажигании, а герметизация обеспечивала стойкость контактов от замыканий во время преодоления брода. Приборы работали от аккумулятора общей мощностью 12В и специального генератора.
Обслуживание раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ-131
Обслуживание раздатки состоит из:
- ЕО – ежедневного обслуживания;
- регламентных ТО – технических обслуживаний, ТО-1 и ТО-2, предусмотренных заводом изготовителем;
- сезонного ТО – СО (сезонного обслуживания).
ЕО заключается в предрейсовом визуальном осмотре основных агрегатов грузовика. Также следует провести осмотр поверхности земли под двигателем, коробкой скоростей, раздаткой, передним и задними мостами на наличие пятен от течи смазки.
При ТО-2 происходит проверка надежности крепления раздатки к силовому каркасу автомобиля, прочистка сапуна вентиляции раздатки.
Смена масла в раздаточной коробке проводится согласно карте смазки. Масло, применяемое для РК – всесезонное ТСп-15. При эксплуатации автомобиля при температурах -30 0 С и ниже применяется смазка ТСп–10.
Слив масла из раздатки производится выворачиванием резьбовой пробки (38, см «разрез» РК). Заливка смазки ведется через маслоналивное отверстие, при вывернутой пробке (39).
Неполадки и способы устранения
Очень часто поломку раздаточной коробки можно предвидеть, для этого следует только перед выездом на трассу осмотреть автомобиль и прислушаться к звукам, происходящих во время работы механизмов.
Неполадки возможны следующие:
- Сильный шум в раздаточной коробке. Это показатель того, что разрушены некоторые детали: шестерни или подшипники. В этом случае раздаточная коробка разбирается, а вышедшие из строя детали меняются;
- Передачи выключаются сами, непроизвольно. Скорей всего износились зубчики кареток или малые зубчатые венцы на колесах. Такая поломка возможна, когда изношены вилки переключения передач. Нужно поменять испортившиеся детали;
- Течет масло и прорвана мембрана. Если обнаружено, что через уплотнительные манжеты происходит утечка масла, то нужно внимательно их осмотреть. Если при осмотре будут обнаружены признаки износа на кромках, то надо их заменить. Если прорвана мембрана в пневмокамере, то ее тоже надо поменять;
- Нарушена регулировка тяги управления и изношены пальцы в вилках тяги. В такой ситуации тяги следует снова подрегулировать, а пальцы поменять.
Ремонт раздаточной коробки ЗИЛ-131
Раздаточная коробка ЗИЛ-131 надежный и долговечный агрегат. Однако при появлении признаков неправильной работы коробки – повышенный шум, скрежет при переключении режимов, «выбивание» скоростей, течь смазки, РК следует снять с автомобиля.
Читайте также: Как сделать компрессор своими руками из зиловского компрессора?
Затем на ремонтном участке коробку разбирают, обследуют. Неисправные детали и узлы заменяют новыми. Затем производят сборку коробки и установку ее на грузовик. После залива свежей смазки производят пробную поездку и определяют исправность отремонтированной раздатки.
Как устроена коробка передач автомобиля ЗИЛ 130?
Автомобили ЗИЛ 130 и 131 оборудуются трехходовой пятиступенчатой механической коробкой переключения передач. КПП этого транспортного средства позволяет водителю двигаться вперед на пяти скоростях и назад — на одной. Чертеж устройства вы сможете найти ниже. Как можно увидеть на схеме, коробка передач ЗИЛ 130 и 131 оборудуется двумя синхронизаторами инерционного действия, которые включают вторую и третью, а также четвертую и пятую.
Ведущий вал вместе с шестеренкой и зубчатым венцом для активации пятой (прямой) скорости установлен в картере на подшипниках. Кроме того, в расточке самого шкива вмонтирован цилиндрический роликовый подшипник, а на него, в свою очередь, опирается вторичный шкив. Промежуточный вал в коробке ЗИЛ 130 и 131 монтирован в нижнем отсеке картера. На этом валу установлена еще одна шестеренка, которая находится в регулярном зацеплении с диском первичного вала (ПВ). Здесь же разработчики моделей 130 и 131 решили установить и колесики второй, третьей и четвертой скоростей.
Как работает коробка передач автомобиля данной марки?
При активации первой скорости на КПП автомобиля модели 130 и 131 зубчатое колесо начинает перемещаться по канавкам и попадает в зацепление с карданом первого режима КПП на промежуточном валу. В данном случае крутящий момент начинает переходить от первичного шкива посредством шестеренок и других вспомогательных элементов на вторичный диск. Показатель передаточного числа составляет 7.44.
Когда автомобилист включает вторую скорость, муфта, установленная на синхронизаторе, начинает воздействовать на зубчики шестеренки этой передачи. В результате того, что этот компонент уже функционирует с компонентов промежуточного зубчатого колеса, то крутящий момент начинает переходить от первичного элемента на вторичный. При этом момент проходит через все колесики с зубьями, а также кардан синхронизатора. В данном случае показатель передаточного числа составит 4.1.
В том случае, когда водитель активирует третью скорость, диск синхронизатора перестает воздействовать на детали и элементы второй передачи. Муфта будет переходить по шлицам и попадает в сцепление с компонентом третьего режима КПП моделей 130 или 131. А этот элемент, в свою очередь, уже сцеплен с колесом третьей скорости промежуточного кардана. Таким образом, крутящий момент начинает переходить от ПВ посредством вспомогательных элементов и сцепления на вторичный шкив. Показатель передаточного числа составляет 2.29.
При активации четвертого режима, начинает функционировать соответствующий синхронизатор. Муфта этого компонента будет перемещаться и сцепится с шестернями соответствующего режима КПП, который, в свою очередь, уже сцеплена с колесом ПВ. В принципе, процесс перемещения крутящего момента является идентичным описанному выше — момент поступает на вторичный шкив. Здесь показатель передаточного числа будет равен 1.47.
Затем, когда автомобилист решит включить пятый режим, муфта синхронизатору сцепится с соответствующим диском четвертой скорости. Далее, перемещаясь посредством движения зубчиков на ПВ, муфта соединяет оба диска в один и уже он начинает перемещение. В данном случае она осуществляется на кардан модели 130 или 131. Показатель передаточного числа будет равен 1.
В целом процесс активации заднего хода является идентичным тем, которые были описаны выше. Только в этом случае крутящий момент будет передаваться от ПВ на вторичный через все шесть шестеренок, а коэффициент передаточного числа составит 7.09. Как вы видите, принцип работы агрегата в целом не особо сложный и достаточно схож с традиционной механической трансмиссией, разница заключается только в отдельных моментах.
Дополнительная информация
По канавкам колесо с зубцами начинает двигаться, как только первую передачу активируют. Потом с помощью вала промежуточных разновидностей происходит зацепление между конструкцией и карданом от 1-ого режима в КПП. По шестеренкам и другим вспомогательным частям движется крутящий момент, за счет первичного шкива. Тогда передаточное число равно 7.44.
При включении соответствующей функции работа становится актуальной для зубчиков шестерни второй передачи. Это происходит за счёт муфты на соответствующем синхронизаторе.
Зубчатое колесо промежуточной разновидности отчасти уже функционирует вместе со всей системой. Результат — передача крутящего момента к вторичным элементам, от первичных. Сам показатель по передаточному числу доходит до 4.1.
Третья передача активируется с прекращением воздействия синхронизирующего диска на элементы второй. Шлицы передают муфту, которая потом соединяется с соответствующими элементами в КПП. И здесь крутящий момент переходит в сторону вспомогательных элементов.
Начало действия четвертой передачи приводит к активации соответствующего синхронизатора. То же самое касается задних передач, но механизмы работают здесь в обратном порядке. Только крутящий момент переходит к вторичным элементам через все шесть шестерен. Так и работает коробка ЗИЛ 131, схема у машины почти не менялась.
Видео «Принцип работы агрегата»
Подробно принцип работы агрегата и его устройство описано на видео.
На автомобиле ЗИЛ -131 устанавливается пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 2—3-й, 4—5-й передачах. Передаточные отношения коробки: на первой передаче 7,44; на второй 4,10; на третьей 2,99; на четвертой 1,43; на пятой 1,00; на передаче заднего хода 7,09.
Картер пробки имеет пробку контрольно-заливного отверстия. При наличии коробки отбора мощности масло заливается через пробку в коробке отбора мощности. В обоих случаях масло заливается до уровня контрольно-заливного отверстия в коробке передач. В левой стенке картера внизу имеется сливное отверстие, закрываемое пробкой с магнитом. Все крышки картера уплотняются специальной пастой, предохраняющей от попадания в картер воды при преодолении бродов. Вентиляция картера осуществляется через трубку, выведенную на заднюю стенку кабины.
Каждый вал коробки установлен на двух подшипниках. Задние подшипники фиксируются гайками и упорными кольцами. В крышках подшипников первичного и вторичного валов расположены сальники. Вторичный вал дополнительно уплотняется маслоотражателем.
Источник https://www.opex.ru/press/articles/pereklyuchenie-peredach-zil-4331/
Источник https://minitraktor34.ru/stroitelnaya/korobka-peredach-zil-130.html
Источник https://seadiesel.ru/drugoe/kpp-zil-131.html