Коробка передач КамАЗ — Устройство и принцип переключения
Для автомобиля, механизм переключения передач — устройство, при отсутствии которого, эксплуатация немыслима. Если на легковом транспорте трансмиссия считается не простым агрегатом, то на тяжёлой технике из-за габаритов и веса, дела обстоят намного хуже. Поэтому коробка передач КамАЗ конструктивно сложное устройство, требующее навыков и умения при обращении и уходе.
Большинство зарубежных производителей устанавливают на тяжелой технике автоматическую трансмиссию. Создатели КамАЗ, с целью упростить конструкцию и повысить надёжность изделия, пошли по пути механического устройства. Схема коробки передач КамАЗ, увеличивает эффект использования транспортного средства. Простота и удобство, делают агрегат экономически выгодным.
Устройство и работа коробки КамАЗ
Коробка передач автомобилей КамАЗ отличия в сравнении с коробками аналогичных грузовых автомобилей. Связано это с жесткими условиями эксплуатации транспортного средства, а так же с большим объёмом и весом перевозимого груза, соответственно с большими нагрузками.
Модификации коробок
От того, какие нагрузки испытывает и в каких условиях эксплуатируется транспортное средство, зависит тип устанавливаемой коробки:
- КПП-14;
- КПП-15;
- КПП-16;
- Коробка передач КамАЗ ZF.
Четырнадцатая трансмиссия представляет собой пяти ступенчатое устройство, в состав которого входит редуктор. Пятнадцатая модификация изделия с десятью ступенями, в отличие от КамАЗ-14, укомплектована делителем с двумя ступенями, дислокация устройства – передняя часть коробки.
Коробка передач КамАЗ-14:
Управляются трансмиссии механически, дистанционно, при помощи рычага качения, расположенного на силовой установке. Управление механическим редуктором происходит за счёт пневматики и механики, через селектор. Водитель непосредственно воздействует на кулису.
Шестнадцатая коробка, с восемью ступенями переключения, механического типа. Конструкция включает редуктор на четыре ступени и понижающую коробку, закреплённую позади конструкции.
На заглушку КПП устанавливается основа штока, переключающего ступени, сам рычаг выполнен в оригинальном конструкторском решении. Изделие содержит шток управляющий редуктором, рычаг, страховку, исключающую ошибочный запуск реверса и клапаны, управляемые пневматикой и переключающие механизм, повышающий крутящий момент.
Коробка передач КамАЗ – 15:
Коробка передач ZF на КамАЗ с девятью ступенями, снабжается вспомогательной понижающей передачей, в отличие от модели 16.
Читайте также: Схема проводки КамАЗ 5320: Цветная с описанием
Коробка передач КамАЗ 5320 оснащена пятью ступенями. Поскольку техника эксплуатируется в жестких условиях, её оснащают большими передаточными числами для работы на низких оборотах. Переключение происходит поэтапно, трансмиссия легко подстраивается, под дорожные условия.
Коробка передач КамАЗ ZF:
Управление передачами на современных автомобилях различаются. Механизм с меньшим количеством передач, эксплуатируют на транспорте с меньшей грузоподъёмностью и габаритами. Модификации на 10 ступеней устанавливают на автопоезда. КамАЗ пользуется спросом в 40 странах, поскольку управляющие механизмы надёжны и долговечны.
Описание коробок передач
Конструктивно, десяти ступенчатая трансмиссия, это коробка с пятью ступенями и редуктором. Такая схема использует 10 передних передач и 2 задние передачи. Трансмиссия популярна, используется для установки на транспорт, перевозящий тяжелый груз. Механизм получил индекс 15.
Отличительные особенности коробки КамАЗ-15:
- Используется в паре с усиленным синхронизатором делителя;
- Модернизированы и усилены шлицы, крепления деталей убраны из коробки;
- Модернизирована фиксация шестерёнок трансмиссии;
- Увеличена высота зубьев.
Клапан включения понижающей передачи (делителя) КамАЗ-15:
Пневматическая система активирует и управляет делительным устройством трансмиссии КамАЗ. Работоспособность и долговечность агрегата напрямую зависит от правильности использования этого узла. По этой же причине, осмотр трансмиссии КамАЗ проводится на специализированных станциях.
Элементы трансмиссии КамАЗ:
- Корпус коробки со встроенными валами: ведущий, ведомый, промежуточный;
- Шестерёнчатый механизм активации реверса;
- Верхний кожух;
- Сборно-разборный механизм, переключающий ступени;
- Силовой агрегат, расположенный в передней части корпуса.
Делитель коробки
Высокие и низкие режимы эксплуатации, особенность коробок КамАЗ. Такая специфика вызвана желанием снизить нагрузку на силовую установку. Характерно, что не имеет значение, загружена машина, или нет. Делитель, это редуктор, основанный на принципе механики и увеличивающий передаточные отношения. Работа механизма запускается при помощи переключателя на кулисе.
Первичный вал делителя коробки КамАЗ-15:
- Управляющий устройством вентиль. Деталь крепится к основе переключателя, использует режимы прямой и пониженной скорости.
- Клапан, поддерживающий постоянство напора на выходе. Отбирает сжатый воздух, сбрасывает напор в системе при превышении установленных показателей. Передаёт воздух на управляющий вентиль и на клапан делительного устройства из воздушного узла. Благодаря манипуляциям, в управляющей двигателем системе одновременно два контура.
- Клапан включения делителя. Подаёт воздушный напор на устройство при отключении муфты. Это запускает и отключает низкую передачу, параллельно переключению скоростей в трансмиссии.
- Делительный механизм. В состав входит поршень, помещенный внутрь цилиндра. Рычаг поршня соединён со штоком, закреплённым на валике вилки узла. При попадании воздушного напора, поршень смещается, это изменяет рабочий режим коробки.
- Патрубок распределения воздуха подаёт напор воздуха в цилиндр узла.
Читайте также: Расход топлива КамАЗ на 100 км
Технические параметры коробок передач КамАЗ
Трансмиссия автомобилей КамАЗ оснащена коробками, отличающимися между собой передаточными числами. По этой причине, автомобили применяют во многих сферах. Передаточные числа указаны в таблице ниже.
Модификация коробки | Передача/передаточные числа | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Реверс | ||
141 | 5,62 | 2,89 | 1,64 | 1,00 | 0,724 | — | — | — | — | 5,30 | |
142 | 6,38 | 3,29 | 2,04 | 1,25 | 0,815 | — | — | — | — | 6,02 | |
144 | 7,82 | 4,03 | 2,5 | 1,53 | 1,00 | — | — | — | — | 7,38 | |
152 | Повышенная | 7,82 | 4,03 | 2,5 | 1,53 | 1,00 | — | — | — | — | 7,38 |
Пониженная | 6,38 | 3,29 | 2,04 | 1,25 | 0,815 | — | — | — | — | 6,02 | |
154 | Повышенная | 7,82 | 4,03 | 2,5 | 1,53 | 1,00 | — | — | — | — | 7,38 |
Пониженная | 6,38 | 3,29 | 2,04 | 1,25 | 0,815 | — | — | — | — | 6,02 | |
161 | 8,39 | 5,50 | 3,93 | 2,87 | 2,12 | 1,40 | 1,00 | 0,73 | — | 11,01 | |
ZF-9S109 | 10.24 | 6.576 | 4.78 | 3.531 | 2.61 | 1.86 | 1.35 | 1.0 | 0.74 | 9.44 | |
ZF-6S1000 | 6.75 | 3.60 | 2.12 | 1.39 | 1.00 | 0.78 | — | — | — | 6.06 | |
ZF-16S151 | Повышенная | 13.80 | 9.59 | 6.81 | 4.58 | 3.021 | 2.09 | 1.49 | 1.00 | — | 13.17 |
Пониженная | 11.55 | 8.02 | 5.70 | 3.84 | 2.52 | 1.75 | 1.24 | 0.84 | — | 11.03 | |
ZF-9S1310 | 9.48 | 6.58 | 4.68 | 3.48 | 2.62 | 1.89 | 1.35 | 1.00 | 0.75 | 8.97 |
Помимо передаточных чисел, характеристики модификаций коробок отличаются конструктивно. Так, одни модели укомплектовываются деталями и компонентами, отсутствующими у других модификаций. Трансмиссии ZF собираются на Российском заводе, совместно с немецкими партнёрами, предприятие ZF-КАМА в Набережных Челнах.
Переключение скоростей
Коробка передач, используемая на КамАЗе, не такая, как классическая, схема переключения предполагает наличие навыка. Нюанс переключения агрегата, поэтапный переход со ступени на ступень.
Вилка переключения делителя КамАЗ-15:
Старт
Начало движения начинают с низшей ступени. Смена скорости выполняется только при выжатом сцеплении, несколькими этапами. Закономерность связана с повышением и понижением передач, что делает возможным использовать автомобиль на разном покрытии и рельефе.
Читайте также: Схождение колёс на КамАЗе — Как правильно сделать
Удачной схемой считается переключение 1В-2В-3В при наборе скорости, 4H-4B-5H при дальнейшей езде. Стартуя, обороты вала доводят до 7000 мин-1, второй передачей пользуются после 3000 мин-1. От чёткого соблюдения режима на транспорте КамАЗ 65115 и др., зависит правильная работа коробки передач и её долговечность. Правильные режимы снижают расход горючего, делает езду экономичной, продлевает срок службы силовой установки.
Коробка передач КамАЗ 4310 схема переключения:
Особенности переключения
Если автомобиль КамАЗ едет с горы, используют высшую передачу. Переход с 1-ой на 2-ю скорость происходит путём двух нажатий на ножной рычаг муфты. Манёвр сопровождается добавлением газа с целью сгладить обороты коленчатого вала. Если машина едет вверх, обороты вала должны соответствовать 2000 мин-1 и выше. Не соблюдение этого совета приведёт к перегреву, а так же к остановке и выходу из строя мотора.
Трансмиссия КамАЗ отличается качеством, надёжностью и курсовой устойчивостью при эксплуатации. Деление коробки на два режима, использовано для легкости движения двигателя при различной загруженности транспорта. При старте на груженом транспорте, применяют повышенную скорость, доводя вращение вала до 2600 мин-1.
Переключение передач на КамАЗ (ZF):
Уход за коробкой КамАЗ
Устройство нуждается в регулировке и настройке, иначе таких сбоев, как затруднительное переключение, выбивание передач — не избежать. К важным манипуляциям относят: настройка механизма переключения, настройка люфта штока, настройка промежутка в клапане включения делителя и др.
Проверка уровня масла в картере коробки КамАЗ:
Частью ухода считается смена смазки. Процедура проводится раз в год, пробег не превышает 90000км. При работе машины в тяжёлых условиях, смазку сливают каждые 45000км. или 1000 часов работы (в зависимости от установленного регламента и модификации коробки).
Проверка жидкости в трансмиссии 14-й и 15-й серии проводится с помощью меток на крышке горловины. В 16-й серии и ZF для проверки используют контрольное отверстие.
К частым поломкам относят: затруднительное включение, износ деталей, неисправность задней передачи, самопроизвольное выключение и др. Проблемы решаются, регулировкой механизма, в случае серьёзных вопросов, обращаются к специалисту.
Коробка передач КАМАЗ: схема, устройство
В этой статье рассмотрим агрегатный узел грузового российского автомобиля Камаз. Коробки переключения передач на грузовиках отличаются схемой управления.
Принцип работы и схема переключения КПП Камаз
В этот автомобиль устанавливается 5-ти ступенчатая коробка передач. Способ переключения не стандартный, по сравнению коробками легковых авто.
В — верхняя передача, на языке водителей — повышенная. Н — нижняя передача, на языке водителей — пониженная.
Для разгона автомобиля Камаз схема переключения будет следующая:
А для разгона по бездорожью или в других условиях, затрудняющих движение, оптимальная схема будет:
Основное главное правило управления механическими коробками — это, полностью выжимать педаль сцепления. Для того, чтобы правильно эксплуатировать любое техническое устройство, желательно знать, принцип действия, устройство сцепления и коробки.
Чтобы перейти на повышенную с пониженной или наоборот, выжимаем полностью сцепление, ждем 1 секунду и поднимаем, или опускаем рычаг переключения, в зависимости куда хотим переключиться.
Схема управления Камазом, при котором расход топлива будет наименьшим.
Обороты ДВС (частота вращения коленвала) должны быть ниже отметки 2300 об/мин.
Экономичный режим управления:
Условия трассы | Что следует делать |
В случае разгона по ровной горизонтальной трассе. | Нужно следить, чтобы частота вращения коленвала не превышала 2300 оборотов в минуту в отношении промежуточных скоростей. При последующих переключениях скоростей частоты должны падать до 2000 оборотов в минуту. |
При быстром движении по скоростной магистрали. | Следует активировать повышенную передачу. При этом вал КПП не должен иметь частоту вращения более 2200 об/мин. |
В случае плохих дорожных условий или подъема вверх. | Частота вращения должна соответствовать номинальному значению, а в результате переключений — снижаться до 2000 об/мин. |
При разгоне автомобиля под уклоном вниз по хорошему дорожному покрытию. | Нужно следить, чтобы частота, с которой вращается вал, не превышала 2000 об/мин. |
Устройство КПП Камаз
Для автомашин КАМАЗ выпускают КПП двух типов:
- 14 модель — 5-ти ступенчатая;
- 15 модель — 10-ти ступенчатая.
14-я модель идет для одиночных машин, 15-я — для автопоезда.
15-я модель камазовской коробки, в которой 10 скоростей переключения передач — это та же самая пятиступка 14-й модели плюс редуктор-делитель. Схема редуктора заднего моста легкового автомобиля отличается от конструкции редуктора-делителя. Конструкция редуктора-делителя вместе с коробкой 14 модели создают 10 скоростей вперед и 2 скорости назад.
Плюсы коробок с делителем:
- Частота переключения становится меньше. Переключаться приходится реже.
- Увеличивается тяга ДВС машины.
- Увеличивается удобство управления.
Чтобы получить разрешение управлять грузовыми автомобилями более 3,5 тонн с прицепами, требуется соответствовать некоторым требованиям. Узнайте, как открыть категорию Е.
Так как автомобили КАМАЗ классифицируются по назначению, то есть для перевозки тяжелых грузов, для таких моделей автозавод сделал из коробки 14 модели модернизированную, которая называется КПП 152.
Какие улучшения были созданы на старой 5 ступенчатой коробке:
- Синхронизаторы стали более усиленными.
- В конструкцию внесли новое крепление шестеренок.
- Во избежании вылета 4-й и 5-й скоростей, что бывает с обычными камазовскими коробками, в систему внесено 4 градуса для утонения зубьев.
- Шлицы в КПП также стали более усиленными.
- Схема управления доработана.
- Шлицевое крепление удалено.
- Высота зубьев увеличена.
Делитель принимает нагрузку от пневмосистемы и управляется ею. В новых камазах конструкция сложнее, поэтому желательно ремонтировать КПП, делитель в специализированных СТО.
Видео
В этом видео подробно рассказывается о схеме переключения КПП на Камазе. Рассказывается также, нужно ли делать двойной выжим сцепления. Видео от водителей дальнобойщиков. Каждый водитель управляет коробкой по-разному. Подписчики этого видео поддерживают автора от тех, кто оставляет не хорошие комментарии.
Коробка переключения передач (КПП) КАМАЗ 154
На грузовых машинах производства ПАО «КамАЗ» («Камский автомобильный завод») устанавливаются разные коробки переключения передач (КПП) для изменения передаточного отношения. Они передают крутящий момент, изменяют его по величине и направлению, позволяют отсоединять силовой агрегат от трансмиссионной системы и отбирать мощность на привод дополнительных узлов.
Современные грузовики оборудованы новыми механическими устройствами, разработанными для моторов с крутящим моментом 1100 Нм. КПП-154 на КамАЗ — более надежные, выносливые и управляемые агрегаты.
КПП КамАЗ: Устройство и виды коробок
Среди сложных устройств и механизмов, присущих автомобилю, КПП КамАЗ занимает лидирующие позиции. Миссия, возложенная на коробку, первостепенна, представить работу машины без трансмиссии невозможно. Сопоставив размер устройства с габаритами и весом автомобиля, становится понятным уровень нагрузок, испытываемых агрегатом. Технологии, обеспечивающие работоспособность изделия, заставляют посмотреть на трансмиссию под другим углом.
На грузовую технику возлагаются задачи, сложность которых не сопоставима с легковыми аналогами. Выбор конструкторами механики повышает надёжность и работоспособность устройства. Однако, незнание и отсутствие опыта эксплуатации, негативно сказывается на состоянии коробки, поэтому к управлению автомобилем допускают обученный персонал.
Разновидности используемых коробок
За время выпуска автомобилей, устройство КПП КамАЗ неоднократно дорабатывалось и улучшалось. На процесс влияли условия эксплуатации техники и весовые характеристики машины. Чем сложней условия эксплуатации автомобиля, тем жёстче требования предъявляются к трансмиссии. Как результат, на одно и то же шасси КамАЗ часто ставят отличающиеся конструкцией коробки.
Читайте также: Двигатель Рено-Ниссан H4Bt 0.9 TCe/Dig-T 90 (110): ресурс, характеристики, надежность, расход, сервис, поломки и отзывы
Модификации устанавливаемых коробок:
- Коробка «14»;
- Коробка «15»;
- Коробка «142»;
- Коробка «152»;
- Коробка «16»;
- Коробка «154»;
- Коробка ZF-9;
- Коробка ZF-16;
Модификация «14», это пяти ступенчатый механизм с редуктором. Пятнадцатая модель оснащена десятью ступенями, в состав конструкции входит двухступенчатый делитель, расположенный спереди. Механизмы относятся к первым коробкам, выпущенным для нужд КамАЗа. Управление устройствами происходит дистанционно, рычагом. Механический редуктор получает команды, поданные пневматическими и механическими устройствами, посредством селектора.
Коробка «142» (Артикул 142.1700025), это усовершенствованная модель четырнадцатой трансмиссии. Изделие оснащено пятью передними и двумя задними скоростями.
«152» модель (Артикул 152.1700156), это усовершенствованная пятнадцатая трансмиссия. Коробка совершает десять передних и два задних переключения. Кроме того, конструкция оснащается делителем для предотвращения потери мощности на сложных участках.
Характерно, что модели «четырнадцать» и «пятнадцать» полностью взаимозаменяемы с модифицированными трансмиссиями «142», «152».
Модификация «16» имеет восемь ступеней переключения. Также, предусмотрен редуктор и коробка понижения, которая крепится позади трансмиссии. Администрирование редуктором происходит с помощью штока, так же предусмотрена страховка неверного запуска реверса.
Модификация «154» совершает десять включений вперёд и два назад, отличие, это использование в конструкции конических подшипников. Механизмы снижают вес, внутреннее трение, увеличивают эксплуатацию, разрешают применять больший уровень нагрузок к изделию.
Коробки серии «ZF» это продукция, выпускаемая совместно с Немецкими партнерами, для изделий характерна точность и производительность, кроме того, в сравнении с другой продукцией изделия с теми же параметрами весят меньше. Модификация «ZF-9», совершает девять передних, одно заднее и дополнительное пониженное переключение.
Модификация «ZF-16» (Артикул 1341.002.073) располагает шестнадцатью передними передачами и одной задней, конструкция содержит делитель и мультипликатор.
Коробка КамАЗ ZF 9S:
Поскольку эксплуатация транспортного средства подразумевает постоянное изменение дорожных и нагрузочных условий, коробка КамАЗ так же подвергается изменениям. Так, на машины с меньшей грузоподъёмностью и меньшими испытываемыми нагрузками устанавливают изделия с меньшим количеством передач. Нагруженный транспорт, такой как автопоезда, тяжёлые самосвалы используют для передвижения 10 передач и более.
Описание коробок передач
Конструктивно, десяти ступенчатая трансмиссия, это коробка с пятью ступенями и редуктором. Такая схема использует 10 передних передач и 2 задние передачи. Трансмиссия популярна, используется для установки на транспорт, перевозящий тяжелый груз. Механизм получил индекс 15.
Читайте также: Дизельный двигатель не развивает полной мощности
Отличительные особенности коробки КамАЗ-15:
Клапан включения понижающей передачи (делителя) КамАЗ-15:
Пневматическая система активирует и управляет делительным устройством трансмиссии КамАЗ. Работоспособность и долговечность агрегата напрямую зависит от правильности использования этого узла. По этой же причине, осмотр трансмиссии КамАЗ проводится на специализированных станциях.
Назначение и описание коробки КамАЗ
Несмотря на количество модификаций, назначение и принцип работы коробок КамАЗ одинаков. Так, механизмы предназначены для изменения величины и направления импульса, снимаемого с силовой установки и передаваемого на колеса машины через детали трансмиссии.
Установка КПП на машину КамАЗ выполняется восемью шпильками, по четыре штуки с каждого бока. Монтаж изделия ведётся к поддону муфты (две шпильки сверху), две шпильки снизу ввинчиваются в поддон КПП.
Плавный переход с режима на режим, обеспечен благодаря синхронизаторам. Администрирование происходит на расстоянии, за счёт переключающего рычага, установленный привод – механика. Коробки, оборудованные делителем для смены режима, применяют пневматический привод.
Обслуживание и ремонт
Самой распространенной проблемой в коробке является износ шестерен и подшипников. Детали постоянно находятся в движении, из-за трения изнашиваются. В таких случаях восстановить или отремонтировать КПП невозможно, элементы меняют на новые.
Признаки плохого функционирования КПП-154:
- самопроизвольное выключение передачи;
- повышенный шум и стук;
- сложное включение механизма;
- блокировка в одном положении.
Ремонт коробки с делителем включает 6 этапов:
- Разборка механизма.
- Выявление дефектов.
- Замена изношенных деталей или регулировка параметров.
- Замена масла трансмиссии.
- Сборка.
- Тест-драйв.
Во время проведения ремонтных работ регулируют:
- величину зазора между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана включения делителя;
- ход переключателя;
- привод управления механизмом переключения.
Снимают КПП следующим образом:
- Сливают масло из картера.
- Очищают магнит пробки.
- Опускают запаску.
- Отключают провод выключателя контрольной лампы, вентиляционные трубки, кронштейны крепления глушителя.
- Отворачивают гайки крепления фланцев.
- Ослабляют тройники хомута.
- Снимают пневмоусилитель сцепления, затем карданный вал.
- Выворачивают болты крепления стартера.
- Отодвигают КПП назад, опускают на тележку и выкатывают из-под машины.
Ремонт КПП выполняют так:
- снимают воздушный переключатель;
- выкручивают крепежные болты;
- извлекают валик;
- открепляют вилку переключения скоростей;
- снимают синхронизатор;
- демонтируют вал и вилку выжимного устройства;
- откручивают крепежи, которые удерживают на ведущем валу крышку заднего подшипника;
- снимают крышку, демонтируют задний подшипник и вал;
- откручивают опорную роликовую шайбу и болты стакана подшипника, снимают детали;
- деревянным бруском выбивают вал, извлекают подшипник из корпуса делителя;
- зажимают в тиски шлицевую часть ведущего вала;
- откручивают стяжную гайку и маслонагнетательную гайку с вала;
- снимают роликоподшипник, втулку и шестерни.
Описание модели КамАЗ-5320 (5320)
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Мод. КамАЗ-740.10, дизель, V-o6p. (90°), 8-цилин., 120×120 мм, 10,85 л, степень сжатия 17, порядок работы 1-5-4-2-6-3-7-8, мощность 154 кВт (210 л.с.) при 2600 об/мин, крутящий момент 637 Н-м (65 кгс-м) при 1500-1800 об/мин. Форсунки — закрытого типа, ТНДВ — V-обр., 8-секционный, золотникового типа, с топливоподкачивающим насосом низкого давления, муфтой опережения впрыска топлива и всережимным регулятором частоты вращения. Воздушный фильтр — сухой, со сменным картонным фильтрующим элементом и индикатором засоренности. Двигатель оснащен электрофакельным устройством (ЭФУ) и (по заказу) предпусковым подогревателем ПЖД-30.
Читайте также: Audi Q5 TDI модель 2015 года — обзор, фото, технические характеристики, видео тест драйв
Трансмиссия
Сцепление — двухдисковое, с периферийными пружинами, привод выключения — гидравлический с пневмоусилителем. Коробка передач — 5-ступенчатая, с передним делителем, общее число передач — десять вперед и две назад, передат. числа: I-7,82 и 6,38; II-4,03 и 3,29; III-2,5 и 2,04; IV-1,53 и 1,25; V-1,0 и 0,815; ЗХ-7,38 и 6,02. Синхронизаторы — на II, III, IV и V передачах. Делитель снабжен синхронизатором, управление делителем — пневмомеханическое, преселекторное. Карданная передача — два карданных вала. Главная передача — двойная (коническая и цилиндрическая), передат. число — 6,53 (по заказу — 7,22; 5,94; 5,43); средний мост — проходной, с межосевым дифференциалом, блокируемым с помощью электропневматического или пневматического привода.
Колеса и шины
Колеса — бездисковые, обод 7,0-20, крепление на 5 шпильках. Шины — 9.00R20 (260R508), мод. И-Н142Б, давление в шинах передних колес — 7,3; задних: КамАЗ-5320 — 4,3; КамАЗ-53212 — 5,3 кгс/см 2 ; число колес 10+1.
Подвеска
Зависимая: передняя — на полуэллиптических рессорах с задними скользящими концами, с амортизаторами; задняя — балансирная, на полуэллиптических рессорах, с шестью реактивными штангами, концы рессор — скользящие.
Тормоза
Рабочая тормозная система — с барабанными механизмами (диаметр 400 мм, ширина накладок 140 мм, разжим — кулачковый), двухконтурным пневмоприводом. Тормозные камеры: передние — типа 24, тележки — 20/20 с пружинными энергоаккумуляторами. Стояночный тормоз — на тормоза тележки от пружинных энергоаккумуляторов, привод пневматический. Запасной тормоз совмещен со стояночным. Вспомогательный тормоз — моторный замедлитель с пневмоприводом. Привод тормозов прицепа — комбинированный (двух- и одноприводный). Имеется спиртовой предохранитель против замерзания конденсата.
Рулевое управление
Рулевой механизм — винт с шариковой гайкой и поршень-рейка, зацепляющаяся с зубчатым сектором вала сошки, передат. число 20. Гидроусилитель — встроенный, давление масла в усилителе 80-90 кгс/см 2 .
Электрооборудование
Напряжение 24 В, ак. батарея 6СТ-190ТР или -190 ТМ (2 шт.), генераторная установка Г-273 с регулятором напряжения Я120М, стартер СТ142-Б.
Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы Топливные баки: у КамАЗ-5320 — 175 или 250 л, у КамАЗ-53212 — 250 л, диз. топливо; система охлаждения (с подогревателем) — 35 л, охл. жидкость — тосол А-40; система смазки двигателя — 26 л, летом М-10Г (к)зимой М-8Г2(к), всесезонно ДВ-АСЗп-10В; гидроусилитель рулевого управления — 3,7 л, масло марки Р; коробка передач с делителем — 12 л, ТСП-15К; картеры ведущих мостов — 2×7 л, ТСп-15К; гидравлическая система выключения сцепления — 0,28 л, тормозная жидкость «Нева»; амортизаторы — 2×0,475 л, жидкость АЖ-12Т; предохранитель против замерзания конденсата в тормозном приводе — 0,2 л или 1,0 л, этиловый спирт; бачок омывателя ветрового стекла — 1,8 л, жидкость НИИСС-4 в смеси с водой.
Масса агрегатов (в кг): Двигатель со сцеплением — 770, коробка передач с делителем — 320, карданные валы — 49 (59), передний мост — 255, средний мост — 592, задний мост — 555, рама — 605 (738), кузов — 870 (1010), кабина в сборе с оборудованием — 577(603), колесо в сборе с шиной — 80, радиатор — 25.
Коробка переключения передач КПП-14
Размеры (в метрах): Ширина — 0.6; Высота — 0.5; Длина — 1.
На старых моделях грузовиков Камского Автомобильного Завода применялась коробка передач КамАЗ без делителя. Она оснащена пятью ступенями переднего и одной ступенью заднего хода. Коробка передач КамАЗ КПП 14 не имеет повышенных и пониженных ступеней, поскольку в её комплектации ещё не применялся делитель. КПП КамАЗ 14 может быть модифицирована установкой делителя. В таком случае, она соответствует определению 15-й модели.
Схема переключения передач на Камазе
Принцип работы коробки передач на Камазе с редуктором несложный: повышенный либо пониженный режимы. Такой подход придуман инженерами для уменьшения нагрузки мотора: когда машина под нагрузкой, надо включать режим H. В менее активном режиме задействуется режим B.
В качестве примера приведём схему работы с коробкой делителем на ровном асфальте:
Что это даёт? Лёгкое трогание с низов, плавное ускорение. При возникновении сложных условий движения или большой загруженности машины, первые 4 передачи рекомендуется включать в утяжелённом режиме H.
Таким образом, схема переключения выглядит так: 1B-2B-3B-4H-4B-5H-5B. А на сложных трассах подойдёт такой порядок: 1H-2H-3-H-4H-4B-5H-5B.
Некоторые модели КПП ЗФ, такие как 9S109, оборудованы дополнительной передачей C. Она нужна для улучшения передвижения по снегу, грязи, льду. Схема на коробках передач Камаз ZF 6520 такая, что при переключении на пятую скорости с четвёртой, самопроизвольно включается облегчённый режим. Напротив, если с 5-й на 4-ю, априори задействуется пониженный режим. За включением режимов можно следить по индикатору на щитке приборов.
Начало движения
Перед тем как трогаться с места на Камазах с такой коробкой, надо разогреть движок до 7 тыс. об/мин. Главная особенность старта на большом грузовике — обеспечить плавность движения с места и эффективный набор дальнейшей скорости.
Включение скоростей
Из-за того, что Камаз — специфический крупный грузовой автомобиль, часто эксплуатируемый в жёстких условиях, переключение положений КПП с одной на другую проходит в несколько этапов. В остальном особенностей нет — надо выжимать муфту и перемещать рычаг.
Читайте также: Характеристики, фото, комплектации Opel Astra J OPC
Вторую передачу можно задействовать лишь после регистрации шкалой на приборке 3 тыс. об/мин. Рычаг скоростей переключается только с выжатой до упора педали сцепления после паузы в 1 секунду. Рычаг делителя находится на картере с левой стороны.
Задний ход
Включается задний ход переключателем, выставленным в нижнее левое положение. Во время движения автомобиля ставить эту передачу воспрещено! Сначала машину надо остановить, а уже потом совершить маневр.
Характеристики и устройство коробки переключения передач КПП-154 для автомобилей КамАЗ
На грузовых машинах производства ПАО «КамАЗ» («Камский автомобильный завод») устанавливаются разные коробки переключения передач (КПП) для изменения передаточного отношения. Они передают крутящий момент, изменяют его по величине и направлению, позволяют отсоединять силовой агрегат от трансмиссионной системы и отбирать мощность на привод дополнительных узлов.
Современные грузовики оборудованы новыми механическими устройствами, разработанными для моторов с крутящим моментом 1100 Нм. КПП-154 на КамАЗ — более надежные, выносливые и управляемые агрегаты.
Устройство
Коробка передач КамАЗ-154 включает:
- основную 5-ступенчатую коробку;
- 2-ступенчатый делитель, или мультипликатор;
В разобранном виде устройство выглядит так:
- ведущий вал;
- шестерная передача;
- синхронизаторы;
- муфта;
- ведомый вал;
- промежуточные валы;
- картеры;
- привод.
Схема КПП на КамАЗ 154 для моделей 43118, 4350, 43505, 5350, 65115, 53605:
- при разгоне — 1В-2В-ЗВ-4Н-4В-5Н-5В;
- на пересеченной местности или при езде в сложных условиях — 1Н -2Н-ЗН-4Н-4В-5Н-5В.
Переключение передач происходит только при отключенном сцеплении и подбирается перемещением кранового рычага в позицию В или Н с помощью распределительного золотника.
Переключатель делителя смонтирован на картере с левой стороны. Привод управления включает:
- опору рычага переключения передач;
- кольца для уплотнения;
- реактивную тягу;
- ось;
- рычаг;
- вибрационный изолятор.
Принцип работы
Как только включается прямая передача, зубчатая муфта жестко соединяет ведущие валы мультипликатора и коробки. От силовой установки к КПП направляется крутящий момент, не меняющийся по величине. При нажатии на рычаг повышающей передачи происходит фиксация зубьев синхронизаторами на ведущем валу делителя. Вращение проходит через колеса на промежуточный вал КПП, в результате чего передаваемый момент понижается, количество оборотов увеличивается.
Данный процесс способствует эффективности работы транспортного средства, увеличению скорости передвижения и экономии топлива.
Отличие КПП-152 модели от 154
КПП-154 — улучшенная модификация коробки передач 152 на КамАЗ. Основными преимуществами являются:
- усиленные синхронизаторы;
- усовершенствованные крепления шестерен;
- улучшенное управление мультипликатором.
При этом сама пневмосистема управления делителем считается механизмом, характеризующимся сложным обслуживанием. Для проведения сервисных работ необходим специально обученный мастер.
Главное отличие КПП-152 от модели 154 — наличие подшипников конической формы в опорах валов.
Устройство и принцип работы
Вот, например, как устроена коробка передач Камаза (модель 154):
- основная коробка на 5 скоростей;
- делитель на 2 ступени или мультипликатор;
- сцепление;
- валы — основной, вторичный, промежуточный;
- синхронизаторы и шестерни;
- картеры и привод
Принцип работы, нацеленный на улучшение работы автомобиля, увеличение скорости передвижения и позволяющий экономить горючее, можно представить себе так. При включении 1-й передачи, механизм сцепления соединяет валы редуктора и МКПП. От двигателя Камаза к трансмиссии поступает начальный момент вращения или КМ (крутящий момент). Как только скорость повышается, зубья синхронизаторов соединяются с ведущим валом ДВС. Вращение передаётся на промежуточный вал коробки, коэффициент уменьшается, а число оборотов повышается.
Традиционная КПП 152 или 14 — пятискоростная, механическая, установлена в целях упрощения конструкции и повышения надёжности изделия.
Но есть и другие варианты:
- 10-ступенчатый или 15 модель;
- 8-ступенчатый с редуктором на четыре передачи и «понижайкой» или 16 модель — используется на КамАЗ-65115;
- 9-скоростная ZF со вспомогательной понижающей ступенью — полноприводные вездеходы КамАЗ-43150, 4310, 4350 Мустанг.
14-ю модель КПП на последних версиях грузового авто усовершенствовали. Получилась новая коробка Камаза 154, отличающаяся несколькими преимуществами перед классической старой «пятиступкой»:
- усиленные синхронизаторы;
- новое крепление шестерёнок;
- доработанная шлицевая система;
- использование новых конусообразных подшипников в опорах валов;
- отсутствие шлицевого крепления;
- увеличенная высота зубьев.
4 и 5 передачи больше не вылетают, как было на старой КПП. Отметим, что 154 модель или 15 предназначена для работы на двигателях с крутящим моментом 1100 Нм. Это модификации автомобиля Kamaz 55111, 43118 и другие.
КПП с делителем
5-скоростная коробка обычная, предназначена для одиночных машин. 10-ступенчатая — усовершенствованная КПП Камаз с делителем. По сути, это одинаковые коробки, но в случае с 10-скоростной добавляется редуктор. Вместе с коробкой передач он создаёт 10 передних скоростей и 2 задние.
Коробка с делителем считается усовершенствованной моделью, даёт немало плюсов:
- меньшая частота переключения в ходе передвижения;
- увеличение тяги двигателя;
- повышение комфорта управления.
Устройство привода управления делителя выглядит так:
- рычаг или опора;
- уплотнительное кольцо;
- ось;
- вибрационный изолятор.
Технические характеристики
Технические характеристики КПП-154:
- Тип — механическая 3-ходовая 10- ступенчатая.
- Картер сцепления — 21.1600010 Sachs MFZ 430, 17.1601008-10.
- Номер передачи и передаточные числа:
- 1Н — 7,82;
- 1В — 6,38;
- 2Н — 4,03;
- 2В — 3,29;
- 3Н — 2,5;
- 3В — 2,04;
- 4Н — 1,53;
- 4В — 1,25;
- 5Н -1;
- 5В — 0,815;
- 3ХН — 7,38;
- 3ХВ — 6,02.
Источник https://toptexnik.ru/kamaz/korobka-peredach-kamaz
Источник https://autostuk.ru/korobka-peredach-kamaz-sxema-ustrojstvo.html
Источник https://avto-layn.ru/inomarka/massa-kpp-kamaz.html