Стояночная тормозная система: принцип и особенности работы
Что это? Стояночная тормозная система, которую в просторечье мы все привыкли называть «ручник», – важный элемент конструкции автомобиля. Это неотъемлемая часть тормозного управления ТС, которая очень нужна, несмотря на редкое применение. В чем особенность? В отличие от основной тормозной системы, используемой водителем во время движения, стояночная служит для удержания машины на месте без движения. Кроме того, порой приходится использовать «ручник» вместо основного тормоза, в аварийных ситуациях или в случае отказа стандартных тормозов.
- Назначение стояночной тормозной системы
- Виды стояночных тормозных систем
- Общее устройство «ручника»
- Принцип работы разных стояночных тормозных систем
- Возможные неисправности стояночных тормозных систем и методы диагностики
- Ошибки в эксплуатации автомобиля, которые приводя к неисправностям «ручника»
- Автовладельцы о важности и неисправностях стояночной тормозной системы
Назначение стояночной тормозной системы
При движении автомобиля водитель пользуется основными штатными тормозами. С помощью соответствующей педали регулируется скорость движения, а при необходимости вообще машина останавливается. Иногда с помощью тормозов даже можно изменить направление движения (все знают про так называемый полицейский разворот).
Но когда машина стоит на стоянке, задействовать основную тормозную систему трудно, если вообще возможно. Однако оставлять автомобиль с незаблокированными колесами тоже не рекомендуется (мало ли что). Тогда используется стояночная тормозная система, которая предназначена как раз для таких случаев.
Различают следующие функции стояночных тормозов:
- стояночная тормозная система должна удерживать автомобиль на уклоне;
- стояночный тормоз надежно фиксирует автомобиль на месте при длительных стоянках;
- старт движения при остановке на подъеме (так называемый въезд в горку с «ручника»);
- маневры с использованием «ручника» (резкие повороты, «полицейские развороты») на заднеприводных автомобилях;
- торможение при поломке основных тормозов («ручник» при движении на малой скорости позволяет притормаживать – с помощью этого удастся пригнать автомобиль к сервисному центру).
Стояночная тормозная система – это комплекс механизмов, позволяющий заблокировать колеса автомобиля и удерживать их в таком состоянии в течение длительных стоянок.
Стояночный тормоз на сегодняшний день обязательно устанавливается на все без исключения автомобили вне зависимости от их массы (категории). Без тормозов такого типа машина не может быть допущена для движения по дорогам РФ (просто не оформят ПТС).
Виды стояночных тормозных систем
Ручные тормоза классифицируются по типу привода:
- механика;
- гидравлика;
- электромеханика (EPB).
Сравнение цен актуально на 13.04.2023
Получите скидку на летние шины до 15% от средней рыночной цены 2023 года!
Мы сравнили цены в ряде магазинов шин и дисков и предлагаем вам лучшую цену
Быстрый просмотр
Нешипованные
Средняя цена по рынку
Ваша выгода
Быстрый просмотр
Нешипованные
Средняя цена по рынку
Ваша выгода
Быстрый просмотр
Нешипованные
Достаточно
Средняя цена по рынку
Ваша выгода
Выбирайте свой комплект шин и экономьте уже сегодня!
- ножной (педальный);
- рычажный.
Обычно педальный «ручник» устанавливают на машины, оснащаемые автоматической КПП. Педаль «ручника» в таком случае обычно располагается вместо сцепления у машин с «механикой».
Теперь несколько слов о классификации привода. Они бывают:
- барабанные;
- кулачковые;
- винтовые;
- центральные, или трансмиссионные.
Рычаг стояночного тормоза посредством троса приводит в действие тормозные колодки на задней оси. Они давят на барабан – осуществляется блокировка каждого колеса.
Если привод центральный, то блокируются не колеса, а сразу карданный вал!
В случае если привод электрический, дисковый тормозной механизм взаимодействует с электродвигателем.
Общее устройство «ручника»
Ручной (стояночный) тормоз любой разновидности устроен примерно так:
- элемент включения (педаль или рычаг), располагающийся в кабине водителя;
- тросы, гидравлические трубы или электропровода привода тормозных механизмов;
- тормозные механизмы задних колес или карданного вала.
Рычаг имеет храповой механизм, который препятствует самопроизвольному выключению стояночного тормоза. Для того чтобы снять машину с «ручника», требуется нажать на кнопку, которая, как правило, располагается на его ручке. Если же мы имеем дело с педалью (как при АКПП), то выключение стояночного тормоза производится с помощью полного (глубокого) ее нажатия.
При механической трансмиссии усилия на колодки передают тросы, которые приводятся в действие рычагом «ручника». Количество тросов может быть от одного до трех: один – передний (его еще называют центральным) и пара задних. Центральный трос связан с задними через уравнитель. Тросы оснащены регулируемыми наконечниками, позволяющими менять силу их натяжения, то есть регулировать и чувствительность системы, и усилие на колодках.
Рекомендуемые товары
Быстрый просмотр
Нешипованные
Достаточно
Средняя цена по рынку
Ваша выгода
Быстрый просмотр
Нешипованные
Средняя цена по рынку
Ваша выгода
Быстрый просмотр
Нешипованные
Средняя цена по рынку
Ваша выгода
Когда рычаг «ручника» идет вверх, натягивается центральный трос. Уравнитель сообщает это усилие паре задних тросов, и те уже передают его на тормозные механизмы. Колодки распирают тормозной барабан, блокируя любую попытку автомобиля сдвинуться с места. Дело сделано.
Принцип работы разных стояночных тормозных систем
Устройство и принцип работы стояночного тормоза на автомобилях с барабанными тормозами
Если у автомобиля на колесах задней оси установлены барабанные тормоза, то устройство такого механизма является очень простым. В конструкции такой тормозной системы ведущая колодка имеет рычаг, к которой крепится конец одного из задних тросов стояночного тормоза. При активации «ручника» усилие от него в итоге поступает на этот рычаг, и он прижимает ведущую колодку к поверхности тормозного барабана. А так как ведущая колодка через эксцентрик соединена со своей парой, то к барабану прижимаются обе колодки и остаются в таком положении, пока машину не снимут с «ручника».
Устройство и принцип работы стояночной тормозной системы легкового автомобиля с дисковыми тормозами
- Кулачковый привод. Он расположен в суппорте тормозного механизма. Поршень, воздействующий на колодку, дополнительно оборудуется толкателем, опирающимся на поворотный кулачок с рычагом. Трос натягивается и поворачивает рычаг. Вместе с ним поворачивается и кулачок, который оказывает давление на толкатель, а с ним и на поршень. Колодки сдавливают диск и опять-таки фиксируют колеса. То есть все это усложнение нужно лишь для того, чтобы просто перенаправить на девяносто градусов усилие вектора давления. (Потому что колодки барабанных тормозов работают в плоскости, параллельной движению автомобиля, а дисковых – в перпендикулярной).
- Винтовой привод. Он также размещается в суппорте тормозного механизма. Здесь поршень дооснащается винтом, жестко связанным с рычагом «ручника». При натяжении троса происходит прокручивание винта, при этом не имеющий возможности вращаться поршень выдавливается вперед, давит на колодку, и посредством эксцентрика пара колодок блокирует тормозной диск.
- Дополнительный барабанный механизм стояночного тормоза. По факту, это отдельная тормозная система, смонтированная рядом с основной на каждом заднем колесе. Как правило, отдельные барабаны для стояночного тормоза устанавливаются в том случае, если в качестве основных тормозов используются дисковые системы, да еще и с несколькими поршнями. (Места для размещения стояночного привода здесь просто не остается). Барабанный тормоз в данном случае отличается только диаметрами барабанов (они меньше, чем барабаны основной тормозной системы), и размещаются они по центру тормозных дисков – между всеми колодками, эксцентриками и суппортами.
Не важно, какой тип стояночного тормоза установлен на автомобиле. Во всех случаях отход колодок в нейтральное состояние осуществляется с помощью отводных пружин.
Читайте также!
Трансмиссионный (центральный) стояночный тормоз
Центральный стояночный тормоз устанавливается на тяжелых автомобилях (грузовиках, автобусах). И назван он так потому, что блокирует карданный вал – центральный элемент трансмиссии, через который подается крутящий момент (с усилием) на ведущие колеса. В качестве привода здесь может использоваться как тормозной диск, так и барабан. Главное – это прочно закрепить их на валу. Здесь принцип действия ничем не отличается от того, который применяется в однотипной тормозной системе.
Возможные неисправности стояночных тормозных систем и методы диагностики
Согласно нормативу, только тот стояночный тормоз исправен, который способен удержать автомобиль на склоне в 25 градусов. Проверку стояночного тормоза следует проводить:
- не реже чем 1 раз за каждые 30 000 км пробега, если тормозная система дисковая;
- не реже чем 1 раз за каждые 15 000 км пробега, если тормозная система барабанная.
Основные неисправности тормозных (стояночных) систем
- У барабанных тормозов: износ тормозных колодок; ненормативное растяжение или обрыв тросов; закисление тормозного механизма из-за коррозии, если стоянка подзатянулась.
- Дисковые тормоза: износ тормозных колодок.
Для обеих систем актуален износ тормозного диска или барабана. В случае электромеханических систем в перечень неисправностей добавляются также проблемы по электрической части (неисправность электромотора, например).
При прохождении любого ТО нужно обязательно проверять состояние стояночного тормоза. Однако сделать это можно и самостоятельно. Вот ряд «народных» способов.
- Автомобиль выставляют на склоне (на любом, так как 25 градусов – это большой уклон) на «ручник». Если стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние машины и она начинает катиться, значит, неисправность налицо.
- Автомобиль выставляют на подъемнике домкратом. Затем включают «ручник» и пытаются провернуть одно из задних колес. Если колесо намертво заблокировано, то проблем нет. Но если поддается, тогда нужно ехать на ТО тормозной системы.
- После включения «ручника» на КПП выставляют первую скорость, увеличивают обороты двигателя до максимума и резко отпускают сцепление. В случае исправности стояночного тормоза двигатель мгновенно заглохнет. Если же нет, то чиним тормозную систему.
Ошибки в эксплуатации автомобиля, которые приводят к неисправностям «ручника»
Выделяют несколько распространенных ошибок при эксплуатации стояночных тормозов. В основном они характерны для механических систем. Электронные и гидравлические системы такие ошибки умеют «прощать», так как там намного меньшее поле возможных поломок. Итак, ошибки:
- «Ручник» часто используется во время движения при краткосрочных остановках. В итоге это приводит и к преждевременному растяжению тросов, и к износу колодок.
- Использование «ручника» в холодное время года. Суть – колодки могут просто примерзнуть к диску или барабану. В современных авто, благодаря используемым материалам и конструкционным особенностям, такое примерзание практически исключается. Но тросовая механика этим «грешит».
- «Полицейские развороты», а также трюки в стиле «Форсажа» приводят не только к растяжению тросов стояночных тормозов, но и к их обрыву. Достаточно сделать такое пару раз. Электронный «ручник» также не даст порезвиться — система заблокирует колесо и не позволит его отпустить по вашему желанию. Маневр будет окончен.
- Стояночный тормоз всегда нужно включать и выключать на полную. Подприжать колодки «ручником» не получится.
Читайте также!
Стояночный тормоз – это одна из важнейших систем автомобиля, которая призвана обеспечивать безопасность водителя. Чтобы у вас всегда имелась возможность затормозить, даже когда основные тормоза по каким-то причинам «полетели», проводите регулярную диагностику стояночного тормоза и держите его в исправном состоянии.
Автовладельцы о важности и неисправностях стояночной тормозной системы
«Ручник» очень важен!
«»Ручник» будет очень полезен, если откажут основные тормоза. Если вы остановитесь на склоне, у машины будет неисправный «ручник» и вы оставите ее, просто поставив на скорость, то у дизельных машин вообще может произойти самозаводка двигателя, если машина покатится. Кроме того, при остановке на склоне в гололед автомобиль может начать разворачивать вокруг его оси, благодаря межколесному дифференциалу (при фактически заблокированном карданном вале, раз машина стоит на скорости). В общем, без «ручника» никуда!»
Автоподвод – не всегда хорошо
«Иногда истирание фрикционного материала накладок колодок, при условии отсутствия в тормозной системе функции автоподвода, водители компенсируют за счет поднатяжки «ручника». В итоге происходит плавная растяжка тросов, а работа тормозной системы становится нестабильной. Качественно компенсировать зазор увеличения хода колодок может только планка. А самодеятельность тут губительна».
И хотя на безопасность самой езды «ручник» влияет слабо, все же он должен быть исправен!
«Да, «ручник» не влияет на процесс езды (если конечно, у вас исправны штатные основные тормоза). Но он нужен для другого. При сломанном ручнике ваше авто может запросто превратиться в кране опасный, несущийся с горки без управления объект. Как тут не вспомнить один из эпизодов сиквела «Пункт назначения» со съезжающим с горки грузовиком. А ведь водитель его тоже, наверное, на скорость поставил.
Есть правило, которое запрещает эксплуатацию автомобилей, не имеющих исправной стояночной тормозной системы. И это обоснованно. Зачем ставить под угрозу безопасность окружающих? И как прикажете блокировать авто на стоянке под уклоном? Кирпичи под колеса подкладывать или сразу колеса снимать? Так ведь все равно не поможет – все, что круглое, то обязательно покатится».
Ручной тормоз крайне важен для движения, если рассматривать езду комплексно. Исправность «ручника» уменьшает риск возникновения аварийной ситуации или даже банальной кражи. Поэтому нужно обязательно производить своевременное техническое обслуживание стояночной тормозной системы.
Стояночный тормоз («ручник»): безопасность на стоянке
Во время стоянки с заглушенным двигателем даже тяжелый автомобиль (особенно оборудованный механической коробкой передач) легко сдвинуть с места, особенно на дороге с уклоном. С этой проблемой столкнулись еще первые автомобилестроители, и решили ее с помощью специального стояночного тормоза (в обиходе — «ручника»), о котором рассказано в данной статье.
Назначение стояночного тормоза
Во время движения в управлении автомобилем участвует основная тормозная система — с помощью педали тормоза водитель может снизить скорость или вовсе остановить машину тогда, когда это необходимо. Однако во время длительных стоянок обычные тормоза использовать или сложно, или вовсе невозможно (ведь водителя нет, и некому давить на педаль). Вот здесь на помощь и приходит специальный стояночный тормоз.
Можно выделить несколько основных функций стояночного тормоза:
— Удерживание автомобиля во время длительных стоянок;
— Удерживание автомобиля на дороге с уклоном во время коротких и длинных стоянок;
— Начало движения при остановке на дороге с подъемом (въезд в горку с «ручника»);
— Совершение маневров (резких поворотов) на заднеприводных автомобилях (обычно используется на спортивных машинах);
— Осуществление торможения при выходе из строя основной тормозной системы (с помощью «ручника» при движении на небольшой скорости можно подтормаживать и пригнать машину к месту ремонта).
На сегодняшний день стояночным тормозом оснащаются все автомобили независимо от массы и категории, и исправность данной тормозной системы является одним из обязательных условий получения диагностической карты при прохождении технического осмотра.
Типы и виды стояночного тормоза
Стояночный тормоз можно разделить на типы по нескольким признакам.
По типу привода
Сегодня в большинстве автомобилей используется стояночный тормоз с механическим приводом — передача усилия от рычага или педали к тормозным механизмам осуществляется с помощью системы металлических тросов. Это наиболее простая система, которая при длительной стоянке работает лучше и надежнее, чем гидравлика.
По способу включения:
— С помощью рычага (наиболее распространенный тип, благодаря ему стояночный тормоз и получил название «ручник»);
— С помощью педали (данный тип часто применяется на автомобилях с АКП, педаль стояночного тормоза обычно располагается на месте педали сцепления, данный вид тормоза часто называют «ножником»).
По типу привода тормозного механизма
В барабанных тормозах используется рычаг, который при натяжении троса действует на колодки, прижимая их к тормозному барабану. В дисковых тормозах могут использоваться три типа привода:
— Кулачковый;
— Винтовой;
— Барабанный.
Также существует особый тип стояночного тормоза, который получил название центрального или трансмиссионного. При включении он блокирует не колеса, а карданный вал автомобиля.
Обо всех типах и видах стояночного тормоза расскажем более подробно.
Общее устройство стояночного тормоза
Стояночный тормоз любого типа имеет примерно следующее устройство:
— Рычаг или педаль включения тормоза;
— Тросы привода тормозных механизмов;
— Тормозные механизмы задних колес.
Если говорить о рычаге, то он имеет храповой механизм, который фиксирует рычаг и препятствует снятию со стояночного тормоза. Возврат рычага производится с помощью нажатия кнопки (она же выключает сигнальную лампу на приборной панели). В случае педали меняется только способ включения стояночного тормоза — это производится, как нетрудно понять, ногой (хотя снятие с тормоза может производиться как этой же педалью, так и специальной рукояткой).
6. Регулировочный рычаг.
7, 12. Тяги привода.
8. Кронштейн промежуточного вала с рычагом.
9. Собачка.
10. Рычаг стояночного тормоза.
11. Сектор.
13. Тяга привода тормозного крана прицепа.
14. Кронштейн опоры колодок.
15, 41, 49. Тормозные колодки.
16. Выключатель сигнализатора стояночного тормоза.
17. Прокладки регулировочные.
18. Скоба.
19. Ось колодок.
20. Эксцентрик.
21. Гайка стопорная.
22. Щит стояночного тормоза.
23. Пружины стяжные колодок.
24. Корпус регулировочного механизма.
25. Звездочка.
26. Винт регулировочный.
27, 46. Барабан тормоза.
28, 39. Фрикционные накладки.
29. Валик с рычагом.
30. Отражатель.
31. Рычаг разжимной.
32. Штанга.
Передача усилия от рычага к тормозным механизмам производится с помощью стальных тросов, количество которых может быть от одного до трех. Обычно используется три троса — центральный (или передний) и два задних. Центральный трос связан с рычагом, и через специальное устройство — уравнитель — с двумя задними тросами, которые приводят в действие тормозные механизмы. Тросы имеют регулируемые наконечники, которые позволяют изменять натяжение, а значит, регулировать степень сжатия колодок.
Принцип действия стояночного тормоза сводится к следующему: при оттягивании рычага центральный трос натягивается, это усилие через уравнитель передается на задние тросы, а через них к тормозным механизмам — происходит прижатие колодок к барабану или диску, а так как тросы остаются натянутыми благодаря храповому механизму, тормоза блокируются.
Устройство и принцип работы стояночного тормоза на автомобилях с барабанными тормозами
Стояночный тормоз автомобиля, оборудованного барабанным тормозом, устроен наиболее просто. В нем используются штатные колодки, однако в конструкции предусмотрен рычаг, с помощью которого усилие от троса стояночного тормоза передается ведущей колодке. При натягивании троса рычаг толкает колодку, которая, в свою очередь, приводит в движение вторую колодку, и колесо надежно тормозится.
Устройство и принцип работы стояночного тормоза на автомобилях с дисковыми тормозами
С дисковыми тормозами все несколько сложнее, и здесь возможны три варианта.
Кулачковый привод. Данный привод находится в суппорте тормозного механизма. Поршень колодки оборудуется толкателем, который опирается на поворотный кулачок с рычагом. При натягивании троса стояночного тормоза происходит поворачивание рычага, а вместе с ним и кулачка, который давит на толкатель и поршень — колодка двигается и упирается в диск, блокируя колесо.
Винтовой привод. Этот привод также располагается в суппорте тормозного механизма колеса. Поршень оборудуется винтом (точнее — в поршне предусмотрена резьба, в которую входит винт), который жестко связан с рычагом. При натяжении троса стояночного тормоза происходит поворот рычага, винт прокручивается, а поршень, который не может вращаться, двигается вперед — колодка тоже приходит в движение и блокирует колесо.
Барабанный тормозной механизм. Это, фактически, самостоятельная тормозная система барабанного типа, оборудованная рядом с основной (обычно используется в автомобилях, оборудованных дисковыми тормозами с несколькими поршнями). В барабанном тормозе используются колодки, которые упираются в барабан малого диаметра, предусмотренный в центральной части диска.
Независимо от типа стояночного тормоза, возврат колодок и всех элементов при снятии усилия осуществляется пружинами.
Трансмиссионный (центральный) стояночный тормоз
Трансмиссионный стояночный тормоз применяется, в основном, на автомобилях с большой массой — грузовых и внедорожниках, а также на автобусах. В качестве тормозного механизма могут использоваться барабан или диск с колодками, закрепленный на карданном валу. Принцип действия данного типа стояночного тормоза ничем не отличается от тормозов других типов.
Рекомендации по эксплуатации и уходу за стояночным тормозом
Стояночный тормоз — одна из систем автомобиля, которая требует минимального внимания со стороны водителя. Однако есть несколько рекомендаций, которые помогут поддерживать «ручник» в рабочем состоянии и вовремя выявлять его неисправности.
Во-первых, необходимо регулярно использовать стояночный тормоз, в том числе и на автомобилях с автоматической коробкой передач. Дело в том, что при длительном застое тросы и другие компоненты системы могут подвергаться коррозии, что чревато их быстрым выходом из строя.
Во-вторых, нужно периодически проводить проверку стояночного тормоза. Это производится следующим образом: на включенном «ручнике» завести автомобиль и начать движение на первой передаче. Если стояночный тормоз исправен, то при отпускании педали сцепления автомобиль останется на месте, а двигатель может заглохнуть. Если же в тормозе есть неисправности, то автомобиль будет двигаться — это веская причина обратиться за помощью в СТО.
Исправный стояночный тормоз — это гарантия безопасности для вас, вашего автомобиля и всех окружающих. Поэтому в привычку каждого водителя должно войти не только использование «ручника», но и его регулярная проверка — только так можно быть уверенным в надежности и безопасности своего автомобиля.
Другие статьи
#Планка генератора
14.09.2022 | Статьи о запасных частях
В автомобилях, тракторах, автобусах и иной технике электрические генераторы монтируются к двигателю посредством кронштейна и натяжной планки, обеспечивающей регулировку натяжения ремня. О планках генератора, их существующих типах и конструкции, а также выборе и замене этих деталей — читайте в статье.
#Переходник для компрессора
31.08.2022 | Статьи о запасных частях
Даже простая пневматическая система содержит несколько соединительных деталей — фитингов, или переходников для компрессора. О том, что такое переходник для компрессора, каких типов он бывает, зачем необходим и как устроен, а также о верном подборе фитингов для той или иной системы — читайте в статье.
#Стойка стабилизатора Nissan
22.06.2022 | Статьи о запасных частях
Ходовая часть многих японских автомобилей Nissan оснащается стабилизатором поперечной устойчивости раздельного типа, соединенным с деталями подвески двумя отдельными стойками (тягами). Все о стойках стабилизатора Nissan, их типах и конструкции, а также о подборе и ремонте — читайте в данной статье.
#Ремень приводной клиновой
15.06.2022 | Статьи о запасных частях
Для привода агрегатов двигателя и в трансмиссиях различного оборудования широко применяются передачи на основе резиновых клиновых ремней. Все о приводных клиновых ремнях, их существующих типах, особенностях конструкции и характеристиках, а также о правильном выборе и замене ремней — читайте в статье.
Стояночный тормоз: виды
Проблема стоянки автомобилей с большой массой на склонах дороги известна давно. Автомобиль с механической коробкой передач на стоянке с заглушенным двигателем можно легко сдвинуть с места. Для решения этой проблемы и был придуман стояночный тормоз, который теперь повсеместно используется не только в легковых, но и в грузовых автомобилях.
Основная тормозная система в автомобиле имеет педаль, при помощи которой и осуществляется управление тормозом. При помощи педали можно мягко снизить скорость или использовать экстренное торможение для предотвращения столкновения. Но использование основной тормозной системы без участия водителя невозможно, поэтому при длительных стоянках используется ручной тормоз, который имеет тросы, блокирующие колеса.
Функции стояночного тормоза
Стояночный тормоз в основном используется при длительных стоянках автомобиля с целью того, чтобы автомобиль не скатился по наклонной дороге. На крутых склонах рекомендуется использовать стояночный тормоз при длинных и коротких стоянках.
На заднеприводных автомобилях стояночный тормоз используется для маневрирования. В данном случае речь идет в основном о спортивных марках автомобилей.
При выходе из строя основной тормозной системы также используется стояночный тормоз. Его можно спустить резко или медленно в зависимости от конкретной ситуации. Поэтому исправность ручного тормоза является залогом безопасного вождения и наличия второй запасной системы торможения на экстренный случай. На сегодняшний день ручной тормоз является важным элементом, который устанавливается в каждый автомобиль. И при прохождении очередного технического осмотра проводится проверка данного узла автомобиля.
Полезное: Передняя подвеска автомобиля: особенности, виды
Типы тормоза стояночного тормоза
Стояночный тормоз в зависимости от признаков можно разделить на несколько типов. По типу привода ручной тормоз делится на:
- механическую систему торможения;
- гидравлическую систему торможения.
В большинстве современных автомобилей используется в основном стояночный тормоз с механическим приводом. Он безотказный и не подводит в экстренных ситуациях. Что касается ручного тормоза с гидравлической системой, то он используется реже за счет более сложной конструкции.
Для запуска ручного тормоза с механической системой необходимо потянуть рукоятку на себя. В этом случае натянутся тросы, которые и заблокируют колесную базу и приведут к снижению скорости и торможению.
В зависимости от типа включения ручной тормоз может быть с педалью или рычагом. Тормоз с рычагом имеет более широкое распространение, он находится рядом с водительским сидением.
На автомобилях с автоматической коробкой передач используется ручной тормоз, который приводится в действие при помощи педали. Педаль ручного тормоза в такой автомобиле обычно располагается на месте педали сцепления в современных автомобилях и автомобилях более раннего выпуска.
В зависимости от типа привода ручной тормоз может быть барабанный, кулачковый или винтовой. Рычаг используется в барабанных тормозах, при натяжении троса он воздействует на тормозные колодки. Колодки прижимаются к барабану, и происходит торможение со снижением скорости. Существует и такой тип стояночного тормоза, который получил название трансмиссионного или центрального. При активации данного тормоза блокируются не колеса, а карданный вал. Все это приводит к снижению скорости и конечной остановке автомобиля.
Полезное: Неисправность тормозов: виды, причины
Устройство стояночного тормоза
В основе стояночного тормоза лежит несколько основных элементов. Сюда относится механизм, при помощи которого тормоз приводится в действие. Это может быть педаль или рычаг. В каждом ручном тормозе имеются тросы, которые и воздействую на основную тормозную систему, и приводят к снижению скорости и торможению.
Ручной тормоз является надежным механизмом и ломается в редких случаях, но для повышения безопасности вождения необходимо проводить проверку технического состояния данного узла. Для проверки тормоза необходимо запустить двигатель, спустить ручной тормоз, включить первую передачу и спустить сцепление.
Если автомобиль начнет медленное движение, необходимо провести регулировку или ремонт ручного тормоза. При исправности ручного тормоза автомобиль после всех описанных действий глохнет.
Ручной тормоз необходимо использовать во всех вышеописанных случаях, так как если не использовать ручной тормоз долго, это может привести к коррозии элементов и выходу из строя системы ручного торможения. Исправный ручной тормоз повышает безопасность эксплуатации автомобиля, снижает риски аварий. Поэтому в привычку каждого водителя должно войти не только постоянное использование системы ручного тормоза, но и регулировка и ремонт данной системы с целью предупреждения аварийных ситуаций.
Источник https://rad-star.ru/pressroom/articles/stoyanochnaya-tormoznaya-sistema/
Источник https://www.autoopt.ru/articles/products/4042926
Источник https://carsaround.ru/stoyanochnyj-tormoz-vidy.html