Чем отличается АИ-92 от АИ-95? Что лучше, в чём разница, как отличить?
АИ-92 отличается от АИ-95 октановым числом и качеством бензина. Качество топлива для машины играет первостепенную роль и помогает обеспечивать бесперебойную работу мотора. Поэтому при выборе бензина для своего автомобиля стоит обращать внимание на октановое число.
Но октановое число не отражает качество, она показывает лишь детонационную стойкость, способность топлива противостоять самовоспламенению при сжатии для двигателей внутреннего сгорания.
Для уменьшения риска детонации, производители горючего вводят в его состав специальные присадки. Раньше это достигалось за счет применения свинца, но позднее для уменьшения воспламеняемости ввели другие, менее вредные добавки.
В статье подробно расскажу про разницу между бензином АИ-92 и АИ-95, что лучше, как отличить, на что влияет октановое число горючего и как его повысить, стоит ли переплачивать? Обещаю, будет интересно!
Общая информация про бензин АИ-92 и АИ-95
АИ-92 часто используют для карбюраторных двигателей внутреннего сгорания. Такие моторы функционируют при высокой степени сжатия. Топливо защищено от взрывов и обеспечивает плавную работу механизмов.
В аббревиатуре «АИ» буква «А» обозначает автомобильный бензин, «И» — исследовательный способ определения октанового числа, числа 92 или 95 — само октановое число.
Повышение качество бензина связано с тем, что в составе есть специальные антидетонационные присадки.
В странах Европы бензин АИ-92 не используется и не производится. Он популярен в России и на Украине. Его используют владельцы автомобилей с инжекторами. Сам АИ-92 может быть неэтилированным и этилированным, разница модификаций в количественном содержании свинца.
АИ-95 рассматривают как топливо повышенного качества. Эта марка включает добавки, снижающие взрывоопасность. Топливо неэтилированное, используется в грузовых и легковых машинах. Обратить внимание надо на деление АИ-95 в пределах группы, существует еще модификация бензина с обозначением «Экстра». Основное различие между ними в том, что в изготовлении последнего не применяется свинец. Автолюбители отмечают, что само горючее экономичное, имеет чистящие свойства, которые появляются при добавлении моющих присадок. Машины на такое питание реагирую хорошо, ведут себя мощнее.
Внимание! Топливо АИ-95 – самое популярное в странах Европы. В Украине и России его часто применяют для заправки автомобилей зарубежного выпуска.
Определенным коэффициентом детонационной стойкостью обладают бензины обеих марок. Эта важная характеристика объединяет типы топлива. АИ-92 и АИ-95 содержат в составе изопарафиновые углеводороды, гомологи бензола и низкие циклопарафины. Назвать какой-либо из представленных топливных продуктов – плохим, нельзя.
Вопреки сложившемуся мнению, 92 бензин не хуже 95. Главное выбирать средство для заправки по потребностям своей машины. Показатель отображает лишь риск возникновения детонации.
АИ-92 и АИ-95 — в чем разница
Главное отличие между АИ-92 и АИ-95 – в качестве. Параметром его оценки является объем используемых в производстве веществ, содержащих спирт. Эти продукты считают добавочными в производстве топливных смесей. По количественному содержанию в 95 топливе таких включений больше, но всего на несколько единиц, чем в АИ-92.
Ещё одна хорошая статья: Через сколько менять масло в двигателе? Зачем менять моторное масло в машине, можно ли часто менять?
Это отличие, по сути – не существенное, потому радикальной разницы при использовании автомобиля в работе двигателя вряд ли заметит даже водитель с внушительным опытом. Лучше использовать топливо с таким октановым числом, которое рекомендовал производитель, но проблем при замене АИ-92 бензином АИ-95 не возникнет, как и в противном случае. Основным критерием выбора должно выступать качество, потому стоит рассматривать авторитет производителя, тогда двигатель не пострадает.
АИ-92 или АИ-95: что лучше
АИ-92 от АИ-95 отличается существенно, но при общем пользовании, для среднестатистического обывателя-автовладельца, разница практически не заметна. Все знают лишь, что маркировка «92» и «95» отображает октановое число и соответственно подчеркивает детонационные свойства. Но, она не говорит, что бензин хороший.
Кроме того, многое зависит от метода производства бензина. Так, два разных топлива, купленные на соседних заправках, при проверке лабораторными исследовательскими методами будут совершенно разными. Многое зависит от добросовестности производителя и использованного способа прямой перегонки нефти. Особенно это касается наличия высокого содержания серы, чем её выше, тем быстрее «умрёт» автомобиль.
Внимание! Бензин АИ-92 всегда стоит дешевле, чем АИ-95, потому рачительному водителю надо задуматься, есть ли смысл переплачивать? В случае с авто отечественного производства все очевидно, экономить разумно можно.
Как отличить АИ-92 от АИ-5
Итак, главное отличие между горючим АИ-95 и АИ-92 заключается в октановом числе. Маркировка топлива позволяет оценить риск воспламенения. Низкое октановое число топлива указывает на его взрывоопасность. Разница значений – минимальная, всего 2-3 единицы, потому различия незначительны.
В этом вопросе есть много мифов. Например, то, что при заправке АИ-95 вместо рекомендуемого АИ-92 могут пострадать клапаны. Или то, что при езде на АИ-95 автовладельцам приходится чаще менять свечи зажигания. Такие неполадки происходят, но они никак не связаны с маркировками. Поломки расходников возможны, если изготовитель пренебрег основными правилами подготовки и переработки, следовательно, покупатель получил топливо низкого качества.
Найти различия между продуктами разных марок в домашних условиях, то есть установить конкретное октановое число – невозможно. Для этого требуется исследовательская лаборатория.
Народные умельцы предлагают делать это по цвету, уповая на то, что в АИ-95 присутствует краснота, а в АИ-92 чисто желтый (соломенный). Но, такие методики – не имеют научного обоснования, поскольку оттенок может меняться зависимо от применяемых присадок.
Что такое октановое число бензина и как его определяют
Октановое число (ОЧ) – показатель, отображающий способность горючего противостоять самовоспламенению при низкой степени сжатия (СЖ) и высокой. Определяется этот коэффициент при оценке в процентном соотношении по объему изооктана и смеси н-гептана. Изооктан – трудноокисляемое содержимое, работающее даже при высокой степени сжатия. Его взрывоустойчивость условно принимается за 100 единиц. Детонационная стойкость н-гептана берется как 0, то есть даже при сжатии незначительной степени, сгорающее топливо детонирует.
Для справки! АИ-95 – это смесь, включающая 95% изооктана и 5% н-гептана. В АИ-92, содержание аналогично – 92% на 8%.
Определяется степень детонационной устойчивости на специальных установках или автомобильном двигателе. На полноразмерном моторе при испытаниях устанавливают фактическое ОЧ, в реальных условиях – дорожное октановое число. Исследования проводятся в двух режимах: жесткий (моторный метод) и исследовательский. ОЧ устанавливают последним способом, точность достигает единицы при соблюдении всех норм.
Ещё одна хорошая статья: Какие выбрать летние шины: ТОП 40+ лучших, полезные советы, отзывы, цены, марки
Степень сжатия и опасность детонации бензина
При рассмотрении двигателя внутреннего сгорания (ДВС) представлено отношением полного объема цилиндра к размеру камеры сгорания. Для современных двигателей присуща СЖ в диапазоне от 8 до 14. Повышенные показатели сжатия вынуждают к применению топлива с высоким ОЧ, в противном случае возможна детонация.
Повышение СЖ обеспечивается для увеличения внутренних мощностей авто, возрастает коэффициент полезного действия тепловой машины и за счет этого снижается общий расход топлива. Заправлять горючее нужно в соответствии с этими параметрами, потому спор, что лучше АИ-92 или АИ-95, не уместен. Надо смотреть на соотношение СЖ к марке топлива (представлено в таблице).
Степень сжатия | Рекомендуемая марка топлива |
---|---|
8-10 | АИ-92 |
10-12 | АИ-95 |
12-14 | АИ-98 |
14-16 | АИ-100 |
16-18 | АИ-103 |
Свыше 18 | АИ-106-109 |
Особенно важно следовать подобным рекомендациям владельцам турбированных машин и применять горючее не ниже АИ-95. Если это правило не соблюдать, топливо может самовоспламениться, проявляются маленькие взрывы. Сама детонация опасна для машины. Могут разрушиться кольца, возможно горение поршня и прокладки между блоком и его головкой.
Отмечу тот факт, что в США применяют специальный метод выявления антидетонационной стойкости AKI. Поэтому при эксплуатации имейте следующие показатели соответствия:
- AKI 87 = АИ-92;
- AKI 91 = АИ-95;
- AKI 93 = АИ-98.
Как повысить октановое число: присадки в бензин
Методом каталитического крекинга получают бензин, но после прямой переработки октановое число в продукте не превышает 80 ед. Это – исходное качество продукта при соблюдении всей линейки производственного цикла. Повышают ОЧ за счет добавления в смесь эфиров и спиртов. Именно так производитель получает АИ-92. Для марки АИ-95 и выше, применяют разные присадки.
Топливные присадки — это особые смеси обеспечивающие очистку внутренних систем автомобиля. Они используются для улучшения динамических характеристик двигателя и повышения октанового числа. Не все «наполнители» одинаково хороши. Использование отдельных компонентов может приводить к серьезным проблемам. Рассмотрим основные типы присадок:
- Чистящие. Обеспечивают удаление различных отложений из системы: впускных клапанов, камер сгорания, поршневых колец.
- Осушители. Убирают из горючего недостаточного качества лишнюю воду и конденсат с поверхности бензобака.
- Октан-корректоры. Существенно увеличивают ОЧ (до 20 ед.), снижают риск детонации. Изначально основным компонентом в их составе были производные свинца, сейчас небезопасное вещество удалили и заменили соединениями железа, марганцем, ароматическими аминами.
Внимание! Очищающие присадки полезны для двигателя, они снимают грязь и удаляют ее, но при значительном загрязнении топливной системы и плохом ее состоянии, их использование приносит вред. Изопарафиновые добавки не растворяют многолетние скопления полностью, расщепленные компоненты продвигаются по топливной системе и загрязняют ее.
Использование присадок положительно сказывается на работоспособности автомобиля. При грамотном применении достигаются такие эффекты:
- уменьшается дымность и шумность, возрастает мощность мотора;
- повышается ОЧ, возрастает безопасность горючего, снижается риск детонации;
- процесс сгорания становится полным, возрастает КПД;
- классность топлива возрастает.
Ещё одна хорошая статья: Черный дым из выхлопной трубы: на бензине, карбюраторе, дизеле, инжекторе, причины, что делать
Такие изменения достигаются за счет применения следующих веществ: этил или тетраэтилсвинец, нафталин, этанол, спирт, ацетон, марганец, ферроцен. Добавки работают по-разному, но приносят они не только пользу. Возможный вред от использования:
- тетраэтилсвинец – яд, запрещенный во многих странах, он способен постепенно отравлять организм человека вредными выхлопными газами, вызывая поражение разных систем, приближая смертельный итог;
- нафталин – увеличивает риск возникновения онкологии, при длительном использовании опасен и для машины, образует кристаллический осадок, забивает шланги и фильтры;
- этанол или спирт – разъедает прокладки в двигателе (особенно при применении в значительных концентрациях);
- ацетон – образует вредные химические соединения;
- марганец – при длительном контакте «уничтожает» свечи и нейтрализатор, выводит из строя мотор;
- ферроцен – сокращает длительность эксплуатации двигателя.
Польза от присадок соизмерима с их вредом для автомобиля и самого человека, потому рассматривать их как необходимость – не следует.
Что будет, если залить АИ-92 вместо АИ-95 и можно ли их смешивать
Принципиальная разница между этими видами топлива заключается ±3 по октановому числу. Ощутить ее практически невозможно, максимально она будет проявляться на высоких оборотах в потерях 2-3% от общей мощности двигателя.
Внимание! Преднамеренно смешивать два разных по формуле бензина в баке или канистрах не стоит, они не соединятся. Плотность позволит АИ-92 уйти на дно топливного бака, а АИ-95 останется на его поверхности, соответственно, сперва в расход пойдет первый.
Какой бензин лучше: реальный тест
Интересное видео про тестирование бензина с разным октановым числом.
Стоит ли переплачивать
Разницы между АИ-92 и АИ-95 горючим, кроме стоимости за литр, водители видят не много, потому часто решают купить менее дорогой для экономии. В принципе – это бессмысленно, потому что сбереженные рубли не окупаются. Это становится понятным при рассмотрении преимуществ АИ-95. Он в отличие от АИ-92 расходуется примерно на 4% экономнее, но и стоит не намного дороже/ Соответственно замена нецелесообразна, лучше подбирать топливо, рекомендуемое производителем авто.
Стоит заливать бак бензином на проверенных (сетевых) АЗС, где количество продаж контролируется, и недобросовестные сотрудники не могут испортить его качество.
Видео: бензин АИ-92 лучше, чем АИ-95
В этом видеоролике проводится реальное тестирование разных типов бензина.
Хорошее горючее помогает мотору работать на полную мощность, но октановое число последний показатель, на который стоит обращать внимание. Оно не имеет связи с качеством, а лишь отображает детонационную устойчивость, то есть способность горючей смеси противодействовать самовозгоранию при сжатии двигателя внутреннего сгорания.
Согласно этому значению, разница между АИ-92 и АИ-95 – несущественная, но в составе первого может быть вредный для человека и атмосферы свинец. Автолюбителям надо смотреть на рекомендации производителя и состояние своей машины. Иногда присадки, содержащиеся в составе горючего с маркировкой 95, наоборот вредят. Автомобили зарубежных марок требуют пристального ухода и грамотного подбора топлива, их стойкость к неблагоприятным факторам не высока.
От ослиной мочи до АИ-102 — чем отличается топливо в России и за рубежом
В России в последние годы появилась возможность заправляться «сотым» бензином — если денег не жалко. А в Америке вы не встретите бензина с октановым числом больше 93, и многие льют 87-й даже в мощные современные машины… Все дело в том, что классификация топлива в разных странах отличается. Под одинаковыми названиями продается разное горючее, и наоборот. Дром изучил, что на самом деле льется из заправочных колонок в разных уголках мира и в чем отличия России. Заодно мы сравнили, как соотносятся цены на топливо в разных странах в 2021 году.
Российское горючее: догнали Запад?
Сегодня мы классифицируем бензин по октановому числу, экологическому классу и наличию различных «улучшающих» добавок, которые отличают разные «фирменные» марки вроде «Лукойл Экто», «Роснефть Pulsar» или BP Ultimate. Раньше было проще. Советские автомобилисты знали, что в «Жигули» надо лить 93-й бензин, а в «Запорожец» — 76-й, и не особенно привередничали насчет горючего. Даже владелец недосягаемой для простых смертных «Волги» был зачастую счастлив перенастроить мотор под «семьдесят шестой» бензин. Дело в том, что низкооктановое горючее могло доставаться совершенно бесплатно. Правда, незаконно, но это мало кого смущало. Многим товарищам место работы позволяло практически бесконтрольно воровать бензин, предназначенный для грузовиков и сельхозтехники. Про соответствие топлива мировым стандартам никто и не задумывался — иномарок-то, по сути, не было.
Шутки о том, что в СССР автомобилисты (порой) заправлялись ослиной мочой, были настолько недалеки от реального положения дел, что даже цензура пропускала подобное на широкие экраны (см. «Джентльмены удачи», 1971 г.). Да, с нефтеперерабатывающего завода топливо выходило, вероятно, качественным, соответствующим ГОСТам, но дальше на разных этапах транспортировки и хранения бензин мог постепенно превращаться в «не бензин».
В 90-е годы начался медленный процесс приведения российских стандартов в соответствие с западными. И процесс все еще не завершен, хотя теперь на заправках вешают гордые таблички «Евро-5». Но тут есть некоторое лукавство. Да, марки бензина и экологические стандарты у нас вроде такие, как в Европе, да не совсем. Табличка «Евро-5» совершенно не означает, что бензин соответствует принятому в Европе стандарту EN228. Некоторые производящиеся в России виды горючего ему отвечают, некоторые — нет. Это на усмотрение производителя.
По Сети гуляют страшилки: мол, нынешние российские стандарты топлива — слишком мягкие, уступающие не только европейским, но даже советским. Якобы под видом высокооктанового бензина могут продавать не пойми что, и это даже законно. Как ни удивительно, такая лазейка в нормах действительно есть. Соблюдение ГОСТов, где октановое число четко прописано, в наше время не является обязательным, производители могут руководствоваться собственными ТУ (технические условия) или СТО (стандарт организации). Единственное жесткое требование для всех НПЗ и АЗС — соответствие топлива Техническому регламенту Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».
Этот документ подобно западному стандарту EN228 жестко контролирует множество параметров топлива, включая, скажем, массовую долю кислорода, и это должно гарантировать, что горючее соответствует российскому экологическому классу К5. С начала 2016 года в нашей стране запрещена продажа горючего более низких экологических классов. Но речь именно про российскую классификацию, а название «Евро-5» в данном случае не более чем маркетинговый ход заправочных сетей.
И, как ни странно, октановое число в наших краях — дело добровольное. По Техническому регламенту бензин должен иметь октановое число «не менее 80», и все… На деле картина не такая страшная. Проверки бензина на АЗС известных брендов неоднократно подтверждали, что мухлежом с октановым числом они не занимаются.
В прежние годы многие заправки грешили тем, что продавали топливо с повышенным содержанием серы, из-за чего масло и катализатор приходили в негодность. Сейчас считается, что эти беды удалось искоренить практически повсеместно, кроме мелких «ноунейм»-заправок. Экологический класс К5 предусматривает, что содержание серы не превышает 10 мг/кг. Так оно обычно и есть.
Лучше всего, конечно, заправляться тем бензином, про который точно известно, что он соответствует EN228 или ГОСТам. К сожалению, даже в случае с фирменными «улучшенными» вариантами бензина такое встречается далеко не всегда. Скажем, про горючее G-Drive 100 его производитель «Газпром» указывает, что продукция произведена в соответствии с евронормалью EN228. «Лукойл» в описании бензина «ЭКТО 100» ссылается на ГОСТ 32513-2013. А бензин «Роснефть Pulsar-100» соответствует только техрегламенту Таможенного союза.
Кстати, эти фирменные марки топлива действительно можно считать горючим более высокого класса? Октановое число соответствует заявленному, но в остальном говорить об обещанном росте мощности и одновременно экономичности особого смысла нет. По сути это то же обычное горючее, только с пакетом моющих присадок. И это не какая-то сугубо российская особенность. На Западе есть аналогичные Shell V-Power, BP Ultimate, но никакими волшебными свойствами они не обладают.
Что касается классификации дизельного топлива, Технический регламент предусматривает маркировку такого типа: ДТ-Л-К5, где ДТ означает «дизельное топливо», Л — «летнее», К5 — пятый экологический класс. Вместо Л возможны варианты:
Е — межсезонное (-15 °С)
З — зимнее (-20 °С)
А — арктическое (-38 °С)
Некоторые производители классифицируют дизельное топливо в соответствии с ГОСТ Р 52368-2005, который полностью отвечает европейской спецификации EN 590. В этом случае горючее для районов с умеренным климатом разделяется по сортам, которые указывают на предельную температуру фильтруемости:
Сорт А (+5 °С)
Сорт B (0 °С)
Сорт C (-5 °С)
Сорт D (-10 °С)
Сорт E (-15 °С)
Сорт F (-20 °С)
Для районов с холодным климатом дизельное топливо подразделяют на классы:
Класс 0 (-20 °С)
Класс 1 (-26 °С)
Класс 2 (-32 °С)
Класс 3 (-38 °С)
Класс 4 (-44 °С)
После сорта или класса указывается вид III (Евро-5). Дизельное топливо более низких экологических классов в нашей стране больше не продается.
По идее, дизельное топливо, соответствующее этому ГОСТу (и, следовательно, евронормали EN 590), должно быть таким же, как на Западе. На практике не все этому верят. Недаром у нас до сих пор боятся брать дизельные легковушки и внедорожники: на них приходится всего 7,5% продаж, в то время как в Евросоюзе сейчас — 28%, а до «дизельгейта» доля достигала 55%.
Европа: экономия с помощью спирта
Первая непривычная для нас особенность, которая бросается в глаза на европейских заправках, — отсутствие 92-го бензина. А 95-й (в Европе его еще называют Super) имеет в названии приставки Е5 и Е10, что означает долю биоэтанола в составе горючего — 5 или 10 процентов. Делаются такие смеси не только ради более чистого выхлопа и уменьшения потребления нефти, но и элементарно ради экономии денег: чем больше в топливе спирта из растительного сырья и чем меньше бензина — тем дешевле. Скажем, если литр Е5 в Германии обойдется в 142 рубля на наши деньги, то Е10 — 137 рублей.
Не слишком большая экономия? Тогда заправляйтесь Е85, в котором бензина всего 15%, а спирта — 85%. Правда, лить такое можно только в машины, у которых моторы имеют многотопливную конструкцию (flex fuel). Оно того стоит: за литр Е85 просят в районе 68 рублей.
Аналогичным образом B7 в названии дизельного топлива означает 7-процентное содержание биодизеля. В Европе его делают из рапса, в США — из сои, в Азии — из пальмового или кокосового масла.
В остальном европейский ассортимент топлива похож на наш. Помимо фирменных «улучшенных» вариантов бензина с октановым числом 98-100 (Shell V-Power и Total Excellium стоят в районе 156 руб./л) встречаются и премиум-варианты дизеля. Стандартная такая солярка обойдется в 121 рублей за литр, а особо качественная — в 135 рублей.
США: другие октановые числа
Бывает, что несведущий автомобилист, впервые севший за руль автомобиля с американского рынка, узнает, что для его модели рекомендован бензин «от 91», и льет в бак наш АИ-92, даже не подозревая, что мотор на это не рассчитан. Надо было лить 95-й.
На американских заправках встречаются три основные марки бензина: Regular (87), Plus или Midgrade (89) и Premium (может иметь октановое число от 91 до 93). Иногда 93-й называют Super или Supreme. Бензинов с более высоким октановым числом на обычных заправках в США не встретишь. Но это вовсе не значит, что автомобили на американском рынке адаптированы под низкооктановое топливо. По сути марки бензина в США сравнимы с нашими и европейскими, но вот измерение октанового числа там происходит иначе.
Напомним, что октановое число характеризует детонационную стойкость топлива, и существует два основных способа его измерения: исследовательский (он же RON — Research Octane Number) и моторный (он же MON — Motor Octane Number). В обоих случаях используется лабораторный одноцилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжатия, различаются лишь режимы работы. Моторный метод предполагает более жесткие условия, и получаемое октановое число оказывается ниже, чем при исследовательском методе.
В советское время использовались оба варианта: если в наименовании марки бензина была только буква «А» (как у А-76), то метод — моторный, если «АИ» (как у АИ-93), то метод исследовательский. Сегодня октановое число всех видов бензина, продающихся у нас, определяется исследовательским методом, как и в Европе и большинстве других стран. Моторный метод сохранил распространение в Новой Зеландии.
У США — свой путь. Цифры в названиях американского горючего соответствуют так называемому антидетонационному индексу (AKI — Anti-Knock Index). Он рассчитывается как среднее арифметическое между показателями, полученными по исследовательскому и моторному методам. Иногда прямо на заправочном пистолете написана формула: (R+M)/2. По этой причине у американского бензина «заниженное» октановое число по сравнению с нашим.
Примерное соответствие американского бензина нашему:
AKI 87 (Regular) = АИ-92
AKI 89 (Plus, Midgrade) = нечто среднее между АИ-92 и АИ-95
AKI 91 (Premium) = AИ-95
AKI 93 (Premium, Super, Supreme) = АИ-98
Цены сильно отличаются в зависимости от штата. Скажем, в Калифорнии цена Regular, которым заправляется большинство автомобилистов, достигает 66 рублей за литр, а в Виргинии — в районе 44 рублей. Premium — 70 и 55 рублей соответственно.
Как и в Европе, выбор экономного автомобилиста в США — это спиртобензиновая смесь Е85, которая обойдется в 33–61 рубль за литр в зависимости от штата.
Есть любопытное отличие: во всем мире под маркировкой Е85 продается горючее, в котором ровно 85% биоэтанола, а вот нормативы американского рынка допускают содержание спирта в диапазоне от 51 до 83%. Делается это не из-за дефицита спирта — с ним в Америке все в порядке. США — мировой лидер по производству спиртового топлива. Биоэтанол в огромных масштабах производится из кукурузы. Но американцам приходится заботиться об автомобилистах северных штатов, где машина на «настоящем» Е85 может просто не завестись. Дело в том, что у спирта ниже теплота сгорания, и без достаточного количества бензина на холоде будут проблемы с запуском, потребуется принудительный прогрев впускной системы. Поэтому в зависимости от сезона Е85 в США содержит разную долю спирта.
Нельзя сказать, что использование биоэтанола в США носит массовый характер: E85 встречается примерно на 10% заправок. Существует еще смесь UNL88. Число в названии означает, что по характеристикам этот бензин близок к 87-му Regular. Но есть тут и спирт в количестве 15% (то есть по международной классификации такой бензин стоило бы назвать Е15). Стоит он немного дешевле обычного Regular, но встречается еще реже, чем Е85.
Дизельное топливо в Америке — тоже не в чести, порой его еще надо поискать, но все-таки оно распространено больше, чем биоэтанол. По словам знакомых, живущих в США, солярку встретишь где-то на одной заправке из четырех. Цена — как у бензина Regular или чуть выше. Что касается классификации американского дизельного топлива, то существует разделение на Diesel № 1 и Diesel № 2. Первый — дороже, рассчитан на холодный климат и содержит дополнительные моющие присадки.
Бразилия: чистый ром — в бензобак
Если европейцы и американцы сохранили в своем спиртобензиновом топливе минимум 15–17% бензина, то в Бразилии заправляются топливом Е100, которое представляет собой чистый спирт. Ведь двигатели flex fuel позволяют заправляться смесью бензина и спирта в любой пропорции, вплоть до неразбавленного этанола. Климат позволяет. В Бразилии такие моторы широко распространены не только на легковых автомобилях, но и на грузовиках, тракторах и мотоциклах.
Цена — значительно ниже, чем где бы то ни было в мире, поскольку развитие местного сельского хозяйства и обширные посевные площади делают производство спирта очень рентабельным. Тут его гонят из сахарного тростника. В определенном смысле это ром максимальной крепости, и его, ни с чем не смешивая, льют в бензобак. Цена литра — 61 рубль. Для сравнения: литр 95-го бензина в Бразилии стоит 82 рубля. Дизельного топлива — 76 рублей.
Классификация обычного бензина — похожа на американскую. Обычный Regular имеет октановое число 87 по AKI, Premium — 91. «Улучшенные» сорта вроде Petrobras Podium демонстрируют 97 по AKI, то есть «по-нашему» это примерно 102-й бензин.
Китай перешел на «европейские» сорта
До конца 2016 года в Китае действовал так называемый 4-й общенациональный стандарт бензина, предполагавший выпуск марок с октановым числом 90–93–97.
Сейчас страна перешла на 6-й стандарт, и классификация стала более привычной для нас: 92–95–98. Также существует дешевый 89-й бензин и постепенно получают распространение «крутые» варианты типа 101-го. Смена стандартов означает более жесткие нормативы содержания бензола, ароматических веществ и олефинов.
А вот дизельное топливо имеет непривычную для нас классификацию: No. 0, No. -10, No. -20 и т. п. Нетрудно догадаться, что это дизель для разных сезонов, и число в его маркировке соответствует температуре застывания.
Бензин 95 стоит в Китае 87 рублей за литр, дизельное топливо — 77 рублей.
Индия: новинка рынка — 95-й бензин
Как и в Китае, недавняя смена экологических норм в Индии повлияла на выбор марок бензина на заправках. Суть перехода со стандарта BS4 на BS6 в основном заключался в снижении содержания серы, однако по какой-то причине вся нефтяная промышленность страны решила сконцентрироваться на производстве низкооктанового — 91-го — бензина. И он, кстати, в Индии совсем не дешев — около 100 рублей за литр. На некоторых заправках для автомобильной элиты в качестве альтернативы предложили дорогущие марки бензина с октановым числом 99-100, которые стоят в районе 160 рублей за литр. И никаких промежуточных вариантов!
Этой весной Indian Oil с особой помпой презентовала 95-й бензин под фирменным названием XP95, который должен стать новым массовым сортом. Нефтяникам пришлось принять во внимание, что в стране очень много машин с современными двигателями, отличающимися высокой степенью сжатия, и заправлять такие автомобили 91-м — плохо, а «сотым» — слишком дорого. XP95 по цене не очень далеко ушел от низкооктанового бензина — в районе 115 руб./л.
Дизель в Индии бывает «простым», а бывает — «улучшенным» вроде Shell V-Power. Первый стоит около 98 рублей за литр, второй — 107 рублей.
А что с классификацией газомоторного топлива? Или с водородом? Надо сказать, тут нет ничего особо примечательного, о чем стоило бы знать обычному автомобилисту. А вот разнообразие зарядок для электромобилей — актуальная тема, и мы держим руку на пульсе. Подробности — в материале «Все виды зарядок для электромобилей».
Хочешь стать автором Дрома и получать солидный гонорар? Предлагай свои темы на ms@drom.ru
Виды топлива на АЗС
Автомобилю, как и любому другому средству передвижения, необходима заправка горючим. На АЗС с этой целью чаще всего предлагают дизельное топливо или бензин. Выбор топлива каждый автовладелец делает, исходя из собственных предпочтений, характеристик горючего и конструктивных особенностей автомобиля.
Бензин
Бензин – самое распространенное топливо. Никакие новые технологии не способны пока его полностью заменить. Минусы – высокая цена и неэкологичность. Плюсы – такое горючее есть на каждой АЗС. Марок популярного топлива много, понимать различия между ними необходимо каждому автовладельцу.
Какие марки бензина бывают?
Разные марки этилированного бензина даже внешне отличаются друг от друга. Если жидкость почти бесцветная – топливо хорошее, чем больше жёлтого цвета – тем больше примесей. Еще одна особенность такого топлива – легко узнаваемый запах. Однако различить сорта только по внешним признакам невозможно.
АИ-98, АИ-95, АИ-92 и АИ-80 – это маркировки основных видов бензина, которые отличаются октановым числом (цифры в конце). «А» подразумевает, что топливо используется для заправки автомобилей. «И» образовано от слова «исследовательский» и указывает на метод, использованный для определения октанового числа.
Благодаря детонации из-за воспламенения рабочей смеси в двигателе машины создается толчок для движения. Это независящий от искры на свече зажигания химический процесс. Октановое число определяется способностью горючего к самодетонации при сжатии во время работы двигателя.
Неправильно думать, что чем больше это число, тем больше бензин подходит для машины. Надо следовать рекомендациям, указанным в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Использование неправильного топлива небезопасно для автомобиля.
Также к поломке машины может привести употребление этилированных бензинов. Их можно узнать по необычным цветам: АИ-98 обладает синим окрасом, АИ-93 – красно-оранжевый, А-76 имеет густой желтый оттенок, А-72 – розоватый.
Этилированный бензин можно встретить среди топлива, произведенного в странах СНГ. Он бывает с различными маркировками: АИ-98, АИ-95, АИ-93, АИ-92, АИ-91, А-80, А-72 и А-76. В Европе также можно встретить два вида бензина: «Регуляр» и «Премиум». Октановое число первой марки – 90-94, она уступает в качестве «Премиуму», показатели которого – 97-98. Самое высокое октановое число у бензина «Супер», которым заправляют машины в Великобритании и США, оно равно 102.
Марка бензина «Нормаль-80»
Это прозрачное низкооктановое топливо с резким запахом и низкой плотностью, похожее по содержанию разных химических элементов на АИ-92. Его редко используют для легковых автомобилей, чаще всего бензином «Нормаль-80» заправляют спецтранспорт и грузовики. Кроме низкой способности к детонации, горючее отличается низким содержанием вредных веществ.
Октановое число топлива «Нормаль-80» по исследовательскому методу равно 80, а по моторному – 76. Бензин этой марки бывает этилированным и неэтилированным. Производится по ГОСТу Р51105-97.4.
Марка бензина АИ-92
Это прозрачное бесцветное горючее с большей плотностью, другое название– «Регуляр-92». Им заправляют фуры, спецтранспорт, бензопилы и подержанные автомобили. Октановое число выше, чем у «Нормаль-80», но топливо все равно низкооктановое. Значение по исследовательскому методу – 92, по моторному – 83. Содержание смол и серы соответствует ГОСТу Р51105-97. Согласно ГОСТу, смолы на 0,0001 кубический метр не должны превышать 5 миллиграмм. Доля серы в химическом составе – не больше 0,05%.
Марка бензина АИ-95
Это самый популярный вид горючего, им заправляется большая часть легковых машин последнего поколения. Время разгона при использовании этого сорта бензина увеличивается, а работа всех механизмов улучшается. Расходуется топливо экономно, сберегается пятая часть от объема.
В полностью прозрачной жидкости с характерным запахом не содержится примесей. Баланс смол, серы и свинца характерен для горючего высшего качества. Октановое число по исследовательскому методу – 95, по моторному – 85. Другое название сорта – «Премиум-95».
Марка бензина АИ-98
Подходит для новых двигателей, выполненных с применением современных технологий, в том числе с турбонаддувом. По исследовательскому методу показатель октанового числа равен 98, по моторному – 88.Если машина новая, но для заправки рекомендован АИ-95, не надо переходить на горючее с большим октановым числом, это не повлияет на качество работы двигателя.
Как определяют октановое число?
Перед тем как поставить бензин на АЗС, его проверяют на соответствие ГОСТам и заявленному качеству. Есть два метода определения октанового числа: моторный и исследовательский. Оба теста выполняются на специальной одноцилиндровой машинной установке при помощи электронного динамометра.
В процессе исследования наблюдают за переходом топлива во взрывоопасное состояние и определяют степень сжатия при этом. При определении моторным методом установка работает на более высоких оборотах при более высоких температурных показателях горючей смеси, чем при определении исследовательским методом.
Полученный результат соотносят со значениями детонации двух бензолов, взятых за эталон. Способность к детонации н-гептана считается равной нулю, изооктана – приравнивается к 100. Эталонные марочные значения получаются при смешивании бензолов в разных пропорциях. Например, марка «Нормаль-80» получится, если перемешать 20 частей н-гептана и 80 изооктана.
Дизельное топливо: виды
Растет производство, выпускается больше моделей машин с дизельным двигателем. Дизельное топливо наносит мало вреда экологии, стоит меньше, чем бензин, и безопасно для узлов в оборудовании автомобиля. Улучшенный состав такого топлива нетоксичен и соответствует ГОСТам. Качество дизельного топлива определяется в том числе местом добычи нефти, особенностями перегонки и транспортировки.
Благодаря повысившимся требованиям к дизтопливу улучшилось его качество и увеличилось количество людей в России, которые предпочитают использовать именно его. Еще одна положительная сторона дизельного топлива – медленный расход, что позволяет автовладельцам экономить.
Климатические особенности – важное условие при выборе сорта дизеля, он различается в зависимости от температуры фильтруемости. Сорта A, B, C, D созданы для умеренного климата. В холодном климате горючее этих сортов теряет свои свойства.
- сорт A – применяется в температурном диапазоне от +5° C;
- сорт B – подходит для нулевой температуры;
- сорт C – используют в прохладный период, когда температура воздуха ниже -5° C;
- сорт D – теряет свои свойства при температуре ниже -15° C. Если она выше этой отметки, топливом можно пользоваться;
- сорт F – рабочее состояние при температуре выше -20° С.
Не все виды дизтоплива продаются на АЗС. Кроме легковых автомобилей, это горючее используется для работы сельскохозяйственной техники и спецтранспорта. Дизельное топливо, не теряющее функциональность при минусовых температурах, делится уже не на сорта, а на классы.
Общепринятая (сезонная) классификация
Со времен СССР принята сезонная классификация дизельного топлива. Она до сих пор распространена на АЗС и среди водителей. Выделяют летнее, межсезонное, зимнее и арктическое топливо, обозначают его буквами Л, Е, З и А.
Для того чтобы горючее не утратило свои свойства при температуре от 0 до -50° С, в него добавлены специальные присадки. В состав зимнего дизтоплива тоже включены присадки, но при температуре ниже -30° С оно загустеет. Межсезонное топливо меняет структуру при показателях ниже -15° С. Летнее топливо нефункционально, когда шкала термометра опускается ниже нуля.
Как октановое число для бензина, для определения качества дизельного топлива используется цетановое число. Это характеристика скорости воспламенения горючего, где задержка горения играет определяющую роль. Для дизтоплива на территории России лучше всего выбирать число от 45 до 55. Не надо забывать, что наша страна делится на разные климатические зоны.
В условиях умеренного климата добавлять в состав присадки противопоказано, горючее не загустеет от холода, если цетановое число будет 48-51. При использовании дизтоплива в северных зонах присадки обязательны. Цетановое число надо выбирать в диапазоне от 51 до 55, рекомендуются премиальные сорта.
Как определяют сорт дизеля?
Дизельное топливо можно разделить на виды, сорта и классы, опираясь на разные критерии. Например, такие, как состав или температура фильтруемости. Все показатели определяются в лабораторных условиях, от них зависит классификация, а следовательно, и сфера применения дизтоплива.
Температуру фильтруемости определяют экспериментальным путем, создав условия, приближенные к реальным. Замеряют скорость, с которой опытный образец проходит через фильтр, постепенно снижая температуру. Предельный показатель прохождения фильтра – минута. Таким образом рассчитывается максимально низкий температурный показатель, при котором топливо не утрачивает свои свойства.
При производстве дизельного топлива используются различные ГОСТы, в том числе аналоги EN и ИСО. Тестирование температуры застывания дизтоплива проводится без подогрева, это регламентировано ГОСТом 20287-91.
Определение серы в составе дизельного топлива проводится в лабораторных условиях. От количества этого вещества зависит экологическая безопасность горючего. Чем меньше серы, тем лучше. Если дизель отвечает требованиям экологичности, он соответствует европейским стандартам.
Надеемся, вне зависимости от выбора топлива – бензина или дизеля – вам стал понятен принцип его классификации и особенности каждого вида.
Источник https://motorist.guru/sovety/ai-92-ai-95.html
Источник https://www.drom.ru/info/misc/84846.html
Источник https://www.azsk74.ru/news/vidy-topliva-na-azs/