Марки бензина для автомобилей
Бензин – практически бесцветная жидкость со специфическим запахом, представляющая собой сложное объединение углеводородных цепочек, различающихся по своей структуре. От этих цепочек, именуемых фракциями, зависят характеристики топлива: температуры кипения и замерзания, летучесть и другие свойства.
Производство бензина
Бензин является продуктом переработки нефти. Октановое число, так же как и чистота, определяет марку бензина. Основные способы получения данного вида топлива – это риформинг, крекинг и прямая возгонка.
Бензин также могут получать из природных и попутных газов, каменного угля и горючих сланцев. Его используют не только в качестве топлива, но и как растворитель, экстрактор и смывку, сырье в нефтехимической промышленности.
Несмотря на довольно широкий спектр применения, более 90% всего производимого в мире бензина идет на топливо для двигателей внутреннего сгорания. Существуют два основных типа бензинов: авиационные и автомобильные.
Марки бензина разнятся в зависимости от уровня качества: чем он выше, тем меньше проблем с эксплуатацией и обслуживанием транспортного средства.
Основной способ получения бензина – процесс крекинга, представляющий собой вторичную переработку нефтепродуктов. Во время крекинга тяжелые углеводороды расщепляются, увеличивая объем готовой жидкости на 60 %. Термический крекинг проводится при температуре более 500 о С, благодаря чему создаются марки бензина с октановым числом не более 70.
Сегодня топливо для авиационной и автомобильной техники производится на нефтеперерабатывающих заводах, оснащенных автоматизированным оборудованием. Поступающая в них нефть смешивается, отстаивается и хранится в специальных резервуарах. Затем она подвергается промывке, обезвоживанию и ректификации. В итоге из нее получают прямогонные бензины, отличающиеся высоким уровнем химической стабильности. Жидкости подвергаются очистке, из их состава удаляется сера, повышаются октановые показатели.
Первое использование прямогонных бензинов позволило повысить мощность и эффективность двигателей, однако успехи были кратковременными: топливная смесь взрывалась в камере сжигания при ее нагреве от сжатия. Детонация становилась причиной выхода моторов из строя. Решением этой проблемы стало использование специальных веществ – антидетонаторов. Самым эффективным из них считается тетраэтилсвинец. В итоге устойчивость бензинов к детонации стала оцениваться октановым числом, которое и получило наименование марки. Определяется она несколькими способами – исследовательским, моторным и температурным.
Требования к качеству бензина
Как авиационные, так и автомобильные должны соответствовать определенным требованиям, установленным ГОСТАми с целью обеспечения высоких эксплуатационных характеристик. К числу таких критериев относят пять основных:
- Фракционный состав.
- Стабильность химического состава.
- Испаряемость.
- Стойкость к детонации.
- Склонность к формированию нагара.
Фракционный состав
Фракционный состав оказывает на функциональность двигателя воздействие, характеризуемое несколькими свойствами. Первое из них – температура окружающей среды. От нее зависит процентное содержание легких фракций. Чем она ниже, тем большее количество фракций должно содержаться в топливе. При этом слишком большое их количество может привести к образованию паровых пробок.
Второе и третье – время, затрачиваемое на прогрев двигателя и степень износа цилиндров и поршней. Температура окружающей среды также оказывает немалое влияние на данные параметры, поэтому в летних и зимних сортах бензина фракционный состав различается. Плохая испаряемость бензина может стать причиной попадания в камеру сгорания и картер его жидкой фракции, что приводит к разжижению моторного масла и выходу из строя двигателя.
Химическая стабильность
Варьируется в зависимости от скорости окисления компонентов топлива и может стать причиной появления на свечах, клапанах и прочих узлах двигателя нагара. Химическая стабильность бензина – его способность сохранять свои свойства вне зависимости от окружающей среды.
Испаряемость
Определяет способность бензина переходить из жидкого состояния в газообразное и смешиваться с воздухом для образования горючей смеси. Испаряемость влияет на пуск двигателя и зависит от фракционного состава бензина.
Детонационные свойства
Способность бензина не воспламеняться при сжатии. Явление детонации – не самое приятное и безобидное, поскольку может привести к перегреву двигателя и выходу его из строя. Данный параметр зависит не только от состава топлива, но и от конструкции мотора.
Образование нагара
Присутствующие в составе бензина смолы становятся причиной образования нагара. Чаще всего он откладывается на карбюраторе, что привод к увеличению расхода топлива, понижению мощности и другим неисправностям. Предотвратить появление отложений можно путем добавления специальных присадок.
Марки бензина
Топливо маркируется в зависимости от его октанового числа: чем оно выше, тем больше устойчивость горючего к детонации, соответственно, его можно применять в двигателях, отличающихся высокой степенью сжатия топливной смеси. К примеру:
- Бензин А-76 – октановое число по моторному методу не меньше 76.
- Бензин марки 80 – октановое число не менее 80.
- Бензин марки 92 – октановое число не менее 92.
- Бензин АИ-95 – октановое число, соответственно, не менее 95.
Автомобильный бензин маркируется буквой «А», авиационный – буквой «Б», цифры, соответственно, являются его числовым индексом, или октановым числом. Если перед индексом стоит буква «И», значит, октановое число измерялось исследовательским способом. Отсутствие буквы говорит об использовании моторного метода.
Практическое использование бензина зависит от его основного свойства – устойчивости к детонации. Октановое число выражает данный параметр для автомобильного бензина. Для авиационного топлива его сортность является отражением антидетонационных свойств.
Марки автомобильных бензинов классифицируются именно по этому свойству. Для авиационного бензина после буквы «Б» — к примеру, Б/-100/130 – указывается октановое число, где в роли знаменателя выступает сорт топлива. Повысить устойчивость бензина к детонации можно добавлением в его состав специальных присадок – тетраэтилсвинца.
Маркировка топлива
На сегодняшний день в странах СНГ производится несколько марок бензина разных сортов: летних, зимних, этилированных, неэтилированных и малоэтилированных.
Этилированные марки бензина окрашиваются в разные оттенки, к примеру, А-72 розового цвета, АИ-93 – красно-оранжевого, АИ-98 – синего.
В зарубежных странах бензин выпускается двух основных марок: «Премиум» первого сорта с октановым числом 97-98 и «Регуляр» второго сорта с октановым числом 90-94. В США, Англии и некоторых других странах мира производится топливо «Супер», октановое число которого составляет 99-102.
На вопрос о том, какая марка бензина лучше, однозначно ответить нельзя: для каждого автомобиля используется определенный сорт бензина. Для импортных легковых автомобилей производитель рекомендует использовать топливо, октановое число которого не ниже 91-92, для автомобилей, выпущенных в 90-х годах, – с октановым числом не менее 94.
Характеристика бензина, марка бензина и его качество определяются содержанием в составе щелочей, кислот, сернистых и органических соединений и степенью его загрязнения. Нередко на АЗС стран СНГ можно столкнуться с низкокачественным топливом, использование которого может привести к преждевременному износу и выходу из строя двигателя автомобиля.
Современные ДВС требуют строгого соблюдения рекомендаций производителя относительно используемого топлива: заливается только тот бензин, марка которого указана изготовителем силового агрегата. Связано это со степенью сжатия топливной смеси, конструкцией двигателя и рабочим объемом цилиндров. К примеру, чем больше компрессия и объем камеры сгорания, тем выше октановое число у топлива. На одну долю в двадцать пять сотых сжатия приходится, по словам конструкторов, единица октанового числа.
Лучшие АЗС Москвы по качеству бензина и дизтоплива в России на 2022 год
Качество заправляемого топлива напрямую влияет на техническое состояние автомобиля. При постоянной заправке сомнительным горючим автомобилисты часто сталкиваются с проблемами с двигателем, свечами зажигания, выходом из строя топливного фильтра и другими. В результате экономия на топливе полностью теряет смысл при получении чека из мастерской. На какой автозаправочной станции лучше заправляться в Москве и других регионах России? Рейтинг АЗС по качеству бензина АИ-92, АИ-95, АИ-98 и 100 и дизельного топлива мы составили для вас.
Какой бензин лучший
Бензин (БТ) — легковоспламеняющаяся жидкость, чаще всего используемая в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания. Основным сырьем для производства является нефть, поэтому цена на нефть напрямую влияет на стоимость бензина.
Сфера деятельности БТ не ограничивается заправкой автомобилей. Выпускаются специальные виды составов, которые используются для заправки самолетов, а также как сырье в химической промышленности для изготовления:
- парафина;
- этилена;
- растворителей;
- красок;
- клеящих составов;
- пятновыводителей;
- мастик и т.д.
Марки бензина для авто
Марка бензина | Особенности |
---|---|
АИ 98 | Экологически чистое топливо премиум-класса с высоким октановым числом. При производстве в его состав входят такие компоненты, как толуол, изопентан, изооктан и другие компоненты. |
Премиум 95 | Высококачественный БT⛽ с антидетонационной присадкой. Производится из дистиллятного материала с добавлением изопарафиновых компонентов и газового бензина. В конечном продукте содержание свинца минимально и отсутствуют ядовитые вещества. |
AИ 95 | Концентрация свинца выше, чем в 98, примерно на тридцать процентов. Из-за этого качество продукта ниже. |
АИ 92 (Регуляр 92) | Не имеет губительных для топливной системы примесей, не опасен для окружающей среды, не содержит токсичного для человека монометиланилина. Используется для карбюраторных и инжекторных двигателей. |
Также на многих заправках продаются АИ 80 (Нормаль 80) и А 72, предназначенные для грузовых автомобилей.
Также существует сезонное, зимнее и летнее топливо (чаще всего марки Регуляр-92), которые различаются в зависимости от такого параметра, как давление паров. Для зимней езды лучше выбирать составы с добавлением бутана и с показателями давления паров в пределах 90-100 кПа. Для лета лучшие топливные композиции имеют давление паров в диапазоне 80 кПа.
Влияние качества бензина на двигатель
Нередки случаи, когда при смене сорта или марки топлива водитель сталкивается с необычным для своей машины поведением: двигатель долго заводится и глохнет, во время движения слышен стук, машина дергается, как будто стрелка указателя уровня топлива стрелка приближалась к нулю. Если раньше такие проблемы не беспокоили, а давали о себе знать вместе со сменой нефтепродукта, это может свидетельствовать как о низком качестве последнего, так и о его несоответствии паспорту конкретного автомобиля. Ниже представлена взаимосвязь между характеристиками топлива и их непосредственным влиянием на работу двигателя.
Если вы сомневаетесь, какой тип бензина заливать, вам следует заглянуть внутрь дверцы топливного бака; часто информация там дублируется.
Использование высокооктанового бензина позволяет добиться увеличения мощности двигателя в обычном режиме работы. Однако не все автомобили «остры» на этот вид топлива. При заправке автомобиля высокооктановым бензином, двигатель которого рассчитан на использование топлива с низким октановым числом, происходит своеобразная перенастройка топливной системы. Сгорание топлива происходит с «запаздыванием», что в конечном итоге приводит к значительному снижению мощностных характеристик двигателя вместо ожидаемого улучшения. Это также грозит износом цилиндропоршневой группы из-за повышения температуры.
Основными характеристиками бензина являются:
- Октановое число. Определяет ударопрочность топлива. Чем выше этот показатель, тем лучше бензин. Высокооктановые бензины дороже, но и горят медленнее. Но это не значит, что низкооктановое топливо намного хуже. Просто современные автомобили более чувствительны к этому показателю и быстро приходят в негодность, если заливать низкооктановую жидкость. Чаще всего производитель автомобиля указывает в инструкции рекомендуемое октановое число.
- Фракционный состав. Этот показатель необходимо учитывать из-за климатических особенностей. Нефтепродукт имеет свойство испаряться, это отражается на фракционном составе. Чем холоднее температура воздуха, тем выше должен быть этот показатель.
Количество примесей определяет экологическую безопасность бензина. Сегодня существуют нормы количества примесей, содержащихся в этом продукте. На территории России применяются стандарты Евро-4 и Евро-5, в большинстве стран Европы используется Евро-6.
Производители транспортных средств в инструкциях к транспортным средствам указывают все необходимые характеристики топлива, которое можно заливать. Это сделано специально для защиты автомобиля от возможных поломок. Если в инструкции указано точное октановое число, то заливать следует только тот продукт, который имеет этот показатель. В остальных случаях бак можно заправлять топливом с любым октановым числом.
Экологический класс
Чтобы проверить, является ли топливо экологически чистым, в первую очередь нужно искать сертификат Евро-5: его выдают только за соответствие экологическому стандарту чистоты нефтепродукта. Еще одним показателем качества являются несколько наград, таких как «Экологический знак отличия». И то, и другое, например, присутствует в бензине с заправок Лукойл.
При выборе АЗС обращайте внимание на указание экологического класса продаваемого топлива. Предпочтение следует отдать цифре 4. Если на заправке не указан класс, рисковать не стоит (вероятно, туда добавили бензин 1 или 2 класса, которые считаются «грязными» и не могут пройти сертификацию Евро).
Экологичность бензина можно проверить лабораторным методом. Эксперты выявляют количество серы, метанола и гидроксильных радикалов. Крупные сети этими веществами не злоупотребляет. А вот мелкие региональные АЗС в большинстве своем тест на экологичность добавок проваливают – например, на заправке Примойл в АИ-92 обнаружено 13,3 мк/кг серы вместо положенных 10 мк/кг; на АЗС Лесозаводск этого вещества вообще 27,1мк/кг.
Качество обслуживания
Это самый простой параметр для оценки работы любой АЗС — он очевиден для всех клиентов. Достаточно зайти на АЗС и понаблюдать за поведением сотрудников: насколько вежливы, отзывчивы (готовы помочь), уважают права потребителя (выдают чеки, предъявляют документы на товар по требованию и т.д.). Также учитывается исправность оборудования, отсутствие задержек по оплате. Не менее важно удобство и внешний вид АЗС: удобство въезда/выезда, чистота, достаточное освещение и т д.
Даже у лидеров могут быть проблемы с качеством обслуживания. Например, на многих заправках «Лукойла» сотрудники откровенно хамят клиентам, а кассиры «Газпром нефти» слишком медлительны, поэтому у них постоянно образуются очереди.
Ценовая политика
Стоимость на заправках стоит смотреть для конкретного региона. Например, на столичных АЗС «Трасса» и «Татнефть» ценовая политика демократична, чтобы отдалить клиентов от конкурентов. А вот в отдаленных регионах цена, наоборот, покажется немного завышенной, так как ее перебивают мелкие частники. Не все области поддаются анализу, вот лишь пара примеров:
- По цене в Москве и Московской области самые низкие цены на момент написания были на АЗС Газпромнефть, ЭКА; самые низкие – Опти, Трасса, Нефтьмагистраль.
- В Волгоградской области самый дорогой бензин у «Газпромнефти», самые низкие цены у «Татнефти» и АГНКС.
- В Санкт-Петербурге «Газпром нефть» и «Киришафтосервис» имеют высокую цену; низкая – на АЗС ПТК и Роснефть.
Соответствие оплаченного и фактического объема топлива
Недолив – серьезная проблема как для сетевых СТО, так и для мелких частников. Есть два способа узнать, заправлен ли ваш автомобиль недостаточно топлива. Прямо на заправке можно заправить полный бак автомобиля. Если при вместимости 50 литров счетчик автоцистерны показывает, например, 65 литров, то обман очевиден.
Второй способ проверки – залить сразу несколько емкостей одинакового объема. Все дело в том, что при заправке бака может и не появиться недолив, так как его можно «настроить», например, на каждые 10 литров топлива заворачивать 330 мл. Если две одинаковые емкости заполнены одинаково, такое нарушение легко выявляется.
Рейтинг автозаправок России
Итак, на каких заправках заправляют лучший бензин? Каким маркам нефтепродуктов стоит доверить свой автомобиль?
Роснефть АЗС
Одна из самых известных компаний в России, владелец таких брендов, как ТНК, Башнефть, Роснефть, ПТК. Спектр предлагаемых услуг достаточно широк и, в зависимости от АЗС, может включать автомойку, шиномонтаж, гостиницу, аптеку, столовую, магазин, зарядку для электромобилей и финансовый супермаркет. Компания также оказывает услуги по аренде коммерческих квартир, производственных зданий, земельных участков, автомоек и СТО на территории своих СТО. «Роснефть» разработала собственную 7-ступенчатую систему контроля качества, чем и объясняется популярность АЗС среди автовладельцев.
Преимущества:
- удобное размещение станций;
- собственная инфраструктура для разработки и переработки нефти/газа;
- запатентованная технология хранения топлива;
- бензин собственного производства;
- качественная переработка топлива;
- согласие;
- частые акции, скидки и новинки;
- удобная карта с функцией поиска ближайшей заправки на сайте;
- сеть охватывает всю страну;
- есть мобильное приложение;
- специальное предложение для корпоративных клиентов.
Минусы:
- есть жалобы на качество обслуживания.
Татнефть
Входит в десятку лучших среди АЗС страны. Одним из преимуществ сети является то, что их легко найти по всей России. Например, с «Татнефтью» проще встретиться на скоростной трассе ИЗС, чем на пункте «Шелл». Продукция, поставляемая на АЗС, производится Московским нефтеперерабатывающим заводом. Качество топлива тщательно контролируется в заводских лабораториях. При изготовлении топлива используются только те присадки, которые действительно улучшают качество смеси и обеспечивают хорошую работу двигателя для максимальной долговечности. Как показывает практика, случаев недолива и замены марок бензина на АЗС «Татнефть» практически не бывает.
Фаэтон Aero
Фаэтон-аэро – уникальная премиальная сеть автозаправочных станций в России, оборудованная и работающая по стандартам немецкого качества.
В отличие от двух предыдущих марок бензина, Фаэтон Аэро – продукт, поставляемый на одноименные АЗС сразу тремя производителями. Является:
- ЗАО «Рутек».
- ООО «ПО Киришинефтеоргсинтез».
- ООО «Технохим».
Пока что сеть Фаэтон Aero не сильно развита: заправки компании можно встретить в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Сеть выделяется среди других высоким качеством бензина и относительно невысокими ценами. Бензин не разбавляется и соответствует октановому числу. Жалоб на недолив нет.
Сибнефть
Нефтяная компания «Сибнефть» имеет солидную техническую базу, что позволяет ей добывать сырье глубже, чем ее основные конкуренты. Компания начала свою деятельность в Томской области, но за короткий срок расширила географию продаж. Сегодня АЗС «Сибнефть» есть практически во всех регионах России. Качество бензина оптимальное за счет использования новейших технологий и присадок высочайшего качества.
Трасса
ООО АЗС «Трасса» — одна из самых популярных сетей АЗС в России. По отзывам многих водителей, качество бензина и дизельного топлива на СТО компании вполне удовлетворительное. Кроме того, не так давно на заправках появилось топливо АИ-95 «Премиум-Спорт».
British Petroleum
Заправочные станции этой компании можно найти не только в России, но и по всему миру. British Petroleum — крупнейшая нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая компания на планете. Топливо этой компании соответствует самым высоким европейским стандартам, СТО также оборудованы всем необходимым для удобства клиентов. Правда, цены на все виды бензина не самые дешевые в стране.
ТНК
Одна из крупнейших нефтеперерабатывающих компаний СНГ. Треть всего топлива, продаваемого на АЗС, соответствует стандарту Евро-5. Дополнительные фирменные присадки повышают мощность агрегата, способствуют экономичному расходу его ресурсов и поддерживают чистоту его компонентов. Также топливо на станциях ТНК продается по вполне доступным ценам.
Shell
АЗС SHELL входят в тройку лучших АЗС в России по качеству бензина. Топливо SHELL экологически чистое и соответствует всем европейским отраслевым стандартам. Следует отметить, что топливо SHell изготавливается по ГОСТу и соответствует стандарту Евро-5.
Газпромнефть
Этот бензин превосходит ТМ SHell в качестве топлива. На его заправках продается топливо нескольких лучших отечественных и зарубежных производителей. Продукт изготавливается по спецификациям и соответствует стандарту Евро-4.
Читайте также: Geely Monjaro 2023 обзор модели, цены и характеристики
Лукойл
Считается, что в России на сегодняшний день это лучшая сеть АЗС по качеству бензина. Продукция под этим брендом отмечена знаком «Экологический знак» и соответствует стандарту Евро-5. Приятный бонус – приемлемые цены на топливо Лукойл.
На какой заправке заправляться – личное дело каждого автовладельца, но большое значение имеет и информированность. Поэтому предлагаем воспользоваться рейтингом лучших заправок страны, чтобы выбрать самый качественный бензин.
Программы лояльности сети АЗС
Крупнейшие сети АЗС в России принадлежат вертикально интегрированным нефтяным компаниям (ВИНК).
Итак, давайте взглянем на программы лояльности, предлагаемые крупными сетями АЗС.
Семейная команда (Роснефть)
1 балл (равный 1 руб.) начисляется за 2 литра топлива (с торговыми марками «Роснефть», «ТНК» и «ПТК»). Эффективное возмещение в зависимости от марки и стоимости топлива составляет около 1%.
1 балл также начисляется за 20 рублей, потраченных на другие покупки (кроме топлива). Возврат составляет 5%.
Особенность программы в том, что они выпускают сразу три карты, привязанные к одному счету, которые можно раздавать родственникам и накапливать баллы всем вместе. Эта особенность отражена в названии программы лояльности.
Если вы еще не зарегистрированы в программе, вы можете скачать приложение, зарегистрироваться в нем и оформить виртуальную карту, которую можно предъявить на экране смартфона.
Заправься выгодой (Лукойл)
с 1 октября 2019 года «Лукойл» запустил программу лояльности «Заправляйся прибылью». Условия накопления бонусов значительно ухудшились по сравнению с тем, что мы видели в предыдущей программе. Сейчас базовая скидка составляет 1% от суммы покупки. Для получения более высокой скидки необходимо выполнение следующих условий:
Для повышения уровня в программе нужно покупать продукты или фаст-фуд на заправках. Это, на мой взгляд, для большинства нецелесообразно, т.к стоимость товаров на заправках значительно выше рыночной. Кроме того, даже при покупке продуктов на 3000 рублей через 3 месяца вы перейдете на «Золотой» уровень программы, что позволит вам получить скидку 2% баллами на топливо и 3% на товары и фаст-фуд:
Кроме того, вы можете зарабатывать баллы за акцию «Приведи друга» и за публикации в социальных сетях:
Как и в случае с «Роснефтью», пользоваться картой лояльности могут разные люди (например, родственники). Его можно подключить к двум мобильным устройствам, пластиковой версией может пользоваться третий человек.
С учетом того, что цены на топливо на АЗС Лукойл в большинстве регионов выше, чем у конкурентов, эта программа мне кажется самой слабой и наименее интересной. Цель менеджеров Лукойла, очевидно, мотивировать автовладельцев совершать покупки на СТО, но делать это нужно по выгодным ценам, а не бонусами.
Нам по пути (Газпромнефть)
Программа имеет три состояния в зависимости от объема закупленного топлива в предыдущем месяце, а в 2022 году условия программы улучшились. Золотой статус теперь требует 100 литров вместо 150.
Также можно получить дополнительные бонусы:
В среднем скидка составляет около 3% при покупке АИ95 в зависимости от стоимости топлива в вашем регионе.
Лично мне эта программа нравится больше других, по соотношению цена-качество/топливо это одно из лучших предложений. В программе постоянно появляются дополнительные скидки (о них – ниже).
Если у вас еще не установлено приложение Газпромнефть, вы можете скачать его и получить 100 приветственных баллов (1 балл = 1 рубль) до 31.12.2021:
- Скачайте приложение по этой ссылке
- Введите промокод
- Оформите (бесплатно) виртуальную карту лояльности в приложении или купите пластиковую карту на АЗС
- Оплатить на АЗС заправку от 1000 рублей картой лояльности
- Верните 100 баллов на свой счет.
Бонусы Татнефть
Программа лояльности «Татнефть Бонусы» действует на АЗС «Татнефть» Московской, Московской, Тверской, Тульской и Воронежской областей. Суть программы в том, что вы регистрируете в ней свою банковскую карту, которой будете расплачиваться на АЗС Татнефть и автоматически получать бонусы.
При предъявлении дисконтной карты Татнефть бонусы не начисляются. Бонусы можно отслеживать в мобильном приложении. Если вы еще не зарегистрированы в программе, вы можете получить дополнительно 50 бонусов за привлечение друга, а также кэшбэк +1% от базовой шкалы в первые 3 месяца
Клуб чемпионов (Татнефть)
Вторая программа лояльности «Татнефти» называется «Клуб чемпионов».
Серебряный уровень является неснижаемым, ежемесячное подтверждение этого статуса не требуется при совершении покупок топлива и/или товаров и услуг.
Воспользоваться старой дисконтной картой можно на АЗС ООО «Татнефть-АЗС Центр». По дисконтной карте «Татнефти» скидка на нефтепродукты составляет 1,5%, на газопродукты — 3%. Стоимость дисконтной карты 100 рублей.
Сравнение российского горючего с другими странами
Сегодня мы классифицируем бензины по октановому числу, экологическому классу и наличию различных «улучшающих» присадок, отличающих разные «маркированные» марки, такие как Лукойл Экто, Роснефть Пульсар или BP Ultimate. Раньше было проще. Советские автолюбители знали, что в «Жигули» надо заливать 93 бензин, а в «Запорожец» 76, и особо не придирались к топливу. Даже владелец недосягаемой для простых смертных Волги нередко с удовольствием перенастраивал двигатель под бензиновую «семьдесят шестую». Дело в том, что низкооктановое топливо можно было получить совершенно бесплатно. Правда, незаконно, но мало кому было стыдно. Многим коллегам рабочее место позволяло практически бесконтрольно воровать бензин, предназначенный для грузовиков и сельскохозяйственной техники. О соответствии топлива мировым стандартам никто и не думал; на самом деле иномарок не было.
Шутки о том, что в СССР автомобилисты (иногда) заправлялись ослиной мочой, были настолько далеки от реальности, что даже цензура позволяла показывать подобные вещи на широких экранах (см. «Джентльмены удачи», 1971). Да, топливо с НПЗ наверняка выходило качественное, соответствующее ГОСТу, но кроме того, на разных этапах транспортировки и хранения бензин мог постепенно превращаться в «небензин».
В 1990-е годы начался медленный процесс приведения российских стандартов в соответствие с западными. И процесс еще не завершен, хотя баннеры Евро-5 теперь гордо висят на заправках. Но здесь есть свои хитрости. Да, наши марки бензина и экологические стандарты вроде бы такие же, как в Европе, но не совсем. Маркировка Евро-5 вовсе не означает, что бензин соответствует стандарту EN228, принятому в Европе. Одни виды топлива, производимые в России, ему соответствуют, другие нет. Это на усмотрение производителя.
В Сети ходят страшилки: мол, нынешние российские стандарты топлива слишком мягкие, уступают не только европейским, но даже советским. Мол, под видом высокооктанового бензина могут продать не пойми что, и это даже легально. Удивительно, но в правилах есть такая лазейка. Соблюдение ГОСТа, где четко указано октановое число, в наше время не является обязательным, производители могут ориентироваться на собственные ТУ (технические условия) или СТО (стандарт организации). Единственным строгим требованием ко всем НПЗ и АЗС является соответствие топлива Техническому регламенту Таможенного союза «О требованиях к автомобильным и авиационным бензинам, дизельному и судовому топливу,топливо для реактивных двигателей и печное топливо».
Этот документ, как и западный стандарт EN228, жестко регламентирует многие параметры топлива, в том числе, например, массовую долю кислорода, и это должно обеспечить соответствие топлива российскому экологическому классу К5. С начала 2016 года в нашей стране запрещена продажа топлива более низких экологических классов. Но речь идет о российской классификации, и название «Евро-5» в данном случае не более чем наполнение стратегии сетевого маркетинга.
И что интересно, октановое число в наших краях дело добровольное. По Техническому регламенту бензин должен иметь октановое число «не ниже 80», и все… На самом деле картина не такая страшная. Проверка бензина на заправочных станциях известных брендов неоднократно подтверждала, что они не обманывают октановое число.
В прошлые годы многие заправочные станции совершали ошибки, продавая топливо с высоким содержанием серы, что приводило к непригодности масла и катализатора. Сейчас считается, что эти проблемы искоренены практически везде, кроме небольших «безымянных» СТО. Экологический класс К5 устанавливает, что содержание серы не превышает 10 мг/кг. Обычно это так.
Лучше всего, конечно, заправляться тем бензином, который заведомо соответствует EN228 или ГОСТу. К сожалению, даже для фирменных «модернизированных» бензиновых вариантов это бывает далеко не всегда. Например, в отношении топлива G-Drive 100 его производитель «Газпром» указывает, что продукция изготовлена в соответствии с европейским стандартом EN228. Лукойл в описании бензина ЭКТО 100 ссылается на ГОСТ 32513-2013. А бензин Rosneft Pulsar-100 соответствует только техническому регламенту Таможенного союза.
Читайте также: Новый Kia X Ceed 2023 — Фото. Цена. Характеристики. Обзор
Кстати, действительно ли эти фирменные топлива можно считать топливом более высокого класса? Октановое число соответствует заявленному, а в остальном говорить об обещанном приросте мощности и при этом эффективности мало. По сути, это то же самое обычное топливо, только с пакетом моющих присадок. И это не чисто российская особенность. На Западе есть аналогичные Shell V-Power, BP Ultimate, но магическими свойствами они не обладают.
Что касается классификации дизельного топлива, то в Техническом регламенте предусмотрена маркировка такого вида: ДТ-Л-К5, где ДТ означает «дизельное топливо», Л — «летнее», К5 — пятый экологический класс. Вместо L возможны варианты:
- Е – межсезонье (-15°С)
- Z – зима (-20°С)
- А – арктический (-38°С)
Некоторые производители классифицируют дизельное топливо по ГОСТ Р 52368-2005, что полностью соответствует европейской спецификации EN 590. При этом топливо для регионов с умеренным климатом делится на сорта с указанием максимальной температуры фильтруемости:
- Класс А (+5°С)
- Марка Б (0 °С)
- Градус С (-5 °С)
- Класс D (-10°C)
- Марка Е (-15 °С)
- Градус F (-20°C)
Для районов с холодным климатом дизельное топливо делят на классы:
- Класс 0 (-20°C)
- Класс 1 (-26°C)
- Класс 2 (-32 °С)
- Класс 3 (-38 °С)
- Класс 4 (-44°C)
Тип III (Евро 5) указывается после сорта или сорта. Дизельное топливо более низких экологических классов в нашей стране больше не продается.
По идее, дизельное топливо, соответствующее этому ГОСТу (и, соответственно, EN 590 Euronormal) должно быть таким же, как и на Западе. На практике не все в это верят. Недаром у нас до сих пор боятся брать дизельные автомобили и внедорожники: на них приходится всего 7,5% продаж, тогда как в Евросоюзе сейчас — 28%, а до «дизельгейта» доля достигала 55%.
Европа: экономия с помощью спирта
Первое, что бросается в глаза на европейских заправках, это отсутствие 92-го бензина. А 95 (в Европе его еще называют Супер) имеет в названии приставку Е5 и Е10, что означает, что доля биоэтанола в составе топлива составляет 5 или 10 процентов. Такие смеси делаются не только ради более чистого выхлопа и снижения расхода масла, но и просто для экономии: чем больше спирта из растительного сырья в топливе, и чем меньше бензина, тем дешевле. Например, если литр Е5 в Германии на наши деньги стоит 142 рубля, то Е10 стоит 137 рублей.
Не слишком много сбережений? Затем залейте Е85, в котором всего 15% бензина и 85% спирта. Правда, заливать такое можно только в автомобили, двигатели которых имеют многотопливную (flex-fuel) конструкцию. Оно того стоит — за литр Е85 просят около 68 рублей.
Точно так же B7 в названии дизельного топлива означает 7% биодизеля. В Европе его делают из рапса, в США из соевых бобов, в Азии из пальмового или кокосового масла.
В остальном европейская топливная линейка похожа на нашу. Помимо фирменных «улучшенных» вариантов бензина с октановым числом 98-100 (Shell V-Power и Total Excellium стоят около 156 руб./л), есть и премиальные дизельные варианты. Стандартное дизельное топливо будет стоить 121 рубль за литр, качественное – 135 рублей.
США: другие октановые числа
Бывает так, что несведущий автолюбитель, впервые сев за руль автомобиля американского рынка, узнает, что для его модели рекомендован «91» бензин и заливает в бак наш АИ-92, даже не подозревая, что двигатель не предназначен для этого. Пришлось лить 95.
На заправочных станциях США можно найти три основных сорта бензина: обычный (87), плюс или средний (89) и премиум (может варьироваться от 91 до 93 октановое число). Иногда 93 называют Super или Supreme. Бензин с более высоким октановым числом не встретишь на обычных заправках в США. Но это вовсе не означает, что автомобили на рынке США адаптированы под низкооктановое топливо. На самом деле марки бензина в США сопоставимы с нашими и европейскими, но измерение октанового числа там другое.
Помните, что октановое число характеризует стойкость топлива к детонации, и есть два основных способа его измерения: исследовательский (он же RON – Research Octane Number) и двигательный (он же MON – Engine Octane Number). В обоих случаях используется лабораторный одноцилиндровый двигатель с переменной степенью сжатия, отличаются только режимы работы. Моторный метод предполагает более жесткие условия и получаемое октановое число ниже, чем исследовательский метод.
В советское время применялись оба варианта: если в наименовании марки бензина была только буква «А» (типа А-76), то способ был моторный, если «АИ» (типа АИ-93), то метод был исследовательским. Сегодня октановое число всех видов бензина, продаваемого в нашей стране, определяется исследовательским методом, как в Европе и большинстве других стран. Моторный метод сохранил распространение в Новой Зеландии.
У Америки свой путь. Цифры в названиях американских топлив соответствуют так называемому Антидетонационному индексу (AKI — Anti-Knock Index). Рассчитывается как среднее арифметическое между показателями, полученными исследовательским и двигательным методами. Иногда формула пишется прямо на заливной горловине: (R+M)/2. По этой причине американский бензин имеет «более низкое» октановое число по сравнению с нашим.
Примерное соответствие американского бензина нашему:
- АКИ 87 (Обычный) = АИ-92
- АКИ 89 (Плюс, Средний) = помесь АИ-92 и АИ-95
- АКИ 91 (Премиум) = АИ-95
- АКИ 93 (Премиум, Супер, Высший) = АИ-98
Цены сильно различаются в зависимости от штата. Например, в Калифорнии цена Regular, которым заправляется большинство автомобилистов, достигает 66 рублей за литр, а в Вирджинии — около 44 рублей. Премиум – 70 и 55 рублей соответственно.
Как и в Европе, выбор бюджетного автомобилиста в США – смесь спирта и бензина Е85, которая будет стоить от 33 до 61 рубля за литр в зависимости от штата.
Есть интересное отличие: во всем мире под маркой Е85 продается топливо, в котором ровно 85% биоэтанола, но стандарты рынка США допускают содержание спирта в пределах от 51 до 83%. Это не делается из-за нехватки алкоголя; в США все в порядке. Соединенные Штаты являются мировым лидером по производству топливного спирта. Биоэтанол производится в больших масштабах из кукурузы. Но американцам приходится остерегаться автомобилистов в северных штатах, где машина на «настоящей» Е85 просто не заведется. Дело в том, что спирт имеет более низкую теплотворную способность, и без достаточного количества холодного бензина будут проблемы с запуском, потребуется принудительный подогрев впускной системы. Следовательно,в зависимости от сезона E85 в США содержит различную пропорцию алкоголя.
Это не означает, что использование биоэтанола в США является массовым: E85 встречается примерно на 10% заправочных станций. Существует также смесь UNL88. Цифра в названии означает, что этот бензин по характеристикам близок к 87 Regular. Но есть и спирт в количестве 15% (то есть по международной классификации такой бензин должен называться Е15). Стоит чуть меньше обычного Regular, но встречается еще реже, чем E85.
Дизельное топливо в США тоже не в чести, иногда его еще надо поискать, но оно все же встречается чаще, чем биоэтанол. По словам знакомых, проживающих в США, дизельное топливо вы найдете где-то на каждой заправке из четырех. Цена такая же, как у обычного бензина, или чуть выше. Что касается классификации американского дизельного топлива, то существует разделение на Дизель №1 и Дизель №2. Первый более дорогой, рассчитан на холодный климат и содержит дополнительные моющие присадки.
Бразилия: чистый ром — в бензобак
Если европейцы и американцы сохранили в своем спиртовом и бензиновом топливе не менее 15-17% бензина, то в Бразилии заправляются топливом Е100, представляющим собой чистый спирт. Ведь двигатели flex-fuel позволяют заправляться смесью бензина и спирта в любом соотношении, вплоть до полноценного этанола. При условии благоприятной погоды. В Бразилии такие двигатели широко используются не только в автомобилях, но и в грузовиках, тракторах и мотоциклах.
Цена намного ниже, чем где-либо еще в мире, так как развитие местного сельского хозяйства и обширные посевные площади делают производство алкоголя очень прибыльным. Здесь его добывают из сахарного тростника. В каком-то смысле это полноценный ром, и его заливают в бак с бензином, ни с чем не смешивая. Цена одного литра 61 рубль. Для сравнения: литр бензина 95 в Бразилии стоит 82 рубля. Дизельное топливо – 76 руб.
Классификация обычного бензина аналогична американской. У Regular Regular октановое число 87 AKI, у Premium 91. «Улучшенные» сорта вроде Petrobras Podium показывают 97 AKI, то есть «на наш взгляд» это около 102 бензина.
Китай перешел на «европейские» сорта
До конца 2016 года в Китае действовал так называемый 4-й национальный стандарт бензина, предполагавший выпуск марок с октановым числом 90-93-97.
Сейчас страна перешла на шестой стандарт, и классификация стала для нас более привычной: 92–95–98. Есть еще дешевый 89 бензин и постепенно набирают популярность «крутые» варианты вроде 101. Изменение стандартов означает ужесточение стандартов для бензола, ароматических углеводородов и олефинов.
Но дизельное топливо имеет непривычный для нас рейтинг: № 0, нет. -10, не надо. -20 и т д. Несложно догадаться, что это всесезонный дизель, и цифра на его маркировке соответствует температуре застывания.
Бензин 95 стоит в Китае 87 рублей за литр, дизельное топливо – 77 рублей.
Индия: новинка рынка — 95-й бензин
Как и в Китае, недавнее изменение природоохранного законодательства в Индии повлияло на выбор марок бензина на заправочных станциях. Суть перехода с БС4 на БС6 заключалась в основном в снижении содержания серы, но почему-то вся нефтяная промышленность страны решила сконцентрироваться на выпуске низкооктанового бензина (91). И, кстати, в Индии совсем недешево — около 100 рублей за литр. На некоторых заправках для автомобильной элиты в качестве альтернативы предлагались дорогие сорта бензина с октановым числом 99-100, стоимостью около 160 рублей за литр. И никаких промежуточных вариантов!
Весной этого года Indian Oil с большой помпой представила свой 95-й бензин под торговой маркой XP95, который стал массовым новым сортом. Нефтяникам пришлось учесть, что в стране много автомобилей с современными двигателями с высокой степенью сжатия, и заправлять такие машины 91-м плохо, а 100-м слишком дорого. ХР95 по цене недалеко от низкооктанового бензина – в районе 115 руб/л.
Дизель в Индии «простой», а иногда и «улучшенный», как Shell V-Power. Первый стоит около 98 рублей за литр, второй — 107 рублей. А как же классификация газомоторного топлива? Или с водородом? Надо сказать, что здесь нет ничего особенно примечательного, что должен знать рядовой автомобилист. Но разнообразие зарядных устройств для электромобилей — актуальная тема, и мы идем в ногу со временем.
Бензин ГОСТ и требования к нему: марки, состав и применение
Топливо для двигателей внутреннего сгорания, бензин — это жидкость, состоящая из органической смеси углерода и водорода. В зависимости от того, сколько и какие присутствуют добавки, бензин ГОСТ делится по маркам. И уже в зависимости от них, можно понять, какой состав у бензина, а также, для моторов какой техники его применять.
Чтобы не нужно было каждый раз вчитываться в состав топлива и вспоминать уроки химии, принято единое обозначение — октановое число. По нему легко определить вид бензина и его назначение.
Важны также показатели испаряемости бензина. А также другие требования, относительно состава топлива. При этом буквально каждое значение утверждено соответствующим ГОСТом.
Октановое число автомобильного топлива
Октановое число — это показатель того, какую детонацию выдержит топливо, а также степень сжатия. Чем выше это число, тем бензин будет более стойким к возгоранию от повышения температуры и давления в камере сгорания.
Чтобы получить октановое число, использовался исследовательский метод. Именно поэтому в обозначении марки указывается аббревиатура «АИ». В ней буква А — автомобильный, И — исследовательский, а число — это и есть уровень детонации, предельная степень сжатия бензина.
Исследовательский метод — это проведение эксперимента на станке в условиях лаборатории. Станок — полноразмерный двигатель с одним цилиндром. Проверка происходит при 600 оборотах в минуту. За эталон берётся изооктан с числом октана 100. В процессе сравнения реакций двигателя и выводится октановое число для испытуемого бензина.
Самые распространённые марки бензина по ГОСТу это те, под которые выпускается большинство двигателей. На сегодняшний день их четыре и каждая выдерживает определённое давление.
Степень сжатия распространённых марок бензина:
- АИ–92 — до 10,5.
- АИ–95 — 10,5–12.
- АИ–98 — 12–14.
- АИ–100 — более 14.
Нефтеперерабатывающие заводы всё ещё выпускают бензин АИ–80. Однако использование этой марки больше относится к техническим целям: промывке деталей и станков.
Показатели испаряемости бензина
Немаловажное определение бензина — класс испаряемости. Всего их 10 и по тому, к какому классу относится бензин, можно судить о том, при какой температуре воздуха его можно использовать:
- А, B — маркировка для летнего топлива;
- C, D, E, F — обозначение бензина для зимы;
- C1, D1, E1, F1 — вариации для межсезонных температур.
Каждая буква обозначает диапазон допустимых температур. Например, маркировка F говорит о том, что бензин позволит машине завестись и двигателю стабильно работать при -20 °С.
Диаграмма определения классов испаряемости бензинов:
Таблица 1. Показатели испаряемости бензинов:
Как видно по таблице, в зависимости от класса испаряемости, бензин отличается по фракционному составу. В каждом виде топлива присутствуют вещества, помогающие бензину быть эффективным при определённой температуре воздуха.
Требования к составу автомобильного бензина
К составу бензина предъявляются чёткие требования, и все они задекларированы в актах ГОСТов и приложениях к ним. Государственные стандарты созданы буквально для всех показателей, вплоть до цвета и запаха, а не только для химической формулы.
На примере марки бензина евро–92 видно, какой список показателей берётся за основу, перед изготовлением топлива для двигателей внутреннего сгорания. Он повторяется для всех марок бензина, но уже со своими числовыми и процентными показателями.
Таблица 2. Требования к неэтилированному бензину обычного качества марки регуляр Евро–92:
Октановое число, не менее:
по исследовательскому методу
По ГОСТ 8226 или приложению А [20]
по моторному методу
По ГОСТ 511 или приложению А [19]
Концентрация свинца, мг/дм3, не более
По приложению А [1]
Плотность при 15°С, мг/м3
По ГОСТ Р 51069 или приложению А [8, 14]
Концентрация серы, мг/кг, не более
По приложению А [17, 12, 18]
Устойчивость к окислению, мин, не менее
По приложению А [11]
Концентрация смол, промытых растворителем, мг на 100 см3 бензина, не более
По ГОСТ 1567 или приложению А [10]
Коррозия медной пластинки (3 ч при 50°С),единицы по шкале
По ГОСТ 6321 или приложению А [4]
Прозрачный и светлый
Объёмная доля углеводородов, %, не более:
По приложению А [21] с учётом
Объёмная доля бензола, %, не более
По ГОСТ 29040 или приложению А [13, 2]
Массовая доля кислорода, %, не более
По приложению А [3, 16]
Объёмная доля оксигенатов, %, не более:
По приложению А [3, 16]
эфиров (С5 и выше)
Дополнительно в бензин для автомобилей включаются различные присадки. Они нацелены на улучшение всех показателей топлива. И чем выше октановое число бензина, тем больше присадок. Это позволяет топливу быть не только стабильным при высоких температурах в современных двигателях, но и продлевать эксплуатационные характеристики всех узлов мотора.
Методы испытания бензина
Прежде чем выйти с завода в продажу, бензин подвергается массе тестов. Чтобы дать пользователям ожидаемый продукт, применяются различные методы испытания свойств полученной жидкости.
Как уже было сказано, для определения октанового числа применяется исследовательский метод. Однако существует ещё один способ проверки, тоже дающий показатель стабильности бензина — моторный метод. Отличается от исследовательского тем, что стенд в лаборатории, то есть двигатель, запускается до 900 оборотов в минуту. Показатели обоих методов дают похожие результаты. Для маркировки же бензина выбирается значение, полученное по исследовательскому, а не моторному методу, как более объективное.
Помимо определения октанового числа, бензин ГОСТ обладает ещё массой показателей, которые необходимо исследовать. Поэтому и применяются дополнительные испытания, по большей части в лабораторных условиях.
Исследования проводятся методом:
- атомной-адсорбционной спектрометрии;
- инфракрасной спектрометрии;
- газовой хроматографии (O–FID);
- воздействия на пластинку из меди;
- испарения в струе воздуха;
- индукционного периода;
- рентгено-флуоресцентным методом;
- газохроматографическим методом;
- титрирования и так далее.
Только после прохождения всех испытаний, и доработки до показателей, утверждённых ГОСТами, бензин выходит с НПЗ в продажу. Исполнение законодательных актов по производству топлива контролируется не только лабораториями завода, но и независимыми исследованиями государственных лабораторий.
Связь между марками бензина и качеством бензина
Как уже было сказано выше, марки бензина обозначаются аббревиатурой «АИ» и числом — уровнем октана. Однако будет заблуждением считать, что марка бензина обозначает и качество.
Эти два определения никак между собой не связаны. Число октана даёт понять, для какого двигателя предназначен бензин и больше ничего.
Все моторы разрабатываются под определённый вид топлива. Поэтому если в паспорте машины указана определённая марка бензина, то именно на нём двигатель этой машины даст наилучшую мощность.
Конечно же, если в бак машины с современным и очень чувствительным двигателем залить АИ–92, то можно будет ожидать проблем. Однако, опять же, не потому, что качество этого бензина плохое, а потому, что это топливо имеет совсем другое предназначение.
Характеристики АИ–80
Неверный информационный блок
Неэтилированный бензин. Используется для технических целей и маломощных двигателей, неспособных вызвать детонацию нефтепродукта. Имеет пределы кипения 33–205 °С.
- сера — 0,05%;
- свинец — 0,15 г/л;
- антидетонационные присадки.
АИ–80 ГОСТ обладает плотностью 0,755 г/см3. Считается приемлемым вариантом для мопедов и мотоциклов старых образцов.
Характеристики АИ–92
Бензин для использования в двигателях с инжектором и карбюратором. Отличается от предыдущей марки бензина ГОСТ тем, что может запускать мотор при температуре воздуха от -35 до +60 градусов С.
Состав АИ–92 регуляр:
- сера — ниже 0,05%;
- свинец — 0,1 г/л;
- смолы — менее 5 мг на 100 см3.
Количество антидетонационных присадок увеличено. А также у АИ–92 ГОСТ выше плотность, чем у АИ–80, то есть 780 кг/м3.
Характеристики АИ–95
Топливо для высокооборотистых ДВС. От 92 марки отличается незначительно. Однако те небольшие изменения, которые присутствуют, позволяют бензину АИ-95 ГОСТ использоваться в более современных автомобилях с мощными двигателями.
Состав 95 марки бензина:
- сера — ниже 0,05%;
- свинец — 0,1 г/л;
- смолы — менее 5 мг на 100 см3.
Главное отличие АИ–95 ГОСТ от 92 марки в уменьшенном количестве антидетонационных присадок. Благодаря высокому октановому числу, бензин и с малым количеством добавок получается устойчивым к самовозгоранию.
Характеристики АИ–98
Подходящий бензин для мощных современных автомобилей, выборочно с турбинными двигателями. То есть необходимо ориентироваться на то, какое топливо рекомендует использовать производитель конкретной машины.
Состав 98 марки бензина:
- сера — ниже 0,04%;
- свинец — менее 0,1 г/л;
- смолы — менее 5 мг на 100 см3.
Плотность АИ–98 ГОСТ та же, что и у марок бензина 92 и 95. Одна из отличительных особенностей заключается, опять-таки в количестве присадок. В 98 марке их больше, чем в 95. Отчасти для повышения октанового числа, а отчасти для других задач. Они в большей степени рассчитаны не на гашение детонации — высокооктановый бензин стабильный и без них. В данном случае добавляются присадки, способные ухаживать за внутренними узлами двигателя и продлевать им жизнь.
Безопасность бензина
Какую бы марку бензина мы ни рассматривали, каждая имеет 3–й класс опасности. Этот показатель характеризует жидкость, которая может легко воспламениться. А также, бензин способен нанести вред человеку при вдыхании его паров, соприкосновении с кожей, проглатывании.
Именно по этой причине для транспортировки топлива используются спецмашины. Сотрудники, имеющие непосредственный контакт с бензином, должны быть одеты в спецодежду.
Существуют некоторые особенности производства бензина из нефти, которые тоже обусловлены опасностью топлива. В чёрном золоте присутствует масса веществ. И все они способны к воспламенению при разных температурных условиях и под разным воздействием человека. Поэтому, прежде чем получить итоговый продукт, то есть бензин, на заводе разделяю нефть на все фракции. Затем их по отдельности перерабатывают и необходимые вещества для получения бензина снова соединяют.
Говоря на языке технологов НПЗ, нефть подвергают:
- вакуумной перегонке;
- термическому и каталитическому крекингу, а также гидрокрекингу;
- алкилированию и полимеризации;
- риформингу и изомеризации.
Немаловажно и то, что благодаря сложной переработке и современным технологиям, с каждым годом повышается экологическая безопасность бензина. Она не связана с безопасностью для человека при прямом контакте. Однако то, что топливо АИ–98, 100 наносит в разы меньший вред атмосфере — это факт. Соответственно и человечеству в целом.
Акцизы на бензин
Сложность производства и необходимость постоянно искать новые рецептуры, менее вредные и более безопасные, создают необходимость налогообложения. С помощью налога взимаются небольшие средства с каждого потребителя, что даёт возможность дополнительных вливаний денежных средств в развитие отрасли.
Чтобы налогообложение было эффективным, акциз на бензин взимается при каждой сделке. А чтобы это было просто сделать технически, «стоимость» акциза уже заложена в стоимости бензина.
Неверный информационный блок
Состав бензина и его применение
НПЗ работают по чётко регламентированным предписаниям, что должно быть в составе бензина. Однако это не запрещает разрабатывать новые рецептуры, которые держатся в секрете от конкурентов. Например, таким образом был разработан бензин Экто Лукойла и зарегистрирован на государственном уровне.
Точный состав топлива может быть известен только определённым сотрудникам НПЗ. Пользователям же открыта информация о технологических способах получения конкретных нефтепродуктов, что напрямую отражается на его составе.
Способ получения бензина:
- прямогонный;
- газовый;
- пиролизный;
- крекинг.
В зависимости от того, какую обработку прошёл нефтепродукт, получается бензин ГОСТ для разных двигателей, то есть для транспорта разного вида.
Правильное использование бензина
Если учитывать рекомендации производителя, то по определению невозможно ошибиться в выборе подходящего бензина для каких-либо целей. Если же нарушать рекомендации, это может привести к поломке двигателя.
Для удобства разделения бензина по предназначению, топливо маркируется:
- А — автомобильный (присутствует в аббревиатуре «АИ»);
- Б — авиационный;
- промышленный — используется в качестве вспомогательного сырья;
- технический — применяют для промывки деталей.
Два последних вида бензина в принципе не подходят для заправки автомобиля. Однако самая большая проблема будет в том, что машина просто не поедет. Что касается авиационного топлива, то его использование для авто может привести к возгоранию, так как внутренние узлы двигателя не рассчитаны на ту мощность, которую даст авиационный бензин.
Рекомендации производителя указываются не для того, чтобы рассказать о составе. О них пишут, чтобы обезопасить пользователей от плачевных ошибок, которые могут привести к поломке транспортного средства и травмам.
Неверный информационный блок
Какие проблемы существуют в бензиновой сфере, и что нас ждёт в будущем
Основная проблема топлива для автомобилей и летательного транспорта в том, что стоит оно дорого. Добыча нефти, транспортировка к заводу и переработка — всё это составляет львиную долю стоимости. Однако не меньшую часть в цене бензина занимает и акциз.
Вторая проблема топлива, получено из нефти — загрязнение окружающей среды. И хоть с начала 2000–х уже много сделано, чтобы сделать бензин менее вредным, он всё ещё остаётся одним из ведущих загрязнителей атмосферы.
Пока что нет видимого движения в сторону уменьшения стоимости топлива. Однако во втором вопросе видны серьёзные подвижки. Тому подтверждение выпуск того же бензина ЭКТО.
Источник https://fb.ru/article/268188/marki-benzina-dlya-avtomobiley
Источник https://topautomobil.ru/luchshie-azs/
Источник https://rosneftehim.ru/blog/benzin-gost-i-trebovaniya-k-nemu-marki-sostav-i-primenenie/