Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники
Расчет годового числа ремонтов и технических обслуживаний тракторов, автомобилей и зерноуборочных комбайнов. Вычисление суммарной трудоемкости и себестоимости работ по обслуживанию сельскохозяйственной техники. Организация труда мастеров-наладчиков.
Рубрика | Транспорт |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 25.01.2012 |
Размер файла | 572,5 K |
- посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
- полная информация о работе
- весь список подобных работ
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
Роль технического обслуживания и ремонта играет огромную роль в сельском хозяйстве. От этих операций зависит сроки уборки и посадки сельскохозяйственных культур, что влияет на урожайность и её качество. В последние годы эти две задачи являются главными, так как от них зависит будущий урожай.
Техническим обслуживанием сельскохозяйственных предприятий занимаются первичные подразделения производственно-хозяйственных ассоциаций агротехники и спецмонтажкомплекта. Они выполняют капитальный, текущий ремонт тракторов, автомобилей, комбайнов, сложные виды ТО, восстановление узлов и агрегатов, комплектацию монтаж оборудование и пусконаладочные работы.
В последние годы получило распространение новая форма обслуживания сельскохозяйственных предприятий: передвижные механизированные бригады выполняющие работы непосредственно в хозяйствах. Передвижные механизированные бригады позволяют производить ТО непосредственно на полях где производят полевые работы трактора и автомобили. Данный вид ТО позволяет оперативно выявить и устранить тот или иной вид неисправностей, и позволить машине продолжить работу.
Для того чтобы труд был высокопроизводительным, необходимо обеспечивать стимул персонала. Стимулирование предполагает создание необходимых условий для труда и мотивационных механизмов для эффективной работы каждого работника. Во-первых, необходимо организовать работу так, чтобы не было потерь рабочего времени и производственного труда. Во-вторых, обеспечить оптимальные психофизиологические характеристики рабочего места. В-третьих, способствовать созданию благоприятных межличностных отношений и удовлетворённостей человека результатом труда.
1. Расчетная часть проекта
1.1 Расчет годового числа технических обслуживаний и ремонтов сельскохозяйственной техники в хозяйстве
1.1.1 Расчет количества ремонтов и технических обслуживаний тракторов
Количество видов ремонтов и технического обслуживания определяем групповым методом по планируемой среднегодовой наработке на один трактор с учетом технического состояния.
Количество капитальных ремонтов для Беларусь 80/82 определяем по формуле:
Где Br — планируемая среднегодовая наработка на одну машину данной марки (в усл. эт. га)
n — количество машин данной марки
y — коэффициент, учитывающий средний возраст машин в парке и ежегодное списание части машин, выработавших свой ресурс (для с/х предприятий у=(0,8-0,9)
Ak — нормативная наработка до капитального ремонта (в усл. эт. Га см.(1) прил. 12, 13)
Количество текущих ремонтов определяем по формуле:
где Aт — нормативная наработка до текущего ремонта (в усл. эт. га)
Количество технических обслуживаний определяемых по формуле:
где нормативная наработка до ТО (в усл. эт. га)
Количество сезонных обслуживаний определяется по формуле:
Аналогично производим расчет для других марок тракторов и полученные данные заносим в Таблицу 1.
Таблица 1. — Количество ремонтов и технического обслуживания тракторного парка
количество ремонтов и ТО
1.1.2 Расчет количества ремонтов и технических обслуживаний автомобилей
Расчет количества видов ремонтов и технического обслуживания автомобильным парком производится с учетом коэффициента дорожных условий эксплуатации автомобильного парка.
Количество капитальных ремонтов за автомобильным парком производим с учетом возраста и ежедневного списания автомобиля, определяем по формуле
где Lr -годовая наработка автомобилей за планируемый период в км.
n — количество машин данной марки
y — коэффициент учитывающий возраст автомобилей. Для с/х предприятий принимаем y=0.9;
— плановая периодичность капитальных ремонтов для автомобилей в км.
К1 — коэффициент коррекции нормативов в зависимости от условий эксплуатации (дорожные покрытия, укрепленный или улучшенный местными материалами) К1=0.88
К2 — коэффициент коррекции нормативов в зависимости от модификации подвижного состава организации его работы; для бортового автомобиля К2=1, для самосвала К2=0.85
К3 — коэффициент коррекции нормативов в зависимости от климатических условий. Для Республики Беларусь применяется К3=0.9
Количество каждого вида технического обслуживания определяется по формулам
где — периодичность проведения ТО-1, ТО-2, по маркам автомобилей в км.
Количество сезонных обслуживаний определяем по зависимости:
Количество капитальных ремонтов для ГАЗ-3307 производим с учетом возраста и ежедневного списания автомобиля по формуле
принимаем Nk=0 шт.
принимаем Nто2=12 шт.
принимаем Nто1=34 шт.
принимаем Nсо=8 шт.
Аналогично вычислениям количества ремонтов и технических обслуживаний производим расчет для других марок автомобилей и результаты заносим в Таблицу 2.
Таблица 2. — Количество ремонтов и технических обслуживаний на планируемый год для автомобилей
суммарное количество ремонтов и технических обслуживаний
1.1.3 Расчет количества ремонтов и технических обслуживании зерноуборочных комбайнов
Необходимое количество ремонтов и технических обслуживаний для комбайнов определяем по формулам
где Вr — годовая наработка комбайнов за планируемый период, га
n — число машин данной марки
Aк — плановая периодичность капитальных ремонтов для комбайнов, га
Aт — плановая периодичность текущих ремонтов, га
Aто2, Aто1 — периодичность проведения ТО-2, ТО-1 комбайнов, га
Рассчитаем необходимое количество ремонтов и технического обслуживания для комбайна КЗР-10
принимаем Nk=0 шт.
принимаем Nт=0 шт.
принимаем Nто2=1 шт.
принимаем Nто1 =2 шт.
принимаем Nсо =6 шт.
Аналогично вычислениям количества ремонтов и технического обслуживания производим расчет для других марок комбайнов, результаты заносим в Таблицу 3.
Таблица 3. — Количество ремонтов и технических обслуживаний на планируемый год для комбайнов
суммарное количество ремонтов и технических обслуживаний, шт.
1.2 Расчет суммарной трудоемкости обслуживающих работ сельскохозяйственной техники
1.2.1 Расчёт суммарной трудоёмкости работ для тракторов
Основой планирования технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники является определение трудоемкости этих работ.
Суммарная трудоемкость определяется с использованием нормативов по каждому виду ТО и ремонту.
Контрольный ремонт машин проводится на специализированных предприятиях, поэтому в определении загрузки ремонтнообслуживающей базы хозяйства трудоёмкость капитальных ремонтов учитывать не целесообразно.
Установив число ремонтов и технических обслуживаний по каждой группе машин одной марки рассчитывают их годовую трудоемкость по формуле
где Тто — суммарная трудоемкость технических обслуживаний и устранение неисправностей, чел. ч
Ттр — трудоемкость текущих ремонтов машин одной марки, чел. ч
Тд — трудоемкость технического диагностирования, чел. ч
Тyo — трудоёмкость устранения отказов одной марки машин
Трудоёмкость технического обслуживания определяется по формуле:
Тто = Тто1+Тто2+Тто3+Ттн+Тсо; (17)
где Тто1, Тто2, Тто3 — суммарная трудоемкость
Ттн — трудоемкость по устранению технических неисправностей, чел. ч
Тсо — трудоемкость сезонного технического обслуживания
где Nто1, Nто2, Nто3 — число технических обслуживаний
Н1, Н2, Н3 — нормативная трудоемкость одного технического обслуживания, чел. ч
Ттн = 0,5 (Тто1+Тто2+Тто3) ; (21)
Тсо = NсоЧНсо, (22)
где Нсо — нормативная трудоемкость сезонного технического обслуживания
Nсо — количество сезонных технических обслуживаний
где Нтр — нормативная трудоемкость текущего ремонта, чел. ч
Нсо — нормативная трудоемкость сезонного обслуживания см.[2]
Tд=tд2 ЧNто2+tд3 ЧNто3+tд.тех Чn+ tдр.Ч Nт, (24)
где tд2, tд3, tд.тех, tдр — соответственно трудоемкость одного диагностирования при ТО-1, ТО-2, техосмотрах и предусмотренном диагностировании.
Трудоёмкость устранения эксплуатации отказов тракторов определяем по формуле:
Используя формулы и нормативные данные см.[3] определяем трудоемкость технических обслуживаний и сезонных обслуживаний по Беларусь 80/82
Аналогично вычислениям суммарной трудоемкости производим расчет остальных марок тракторов и результаты заносим в Таблицу 4
1.2.2 Расчёт суммарной трудоёмкости работ для автомобилей
Определяем суммарную трудоемкость работ автомобилей
где Тосн — Трудоемкость основных работ, чел. ч;
Тдоп — трудоемкость дополнительных работ, чел. ч.
Трудоемкость основных работ определяем по формуле
Тосн=Тто1+ Тто2+Тср1+Тср2+Тсо+Ттр+Тд, (26)
где Тто1, Тто2 — годовая трудоемкость технического обслуживания ТО1 и ТО2 автомобилей,
Тср1 и Тср2 — годовая трудоемкость соответствующего текущего ремонта при проведении ТО1 и ТО2, чел. ч;
где , — число обслуживаний данного вида автомобиля;
, — расчетная трудоемкость единицы ТО1 и ТО2 данного вида, чел. ч;
где Стр — доля соответствующего текущего ремонта, зависящая от возраста автомобилей Стр=0.15 — 0.20
Трудоемкость сезонного обслуживания определяем по формуле
где Ксо — доля работ по сезонному обслуживанию Ксо=0.2 — 0.3
— трудоёмкость единицы сезонного обслуживания
Годовая трудоемкость текущего ремонта машины определяем по формуле
где tтр — нормативная трудоемкость текущего ремонта на 1000 км, чел. ч, см.[4]
Общая трудоемкость диагностирования:
где Тд1, Тд2 — годовая трудоемкость Д1 и Д2 с учетом проведения регулировочных работ, чел. ч.
Tтр.д — годовая трудоёмкость диагностики.
где tд1 и tд2 — трудоемкость одного Д1 и Д2, чел. ч.
где К1 и К2 — доля трудоемкости диагностических работ при ТО1 и ТО2. (К1=0,21 и К2=0,28)
Годовая трудоемкость диагностики Ттр определяется по формуле
где Ктр — доля трудоемкости диагностических работ при текущем ремонте Ктр=0.35
Трудоемкость дополнительных работ определяется по формуле
Определяем суммарную трудоемкость работ для автомобиля ГАЗ-3307
Аналогично вычислениям суммарной трудоемкости производим расчет остальных марок автомобилей и результаты заносим в Таблицу 4.
1.2.3 Определение суммарной трудоёмкости работ для комбайнов
Определяем суммарную трудоемкость работ зерноуборочных комбайнов
Трудоемкость технических и сезонных обслуживаний определяем по формулам
Трудоемкость текущего ремонта определяем по формуле
где — количество технических обслуживаний и текущих ремонтов;
t1, t2, tco, tтр — нормативная трудоемкость технических обслуживаний, сезонных обслуживаний и текущего ремонта, см.[5]
Трудоемкость устранения эксплуатационных отказов определяем по формуле
Определяем суммарную трудоемкость работ зерноуборочного комбайна КЗР — 10:
Аналогично производим расчет для всех марок зерноуборочных комбайнов и полученные данные заносим в Таблицу 4.
Таблица 4. — Суммарная трудоемкость обслуживающих работ
1.3 Распределение технических обслуживаний и ремонтов по времени и месту проведения
Ремонт техническое обслуживание тракторов, автомобилей и зерноуборочных комбайнов в хозяйстве организуется на основании оперативных (месячных) и годовых планов. При составлении планов производится распределение всего объема ремонтно-обслуживающей базы.
Ответственные операции по обеспечению работоспособности машин могут выполнятся на договорной основе центрами фирменного технического сервиса машин, ремонтными и другими сервисными предприятиями и организациями АПК.
При распределении ремонтных работ учитываются наличие в хозяйстве соответствующей производственной базы для ТО и ремонта, приемлемый уровень квалификации ремонтных рабочих, качество и экономическую целесообразность ремонта стараниями организации или своими силами.
Поэтому принимаем следующие распределение трудоемкости технического обслуживания, текущего и капитального ремонта машин по кварталам года: первый квартал — 30%, второй — 20%, третий — 22%, четвертый — 28%.
Таблица 5. — Сводная суммарная трудоемкость сельскохозяйственной техники
виды технического обслуживания
суммарная трудоёмкость (чел/ч)
количество текущих ремонтов
Общая трудоемкость (чел/ч)
Текущий ремонт и остальное техническое обслуживание трактора производится в хозяйстве, целесообразно проводить в мастерских ПТО, на специально оборудованных площадках, а в период напряженных сельскохозяйственных работ — в поле, для этого существуют передвижные средства технического обслуживания.
Таблица 6. — Сводная ведомость технического обслуживания
1.4 Составление годового плана-графика по техническому обслуживанию
На основании сводной ведомости строим график загрузки. В начале определяем масштаб построения графика загрузки, учитывая формат листа графической части, выбираем масштаб по наибольшей загрузки квартала.
По горизонтали откладываем кварталы, по вертикали трудоемкость в чел. ч.
Данный масштаб откладывается на графике по горизонтальной линии, в произвольной форме. С правой стороны графика указывают условные обозначения.
График строим поквартально на основании «сводной ведомости ТО» с учетом условных обозначений откладываем на графике трудоемкость на данный период согласно выбранного масштаба.
1.5 Расчет числа и состава специализированных звеньев по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин.
Количество производственных рабочих определяется по формуле:
где Фдр — действительный фонд рабочего (ч.)
Тс — общая трудоемкость обслуживающих работ по техническому обслуживанию чел. ч.
Действительный фонд рабочего определяется по формуле:
где dк — число календарных дней в году;
dв — число выходных дней в году;
dn — число праздничных дней в году;
dо — число дней отпуска;
tр — продолжительность рабочей смены, ч; при пяти дневной рабочей недели tp=8 ч.
зр — коэффициент учитывающий невыход на работу по уважительным причинам, принимаем з=0,96
· Рассчитываем необходимое количество рабочих для технического обслуживания тракторов по формулам: 46, 47
принимаем Рп = 3
· Звено по техническому обслуживанию тракторов будет состоять из: мастера-наладчика, слесаря-наладчика, тракториста-машиниста.
2. Экономическая часть
2.1 Организация и оплата труда мастеров—наладчиков по техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники
ремонт технический обслуживание сельскохозяйственный
Цель организации технического обслуживания машин заключается в высококачественном выполнении операций технического обслуживания с оптимальными затратами и средствами. Для этого применяют специализацию и разделение труда, базу для проведения технического обслуживания выбирают в зависимости от сложности условий. Определённые методы организации и схемы выполнения технических обслуживаний, а также методы устранения постановкой машин на ТО. Существуют несколько вариантов организации технического обслуживания в хозяйствах. Наиболее распространённая схема в подразделениях имеющих 20 — 30 машин, где объём по технического обслуживания в период полевых работ достаточен для загрузки одного мастера-наладчика при участии трактористов-машинистов. В этом случае все ТО кроме ТО-3 проводят в мастерской пункта технического обслуживания и на межсменной стоянке у ПТО. Для обслуживания машинотракторных агрегатов, межсменная стоянка, организована в поле на месте их работы. За наладчиками закрепляют передвижной агрегат технического обслуживания.
Основная заработная плата мастеров-наладчиков состоит из оплаты за основное (выполненное ТО) и вспомогательное (подготовка трактора и оборудования по техническому обслуживанию) в рабочее время. Основное время оплачивают по сдельно-премиальной системе, используя сдельные тарифные ставки трактористов-машинистов 4 и 5 разрядов.
Разряд мастеру наладчику присваивает руководитель предприятия по согласованию с профсоюзной организацией в зависимости от конкретных условий труда, многомарочностью машин, стажа и квалификации трактористов, из числа которых назначают мастеров наладчиков. Дополнительную заработную плату устанавливают в процентном отношении. В дополнительную заработную плату входят: доплата за классность, премия за произведённую с/х. продукцию в хозяйстве. Премия за своевременное и качественное проведение ТО, за экономию топливно-смазочных материалов расходуемых на ТО, доплата к отпуску, надбавка за стаж.
2.2 Определение себестоимости технического обслуживания сельскохозяйственной техники
Техническое обслуживание машин проводится на ПТО при помощи стационарного оборудования или в полевых условиях при помощи передвижных агрегатов. Себестоимость технического обслуживания в каждом случае рассчитывается отдельно. Себестоимость в рублях ТО машин на ПТО рассчитывается по формуле:
где, ЗР — зарплата с начислением персонала, выполняющего техническое обслуживание машин, руб.;
СМ — стоимость материалов и запасных частей расходуемых на проведение технического обслуживания машин, руб.;
ЗТР — зарплата на текущий ремонт и техническое обслуживание основных средств, руб.;
АОС — амортизационные отчисления на основные средства технического обслуживания, руб.;
Нn — общепроизводственные накладные расходы, руб. (по данным хозяйства РБ затраты составляют от 100 до 120% от заработной платы).
Заработная плата с начислением всего персонала на проведение технических обслуживаний определяется по формуле:
где Тсум — общая трудоемкость на выполнение работ по ТО, чел. ч.
— тарифная ставка оплаты труда мастера-наладчика; для мастера-наладчика 5 разряда руб./ч.
Определяем основную заработную плату тракториста:
для тракториста-машиниста 4 разряда, который работает вместе с мастером-наладчиком тарифная ставка за час составляет 2648 руб.
Определяем дополнительную заработную плату тракториста машиниста
Определяем основную заработную плату слесаря
где — Тарифная ставка слесаря, руб.; Для слесаря 3 разряда =1965 руб.
Определяем дополнительную заработную плату слесаря
Определяем суммарную заработную плату на выполнение работ по техническому обслуживанию
Стоимость материалов, используемых при проведении периодического и сезонного обслуживания устанавливаем исходя из норм расхода материалов по видам обслуживаний и марок тракторов и их оптовой цены с наценкой для внутрихозяйственного потребления.
По нормативным данным суммарную стоимость материалов принимаем 14537298 руб.
Затраты на проведение ТО и ремонта оборудования по ТО принимаем в процентном соотношении от суммы затрат на заработную плату всем рабочим.
Амортизационные отчисления и затраты на текущий ремонт и ТО определяют по формуле:
где БОБ — балансовая стоимость оборудования и приспособлений, руб.;
аа — нормативы амортизационных отчислений оборудования ТО, в процентах балансовой стоимости.
Определяем общепроизводственные накладные расходы.
По данным хозяйств района накладные расходы составляют от 127% до 130% от основной и дополнительной заработной платы. Принимаем Hn=127%.
Расчет производим по формуле:
Определяем общую сумму затрат на проведение технических обслуживаний машин:
3. Техника безопасности, охрана труда и окружающей среды, противопожарные мероприятия
3.1 Техника безопасности
При инструктаже по технике безопасности используют инструкции, плакаты и другие наглядные пособия, а также показывают правильные и безопасные примеры выполнения отдельных работ по диагностированию и техническому обслуживанию машин. В вопросах улучшения условий труда и техники безопасности большую роль играет качество инструктажей.
Средства диагностирования и слесарный инструмент, применяемый для различных работ по выявлению и устранению отказов, должны быть исправными, соответствовать своему назначению и обеспечивать безопасность работ.
К диагностированию и обслуживанию сельскохозяйственных машин допускаются лица, прошедшие специальную подготовку. Работы по диагностированию и техническому обслуживанию должны проводится в спецодежде. Работники специализированного звена по диагностированию и техническому обслуживанию должны обеспечиваться соответствующей спецодеждой, спецобувью, и необходимыми защитными приспособлениями.
При поднятии составных частей машин необходимо применять только исправные домкраты или подъёмные механизмы. Запрещается находится под трактором или комбайном при работающем двигателе. Во время диагностирования и технического обслуживания возле машины не должны находится посторонние люди.
При регулировке составных частей, связанной с частичной или полной разборкой их, нужно соблюдать меры безопасности, рекомендуемые при разборочно-сборочных работах: применять исправное оборудование и инструмент, а также специальные механизмы при подъёме тяжёлых составных частей, использовать съемники и приспособления при выпрессовке и снятии деталей.
Особую осторожность следует проявлять при диагностировании аккумуляторных батарей. Во избежание ожогов кожи нельзя допускать попадания электролита на руки. Батареи разрешается очищать в рукавицах обтирочным материалом, смоченным в водном растворе аммиака. При проверке разреженности аккумуляторной батареи нагрузочной вилкой необходимо остерегаться случайного прикосновения к нагревшемуся сопротивлению, так как это может вызвать ожог.
3.2 Противопожарные мероприятия
При эксплуатации автомобилей, тракторов пожар может возникнуть из-за неаккуратного обращения с огнём, искр, вылетающих из выхлопных труб, неисправностей двигателя, попадание соломы на нагретые части машины, несоблюдение мер противопожарной безопасности. Одним из основных профилактических требований — содержание в технической исправности основных частей машин: электрооборудования, системы питания.
Пункты ТО должны быть полностью обеспечены противопожарным инвентарём, пенными и углекислотными огнетушителями, пожарными рукавами, ящиками с песком и прочим оборудованием.
Контроль за соблюдением правил по противопожарной безопасности ведёт инженер по охране труда и техники безопасности.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Расчёт количества ремонтов и технических обслуживаний комбайнов
Планирование среднегодовой наработки на один трактор с учётом технического состояния. Расчёт специализированных звеньев по техническому обслуживанию. Организация и оплата труда мастеров-наладчиков по техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники.
Организация технического обслуживания автомобилей
Расчет количества технических обслуживаний, годовой трудоемкости их проведения и технологически необходимого количества мастеров–наладчиков. Количество постов техобслуживания и текущего ремонта автомобилей. Техническое обслуживание автомобиля ГАЗ.
Техническое обеспечение процессов сельскохозяйственного производства
Распределение технических обслуживаний и ремонтов по времени и месту проведения. Разработка технологии диагностирования распределителя гидросистемы агрегатов. Организация и оплата труда мастеров-наладчиков по техническому обслуживанию сельхозтехники.
Планирование технического обслуживания и текущего ремонта машинно-тракторного парка
Машинно-тракторный парк машин в сельском хозяйстве. Восстановительный ремонт и правильное обслуживание техники. Сельскохозяйственные машины, необходимые для хозяйства. Количество ремонтов и технических обслуживаний тракторов, автомобилей и комбайнов.
Методы расчёта работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильной техники
Выявление годового плана работ по ремонту и техническому обслуживанию тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных машин в хозяйстве. Обоснование загрузки мастерской и необходимости её реконструкции или строительстве. Списочное количество машин по маркам.
Техническое обслуживание и ремонт путевых машин
Выбор форм и методов организации технического обслуживания и ремонта путевых машин. Составление месячных и годовых план-графиков. Определение трудоемкости выполняемых работ, контингента рабочих, себестоимости технических обслуживаний и ремонтов.
Характеристика предприятия ООО АФ «Вамин-Чистай» и анализ его работы. Расчет количества ремонтов и техническое обслуживание тракторов. Расчет трудоемкости работ для ПТО. Распределение трудоемкости по видам работ. Расчет производственных площадей.
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к началу текста
- вернуться к подобным работам
Система технического обслуживания и ремонта тракторов, ее содержание и периодичность
Правильность эксплуатации сельскохозяйственной техники влияет на сроки работоспособности. Рациональное отношение к трактору — это регулярное обслуживание, ремонтные работы, соблюдение правил хранения и транспортировки. Система технического обслуживания и ремонта тракторов определяется комплексными нормативами, при обязательном соблюдении которых трактор в течении всего времени использования успешно трудится и выполняет свои производственные функции. Такая система носит планово-предупредительный характер и противодействует износу деталей, нарушению соединений и регулировок.
Причины поломок тракторов
Условия работы сельхозмашин отрицательно сказываются на их техническом состоянии. Запыленность, грязь, снегопады, неровная поверхность поля, высокие или низкие температуры приводят к повреждению рабочих механизмов. Наиболее вероятные причины поломок — это:
- механический износ;
- неравномерная динамическая нагрузка;
- нарушение регулировки соединений;
- потеря свойств смазочных веществ;
- образование накипи в фильтрах, включая масляные, воздушные, топливные;
- образование нагара, оседающего на клапаны, камеры сгорания;
- возникновение коррозии металлов.
По этим причинам трактор может внезапно выйти из строя и задержать выполнение сельскохозяйственных работ, что приведет к существенным экономическим потерям.
Чтобы нейтрализовать воздействие негативных условий и продлить время работы машин предусмотрен комплекс технического обслуживания тракторов и автомобилей, проводимого в течение существования машинно тракторного хозяйства.
Что входит в понятие ТО
Техническое обслуживание — это комплексные меры, направленные на предупреждение досрочного износа, недопущение неисправностей и поломок. Комплекс обслуживания — это контрольно-диагностическое обследование, промывка, смазывание, заправка, регулировка креплений и механизмов.
В ТО входит эксплуатационная обкатка, меры технического обслуживания, проведение регулярного техосмотра, ремонтные работы, транспортировки и организация хранения и консервации.
Ремонтные работы предназначаются для восстановления ресурса трактора, ликвидации неисправностей, чтобы вернуть технику в работоспособное состояние, при котором используются специальные средства технического обслуживания.
Организация хранения состоит из организационных и технологических мероприятий, направленные на создание условий, при которых не допускаются коррозионные повреждения, преждевременные отказы и внеплановое нарушение комплектности.
Транспортирование — это процедура передвижение трактора, когда он не участвует в полевых работах.
Виды и периодичность ТО
Комплекс мер технического обслуживания трактора включает мероприятия, которые проводятся с различной периодичностью и привязаны к продолжительности или циклу эксплуатации тракторного парка. Разработана классификация мероприятий, которые объединены в группы и охватывают всю продолжительность эксплуатации техники. Комплекс мер состоит из:
- ТО нового трактора или техники после капитального ремонта, направленное на подготовку обкатки;
- ТО во время обкатки;
- ТО после завершения работ по обкатке;
- ЕТО — процедура ежесменного ТО;
- ТО-1 — комплекс первого ТО, проводимого после 60 м/часов;
- ТО-2 — проведение второго ТО после 240 м/часов эксплуатации;
- ТО-3 — процедура третьего ТО по окончании 960 м/часов работы;
- СТО-ВЛ — процесс сезонного ТО перед весенне-летним периодом;
- СТО-ОЗ — комплекс сезонного ТО перед осенне-зимним сезоном;
- ТО для тракторов, работающих в особенных условиях.
Для каждого из видов технического обслуживания предусмотрен список, последовательность и периодичность выполнения работ.
Например: Дизель-электрический трактор ДЭТ-250 обслуживается с периодичностью:
- ТО-1 — после каждых 100 часов эксплуатации дизеля;
- ТО-2 — после 500 часов работы;
- ТО-3 — после каждых 1 000 часов.
Нарушение последовательности или невыполнение отдельных операций может привести к отказам трактора во время его эксплуатации. Без проведения очередного ТО машины не получают допуска к работе, независимо от работоспособности.
Порядок учета ТО
Для контроля проведения работ ведется учетная документация на общий парк машин и каждый трактор. В документации отражается факт проведения ТО, общие затраты, трудоемкость, перечень проведенных операций.
Комплекс форм учета состоит из:
- годового плана технического обслуживания и ремонтов;
- графика осуществления ТО и ремонтных работ;
- журнала эксплуатации тракторов;
- технических паспортов;
- актов выполненных работ;
- книг по учету затрат.
Учет может вестись на основании количества м/часов или объема использованной солярки. Более популярен способ, при котором контроль основан на учете топлива в килограммах. Для этого используются заправочные талоны или жетоны, на основании которых трактор заправляется указанным количеством топлива. Жетон выдается трактористу после того, как трактор пройдет очередное ТО. После того, как лимит топлива окажется израсходованным, бригадиром, механиком, мастером-наладчиком после согласования у главного инженера трактор отправляется на очередное ТО.
Выдача горючих и смазочных материалов без талона не производится.
ТО завершается составлением акта о выполненных работах. На его основании бухгалтером начисляется зарплата обслуживающему персоналу, проводится списание запчастей, смазочных материалов.
Помимо общеобязательных операций по техническому обслуживанию определяется ряд мер, утвержденных в правилах, разработанных и утвержденных по каждой марке техники.
Порядок операций и их содержание утверждены для каждого вида технического обслуживания и ремонта. Они отличаются по объему работ. Первый этап, который входит в обязательное ТО — это наружный техосмотр и ЕТО. В ходе его производится визуальная проверка, промывка от загрязнений. Особое внимание уделяется очистке воздухоочистителя и радиатора, особенно при повышенной запыленности. Контролируется масло и охлаждающая жидкость в двигателе и радиаторе, выявляются утечки. Выполняется контроль работы приборов (контроля, тормозов, освещения). Осматриваются шины. Проверяется поведение техники на ходу и дозаправка топлива, масел и воды. Работы производятся трактористом-машинистом (механизатором).
Более сложные виды ТО проводят мастера-наладчики или механизаторы.
При ТО-1 повторяются процедуры ежедневного технического обслуживания, а также проверяется состояние, в котором находятся воздухоочиститель и аккумулятор. Сливается отстой, собравшийся в фильтрах грубой очистки. Проводится смазка элементов на основании существующей карты смазки для данной марки транспорта. Все емкости проверяются на уровень масла. Проводится обслуживание и регулировка таких механизмов, как:
- система очистки топлива и масла двигателя, режущего и молотильного устройства, транспортирующих устройств, клапанных механизмов и так далее;
- цепные и ременные передачи;
- кассеты воздухоочистителя;
- батареи аккумулятора;
- предохранительные муфты;
- сцепление;
- рулевое управление;
- тормоза.
Проверяется давление воздуха в каждой шине.
При втором техническом обслуживании (ТО-2) повторяется процедура ТО-1 в расширенном виде. Проводятся дополнительные операции, включая:
- осмотр и диагностика, которые охватывают клапанный механизм двигателя, сцепление, систему управления поворотом, тормозную систему и ходовую часть;
- полная замена масла;
- промывка смазочного механизма двигателя, системы питания и гидравлики;
- проверка креплений и регулировка узлов и деталей;
- обслуживание систем питания, электрического оборудования и гидросистемы.
Содержание каждого технического обслуживания повторяет комплекс работ предыдущего. Так, на ТО-3 выполняют мероприятия, обязательные для ЕТО, ТО-1 и ТО-2, а также расширяют перечень работ за счет:
- ресурсной диагностики для проверки необходимости ремонта;
- регулировки систем питания, смазки, зажигания;
- удаления накипи и шлама из механизма охлаждения;
- контроля и проверки агрегатов трансмиссии, ходовых механизмов, гидросистемы, пневмосистемы, электрооборудования.
Диагностика проводится без разборки техники. Все механизмы тестируют во время движения. При неудовлетворительном состоянии машины, ее направляют на ремонт.
- При сезонном техническом обслуживании проводятся мероприятия, зависящие от особенностей эксплуатации в различное время года:
- заменяется охлаждающая жидкость, масла;
- подключается или отключается обогреватель и радиатор смазочных механизмов;
- плотность электролита доводится до норм, установленных для предстоящего сезона;
- устанавливаются или снимаются утеплительные чехлы;
- проводится замена масла на зимний или летний сорт.
ТО тракторов, которые эксплуатируются в местности с особыми условиями, проводится, если тракторы работают в сложных условиях (в пустынях, болотах, на песке, в высокогорных областях или при критических температурах (морозы, жара).
ТО перед хранением производится в течение 10 дней, после того, как машину перестали использовать в работе. В ходе технического обслуживания трактор очищается и доставляется к месту, где он будет храниться в период межсезонья. Подготовительные мероприятия включают герметизацию полостей и отверстий, чтобы не попадала влага и пыль. Снимается навесное оборудование и элементы, которые передаются для хранения на склад. Проводится покраска поверхностей, на которых нарушено лакокрасочное покрытие. Машина устанавливается на подкладки или подставки, чтобы исключить соприкосновение с грунтом.
В течение длительного хранения техническое обслуживание не прекращается. ТО проводится один раз в месяц, если трактора находятся под открытым воздухом или навесом. При содержании техники в помещениях , периодичность осмотра составляет 1 раз через 2 месяца.
В ходе таких ТО контролируют установку техники на подставках, определяют сохранность техники от разукомплектования, состояние герметизации и антикоррозионных мер.
ТО перед снятием трактора с хранения проводится не позже 15 дней до эксплуатации. В рамках ТО трактора:
- снимают с подставок;
- доставляют со склада и монтируют съемные узлы;
- производят очистку трактора от антикоррозионной смазки;
- удаляют последствия коррозии;
- производят покраску нарушенных покрытий.
В заключение техника проверяется на ходу и проводится регулирование неправильно работающих устройств.
По результатам проведенного ТО трактор получает разрешение на дальнейшее использование или передается на ремонт.
В зависимости от типа ТО определяется место проведения обслуживания, так:
- ЕТО, ТО-1 и ТО-2 производится там, где трактора работают (на пашне или другом объекте), используя передвижные агрегаты ТО;
- ТО при обкатке, ТО-3, СТО-ВЛ и СТО-ОЗ выполняется с доставкой трактора в пункты, занимающиеся техническим обслуживанием.
Сотрудники мастерских обязаны собирать в специальные емкости и проводить учет отработанных масел, рабочих жидкостей и других загрязняющих веществ, сливаемых в ходе технического обслуживания.
В ходе технического обслуживания мастера-наладчики устраняют неисправности, которые можно отремонтировать в течение 2 часов. Более сложные поломки выполняет слесарь по ремонту.
Для проведения техосмотра всего парка один или два раза за год назначаются специальные комиссии. Результаты комплексного осмотра фиксируются актом с выводами о возможности дальнейшей работы или необходимости ремонта по каждому трактору.
Правила обкатки машин
Эксплуатационная обкатка — это процедура, которая обязательно проводится перед использованием новых или отремонтированных машин. Задача обкатки — приработка между сопряженными деталями. Необходимость этапа связана с тем, что у новых деталей на внешней поверхности присутствуют определенные шероховатости, натеки и другие мелкие отступления от правильной геометрии. При соприкосновении таких деталей возникает эффект удара, в результате которого выбивается смазка, возникают выбоины или выкрашиваются части соприкасающихся поверхностей. Если такая техника сразу поступит в эксплуатацию, то возможность поломок и выходов из строя резко увеличивается.
Кроме того, во время приработки деталей происходит ослабление креплений между узлами и деталями, увеличиваются или исчезают предусмотренные зазоры между элементами. Обкатка позволяет заблаговременно устранить эти недостатки, чтобы избежать аварийных ситуаций. Первичная обкатка производится в заводских условиях или на ремонтных предприятиях.
Получая новую технику, работники обязаны продолжить обкатку согласно рекомендациям изготовителей, которые перечислены в инструкциях или паспортах. На этой стадии трактора обкатываются в поле с проверкой различных режимов работы.
Основные правила обкатки включают следующие требования:
- проверка на наличие посторонних шумов, включая удары, стуки, скрежет;
- соблюдение температурного режима, предусмотренного для различных узлов, то есть не допускается перегрев механизмов;
- более частая замена смазки, так как во время притирки мелкие выкрошенные частицы оседают в смазочных слоях и могут повредить соприкасающиеся рабочие элементы;
- по окончании обкатки необходима промывка наиболее уязвимых узлов;
- заправка свежим маслом.
Обкатка трактора, проведенная в соответствии с правилами, гарантирует более продолжительную эксплуатацию техники без поломок.
Виды ремонта
В ходе эксплуатации машинно-тракторный парк нуждается в ремонте, чтобы устранить поломки и поддержать технику в работоспособном состоянии. Различают текущий и капитальный вид ремонта.
Текущий ремонт предполагает частичную разборку механизмов. В большинстве случаев один или несколько узлов подвергаются ремонтным работам, а прочие осматривают, чтобы не пропустить признаки износа или возможного выхода из строя. Неисправные детали восстанавливают или заменяют. Для этого используются новые или отремонтированные запасные части.
Текущий ремонт делится на плановые и внеплановые работы. Плановые мероприятия проводятся по истечении определенного времени наработки (от 1 700 до 2 100 моточасов в зависимости от марки трактора). Необходимость определяется предварительной диагностикой и определением ресурса деталей. Внеплановый ремонт назначается при отказе трактора или появлении признаков возможной поломки (появление нехарактерных звуков и отклонений в поведении техники). Плановый ремонт проводится в период между сельскохозяйственными операциями (вспашкой, уборкой урожая, внесением удобрений, подготовкой и обработкой почвы). Сроки внепланового ремонта определяются состоянием тракторов.
Капитальный ремонт проводится с целью полного восстановления машины при исчерпании ресурса техники. Такой ремонт осуществляется специализированными ремонтными мастерскими или в заводских условиях. Капитальный ремонт делится на ремонт всей машины или отдельных частей. В состав капитальных ремонтных работ входят этапы:
- очистки;
- разборки механизмов;
- дефектацию деталей и сопряжений;
- замены, ремонта или восстановления деталей;
- сборки;
- регулировки узлов;
- обкатку в рабочих режимах;
- окрашивания поверхностей;
- испытания работоспособности.
При капитальном ремонте производится полное или частичное (от 80%) восстановление ресурса по сравнению с характеристиками новой техники.
Средства ТО
При диагностике, ТО и текущих ремонтных работах используются специализированные технические средства, которые бывают передвижными (мобильными) и стационарными.
На начальных стадиях ТО, если трактор проверяется в поле, применяется мобильное оборудование, укомплектованное агрегатами обслуживания, установками диагностики и мобильными мастерскими для ремонта.
АТО (агрегаты техобслуживания) выполняют работу в поле, станции занимаются:
- внешней очисткой механизмов;
- заправкой маслами и охлаждающими жидкостями;
- подкачкой шин;
- продувкой радиаторов;
- смазочными работами;
- настройкой и регулированием механизмов;
- диагностикой и исправлением мелких поломок.
Диагностические установки используются для диагностики тракторов. Они могут обслуживать до 180 единиц техники. Работы проводятся после окончания сельхозработ.
Передвижные ремонтные мастерские способны устранять поломки на месте работы сельскохозяйственной техники. В их комплектацию входит оборудование для диагностики, которое способно обнаружить поломки в агрегатах, системах питания, смазочных системах, электрическом оборудовании. Также мастерские имеют техническое оборудование, которое рассчитано на выполнение сверлильных, заточных, сварочных и паяльных работ. Производительность мастерских рассчитана на 100 машин, для их эксплуатации достаточно 2 наладчиков.
Стационарные средства ТО предназначаются для работы на разных уровнях обслуживания. На станциях ТО используются различные установки диагностики.
Проведение технического обслуживания тракторов
Техническое обслуживание тракторов необходимо для поддержания техники в исправном рабочем состоянии, обеспечения безопасности и длительности ресурса. Машины проходят несколько ТО, включая ежемесячные и ежедневные проверки. Рассмотрим все эти нюансы подробнее.
Подготовка к эксплуатационной обкатке
Техническое обслуживание трактора МТЗ-80 и его аналогов (перед запуском в «строй» с конвейера или после длительного хранения) проводится следующим образом:
- Выполняют визуальный осмотр и очистку машины от запыления и грязи.
- Удаляют консервационное смазочное покрытие.
- Оценивают состояние и подготавливают к запуску аккумуляторы.
- Контролируют уровень масла в основных узлах и агрегатах, доливают жидкость до нормы, при необходимости.
- Смазывают трущиеся и составные элементы при помощи пресс-масленки.
- Проверяют и подтягивают до требуемых параметров резьбовые и штифтовые соединения.
- Обращают внимание на состояние натяжения ременного привода, работу вентилятора, генератора, блока управления. Проверяют давление в шинах (на гусеничных аналогах – степень натяжки соединителей гусеничных траков).
- Включают силовой агрегат, прослушивают его работу.
- Выполняют заправку хладагентом и горючим.
- Визуально считывают показания измерительных приборов на соответствие стандартным нормам.
Обкатка
Техническое обслуживание тракторов в период эксплуатационной обкатки предусматривает проведение ряда обязательных манипуляций. Среди них:
- Очистка машин от грязи и пыли.
- Внешний осмотр на предмет наличия течи топливно-смазочных материалов и электролита, устранение существующих протеканий.
- Контроль уровня масла и его доливка до требуемого параметра.
- Проведение аналогичной процедуры по охлаждающей жидкости.
- Проверка работы и состояния дизельного агрегата, рулевого узла, стеклоочистителей, тормозной системы, элементов сигнализации и освещения.
- Через три рабочих смены дополнительно проводят и регулируют натяжение ремней вентиляторного и генераторного привода.
ТО тракторов после эксплуатационной обкатки
Здесь также проводится ряд стандартных действий:
- Технику очищают от загрязнений.
- Проверяют и корректируют, при необходимости, натяжение ременных приводов, величину давления в колесах, зазоры в клапанах и коромыслах газораспределения, тормозной и трансмиссионной системы.
- На этой стадии техническое обслуживание и ремонт тракторов проводят в виде осмотра воздухоочистителя с восстановлением герметичности соединений, а также подтягивают крепежи основных узлов, шпилек и фиксаторов головки мотора.
- Проверяют и очищают поверхности клемм, наконечников кабелей, контролируют состояние вентиляционных гнезд в пробках, доливают дистиллированную воду в аккумуляторной батарее.
- Сливают осадок из фильтра грубой очистки масла, горючего, тормозного отсека, а также конденсата из атмосферных баллонов.
- Проводят очистку центробежного очистителя масла.
- Смазывают клеммы наконечников проводов и составные части техники, согласно карте смазки.
- Промывают системы дизельного мотора на неработающем агрегате.
- Осматривают и прослушивают прочие основные элементы машины.
Ежедневное ТО
Кроме очистки узлов от пыли и грязи, при ежедневном техническом обслуживании тракторов выполняют следующие работы:
- Визуально проверяют наличие течи, масла, топлива и электролита в местах соединений с последующим устранении неисправностей, если в этом есть необходимость.
- Контролируют уровень масла в картерном поддоне, доливают жидкость до требуемого уровня.
- Аналогичную операцию проводят с хладагентом в радиаторе.
- Способом прослушивания и осмотра проверяют дизельную установку, рулевое управление, тормоза, сигнализацию, стеклоочистители, освещение.
- В течение смены допускается дозаправка техники маслом.
Особенности ТО-1
Техническое обслуживание и ремонт тракторов в этом контексте проводится через каждые 60 часов работы машины. В перечень работ входят следующие операции:
- Очистка от грязи и пыли.
- Визуальная проверка наличия течи горюче-смазочных материалов.
- Устранение подтекания, при необходимости.
- Проверка количества масла в картере, доливка до требуемого параметра.
- Аналогичная манипуляция с хладагентом в радиаторе.
- Проверка работоспособности освещения, сигнализации, рулевого управления, стеклоочистителей, блокиратора запуска мотора, натяжения ременного привода и давления в шинах.
- Контроль состояния основной масляной магистрали, герметичности соединений и воздухоочистителей.
- Контроль оборотистости роторной части центробежного масляного фильтра после остановки силового агрегата.
- Очистка и проверка клемм АБ, окончаний проводки, наличия дистиллированной воды.
- Ликвидация осадка из фильтров грубой очистки, конденсата из тормозных блоков и воздушных резервуаров.
- Смазка всех частей, требующих данной процедуре согласно специальной смазочной карте.
Что такое ТО-2?
Этот вид технического обслуживания трактора МТЗ-82 и прочих колесных версий проводится через каждые 240 часов работ. Сюда входят все манипуляции по ТО-1, а также:
- Контроль плотности электролита, зарядка аккумуляторов, при необходимости.
- Слив осадка из фильтрующих элементов грубой очистки, а также остатков из тормозных отсеков заднего моста и воздушных баллонов.
- Смазывание клемм и проводных наконечников, включая обработку частей техники в соответствии с картой смазки.
Также при этом техническом обслуживании и ремонте тракторов обращают внимание на состояние и работоспособность следующих узлов и агрегатов:
- Зазоры между коромыслами и клапанами.
- Узел газораспределения дизеля, муфты сцепления повышения крутящего момента.
- Тормоза и карданную передачу.
- Привод вала отбора мощности.
- Поворотную муфту и механизм рулевого управления.
- Подшипники шкворней фронтального моста.
- Шплинтовку и осевой зазор подшипников.
- Усилие на ободе рулевого колеса.
- Рычаги и педали управления.
- Дренажные отверстия.
Сюда же входит контроль мощности силового агрегата, подтяжка крепежных болтов и штифтов, очистка масляного центробежного фильтра, замена жидкости в соответствии с таблицей смазки частей машины.
Техническое обслуживание и диагностирование тракторов ТО-3
Этот период предусматривает проведение всех работ, связанных с ТО-2. Кроме того, в комплекс входят такие операции:
- Контроль проверки давления на фазе впрыска с последующим определением качества горючего. Если есть необходимость, проводят корректировку форсунок, угла нагнетания топлива и равномерность его подачи помпой.
- Проверка зазоров между контактами и свечными электродами, включая прерыватель магнето.
- Определяются с положением и состоянием муфты сцепления пускового устройства, подшипников, направляющих элементов колес, опорных катков, кареток подвески.
- Наблюдается состояние подшипников конечных передач, червячных зацеплений, гидравлической системы и стояночного тормоза.
- Промежуточные опоры с пневматической конфигурацией.
- Очистка отверстий в пробках баков центрального и резервного пускового приспособления.
- Проверка износа шин или гусеничной цепи, профиля и шага зубьев ведущих звезд.
- Контроль размеров и положений ведущих звезд и техсостояние кривошипно-шатунных приспособлений.
- Длительность запуска силовой установки проверяется с учетом работы цилиндропоршневой группы и газораспределительного механизма.
- Отмечают продолжительность пуска мотора и проводят проверку давления в магистралях смазочной, охлаждающей и вспомогательной систем.
Дополнение
В техническом обслуживании трактора МТЗ-80 третьей степени учитывают еще несколько нюансов, а именно:
- Проверка работоспособности мультирежимного регулятора. Этот показатель проверяется по минимальным, предельным и другим показателям. В этот перечень входит давление, которое развивает топливный подкачивающий насос, длительность вращения ротора, учет показателей указанных механизмов после остановки двигателя.
- Производится контроль и корректировка регуляторного реле.
- Исследуется состояние изоляционных сопоставлений электрической проводки с восстановлением поврежденных участков.
В дальнейшем техническом обслуживании тракторов «Беларус» и их аналогов предусмотрен еще ряд процедур:
- Проверка сведений контрольных приборов на соответствие эталону. Если этот показатель не соответствует требуемому параметру, он подлежит ремонту или замене.
- Меняют фильтры на очистном топливном патрубке.
- Проверяют герметичность пневматической системы.
- Проводят диагностику (без разборки) подшипников, при необходимости проводят регулировку зазоров в узлах ведущих и сопровождающих зубчатых колес.
- Осматривают и определяют износ по плотности посадки фланцевых карданных валов.
- Среди прочих работ по указанному ТО осуществляется осмотр шин, промывка системы охлаждения мотора, контроль мощности и расход горючего в часах, тестирование основных агрегатов на работоспособность в движении.
Сезонные осмотры
Проведение технического обслуживания тракторов во многом зависит от условий эксплуатации, включая климатические условия.
В осенне-зимний период обращают внимание на следующие моменты:
- Обеспечение заправки охлаждающей системы хладагентом, который не подвержен замерзанию.
- Работу автономного обогревателя и монтаж утеплительных чехлов.
- Замену летних категорий масла на зимние аналоги, в соответствии с рекомендациями производителя.
- Деактивацию радиатора смазочного узла дизельного двигателя.
- Выставление в зимнюю позицию («З») регулировочного винта сезонного контроллера машины.
- Технология технического обслуживания тракторов в зимний период предполагает доводку плотности электролита в аккумуляторах до соответствующей нормы.
- Проверяют рабочее состояние приспособлений, направленных на облегчение запуска стартера.
- Проверяют герметичность узла охлаждения, целостность изоляции, подачу тока от генератора, обогрев рабочего места (кабины) и эффективность срабатывания предохранителей.
Весенне-летний период
Техническое обслуживание трактора МТЗ-82 и аналогичных машин в это время также должно производиться регулярно. В перечень выполняемых работ входит:
- Демонтаж утеплительных чехлов.
- Активация системы работы радиатора для смазки силового агрегата.
- Отключение от охладителя автономного подогревателя некоторых узлов.
- Монтаж регулировочного винта релейного типа в позицию «Л» (лето).
- Плотность электролитного состава в аккумуляторных батареях доводят до летней нормы.
- Удаление накипи из узла охлаждения, если это необходимо.
- Заполняют топливную часть горючим, характеристики которого соответствуют летним маркам.
Также организация технического обслуживания тракторов в это время предусматривает проверку системы охлаждения на предмет максимальной охлаждающей способности радиатора. При этом учитывается наличие смазки на трущихся элементах, а также целостность электрической проводки и ее сопутствующих элементов. Проверяют ток срабатывания регуляторного реле. Примечательно, что сезонное техническое обслуживание трактора МТЗ может быть исключено, если он эксплуатируется в южном климатическом регионе.
Особые условия использования
В определенных случаях заправка горючего и масла производится закрытым методом. Стоит отметить, что нюансы эксплуатации указанной техники в пустынных и степных условиях осуществляются следующим образом:
- Через каждые рабочие смены выполняется замена масла в картере очистителя воздуха.
- При необходимости, производится очистка центральной воздушной трубы.
- В таком же режиме проверяют уровень электролита, дополняют резервуар нужным количеством дистиллированной воды.
- При техническом обслуживании колесного трактора на ТО-1 выполняют замену масла в дизеле через экспресс-форсунку, на гусеничных аналогах регулируют натяжение траков.
- ТО-2 включает в себя манипуляции по промывки топливного резервуара, с последующей заправкой его в конце рабочей смены полностью.
Слив конденсата из пневматических баллонов также производится, система заправляется специальной незамерзающей жидкостью, которая служит своеобразным катализатором нейтрализации конфликта температур.
На каменистой почве устройство и технологическое обслуживание тракторов несколько отличается от предыдущих вариантов. Среди особенностей отмечается:
- Ежемесячная проверка отсутствия деформаций в ходовой и защитной части корпусов, начинок блоков и агрегатов техники.
- Проверяются крепления сливных пробок картера мотора, а также учитываются аналогичные параметры на обоих мостах. Обнаруженные неисправности устраняются только заменой детали.
Интересные факты
Устройство и техническое обслуживание тракторов, которые эксплуатируются в высокогорных массивах и подобных климатических условиях, имеют немного измененные параметры. Следовательно, системы технического обслуживания тракторов в таких регионах отличаются от аналогичных систем в других климатических зонах.
К особенностям ТО относится:
- Учитывая высокогорные условия, для цикличной подачи горючего и повышения производительности топливной помпы оптимизируется работа всего агрегата с учетом рекомендаций изготовителя о возможности использования машины на метраже, выше уровня моря.
- При проведении технического обслуживания трактора, ориентированного на функционирование на болотистых и неустойчивых почвах, дополнительно выполняют ежемесячную проверку на работу с навесными приспособлениями, которые ориентированы на возделывание соответствующего грунта.
- Такие машины проходят ежемесячную проверку в плане очистки внешней поверхности от грязи.
- Учитывается степень загрязнения систем смазки и охлаждения.
- При работе в лесу учитывают чистку машины от порубочных остатков.
- После эксплуатации техники на заболоченных или прочих сложных участках, проверяют наличие воды в узлах силовой передачи и ходовой системы. Если в указанных отсеках обнаружена вода или конденсат, необходимо заменить масло.
Диагностика
При техническом обслуживании тракторов и автомобилей подобной категории проверяют во всех случаях следующее:
- Состояние кривошипно-шатунного узла силового агрегата.
- Цилиндропоршневую группу.
- Конфигурацию силовой передачи и пускового механизма.
- Работоспособность главной муфты с поворотными сцеплениями и подшипниковые блоки.
- Состояние рулевого управления, ходовой части, масляного насоса, привода ВОМ и коробки передач.
Что дает ТО?
Основой технического обслуживания является уход за трактором. Указанные манипуляции дают возможность регулярно проверять параметры работоспособности техники. При этом большое внимание уделяется смазке и подтяжке креплений, что напрямую влияет на безопасность и длительность эксплуатации.
Правильное и своевременное проведение технического обслуживания создает предпосылки для стабильной высокопроизводительной работы машин и агрегатов на их основе, расход горюче-смазочных материалов снижается, сокращаются простои тракторов, снижается стоимость их ремонта. Если следовать указаниям заводских инструкций, которые в большинстве своем утверждались еще в пятидесятых годах прошлого столетия, техобслуживание нужно проводить в каждую смену, ежемесячно и по истечении определенного количества рабочих часов. При этом учитываются виды и конструктивные особенности техники.
Как правило, периодичность обслуживания машин и тракторов в техническом плане учитывается после отработки конкретного числа пахотных или строительных часов. Весь процесс регулируют положения и нормативы, разработанные передовыми механизаторами совместно с научными работниками. Это очень важно, поскольку при разработке плана технического обслуживания стоит учитывать множество факторов, включая климатические особенности, топливные расходы, вид двигателя и остальные тактико-технические характеристики.
Итог
Процедура технического обслуживания тракторов и прочей сельскохозяйственной техники позволяет обеспечить исправное состояние машин, повышает их производительность, одновременно ориентируясь на экономию энергоресурсов и повышение надежности. Несмотря на то что существующая система несколько устарела, она учитывает ряд важных факторов, распределяя проверку трактора как перед эксплуатационной обкаткой, так и после длительного использования.
Источник https://otherreferats.allbest.ru/transport/00165934_0.html
Источник https://www.opex.ru/press/articles/sistema-tekhnicheskogo-obsluzhivaniya-i-remonta-traktorov/
Источник https://fb.ru/article/386001/provedenie-tehnicheskogo-obslujivaniya-traktorov