Плужное снегоуборочное оборудование: виды снежных отвалов, их преимущества и недостатки
проводится с помощью специальных отвалов (плугов, ножей), которые также называют плужными снегоуборщиками.
В этой статье мы расскажем о:
- принципах работы этих устройств;
- отличиях от обычных бульдозерных ножей;
- способах установки и крепления на те или иные автомобили;
- особенностях использования;
- преимуществах и недостатках по сравнению с другими типами снегоуборщиков.
Принцип работы плужного оборудования
По своему воздействию на снег отвал больше всего похож на скребок или лопату.
Он толкает перед собой снежную массу и отводит ее в сторону.
Плужное оборудование устанавливают на:
- внедорожники;
- грузовики;
- тракторы;
- погрузчики.
Установка снежного плуга на внедорожник превращает автомобиль в небольшую снегоуборочную машину, которая может эффективно очищать снег глубиной до 10–15 сантиметров.
Также он подойдёт для:
- квадроцикла;
- минитрактора;
- другой малогабаритной техники.
Подробнее об особенностях самостоятельного изготовления навесного плужного оборудования читайте в статье Как сделать отвал для уборки снега на МТЗ и прочую технику своими руками.
Если толщина снежного покрова больше 15 сантиметров или нужно очищать большие пространства, то необходим более тяжелый автомобиль, например, грузовик.
Теоретически, установить плужное оборудование можно даже на автобус, однако грузовики гораздо лучше приспособлены для этого.
Убирать снег глубиной до 20–30 сантиметров грузовику позволяют:
Поэтому максимально эффективны те отвалы, которые установлены на везущих соль и песок грузовиках.
Еще более эффективная снегоуборочная машина получается из колесного или гусеничного трактора.
Ведь его сцепление с дорогой гораздо выше, чем у грузовика.
Погрузчик уступает трактору в проходимости, но установка на него снежного отвала избавляет владельцев предприятия от необходимости покупать КДМ или специализированную снегоуборочную машину.
Ведь погрузчик есть в наличии, а трактора может не оказаться.
Используют два основных варианта установки:
Передняя установка плуга необходима для расчистки дороги перед автомобилем. Сбоку отвал ставят, если необходимо очистить прилегающую территорию.
Возможен также вариант установки обоих отвалов. В этом случае передний плуг должен быть повернут в сторону бокового ножа. Такой вариант установки необходим, чтобы за один проход расчистить более широкую полосу.
Устройство
Вся конструкция состоит из:
- ножа;
- рычагов;
- системы управления (если есть);
- крепления.
Нож изготавливают из стали толщиной 3–7 миллиметров и он может быть:
- слегка округлым, то есть почти ровным;
- с сильной округлостью.
На двухсторонних снежных отвалах используют нож средней округлости. На нижнюю часть ножа устанавливают толстую резиновую полосу (лемех), которая защищает дорогу от повреждения.
Кроме того, плуги для борьбы со снегом оснащают лыжными опорами, которые движутся по поверхности дороги и не позволяют ножу опускаться слишком низко.
Если нож будет слишком низко, то велика вероятность, что он будет повреждать асфальт или бетон дорожного покрытия.
Ножи могут быть:
- обычными;
- скоростными.
Основное отличие скоростного ножа в более округлой и нестандартной форме – один край такого ножа ниже, чем другой.
Это необходимо для создания снежного потока, вылетающего на обочину.
Ведь основная проблема, возникающая при быстрой очистке дороги – взлетающий и закрывающий обзор снег, с которым на такой скорости не могут справиться обычные отвалы.
Скоростной отвал применяют для уборки свежего снега толщиной до 20 сантиметров при движении на скорости до 60 километров в час. При этом дальность отбрасывания снега достигает 15–20 метров.
Большинство ножей усиливают ребрами жесткости, расположенными с обратной стороны. Благодаря чему снижается их масса, ведь ребра жесткости позволяют применять сталь меньшей толщины.
Рычаги обеспечивают правильное позиционирование ножа относительно:
- дороги;
- кузова автомобиля.
Управляют ножом с помощью различных систем:
- гидравлической;
- электрической;
- ручной.
Гидравлическая система работает за счет движения гидравлической жидкости, поэтому требует подключения к устройству поднятия кузова.
Электрическая система представляет собой несколько:
- электромоторов;
- мощных редукторов.
Они меняют положение и направление ножа.
Ручная регулировка положения ножа применяется на очень дешевых отвалах.
Их недостатки очевидны:
- невозможность быстро реагировать на изменяющиеся дорожные условия;
- чтобы поменять какой-то из параметров, водителю необходимо съезжать на обочину, полностью останавливать машину и только после этого, с помощью ключей и других инструментов, подгонять плуг под новые условия.
Тип крепления зависит от типа и модели техники, на которую устанавливают плужное оборудование.
Поэтому тракторное крепление не подходит к:
- грузовикам;
- погрузчикам.
Более подробно знакомиться с типом крепления необходимо при выборе оборудования на сайте производителя. Ведь даже для одного и того же грузовика могут устанавливать разные крепления, в зависимости от функциональности.
Виды
Все отвалы для уборки снега можно разделить следующим образом:
- односторонние;
- двухсторонние;
- нерегулируемые;
- с механической регулировкой;
- с гидравлической регулировкой;
- промышленные;
- самодельные.
Односторонние ножи устанавливают, как спереди машины, так и сбоку.
В зависимости от угла установки, такие отвалы:
- сгребают снег перед машиной;
- откидывают его на обочину.
Двухсторонние предназначены для прокладки колеи, поэтому откидывают снег по обе стороны автомобиля.
Нерегулируемые плуги можно установить только в одном положении, поэтому они предназначены лишь для некоторых работ.
К примеру, прямые отвалы используют для сгребания снега в кучу, а косые для очистки колеи.
Нередко в дешевом или самодельном плужном оборудовании предусматривают механическую регулировку:
- направления;
- высоты;
- наклона.
Благодаря этому нож можно настроить под то или иное действие.
Устройства с гидравлической регулировкой более универсальны, потому что их можно настраивать не выходя из кабины. Однако их необходимо подключать к гидронасосу автомобиля.
Возможен также вариант регулировки с помощью электромоторов, но он не получил широкого распространения, ведь электрические детали очень чувствительны к влаге.
Промышленность предлагает снегоуборочное плужное оборудование любой формы и конфигурации, но стоимость снежных отвалов для спецтехники весьма высока. Как правило, хороший сварщик может сделать неплохое устройство с механической регулировкой, и оно обойдется гораздо дешевле покупного.
Если же к делу подключится гидравлик, то вдвоем они смогут сделать неплохой отвал с гидравлической регулировкой.
Такое устройство можно поставить даже на автомобиль без гидронасоса, ведь гидронасос несложно подключить напрямую к двигателю.
Более подробно об изготовлении таких устройств, а также плюсах и минусах их использования читайте в данной статье.
Размеры и форма
Размеры ножа выбирают исходя из:
Чем шире плуг, тем большую площадь он сможет очистить от снега за один проход, но и тем меньшая скорость должна быть во время движения.
От формы ножа зависит эффективность выполнения тех или иных операций. К примеру, отвал с минимальной округлостью идеально подходит для сгребания снежной массы. А максимально округлый идеален для очистки дорог и сбрасывания снега на обочину.
Тем не менее, округлый отвал можно использовать для сгребания снега, пусть и с меньшей эффективностью. А почти прямой отвал с минимальным закруглением можно неплохо применять во время очистки дорог.
Существуют еще и скоростные снежные отвалы. Они отличаются от обычных тем, что один из краев гораздо ниже другого, а сам нож сделан в форме полукруга. Такие устройства применяют для очистки дорог от снега толщиной до 5–10 сантиметров. При этом грузовик может ехать со скоростью до 60 километров в час.
Особенно эффективна комбинация из переднего и бокового скоростных отвалов. Ведь в этом случае ширина очищаемого пространства достигает 4,8 метра, то есть две нормальных полосы движения.
Лыжные опоры, установленные по краям, не позволят плугу причинить вред дорожному покрытию, однако не мешают убирать:
- снег;
- верхний слой льда.
Выбор снежного отвала
Выбирая плужное оборудование для уборки снега, необходимо учитывать такие факторы, как:
- назначение отвала;
- транспортное средство для установки оборудования;
- финансовые возможности;
- возможность самостоятельного или сервисного обслуживания.
Снежные отвалы, которые крепят к тракторам, адаптированы под их конструкцию, поэтому нередко плужный агрегат от одного трактора не подходит к другому и тем более не подходит для грузовика или погрузчика.
Кроме того, отличается плужное оборудование для техники с гидронасосом (краны, самосвалы или тракторы) и без него. Ведь наличие гидронасоса позволяет установить на транспортное средство гидравлический плуг и управлять им из кабины.
Ножи для погрузчиков невозможно никак приспособить для другой техники, ведь их надевают на вилы погрузчика.
Основное отличие плужных навесных устройств, предназначенных для разных моделей грузовиков, в различном расположении отверстий на крепежной пластине.
Поэтому навесной снежный отвал для КАМАЗа можно легко подогнать к:
просверлив в нужных местах отверстия.
Ведь бамперы на всех грузовиках крепят к несущей раме, поэтому несложно подогнать плуг под ту или иную модель.
Такая же ситуация и с боковыми отвалами, которые крепят к несущим балкам каркаса.
Можно использовать универсальные пластины, которые изготавливают самостоятельно или покупают у производителя.
Такие пластины подходят для большинства грузовиков, а также для большей части навесных агрегатов.
Такие же универсальные монтажные пластины бывают и для тракторов.
По назначению
Выбирая плужное навесное снегоуборочное оборудование, необходимо четко представлять, для чего оно нужно чаще всего.
Для очистки дорог от свежевыпавшего снега лучше всего подходит скоростной отвал.
- финансовые возможности;
- конструкция грузовика,
то желательно установить передний и боковой скоростные снегоуборочные отвалы.
Двухсторонний плуг лучше всего подходит для:
- очистки однополосной дороги;
- прокладки колеи в слежавшемся снегу.
В качестве универсального инструмента можно использовать плуг средней округлости. Однако он эффективен лишь на скорости до 10–15 километров в час.
Устали убирать снег обычной лопатой? Купите механическую лопату. Нужен снегоуборщик для дачи? Читайте здесь, как выбрать оптимальную модель. Никто не сбивает сосульки с крыши дома? Узнайте, кто за это отвечает: https://rcycle.net/sneg-i-led/ochistka-krysh/kto-dolzhen-sbivat-sosulki-kuda-zhalovatsya
По креплению
Несмотря на то, что хороший сварщик сможет приделать снегоуборочный отвал для КАМАЗа к трактору и наоборот, желательно выбирать плужное устройство, предназначенное для конкретной техники.
Производители плужного оборудования всегда сообщают, для какого транспортного средства предназначен тот или иной агрегат, поэтому всегда есть выбор.
Это особенно важно для боковых ножей, потому что они должны полностью складываться. В этом состоянии снегоуборочный плуг установлен вдоль задних колес и не мешает езде или маневрам.
По стоимости
Срок службы плужного оборудования при хорошем уходе составляет десятки лет, поэтому разница в цене между самым простым нерегулируемым и достаточно дорогим гидравлическим отвалом окупится многократно.
Качество уборки при использовании гидравлического плуга гораздо выше, а шанс повредить дорожное покрытие гораздо ниже, чем с нерегулируемым или регулируемым вручную отвалом.
- поискать модель с необходимыми функциями, но по меньшей цене у других производителей;
- воспользоваться акциями и скидками;
- взять подержанный агрегат.
Можно ли использовать летом
Нередко руководителей предприятий интересует вопрос – можно ли снежный отвал использовать летом в качестве грейдерного ножа для разравнивания грунта или бульдозерного ножа для очистки улиц?
Основное отличие снежного плуга в резиновой полосе, которая защищает дорожное покрытие.
Поэтому без переделок его нельзя использовать для разравнивания грунта.
Однако некоторые модели оснащают сменным металлическим лезвием, которое устанавливают вместо резиновой полосы, после чего снежный отвал превращается в грейдерный нож.
Проводя такую переделку нужно помнить, что толщина полноценного грейдерного или бульдозерного ножа достигает 50 миллиметров. Поэтому с его помощью можно не только разравнивать песок или щебень, но и двигать крупные камни.
После переделки снежный отвал, толщина которого чаще всего составляет 3–5 миллиметров, можно будет применять только для разравнивания мелкой щебенки или песка.
Попытка с его помощью разравнивать крупные камни приведет лишь к повреждению устройства, ведь оно не рассчитано на такие нагрузки.
Полноценно использовать снежный отвал для уборки улиц в весенне-осенний период можно только в том случае, когда транспортное средство оснащено плужно-щеточным навесным оборудованием.
Максимальная эффективность достигается установкой моечного устройства, превращая любой водовоз в полноценную коммунальную машину. Тем более, что все навесные устройства можно устанавливать с помощью универсальных монтажных пластин.
Сравнение с другими средствами для борьбы со снегом
Основные конкуренты плужных снегоуборочных агрегатов – различные шнекороторные устройства, о которых мы подробно говорили в статье (Шнекороторные устройства и их модификации).
Оба вида снегоуборочных устройств предназначены для очистки дорог и больших площадей от снега.
Однако плужное оборудование хорошо работает лишь со снегом небольшой глубины. Благодаря этому плуги очень эффективны для регулярной очистки дорог от свежего снега.
Если же необходимо проложить колею сквозь глубокий снег, то шнекороторные устройства подходят гораздо лучше плужных. В какой-то мере заменить шнекороторные устройства может трактор с двухсторонним отвалом, если глубина снега не превышает одного метра.
Оба вида устройств хорошо справляются со снегом, но не могут очистить дорогу от:
Это связано с особенностями воздействия на снег.
Если резиновый лемех плуга будет идти с прижимом к покрытию дороги, то быстро сотрется и потребует замены.
Установка металлического лемеха приведет к повреждению дорожного покрытия.
Такая же ситуация и со шнекороторными механизмами. Если шнек или ротор достигнут дорожного покрытия, то они могут:
- повредить покрытие;
- сломаться.
Поэтому для борьбы с гололедом используют пескоразбрасыватели.
Есть ли серьезные отличия между российским и иностранным плужным оборудованием
Если сравнивать плужное снегоуборочное оборудование одного класса, то никаких существенных отличий, кроме заметно большей цены, у иностранных устройств нет. Ведь сам отвал – это слегка изогнутый кусок стали, который сдвигает снег. Поэтому его невозможно улучшить или ухудшить.
Российское гидравлическое управление, которое устанавливают на такой технике, тоже ничем кроме цены не отличается от иностранного.
Оно также ничуть не уступает в:
Разница может быть лишь в том случае, если вы сравнивает фирменный иностранный отвал и продукцию какой-то частной мастерской. Если же у российского отвала есть сертификат соответствия, то он ничем не хуже иностранного оборудования.
Примерные цены
Мы составили небольшой список, в который вошли разные снежные отвалы для различной техники:
Модель отвала | Транспортное средство | Описание | Цена рублей | Сайт производителя |
ПС-822-МКУ-1,4Т Усиленный | МТЗ-82, Т-40 | Одиночный отвал без регулировки высоты, регулировка направления с помощью гидроцилиндра | 59900 | regionmash.ru |
Коммунальный отвал КО-4 | МТЗ-82, Т-40 | Одиночный отвал с гидравлической регулировкой по высоте и углу поворота | 49400 | grantek-bara.ru |
Снежный отвал СО 2.5 с гидравлическим поворотом 30º л/п | МТЗ-82, Т-40 | Одиночный отвал с гидравлической регулировкой по высоте и углу поворота | 147000 | pmzavod.ru |
Скоростной | КамАЗ, МАЗ | Скоростной одиночный отвал с регулировкой по высоте и повороту, без установочной плиты (нужно приобретать отдельно). | 194000 | specavtosnab.com |
Скоростной | КамАЗ, МАЗ | Скоростной одиночный отвал с гидравлической регулировкой высоты и угла поворота. Оборудован техпластиной (установочной плитой). | 140000 | konvend.ru |
Боковой | КамАЗ, МАЗ | Оснащен гидроприводом, который регулирует угол и высоту установки отвала, а также переводит его в транспортное положение | 250000 | nermz.ru |
«Бизон» | УАЗ | Нерегулируемый отвал для уборки снега. | 25000 | jeepstroy.ru |
Выводы
Снежные отвалы предназначены для очистки дорог от неглубокого свежего снега, поэтому их установка превращает любой трактор или тяжелый самосвал в снегоуборочную машину.
При этом стоимость отвала и его установки окажется в 10–15 раз меньше, чем снегоуборочной машины, оборудованной таким устройством. Ведь после схода снега отвал снимают и трактор или грузовик продолжают работать круглый год, а не простаивают до начала следующей зимы.
В данном видео вы можете увидеть. как работает скоростной отвал:
Какая техника лучше всего подходит для уборки снега?
Инструменты и техника
С приходом зимы выпадает снег и накрывает собой дороги и тротуары. Этот зимний фактор сильно влияет на скорость и безопасность передвижения, не всегда получается с комфортом добраться домой.
Расчистить большие площади от снега быстро не получится и потрачено сил будет немало. В этих случаях на помощь и приходят снегоуборочные машины.
Что такое снегоуборочная машина и где она используется?
Снегоуборочные машины считаются универсальной техникой, которую можно использовать для очистки больших территорий от снега. Главная цель таких аппаратов – облегчение труда для человека и экономия времени. Область применения снегоуборочной техники имеет большой спектр.
К основным местам применения относят автомобильные дороги, территории возле магазинов и кафе, приватные территории, коттеджных поселков, дачных поселков и т.д. Места, наиболее требующие уборки – автомобильные дороги.
Для таких работ чаще всего используют трактор для уборки снега или минитрактор снегоуборщик.
Типы снегоуборочных механизмов
В настоящее время существует множество различных видов механизмов для уборки. Выбор должен основываться на экономической составляющей (количество вложенных средств) и технических характеристиках агрегата. Не стоит забывать и о размерах территории, которую необходимо будет убирать.
Снегоуборочный трактор представлен на рынке несколькими видами, пользующимися спросом:
- Коммунальный трактор для чистки снега. Эти трактора чаще всего встречаются на наших дорогах городов во время выпадения снега. Они не заменимы в работе коммунальных служб при обильных снегопадах.
- Минитрактор для уборки снега. При небольших размерах такой аппарат обладает высокой мощностью и справляется с большими объемами снега. Компании, у которых имеется немалая территория, чаще всего используют для уборки снега минитрактор.
- Тракторы смешанного вида. С помощью таких тракторов можно подметать и убирать снежные завалы без замены навесного оборудования, что позволяет экономить владельцу.
- Снегоуборочные машины. Функцией таких машин является не только уборка снега с земли, но и сметка еще не слежавшегося свежего снега.
Читать: В чем заключается польза измельчителя «зубр» в хозяйстве?
Трактора по снегу помогают загружать и осуществлять вывоз снега за территорию, где происходила уборка. Большим преимуществом этой техники является возможность борьбы с обледенениями на дорогах и тротуарах.
Навесное оборудование для снегоуборщиков
При больших снегопадах не всегда хватает стандартной комплектации, что бы эффективно справляться с уборкой, особенно на проезжей части. Необходимо не просто сгрести снег в кучу, но и избавится от наледи. В этом случае используются навесные насадки.
Перечень навесного оборудования:
- Отвал снегоуборочный щетка. Этот набор является популярным. Отвал для снега размещается впереди трактора и служит для его сбора, а щетка находится позади. Она убирать то, что осталось от снежного покрова. Обе эти детали являются съемными и сменными частями. Отвалы лучше выбирать гидравлические, они убирают снег под определенным углом. В зимний период используется механическая щетка, она вращается только в одно направление. Ее стоимость дешевле гидравлической, но эффективность не меньше гидравлической.
- Устанавливается ковш вместо отвала. Ковш не только выполняет функцию уборки, но и загрузки убранного снега для вывоза в места складирования.
- Применяется навесной снегоуборщик для трактора, который выбрасывает снег в сторону. Его располагают либо спереди, либо сзади трактора. Самый распространенный – роторный снегоуборщик для минитрактора. Для измельчения свалявшего слоя снега, можно приобрести шнекороторный снегоуборщик. Если снегоуборщик установлен сзади трактора, то спереди монтируется отвал. Позади трактора устанавливается щетка. С такой щеткой уборка будет чище.
- Вместе с отвалом предпочтительно использовать грейдерный нож. В паре они отлично справляются с только что выпавшим снегом. Толщина слоя для такой пары не имеет значения, наоборот, чем толще слой, тем чище уборка.
Читать: Бензиновый инверторный генератор — PRORAB: обзор
Совсем недавно, появилась возможность покупки всех этих навесных деталей для минитракторов. Таким образом, чистка снега трактором или минитрактором становится производительней.
Выбор снегоуборочного трактора
При выборе снегоуборочной техники обращают внимание на размер территории, которая будет убираться. Если этой территорией являются автодороги, то постоянное использование минитрактора нецелесообразно и не эффективно. Мощность двигателя так же играет большую роль. Чем мощнее двигатель, тем быстрее и эффективнее уборка.
Важным критерием при выборе являются характеристики навесного оборудования, которое играют ключевую роль на качество уборки. При выборе тракторы учитывают компанию производителя. Предпочтительно выбирать из известных брендов, зарекомендовавших себя надежными партнерами на рынке. Продукция таких производителей прослужит долго и при правильном использовании, не будет нуждаться в ремонте.
Читать: Как и из чего сделать прицеп для мотоблока своими руками
Самые популярные модели тракторов «МТЗ»
На сегодняшний день уборка снега трактором не сильно затруднительна. Самыми ходовыми являются трактора модели МТЗ (Минский тракторный завод). На МТЗ изготавливают не только трактора, но и навесные комплектующие:
- Шнекороторный снегоочиститель ШРК 2,0. С помощью такого снегоочистителя очищают дороги, убирают валуны после чистки бульдозером и т.д.
- Снежные отвалы с гидроповоротом марки СО 2.5.
- Снегоуборочная машина СУ 2.1 ОМ для мтз 82. Эта машина не заменима в городских условиях, работает в трех положениях, при необходимости меняется угол сброса снега.
«KIOTI»
Это корейская тракторная компания, которая завоевала популярность своей надежностью. Данная компания выпускает как большие, так и мини тракторы со всеми навесными комплектующими.
Выбрать будет не сложно, если заранее знать какую территорию придется убирать.
«Craftsman»
«Craftsman», в основном, специализируются на минитракторах. Главными особенностями данных тракторов являются большая трудоспособность и мощность, механическая трансмиссия и ширина захвата до 107 см. Производство тракторов марки «Craftsman» налажено в Америке.
Из-за того, что наши зимы суровы, стоит задуматься о приобретении снегоуборочных механизмов. Чистка снежной массы трактором позволит очистить от снега нужную территорию и сэкономит время.
Плуги и щётки, шнеки и роторы: советские снегоуборочные машины
В нашем сериале об отечественных коммунальных автомобилях мы рассказывали о поливомоечных машинах, мусоровозах и цистернах с пикантными грузами, многие из которых трудились только летом. Теперь пришла очередь узкоспециализированных автомобилей для работы исключительно в зимнее время года, продолжительность которого в разных уголках необъятного Советского Союза достигала семи-восьми месяцев.
В этом кратком обзоре речь пойдет о советских городских коммунальных машинах, предназначенных для эксплуатации в отдалённых регионах с холодным климатом, а также для работы в зимние месяцы в более теплых районах страны. К этой категории относились разнообразные снегоуборочные автомобили на базе серийных грузовиков с рабочими органами для очистки и вывоза снега с улиц и площадей, а также для борьбы со льдом на проезжей части.
Союз плуга и щётки
Первая попытка механизировать труд вездесущих дворников при очистке от снега тротуаров и дворов была предпринята в 1937 году, но до середины 50-х этот процесс носил самодельно-хаотичный характер. В наиболее простом исполнении на передней толкающей раме полуторок и трёхтонок военного образца монтировали пассивные одно- или двухотвальные плужные рабочие органы, прямых родственников сельскохозяйственных плугов, сдвигавших снег в одну или в обе стороны от проезжей части.
Во втором активном плужно-щёточном варианте под рамой автомобилей дополнительно монтировали вращавшиеся щётки с приводом от коробки отбора мощности шасси. В послевоенные годы основой таких систем побывали практически все грузовики – от ЗИС-150 до тяжелых «Уралов».
В середине 50-х на летней поливомоечной машине ПМ-10 на базе ЗИС-150 был предусмотрен сменный зимний плужно-щёточный комплект П-11 с цилиндрической щёткой и подъёмным отвалом с гидроприводами, предназначенный для сгребания в сторону свежевыпавшего снега.
В 60-е ему на смену пришли зимние плужно-щёточные варианты обычных «поливалок» ПМ-130 на шасси ЗИЛ-130. Их штатная подметальная щётка снабжалась металлическим ворсом, а спереди на специальной раме был установлен поворотный отвал с управлением из кабины водителя.
Искусство разбрасывать песок
Вряд ли кто зимой обращал внимание на неказистые машины, швырявшиеся из-под кузова песком с мелкими камушками, которыми накрывали ледяные дорожки на тротуарах и обледеневшие участки дорог. Это были незаменимые в зимнее время автомобильные пескоразбрасыватели, созданные для борьбы с гололёдом путем рассыпания смесей песка, соли и особых реагентов.
Впрочем, в СССР борьба со льдом на дорогах началась в конце 30-х и олицетворялась опытным образцом «лёдокольной» установки на грузовике ЯГ-4. Под его рамой был установлен оригинальный механизм с мотором, приводившим несколько массивных наклонных скребков с режущими кромками, которые попеременно сбрасывали вниз, дробя лёд и твёрдый снег.
Вернёмся к пескоразбрасывателям. Практически все они имели единую и достаточно простую конструкцию, сводившуюся к разрешению проблемы подачи песка из открытых металлических кузовов бункерного типа на задний разбрасывающий диск-метатель.
Одним из первых послевоенных пескоразбрасывателей была машина МПР-10 на шасси ЗИС-5 со стальным кузовом с наклонным днищем. При помощи кривошипно-шатунного механизма он совершал колебательные движения, позволявшие постепенно проталкивать песок на разбрасывающий диск. Оригинальная машина оказалась сложной, дорогой и ненадежной.
В 50-е московский Экспериментально-механический завод выпускал лёгкий разбрасыватель ПД-4М на шасси ГАЗ-51, у которого песок из кузова на диск доставлял напольный скребковый транспортёр. Авторемонтный завод № 5 собирал вариант ПД-6 на базе ЗИС-150 с пластинчатым транспортёром и дробильным барабаном, размельчавшим смерзшиеся комки снега. В 1957 году 140 машин обоих типов за один сезон высыпали 120 тысяч кубометров речного песка и шесть тысяч тонн соли.
В 1962-м Свердловский завод коммунального машиностроения приступил к выпуску многоцелевого разбрасыватели Д-307А на шасси ЗИЛ-164 с передним отвалом, щёткой и бункером, под которым помещался наклонный лоток с эксцентриковым вибратором, совершавший колебательные движения и облегчавший продвижение песка к заднему диску.
В середине 60-х в КБ Управления благоустройства Мосгорисполкома (УБМ) был создан всесезонный вариант ПР-53 на шасси ГАЗ-53А с универсальным кузовом со скребковым транспортёром и регулятором скорости вращения метателя, передним поворотным плугом и активной щёткой с жёстким ворсом. Его выпускал Арзамасский завод коммунального машиностроения.
Позднее это же КБ разработало универсальную машину ПР-130 на базе грузовика ЗИЛ-130 с вибрационным лотком под кузовом, задним разбрасывателем песка и плужно-щёточным комплектом. Её собирал Свердловский завод.
В 80-е одной из наиболее ходовых всесезонных машин был разбрасыватель КО-106 на шасси ГАЗ-53-12, оснащённый универсальным 2,5-кубовым кузовом, скребковым транспортёром и разбрасывающим диском с гидроприводами.
Лаповые снегопогрузчики, не путать с липовыми!
Сразу же по окончании войны в УБМ был определён план выпуска принципиально новых городских снегопогрузчиков. Первым появился опытный образец С-1 на «перевернутом с заду наперед» шасси ЗИС-5. В результате задний ведущий мост с двускатными колесами оказался спереди под одноместной кабиной, а все прочие агрегаты и передние управляемые колеса перекочевали в заднюю часть машины.
Второй вариант С-3 на базе ЗИС-150 был приспособлен к работе с разными типами грузовиков. «Изюминкой» обеих машин была оригинальная погрузочная конструкция лапчатого типа, конструкцию которой в 1924 году запатентовал американский изобретатель Джозеф Джой.
До 1948-го планировалось изготовить 50 машин С-3. Серийный выпуск модернизированных снегопогрузчиков 2С-3 для уборки снега из валков и куч был организован на заводе «Мосдормаш» в 1952 году, и впоследствии они работали в большинстве советских городов.
Основой рабочего механизма машины 2С-3 была так называемая лопата – широкая площадка с боковыми «щёками» и двумя плоскими дисками с приводом от трансмиссии шасси. На них шарнирно крепились две «лапы» или лопатки, совершавшие загребающие движения для захвата очередной порции снега. Далее он подавался на наклонную стрелу с цепным скребковым транспортёром и затем сгружался в кузова следовавших задним ходом грузовиков или самосвалов. Средняя производительность составляла 120 кубов снега в час.
В 1956-м прямым развитием модели 2С-3 стал компактный погрузчик снега С-4 на укороченном шасси ГАЗ-51А с «нормальным» расположением мостов, скребковым конвейером и гидроприводами лопаты и стрелы, который служил для очистки узких улиц небольших городов.
Легкие снегопогрузчики С-4 с шириной лопаты 2,4 метра на укороченном на 800 мм шасси ГАЗ-51А. 1956 год
Следующий снегопогрузчик появился только через двадцать лет. Это была машина КО-203 на спецшасси с рамой и агрегатами от грузовика ГАЗ-52-04 и тракторным дизелем в 55 сил. По общей конструкции она повторяла модель С-4, не считая утеплённой кабины, двухсекционной стрелы и резиновых вставок в элементы транспортёра.
Первые шаги шнекороторных борцов со снегом
В 1947 году в Москве появились первые шнекороторные снегоуборочные машины на грузовиках ЗИС-5 военного образца, отбрасывавшие слежавшийся в валках снег с кремлевских набережных далеко в Москву-реку. Их развитием были московские образцы РСМ-2 и РСМ-3 на базе ЗИС-150 и ЗИС-151 соответственно.
В передней части таких машин перед радиатором в едином корпусе, так называемом ковше или корыте, были смонтированы горизонтальные стальные винты (шнеки), которые подгребали снег к продольной оси машины и направляли его на вертикальный ротор с лопастями, с силой отбрасывавший снег в нужном направлении через регулируемую поворотную трубу. Для привода всей этой системы за кабиной водителя находился мощный автономный силовой агрегат.
В Ленинграде в конце 40-х появились собственные снегоуборщики РС-3Л на шасси ЗИС-150, которые в течение нескольких лет в единичных образцах собирал местный механический завод. Машину оборудовали двумя шнекам, состоявшими из двух половинок, вращавшихся в разные стороны, центральным ротором, поворотным коробом и усиленной передней подвеской.
В 1953-м КБ УБМ разработало оригинальный снегоуборщик РС-3 на «перевернутом» шасси ЗИС-150 с передними ведущими двускатными колёсами и задними управляемыми. Рабочий орган с приводом от автомобиля состоял из двух шнеков, шестилопастного ротора и металлического рукава для отбрасывания убираемого снега на расстояние до 25 метров. В небольших количествах его выпускали в Свердловске.
В середине 50-х завод «Мосдормаш» собрал опытный образец снегоразгрузчика Р-1 на агрегатах машины 2С-3, оборудованного подъёмной решётчатой стрелой и шнекороторным агрегатом для ускорения процесса опорожнения кузова грузовиков от залежалого снега.
В 1956-м КБ УБМ совместно с Горьковским автозаводом спроектировали упрощенный снегоочиститель РС-363, рабочий орган которого навешивался на вездеход ГАЗ-63. Он состоял из одного шнека и ротора с приводом от трансмиссии автомобиля и регулируемого короба, отбрасывавшего снег на 15 метров в разные стороны. До 1963 года Мценский завод коммунального машиностроения собрал 23 комплекта таких машин.
В 1967-м Свердловский завод приступил к выпуску оригинального погрузчика УП-66 (РС-66), приспособленного для перегрузки снега, песка и сыпучих материалов. Он базировался на агрегатах серийного ГАЗ-66 с задней установкой мотора V8, соответственно измененной схемой трансмиссии и доработанной кабиной. На нём применялся редкий фрезерный рабочий орган в сварном корпусе с опорными лыжами, который направлял грузы на стрелу с ленточным конвейером, передняя часть которого проходила под полом кабины. Выпуск этой машины продолжался до середины 80-х.
На заглавной фотографии — лёгкий компактный и маневренный снегопогрузчик С-4 с агрегатами от грузовика ГАЗ-51А на Красной площади.
Источник https://rcycle.net/sneg-i-led/snegouborochnaya-tehnika/promyshlennaya-i-kommunalnaya/pluzhnye-snejnye-otvaly
Источник https://premier-agro.ru/kakaya-tehnika-luchshe-vsego-podhodit-dlya-uborki-snega/
Источник https://www.kolesa.ru/article/plugi-i-shchetki-shneki-i-rotory-sovetskie-snegouborochnye-mashiny