Обслуживание и зарядка аккумулятора вилочного электропогрузчика
Реалии современной жизни таковы, что экология уже стоит во главе угла любого производства. Не исключением является и складское хозяйство. На смену дизельным, бензиновым и газовым вилочным автопогрузчикам приходят экологически чистые автопогрузчики с электроприводом на переменном токе (взамен устаревших и существенно более дорогих в эксплуатации на постоянном токе).
В США и Европе эти тенденции давно в ходу: погрузчиков с ДВС там осталось не более 25 %, в Украине такой тенденции пока не наблюдается. Это связано, в первую очередь, с ценовой политикой на новые электропогрузчики и их высокую цену, а также с небольшими эксплуатационными затратами на содержание автопогрузчиков с ДВС. В данной статье мы расскажем, как правильно заряжать, обслуживать и хранить «сердце» электропогрузчика — тяговую аккумуляторную батарею (АКБ).
Как обслуживать аккумулятор
- Периодически проверять уровень электролита в аккумуляторе и доливать его до требуемого уровня.
- Обеспечьте правильное зарядное устройство и зарядное устройство для аккумулятора.
- Очищайте контакты аккумулятора и зарядного устройства от грязи и ржавчины.
- Хранить аккумулятор в правильной позиции и защищать его от влаги.
- Избегайте полного разряда аккумулятора, заряжая его до рекомендуемого уровня.
- Периодически производить полное зарядное циклы для обеспечения длительной жизни аккумулятора.
- Проверяйте и заменяйте аккумулятор, если он не держит заряд или его емкость снижается.
- Используйте только рекомендуемые запасные части и аккумуляторы для обслуживания погрузчика.
Правильная зарядка аккумуляторной батареи погрузчика
Считается, что одним из самых дорогих комплектующих электропогрузчика является аккумуляторная батарея. Ее цена может составлять до 30 % от общей стоимости погрузчика. И это мы рассматриваем бюджетные, жидкостные АКБ — свинцово-кислотные, или как их еще просто называют «кислотные», или никель-железные («щелочные»). Аккумуляторы нового поколения гелиевые или литий-ионные, которые можно заряжать, не снимая с погрузчика, стоят приблизительно в 2 раза дороже жидкостных.
Учитывая, что большинство погрузчиков работает на жидкостных батареях, их и будем рассматривать подробно. Безусловно, зарядка аккумулятора электропогрузчика — это самое важный момент в уходе за АКБ. Неправильные действия при зарядке могут привести к уменьшению срока эксплуатации аккумулятора в 1,5-2 раза.
Остановимся на основных положениях регламента выполнения работ этапа «Зарядка аккумулятора погрузчика»:
- все работы по регламенту следует проводить в специально отведённом помещении;
- перед зарядкой его необходимо демонтировать с погрузчика и очистить от грязи;
- подключить батарею к зарядному устройству, не включая его, и по индикатору убедиться, что уровень зарядки стал 20 %. Только после этого включить зарядное устройство.
Не допускается работа погрузчика с разряженной АКБ меньше 20 % — теряется мощность и тяга, что чревато неприятными последствиями, вплоть до аварии. Чтобы не допустить сокращения ресурса заряда, зарядку батареи производить до показателя 100 % и не чаще, чем раз в 24 часа.
Необходимо заряжать АКБ с периодичностью:
- для используемых аккумуляторов — через каждые пять зарядок;
- для новых единиц — через каждые 10 зарядок.
Нужно проводить уравнительную подзарядку, при которой процесс зарядки продолжается с превышением необходимого уровня заряда, но с меньшим током. В итоге проходит корректировка отклонений некоторых показателей АКБ.
Еще одним важным пунктом является включить в обязанности оператору проводить постоянный визуальный контроль за индикатором уровня заряда, чтобы не допустить полного разряда АКБ. Для продления срока эксплуатации батареи, регулярно проводить их ТО.
Недозаряд и перезаряд: чем это грозит?
Сразу ответим на вопрос этого раздела: это грозит ускоренным износом аккумулятора, потерей денег и планов, то есть, ничем хорошим.
Разберемся подробнее, что собой представляют перезаряд и недозаряд аккумулятора.
Перезаряд аккумулятора
Главная причина перезаряда тяговой батареи для погрузчика — неисправность зарядного устройства или неправильный его выбор по параметрам обслуживаемой АКБ.
При перезаряде происходит превышение номинального зарядного напряжения (14,5-14,8 В) до величин более 15 В (достигает 17-18 В). При этом увеличивается степень заряженности батареи (выше 75-80 %), что соответствует началу процесса разложения воды на две составляющие — водород и кислород. Учитывая, что воды в электролите 65 % (остальные 35 % — серная кислота), то начинается бурный процесс закипания электролита.
В результате перезаряда получаются следующие отрицательные последствия:
- выплескивание кипящего электролита на поверхность корпуса АКБ, затем электролит (пусть и разбавленная, но серная кислота) стекает на другие элементы — клеммы, патрубки, другие элементы и может их повредить;
- при выкипании воды, уровень электролита понижается, свинцовые решетки подвергаются коррозии, и, в конечном итоге, все это может привести к замыканию банок и, соответственно, к выходу из строя аккумулятора без возможности ремонта;
- учитывая, что водород и кислород в смеси достаточно взрывоопасны, то возможен и самый печальный исход — взрыв батареи.
Ключевое решение в недопущении такой ситуации — это проводить все работы по регламенту «Зарядка аккумулятора электропогрузчика» под постоянным контролем. Тогда при выкипании электролита можно будет оперативно его восполнить сразу после окончания зарядки, вовремя выявить неисправную ячейку аккумулятора и заменить ее.
Недозаряд аккумулятора
Основной причиной недозаряда аккумуляторной батареи является неисправное зарядное устройство. Недозаряд аккумулятора — это состояние, когда величина зарядного напряжения не превышает 13,8 В. При эксплуатации такой АКБ происходит так называемый прогрессирующий недозаряд. То есть степень заряженности аккумулятора будет постоянно понижаться пропорционально времени работы. И, только когда она сравняется с величиной зарядного напряжения, снижение закончится.
И еще важный момент. При работе аккумулятора на минусовых температурах окружающей среды, ее степень зарядки может составить 50 %, не более.
Главные недостатки недозаряда аккумуляторной батареи:
- эксплуатация аккумулятора со степенью заряженности на уровне 50 % обусловливает резкое снижение всех рабочих параметров, что очень быстро приводит к реальной сульфатации аккумулятора;
- сульфатация (образование светлого налета на пластинах АКБ из сульфата свинца) в итоге повышает сопротивление пластин, из-за чего даже уже исправное зарядное устройство недозаряжает батарею. К сожалению, сульфатированные аккумуляторы не ремонтируются и подлежат утилизации.
Помещение для подзарядки аккумуляторной батареи
В процессе эксплуатации электропогрузчик не выделяет никаких вредных веществ. Поэтому только такие погрузчики работают на фармацевтических и пищевых складах в закрытых помещениях. Однако при зарядке в окружающую среду выделяются пары серной кислоты, как, например, с кислотными АКБ, и свободный водород, который становится взрывоопасным при концентрации в воздухе более 4 %. Поэтому для зарядки жидкостных батарей в обязательном порядке необходимо предусмотреть отдельное помещение.
Основные требования к помещению, где будет выполняться зарядка аккумулятора погрузчика, и обслуживающему персоналу:
- габариты помещения выбираются, исходя из предварительных расчетов воздухообмена по парам серной кислоты и выделению водорода, исходные данные для расчета можно найти в паспорте на аккумулятор и нормах ПУЭ;
- наличие двух видов вентиляции — обычной и отдельной принудительной (приточно-вытяжной);
- в холодный период температура воздуха должна быть не менее +10 по Цельсию, а источник тепла (калориферного типа) должен находиться отдельно и подавать теплый воздух с помощью вентиляционного канала;
- устройства для зарядки должны быть снабжены реле времени для автоматического прекращения зарядки;
- работники компании, связанные с эксплуатацией зарядного устройства для АКБ, должны обязательно пройти дополнительное обучение и иметь соответствующий допуск на работы;
- в составе бригады должен быть специалист по демонтажу аккумуляторов с погрузчика и установки их на место подзарядки;
- во время выполнения всех работ обученный персонал должен иметь средства индивидуальной защиты.
Правильное хранение аккумулятора погрузчика
Если правильно и грамотно хранить жидкостную АКБ, будь то или кислотная, или щелочная батарея, она прослужит долго, а компания, эксплуатирующая погрузчик, еще и сэкономит немалые деньги.
Для правильного хранения аккумулятора необходимо отдельное проветриваемое, теплое и сухое помещение (не менее +10 градусов по Цельсию). Помещение однозначно должно быть оборудовано специальной приточно-вытяжной вентиляцией, где запрещено курение.
Кроме того, помещать аккумуляторы на хранение надо только после очистки их корпусов и клемм от грязи, различного вида смазок и кислоты. Отличным средством для этого может служить простая х/б ткань или мягкая щетка. Для устранения следов кислоты можно использовать 5% раствор соды в воде. При чистке корпуса необходимо обращать внимание на загрязненные вентиляционные каналы, их важно тщательно чистить, чтобы избежать закупорки и потенциального взрыва аккумулятора.
И в заключение хотим еще раз подчеркнуть, что зарядка аккумулятора электропогрузчика — очень важный этап в ходе эксплуатации электропогрузчика для сохранения полного срока его эксплуатации (до 5 лет).
Если есть какие-либо проблемы по эксплуатации батареи, то наша основная рекомендация — незамедлительно обращайтесь к опытным специалистам. В нашей компании есть такие профессионалы, которые помогут в решении любой ситуации, связанной с эксплуатацией и обслуживанием погрузчика.
Работайте с профессионалами!
Правила эксплуатации АКБ штабелера и погрузчика
Как продлить ресурс тягового свинцово-кислотного аккумулятора электрического штабелера или погрузчика.
Стоимость хорошей аккумуляторной батареи составляет от 25 до 40% стоимости всего электрического штабелера или погрузчика, поэтому важно, чтобы она служила долго. Для этого нужно делать правильно 4 вещи: зарядку, обслуживание, очистку, соблюдение правил безопасности.
Для начала несколько важных фактов:
- Аккумуляторная батарея – главный источник энергии электрического погрузчика или штабелера, без которого они не смогут функционировать.
- Каждая зарядка – это один цикл. Тяговый свинцово-кислотный аккумулятор рассчитан в среднем на 1500 циклов.
- Если АКБ заряжается один раз в рабочий день, то может прослужить до 5 лет. Неправильная зарядка сокращает жизнь батареи как минимум наполовину.
Таким обрахом, нельзя забывать о правильном обращении с аккумулятором, поскольку от него зависит производительность, безопасность, а также стоимость эксплуатации электрического погрузчика и штабелера.
Зарядка и разрядка
Длина срока службы тяговой свинцово-кислотной батареи больше всего зависит от правильности зарядки. Для этой процедуры нужно выделить хорошо вентилируемое помещение. Большинство современных погрузчиков или штабелеров оснащаются съемными АКБ, выдвигаемыми на специальных салазках и внешними зарядными устройствами. Это дает возможность использовать два аккумулятора: один в работе, второй заряжается.
Нужно:
- Через каждые 5-10 циклов производить полную разрядку (лучше делать это в конце каждой рабочей недели), а раз в 1-3 месяца –выравнивающую зарядку.
- В конце каждого рабочего дня заряжать батарею, не допуская разрядки ниже 30%.
Нельзя:
- Допускать глубокого разряда (ниже 20%). Это вызывает сульфитацию пластин, что сильно сокращает срок службы АКБ.
- Оставлять батарею надолго разряженной.
- Заряжать слишком часто (по любому удобному случаю, в обеденные перерывы и т.д.). Следует помнить: каждая подзарядка отнимает один цикл из жизни аккумулятора.
- Не доводить зарядку до конца.
Уровень жидкости
Хотя в последнее десятилетие выпускается много необслуживаемых гелевых тяговых АКБ, они не слишком популярны из-за дороговизны. Большинство производителей штабелеров и погрузчиков устанавливают «классику», чтобы удешевить свою продукцию.
- В конце каждой зарядки нужно проверять уровень жидкости. Дистиллированную воду доливают, оставляя около 6 мм до края емкости (для газов, образующихся в конце зарядки).
- Нельзя переливать воду, поскольку вместе с водой потеряется некоторое количество электролита, что уменьшит его плотность.
Очистка
Очистку АКБ штабелера или погрузчика производят еженедельно. Она нужна для предотвращения коррозии и продления срока службы батареи. Выполнять процедуру нужно при хорошем освещении и проветривании. Для очистки применяют теплую чистую воду и соду. Один-два раза в год рекомендуется полностью промывать АКБ горячей водой (с содой и без). Для этого ее предварительно полностью заряжают и сливают весь электролит.
Безопасность
При работе с тяговыми аккумуляторами электрических погрузчиков и штабелеров нужно быть предельно осторожными. Опасность исходит от электричества, кислоты, большой массы (батареи весят сотни килограмм), высокой температуры. Для работы нужны очки, защитная одежда, перчатки.
Запрещено:
- Класть на аккумулятор металлические предметы.
- Отсоединять АКБ от включенного в сеть зарядного устройства.
- Устанавливать или использовать перегревающуюся или неисправную батарею.
Итог
Регулярное правильное обслуживание позволит выжать максимальный ресурс из АКБ, а значит сократить расходы на эксплуатацию и обслуживание штабелера или погрузчика. Наш сервис предоставляет услуги по ремонту и диагностике АКБ.
Как ухаживать за аккумулятором погрузчика
Квалифицированное обслуживание аккумуляторных батарей погрузчиков – обязательное условие долговечной и надежной работы этой дорогостоящей современной техники. Правильно обращение и с АКБ обеспечит максимальную отдачу от вложенных инвестиций с приобретение или аренду спецтехники.
Характеристики аккумуляторов погрузчиков
В настоящее время производители оснащают погрузчики аккумуляторными батареями нескольких типов:
- щелочные,
- гелевые,
- свинцово-кислотные,
- литий-ионные.
Каждый из этих типов аккумуляторов имеет свои достоинства и особенности эксплуатации, но общим является требование использования АКБ в соответствии с рекомендациями производителя и номинальными эксплуатационными характеристиками.
Что может увеличить срок службы батареи погрузчика:
- Надлежащий своевременный уход и обслуживание АКБ;
- Использование оригинального зарядного устройства;
- Эксплуатация погрузчика при номинальных нагрузках;
- Работа при допустимых температурах (-20°С до +40°С);
- Остановка работы техники при полной разрядке АКБ;
- Своевременный ремонт и сервисное обслуживание.
Факторы, ухудшающие срок службы аккумуляторов:
- Частые разряды (более 80% от номинала батареи);
- Превышение допустимых рабочих температур окружающей среды (>40°С) на протяжении длительного времени;
- Зарядка аккумулятора недопустимыми токами;
- Частое нахождение батареи в разряженном состоянии;
- Наличие посторонних примесей в электролите, не соответствующих инструкции по эксплуатации погрузчика;
- Регулярные перегрузки техники или короткие замыкания.
Правила эксплуатации:
- Инструкция по зарядке аккумуляторных батарей электропогрузчика категорически запрещает полностью разряжать батарею;
- Запрещено эксплуатировать погрузчик при утечке электролита;
- Необходимо ежедневно контролировать уровень электролита и плотность min 1,13 кг/л (300С);
- Запрещено эксплуатировать технику вне допустимого диапазона рабочих температур;
- Для избегания повреждений тяговой батареи запрещается производить зарядку при нагреве электролита выше 55°С;
- Перед зарядкой штабелера необходимо снять крышку аккумулятора, закрывать ее можно только через полчаса после завершения зарядки;
- При зарядке батареи электропогрузчика использовать оригинальные устройства;
- Для долива использовать исключительно дистиллированную воду (DIN 43530 ч. 4), запрещено доливать кислоту или добавки.
Ежедневные работы по эксплуатации батарей электропогрузчиков следующие:
- Проводится осмотр свинцово-кислотных аккумуляторов на предмет выявления механических повреждений, утечек электролита, наличия скоплений пыли и грязи на рабочей поверхности;
- Своевременное обслуживание аккумуляторов в первую очередь включает очистку от пыли и грязи при помощи ветоши;
- Проводится контроль температуры (охладить при >45 C) и уровня электролита, а при необходимости и зарядка батареи при снятой крышке;
- В конце заряда при необходимости провести долив дистиллированной воды (DIN 43530 ч. 4);
- Еженедельно проводится уравнительный заряд.
Ежемесячные работы по эксплуатации аккумуляторов электропогрузчиков:
- Проверяется равномерность выделения газа рабочими элементами;
- После проведения уравнительного заряда измеряется плотность кислоты и температура;
- Производятся измерения плотности, температуры и напряжения рабочих элементов.
Условия хранения
Для продления жизненного цикла аккумуляторных батарей их рекомендуют хранить полностью заряженными, в сухом помещении с вентиляцией при температуре выше 0°С. При этом ежемесячно следует проводить уравнительный заряд и при необходимости поддерживающую зарядку.
Работы на год и полгода:
- Проверка работоспособности зарядного устройства, зарядный ток в начале и конце зарядки не менее 2.4 В/элемент;
- Производится проверка штекеров и штекерных устройств;
- Проверка и устранение незначительных повреждений контейнера аккумуляторной батареи;
- Проводится проверка сопротивления изоляции аккумулятора к массе (DIN 43539 часть 1) в случае размыкания внешней электрической цепи;
- Проверка сопротивления изоляции (не менее 50 ОМ на каждый номинальный Вольт).
Рекомендации по эксплуатации для взрывоопасных батарей
При работах в зонах повышенной взрывоопасности необходимо производить зарядку устройства исключительно в хорошо проветриваемом помещении при снятой верхней крышке аккумулятора.
Помните, что надлежащий уход, соблюдение инструкций и правил эксплуатации этого дорогостоящего оборудования могут значительно увеличить срок службы, избежать преждевременной коррозии пластин, сокращению ресурса и снижению емкости.
Источник https://ustkiev.com/ru/obsluzhivanie-i-zaryadka-akkumulyatora-vilochnogo-elektropogruzchika
Источник https://oxlift.ru/customers/articles/pravila-ekspluatatsii-akb-shtabelera-i-pogruzchika/
Источник https://ostrovmashin.ru/articles/obsluzhivanie-akkumulyatora-pogruzchika/