Как управлять вилочным погрузчиком
https://sts-co.ru/articles/upravlenie-vilochnogo-pogruzchika Как управлять вилочным погрузчиком Управление вилочным погрузчиком производится педалями, рычагами и подрулевыми переключателями. Техника снабжена автоматической или механической коробкой передач. От этого зависит, на что придется нажимать, чтобы изменились обороты мотора и направление движения. Andrey Markov 14.12.2022 14.12.2022 Andrey Markov
Статью подготовил:
Автослесарь, стаж 11 лет
Переключение передач вилочного погрузчика
Как ездить на вилочном погрузчике?
Управление вилочным погрузчиком производится педалями, рычагами и подрулевыми переключателями. Техника снабжена автоматической или механической коробкой передач. От этого зависит, на что придется нажимать, чтобы изменились обороты мотора и направление движения.
Автоматическая коробка передач (АКП)
Автоматический вариант на погрузчиках — самая понятная версия. Обычно рычаг переключения располагается на рулевой колонке слева под рулем. Органы управление вилочного погрузчика почти ничем не отличаются от рычага включения поворотников у авто. Чтобы поехать вперед, толкните рычаг от себя и нажмите на педаль газа, заранее отпустив ручной тормоз и подав звуковой сигнал.
Чтобы начать движение назад, проделайте все то же самое, что и при движении вперед, НО рычаг переключения передач потяните НА себя. На погрузчики часто ставят автоматические реверсивные коробки, то есть на задний ход будет действовать столько же передач, сколько на движение вперед.
Механическая коробка передач (МКП)
Чтобы привести технику в движение , отпустите ручной тормоз , нажмите на сцепление , поставьте рычаг направления движения в нужную сторону (для движения вперед — ОТ себя, назад — НА себя). Поставьте на рычаге переключения передач 1-ую скорость (обычно их 2 и 1 нейтральная), подгазовывая, медленно отпускайте сцепление . При переключении также используется сцепление.
Рычаги переключения передач и направления движения располагаются справа от водительского сиденья. Педаль направления находится возле оператора. Оба контроллера занимают нейтральное положение, в котором и должны быть перед включением зажигания.
Стояночный тормоз
Для замедления или полного торможения погрузчика, как на технике с АКП, так и с МКП, задействуется тормозная педаль. Ее можно найти внизу под рулевой колонкой (средняя педаль — МКП, левая — АКП).
В сегодняшнюю технику встраивают системы антискат: как только оператор покидает свое место, колеса блокируются и погрузчик не двигается с места, даже если стоит в наклоне. Безопасность важнее всего. Даже на самых передовых погрузчиках производители устанавливают стояночный тормоз. В отличие от автомобильного, он находится рядом с левой передней стойкой кабины, на панели управления.
Рычаги вилочного погрузчика имеют всего 2 состояния: «от себя» — стояночный тормоз не активен, «на себя» — активен.
Рычаги управления
Рычаг подъема каретки
Сядьте на место водителя и перед тем, как начать работу рычагом подъема, удостоверьтесь, что рядом с погрузчиком не стоят люди. Чтобы поднять вилы, потяните механизм управления назад. Чтобы их опустить, надавите вперед.
Скорость подъема можно контролировать за счет наклона рычага и нажатия педали акселератора, или числа оборотов двигателя. Скорость опускания вил контролируется углом наклона рычага. Число оборотов ДВС не сказывается на скорости опускания вил.
Рычаг управления наклоном
До того, как начать управление рычагом подъема, удостоверьтесь, что вокруг погрузчика никого нет.
Для того, чтобы наклонить мачту назад, потяните рычаг назад. Чтобы наклонить мачту вперед, потяните рычаг вперед. Скорость наклона можно также регулировать углом его наклона и нажатием педали газа. Нельзя наклонить мачту вперед, если двигатель не работает. Даже если надавить на рычаг наклона — сработает блокировка наклона.
Педали вилочного погрузчика
Исходя от типа коробки передач, погрузчик снабжается 2-мя или 3-мя педалями управления , которые располагаются у водителя в ногах под рулевой колонкой.
Педаль сцепления
Для переключения передач с МКП используется сцепление . Во время движения водитель нажимает на педаль (слева), ставит рычаг переключения передач и направления движения в нужное положение, далее медленно отпускает педаль сцепления , нажимая на газ.
Педаль акселератора
Для начала движения и ускорения погрузчика водитель надавливает на педаль газа.
Педаль тормоза
Для замедления, полной остановки техники или экстренного торможения используется тормозная педаль , которая находится слева (коробка-автомат) или под рулевой колонкой посередине. Если вы хотите остановить технику, нажмите на педаль сцепления и только после этого нажимайте на тормоз , в противном случае погрузчик заглохнет. Торможение с АКПП проще — там нет сцепления , поэтому для остановки нужно просто надавить на тормоз.
С электронной педалью почти та же ситуация — приспособления считывают угол наклона задействованной педали и направляют информацию на механизм управления дроссельной заслонкой. Чем мощнее давление на педаль , тем быстрее поедет погрузчик.
Состояние вилочного погрузчика
Техника безопасности при перемещения грузов — не пустой звук. Перед тем, как сесть за технику, нужно оценить состояние машины, груза и обстановку вокруг. Погрузчик достаточно осмотреть визуально: обратите внимание на давление в покрышках, уровень заряда или топлива. Все это поможет предупредить неприятности в работе.
Состояние напольного покрытия также имеет важное значение для погрузчиков . Если поверхность скользкая или рыхлая, машина забуксует. Если есть препятствия на пути, машина может упасть или повредиться.
Но самое главное — перед тем, как сесть за руль — проследить, не ли рядом посторонних, чтобы учесть этот момент при выборе скорости движения. Груз сильно сокращает обзор, поэтому всегда нужно быть предельно внимательным.
Если у вас возникли проблемы с вашей техникой, обратитесь к нам. Поможем с ремонтом и обслуживанием погрузчика.
Как управлять погрузчиком
Погрузчики также, как и экскаваторы, самосвалы, являются одними из наиболее востребованных среди спецтехники. Машины могут использоваться на строительной площадке, в производственном цеху, складском помещении, логистическом центре. Сегодня, имея разрешение на управление погрузчиком, можно найти востребованную высокооплачиваемую работу. Современные модели оборудованы удобными рычагами и педалями, что существенно упрощает управление фронтальным погрузчиком и вилочной техникой, как с механической (МКПП), так и с автоматической (АКПП) коробкой передач.
Виды рычагов управления погрузчиком
Механизмы, отвечающие за движение, управление и остановку техники условно делятся на следующие группы:
Рычаги передвижения
Погрузочная машина с МКПП АКПП с механическим выбором передач оборудована двумя рукоятками переключения – одна для выбора направления хода, вторая – для выбора передачи. С помощью данных органов управления обеспечивается перемещение по направлению вперед/назад и переключение скорости – две – четыре передачи для движения вперед и одна – две для движения назад. Если установить рычаг переключения направления движения в положение «R», техника начнет двигаться назад, зазвучит специальный сигнал, загорятся фары или включится сигнал заднего хода.
Для начала движения и изменения направления перемещения самоходной подъемно-транспортной машины, перед переключением рычага обязательно нажимается педаль тормоза. Для переключения направления назад-вперед и наоборот машину следует полностью остановить.
Рычаг переключения передач
Перед началом работы с рычагом переключения передач (для полностью автоматической КПП) выжимается педаль тормоза. После того как будет ослаблено давление на педаль тормоза, машина начинает медленно двигаться. При этом рукоятка переключения скорости — в любом положении, за исключением нейтрального. Полностью отпускается педаль тормоза только после полной готовности к движению.
Техника оснащена одним рычагом переключения, расположенным на рулевой колонке. Предусмотрены две – четыре передачи для движения вперед и одна – две для движения назад. В положении «R» загораются фары заднего хода или включается звуковой сигнал. Переключение направления движения транспортного средства с переднего на заднее и наоборот производится только после полной остановки техники.
Ручное управление погрузчиком
Ручное управление погрузчиком с АКПП с механическим выбором передач предусматривает работу с рычагом переключения направления, соответствующим подрулевому переключателю хода (для полностью автоматической КПП). Перед тем, как запустить технику, рычаг должен быть установлен в нейтральное положение. В противном случае спецтехника не запустится.
Рычаг наклона рулевой колонки
Перед запуском двигателя погрузочного механизма оператору необходимо занять сиденье водителя и выполнить регулировку положения рычага рулевой колонки и перевести его в положение «A». Это позволит зафиксировать рулевую колонку. Во время движения техники проводить регулировку небезопасно. Следует выбрать наиболее удобный угол наклона рулевой колонки, так чтобы водителю было удобно работать. Для этого рычаг переводится в положение «В», выбирается оптимальный угол наклона, возвращается рукоятка в режим «А» и фиксируется выбранное положение.
Стояночный тормоз
Для парковки погрузчика следует заблокировать колеса. Чтобы заблокировать 2 задних (как правило) колеса, рычаг тянется на себя. Для снятия техники со стояночного тормоза в верхней части рычага нажимается и удерживается кнопка фиксации, после чего рычаг направляется вперед.
Рычаг подъема каретки
Перед тем, как начать работать с погрузчиком, важно убедиться в отсутствии людей рядом. Для поднятия вил рычаг подъема каретки тянется на себя. Чтобы опустить вилы, рукоятку следует перевести в положение вперед. Скорость подъема навесного оборудования регулируется путем изменения наклона рычага, оборотов двигателя, нажатием педали акселератора. Ускорить или замедлить опускание вил можно только изменением угла наклона рычага. Количество оборотов двигателя погрузчика на скорость опускания вил не влияет.
Рычаг наклона
Перед работой с техникой важно убедиться в том, что поблизости нет людей. Для наклона мачты назад рычаг наклона переводится назад. Чтобы изменить направление мачты и перевести ее вперед, рукоятка устанавливается в положение вперед. Изменять скорость перемещения мачты можно с помощью рычага наклона и педали газа.
При неработающем двигателе наклонить мачту вперед не получится, потому как срабатывает блокировка наклона на контрольном клапане. Если надавить на рычаг подъема при неработающем двигателе погрузчика вилы опускаются вперед.
Педаль медленного передвижения
Педаль медленного передвижения для автоматической КПП предназначена для использования при работе на большой скорости. Легкое нажатие на педаль снижает давление гидравлического сцепления. При выжатой до конца педали происходит полное расцепление сцепления, запускается тормозная система. Не допускается включение «медленного передвижения» для замедления техники при спуске вниз или поднятии вверх по склону, потому как будет отключено сцепление, что сделает невозможным торможение двигателем. В руководстве по эксплуатации погрузчика содержится более подробная информация о работе педали для медленного передвижения.
Тормоз
Чтобы замедлить движение спецтехники нажмите педаль тормоза. При ее нажатии загораются стоп-сигналы.
Акселератор
Ускорить перемещение автопогрузчика можно путем нажатия педали газа. При ослаблении нажатия на педаль акселератора двигатель погрузчика начинает работать на холостых оборотах. На бензиновых моделях для запуска погрузчика в холодную погоду используется воздушная заслонка, управляемая вручную или в автоматическом режиме.
Методика управления джойстиком
Джойстик располагается в кабине погрузчика справа от водителя.
Управление автопогрузчиками с помощью джойстика производится следующим образом:
- для подъема — направление рукоятки на себя;
- для опускания — джойстик от себя;
- погрузочное движение ковша (загребание) — рукоять влево;
- освобождение ковша от груза — перемещение рукоятки вправо.
Джойстиковая система управления предельно проста для освоения. В некоторых современных моделях блок управления предусматривает мобильный джойстик. Это удобно для оператора, который выполнят работу левой рукой — рукоятка устанавливается на левой стороне. Это существенно упрощает управление мини-погрузчиками, операторы экономят силы — достаточно положить кисть на джойстик, при этом на плечи и руки практически расслаблены.
Чтобы обеспечить безопасное управление техникой, перед запуском двигателя необходимо убедиться в исправности машины, проверить техническую готовность к работе — уровень охлаждающих жидкостей, масла, тормозной жидкости, уровень топлива, зарядку аккумулятора электропогрузчика. Обязательно проверяется работа педалей тормоза и сцепления, стояночного тормоза, рычага переключения передач, исправность элементов включения поворота, звуковых и световых сигналов.
Навесное оборудование
В большинстве случаев основным навесным оборудованием погрузчика выступает ковш. Его используют для погрузки сыпучих грузов, перемещения, складирования. Однако при необходимости специальная техника может быть дополнена вилочной частью. Вилы позволяют удобно работать с тарированными, паллетированными грузами. Большинство «вилок» рассчитаны на перемещение грузов в направлении вверх/вниз. Однако имеются и модели с телескопической стрелой, способные выдвигаться на несколько метров вперед. Но даже в таких многофункциональных вариантах обеспечено удобство управления погрузчиком. Для работы с техникой необходимо иметь удостоверение государственного образца «машинист погрузчика» с нужными категориями.
Как управлять погрузчиком?
Для работы на складах, при погрузочно-разгрузочных работах удобно использовать вилочные погрузчики. Управление ими несложное, но имеет важные особенности. Рассмотрим основные правила работы данной техники, маневрирования и взаимодействия с грузом. Подскажем самое важное про управление погрузчиком.
Начало работы
Техника безопасности не пустые слова в деле перемещения тяжелых и ценных грузов, поскольку повреждение их или ими опасно. Перед началом работы, а также в процессе необходимо следить как за состоянием машины и груза, так и за обстановкой вокруг.
В погрузчике необходимо визуально проверить его состояние, отсутствие повреждений агрегатов, давление в покрышках и уровень топлива или заряда (для электрических моделей). Все это поможет предупредить нежелательные последствия при работе под нагрузкой.
Состояние дорожного покрытия имеет крайне важное значение для вилочных погрузчиков. Во-первых, под нагрузкой центр тяжести находится ближе к передней оси, а ведущие колеса – задние. В условиях скользкой или нетвердой поверхности машина не сможет двигаться, забуксует. Часто состояние протектора оставляет желать лучшего, поскольку к его износу относятся с недооценкой.
Вторая причина – наличие неровностей или препятствий на пути. На хорошем складе пол имеет идеально ровный вид. Такие же требования предъявляются к поверхности фур и вагонов. Важно и то, что груз может быть неустойчив во время движения, поскольку крепления его практически нет, и в случае наезда на препятствие или яму может произойти падение или повреждение перемещаемого объекта.
Но самое главное – груз сильно сокращает обзор для водителя, поэтому всегда надо особенно внимательно следить за наличием посторонних лиц или препятствий на пути и учитывать это при выборе скорости движения.
Конструкция погрузчика и органы управления
Чтобы понять, как именно управлять погрузчиком, разберемся с его конструкцией. Вилочные погрузчики имеют примерно одинаковый вид – это сам погрузчик, к которому крепится мачта с вилами. Вилы могут находиться на каретке, способной перемещаться горизонтально или по оси. Расположение водительского кресла может быть различным относительно перемещаемого груза (спереди или сбоку). Колес может быть три или четыре, они бывают пневматические или цельнолитые.
Рассмотрим основные конструкционные отличия:
- физические размеры, грузоподъемность и высота мачты;
- наличие закрытой кабины или металлический каркас вокруг водителя;
- тип двигателя (бензин, дизель, газ или электричество);
- автоматическая или механическая коробка переключения передач.
Грузы могут иметь различный вес – от нескольких килограммов до нескольких тонн. Поднимать их приходится иногда на высоту в несколько метров. В зависимости от задач погрузчики отличаются размерами. Вес самого погрузчика прямо пропорционален весу максимальной загрузки, поскольку имеет специальный противовес.
Для комфортной работы в холодное время и на открытых территориях в условиях плохой погоды предпочтительны модели с кабиной. Ее особенности заключаются в ограниченной обзорности и необходимости систематически чистить стекла. Цена модели с кабиной будет выше.
Аргументы за электродвигатели:
- проще заряжать машину от сети, чем доставлять топливо с АЗС;
- чистота воздуха в условиях закрытого помещения, особенно при работе нескольких погрузчиков одновременно;
- экологичность.
В остальном выбор определяется ценой модели и экономией топлива/зарядки.
Автоматическая коробка комфортнее в эксплуатации, чем механическая, но за удобство придется доплатить.
Органы управления могут отличаться в зависимости от:
- производителя;
- модели (по расположению и набору опций);
- уровня автоматизации.
В погрузчике есть замок или кнопка зажигания и обычный руль, как в легковом авто. Для автоматической коробки передач предусмотрена третья педаль, которая способна замедлять движение путем снижения сцепления. Такая функция нужна для плавного и точного перемещения машины. В некоторых моделях предусмотрена кнопка с изображением черепашки, которая активирует систему снижения скорости движения техники до минимума с целью удобства подъезда к месту погрузки/выгрузки. В управлении погрузчиком одним из наиболее важных элементов управления является стояночный тормоз.
В некоторых моделях регулируется положение рулевой колонки, фиксацию необходимо произвести перед началом работы.
Расположение органов управления может выглядеть необычно, например, приборная панель может быть сверху возле зеркала заднего вида, а ключ зажигания − под правой рукой.
Так же, как обычный автомобиль, погрузчик оборудуется световыми приборами, указателями поворотов, дворниками и клаксоном.
О рычагах и джойстиках
Рычагов может быть два, три или четыре в зависимости от комплектации, которые выполняют следующие функции:
- подъем и опускание вил;
- изменение положения мачты (к себе и от себя);
- выдвижение вил вперед/назад;
- движение каретки вправо/влево/по оси.
Управление с помощью рычагов, а равно и джойстиков – аналогичное по смыслу и интуитивно понятное. Всегда предусматривается три положения: движение в одну сторону, нейтральное положение, движение в обратную сторону. На скорость работы погрузочного механизма не влияет нажатие на педаль акселератора или тормоза. Располагаются перечисленные органы управления традиционно под правой рукой.
В «пожилых» и бюджетных моделях управление имеет более простой вид (применяются рычаги вместо кнопок и джойстиков, аналоговые приборы − вместо электронных экранов). Такие решения дешевле в приобретении и последующем обслуживании, но несколько снижают удобство и производительность труда.
Особенности управления
Погрузчик не допускается к эксплуатации на обычных дорогах, но правила движения лучше знать.
Чтобы квалифицированно управлять техникой, необходимо хорошо ощущать габариты агрегата как с грузом, так и без него. Это важно, поскольку движение происходит всегда в условиях крайне ограниченного пространства.
Часто необходимо двигаться задним ходом или боком. В основном это связано с ограниченным или полностью отсутствующим обзором из-за груза. Важно и то, что рулевая, как и ведущая, ось здесь задняя. Такое расположение объясняется, во-первых, необходимостью создания противовеса загруженной передней части машины, а во-вторых, соображениями маневренности в условиях все того же ограниченного пространства. Задняя рулевая ось потребует привыкания.
Управление вилами, кареткой и стрелой достаточно простое. Для начала лучше поучиться пользоваться данными приборами управления без груза или с пустой палетой.
Для перевозки груз необходимо поднять на минимальную высоту, достаточную для транспортировки. Чем выше груз – тем менее устойчиво транспортное средство из-за высокого центра тяжести. После захвата груза для дополнительной устойчивости палет в процессе перевозки лучше установить положение мачты немного на себя.
Резких движений с грузом совершать не стоит, поскольку перевозимые объекты обладают инерцией прямо пропорциональной собственному весу. В этой связи следует внимательно выбирать скорость движения.
Погрузчик практически неспособен двигаться по песку или иной нетвердой поверхности. Сложности могут быть на мокрой или заснеженной дороге.
Загруженная машина с уклона должна спускаться задним ходом, а подниматься – передним. При спуске не стоит притормаживать третьей педалью в моделях с АКПП, поскольку снижение сцепления может привести к утрате контроля над загруженным транспортным средством. Лучше использовать обычную педаль тормоза.
Стояночный тормоз, как правило, реализован в виде рычага, фиксируемого кнопкой. Ручник обязательно надо затягивать перед погрузкой и выгрузкой. Другими словами – всегда, когда погрузчик не перемещается. Это правило исключит непроизвольное движение машины, например, в момент, когда груз находится высоко или при выдвинутых вилах. Это поможет увеличить степень безопасности работ.
Расположение груза на вилах должно производиться как можно ближе к передним колесам.
У погрузчика есть четкий максимум грузоподъемности, как правило, доступно обозначенный для водителя. Превышение максимума повлечет за собой потерю устойчивости. Задняя ось может оторваться от поверхности, что в лучшем случае приведет к утрате способности двигаться, а в худшем − погрузчик может перевернуться.
Управляя подобной техникой, необходимо всегда работать «с головой», анализируя логично и визуально поставленные задачи и процесс их выполнения.
Техника безопасности
Управление любым вилочным погрузчиком требует соблюдения правил безопасности. Это поможет сберечь здоровье и имущество.
Чтобы эксплуатировать машину правильно:
- Следует соблюдать безопасную скорость движения и не превышать допустимые параметры грузов.
- Водитель не должен покидать защищенное пространство погрузчика при работе с поднятым грузом.
- Не позволять людям становиться на вилы или поднимаемый груз. Тем более нельзя поднимать людей с помощью вил.
- Запрещается становиться или садиться сзади погрузчика для создания дополнительного противовеса. Это также крайне опасно.
Полезные материалы:
Рациональный выбор экскаватора-погрузчика обусловлен адаптированностью агрегатов JCB к жестким условиям эксплуатации. Такие машины серьезно повысят рентабельность проводимых работ, выполняя широкий спектр операций за короткий временной промежуток. Узнайте подробнее о выборе экскаваторов-погрузчиков
Самодвижущиеся машины, используемые в выполнении производственных или обслуживающих работ, принято называть специальными. Узнайте подробнее о выборе специальной техники — на что обратить внимание при выборе спецтехники
1994 — 2023 © Все права защищены
Продвижение сайта
Webcom Group
Оценка ★★★★★ 4.8 на основе отзывов 48 клиентов.
Республика Беларусь , 223021 , Минская область, Минский район,
п.о.Озерцо, Меньковский тракт, 21 «А»
Тел.(многокан.): +375 (17) 512-75-90 , 512-75-84 ,
факс: +375 (17) 512-75-85 ,
тел.моб.: +375 (29) 646-41-67
Источник https://sts-co.ru/articles/upravlenie-vilochnogo-pogruzchika
Источник https://ostrovmashin.ru/articles/kak-ypravlat-pogryzchikom/
Источник https://www.fomar.by/poleznye-stati/kak-upravlyat-pogruzchikom/