Сборные диски — что это? Как устроены? Особенности. Как подобрать?
Многие согласятся, что внешний вид автомобиля не может быть состоявшимся без красивых колёс. Спорткары и машины премиум класса, нередко оснащаются сборными дисками. Такие обода достаточно дорогие и эксклюзивные, что повышает интерес к автомобилю. Помимо красоты, у комбинированных дисков крепкая конструкция. Благодаря этому, колёса обретают многофункциональность и применяются на спецтранспорте. Что такое сборные диски и какими характеристиками они наделены? Об этом читайте далее.
Сборной колесный диски — особенности
Сборный диск – это конструкция из нескольких деталей. Если говорить о легковом транспорте, это более эксклюзивная версия кованных и литых аналогов. Здесь сочетаются прочность и дизайнерские идеи. Возможность комбинаций, позволяет по-разному тюнинговать автомобиль. Например, можно устанавливать различные сердцевины.
Но, стоит сказать, что эта технология не нова. Потому что, множество спецтехники давно имеют многосоставные колёса. Например, конструкция того же «КамАЗа» оснащается сборными дисками, состоящими из: обода, замочного и бортовых колец. Зачем грузовикам и спецтехнике разборные диски? Это облегчает бортировку шин, а не служит элементом эстетики.
Конструкция сборных дисков
Комбинированные диски для легковых машин, могут состоять из 2-х или 3-х элементов. В первом случае, в комплект входит обод (бочка или иннер) и сердцевина. Во втором варианте: обод, сердцевина и планка (полка). Все детали крепятся между собой высокопрочными болтами.
Ещё, к категории сборных дисков относятся обода с бедлоками (beadlock). Бедлоки — это противоразбортировочные кольца, своего рода замки. В основном, такие колеса используются для передвижения по пересечённой местности на низком давлении, например, в джиппинге. А также применяются на экстремальных гонках, таких как дрэг-рейсинг. Beadlock не позволяет сорвать покрышку с диска на высоких оборотах.
Преимущества и недостатки сборных дисков
Сборные диски могут быть различной конструкции и структуры, от этого зависит качество колеса. Кроме того, на свойства диска влияет качество сборки. От того, насколько добросовестно производитель отнёсся к изготовлению диска, будут проявляться его положительные и отрицательные качества.
- высокий уровень ремонтопригодности. Это один из самых основных положительных качеств комбинированных дисков;
- замена элементов на новые. Восстановление одной повреждённой детали намного проще, чем кантовать колесо целиком. А при невозможности отремонтировать, повреждённый элемент можно заменить на новый;
- богатый дизайн. Применение различных материалов и необычная форма конструкции, поневоле привлекают внимание людей;
- возможно менять эксплуатационные характеристики. Например, если сильно греется тормозная система, можно заменить сердцевины на более открытые.
- альтернатива окраски или полировки каждого элемента по отдельности, после разборки.
- крепкая конструкция. Комбинированные диски эластичные и обладают хорошими противоударными свойствами.
- сложная конструкция. Это заставляет автовладельца усиленно заботиться и ухаживать за дисками;
- дорогая стоимость. Независимо от материала изготовления, стоимость на такие колёса намного больше, чем на стоковые аналоги;
- тяжёлый вес. Комбинированные диски могут иметь большую массу, чем кованые аналоги. Это способствуют: большое количество болтов и различные дополнительные элементы декора;
- небольшой выбор. Иногда, комплект дисков выпускаются в единственном экземпляре, что делает его поистине эксклюзивным.
Некоторые владельцы, полируют части дисков до зеркального состояния, применяя специальные пасты. Иногда, это приходится делать после каждой мойки.
Из чего изготавливаются
Комбинированный колёсный диск, может быть изготовлен из стали и алюминия. В первом случае, колеса предназначены для спецтехники и грузовиков. Элементы легкосплавных сборных дисков, изготавливаются из алюминия, но по разным технологиям. Как правило, обод (бочка или иннер) и планка — кованые. То есть, производятся на формовочных прессовальных станках. Это самые прочные элементы колеса.
Сердцевина отливается в матрице. Как правило, после сильного удара центр диска может расколоться, а обод останется невредимым. Повреждённую часть возможно поменять на новую и продолжить эксплуатацию колеса.
Некоторые конструкции сборных дисков, состоят из комбинации: стальных, титановых или карбоновых деталей. Каждый элемент подбирается путём заводских испытаний, поэтому самостоятельно менять конструкцию нельзя.
По каким параметрам подбирать
Чтобы приобрести сборный диск, необходимо руководствоваться правилами подбора по параметрам. Размеры для стальных и легкосплавных дисков одинаковые. Помимо диаметра обода и его ширины, следует учитывать такие технические сведения, как:
- DIA – центральное отверстие диска (ЦО). Если оно меньше необходимого, диск нельзя одеть на ступичный цилиндр. В том случае, если ЦО больше, то его возможно отрегулировать центровальными кольцами (втулками).
- ET – вылет диска. Этот параметр отвечает за положение колеса, относительно центра давления подвески. Вылет делится на три вида: отрицательный, нулевой и положительный. Как правило, все стоковые машины оснащаются колёсами с положительным вылетом.
- Разболтовка – этот параметр обозначает, каким количеством болтов/гаек крепится колесо к ступице и какой диаметр всех крепёжных отверстий. Например, 4х98 (ВАЗ-2110) или 5х112 (AUDI V8 1994 г.в.).
Если игнорировать правила подбора, диск может изменить эксплуатационные характеристики автомобиля в худшую сторону. А, в некоторых случаях, колесо вообще не подойдёт к ступице.
Сборные диски на легковую машину, для красоты, могут себе позволить немногие. Средняя стоимость комплекта около 100 тыс. рублей. Но, если вы хотите установить на автомобиль комбинированные колёса, то предстоит настроиться на частый уход и техническое обслуживание ободов.
Сборные диски для авто что это
Мы уже рассмотрели параметры выбора колесного диска, выделив все основные показатели, которые нужно учесть при приобретении. Однако вопрос выбора типа диска заслуживает чуть более пристального внимания: сегодня мы разберемся, какие типы дисков бывают, чем они отличаются, и каковы их потребительские характеристики.
Колесные диски по типу изготовления делят на штампованные, литые, кованые и сборные. Первые два типа – абсолютные лидеры по распространенности, третьи – выбор энтузиастов, а четвертые – фактически экзотика, но в рамках материала мы скажем пару слов и о них.
Штампованные диски – это самый бюджетный и простой в изготовлении тип. Такие диски изготавливаются из прокатной углеродистой («черной») стали путем штамповки отдельно обода и лицевой части и их последующего соединения сваркой. После изготовления диски окрашиваются эмалью, которая защищает их от агрессивной внешней среды.
Основная задача штампованных дисков – быть дешевыми и простыми, с чем они успешно справляются. Именно такие диски устанавливаются на базовые комплектации новых автомобилей, а также приобретаются владельцами машин, для которых важен не внешний вид диска, а исключительно его функционал.
Основные преимущества штампованного диска – это его вышеупомянутая дешевизна, а также мягкость и ремонтопригодность. Мягкость и ремонтопригодность – взаимосвязанные характеристики: дело в том, что из-за применяемого материала и технологии изготовления штампованные диски сохраняют присущую металлу пластичность. Таким образом, при ударе такие диски мнутся, принимая на себя и гася часть энергии удара, а пострадавший диск впоследствии можно отремонтировать, сохранив большую часть его эксплуатационных характеристик. Еще один плюс в этой ситуации – частичное демпфирование удара, приходящегося на подвеску: деформируясь, «штамповка» немного смягчает удар и в некоторых случаях может спасти подвеску от поломки ценой собственной целостности.
Недостатков у штампованного диска тоже хватает. Отчасти к ним можно причислить и пресловутую мягкость, однако основные претензии владельцев связаны с большим весом и утилитарным дизайном таких изделий, а также их слабой защищенности от внешней среды. Вес – и вправду главный бич «штампов»: он превышает таковой у литого диска в среднем на 15-30%. Это важнее, чем может показаться: ведь большая неподрессоренная масса приводит к легкому ухудшению динамики и увеличению расхода топлива.
Внешний вид штампованных колес стоит считать их особенностью, а не недостатком – это сугубо утилитарное изделие, хотя существуют и штампованные диски с намеками на дизайн. Те, для кого важен внешний вид, могут компенсировать его декоративными колесными колпаками, которые надеваются на «штамповку». Это актуально еще и потому, что штампованные колеса, как правило, легко теряют товарный вид: дефекты окраски и повреждения эмали приводят к тому, что диск ржавеет, а агрессивная внешняя среда лишь усугубляет этот процесс.
Краткое резюме: штампованные диски дешевые, тяжелые и ремонтопригодные, их стоит выбирать, если для вас совершенно не важен внешний вид диска, но важно потратить на него как можно меньше денег как при покупке, так и в эксплуатации.
Литые диски, как следует из названия, производятся путем литья в заранее заготовленную матрицу. Еще такие диски называют легкосплавными – это справедливо, потому что, в отличие от штампованных, они изготавливаются не из стали, а из более легких сплавов: как правило, алюминиевых, а в случае с дорогими изделиями – магниевых и титановых. После изготовления диски могут дополнительно окрашиваться, полироваться или покрываться лаком.
Основные преимущества литого диска – это меньшая по сравнению со «штамповкой» масса, существенно большая прочность, коррозионная стойкость, а также куда более эстетичный и разнообразный дизайн. С массой в данном случае все понятно: она меньше благодаря использованию более легкого материала. Более высокая прочность и коррозионная стойкость – тоже следствие применяемых материалов и технологии изготовления: литой диск способен выдержать без деформации гораздо большую нагрузку и не ржавеет даже при повреждении поверхности. Ну а внешний вид зависит исключительно от применяемой матрицы, и это позволяет создавать многие тысячи вариантов внешности диска. Дополняется внешность окраской: зачастую диск одного дизайна существует в разных цветовых исполнениях.
Недостатки литого диска – низкая пластичность и следующая из этого хрупкость, высокая стоимость и сложность ремонта, а также более высокая цена самого диска. Хрупкость – обратная сторона прочности: литой диск держит более сильный удар, чем штампованный, однако если сила удара превысит возможности диска, он не только помнется, а с большой вероятностью даст трещину или расколется. Кроме того, прочность литого диска означает, что удар в полной мере передается на подвеску автомобиля.
Технологии ремонта таких дисков, конечно, освоены, однако сам этот ремонт запрещен Техническим регламентом Таможенного союза, пункт 5.7.2 которого гласит, что не допускается «наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой». Это вполне оправданная мера: потеря эксплуатационных характеристик при потенциальном ремонте значительна, и неизвестно, как поведет себя отремонтированный диск в дальнейшем.
Краткое резюме: легкосплавные литые диски красивые, легкие и прочные, их стоит выбирать, если вы хотите получить оптимальный баланс характеристик за умеренные деньги.
Кованые диски – «элита» массового рынка. Они изготавливаются из легких алюминиевых сплавов с содержанием магния и титана путем объемной штамповки и последующей механической обработки. Заготовка, отштампованная при высокой температуре, сохраняет внутреннюю структуру металла, а дизайн диска, как правило, определяется на фрезерном станке.
Основные преимущества кованого диска – выдающиеся легкость и прочность, сочетающиеся с красотой изделия. Технология изготовления обеспечивает еще меньший вес и еще большую прочность по сравнению с «литьем» – именно поэтому кованые диски считаются лучшим выбором для автовладельца-энтузиаста. Еще одно важное свойство «ковки» – пластичность: при критически сильном ударе она не трескается, а мнется, что чуть облегчает возможность восстановления.
Главный недостаток кованого диска в том, что за все его преимущества нужно хорошо платить, причем на всех этапах и не только деньгами. Технология изготовления «ковки» наиболее сложна, и это ограничивает число производителей, которые этим занимаются. Соответственно, кованые диски не только дороги, но и весьма редки: прежде чем заплатить, придется их поискать или же заказать. Ну а еще одна сопутствующая проблема – большое количество подделок: немалая часть «ковки» на рынке – это литые диски с поддельными маркировками, а отличить литой диск от кованого сложно.
Краткое резюме: кованые диски красивые, очень легкие и очень прочные, их стоит выбирать, если вы хотите получить изделие с лучшими эксплуатационными характеристиками и готовы хорошо за них заплатить.
Сборные диски – самый редкий и экзотический вид дисков. Их основная особенность заключается в том, что они состоят из нескольких частей: условно их можно разделить на обод и лицевую часть (диск), которая крепится к ободу болтами. Конструктивно это еще не все элементы: например, диск в сборе имеет бедлоки ( beadlock ), фиксирующие обод покрышки, и таерлок ( tirelock ), предотвращающий разбортировку колеса. Болты, используемые в сборных колесах, должны иметь очень высокую прочность и, как правило, изготавливаются из титанового сплава.
Преимущества сборного диска – в вариативности его состава: разные элементы диска можно изготовить из разных материалов, а также заменить при необходимости. Например, обод обычно кованый и изготовлен из алюминиевого сплава, а для лицевой части (собственно, диска) можно применить и более прочный титановый сплав. Поврежденный обод можно заменить, сохранив лицевую часть, или наоборот заменить «рисунок» диска.
Сборные диски – это наиболее редкий тип дисков, и в подавляющем большинстве случаев они используются в качестве имиджевого элемента. Новые диски, как правило, изготавливаются на заказ, а их цена очень высока.
Краткое резюме: сборные диски дорогие, красивые и прочные, их стоит выбирать, если для вас совершенно не важна цена дисков, но хочется получить эксклюзивное изделие с отличными эксплуатационными характеристиками.
Если вы интересуетесь тюнингом, то наверняка обратили внимание на необычные колеса, собранные из нескольких деталей. Это и есть составные диски, которые обладают уникальными свойствами и создаются по особой технологии. У составных дисков есть целый набор плюсов и минусов. Чтобы понять, нужны ли вашему авто эти модели, стоит познакомиться с их особенностями и видами.
Компромисс или стильное решение?
Как вам известно, для производства автодисков используется одна из трех технологий: штамповка, литье или ковка. Неизвестно, кому первому пришла в голову идея совместить преимущества всех способов изготовления дисков, но эта идея оказалась исключительно удачной. Диск, собранный из нескольких частей, выглядел несколько необычно, зато затраты на производство сократились, а изготовление отдельных элементов можно было запустить параллельно, что приводило к экономии времени.
Для кованых дисков открылась возможность изготовления эксклюзивных моделей со сложным оригинальным дизайном. А комбинация кованого обода и литых элементов позволила получить прочные колеса с доступной стоимостью.
Виды составных дисков
По методу изготовления деталей составные диски делятся на кованые, литые и комбинированные. В первом случае все элементы изготавливают методом ковки, во втором используется литье, а в третьем комбинируют литые и кованые элементы. Все они собираются между собой с помощью качественного крепежа, который часто изготавливают из титановых сплавов, не боящихся коррозии.
Количество частей может быть разным, однако чаще всего на рынке можно встретить двухсоставные и трехсоставные диски. Двухсоставные модели состоят из сердцевины и обода, трехсоставные — из сердцевины и двух ободов: внешнего и внутреннего. Внутренний обод в народе часто называют бочкой, внешний — полкой, а сердцевину — центром.
Преимущества составных дисков — реальные и мифические
На автофорумах можно встретить развернутые дискуссии на тему достоинств и недостатков составных моделей. Участники спора сходятся в одном: колеса, собранные из нескольких частей, невероятно красивы. Крепеж придает им некоторую агрессивность и брутальность, что особенно хорошо заметно при тюнинге спорткаров. Форма головок болтов, которыми скрепляются части, может быть любой: от сглаженных полусфер до пирамидок, шипов или звездочек, поэтому можно разработать бесконечное количество вариантов дизайна.
Еще один существенный плюс — небольшой вес. Если взять комбинированную модель (с кованым ободом и литой сердцевиной) и стандартное колесо того же типоразмера, разница может составить до 6 кг. Уменьшение веса колес снижает износ подвески и обеспечивает экономию топлива.
Что касается прочности, составные диски ничуть не уступают аналогам, а порой даже превосходят их. Технология изготовления предполагает, что отдельные части скрепляются не только болтами, но и особым составом, прочно склеивающим элементы. Даже при значительных нагрузках колесо не развалится на части.
Владельцев автодисков, состоящих из двух или трех частей, часто привлекает возможность простой и быстрой замены отдельных элементов. Производители рекламируют эти модели как ремонтопригодные: при повреждении одной детали ее можно легко заменить новой. Но в реальности все не так просто.
Первая сложность заключается в том, что достать отдельные детали для составного колеса очень непросто. На поставки могут рассчитывать разве что сертифицированные сервисные центры. Еще одна распространенная проблема связана с тем, что ремонтировать составные колеса умеют очень немногие мастера автосервисов. Дело в том, что в трехсоставных моделях стык между внутренним и внешним ободом герметизируется составами, которые производители хранят в тайне. Использование стандартных герметиков или клеев — большой риск, ведь трудно предугадать, как они поведут себя при низких или высоких температурах.
Судя по отзывам, главным недостатком составных автодисков считается цена. Поскольку лишь немногие бренды могут предложить подобную продукцию, ее стоимость на рынке достаточно высока. Но если вы мечтаете о красивых и легких колесах, этот аргумент вас вряд ли остановит. Ведь одного взгляда на стильные модели с ровными рядами болтов будет достаточно, чтобы включить их в список желанных приобретений.
Вне зависимости от вида материала и способа изготовления, все колесные диски можно разделить да две большие категории – монолитные и разборные. Вот о последних и пойдет речь в этой статье.
Отметим сразу, что речь идет о колесах для легковых авто, ведь для тяжелых машин с большой грузоподъемностью необходима значительно более жесткая, большая резина и более высокие закраины на ободе, поэтому возможность разбортировать (забортировать) с помощью разборки мы не будем причислять к их достоинствам, разве, что в случае деформации диска.
Что это?
Для получения подобного эффекта разработчики и производители комбинируют с формами и даже добавляют в конструкцию совсем не нужные элементы крепежа. Подобные болты с гайками не более чем декоративный элемент и могут даже снижать качества диска.
В полной мере это касается и дополнительных накладок – сними такую и диск абсолютно не потеряет в технических характеристиках. Даже выиграет, ведь он станет легче и, возможно, обтекаемей.
Собственно разборный диск должен разбираться как минимум на две составляющих, любая из которых является обязательной в конструкции. Отделяться может центральный фланец, фланец и спицы, обод или отдельные части обода, стопорное кольцо и так далее. Но самое главное, все отделяемые части должны также легко устанавливаться на место и собранное колесо должно соответствовать предусмотренным техническим характеристикам прочности.
На первых двух фото изображены похожие друг на друга псевдоразборный диск Dotz Brands Hatch и разборный фирмы BBS. Если присмотреться, то различия очевидны.
Бедлоки и таерлоки.
Далее… чуть выше мы говорили о том, что диск, имеющий дополнительные накладки, без которых он не потеряет своей функциональности, к разборным не относится. Но существуют колеса, которые без специальной накладки будут неполноценными – это монолиты, которые в своей конструкции содержат такие дополнительные элементы, как, так называемые, бедлоки. Также, пожалуй, к ним можно отнести и таерлоки. Оба этих элемента предназначены для улучшения фиксации шины на диске, особенно при значительном снижении давления в шине.
Бедлок представляет из себя плоское кольцо с отверстиями под болты для фиксации на диске. Своей плоскостью бедлок препятствует разбортированию колеса при понижении давления (например, при проколах).
Это в случае, если бедлок служит дополнительной накладкой. Если же он является частью конструкции сборного колеса, то фиксация покрышки без него вообще невозможна.
Кроме того, таерлок в случае падения давления в шине, может уберечь ее от разрыва (зажевывания).
Материал.
Здесь ограничений практически нет, разборные диски делают практически из всех видов материалов, использующихся в изготовлении колес. Более того, очень часто сборный диск может состоять из разных материалов – сталь-алюминий, алюминий-титан, карбон-сталь и так далее, причем способ изготовления (ковка, литье) тоже может быть разным, и тоже может комбинироваться.
Все это позволяет соединить в одном изделии сразу несколько характеристик, подбирая наиболее выгодные сочетания для упрочнения колеса, удешевления его производства, придания большей привлекательности или с другими целями.
Например, для обеспечения легкости и прочности изящного, с тонкими спицами колеса, ступичная часть, которая является его «лицом», может быть изготовлена из более прочного, но тяжелого материала (например, титана), а обод может быть алюминиевым или магниевым, причем кованым. Таким образом, красота и утонченность линий будет без потери прочности, а легкость и прочность обода будет без потери такого важного плюса кованых дисков, как пластичность.
Естественно, что подобные комбинации являются результатом многолетних испытаний, теоретических просчетов и практических опытов. Поэтому не стоит самостоятельно подбирать комбинации из нескольких разных дисков – результат может оказаться неожиданным, и даже нежеланным.
Достоинства и недостатки.
Все будет зависеть от того, из чего сделаны составляющие диска, насколько качественно выполнена сборка и насколько правильно подобрано сочетание материалов для конкретных условий. Если все эти параметры были соблюдены, то используемый разборный колесный диск будет обладать большинством положительных качеств того материала (материалов) которые были использованы.
Достоинства:
Недостатки:
В отношении же минусов, кроме специфических, присущих конкретному материалу и способу изготовления, можно выделить:
- Большую сложность конструкции, которая неизбежно приводит к большим заботам по уходу за дисками и некоторым особенностям в их эксплуатации.
- Также стоит помнить, что сборные диски, даже однородной структуры, всегда будут стоить больше, чем монолиты.
Впрочем, разница там не слишком большая, а возможность ремонта может перевесить все прочие недостатки. В любом случае к выбору колес нужно подходить, в первую очередь, учитывая особенности эксплуатации автомобиля, и только так можно подобрать оптимальный вариант именно для вас.
С разновидностями и конструкцией заводских дисков мы разобрались в предыдущих публикациях. Но тюнинг-продукция и колёса для суперкаров предлагают целый набор необычных ухищрений, которые не встречается в массовой продукции. Рассказываем о том, какие инженерные решения предназначены любителям тюнинга и автоспорта.
Сборные (составные) и кастомные диски
Это колёса, которые состоят из двух или трёх отдельных частей, соединённых между собой болтовыми соединениями. В двухсоставных моделях центральная часть (так называемый «центр» или «сердцевина») может быть отделена от обода («бочки»). В трёхсоставных сам обод тоже разделяется на две части — внешнюю («полка») и внутреннюю («иннер»). Такая конструкция даёт изготавливать разные части диска по разным технологиям (подробнее о техпроцессах — в этом материале). Это позволяет добиться одновременно легковесности и сложного дизайна.
Ещё один плюс составной конструкции — возможность замены отдельных элементов при ремонте. Но самая весомая причина выбора сборных дисков — возможность создавать уникальные варианты колёс. Кастомными называются диски, которые собраны по индивидуальным параметрам: сочетание нужного иннера с полкой даёт нужную ширину диска и глубину полки (они смотрятся агрессивно), а выбор дизайна сердцевины и метод её установки влияет на общий вид колеса, а также его вылет.
Крепёж тоже может вносить свою лепту в стайлинг: болтики могут быть хромированными, окрашенными в какой-то контрастный цвет или иметь необычную форму — например, популярен вариант с острыми пиками. Ещё один мелкий, но немаловажный элемент дизайна — центральные колпачки или центральные крышки, прикрывающие ступичную часть. Они тоже могут быть выполнены по-разному. Наконец, разборная конструкция даёт самые широкие возможности играть с цветом колеса: например, центры часто красят, а широкие полки полируют до зеркального блеска.
Разварки
Так называют расширенные самостоятельно штампованные колёса. Это самый бюджетный способ получить эффектные широкие диски с индивидуальными параметрами. Но далеко не всегда к изготовлению разварок подталкивает именно мотив сэкономить — некоторым тюнинг-проектам чисто идеологически и стилистически подходит именно широченная штамповка. Самый распространённый способ сделать разварку состоит в разрезании обода и вставке в него металлического кольца-расширителя с последующей сваркой трёх частей. Чаще всего оно имплантируется снаружи от центральной плоскости диска, и это приводит к увеличению (или появлению) заметной полки.
Если кольцо вставить в обод за центральной плоскостью, то это приведёт к увеличению вылета. Таким образом, ширина увеличивается либо за счёт внешней полки, либо за счёт вылета диска. Реже используют не расширительное кольцо, а два одинаковых диска, разрезанных и сваренных особым образом, — это дороже и чаще всего не имеет смысла. Хорошо собранные разварки выглядят аккуратно и эффектно, а вопрос безопасности такой конструкции — из разряда философских. Ведь любое несертифицированное решение в тюнинге реализуется на свой страх и риск.
Разноширокие диски — хорошо или плохо?
Колёсные диски различной ширины спереди и сзади устанавливаются на некоторые модели серийно. Как правило, это мощные заднеприводные спорткары (Porsche 911, BMW M4) и полноприводные кроссоверы (Porsche Cayenne, BMW X5). Но некоторые автовладельцы устанавливают разноширокие колёса и на модели, на которых по заводской спецификации стоят диски одинаковой ширины спереди и сзади. Они руководствуются соображениями красоты, но так как спереди сверхширокие диски установить сложнее, то в ход идёт такая разномастная конфигурация. Иногда даже получается красиво, но как это влияет на безопасность?
Каждый производитель стремится выпустить автомобиль, управляемость которого будет понятной и безопасной. Настройка осуществляется подбором целого комплекса значений: это углы установки деталей в подвеске, толщина стабилизаторов поперечной устойчивости, жёсткость пружин и амортизаторов и многие другие параметры, включая соотношение ширины передней и задней колеи. И именно последнее меняется при установке разношироких дисков взамен обычных. А если учесть, что на устанавливаемых сзади более широких дисках стоят более широкие, чем спереди шины, то к изменившейся колее ещё добавляется разница в пятне контакта передней и задней оси.
Колеса — ключевая деталь автомобиля. В зависимости от их вида они не только способны существенно менять поведение машины на дороге, но и кардинально изменять внешность авто. Самые дорогие, и соответственно лучшие колесные диски, кованые и сборные. Среди российских автолюбителей наибольшей популярностью пользуются кованые диски марок Всмпо, СМК, Слик, размером r15, r16 и r17. А самым частым запросом является кованые диски на ВАЗ, как на марку наиболее часто тюнингуемых автомобилей.
Кованые диски, их основные отличия от литых
Для производства кованых дисков используются те же самые сплавы, что и для литых, отличие — в способе их непосредственного изготовления. Для того, чтобы получить кованый диск, используется промышленная горячая штамповка. Изготовленное таким образом изделие подвергают сначала, как и литые диски, закалке, а потом – искусственному старению.
Благодаря такой технологии, кованые диски немного легче, чем литые. Прочность их при этом значительно выше, а хрупкость, наоборот, ниже. А в некоторых случаях их вполне можно отремонтировать. Под воздействием сильных ударов они могут просто деформироваться, не разрушаясь, так же, как и стальные штампованные диски. При этом, чтобы погнуть кованый диск, сила нужна гораздо большая, чем потребовалась бы для стального диска в такой же ситуации.
Однако в такой ударопрочности как раз и заложен коварный и самый главный недостаток кованых дисков. При наезде на крупное препятствие в виде ямы на большой скорости сам кованый диск, скорее всего, уцелеет, однако вся сила удара при этом передастся подвеске машины. Так как она не предназначена для таких нагрузок, после такой неприятной случайности лучше всего посетить автосервис для осмотра и диагностики состояния подвески.
Характеризуя кованые диски в целом, можно сказать, что они объединяют в себе основные пользовательские преимущества своих литых и стальных собратьев. Но это не относится к их стоимости, потому что кованый диск имеет цену, в несколько раз превышающую цену литого. Позволить себе приобрести кованые диски могут только по-настоящему увлеченные автомобилисты, да и предназначены они в основном для автомобилей, имеющих усиленную подвеску.
Литье и ковка — как различить
Внешне отличить литье от ковки при изучении предлагаемых колесных дисков на торговом прилавке практически невозможно. С точностью это можно узнать только путем проведения сложных исследований и применения специального оборудования. В этом вопросе все будет зависеть лишь от честности продавца, его компетентности, ну и от собственных логических рассуждений.
Чаще всего на обывательском уровне используется способ отличия дисков по маркировке. На дисках серийного производства ее можно найти на внутренней поверхности изделия. У литых дисков она будет иметь выпуклый вид, а у кованых – вогнутый, то есть маркировка будет вдавлена внутрь, выштампована. Так как этот метод основан на технологических особенностях производства дисков, то чаще всего он работает. Но не следует безоговорочно полагаться только на него, ведь из любых правил обычно бывают исключения. Особенно это касается дорогих кованых дисков, которые могут изготавливаться на заказ в серьезных авто компаниях и ателье тюнинга. Именно дорогие кованные диски и подделывают чаще всего не чистые на руку производители-однодневки.
Еще отличить кованый диск от литого можно по спецификациям производителя. Первые там обозначаются индексом Forged, вторые – Cast. Однако случаи нанесения такой информации на сами диски крайне редки. А если учесть, что много подобной продукции идет из Китая и Турции, то и вовсе нецелесообразно будет полагаться на правильность нанесения соответствующих надписей на тот или иной вид дисков.
Следующим способом отличия литых и кованых дисков можно считать сравнение их массы и формы. Как правило, кованые диски в обязательном порядке подвергаются специальной обработке с использованием токарного и фрезерного станков, поэтому их формы имеют ровные и гладкие очертания.
Хотя стоит отметить, что на сегодняшний день такие отличия становятся практически незаметными. Что касается массы, то кованый диск обычно на 20-30% легче литого. Но и тут есть подвох: это очень заметно на качественных дисках высокой ценовой категории, а отличить кованые и литые диски, например, отечественного производства друг от друга по массе практически невозможно.
И, наконец, последняя, но весьма косвенная отличительная характеристика литых и кованых дисков – их стоимость. Кованые диски в несколько раз дороже своих литых аналогов.
Сборные диски
Отдельной категорией колесных дисков можно считать сборные диски. Они представляют собой изделия, собранные из нескольких частей с помощью крепежных болтов. При этом нужно обращать внимание на то, из какого материала сделаны эти болты, лучше всего, если это будет титан, а не сталь, тогда не возникнет коррозии металла.
Составные части сборных дисков обычно производятся разными методами. Например, обод кованый, а сам диск изготовлен посредством литья. Это позволяет снизить вес диска и повысить его шансы на ремонт и восстановление после повреждения. В среднем масса сборного диска R18 равна 4-6 кг, обычный же литой диск весит около 12 кг. При этом следует отметить, что прочность диска сохраняется.
В настоящее время производством таких дисков успешно занимаются итальянские специалисты, сохраняя сложную и достаточно дорогую технологию в строжайшем секрете. Поставки титановых болтов осуществляются из России. Однако для самих россиян ситуация дороговизны сборных колесных дисков пока по-прежнему остается актуальной.
Читайте также:
- Можно ли ставить разную резину на переднюю и заднюю ось по правилам в 2021
- Как сделать велосипедный диск
- Какие колеса на фф2 рестайлинг
- Как заделать дырку на шине авто
- Как прикрутить колеса на скейте
Что такое разборные диски
Многие согласятся, что внешний вид автомобиля не может быть состоявшимся без красивых колёс. Спорткары и машины премиум класса, нередко оснащаются сборными дисками. Такие обода достаточно дорогие и эксклюзивные, что повышает интерес к автомобилю. Помимо красоты, у комбинированных дисков крепкая конструкция. Благодаря этому, колёса обретают многофункциональность и применяются на спецтранспорте. Что такое сборные диски и какими характеристиками они наделены? Об этом читайте далее.
Сборной колесный диски — особенности
Сборный диск – это конструкция из нескольких деталей. Если говорить о легковом транспорте, это более эксклюзивная версия кованных и литых аналогов. Здесь сочетаются прочность и дизайнерские идеи. Возможность комбинаций, позволяет по-разному тюнинговать автомобиль. Например, можно устанавливать различные сердцевины.
Конструкция сборных дисков
Комбинированные диски для легковых машин, могут состоять из 2-х или 3-х элементов. В первом случае, в комплект входит обод (бочка или иннер) и сердцевина. Во втором варианте: обод, сердцевина и планка (полка). Все детали крепятся между собой высокопрочными болтами.
Ещё, к категории сборных дисков относятся обода с бедлоками (beadlock). Бедлоки — это противоразбортировочные кольца, своего рода замки. В основном, такие колеса используются для передвижения по пересечённой местности на низком давлении, например, в джиппинге. А также применяются на экстремальных гонках, таких как дрэг-рейсинг. Beadlock не позволяет сорвать покрышку с диска на высоких оборотах.
Преимущества и недостатки сборных дисков
Сборные диски могут быть различной конструкции и структуры, от этого зависит качество колеса. Кроме того, на свойства диска влияет качество сборки. От того, насколько добросовестно производитель отнёсся к изготовлению диска, будут проявляться его положительные и отрицательные качества.
- высокий уровень ремонтопригодности. Это один из самых основных положительных качеств комбинированных дисков;
- замена элементов на новые. Восстановление одной повреждённой детали намного проще, чем кантовать колесо целиком. А при невозможности отремонтировать, повреждённый элемент можно заменить на новый;
- богатый дизайн. Применение различных материалов и необычная форма конструкции, поневоле привлекают внимание людей;
- возможно менять эксплуатационные характеристики. Например, если сильно греется тормозная система, можно заменить сердцевины на более открытые.
- альтернатива окраски или полировки каждого элемента по отдельности, после разборки.
- крепкая конструкция. Комбинированные диски эластичные и обладают хорошими противоударными свойствами.
- сложная конструкция. Это заставляет автовладельца усиленно заботиться и ухаживать за дисками;
- дорогая стоимость. Независимо от материала изготовления, стоимость на такие колёса намного больше, чем на стоковые аналоги;
- тяжёлый вес. Комбинированные диски могут иметь большую массу, чем кованые аналоги. Это способствуют: большое количество болтов и различные дополнительные элементы декора;
- небольшой выбор. Иногда, комплект дисков выпускаются в единственном экземпляре, что делает его поистине эксклюзивным.
Некоторые владельцы, полируют части дисков до зеркального состояния, применяя специальные пасты. Иногда, это приходится делать после каждой мойки.
Из чего изготавливаются
Комбинированный колёсный диск, может быть изготовлен из стали и алюминия. В первом случае, колеса предназначены для спецтехники и грузовиков. Элементы легкосплавных сборных дисков, изготавливаются из алюминия, но по разным технологиям. Как правило, обод (бочка или иннер) и планка — кованые. То есть, производятся на формовочных прессовальных станках. Это самые прочные элементы колеса.
Сердцевина отливается в матрице. Как правило, после сильного удара центр диска может расколоться, а обод останется невредимым. Повреждённую часть возможно поменять на новую и продолжить эксплуатацию колеса.
Некоторые конструкции сборных дисков, состоят из комбинации: стальных, титановых или карбоновых деталей. Каждый элемент подбирается путём заводских испытаний, поэтому самостоятельно менять конструкцию нельзя.
По каким параметрам подбирать
Чтобы приобрести сборный диск, необходимо руководствоваться правилами подбора по параметрам. Размеры для стальных и легкосплавных дисков одинаковые. Помимо диаметра обода и его ширины, следует учитывать такие технические сведения, как:
- DIA – центральное отверстие диска (ЦО). Если оно меньше необходимого, диск нельзя одеть на ступичный цилиндр. В том случае, если ЦО больше, то его возможно отрегулировать центровальными кольцами (втулками).
- ET – вылет диска. Этот параметр отвечает за положение колеса, относительно центра давления подвески. Вылет делится на три вида: отрицательный, нулевой и положительный. Как правило, все стоковые машины оснащаются колёсами с положительным вылетом.
- Разболтовка – этот параметр обозначает, каким количеством болтов/гаек крепится колесо к ступице и какой диаметр всех крепёжных отверстий. Например, 4х98 (ВАЗ-2110) или 5х112 (AUDI V8 1994 г.в.).
Если игнорировать правила подбора, диск может изменить эксплуатационные характеристики автомобиля в худшую сторону. А, в некоторых случаях, колесо вообще не подойдёт к ступице.
Сборные диски на легковую машину, для красоты, могут себе позволить немногие. Средняя стоимость комплекта около 100 тыс. рублей. Но, если вы хотите установить на автомобиль комбинированные колёса, то предстоит настроиться на частый уход и техническое обслуживание ободов.
Чем привлекателен автомобиль внешне? Ответ очевиден, колёсами. Помимо главной конструкционной функции, диски и шины характеризуют потенциал транспортного средства и вкусовые предпочтения владельца. С первого взгляда можно понять, насколько ухожен автомобиль и для какой эксплуатации он предназначен: шоссе или бездорожье. Возможно подчеркнуть интересный облик ТС, используя различные виды дисков.
Вместе с эффектным внешним видом, обода могут:
- улучшить или ухудшить динамические характеристики машины;
- стать отличным инструментом экономии или наоборот — опустошать кошелёк.
Колесный диск – что это, какую функцию выполняет
Колёсный диск – это обод, являющийся основным элементом конструкции колеса. Функция обода заключается в следующем, он передаёт крутящую передачу от приводного вала на дорожное полотно.
Для обеспечения амортизационных качеств, конструкция диска предусматривает установку пневматической шины. Покрышка фиксируется на ободе в специальных кольцевых выступах, согласно посадочному диаметру. Обод крепится к ступице автомобиля. В качестве крепёжного элемента используются болты или гайки.
Виды дисков по материалу изготовления
Стремительно шагающее технологическое развитие и новые идеи инженеров, расширили рынок колёсных дисков за несколько десятков лет. В данный момент, прилавки автомагазинов имеют в ассортименте следующие виды колёсных дисков: стальные, литые, кованые и сборные для любой техники. Две первые позиции наиболее широко распространены. Третий тип менее популярен из-за повышенной стоимости. Четвёртый – это эксклюзивная модель, имеющая спрос в определённых кругах.
Виды конструкций автомобильных дисков
Конструкция всех колёсных дисков состоит из сердцевины, опирающейся на обод. Между собой, два элемента крепятся сваркой или болтами. Исключение — литые диски. Сердцевина оснащена крепёжными отверстиями для фиксации к колёсной ступице.
Классификация колёс состоит из двух типов: для камерных и бескамерных шин. На колёса для бескамерных шин, допускается монтировать камерные покрышки. Ещё, классификация имеет подвиды:
- по способу крепления к ступице (в основном для грузовых машин и спецтехники)
- по количеству колёс на одну ступицу (одинарные, сдвоенные);
- по конструкции разъёмного обода (1-компонентный, 2-компонентный, 3-компонентный);
- по структуре материала, сплавы из: стали, алюминия, магния, титана;
- по типу вылета: положительный, нулевой, отрицательный.
На большинство внедорожников, таких как: Mitsubishi Рajero, Nissan Navara, Тoyota Land Cruiser – устанавливаются диски с отрицательным вылетом 10 мм. Это повышает устойчивость и управляемость.
Виды по типу транспорта
Перед выбором дисков, обязательно учитывайте эксплуатационные условия и технические характеристики ТС. Таким образом вы узнаете, какие параметры предусмотрел изготовитель машины. Не стоит считать, что привлекательный внешний вид, это основная функция колёс.
Все диски рассчитаны на определённые эксплуатационные условия и для различного транспорта:
- легковой – в этом сегменте представлены колёса для автомобилей всех классов, от А до J. Также сюда входят микроавтобусы. Для этой группы машин производители выпускают стальные, легкосплавные, кованые и комбинированные диски;
- грузовой – для этого класса техники, в основном, выпускаются стандартные стальные неразборные диски, для бескамерных шин. Ещё производят разборные диски, с посадочным диаметром 20 -24, для камерных шин. Основной потребитель — старая российская и китайская техника. Есть алюминиевые и кованые диски, только в РФ они не пользуются спросом.
В Европе, алюминиевые обода пользуются спросом у водителей автопоездов, так как идёт борьба за каждый дополнительный килограмм перевозимого груза.
- спецтехника — в этом сегменте широкий выбор дисков, от мини-погрузчика до карьерного самосвала. Обода различных диаметров. Есть многосоставные из 3-5 частей (карьерные самосвалы). Основной материал для изготовления – сталь.
Выбирая облегчённые колёса для легковушки, можно повысить динамику машины и снизить расход топлива. А, устанавливая тяжёлые стальные штамповки, характеристики будут противоположными. Обязательно изучите основные параметры, такие как: ширина, посадочный диаметр и количество отверстий для болтов. Дело в том, что одинаковые по размеру диски, могут иметь 4, 5 или 6 отверстий для крепления.
Перед покупкой колёсных дисков, стоит учитывать характер эксплуатации. Например, необходимо взять во внимание качество дорог и климатические условия региона. В северных областях страны, автовладельцы эксплуатируют зимой штамповки, а летом – литьё. Так удаётся продлить срок службы легкосплавных дисков. Своевременных уход: мытьё от соли и грязи, удаление ржавчины и покраска — существенно продлят ресурс и привлекательность ваших колёс.
Никто не станет оспаривать факт, что колеса играют значительную роль в конструкции автомобиля. В зависимости от типа транспортного средства выбирается определенный вариант. Например: для грузовиков, автобусов, троллейбусов и тракторов часто используют бездисковые колеса.
Что такое бездисковые колеса – их особенность
Изделия без дисков включают плоские разборные ободья, которые крепятся непосредственно к ступице на конусные торцы специальными прижимами.
Особенность бездисковых моделей заключается в конструкции обода. Он изготовлен из трех секторов, которые образуют общее кольцо. Этому способствуют выемки в торцевой части. Для изготовления обода применяется метод профилирования из горячекатаных заготовок.
Грузовые шины обладают значительными габаритами и жесткостью, что сильно затрудняет процесс монтажа в случае неразборных ободьев.
Конструкция бездискового колеса
Устройство состоит из следующих элементов:
- обод колеса;
- цельнолитая ступица, выполненная из стали, ковкого чугуна;
- прижимы;
- шпильки;
- гайки.
Различают 2 вида конструкций: с продольно- и поперечно-разборным ободом. Первому варианту присущ ряд недостатков:
- низкая точность;
- сложность установки;
- меньшая надежность;
- необходимость строго соблюдения стандартов при изготовлении.
Лучшие характеристики показывают колеса второго вида, однако и они не лишены слабых сторон.
- Увеличение доли металла примерно на 18 %.
- Сложности при соблюдении герметичности в случае бескамерных шин.
- Затруднение вызывает обработка поверхности секторов в местах посадки и стыковки.
К ступице крепятся элементы тормозной системы: диски и барабаны. Сама ступица устанавливается на подшипники. Их задача передавать осевые и радиальные усилия. Сохранять устойчивость при повышении температуры помогает специальная смазка, а ее вытеканию препятствуют уплотняющие сальники. Они также защищают подшипники от попадания грязи.
Преимущества и недостатки
К достоинствам колес без дисков относится:
- уменьшение веса на 10—15 %, если сравнивать с дисковыми аналогами;
- больший срок эксплуатации;
- простота конструкции;
- удобный процесс монтажа и демонтажа;
- меньшая стоимость;
- более качественное охлаждение элементов тормозных механизмов и шин.
Еще один плюс состоит в возможности установки ободьев разной ширины на одну и ту же ступицу.
Область применения бездисковых колес охватывает транспортные средства большой грузоподъемности, автобусы, троллейбусы, а также трактора общего назначения, прицепы.
Благодаря особой конструкции допускается сдваивание колес для машин, рассчитанных на значительную нагрузку. Для регулировки зазора используется промежуточная вставка. Оно способствует равномерному обдуву, отводу тепла, препятствует преждевременному разрушению.
История появления
Появление бездисковых колес относится к началу XX века, а широкое использование началось примерно в 1940 году. Сфера применения охватывала грузовые автомобили, рассчитанные на перевозку от 6 до 8 тонн. Вес таких транспортных средств составляла более 10 тонн. Такие модели также устанавливали на автобусы и троллейбусы. В 50-ых годах колеса без дисков начали широко применяться в Америке, многих странах Европы.
В Советском Союзе ими впервые оснастили грузовик марки МАЗ-500, машины для армии ЯАЗ-214, МАЗ-502.Чуть позже модели без дисков были установлены на грузовики КамАЗ и КрАЗ, автобусы (ЛАЗ-699, ЛиАЗ-677, Ikarus) и троллейбус (ЗиУ-5).
Но уже в 80-ых годах прошлого столетия бездисковые колеса несколько утратили популярность, уступив место дисковым аналогам.
Бездисковые колеса легко обслуживать, они поддаются восстановлению в случае повреждения. При выборе обязательно следует учитывать класс грузоподъемности.
Вне зависимости от вида материала и способа изготовления, все колесные диски можно разделить да две большие категории – монолитные и разборные. Вот о последних и пойдет речь в этой статье.
Отметим сразу, что речь идет о колесах для легковых авто, ведь для тяжелых машин с большой грузоподъемностью необходима значительно более жесткая, большая резина и более высокие закраины на ободе, поэтому возможность разбортировать (забортировать) с помощью разборки мы не будем причислять к их достоинствам, разве, что в случае деформации диска.
Что это?
Для получения подобного эффекта разработчики и производители комбинируют с формами и даже добавляют в конструкцию совсем не нужные элементы крепежа. Подобные болты с гайками не более чем декоративный элемент и могут даже снижать качества диска.
В полной мере это касается и дополнительных накладок – сними такую и диск абсолютно не потеряет в технических характеристиках. Даже выиграет, ведь он станет легче и, возможно, обтекаемей.
Собственно разборный диск должен разбираться как минимум на две составляющих, любая из которых является обязательной в конструкции. Отделяться может центральный фланец, фланец и спицы, обод или отдельные части обода, стопорное кольцо и так далее. Но самое главное, все отделяемые части должны также легко устанавливаться на место и собранное колесо должно соответствовать предусмотренным техническим характеристикам прочности.
Для крепежа отдельных элементов обычно используется резьбовое соединение и качество такого соединения – одно из основных требований к диску, потому что даже самые надежные элементы в сборе могут ничего не стоить из-за одного-единственного плохого болта.
На первых двух фото изображены похожие друг на друга псевдоразборный диск Dotz Brands Hatch и разборный фирмы BBS. Если присмотреться, то различия очевидны.
Бедлоки и таерлоки.
Далее… чуть выше мы говорили о том, что диск, имеющий дополнительные накладки, без которых он не потеряет своей функциональности, к разборным не относится. Но существуют колеса, которые без специальной накладки будут неполноценными – это монолиты, которые в своей конструкции содержат такие дополнительные элементы, как, так называемые, бедлоки. Также, пожалуй, к ним можно отнести и таерлоки. Оба этих элемента предназначены для улучшения фиксации шины на диске, особенно при значительном снижении давления в шине.
Бедлок представляет из себя плоское кольцо с отверстиями под болты для фиксации на диске. Своей плоскостью бедлок препятствует разбортированию колеса при понижении давления (например, при проколах).
Это в случае, если бедлок служит дополнительной накладкой. Если же он является частью конструкции сборного колеса, то фиксация покрышки без него вообще невозможна.
Таерлок – это, в своем роде, камера с ниппелем, накачиваемая воздухом, только меньших размеров. Но если в обычной камере давление воздуха “работает” наружу (расправляет покрышку), то в таерлоке эта “работа” воздуха “нацелена” в противоположном направлении, т. е, он сильно давит на сам диск, плотно прижимая к нему покрышку, а точнее ее края к ободу и закраинам (бортам) диска. Таким образом, выполняется функция бедлока, причем с обоих сторон.
Кроме того, таерлок в случае падения давления в шине, может уберечь ее от разрыва (зажевывания).
Материал.
Здесь ограничений практически нет, разборные диски делают практически из всех видов материалов, использующихся в изготовлении колес. Более того, очень часто сборный диск может состоять из разных материалов – сталь-алюминий, алюминий-титан, карбон-сталь и так далее, причем способ изготовления (ковка, литье) тоже может быть разным, и тоже может комбинироваться.
Все это позволяет соединить в одном изделии сразу несколько характеристик, подбирая наиболее выгодные сочетания для упрочнения колеса, удешевления его производства, придания большей привлекательности или с другими целями.
Естественно, что подобные комбинации являются результатом многолетних испытаний, теоретических просчетов и практических опытов. Поэтому не стоит самостоятельно подбирать комбинации из нескольких разных дисков – результат может оказаться неожиданным, и даже нежеланным.
Достоинства и недостатки.
Все будет зависеть от того, из чего сделаны составляющие диска, насколько качественно выполнена сборка и насколько правильно подобрано сочетание материалов для конкретных условий. Если все эти параметры были соблюдены, то используемый разборный колесный диск будет обладать большинством положительных качеств того материала (материалов) которые были использованы.
Достоинства:
Недостатки:
В отношении же минусов, кроме специфических, присущих конкретному материалу и способу изготовления, можно выделить:
- Большую сложность конструкции, которая неизбежно приводит к большим заботам по уходу за дисками и некоторым особенностям в их эксплуатации.
- Также стоит помнить, что сборные диски, даже однородной структуры, всегда будут стоить больше, чем монолиты.
Впрочем, разница там не слишком большая, а возможность ремонта может перевесить все прочие недостатки. В любом случае к выбору колес нужно подходить, в первую очередь, учитывая особенности эксплуатации автомобиля, и только так можно подобрать оптимальный вариант именно для вас.
Сборные диски – особенности моделей
Виды конструкций разборных дисков
Разборные диски выпускаются в 2-х вариантах конструкции. Одни модели состоят из 2-х элементов: сердцевина и обечайка (бочка / иннер). Другие сгруппированы из 3-х деталей:
- сердцевина;
- обечайка;
- планка (полка).
Все перечисленные элементы соединяются между собой высокопрочными болтами и гайками. Сердцевина предназначена для контакта со ступицей. Обечайка служит для установки шины. Полочка позволяет играть с вылетом диска: выдвигать его из колёсной арки или наоборот, утапливать в нишу крыла.
Преимущества и недостатки сборных дисков
Сборный диск для автомобиля приобрёл большую армию поклонников, и не менее крупную армию противников. Интернет-дискуссии на тему особенностей такого типа колёс достаточно развёрнутые и продолжительные. Красивый и брутальный внешний вид устраивает почти всех. А вот высокая цена и непрактичность, заставляет большинство российских автовладельцев отказаться от эксплуатации разборных дисков.
И ещё немного о минусах. Проблемы могут возникнуть, при заказе отдельных деталей, включая болты и гайки. Кроме этого, для планки трёхсоставных дисков требуется специальный герметик, который трудно найти в свободной продаже.
Материалы изготовления
Сборные легковые диски изготавливаются из алюминия. Есть и стальные аналоги, но они применяются на специальной технике и грузовиках. Чтобы обеспечить комбинированным колёсам повышенную лёгкость, детали могут быть изготовлены из разных сплавов по различной технологии.
Например, обечайку (иннер) и планку стараются сделать методом ковки. А сердцевину часто отливают в матрице. Благодаря такой комбинации, после сильного удара о дорожную выбоину обод останется целым, а расколовшуюся сердцевину легко заменить на новую. В производстве некоторых моделей применяют детали из стали, титана или карбона.
Правила выбора сборных дисков
Как и любой колёсный диск, разборный аналог имеет определенные параметры, среди которых главные: ширина и внешний диаметр. При выборе они требуют особое внимание. Но ещё более скрупулёзно рекомендуется вникнуть в не менее важные: DIA, ET и PSD.
- DIA – центральное отверстие (ЦО), которое позволяет установить диск на ступичный цилиндр. Измеряется в мм, например DIA68,1.
- ET – вылет диска, отвечает за положение колеса на автомобиле. Может быть положительным, нулевым и отрицательным. Измеряется в мм. Например, ЕТ35. Чем меньше число, тем колесо сильнее выпирает из арки.
- PSD – разболтовка. Например, 4 Х 100, означает, что диск крепится на 4 болта (гайки), диаметр которых по центрам составляет 100 мм.
Если центральное отверстие больше, чем необходимо, то можно устранить избыток свободного пространства центровочными (проставочными) кольцами.
Сборные диски – практичные и дизайнерские колёса. Обладают высокой ремонтопригодностью и повышенной устойчивостью к ударным нагрузкам. Однако, найти деталь для замены на комбинированном диске очень сложно, а иногда – невозможно.
Читайте также:
- Как гибдд проверяет водительское удостоверение
- Сколько ходят двигатели ниссан
- Как подключить генератор ваз напрямую
- Не выключается блокировка на мазе
- Как поставить шубу в покрышку
Источник https://tires1.ru/sbornye-diski/
Источник https://koleso-gid.ru/voprosy/sbornye-diski-dlya-avto-chto-eto.html
Источник https://avto-moto8.ru/faq/chto-takoe-razbornye-diski.html