Самостоятельная замена тормозных дисков и колодок
Тормоз — наверно самая важная система безопасности автомобиля. Её всегда нужно поддерживать в работоспособном состоянии и тогда она Вас не подведёт. Факторов влияющих на работоспособность тормозной системы автомобиля — много. В статье расскажу как самостоятельно поменять передние тормозные диски и колодки на РАВ4. Хотя так же меняются диски и колодки на большинстве легковых автомобилей.
Когда и почему нужно менять тормозные диски и колодки
О сроках или причинах замены дисков и колодок можно развернуто прочитать в сети. Я расскажу о том, что сподвигло меня на данную операцию.
Такой подлянки от новой машины я не ожидал, но после очередного планового ТО, на сервисе мне выдали заключение о необходимости замены передних и дисков и колодок. Ведь проехал всего — 42 тыс. км! Обычно такое случалось на 60-70 тыс. км.
Судя по данной таблице колодки выработаны в ноль, а на дисках осталось всего 9 мм. Я как-то не воспринял данное событие всерьез — думал ещё немного поездить. Но где-то через неделю, при торможении стал слышен металлический скрежет. Сразу принял решение о замене.
Выбор новых дисков и колодок
Обычно запчасти приобретаю в одном из двух крупных интернет-магазинах. В этот раз не стал менять привычку и по отзывам и каталогам выбрал запчасти на РАВ4.
После непродолжительной (2 тыс. км) эксплуатации могу сказать, что в любую погоду торможение эффективно. Но в сырую погоду слышен негромкий скрип колодок при торможении. Для меня не критично, поэтому я доволен.
Замена передних тормозных дисков и колодок. Фотоотчет
- Ставим автомобиль на ровную площадку. Устанавливаем под задние колеса башмаки. Поднимаем машину на домкрате.
Я использовал гидравлический подкатной домкрат. Очень удобная штука и при сезонной замене колес и при ремонте. Обзор домкрата можно прочитать в статье — «Гидравлический подкатной домкрат Stels 3т».
Читайте также Набор инструментов и шуруповерт БОШ (Обзор, Тест и Отзыв)
2. Снимаем колесо. Я подложил колесо под машину, сверху положил брус и немного опустил домкрат, для большей безопасности. Снял крышку с расширительного бачка тормозной системы.
Вот как выглядели диски и колодки.
Можно сделать вывод, что в сервисе не ошиблись. Накладки на колодках еле заметны, а на дисках большая выработка.
3. Слегка сжимаем тормозной цилиндр, в моём случае — при помощи отвертки.
4. Болты крепления суппорта тормозного цилиндра я предварительно обработал средством типа WD40.
5. Откручиваем два болта, снимаем суппорт и подвешиваем его на пружину передней стойки.
6. Снимаем тормозные колодки, аккуратно вынимая их из пазов на кронштейне.
7. Предварительно обработав тем же составом, что и ранее болты крепления кронштейна, откручиваем их и снимаем кронштейн.
8. Снимаем тормозной диск, предварительно обработав место примыкания диска и ступицы.
Пришлось применить немного грубой физической силы для того, чтобы снять тормозной диск.
9. Устанавливаем новый тормозной диск и кронштейн.
10. Переставляем со старых колодок на новые противоскрипные накладки.
Ставим колодки в пазы на кронштейне.
Сразу видна разница между старыми и новыми колодками.
11. Сжимаем поршень тормозного цилиндра, чтобы можно было установить суппорт на место.
Для сжатия поршня тормозного цилиндра есть специальные приспособы, но я обошелся применением подручных материалов (деревянный брусок и монтировка).
12. После сжатия — необходимо проконтролировать уровень тормозной жидкости.
На фото — уровень жидкости после замены колодок на одном колесе.
На фото — уровень тормозной жидкости после замены колодок на двух колесах.
Излишки тормозной жидкости необходимо удалить, чтобы он не превышал отметку MAX.
13. Устанавливаем на место суппорт.
14. Можно себя поздравить. Вы поменяли передние тормозные диски и колодки. Ура!
Сколько времени занимает замена тормозных дисков
Возможно Вам показалось, что замена передних тормозных дисков и колодок занимает много времени. Спешу Вас порадовать — не торопясь, на все работы я потратил не более 2-ух часов.
Читайте также Лучшие электрические полотенцесушители
Что нужно для замены тормозных дисков
Главное это желание и немного свободного времени. Ну ещё нужны прямые руки и правильный инструмент. Никаких специальных устройств и приспособлений при проведении работ я не использовал. Одолжил у друга два набора профессиональных инструментов (хотя хватило бы и одного).
Сход и развал после замены тормозных дисков и колодок
Сход и развал после замены тормозных дисков или колодок выполнять не требуется.
Рекомендации по замене тормозных дисков и колодок
- Обязательно позаботьтесь о безопасности при проведении работ. Кроме домкрата применяйте и другие приспособления для удержания автомобиля на весу. Не забудьте поставить под колеса башмаки или другие предметы, чтобы машина не скатилась.
- Используйте правильный инструмент.
- После работ проконтролируйте уровень тормозной жидкости в расширительном бачке, чтобы после начала эксплуатации машины тормозная система не потекла.
- Проследите, чтобы не осталось лишних болтов после сборки.
- После сборки совершите небольшую контрольную поездку, чтобы убедиться, что всё функционирует в штатном режиме.
Если статья показалась Вам интересной и/или полезной, поделитесь ею в социальных сетях.
Замена шин и дисков: руководство от А до Я
Выбор дисков и шин: на что обратить внимание и как не ошибиться
Колеса и шины автомобиля. На первый взгляд кажется, что может быть проще? Но мы бы поставили вопрос по-другому: что может быть важнее? Пожалуй, именно шины — эти невзрачные при первом приближении детали — являются второй по важности в плане безопасности (после тормозов) и первой по загруженности деталью, которая постоянно работает в сложнейших дорожных условиях и от которой зависит жизнь и здоровье автомобилистов.
Именно поэтому к покрышкам в частности и колесам в целом автовладелец должен предъявлять особые требования и крайне ответственно подходить к их покупке/смене/обновлению или улучшению.
Да, многие скажут: в чем премудрость — покрышки купить? Ведь это одна из самых простых доработок, которую может произвести любой автовладелец, даже далекий от технической автомобильной части. Но для того чтобы взять правильную шину, необходимо знать ряд нюансов, и вот именно о них мы бы и хотели сегодня поговорить. Вот что вы должны знать, прежде чем отправиться за «обувью» для своей машины.
Почему покрышки важны?
Самые важные части в вашем автомобиле — это те четыре небольших по площади контактных пятна, которые взаимодействуют с дорогой. Эти несколько квадратных сантиметров резины (приблизительно пятно контакта сопоставимо по площади с ладонью взрослого человека) определяют практически все. Шины передают мощность двигателя, позволяют тормозам выполнять свою работу и определяют, насколько успешно автомобиль будет проходить повороты, независимо от того, въезжает ли он на парковку на небольшой скорости или мчит по трассе на скоростях крепко за 100 км/ч.
При этом на шины ложится огромная нагрузка. Эта черная мягкая круглая деталь представляет собой технологический набор резины определенного компаунда (смеси резины и других входящих в состав компонентов, из которой делаются шины), полимеров, кордов (кабелей, придающих жесткость), которые все слиты воедино в высокоинженерный профиль практически идеальной формы, определенного веса и со множеством рассчитанных, заданных свойств.
Затем этот «бублик» ставят на колесо, накачивают воздухом (иногда другим инертным газом, например азотом), чтобы придать ему форму и жесткость. И только при рекомендуемом для вашего автомобиля давлении в шинах начинается нормальная, безопасная и безаварийная работа покрышек. Производители, стоящие за разработкой вашего автомобиля, шинами и колесами, работали вместе, чтобы получить оптимальное сочетание сцепления, ощущения дороги, качества езды, минимальную шумность и износ шин.
Увы, рассчитывая приобрести новые покрышки, о таких сложных инсинуациях задумывается лишь малое количество автовладельцев. Современный автомобилист (особенно если он молодой) в США — самой автомобилизированной стране мира, да и в России, думает не о качестве, а о больших диаметрах и ширине шины. Такие колеса выглядят круче и могут изменить восприятие обычного автомобиля в мгновение ока. Но то, что больше — не всегда лучше, об этом тюнеры не задумываются.
Например, на кроссоверах Porsche уже достаточно давно предлагают в заводском исполнении, в топовых версиях, ставить 22-дюймовые колеса. Мировой производитель спорткаров идет на поводу тренда?
Скорее нет, чем да. В этом случае использование больших колесных дисков оправданно необходимостью установки огромных тормозных дисков и внушительных суппортов, но не более того — разгоняться, управляться и тормозить автомобиль с большими колесами будет как минимум так же, как и аналогичная машина с более компактными, если по некоторым параметрам не хуже — например, в управляемости. В противном случае на таких гоночных сериях, как DTM, и других туринговых гонках у машин стояли бы огромные диски с очень широкими покрышками, если бы это было оправданно с технической точки зрения. Однако в реалиях размер легкосплавных дисков таков, чтобы в него могли поместиться усиленные тормозные системы. Обычно это 18-19 дюймов.
Легкосплавные диски на Lada WTCC размерностью 18 дюймов с шинами Yokohama
При этом относительно шин можно сделать следующий вывод: площадь опорной поверхности покрышки при увеличении ее ширины увеличивается несильно, поэтому гнаться за широкими шинами не стоит, автомобиль от этого не будет серьезно устойчивей и лучше разгоняться. Когда производитель делает спортивные версии, он подходит к изменениям комплексно, то есть ставя более широкие шины, при этом вносит изменения в подвеску, обвес (для увеличения прижимной силы), изменяет параметры сход-развала, и так вплоть до установки усилителей в кузов для увеличения жесткости последнего.
Все остальные попытки улучшить рулежку только установкой новых колес не приведут к должному эффекту. Да и что греха таить, многие автовладельцы ставят широкие покрышки только ради визуального изменения — внешность автомобиля становится приятнее, вот и все муки выбора.
Впрочем, есть и другая категория автомобилистов. Они, наоборот, умеют считать траты и желают взять комплект шин, максимально подходящий для их автомобиля по техническим параметрам, но задешево. Это также является проигрышным вариантом. Шина, как мы уже сказали выше, — это сложная инженерная конструкция, и дешевые аналоги просто неспособны конкурировать с дорогими оригиналами. В этом случае высокая цена оправданна стократ. От нее зависит ваша безопасность.
Стоит ли брать широкие шины и большие диски?
Итак, одной из причин, по которой люди выбирают большие, широкие колеса и шины — это пятно контакта. Во-первых, как мы сказали выше, при изменении ширины покрышки, пятно контакта при этом не изменяется существенным образом. Во-вторых, его увеличение необходимо исключительно для практических целей (если отбросить просто визуально более выгодный внешний вид) в ряде случаев, например, если вы увеличили мощность двигателя своего авто. В остальных случаях, ничего кроме повышенного расхода топлива, ухудшения управляемости и морального удовлетворения покупатель не получит.
Всего есть два способа увеличить размер пятна контакта шины: сделать его длиннее или шире. Более длинный участок протектора шины означает, что при этом увеличится общий диаметр шины. Лучше всего такой подход работает на полноприводном внедорожнике и хуже всего подходит для легковых машин — банально нет достаточно места.
Также, поскольку радиус колеса стал больше, эффективная передача мощности на автомобиле становится выше, но это же лишает его ускорения. Проблема здесь в том, что для колес большего диаметра требуется больше времени, чтобы завершить один оборот.
Что означают эти цифры на боковой стороне вашей шины:
Таким образом, поскольку трансмиссия любого автомобиля настроена так, чтобы вращать колеса определенное количество раз в минуту с колесом меньшего диаметра, использование той же самой передачи с шиной большего диаметра замедлит частоту вращения, а значит и динамику. Передаточное отношение (к примеру, 4,10:1) может фактически стать «более высоким» — 3,75:1, лишь из-за увеличившегося диаметра шин. При этом немного возрастет максимальная скорость.
Кроме того, неправильные данные могут начать передавать датчики антиблокировочной тормозной системы, не откалиброванной для обработки увеличенного углового момента от дополнительно вращающейся массы, сосредоточенной вблизи обода.
И не забываем про соответствие шин мощности и скорости вашего автомобиля. Для этого стоит ознакомиться с этой табличкой:
Какие еще недостатки есть у установки больших шин и колес?
В первую очередь это связано с весом. Большие колеса и шины увеличат «неподрессоренную массу» автомобиля. Технический термин «неподрессоренный вес» относится ко всем компонентам, связанным с колесами и подвеской, которые не поддерживаются последней.
Чем больше неподрессоренной массы, тем больше минусов. Ухудшается управляемость автомобиля, он начинает хуже разгоняться, ухудшается надежность деталей подвески. Тормоза также считаются частью неподрессоренного веса, если они установлены внутри колеса, что, собственно, и относится к автомобильной компоновке.
Другим недостатком станет стоимость, так как большие колеса и шины будут стоить дороже, чем их эквиваленты меньшего размера.
И еще один важный момент. Так как низкопрофильные шины вдвойне подвержены изъянам дорожного покрытия, проколам и иным повреждениям, в том числе после которых они будут непригодны к восстановлению, стоит задуматься о «переобувке» автомобиля, если вы живете в местности с не самыми лучшими дорогами.
Как большие колеса и шины влияют на расход топлива и износ подвески
Геометрия подвески вашего автомобиля была настроена автопроизводителем с учетом комбинации определенного размера диска и шин. При установке колес других размеров вы рискуете повлиять на управляемость вашего автомобиля. Кроме того, если общий диаметр комбинации колес и шин отличается по сравнению со стандартной версией, спидометр и одометр будут показывать ошибочные показания.
Кроме того, в случае экстремальных изменений размера колес и шин втулки подвески могут получить дополнительную ненужную нагрузку. Система рулевого управления и усилитель руля может также принять удар, поскольку им придется работать с большими и более тяжелыми колесами. Помните о неподрессоренном весе? Системам автомобиля придется еще бороться и с ним. Тормозной системе предстоит более сложная работа, ускорится износ колодок и дисков.
Также есть причины быть осторожными при выборе размеров колес и шин, в особенности с не очень мощными автомобилями.
Широкие шины имеют большее сопротивление качению, чем их более узкие аналоги, и это в первую очередь может негативно сказаться на экономии топлива.
Увеличившаяся масса от более тяжелых колес также может иметь негативные последствия. Как уже отмечалось, из-за увеличения неподрессоренной массы увеличивается инерция, что может привести к неправильному считыванию таких данных, отвечающих за безопасность, как показатели с датчиков ABS.
Дополнительный вес требует большей мощности для разгона и поддержания движения, не только нарушает экономию топлива, но и будет замедлять ускорение.
Дополнительная неподрессоренная масса новых колес также может перегрузить пружины и амортизаторы, что приведет к более быстрому их износу.
Еще один важный момент. Низкопрофильные шины сильней подвержены изъянам дорожного покрытия, проколам и иным повреждениям, в том числе после которых они будут непригодны к восстановлению.
Из положительных качеств низкопрофильной резины можно отметить, что при уменьшении соотношения боковины шины (высоты профиля) покрышка становится более-менее подвержена поперечным и продольным нагрузкам. Иными словами, шина меньше изгибается, что улучшает сцепление, рулежку и управляемость в целом.
Пример того, как изменяется профиль покрышки при увеличении диаметра диска
фото: Dillon Kydd / unsplash.com
В теории, на автомобиль, на котором стоят с завода 17-дюймовые диски, можно поставить и колеса в 19 дюймов. Но важно помнить, что общий диаметр колеса не должен увеличиваться, чтобы колесо не задевало за подкрылок. Также важна и глубина колесной ниши . Если поставить туда подходящую по диаметру, но очень широкую покрышку, например на передние колеса, то при повороте края шин будут задевать за подкрылки, а это уже очень опасно!
Из дополнительных минусов широких колес. Внезапно, но это увеличенное пятно контакта (в некоторых случаях это больше вредно, чем полезно). Именно увеличенная ширина делает шину более склонной к гидропланированию на мокрых дорогах. Даже на умеренных скоростях появляется более высокий шанс к началу скольжения по поверхности воды. Протектор не будет продавливать толщу воды до асфальта, и машина поплывет.
Почти всегда это происходит из-за несоразмерности соотношения массы автомобиля и ширины покрышки. Первая просто слишком мала.
Также не стоит забывать про колейность. Те, кто ездил на автомобилях с очень широкими покрышками, замечали нестандартное поведение машины — она начинала рыскать. Покрышка просто не помещается в колее, пробитой стандартными колесами, и ее как бы выдавливает из промятых дорожек. В таком случае автомобиль может занести или даже развернуть!
Широкая опорная поверхность имеет большую площадь контакта с дорогой, но это только в том случае, если колесо остается перпендикулярным (или почти перпендикулярным) земле. Поскольку работа подвески становится более напряженной, а несколько увеличившееся сцепление широких шин заставляет кузов крениться в поворотах больше, в некоторых ситуациях может происходить отрыв протектора от асфальта. Для нивелирования этого эффекта необходимо либо:
- Перенастроить или изменить подвеску;
- Взять покрышки с более мягкой боковиной, которые также станут частично активно прижимать протектор к поверхности.
Все дело в посадочных местах
Есть еще один важный нюанс, который обязательно нужно учитывать при покупке новых колес и шин: подходят ли диски к ступице автомобиля?
Здесь самыми важными являются следующие параметры:
- количество отверстий под шпильки или болты;
- диаметр центрального отверстия в диске;
- диаметр окружности, на которой эти отверстия расположены.
Но проблем может подкинуть и ответная часть диска (при установке ее на ступицу). Дело в том, что почти на всех автомобилях используется специальный выступ, так называемый сердечник (centering hub), центрирующий колесный диск на ступице. Выступающая часть должна ровно сопрячься с соответствующей утопленной частью колесного диска, отцентровав две части перед затягиванием болтов.
Центральное отверстие по диаметру может быть равно или быть несколько больше. Для таких случаев необходима установка специальных проставочных колец, компенсирующих разницу в диаметре, чтобы в итоге отцентровать диск как положено. Однако в случаях, когда разница слишком велика, придется отказаться от покупки нового диска и поискать аналог с необходимыми характеристиками.
Кроме того, диск должен иметь правильный вылет. Вылет колесного диска — это расстояние между плоскостью симметрии обода и поверхностью, прилегающей к ступице автомобиля. Вылет может быть положительный (самый распространенный вариант), нулевой и отрицательный (когда центральная часть диска углублена в обод).
Колесный диск с измененным вылетом — крайне нежелательный вид тюнинга! Неважно, в какую сторону изменить вылет, ближе к ступице или дальше от нее, этот маневр произведет лишь одно — ускоренный выход из строя ступичных подшипников и подвески. Изменится в худшую сторону управляемость машины.
Говорить о сложностях подбора дисков и параметров посадочных мест можно долго, например, уточнить, что у разных производителей даже резьба может быть разной, не взаимозаменяемой. Но проще и в ряде случаев надежней подобрать диск через специальные калькуляторы для подбора колес. Один из них есть на сайте «За рулем»
Если обод шире оригинального диска, как мы уже упоминали выше, края покрышек могут начать цеплять за подкрылок при движении как при поворотах передних колес, так и при срабатывании подвески на неровностях. Но хуже этого то, что изменение геометрических размеров может нарушить геометрию рулевого управления и взвалить дополнительную нагрузку на подшипники колес.
Смотрите также
Наш совет для тех, кто все же сомневается в новом приобретении и не желает терять время на работу с калькуляторами, штудирование форумов и изучение опыта других автовладельцев: купите проверенную комбинацию колес и шин, специально разработанную для вашего автомобиля, или позвоните автодилеру вашей марки. Работники автосалона при помощи фирменного программного обеспечения смогут в кратчайшие сроки подобрать вам идеально подходящий вариант новых дисков и шин.
Для остальных, надеемся, мы смогли дать вводные о замене шин и дисков в самых основных понятиях: к чему присматриваться, на что обращать внимание и в каких случаях можно наткнуться при выборе на подводный айсберг.
P. S. Законодательный вопрос: является ли смена шин внесением изменения в конструкцию автомобиля?
фото: Ashkan Forouzani / unsplash.com
Только в том случае, если установленные колеса являются конструктивно не предусмотренными автопроизводителем . Скажем, очень широкие покрышки с крупными грунтозацепами для бездорожья. Или диски с измененным вылетом (в том числе так называемые «разварки»), и уж тем более оформлять тюнинг придется при последующем внесении изменений в подвеску и сопутствующие элементы управления/кузова.
«Обойдёмся одной отвёрткой!» Как в гараже поменять тормозные диски с колодками и ничего не испортить
Все детали автомобиля имеют свойство изнашиваться со временем — не исключение и тормозные диски с колодками. И если, например, заменить коробку передач вам самому вряд ли будет по силам, то поменять диски и колодки самостоятельно не составит большого труда. Тем не менее, чтобы всё прошло гладко, нужно знать о некоторых нюансах. Чтобы вы смогли сделать это правильно, минимизируя все возможные риски, мы подготовили для вас памятку.
Шаг 1: приподнимаем машину на домкрате и снимаем колесо
Наш ведущий Валера снимает колесо, а вы регистрируйтесь и забирайте бесплатную ставку на спорт 30 BYN
— Для удобства работы с суппортом вывернем руль так, чтобы и диск, и суппорт были в прямом доступе. Тогда можно приступать к замене, — комментирует главный механик СТО Владислав.
Шаг 2: демонтаж тормозных колодок
Чтобы демонтировать тормозные колодки, сперва немного вдавливаем поршень плоской отвёрткой, после чего шестигранником на 7 мм откручиваем верхнюю и нижнюю направляющие суппорта, предварительно сняв с них колпачки.
— Крутить надо до ощущения, что она свободно болтается. Сама направляющая полностью не выйдет, её нужно будет подтолкнуть отвёрткой. Отвёртку необходимо установить между скобой суппорта и резьбой самой направляющей так, чтобы можно было вдавить направляющую. Иначе, когда вы будете пытаться снять суппорт, направляющая станет резьбой цепляться за скобу, — поясняет механик.
Сняв направляющие, осмотрите их: на них может быть коррозия! В зависимости от того, насколько она серьёзная, вам нужно будет либо просто почистить детали, либо полностью заменить на новые.
Далее освобождаем прижимную скобу с помощью отвёртки и сам суппорт.
— Обратите внимание на состояние суппорта: целостность пыльников поршня, пыльников направляющих, состояние фиксирующих скоб. Если есть какие-то трещины или пыльник находится не на своём посадочном месте, то суппорт нужно сдавать в ремонт либо заменять на новый или б/у, — предупреждает Владислав.
Берём колодки и вытягиваем их из суппорта.
Шаг 3: снятие тормозного диска
Чтобы провести эту процедуру, надо освободить диск от несущей скобы. Для этого прежде всего необходимо сорвать болты, далее с помощью трещотки выкрутить их и снять скобу. Затем откручиваем болты и снимаем сам диск.
— Часто бывает так, что диск прикипает к ступице. И даже если открутить болт, диск может не отойти от ступицы. В таком случае следует немного постучать молотком по посадочной диска, — рекомендует главный механик СТО.
Шаг 4: замена тормозного диска
Прежде чем заменить тормозной диск на новый, подготавливаем ступицу. Для этого чистим её и обрабатываем медной смазкой.
Затем устанавливаем новый диск и закручиваем болты. Точно так же зачищаем, обрабатываем несущую скобу суппорта и устанавливаем её обратно.
Шаг 5: установка новых колодок
Чтобы установить новые колодки, нужно вдавить поршень суппорта в цилиндр суппорта. Для этого на СТО есть специальные приспособления. Но так как подобные инструменты вряд ли окажутся у вас в гараже, вы можете сделать это с помощью плоской отвёртки и старых колодок. Нужно поставить старые колодки обратно и вернуть суппорт в то положение, в котором он находился до снятия, после чего вставляем отвёртку между тормозным диском и колодкой и плавно давим на колодку, упираясь в диск. Тем самым мы вдавливаем поршень в цилиндр суппорта. Это нужно для того, чтобы хватило места для установки новых колодок с учётом толщины нового диска.
Ставим свежие колодки: одну защёлкиваем в поршень, вторую фиксируем на скобе суппорта. И закрепляем суппорт очищенными и обработанными направляющими.
Вот и всё! Теперь осталось лишь поставить колесо назад и провернуть такую же процедуру с другим колесом.
Конечно, чем сто раз услышать, лучше один раз увидеть, поэтому мы сняли для вас подробную видеоинструкцию о том, как поменять колодки и диски в вашем авто. Включайте и меняйте вместе с нами:
Этот материал мы подготовили при поддержке букмекерской компании Parimatch. Приходите смотреть футбольные трансляции в своём городе и получите гарантированную скидку 10% в барах:
— Брест — бар Coyote Pab;
— Витебск — паб «Большой Тим»;
— Гомель — паб Bulldog Pub;
— Гродно — ресторан-пивоварня «Гости»;
— Минск — паб Clever Irish Pub;
— Могилёв — паб «Эль Хаус».
Источник http://blogengineer.ru/samostoyatelnaya-zamena-tormoznyh-diskov-i-kolodok/
Источник https://1gai.ru/baza-znaniy/525450-zamena-shin-i-diskov-rukovodstvo-ot-a-do-ja.html
Источник https://av.by/news/zameni_diskov_i_kolodok