Все основные признаки неисправности сцепления и их причины.
Добрый день. В сегодняшней статье я расскажу все признаки неисправности сцепления и разберу причины их возникновения. Традиционно для нашего сайта, статья содержит множество фото и видео материалов.
Устройство и принцип работы сцепления.
Прежде чем рассматривать неисправности сцепления давайте попробуем разобраться как оно работает. Наглядно работу сцепления можно посмотреть на этом видео:
Если вы больше любите читать — работа сцепления очень проста и основывается на силе трения.
Как видно, сцепление состоит из двух соосных дисков. Когда они прижаты друг к другу, говорят о том, что сцепление включено.
На машине сцепление устроено немного сложнее, но принцип его работы аналогичен.
Устройство сцепления на автомобиле:
1 — Направляющая выжимного подшипника.
2 — Первичный вал МКПП.
3- регулировочная скоба задающая свободный ход.
4,5 — вилка сцепления.
6 — корзина сцепления.
7 — ведомый диск сцепления.
8 — маховик двигателя.
9 — педаль сцепления.
Как видно, ведомый диск сцепления зажимается усилием пружин, между маховиком двигателя и корзиной сцепления.
Если необходимо выключить сцепление, и разъединить двигатель и трансмиссию, на лапки/лепестки корзины нажимают через вилку сцепления и выжимной подшипник. Вилка сцепления соединена с педалью посредством тросика, гидравлики или напрямую (на мотоциклах и старинных автомобилях).
Все признаки неисправности сцепления.
Внимание, все варианты приведены в порядке снижения их вероятности от наиболее вероятных к более редким.
При нажатии на педаль сцепления она, без усилия, проваливается, а на запущенном двигателе невозможно включить передачу.
Это самая честная неисправность. Происходит она при повреждении привода сцепления.
— порвался трос сцепления/повредился гидропривод (ремонтируется заменой и регулировкой).
— протерлась вилка сцепления и оделась на шарнир (ремонтируется заменой или наваркой и регулировкой).
Запах паленых накладок.
Это очень неприятный и специфический запах. Его невозможно ни с чем спутать.
Он возникает, как правило, при трогании с места, при попытке ускориться на большой скорости и при движении на подъем. Причина кроется в запредельном износе ведомого диска сцепления. Т.е. от его фрикционных накладок ничего не осталось. Выглядит это примерно вот так:
Если у вас автомобиль очень очень старый, или китайский, возможен вариант износа пружин в корзине сцепления, но я ни разу не встречал это на практике.
Ездить с этой неисправностью долго нельзя, так как при проскальзывании быстро изнашивается корзина и маховик.
Решение только одно — замена ведомого диска сцепления. Одновременно с этим, желательно заменить выжимной подшипник. Так как они служат примерно одинаково, стоит он не дорого, а его замена требует снятия коробки передач.
При движении на высоких передачах, при резком нажатии на педаль газа, скорость автомобиля не изменяется, а обороты двигателя возрастают.
Причины ровно те же что и в предыдущем случае — износ фрикционных накладок ведомого диска.
Просто при движении на скорости моторный отсек и днище отлично продуваются и запах почувствовать, возможно не всегда.
Иногда причиной такой неисправности сцепления бывает замасливание сцепления, но это бывает крайне редко.
При нажатии на педаль сцепления слышен гул, шум или скрежет.
Причина, в большинстве случаев, кроется в износе выжимного подшипника. В зависимости от конструкции, его меняют или набивают смазкой (в основном на старых машинах).
С этой неисправностью можно ездить довольно долго, просто это не сильно комфортно в плане акустики. Также важно понимать, есть вероятность, что подшипник полностью заклинит.
Гарантированное решение проблемы — замена выжимного подшипника.
Временное решение проблемы, например, для продажи автомобиля — сварить подшипник в тугоплавкой смазке.
Важно понимать, что работа по снятию и установке коробки передач стоит в разы дороже замены выжимного подшипника.
Если при нажатии сцепления вы слышите противный «высокий» писк — у вас полностью заклинил выжимной подшипник и его срочно надо менять, если этого не сделать, вы замените ещё и корзину сцепления.
Если писк и скрежет тихие, есть вероятность что развалился подшипник в маховике. Но в моей практике, только один раз в нем была проблема. Обычно его меняют при снятии корзины сцепления или при капитальном ремонте двигателя. Он, по большому счету, нужен для лучшей сохранности подшипников первичного вала коробки передач его сальника и увеличения срока службы диска сцепления.
Вибрации при трогании с места и/или при переключении скоростей.
Как правило, причина вибрации кроется в ведомом диске сцепления. Обычно у него ломаются или изнашиваются демпферные пружины:
Или частично разрушаются фрикционные накладки:
Бывает, что трескается сама корзина сцепления:
Если автомобиль оборудован двухмассовым маховиком, проблема может быть и с ним.
Самый маловероятный вариант — неверно настроены лапки выжима сцепления. Вероятность этого крайне низкая, так как лапчатые корзины сцепления не устанавливают на автомобили уже лет 25-30 (исключение УАЗ).
Точно определить неисправность поможет только снятие коробки передач и разборка сцепления.
Передачи переключаются с большим усилием, при их переключении слышен скрежет.
Эти симптомы говорят о неполном выключении сцепления. Т.е. диски сцепления разводятся не до конца, и ведомый диск продолжает вращаться.
Причиной этому может быть:
- воздух в гидроприводе сцепления (необходимо прокачать систему и устранить причины попадания воздуха).
- деформация или запредельный износ вилки сцепления (устранить можно только заменой, править вилку бесполезно).
- неверная регулировка сцепления ( отрегулировать в соответствии с инструкцией).
- выплавление выжимного подшипника из пластикового кожуха, особенно часто с этим сталкиваются владельцы Шевроле нивы. ( Решение проблемы — замена выжимного подшипника).
Заключение.
Выше мы рассмотрели все признаки неисправности сцепления и причины, которые их вызывают.
Я надеюсь, что статья была вам полезна. Если вы нашли неточность, хотите дополнить статью или у вас остались вопросы — пишите комментарии.
На этом у меня сегодня все.
Четыре важных признака того, что сцепление износилось
Как устроено сцепление, функционирование механизма, важнейшие признаки «уставшего» сцепления. Видео о двух способах проверки износа сцепления.
Сцепление, как составная часть трансмиссии автомобиля, в значительной степени отвечает за комфорт во время езды, а также за безопасность движения. Поэтому важно следить за техническим состоянием сцепления, периодически регулировать его и вовремя обслуживать, а при появлении признаков износа заменять детали на новые.
На этот узел приходится высокая нагрузка, действующая в постоянном режиме. Кроме того, в узел входят фрикционные детали, которые быстро истираются. Вот почему важно вовремя распознавать признаки износа автомобильного сцепления и своевременно производить замену изношенных элементов, чтобы не допустить возникновения серьезных проблем в ежедневной работе автомобиля.
Рассмотрим, какие признаки будут указывать на то, что узел сцепления изношен, и требуется его заменить.
Как устроено сцепление, и как оно работает
Для автомобиля данный узел очень важен – он отвечает за процесс, когда крутящий момент передается от двигателя внутреннего сгорания к коробке передач. Помимо того, с его помощью производится отключение от трансмиссии двигателя.
Еще одна задача – защищать трансмиссию и мотор от возникших перегрузок в моменты торможения. Механизм сцепления встречается, как правило, в тех автомобилях, где стоит МКПП – механическая коробка передач. Есть он и в автомобилях, где установлена роботизированная коробка (РКПП).
Если сцепление стоит в машинах с «роботом», то оно работает по тому же принципу, что и на «механике» – отличие лишь в том, что включается и выключается сцепление электронной системой автомобиля, а не самим водителем. В автоматической коробке крутящий момент передается на других принципах – механизм сцепления в вариаторах и гидромеханических АКПП отсутствует.
Основными элементами механизма сцепления являются:
- Привод, с помощью которого у водителя есть возможность управлять сцеплением и регулировать его – он ведет от педали к самому механизму сцепления. Существуют два вида – гидравлическая система или механическая, в которой подсоединение происходит посредством тросика. Роботизированная коробка имеет привод, который функционирует в виде электропривода, включение-отключение производится посредством автомобильного блока управления, без участия педали.
- Корзина сцепления – включает выжимной подшипник вместе с нажимным диском. Функция корзины в том, чтобы выключать сцепление в момент нажатия водителем ногой на педаль – этим осуществляется прерывание перехода крутящего момента от ДВС к коробке передач автомобиля.
- Диск – он называется ведомым диском и является элементом, с помощью которого происходит непосредственная передача на механическую или роботизированную коробку крутящего момента.
Каким образом функционирует сцепление? Принцип его работы следующий. Воздействие выжимных пружин механизма на прижимной диск так называемой корзины имеет следствием то, что диск прижимной тесно примыкает к диску сцепления. Тот так же плотно прижимается к маховику. В результате сжатия элементов – рабочих поверхностей маховика, а также накладок диска и прижимной поверхности корзины, – первичный вал входит в шлицевую муфту. Таким образом крутящий момент передается от диска к валу.
Когда педаль сцепления выжимается, задействуется привод в форме троса, посредством которого выжимной подшипник давит в устройстве на выжимные пружины. В результате происходит отдаление поверхности корзины на некоторое расстояние от диска. Освобождаясь, тот дает свободу валу в коробке передач, и вал перестает вращаться, но сам двигатель не останавливает свою работу.
Важнейшие признаки «уставшего» сцепления
1. Вы не можете полностью выключить сцепление
Вы полностью выжимаете педаль, однако, несмотря на это, сцепление до конца не выключается. Когда происходит подобное, водители используют выражение «сцепление ведет», и сразу понимают, что имеется в виду.
В момент переключения передач раздается хруст со стороны синхронизаторов, иногда водитель вынужден несколько раз жать до конца педаль сцепления, пока не добьется переключения передачи. Причина непослушного поведения механизма сцепления – размыкание дисков (ведомого и ведущего) в недостаточном объеме, когда воздействуют на педаль.
Компоненты, «виновные» в таком нарушении:
- привод сцепления;
- его ведомый диск (или диск сцепления);
- его нажимной диск (или корзина сцепления).
2. Вы замечаете, что ведомый диск сцепления пробуксовывает
Сцепление до самого конца не включается. Здесь у вас не получается полноценно включить сцепление, и это происходит потому, что ведомый диск не в состоянии достаточно плотно примыкать к поверхности работающего маховика.
Если водитель решит отпустить педаль сцепления и сделает это, обороты двигателя резко повышаются, но автомобиль разгоняется с некоторым запозданием. Вы ощутите в салоне запах чего-то горелого – на языке водителей эта гарь определяется как «сцепление горит». Наблюдается этот дефект в случаях, если машина едет под гору, водитель резко разгоняет транспорт, или если автомобиль полностью загружен.
Компоненты, «виновные» в этой проблеме:
- привод сцепления;
- его ведомый диск;
- его нажимной диск.
3. В машине ощутима вибрация, и слышны посторонние звуки
Включая сцепление, то есть, в момент отпускания педали чувствуется вибрация, а когда сцепление выключается, то есть в момент нажима на педаль слышатся шумы. Этот признак изношенного узла сцепления проявляется при включении или выключении вами сцепления. Обычно свидетельствует он о том, что приведены в негодное состояние демпферные пружины у ведомого диска, или же дело в том, что выжимной подшипник разрушился.
Компоненты, «виновные» в данной неработоспособности:
- ведомый или нажимной диск – если ощутимы вибрации;
- выжимной подшипник – если слышите шум.
4. Включив сцепление, вы ощутите рывок
Это явление проявляется с самого начала движения или может возникать в процессе езды автомобиля при переключении передач.
Компоненты, «виновные» в этом:
- ведомый диск сцепления;
- нажимной диск.
В чем могут заключаться нарушения в работе элементов сцепления
Корзина сцепления
Когда вы жмете сцепление и вдруг слышите шум, эти посторонние звуки могут свидетельствовать о разрушении лепестков корзины, которые уже не в состоянии как следует прижимать диск. Лепестки, возможно, окажутся обломаны, корзину может поразить коррозия, которая сделает дальнейшее использование детали невозможным.
Диск сцепления
О разрушении этого узла говорят явления «ведения» или пробуксовки. Диск может покоробиться на глубину более 0,5 мм, вследствие чего он начнет зацепляться за корзину, в итоге сцепление «ведет» при управлении автомобилем. Можно отремонтировать покоробившийся диск, но только в случае, когда коробление значительное, и отмечается сильное биение диска.
Может присутствовать перекос положения ступицы диска сцепления, а оно выявляется во время профилактического осмотра первичного вала КПП. Для исправления может быть достаточным применить литиевую смазку с антиокислительной присадкой – в таком случае ступица не прикипит к валу.
Если в картере сцепления находится масло, то фрикционная накладка прослужит недолго и придет в негодность, что может происходить в машине со значительным пробегом. При изношенности фрикциона нужно будет заменить диск. В том случае, когда при нажимании на сцепление будет ощущаться вибрация либо слышаться шумы – неисправны поперечные пружины на диске.
Выжимной подшипник
Его неисправность можно определить простым тестом. Вы жмете на сцепление и слышите шелестящие звуки – это означает, что дело в выжимном подшипнике. Стоит обратить внимание на эту деталь, поскольку если проблему проигнорировать, то из строя выйдет не только весь комплекс сцепления, но даже коробка передач. Возможно даже, что подшипник разлетится на куски, пробив корпус КПП.
Главный цилиндр сцепления
Встречается эта проблема на машинах с большим пробегом – 150 тыc. км и выше. Может засориться компенсационное отверстие, промыть его можно без обращения в сервис, своими силами. Если машина долго простаивала, то может проявиться недостаточно быстрое возвращение в свое первоначальное положение штока цилиндра. В результате начнет гореть ведомый диск. Если это случилось, придется заменять деталь на новую.
Педаль сцепления
Если выявлены проблемы с педалью сцепления, то ее придется заменить. Повреждения будут, скорее всего, механического характера, и иногда их можно исправить с использованием сварки.
Неисправен датчик
Когда в автомобиле работает электронное сцепление, датчик может оказаться неисправным. Это выразится в том, что обороты двигателя станут плавающими, проявится рывками в моменты переключения передач.
Неприятность может случиться из-за того, что в электрической цепи где-то произошел обрыв. Или из-за механического повреждения самого датчика, неоткалиброванной электронной педали.
Тросик сцепления
Автомобили с механической трансмиссией имеют привод в конструкции сцепления в виде тросика. Такой способ характеризуется удобством и практичностью, при этом он недорогой для обслуживания.
В тех случаях, когда трос растянут, его натяжение необходимо отрегулировать, иначе сцепление будет «схватывать» при серединном или верхнем положении педали. Если трос оборван, его нужно заменить. Растянутый тросик можно натянуть, используя специальную гайку.
Причины, по которым сцепление не будет нормально работать
В первую очередь, этой причиной будет износ как узла в целом, так и одного из дисков – ведущего или ведомого. У каждой детали свой срок работы, причем для сцепления – это не менее 70 тыс. км пробега, с условием нормального режима эксплуатации. Чаще всего происходит износ фрикционного диска и выжимного подшипника, при этом корзина может не потерять работоспособности.
Вторая существенная причина – экстремальное или просто жесткое вождение. Если водитель вынужден постоянно буксовать в сугробах, или он предпочитает резко стартовать с места, переключает передачи на высоких оборотах и затем резко бросает педаль сцепления, то он неизбежно столкнется с тем, что сцепление за короткое время окажется вышедшим из строя, фрикционный диск будет гореть.
Ведут к преждевременному износу узла сцепления перегруз автомобиля, частые подъемы на крутые возвышенности, преодоление бездорожья движением «враскачку».
Сцепление ломается, если приходит в нерабочее состояние выжимной подшипник. Он постепенно разрушает корзину, вследствие чего происходит недостаточное прилегание ведомого диска и маховика.
Разрушает механизм сцепления вибрация, которая происходит при попытках привести сцепление в рабочее состояние или выключить его. Что означает холостое вращение фрикционного диска, чему противодействуют пружины. Если они растягиваются от нагрузок на первичный вал, получаемых через вибрации, то маховик подвергается разрушению и быстро изнашивается.
Корзину может разрушить перегрев узла. Это станет очевидным при визуальном обследовании – ее поверхность будет иметь посиневший цвет. В корзине может недоставать лепестков – она может их лишиться в ходе работы.
При ошибках водителя в работе со сцеплением могут механически разрушиться ведомый диск или выжимной подшипник. Повреждение корзины возможно, если происходит грубое вождение, а выработавший свой ресурс узел сцепления своевременно не заменяется.
Заключение
Если сцепление исправно работает в нормальном режиме, то оно, как правило, не требует к себе особого внимания. Но в случае его износа и появления неисправностей у водителя возникнут проблемы с включением передачи, и иногда он даже не сможет тронуться с места.
Неисправность сцепления никак нельзя отнести к простым и незначительным, поэтому при появлении первых признаков износа стоит своевременно отогнать машину в сервис. В ином случае можно столкнуться с необходимостью вызова эвакуатора для доставки транспортного средства в сервис.
Видео о двух способах проверки износа сцепления:
Как определить какой цилиндр сцепления не работает ГЦС или РЦС
На некоторых машинах ещё остался механический привод сцепления. Обычно это тросик в гибкой для прокладки по месту, но жёсткой в продольном направлении оболочке. Конструкция простая, но не отличающаяся плавностью работы и надёжностью. Гораздо лучше служит гидравлический привод, когда усилие передаётся через несжимаемую жидкость, ту же самую, что массово используется в тормозных системах.
Устройство гидравлического привода сцепления
Для проведения качественной диагностики отказавшего привода выключения сцепления лучшим вариантом будет не коллекционирование и сведение в таблицы признаков неисправности того или иного узла, как это делается в массовой литературе для начинающих, а понимание принципа работы системы в целом и устройства двух её главных составляющих – главного и рабочего цилиндров (ГЦС и РЦС).
Тогда все признаки будут автоматически указывать на источник проблемы и однозначно выводить к дальнейшим действиям по устранению.
В состав привода входят:
- ГЦС и РЦС;
- накопительный бачок с жидкостью;
- соединительный трубопровод с жёсткими трубками и гибким армированным шлангом;
- штоки педали и вилки выключения по разным концам привода.
Устройство цилиндров примерно похоже, разница принципиально зеркальная, в одном случае поршень давит на жидкость, в другом сам испытывает давление, передавая его на исполнительный шток.
В остальном состав аналогичен:
- корпус с зеркалом цилиндра;
- поршень;
- уплотняющие самоподжимающиеся кольцевые манжеты;
- возвратные пружины поршней;
- штуцеры подвода и отвода жидкости;
- перепускные и прокачивающие отверстия;
- наружные пыльники и дополнительные уплотнения.
При нажатии на педаль соединённый с ней шток давит на поршень главного цилиндра. Пространство за поршнем заполнено гидравлическим агентом, обладающим свойством несжимаемости, это специальная жидкость со смазывающими способностями, имеющая определённую стабильную в диапазоне температур вязкость.
Принцип работы сцепления, работа сцепления
В самом начале передвижения поршня его кромка, уплотнённая манжетой, перекрывает перепускное отверстие в стенке цилиндра, производится разобщение полости за поршнем и пространства накопительного бачка.
Растёт давление в магистрали, что вызывает перемещение поршня РЦС, сжимающего мощную пружину нажимного диска узла сцепления. Ведомый диск приобретает свободу, передача крутящего момента от маховика двигателя к первичному валу коробки передач прекращается.
Снятие МКПП, замена дисков сцепления и выжимного подшипника на Ауди 100 (Ауди А6) в С4 кузове
При отпускании педали под действием пружин нажимного диска и возвратной в главном цилиндре поршни РЦС и ГЦС возвращаются в исходное положение. Полости магистрали и бачка снова сообщаются через открывшееся перепускное отверстие.
Как понять какой из цилиндров сцепления не работает
При отказе или неполадках в приводе выключения важно выяснить, где произошёл отказ. Если речь идёт о гидравлике, то причиной могут быть ГЦС и РЦС.
Характерные неисправности ГЦС (главного цилиндра сцепления)
Практически всегда проблема возникает из-за нарушения герметичности уплотнения поршня. Этот узел испытывает трение в среде тормозной жидкости (ТЖ).
Имеется смазка и определённая защита от коррозии. Но возможности ограничены, особенно по мере старения материалов и деградации ТЖ. Товарные продукты в разной степени подвержены основной проблеме – накоплению влаги из воздуха за счёт гигроскопичности.
Наступают граничные условия по механическому износу и коррозии металлических деталей. Кроме того, в некоторых образцах металлы страдают от электрохимических процессов. Например, сочетание чугунного корпуса и алюминиевого поршня создаёт гальваническую пару, где электролитом служит постаревшая ТЖ. Идёт дополнительная эрозия металлов и загрязнение жидкой среды.
Практически это проявляется в виде двух признаков – периодических или постоянных провалов педали, иногда без возвращения в верхнее положение, а также утечек. Причём утечка обычно идёт по штоку и его уплотнению в перегородке моторного щита прямо в салон.
Протекания может и не быть, поскольку шток часто неплохо уплотняется конструктивно, на ослабление манжеты из-за износа или коррозия пары поршень-цилиндр приводят к перепусканию жидкости вдоль зазора.
В итоге давление не создаётся, мощная пружина сцепления не работает, а усилия возвратной в ГЦС не хватает для обратного перемещения поршня. Но даже если он отходит, а педаль поднимается под действием собственной пружины, повторное нажатие происходит без привычного усилия, а сцепление не выключается.
Причины неисправности рабочего цилиндра сцепления
С рабочим цилиндром ситуация простая и однозначная, если он перепускает по уплотнению поршня, то жидкость вытекает наружу.
Это хорошо заметно сверху по исчезновению уровня в бачке и луже или обильному замасливанию снизу на картере сцепления. Проблем с диагностикой не возникает.
Иногда жидкость не уходит, но по манжете в цилиндр попадает воздух. Прокачка помогает лишь на время. Долго такое не продолжается, появляется течь.
Ремонт главного цилиндра сцепления
Когда-то давно, при дефиците запчастей, было принято ремонтировать изношенные цилиндры. Выпускались ремкомплекты, где основой была манжета, иногда поршень и возвратная пружина, а также менее значимые детали.
Предполагалось, что умелец (вряд ли это получится заставить делать профессиональную СТО) снимет и разберёт ГЦС, заменит манжету, очистит от коррозии и отполирует зеркало цилиндра. Надеясь при этом, что в ремкомплекте все детали сделаны качественно и прослужат дольше пары недель.
█ Ремонт ГЛАВНОГО цилиндра СЦЕПЛЕНИЯ / замена РЕМКОМПЛЕКТА Ч-2
Несмотря на наличие подобного и сейчас, смысла ремонтировать ГЦС нет. На рынке в изобилии присутствуют изделия в сборе от многочисленных фирм, иногда с качеством, превышающим оригинал.
Цены вполне приемлемые и в широком диапазоне, от «на продажу» до «вечных». По практике можно сказать, что деталь от известного производителя действительно очень долговечна, но при одном условии – жидкость надо полностью менять с промывкой не реже, чем раз в два года.
Ремонт РЦС
Всё вышесказанной можно отнести и к рабочему цилиндру. Доступ к нему несложный, стоит он ещё дешевле ГЦС, выбор огромен. Хотя теоретически можно и отремонтировать, если получится отыскать ремкомплект с приемлемым качеством.
█ Ремонт РАБОЧЕГО цилиндра СЦЕПЛЕНИЯ / Часть 3
И учесть при этом, что уже изношены шток, вилка сцепления, основательно прикипели все резьбы, а удалить глубокую коррозию не получится, для этого пришлось бы растачивать цилиндр и устанавливать детали ремонтных размеров, которые не производятся. Всё это никак не может стоит дешевле, чем простая замена в сборе.
Источник https://life-with-cars.ru/ustrojstvo-avtomobilya/vse-osnovnye-priznaki-neispravnosti-stsepleniya-i-ih-prichiny/
Источник https://fastmb.ru/soveti_auto/24136-chetyre-vazhnyh-priznaka-togo-chto-stseplenie-iznosilos.html
Источник https://avtotachki.com/kak-opredelit-kakoy-cilindr-scepleniya-ne-rabotaet-gcs-ili-rcs/