Устройство и работа привода сцепления автомобиля КамАЗ-5320

Содержание

Устройство и работа привода сцепления автомобиля КамАЗ-5320

Сцепление автомобиля КамАЗ состоит из механизма и привода, имеет следующие конструктивные особенности:

  • механизм сцепления имеет устройство для автоматической установки среднего ведущего диска в среднее положение при выключенном сцеплении. Это устройство не требует регулирования в процессе эксплуатации;
  • форма кожуха обеспечивает фиксацию нажимных пружин;
  • ведомый диск имеет термостойкую фрикционную накладку с большим сроком службы;
  • педаль сцепления подвесная, не нарушающая герметичность кабины, а металлопластмассовые втулки в опорах педали не требуют пополнения смазки.

Механизм сцепления (рис. 122) состоит из картера 20, нажимного диска 4 с кожухом 17, нажимными пружинами 16 и оттяжными рычагами 6′, двух ведомых дисков 1 с фрикционными накладками 22 и гасителями крутильных колебаний; среднего ведущего диска 2.

Штампованный кожух 17 сцепления установлен на маховике с помощью двух установочных втулок 3 и закреплен десятью болтами М10 и двумя М8.

Ведущие диски нажимной 4 и средний 2 имеют на наружной поверхности по четыре шипа, которые входят в специальные пазы маховика и передают крутящий момент двигателя на поверхности трения ведомых дисков, ступицы которых установлены на шлицах ведущего вала коробки передач или делителя.

Между кожухом 17 сцепления и нажимным диском 4 размещены нажимные пружины 16, под действием которых ведомые и средний ведущий диски зажимаются между нажимным диском и маховиком.

Читайте также: Неисправности АКПП: Типичные причины и методы решения

Средний ведущий диск 2 имеет рычажный механизм 27. Он автоматически устанавливает диск 2 в среднее положение при выключенном сцеплении КамАЗ.

Выключающее устройство сцепления состоит из уравновешенных на нажимном диске 4 оттяжных рычагов с упорным кольцом 14, муфты выключения сцепления 12 с упорным подшипником 10, смонтированной на крышке подшипника ведущего вала коробки передач или делителя, и вилки выключения 13, размещенной на валике в картере сцепления (делителя).

Рис. 122. Механизм сцепления: 1 — ведомый диск; 2 — ведущий средний диск; 3 — установочная втулка; 4 — нажимной диск; 5 — вилка отжимного рычага; 6 — отжимной рычаг; 7 — пружина упорного кольца; 8 — шланг смазывания муфты; 9 — петля пружины; 10 — выжимной подшипник; 11 — отжимная пружина; 12 — муфта выключения сцепления; 13 — вилка выключения сцепления; 14 — упорное кольцо; 15 — вал вилки; 16 — наружная нажимная пружина; 17 — кожух сцепления; 18 — теплоизолирующая шайба; 19 — болт крепления кожуха; 20 — картер сцепления; 21 — маховик; 22 — фрикционная накладка; 23 — внутренняя нажимная пружина; 24 — первичный вал; 25 — диск гасителя крутильных колебаний; 26 — внутренняя пружина гасителя крутильных колебаний; 27 — наружная пружина гасителя крутильных колебаний; 8 — кольцо ведомого диска; 29 — механизм автоматической регулировки положения среднего ведущего диска

Привод сцепления (рис. 123) состоит из педали 1 сцепления с оттяжной пружиной 11, главного цилиндра 2, компенсационного бачка 5 с рабочей жидкостью, пневмогидравлического усилителя 18 трубопроводов и шлангов для подачи рабочей жидкости от главного цилиндра к усилителю сцепления и подвода воздуха от пневматической системы к усилителю сцепления.

Пневмогидравлический усилитель привода служит для уменьшения усилия на педали сцепления. Он закреплен двумя болтами к фланцу картера сцепления (делителя) с правой стороны силового агрегата. При нажатии на педаль сцепления давление жидкости из главного цилиндра передается по трубопроводам и шлангам в пневмогидроусилитель сцепления на гидравлический поршень и на поршень следящего устройства, которое автоматически изменяет давление воздуха в силовом пневмоцилиндре усилителя пропорционально усилию на педали сцепления.

В процессе эксплуатации, по мере износа накладок ведомых дисков, следует регулировать привод сцепления для обеспечения свободного хода муфты выключения сцепления.

  • Техническое обслуживание и ремонт сцепления

Рис. 123. Привод механизма сцепления: 1 — педаль; 2 — цилиндр главный; 3, 10 — упоры нижний и верхний; 4 — кронштейн; 5 — бачок компенсационный; 6 — трубопровод гидравлический; 7 — рычаг; 8 — толкатель поршня; 9 — палец эксцентриковый; 11 — пружина оттяжная; 12 — пробка; 13 — трубопровод; 14 — клапан выпуска воздуха; 15 — гайка сферическая регулировочная; 16 — толкатель поршня пневмогидроусилителя; 17 — чехол защитный; 18 — пневмогидроусилитель; I-воздух сжатый

Рис. 124. Пневмоусилитель: 1 — гайка сферическая: 2 — контргайка; 3 — толкатель поршня выключения сцепления: 4 — чехол защитный: 5 — поршень выключения сцепления; 6 — корпус следящего поршня: 7, 21, 24, 26 — манжеты; 8 — клапан перепускной; 9 — сапун; 10 — мембрана следящего устройства; 11 — седло мембраны; 12 — пробка: 13 — пружина возвратная; 14 — крышка подвода воздуха; 15 — стержень клапанов; 16 — клапан впускной; 17 — клапан выпускной; 18, 22 — пружины мембраны и поршня; 19 — корпус передний; 20 — поршень пневматический; 23 — корпус уплотнения поршня; 25 — пружина распорная; 27 — корпус задний; I — подвод тормозной жидкости; II — подвод воздуха

регулировка сцепления камаз Регулировка сцепления Камаз регулировка сцепления камаз

Регулировка двухдискового сцепления Камаз не снимая КПП

Верхний лючок кожуха сцепления позволяет это сделать. Поочередно снимаются стопора с регулировочных гаек. Затем отпускаются лапки. Через лючок виден зазор между кольцом и выжимным подшипником. Выжимной подшипник необходимо отвести от корзины. Рычаг на который давит шток ПГУ должен занять вертикальное положение. При этом положении ПГУ правильно работает и легко регулируется. Плоскость выжимного подшипника станет хорошо видна. После этого подводятся лапки. Можно воспользоваться проволокой диаметром 3 м. Вставлять её между кольцом и выжимным. При подведении лапок проволока не должна сильно зажиматься . Так подгонять каждую лапку, не удобно. Но гораздо проще, чем снимать КПП.

Поэтому если возник вопрос как правильно отрегулировать сцепление не советую ставить зазор 57 мм.

Дополнительные регулировки

Остальная регулировка сцепления Камаз заключается в выдерживании зазоров между выжимным подшипником и прижимным кольцом. Оно составляет 1,5 – 3 мм. Зазор регулируется при помои штока ПГУ. Раскручивается стопорная гайка и крутится шток. Здесь не обязательно лезть к выжимному подшипнику и мерить зазор на нем. Достаточно того что появится небольшой люфт на штоке выжимной вилки Будет слышно как выжимной ударяется по кольцу. При нажатии на вилку.

Регулировка свободного хода педали сцепления заключается в том чтобы был зазор между штоком и поршнем в главном цилиндре сцепления. Он так же составляет 1.5 – 3 мм. Если зазор больше то шток ПГУ не будет полностью выходить и выжимать сцепление. Если шток будет давить на поршень главного цилиндра сцепления. Цилиндр перестанет работать. И сцепление не будет выжиматься. Это основные моменты регулировки на двухдисковом сцеплении.

Читайте также: Десять признаков того что ваш автомобиль серьезно неисправен

Инструкция по регулировке сцепления на КамАЗах

Устройство и работа привода сцепления автомобиля КамАЗ-5320

Выполнять регулировку сцепления на КамАЗе 5320 и других моделях необходимо для поддержания исправного состояния грузовой машины. Иногда потребность проведения таких работ может возникнуть в пути, поэтому водителю автомобиля желательно знать основные условия для самостоятельного и правильного выполнения настройки механизма.

Конструктивные особенности сцепления

Как осуществляется регулировка?

Отладка полного хода толкателя усилителя

Регулировка корзины сцепления КамАЗа

Когда требуется замена сцепления?

Видео «Регулировка сцепления на КамАЗе»

Виды сцепления (классификация)

Принцип действия сцепления сухого типа основан на силе трения, которая возникает при взаимодействии сухих поверхностей: ведущего, ведомого и нажимного дисков. Эта сила создаёт жесткую связь двигателя с коробкой переключения передач.

Самым распространённым видом сцепления является сухое однодисковое. Оно используется на основной массе автомобилей с механической коробкой переключения передач. Сцепление мокрого типа создаёт работу трущихся поверхностей в масляной ванне и обеспечивает более плавное соприкосновения дисков; охлаждение за счёт циркуляции жидкости и передачу бо́льшего крутящего момента на трансмиссию. Сцепление мокрого типа применяется на современных роботизированных коробках переключения передач и является более дорогим и сложным в производстве, чем сцепление сухого типа.

Виды сцепления

В целом, классификация сцепления включает в себя следующие его типы:

  • по способу управления — с механическим, гидравлическим, электрическим или комбинированным приводом (к примеру, гидромеханическим);
  • по виду трения – сухое (когда фрикционные накладки работают в воздушной среде) и мокрое (работающее в масляной ванне);
  • по режиму включения – постоянно либо не постоянно замкнутое;
  • по количеству ведомых дисков – одно-, двух- или многодисковое;
  • по типу и расположению нажимных пружин – несколько цилиндрических пружин размещены по периферии нажимного диска и с центральной диафрагменной пружиной.
  • по числу потоков передач крутящего момента – одно- либо двухпоточные.

Неисправности и что делать

Ремонт сцепления КамАЗа можно отсрочить, если регулярно проводить техническое обслуживание машины.

Нагрузка, дорожное покрытие, водительские навыки влияют на интенсивность разрушительных процессов:

  • износ управляющего привода;
  • стирание соприкасающихся площадок;
  • изменение герметичности устройств.

Для выявления неисправностей перед настройкой привода сцепления диагностируют автомобильный фрикцион:

Читайте также: Замена рабочего цилиндра сцепления газель бизнес

  1. Осматривают привод на герметичность, определяют степень разрушения педальных пружин и вилочного рычага.
  2. Доводят расстояние свободного перемещения толкателя цилиндра и рычага оси вилки до рекомендуемых параметров.
  3. Подмазывают шарики цанги выключения, вилочного вала сцепления.
  4. Определяют уровень жидкости в емкости основного цилиндра, доводят количество до нормы.
  5. Закручивают болты пневматического усилительного устройства.
  6. Меняют раз в год жидкость в контуре гидравлического привода.

Неисправности сцепления устраняют по мере выработки накладок ведущих дисков.

Если буксует

Если механизм включается не полностью, машина медленно разгоняется или при подъеме на трассе теряет мощность, слышится горелый резиновый запах, то существует объяснение неполадок:

  • отсутствует просвет между подшипником, давящим на корзинные лепестки, и кольцом упора;
  • между взаимодействующими поверхностями просочилось масло;
  • фрикционные прокладки пришли в негодность;
  • прижимные пружины потеряли амортизационные качества или сломаны.

Почему сцепление тугое

Если для начала работы требуется приложить большое усилие при нажатии на педаль, при этом возрастает сопротивление, то в пневматический усилитель не проходит воздушный поток. Происходит это из-за заклинивания нерабочего следящего поршня.

Причинами могут быть:

  • неправильное функционирование пружины диафрагмы в корзине передачи;
  • появление шероховатостей на поверхности подшипников, системе вилки, рабочей площади диска;
  • разрыв или частичное нарушение оплеточной проволоки.

В результате все предрасполагающие факторы ведут к возникновению жесткости лепестков, заеданию шариков, тугому проворачиванию вилки, увеличению сопротивления акселератора. Концентрация усилий в конструкции вилки ведет к изменению направления оси и подклиниванию механизма при крайних позициях. Изношенные лепестки способны давать любые перекосы.

Если заменить корзину новой, а вилку сохранить старую, то возникающие усилия скоро приведут к поломке и заклиниванию сцепления.

Подробнее о принципе действия двухдискового сцепления

Выжимной подшипник нажимает на выжимные рычаги,которые оттягивают нажимной диск. Он отходит от первого ведомого и отпускает отжимные пружины. Эти пружины, в свою очередь, отпускают промежуточный ведущий диск, а он отходит за счёт других отжимных пружин от второго фрикционного. На такую же величину, насколько диск нажимной отошёл от диска первого фрикционного.

При обратном передвижении отжимные пружины обеспечивают равномерное прижатие промежуточного диска ко ведомому №2, и диска нажимного – к ведомому №1. Перемещаются нажимные диски по шпилькам, которые ввёрнуты в маховик, и к ним же прикреплена корзина сцепления. На эти шпильки также надеты отжимные пружины.

Подробнее о принципе действия двухдискового сцепления

В сцеплениях двухдискового типа сжатие ведущих и ведомых деталей может обеспечиваться несколькими цилиндрическими пружинами, которые равномерно расположены в 1 или 2 ряда по периферии нажимного диска. Сжатие также может производиться одной центральной конической пружиной.

Зачастую двухдисковое сцепление имеет привод с пневматическим усилителем, который нужен для снижения усилий, прилагаемых на педаль сцепления.

Особенности 1-дискового сцепления на КАМАЗах

Практика автоконцернов показывает, что наиболее распространенное и востребованное решение на автомобилях последних лет — сухое 1-дисковое сцепление. У его конструкции есть ряд отличительных особенностей. Она включает в себя:

  • Маховик, который находится непосредственно на коленчатом вале. Он выступает в качестве ведущего диска. На новых грузовых ТС обычно стоит маховик из 2-х частей (двухмассовый), что соединены между собой пружинами. Его конструкция продумана так, чтобы существенно сгладить вибрации, идущих от коленчатого вала. Также она уменьшает рывки.
  • Нажимной диск. Задача этого элемента в том, чтобы ведомый диск (о нем написано ниже) плотно прижимался к маховику, происходило избавление от давления. Соединение с кожухом реализовано через особые пластинчатые пружины (их еще называют тангенциальными).
  • Ведомый диск. Он находится в конструкции между маховиком и нажимным диском. Ступица соединена с первичным валом КПП посредством шлиц, поэтому способна свободно двигаться по ним, как по направляющим. В ней есть демпферные пружины. Они сказываются на эксплуатации КАМАЗа, так как помогают плавно включать сцепление, погашая сильные крутильные колебания.
  • Диафрагменная пружина. Эта часть призвана влиять на нажимной диск, упомянутый выше, чтобы обеспечить сжатие, которое требуется для передачи крутящего момента. Своим внешним диаметром она упирается на края того же диска (то есть нажимного). Что касается диаметра с внутренней стороны, то это упругие лепестки из металла.
  • Выжимной подшипник. Его располагают на оси вращения, чтобы он взаимодействовал на лепестки диафрагменной пружины. Описанный цельный блок принято называть «корзиной».

Есть 2 разновидности «корзин» по характеру их функционирования:

  1. Нажимное. В этом случае лепестки перемещаются по направлению к маховику, когда водитель КАМАЗа выключает сцепление.
  2. Вытяжное. Происходит обратное описанному выше действие – то есть те же лепестки будут перемещаться по направлению от маховика.

Все перечисленные выше комплектующие находятся в картере сцепления, прикрепленном к двигателю.

Сцепление автомобилей КАМАЗ-4350, -5350, -53501, -53504, -6350, -63501 и -6450

СпецТехМаш

Проверенное качество автомобилей не подведет водителя, если регулярно обслуживать механизмы. Внимание уделяют регулировке сцепления КамАЗ, так как устройство выполняет много функций. Механизм отделяет коробку переключения от мотора при переходе на другую скорость, затем соединяет их для минимизации ударов зубов шестеренок. С помощью модуля уменьшаются нагрузки на трансмиссию при изменении скорости.

Механизм сцепления

Особенности сцепления КАМАЗ

На автомобилях КАМАЗ используют сухое двухдисковое сцепление, имеющие фрикционный тип. С помощью такого устройства удается организовать комфортное передвижение грузового транспортного средства, в котором установлен двигатель высокой мощности. Сцепление такого типа требует от владельца постоянного обслуживания. Дело в том, что в процессе эксплуатации машины на сцепление приходятся внушительные нагрузки из-за габаритов транспортного средства. Таким образом, необходимость замены и регулировки дисков может возникнуть в следующих случаях:

  • Когда устройство буксует на больших оборотах двигателя.
  • Когда ход педали не соответствует значениям, указанным в нормативах.
  • Когда слышится треск в процессе движения транспортного средства при необходимости переключения передачи.
Читать статью  Восток Авто

Перечисленные ситуации нельзя игнорировать, рекомендуется как можно быстрее принять меры по починке механизма.

Устройство и работа привода сцепления автомобиля КамАЗ-5320 Камаз Устройство и работа привода сцепления автомобиля КамАЗ-5320 Устройство и работа привода сцепления автомобиля КамАЗ-5320 Устройство и работа привода сцепления автомобиля КамАЗ-5320 Устройство и работа привода сцепления автомобиля КамАЗ-5320 Устройство и работа привода сцепления автомобиля КамАЗ-5320

Сколько стоит

Цена покупки отдельных механизмов высокая, поэтому регулировку системы сцепления лучше делать с исправлением недостатков уже имеющихся деталей.

Читайте также: ТОП-9 снегоходов модельного ряда Ямаха (Yamaha) и их характеристики

  • диск сцепления Евро 2 в зависимости от вида стоит 1500-6000 руб.;
  • вилка выключения в комплекте — 3860 руб.;
  • поршневая группа в зависимости от производителя и марки КамАЗа — 6000-25000 руб.

Для того чтобы ремонт сцепления выполнять нечасто, нужно регулярно делать технические осмотры и обслуживание машины.


Замена

Перед тем, как приступать к ремонту сцепления КАМАЗ, необходимо подготовить инструменты и дополнительное оборудование. Также стоит отметить, что в одиночку справиться с процедурой будет невозможно ввиду крупных размеров автомобиля. Поэтому, если было решено чинить сцепление своими руками, потребуется пригласить помощников.

Демонтаж КПП

В первую очередь, потребуется вытащить коробку передач. Чтобы работа прошла успешно, потребуется:

  • Открутить гайки крепления, демонтировать пневматический гидроусилитель руля и кардан, дополнительно освободив стартер автомобиля.
  • Демонтировать трубки, которые крепятся к редуктору, и рычаг, предназначенный для переключения передач.
  • С помощью домкрата приподнять двигатель, установив оборудование под него.
  • Демонтировать траверсу, расположенную сзади. Для этого нужно будет открутить гайки крепления. Дополнительно необходимо снять распорную тягу.
  • Натянуть таль, предварительно закрепив ее с помощью инструментов.
  • Демонтировать расположенные по бокам подушки двигателя.

После останется только демонтировать коробку передач, используя таль. Сначала ее нужно будет слегка отодвинуть от мотора, а потом с помощью специальных инструментов снять.

Демонтаж корзины сцепления

Следующий этап – это снятие корзины. Прежде всего, стоит отметить, что в конструкцию этой корзины входит маховик, диски и кожух. Последний выполняет защитную функцию устройства.

Перед ремонтом необходимо сначала открутить 4 болта, осуществляющих ее крепление, после чего демонтировать элемент. Выполнять работу нужно с помощью пассатижей. Они справятся с демонтажем усиков, расположенных на стопорных шайбах. Наконец, для окончательного демонтажа потребуется снять диски конструкции и защитный кожух.

Снятие дисков

Нередко поломке подвергаются диски системы сцепления. Чтобы их заменить, потребуется снять вышедшие из строя элементы. Для начала нужно разобраться с конструкцией. В автомобиле КАМАЗ предусмотрено 2 диска сцепления. Также в конструкцию входят нажимные пружины и устройство, которое придает ведущему диску требуемое положение в процессе движения автомобиля.

В каждом диске предусмотрены отверстия для отведения тепла. Оба элемента располагаются на шипах в пазах, которые имеются у маховика. Поэтому в первую очередь потребуется вытащить его.

Обратная сборка

Обратная сборка корзины сцепления КАМАЗ не представляет особого труда. Среди распространенных поломок дисков сцепления выделяют:

Читайте также: СП «КАМАЗ-Марко» открыло в Нефтекамске серийное производство автобусов Bravis

  • трещины на дисках;
  • дефекты на накладках;
  • деформация диска;
  • износ деталей;
  • ухудшение состояния ступицы.

Дополнительно к списку можно отнести повреждение заклепок и задиры на дисковых поверхностях. Во всех этих случаях требуется проводить замену основных элементов и их комплектующих.

После проведения замены необходимо установить диски обратно в конструкцию автомобиля, и многие делают это неправильно. Существует определенная последовательность действий:

  1. Сначала производят установку первого ведомого диска корзины. Его монтируют, предварительно располагая длинный конец ступицы по направлению к двигателю.
  2. Второй диск монтируют после. В этом случае длинный конец ступицы должен быть обращен к коробке передач.
  3. Последний шаг – это затяжка корзины. Перед выполнением действия потребуется сбалансировать диски.

Если возникла необходимость замены ведомых дисков, также рекомендуется после установки новых элементов отрегулировать свободный ход изделий.

Сцепление

Что представляет ремонт сцепления КАМАЗ?

Ремонт сцепления подразумевает не только замену перечисленных выше элементов, но также ремонт цилиндра. Работы в этом случае следует проводить только после того, как будет устранена проблема герметичности ПГУ. Дополнительно пневмогидравлический усилитель должен быть прокачан.

Последовательность действий по ремонту цилиндра выглядит следующим образом:

  • Сначала необходимо нажать на педаль сцепления до отказа, чтобы выпустить воздух.
  • После требуется завернуть клапан и снять с головки крышки шланг, который к нему крепится. Дополнительно рекомендуется надеть колпачок для обеспечения безопасной работы.
  • Третий шаг заключается в установке определенного уровня жидкости, которая должна находиться внутри цилиндра. Данная операция считается обязательной, и без нее ремонт в принципе невозможен.
  • После необходимо заново задействовать тормозную жидкость, которую слили во время прокачки. Перед использованием необходимо жидкость отстоять и пропустить через фильтр, чтобы убрать нежелательные элементы и мусор из состава. Дополнительно рекомендуется проверить качество прокачки. Это можно сделать, посмотрев величину хода толкателя ПГУ.

Последний шаг подразумевает проверку наличия конденсата внутри цилиндра. Если он есть, его необходимо слить. Для этого требуется открутить пробку корпуса и слегка надавить на педаль сцепления. Возникшее давление поможет слить конденсат.

В процессе длительной эксплуатации сцепление может выйти из строя несколько раз, если не организовать заботу о его состоянии. Для этого необходимо минимум один раз за три года промывать метанолом или тормозной жидкостью гидравлические системы, предусмотренные в приводе. Также следует регулярно разбирать главный цилиндр и ГМУ с целью определения износившихся элементов и их замены. Наконец, для обеспечения комфорта эксплуатации КАМАЗа рекомендуется периодически обновлять тормозную жидкость в системе.

Регулировка сцепления

Ремонт сцепления

После того, как будет выполнен ремонт сцепления КАМАЗ, потребуется отрегулировать его элементы. Если вовремя не настроить корзину сцепления, неполадки могут перейти на коробку передач, и она мгновенно выйдет из строя. Также могут пострадать элементы трансмиссии, а их ремонт обойдется дорого.

Выделяют 3 этапа регулировки сцепления. Это регулировки свободного хода:

  • Педали. Согласно нормам, величина свободного хода педали должна составлять 6-12 мм, не более. Измерять этот показатель требуется в момент, когда педаль находится в опущенном состоянии. Окончательная величина определяется посредством нажатия на педаль до тех пор, пока не возникнет сопротивление. Это и будет свободный ход изделия. Регулировать ход можно своими руками с помощью эксцентрикового пальца. Он соединит ушко толкателя с рычагом, посредством движения которого меняется положение педали. Владельцу авто необходимо вращать палец до тех пор, пока между верхним упором и толкателем не образуется необходимый зазор в 6-12 мм. Последний шаг в этой процедуре подразумевает фиксацию педали посредством затяжки корончатой гайки.
  • Муфты. В этом случае показатель свободного хода не должен превышать 4 мм и быть менее 3,2 мм. Для его измерения необходимо передвинуть рычаг вала вилки, предварительно сняв пружину. Если рычаг сдвигается примерно на 3-4 мм, то все в порядке. В противном случае исправить ситуацию поможет сферическая гайка.
  • Толкателя. Довольно простой для измерения показатель. Здесь от владельца транспортного средства потребуется выжать сцепление и дождаться, пока педаль не упрется в пол. Если расстояние между толкателем и нужной преградой составит менее 25 мм, необходимо проверить свободный ход педали сцепления и качество тормозной жидкости. Также одна из распространенных причин изменения показателя – это скопление воздуха в гидросистеме.

В случае, если внутри системы скапливается воздух, его необходимо сбросить. Тогда показатели придут в норму.

Отладка муфты

Свободный ход муфты активации сцепления должен быть 32-40 мм. Для замера потребуется прокрутить регулировочную гайку.

  1. Крепежная гайка вилки ослабляется.
  2. Палец крепления расшплинтовывается. Пользователь должен добиться его свободного передвижения. После этого элемент извлекается.
  3. Производится вращение вилки тяги до получения требуемого зазора.
  4. Гайка затягивается, палец устанавливается на место.
  5. Обратно ставится шплинт.
  6. Производится проверка регулировки. При отжатии педали сцепления свободный ход муфты должен быть не меньше 2,5 см.

Техобслуживание сцепления

Чтобы срок службы сцепления был максимальным, необходимо не только регулировать положение свободного хода различных элементов, но также проводить регулярное техническое обслуживание узла.

Читайте также: Ресурс двигателя Вольво XC90 2.0, 2.4, 2.5, 2.9, 3.2, 4.4

К этапам технического обслуживания относят:

  • подтяжку болтов, посредством которых осуществляется крепление привода сцепления и усилителя;
  • осмотр устройства на наличие подтеков и устранение течи вместе с ее причиной при обнаружении;
  • оценку работы и состояния пружин педали, рычага вала;
  • смазку подшипников, встроенных в муфту, втулок вала;
  • оценку уровня тормозной жидкости.

При обнаружении проблем следует сразу отыскать причину и починить деталь или устройство, а также залить жидкость до нужного уровня, если это требуется.

Нередко в процессе эксплуатации транспортного средства происходят различные проблемы: устройства выходят из строя, ломаются различные элементы конструкции. Одной из распространенных проблем КАМАЗ является поломка сцепления. Стоит разобраться, как осуществлять ее замену.

Техническое обслуживание

Помимо настроек, сцепление автомобилей КамАЗ нуждается в регулярном обслуживании, поскольку это заметно увеличивает срок службы и надежность работы механизма на всех марках КамАЗ.

На примере модели 53215 обслуживание состоит из следующих основных пунктов:

  1. Проверка затяжки болтов крепления усилителя в цепи привода сцепления.
  2. Контроль за герметичностью гидравлических магистралей. На них не должно быть никаких масляных пятен.
  3. Общая проверка исправности деталей педального узла. Все элементы должны быть в целом состоянии и не иметь больших люфтов в соединениях.
  4. Контроль наличия смазки в подшипнике муфты и втулке соединения вилки. Для подачи масла в картере сцепления имеются три точки, снабженные пресс-масленками. В них нагнетают масло при помощи шприца.
  5. Слив конденсата из корпуса ПГУ.
  6. Контроль уровня жидкости в бачке усилителя.

Когда требуется замена сцепления?

Если все выполненные работы не приводят к восстановлению работоспособности механизма сцепления, то это становится одним из сигналов к его замене.

Другими признаками критического износа элементов конструкции являются:

  • резкое включение дисков, при этом происходит жесткий рывок автомобиля;
  • затрудненное включение всех передач, сопровождаемое характерным треском;
  • вялый разгон автомобиля, при этом обороты двигателя явно не соответствуют выбранной передаче и скорости;
  • запах горящих накладок при движении.

При появлении таких проблем необходимо как можно скорее прекратить движение и провести ремонт механизма. Дальнейшая эксплуатация автомобиля с неисправными или выгоревшими дисками сцепления приведет к выходу из строя коробки перемены передач.

Особенности сцепления КАМАЗ

На автомобилях КАМАЗ используют сухое двухдисковое сцепление, имеющие фрикционный тип. С помощью такого устройства удается организовать комфортное передвижение грузового транспортного средства, в котором установлен двигатель высокой мощности.

Сцепление такого типа требует от владельца постоянного обслуживания. Дело в том, что в процессе эксплуатации машины на сцепление приходятся внушительные нагрузки из-за габаритов транспортного средства. Таким образом, необходимость замены и регулировки дисков может возникнуть в следующих случаях:

  • Когда устройство буксует на больших оборотах двигателя.
  • Когда ход педали не соответствует значениям, указанным в нормативах.
  • Когда слышится треск в процессе движения транспортного средства при необходимости переключения передачи.

Перечисленные ситуации нельзя игнорировать, рекомендуется как можно быстрее принять меры по починке механизма.

Замена

Перед тем, как приступать к ремонту сцепления КАМАЗ, необходимо подготовить инструменты и дополнительное оборудование. Также стоит отметить, что в одиночку справиться с процедурой будет невозможно ввиду крупных размеров автомобиля. Поэтому, если было решено чинить сцепление своими руками, потребуется пригласить помощников.

Демонтаж КПП

В первую очередь, потребуется вытащить коробку передач. Чтобы работа прошла успешно, потребуется:

  • Открутить гайки крепления, демонтировать пневматический гидроусилитель руля и кардан, дополнительно освободив стартер автомобиля.
  • Демонтировать трубки, которые крепятся к редуктору, и рычаг, предназначенный для переключения передач.
  • С помощью домкрата приподнять двигатель, установив оборудование под него.
  • Демонтировать траверсу, расположенную сзади. Для этого нужно будет открутить гайки крепления. Дополнительно необходимо снять распорную тягу.
  • Натянуть таль, предварительно закрепив ее с помощью инструментов.
  • Демонтировать расположенные по бокам подушки двигателя.

После останется только демонтировать коробку передач, используя таль. Сначала ее нужно будет слегка отодвинуть от мотора, а потом с помощью специальных инструментов снять.

Демонтаж корзины сцепления

Следующий этап – это снятие корзины. Прежде всего, стоит отметить, что в конструкцию этой корзины входит маховик, диски и кожух. Последний выполняет защитную функцию устройства.

Перед ремонтом необходимо сначала открутить 4 болта, осуществляющих ее крепление, после чего демонтировать элемент. Выполнять работу нужно с помощью пассатижей. Они справятся с демонтажем усиков, расположенных на стопорных шайбах. Наконец, для окончательного демонтажа потребуется снять диски конструкции и защитный кожух.

Снятие дисков

Нередко поломке подвергаются диски системы сцепления. Чтобы их заменить, потребуется снять вышедшие из строя элементы. Для начала нужно разобраться с конструкцией. В автомобиле КАМАЗ предусмотрено 2 диска сцепления. Также в конструкцию входят нажимные пружины и устройство, которое придает ведущему диску требуемое положение в процессе движения автомобиля.

В каждом диске предусмотрены отверстия для отведения тепла. Оба элемента располагаются на шипах в пазах, которые имеются у маховика. Поэтому в первую очередь потребуется вытащить его.

Обратная сборка

Обратная сборка корзины сцепления КАМАЗ не представляет особого труда. Среди распространенных поломок дисков сцепления выделяют:

  • трещины на дисках;
  • дефекты на накладках;
  • деформация диска;
  • износ деталей;
  • ухудшение состояния ступицы.

Дополнительно к списку можно отнести повреждение заклепок и задиры на дисковых поверхностях. Во всех этих случаях требуется проводить замену основных элементов и их комплектующих.

Читайте также: Обзор триммеров бренда Лесник. Инструкция по эксплуатации. Основные неисправности

После проведения замены необходимо установить диски обратно в конструкцию автомобиля, и многие делают это неправильно. Существует определенная последовательность действий:

  1. Сначала производят установку первого ведомого диска корзины. Его монтируют, предварительно располагая длинный конец ступицы по направлению к двигателю.
  2. Второй диск монтируют после. В этом случае длинный конец ступицы должен быть обращен к коробке передач.
  3. Последний шаг – это затяжка корзины. Перед выполнением действия потребуется сбалансировать диски.

Если возникла необходимость замены ведомых дисков, также рекомендуется после установки новых элементов отрегулировать свободный ход изделий.

Устройство и принцип работы

Работа механизма основана на принципе скользящей силы трения.

Устройство сцепления КамАЗа служит для:

  • переноса вращения от коленчатого вала;
  • постепенного перевода передач;
  • уменьшения вращательных колебаний;
  • отсоединения устройства трансмиссии от мотора на короткий момент.

В машине перевод передач происходит при выжатой педали фрикциона, связь между двигателем и коробкой передач отсутствует, и вращение не транслируется.

Устройство и работа привода сцепления автомобиля КамАЗ-5320

Лепестковое сцепление КамАЗ состоит из следующих деталей:

  • маховик, принимающий вращение от двигателя и отдающий его коробке передач через корзину;
  • нажимный диск в комплекте с пружинами;
  • ведущий диск в сборе с накладками и гасителем колебательных волн;
  • вилка в сборе, размыкающая соединение;
  • осевой вал, на который подается вращение;
  • выжимный подшипник;
  • пружина, уменьшающая колебания;
  • капот;
  • конструкционные накладки, расположенные на ведущем диске для уменьшения силы трения.

Что представляет ремонт сцепления КАМАЗ?

Ремонт сцепления подразумевает не только замену перечисленных выше элементов, но также ремонт цилиндра. Работы в этом случае следует проводить только после того, как будет устранена проблема герметичности ПГУ. Дополнительно пневмогидравлический усилитель должен быть прокачан.

Последовательность действий по ремонту цилиндра выглядит следующим образом:

  • Сначала необходимо нажать на педаль сцепления до отказа, чтобы выпустить воздух.
  • После требуется завернуть клапан и снять с головки крышки шланг, который к нему крепится. Дополнительно рекомендуется надеть колпачок для обеспечения безопасной работы.
  • Третий шаг заключается в установке определенного уровня жидкости, которая должна находиться внутри цилиндра. Данная операция считается обязательной, и без нее ремонт в принципе невозможен.
  • После необходимо заново задействовать тормозную жидкость, которую слили во время прокачки. Перед использованием необходимо жидкость отстоять и пропустить через фильтр, чтобы убрать нежелательные элементы и мусор из состава. Дополнительно рекомендуется проверить качество прокачки. Это можно сделать, посмотрев величину хода толкателя ПГУ.
Читать статью  Как правильно пользоваться сцеплением

Последний шаг подразумевает проверку наличия конденсата внутри цилиндра. Если он есть, его необходимо слить. Для этого требуется открутить пробку корпуса и слегка надавить на педаль сцепления. Возникшее давление поможет слить конденсат.

В процессе длительной эксплуатации сцепление может выйти из строя несколько раз, если не организовать заботу о его состоянии. Для этого необходимо минимум один раз за три года промывать метанолом или тормозной жидкостью гидравлические системы, предусмотренные в приводе. Также следует регулярно разбирать главный цилиндр и ГМУ с целью определения износившихся элементов и их замены. Наконец, для обеспечения комфорта эксплуатации КАМАЗа рекомендуется периодически обновлять тормозную жидкость в системе.

Регулировка сцепления

После того, как будет выполнен ремонт сцепления КАМАЗ, потребуется отрегулировать его элементы. Если вовремя не настроить корзину сцепления, неполадки могут перейти на коробку передач, и она мгновенно выйдет из строя. Также могут пострадать элементы трансмиссии, а их ремонт обойдется дорого.

Выделяют 3 этапа регулировки сцепления. Это регулировки свободного хода:

  • Педали. Согласно нормам, величина свободного хода педали должна составлять 6-12 мм, не более. Измерять этот показатель требуется в момент, когда педаль находится в опущенном состоянии. Окончательная величина определяется посредством нажатия на педаль до тех пор, пока не возникнет сопротивление. Это и будет свободный ход изделия. Регулировать ход можно своими руками с помощью эксцентрикового пальца. Он соединит ушко толкателя с рычагом, посредством движения которого меняется положение педали. Владельцу авто необходимо вращать палец до тех пор, пока между верхним упором и толкателем не образуется необходимый зазор в 6-12 мм. Последний шаг в этой процедуре подразумевает фиксацию педали посредством затяжки корончатой гайки.
  • Муфты. В этом случае показатель свободного хода не должен превышать 4 мм и быть менее 3,2 мм. Для его измерения необходимо передвинуть рычаг вала вилки, предварительно сняв пружину. Если рычаг сдвигается примерно на 3-4 мм, то все в порядке. В противном случае исправить ситуацию поможет сферическая гайка.
  • Толкателя. Довольно простой для измерения показатель. Здесь от владельца транспортного средства потребуется выжать сцепление и дождаться, пока педаль не упрется в пол. Если расстояние между толкателем и нужной преградой составит менее 25 мм, необходимо проверить свободный ход педали сцепления и качество тормозной жидкости. Также одна из распространенных причин изменения показателя – это скопление воздуха в гидросистеме.

В случае, если внутри системы скапливается воздух, его необходимо сбросить. Тогда показатели придут в норму.

Неисправности и что делать

Ремонт сцепления КамАЗа можно отсрочить, если регулярно проводить техническое обслуживание машины.

Нагрузка, дорожное покрытие, водительские навыки влияют на интенсивность разрушительных процессов:

  • износ управляющего привода;
  • стирание соприкасающихся площадок;
  • изменение герметичности устройств.

Для выявления неисправностей перед настройкой привода сцепления диагностируют автомобильный фрикцион:

  1. Осматривают привод на герметичность, определяют степень разрушения педальных пружин и вилочного рычага.
  2. Доводят расстояние свободного перемещения толкателя цилиндра и рычага оси вилки до рекомендуемых параметров.
  3. Подмазывают шарики цанги выключения, вилочного вала сцепления.
  4. Определяют уровень жидкости в емкости основного цилиндра, доводят количество до нормы.
  5. Закручивают болты пневматического усилительного устройства.
  6. Меняют раз в год жидкость в контуре гидравлического привода.

Неисправности сцепления устраняют по мере выработки накладок ведущих дисков.

Если буксует

Если механизм включается не полностью, машина медленно разгоняется или при подъеме на трассе теряет мощность, слышится горелый резиновый запах, то существует объяснение неполадок:

  • отсутствует просвет между подшипником, давящим на корзинные лепестки, и кольцом упора;
  • между взаимодействующими поверхностями просочилось масло;
  • фрикционные прокладки пришли в негодность;
  • прижимные пружины потеряли амортизационные качества или сломаны.

Почему сцепление тугое

Если для начала работы требуется приложить большое усилие при нажатии на педаль, при этом возрастает сопротивление, то в пневматический усилитель не проходит воздушный поток. Происходит это из-за заклинивания нерабочего следящего поршня.

Причинами могут быть:

  • неправильное функционирование пружины диафрагмы в корзине передачи;
  • появление шероховатостей на поверхности подшипников, системе вилки, рабочей площади диска;
  • разрыв или частичное нарушение оплеточной проволоки.

В результате все предрасполагающие факторы ведут к возникновению жесткости лепестков, заеданию шариков, тугому проворачиванию вилки, увеличению сопротивления акселератора. Концентрация усилий в конструкции вилки ведет к изменению направления оси и подклиниванию механизма при крайних позициях. Изношенные лепестки способны давать любые перекосы.

Если заменить корзину новой, а вилку сохранить старую, то возникающие усилия скоро приведут к поломке и заклиниванию сцепления.

Устройство и работа привода сцепления автомобиля КамАЗ-5320

Тяжелый транспорт

Сцепление предназначено для передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии, обеспечения плавного трогания автомобиля с места, разъединения двигателя с трансмиссией при переключении передач.

Сцепление состоит из картера 20, нажимного диска 4 с кожухом 17, нажимными пружинами 16 и оттяжными рычагами 6; двух ведомых дисков 1 с фрикционными накладками 22 и гасителями крутильных колебаний; среднего ведущего диска 2.

Устройство и работа привода сцепления автомобиля КамАЗ-5320

Рис. Сцепление КамАЗ: 1 — ведомый диск; 2 — средний ведущий диск; 3 — установочная втулка; 4 — нажимной диск; 5 — вилка оттяжного рычага; 6 — оттяжной рычаг; 7 — пружина упорного кольца; 8 — шланг смазки муфты; 9 — петля пружины; 10 — упорный подшипник; 11 — оттяжная пружина; 12 — муфта выключения сцепления; 13 — вилка выключения сцепления; 14 — упорное кольцо; 15 — валик вилки; 16 — нажимная пружина; 17 — кожух; 18 — теплоизолирующая шайба; 19 — болт крепления кожуха; 20 — картер; 21 — маховик; 22 — фрикционная накладка; 23 — первичный вал; 24 — диск демпфера сцепления; 25 — пружина демпфера сцепления; 26 — кольцо демпфера сцепления; 27 — механизм автоматической установки среднего ведущего диска

Штампованный кожух 17 сцепления устанавливается на маховике 21 с помощью установочных втулок 3 и крепится десятью болтами М10 и двумя М8.

Нажимной 4 и средний 2 ведущие диски имеют на наружной поверхности по четыре шипа, которые входят в специальные пазы маховика и передают крутящий момент двигателя на поверхности трения ведомых дисков, ступицы которых установлены на шлицах первичного вала коробки передач или делителя.

Читайте также: МАЗ-5340 – надежность в каждой детали

Между кожухом 17 сцепления и нажимным диском 4 размещены нажимные пружины 16, под действием которых ведомые и средний ведущий диски зажимаются между нажимным диском и маховиком.

Средний ведущий диск 2 имеет рычажный механизм 27. Он автоматически устанавливает диск 2 в среднее положение при выключении сцепления.

Выключающее устройство сцепления состоит из установленных на нажимном диске 4 оттяжных рычагов 6 с упорным кольцом 14, муфты 12 выключения сцепления с упорным подшипником 10, смонтированной на крышке первичного вала коробки передач или делителя, и вилки 13 выключения, размещенной на валике 15 в картере сцепления (делителя).

Устройство и работа привода сцепления автомобиля КамАЗ-5320

Рис. Привод механизма выключения сцепления КамАЗ: 1 — планка крепления пружины; 2 — трубка подвода воздуха к пневмоусилителю; 3 — рычаг вала вилки; 4 — сферическая гайка; 5 — контргайка; 6 — толкатель поршня; 7 и 15 — оттяжные пружины; 8 — пневматический усилитель; 9 — кронштейн крепления педали сцепления; 10 — толкатель поршня главного цилиндра; 11 — ограничитель хода педали; 12 — рычаг; 13 — эксцентриковый палец; 14 — педаль сцепления; 16 — главный цилиндр

Привод сцепления гидравлический, с пневмоусилителем. Он состоит из педали 14 сцепления с оттяжной пружиной 15; главного цилиндра 16; пневматического усилителя 8; трубопроводов и шлангов для подачи рабочей жидкости от главного цилиндра к усилителю сцепления; трубопровода 2 подвода воздуха к усилителю сцепления; рычага 3 вала вилки выключения сцепления с оттяжной пружиной 7. Педаль сцепления установлена на оси кронштейна 9 в двух металлопластмассовых втулках и передает усилие на толкатель 10 главного цилиндра с помощью рычага 12 и эксцентрикового пальца 13, установленного в двух капроновых втулках.

Главный цилиндр управления сцеплением имеет чугунный корпус 4, состоящий из цилиндра и компенсационной полости. В цилиндре расположены поршень 6 с манжетой 5 и пружина 3. В поршне 6 имеется отверстие, перекрываемое при рабочем ходе поршня уплотнительным кольцом 7, выполненным на толкателе 8. Рабочая жидкость выдавливается через отверстие в пробке 1. Верхняя часть корпуса закрыта резиновым защитным чехлом 9.

Устройство и работа привода сцепления автомобиля КамАЗ-5320

Рис. Главный цилиндр КамАЗ: 1 — пробка; 2 — прокладка; 3 — пружина; 4 — корпус; 5 — манжета поршня; 6 — поршень; 7 — уплотнительное кольцо; 8 — толкатель поршня; 9 — защитный чехол

Пневматический усилитель привода сцепления служит для уменьшения усилия на педали сцепления. Он крепится двумя болтами к фланцу картера сцепления с правой стороны силового агрегата.

Пневматический усилитель состоит из переднего 35 алюминиевого и заднего 44 чугунного корпусов, между которыми находится диафрагма 16 следящего устройства.

Устройство и работа привода сцепления автомобиля КамАЗ-5320

Рис. Пневматический усилитель КамАЗ: б — подвод тормозной жидкости «Нева»; В — подвод воздуха; 1 — сферическая гайка; 2 — контргайка; 3 — толкатель поршня выключения сцепления; 4 — защитный чехол; 5 и 30 — стопорные кольца; 6 — корпус комбинированного уплотнения; 7 и 18 — уплотнительные кольца; 8 — манжета следящего поршня; 9 — следящий поршень; 10 — корпус следящего поршня; 11 — перепускной клапан; 12 — колпачок; 13 — уплотнитель выпускного отверстия; 14 и 25 — крышки; 15 — винт крепления крышки; 16 — диафрагма следящего устройства; 17 — седло диафрагмы; 19, 21, 36, 41 — пружины; 20 и 33 — пробки; 22 — седло клапана; 23 — впускной клапан; 24 — стержень клапанов; 26 — выпускной клапан; 27 и 32 — прокладки; 28 — гайки; 2$ — шайба диафрагмы; 31 — пневматический поршень; 34 и 43 — манжеты поршня; 35 — передний корпус; 37 — шайба; 38 — поршень выключения сцепления; 39 — манжета; 40 и 42 — распорные втулки; 44 — задний корпус

В переднем корпусе 35 расположен пневматический поршень 31 с возвратной пружиной 36; в заднем корпусе 44 — гидравлический поршень 38. Усилия от пневматического 31 и гидравлического рабочих поршней суммируются, передаются через толкатель 3 и сферическую гайку на рычаг вала вилки выключения сцепления.

Следящее устройство, предназначенное для автоматического изменения давления воздуха в силовом пневмоцилиндре за поршнем 31 при изменении усилия на педали сцепления, состоит из клапанов 23 и 26, диафрагмы 16 с седлом, пружины 19 диафрагмы и следящего гидравлического поршня 9. Сжатый воздух подводится к пневматическому усилителю через крышку 25. Рабочая жидкость подается от главного цилиндра управления сцеплением через отверстие в заднем корпусе 44. Перепускной клапан 11 служит для выпуска воздуха при прокачке гидросистемы привода сцепления. Через отверстие, закрытое уплотнителем 13, сжатый воздух выпускается в атмосферу при включении сцепления.

Читайте также: Как правильно установить поршневую на двигателе ямз 236

Пробка 33 служит для удаления конденсата из пневмосистемы привода сцепления. В качестве рабочей жидкости применяется тормозная жидкость «Нева» ТУ 6-01-1163—73.

При нажатии на педаль сцепления жидкость из главного цилиндра перемещается по трубопроводам и шлангам в пневмоусилитель сцепления и давит на гидравлический 38 и следящий 9 поршни.

Вилка 13 перемещает муфту 12 выключения вместе с упорным подшипником 10. Он через упорное кольцо 14 давит на оттяжные рычаги 6 — и нажимной диск 4 отходит от ведомого диска 1. Одновременно средний ведущий диск 2 с помощью пружин и рычагов механизма 27 автоматической установки занимает среднее положение. В результате этого передача крутящего момента от двигателя на первичный вал коробки передач или делителя прекращается.

Tags: КамАЗ, Сцепление

Вперед Сцепление ЗИЛ-130, ЗИЛ-157К и ЗИЛ-131

Назад Технические характеристика КамАЗ

Добавить комментарий Отменить ответ



Нет в наличии:

Код деталиНаименованиеКоличество на модель, шт.
15297-1602518Пружина главного цилиндра управления сцеплением1Нет в наличии
35320-1602513-10Главный цилиндр управления сцеплением1Нет в наличии
65320-1602529Пробка главного цилиндра управления сцепением1Нет в наличии
75320-1602531Прокладка пробки главного цилиндра управления сцеплением1Нет в наличии
85320-1602543Чехол защитный главного цилиндра1Нет в наличии
95320-1602553Штуцер1Нет в наличии
105320-1602575Шланг гибкий1Нет в наличии
17864300Пробка транспортная1Нет в наличии

Не можете найти необходимую деталь из группы 5320-1602510-10 Главный цилиндр управления сцеплением на КамАЗ-65115, 65116 (Евро-4)? Проконсультируйтесь у наших специалистов по телефону 8-800-700-19-88 или по эл. почте Мы обязательно вам поможем!



Ремонт пневмогидроусилителя и главного цилиндра сцепления автомобилей Камаз

Ремонт пневмогидроусилителя и главного цилиндра сцепления автомобилей Камаз

Разборка пневмогидроусилителя (ПГУ) Камаз-4310, 55111, 43118, 5320

— Установите ПГУ в тиски, зажав задний корпус 55 (рис.1)

— Выверните болты 4 с шайбами 3 и снимите крышку 5 подвода воздуха

— Выньте клапан 7 усилителя в сборе из переднего корпуса пневмоусилителя

— Выверните болты 2 и 23 с шайбами 1 и снимите передний корпус 25 в сборе с пневматическим поршнем 29

Читайте также: УСТАНОВКА ПОДМОТКИ СПИДОМЕТРА АВТО С ДОРАБОТКОЙ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО РАЗЪЕМА OBD-II. РАССКАЗЫВАЕМ ПРО ВСЕ НЮАНСЫ.

— Снимите пружину 27 мембраны и пружину 46 пневматического поршня

— Снимите диафрагму 17 ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 в сборе

— Выверните из заднего корпуса 55 усилителя следящий поршень 33 с корпусом 31

— Выньте упорное кольцо 45 и поршень 59 выключения сцепления в сборе из заднего корпуса 55 усилителя и корпус 43 уплотнения

— Отверните и снимите перепускной клапан 48 заднего корпуса в сборе с колпачком 47

— Выверните сапун 49 крепления крышки выпускного отверстия, снимите крышку и уплотнитель выпускного отверстия ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320

— Снимите задний корпус пневмоусилителя сцепления Камаз с тисков

— Выньте стопорное кольцо 50 заднего корпуса усилителя

— Отверните гайку 8 стержня 15 клапана

— Снимите со стержня 15 клапана шайбу 9 большую, конус 10, шайбу 11 малую, седло 12 клапана, пружину 18, трубку 14, шайбу большую Р, конус 10 и шайбу 11 малую клапана

— Расстопорите в одной точке и отверните гайку 18 мембраны редуктора

— Снимите с седла 22 шайбу 19 мембраны 20 я вкладки 21

— Снимите с корпуса 31 следящего поршня уплотнительное кольцо 35

— Выньте из корпуса 31 следящего поршня упорное кольцо $0 и следящий поршень 33 в сборе

— Снимите с поршня 33 уплотнительное кольцо 32 и манжету 34

— Снимите с поршня 59 выключения сцепления шайбу 44, корпус 43 уплотнения поршня в сборе с уплотнительными кольцами 41 и 42, манжету 40 уплотнения поршня, втулку 37 уплотнения поршня, пружину 38, распорную втулку 39, кольцо 62 упорное, втулку 61 и манжету 60

— Снимите с корпуса 43 уплотнительные кольца 41 и 42

— Выньте из переднего корпуса 25 поршень 29 пневматический в сборе и кольцо 26 уплотнительное

— Снимите с пневматического поршня 29 манжету 28

— Промойте детали ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320, обдуйте их сжатым воздухом и продефектуйте

Устройство и работа привода сцепления автомобиля КамАЗ-5320

Рис.1. Усилитель пневмогидравлический (ПГУ) привода управления сцеплением Камаз-4310, 55111, 43118, 5320

Читать статью  Как выполняется самостоятельная проверка, ремонт и замена корзины сцепления

1,3 — шайбы пружинные; 2, 4, 23 — болты; 5 — крышка подвода воздуха; 6 — прокладка регулировочная; 7 — клапан в сборе; 8 — гайка стержня; 9,11, 19. 44 — шайбы; 10 — конус; 12, 22— седла; 13, 27, 46 — пружины; 14 —трубка; 15 —стержень; 16 —ПГУ в сборе; 17 — диафрагма ПГУ в сборе; 18, 53 —гайки; 20 — диафрагма; 21 — вкладка седла; 24 — пробка переднего корпуса; 25—корпус ПГУ передний; 26, 32, 35, 41, 42— кольца уплотнительные; 28, 34 — манжеты; 29, 33, 59 — поршни; 30 —кольцо; 31 — корпус; 36 — втулка; 37 — втулка упорная; 38 — пружина распорная; 39, 61 — втулка распорная; 40, 60 — манжеты в сборе; 43 — корпус уплотнения; 45, 62 — кольца упорные; 47 — колпачок; 48 — клапан; 49 — сапун с клапаном в сборе; 50 — кольцо стопорное; 51— чехол защитный; 52 —толкатель поршня; 54 — гайка сферическая; 55 —корпус задний; 56 — жиклер; 57 — шарик; 58 — седло

Технические условия на дефектацию и ремонт деталей ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 с гидравлическим приводом сцепления

Корпус задний ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320. Не допускаются следы коррозии, задиры, забоины на рабочей поверхности корпуса, диаметр более 28,06 мм.

Читайте также: ГАЗ 3309 4.8 2дв. бортовой, 122 л.с, 5МКПП, 2002 г.в. — увеличенный ход педали тормоза (педаль тормоза проваливается)

Корпус передний ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320. Не допускаются:

— задиры, вмятины, забоины рабочей поверхности А корпуса;

— диаметр А более 90,2 мм.

Манжеты и уплотнительные кольца. Не допускается:

— износ и разбухание манжет и уплотнительных колец;

— разрывы и трещины рабочих кромок.

Уплотнитель выпускного отверстия. Не допускаются следы старения (трещины, изломы, потеря эластичности).

Мембрана. Не допускаются порывы, трещины, снижение эластичности.

Корпус следящего поршня ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320. Не допускаются:

— забоины, задиры, вмятины на рабочей поверхности

— диаметр рабочей поверхности более 28,06 мм.

Сборка ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320

— Установите на пневматический поршень 29 (см. рис.1) манжету 28

— Нанесите на канавку поршня 29 смазку

— Установите в передний корпус 25 уплотнительное кольцо 26 и пневматический поршень 29 в сборе

— Установите в корпус 43 уплотнения кольцо 42

— Наденьте на корпус 43 уплотнения кольца 41 и 42

— Установите на поршень 59 выключения сцепления манжету 60, втулку 61 распорную, кольцо 62 упорное, втулку 37 упорную, пружину 38 распорную, втулку 39 распорную, манжету 40, корпус 43 уплотнения поршня в сборе с уплотнительными кольцами 41 и 42 и шайбу 44 корпуса уплотнения

— Наденьте на следящий поршень 33 уплотнительное кольцо 32 и манжету 34

— Вставьте следящий поршень 33 в сборе в корпус 31

— Установите в корпус 31 следящего поршня ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 упорное кольцо 30

— Наденьте на корпус 31 уплотнительное кольцо 35

-Установите на седло 22 мембраны вкладки 21, одну шайбу 19, две мембраны 20, затем еще шайбу 19

— Заверните гайку 18 крепления мембраны

— Застопорите гайку 18, вдавив край гайки в паз в одной точке

— Наденьте на стержень 15 клапана усилителя шайбу И малую, конус 10, шайбу 9 большую, трубку 14 стержня клапана, пружину 13, седло 12 клапана, шайбу 11 малую, конус 10, шайбу 9 большую, заверните гайку 8

— Установите стопорное кольцо 50 в задний корпус 55 усилителя

— Установите задний корпус 55 в тиски

— Вверните сапун 49

— Установите и заверните перепускной клапан 48 в сборе с колпачком 47

— Установите пружину 46 пневматического поршня

— Установите в передний корпус ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 пружину 27 и мембрану 17 редуктора усилителя в сборе, совместив отверстия мембраны с отверстиями переднего корпуса усилителя

— Установите передний корпус 25 усилителя на задний корпус усилителя, вверните болты 2 и 23 крепления с пружинными шайбами 1

— Установите прокладки 6 и клапан 7 усилителя в сборе в передний корпус 25 усилителя.

При установке клапана необходимо прокладками 6 отрегулировать величину исходного зазора (2+0,5 мм) между клапаном редуктора и седлом мембраны. Прокладок должно быть не менее одной.

— Установите крышку 5 подвода воздуха на передний корпус 25 усилителя, совместив отверстия, и вверните болты 4 крепления с пружинными шайбами 3

— Снимите пневмоусилитель в сборе с тисков

— Проверьте ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 на герметичность и работоспособность.

При работе насоса 10 необходимо на 3—4 с отвернуть перепускной клапан на пол оборота. При этом через трубопровод 12 в бачок 11 выйдет воздух, находящийся в гидросистеме. После того как выйдет весь воздух, перепускной клапан заверните.

Одновременно с помощью насоса 10 и крана, контрольный цилиндр заполняется тормозной жидкостью. Проверку на герметичность гидросистемы усилителя производите с помощью контрольного цилиндра 7.

Читайте также: Схема предохранителей камаз 5490 двигатель мерседес

При этом кран 15 пневматической системы должен быть перекрыт (в пневматической системе не должно быть давления воздуха).

Проверка герметичности пневмосистемы ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 производится с помощью резервуара 5 сжатого воздуха. Во время испытания резервуар 5 должен быть под давлением воздуха 687 кПа (7 кгс/см2) при перекрытом кране 3.

При открытом кране 15 утечка воздуха через редуктор усилителя недопустима. При этом давление воздуха в резервуаре 5, контролируемое манометром 4% не должно снижаться в течение 1 мин приемочной проверки.

Ремонт главного цилиндра сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320

Разборка главного цилиндра сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320

— Снимите защитный чехол 2 (рис.2) с корпуса 3 цилиндра вместе с толкателем 1

— Установите главный цилиндр в тиски, зажав корпус 3. Отверните пробку 8, снимите прокладку 7, пружину б. толкателем 1 поршня выдавите поршень 4 с манжетой 5 из корпуса 3

— Промойте и продуйте сжатым воздухом все детали.

Технические условия на ремонт деталей главного цилиндра сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320. Не допускается:

— диаметр корпуса главного цилиндра более 28,06 мм;

— задиры на рабочей поверхности корпуса главного цилиндра поршня менее 27,92 мм;

— износ и разбухание манжеты.

Рис.2. Главный цилиндр сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320

1 — толкатель поршня в сборе; 2 — чехол защитный; 3 —корпус главного цилиндра управления сцеплением; 4 —поршень; 5 — манжета; 6 — пружина; 7 — прокладка; 8 — пробка; 9 — цилиндр главный в сборе

Сборка главного цилиндра сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320

— Установите в корпус 3 (см. рис.2) главного цилиндра поршень 4, манжету 5, пружину 6 и заверните пробку 8 с прокладкой 7.

— Установите защитный чехол 2 на толкатель 1 с уплотнительным кольцом, вставьте толкатель в корпус 3 и соедините чехол с корпусом



Ремонт деталей ПГУ и главного цилиндра сцепления Камаз

ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320

Разборка пневмогидроусилителя (ПГУ) Камаз-4310, 55111, 43118, 5320

— Установите ПГУ в тиски, зажав задний корпус 55 (рис.1)

— Выверните болты 4 с шайбами 3 и снимите крышку 5 подвода воздуха

— Выньте клапан 7 усилителя в сборе из переднего корпуса пневмоусилителя

— Выверните болты 2 и 23 с шайбами 1 и снимите передний корпус 25 в сборе с пневматическим поршнем 29

— Снимите пружину 27 мембраны и пружину 46 пневматического поршня

— Снимите диафрагму 17 ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 в сборе

— Выверните из заднего корпуса 55 усилителя следящий поршень 33 с корпусом 31

— Выньте упорное кольцо 45 и поршень 59 выключения сцепления в сборе из заднего корпуса 55 усилителя и корпус 43 уплотнения

— Отверните и снимите перепускной клапан 48 заднего корпуса в сборе с колпачком 47

— Выверните сапун 49 крепления крышки выпускного отверстия, снимите крышку и уплотнитель выпускного отверстия ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320

— Снимите задний корпус пневмоусилителя сцепления Камаз с тисков

— Выньте стопорное кольцо 50 заднего корпуса усилителя

— Отверните гайку 8 стержня 15 клапана

— Снимите со стержня 15 клапана шайбу 9 большую, конус 10, шайбу 11 малую, седло 12 клапана, пружину 18, трубку 14, шайбу большую Р, конус 10 и шайбу 11 малую клапана

— Расстопорите в одной точке и отверните гайку 18 мембраны редуктора

— Снимите с седла 22 шайбу 19 мембраны 20 я вкладки 21

— Снимите с корпуса 31 следящего поршня уплотнительное кольцо 35

— Выньте из корпуса 31 следящего поршня упорное кольцо $0 и следящий поршень 33 в сборе

— Снимите с поршня 33 уплотнительное кольцо 32 и манжету 34

— Снимите с поршня 59 выключения сцепления шайбу 44, корпус 43 уплотнения поршня в сборе с уплотнительными кольцами 41 и 42, манжету 40 уплотнения поршня, втулку 37 уплотнения поршня, пружину 38, распорную втулку 39, кольцо 62 упорное, втулку 61 и манжету 60

— Снимите с корпуса 43 уплотнительные кольца 41 и 42

— Выньте из переднего корпуса 25 поршень 29 пневматический в сборе и кольцо 26 уплотнительное

— Снимите с пневматического поршня 29 манжету 28

— Промойте детали ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320, обдуйте их сжатым воздухом и продефектуйте

Устройство и работа привода сцепления автомобиля КамАЗ-5320

Рис.1. Усилитель пневмогидравлический (ПГУ) привода управления сцеплением Камаз-4310, 55111, 43118, 5320

1,3 — шайбы пружинные; 2, 4, 23 — болты; 5 — крышка подвода воздуха; 6 — прокладка регулировочная; 7 — клапан в сборе; 8 — гайка стержня; 9,11, 19. 44 — шайбы; 10 — конус; 12, 22— седла; 13, 27, 46 — пружины; 14 —трубка; 15 —стержень; 16 —ПГУ в сборе; 17 — диафрагма ПГУ в сборе; 18, 53 —гайки; 20 — диафрагма; 21 — вкладка седла; 24 — пробка переднего корпуса; 25—корпус ПГУ передний; 26, 32, 35, 41, 42— кольца уплотнительные; 28, 34 — манжеты; 29, 33, 59 — поршни; 30 —кольцо; 31 — корпус; 36 — втулка; 37 — втулка упорная; 38 — пружина распорная; 39, 61 — втулка распорная; 40, 60 — манжеты в сборе; 43 — корпус уплотнения; 45, 62 — кольца упорные; 47 — колпачок; 48 — клапан; 49 — сапун с клапаном в сборе; 50 — кольцо стопорное; 51— чехол защитный; 52 —толкатель поршня; 54 — гайка сферическая; 55 —корпус задний; 56 — жиклер; 57 — шарик; 58 — седло

Технические условия на дефектацию и ремонт деталей ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 с гидравлическим приводом сцепления

Корпус задний ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320. Не допускаются следы коррозии, задиры, забоины на рабочей поверхности корпуса, диаметр более 28,06 мм.

Корпус передний ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320. Не допускаются:

— задиры, вмятины, забоины рабочей поверхности А корпуса;

— диаметр А более 90,2 мм.

Манжеты и уплотнительные кольца. Не допускается:

— износ и разбухание манжет и уплотнительных колец;

— разрывы и трещины рабочих кромок.

Уплотнитель выпускного отверстия. Не допускаются следы старения (трещины, изломы, потеря эластичности).

Мембрана. Не допускаются порывы, трещины, снижение эластичности.

Корпус следящего поршня ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320. Не допускаются:

— забоины, задиры, вмятины на рабочей поверхности

— диаметр рабочей поверхности более 28,06 мм.

Сборка ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320

— Установите на пневматический поршень 29 (см. рис.1) манжету 28

— Нанесите на канавку поршня 29 смазку

— Установите в передний корпус 25 уплотнительное кольцо 26 и пневматический поршень 29 в сборе

— Установите в корпус 43 уплотнения кольцо 42

— Наденьте на корпус 43 уплотнения кольца 41 и 42

— Установите на поршень 59 выключения сцепления манжету 60, втулку 61 распорную, кольцо 62 упорное, втулку 37 упорную, пружину 38 распорную, втулку 39 распорную, манжету 40, корпус 43 уплотнения поршня в сборе с уплотнительными кольцами 41 и 42 и шайбу 44 корпуса уплотнения

— Наденьте на следящий поршень 33 уплотнительное кольцо 32 и манжету 34

— Вставьте следящий поршень 33 в сборе в корпус 31

— Установите в корпус 31 следящего поршня ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 упорное кольцо 30

— Наденьте на корпус 31 уплотнительное кольцо 35

-Установите на седло 22 мембраны вкладки 21, одну шайбу 19, две мембраны 20, затем еще шайбу 19

— Заверните гайку 18 крепления мембраны

— Застопорите гайку 18, вдавив край гайки в паз в одной точке

— Наденьте на стержень 15 клапана усилителя шайбу И малую, конус 10, шайбу 9 большую, трубку 14 стержня клапана, пружину 13, седло 12 клапана, шайбу 11 малую, конус 10, шайбу 9 большую, заверните гайку 8

— Установите стопорное кольцо 50 в задний корпус 55 усилителя

— Установите задний корпус 55 в тиски

— Вверните сапун 49

— Установите и заверните перепускной клапан 48 в сборе с колпачком 47

— Установите пружину 46 пневматического поршня

— Установите в передний корпус ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 пружину 27 и мембрану 17 редуктора усилителя в сборе, совместив отверстия мембраны с отверстиями переднего корпуса усилителя

— Установите передний корпус 25 усилителя на задний корпус усилителя, вверните болты 2 и 23 крепления с пружинными шайбами 1

— Установите прокладки 6 и клапан 7 усилителя в сборе в передний корпус 25 усилителя.

При установке клапана необходимо прокладками 6 отрегулировать величину исходного зазора (2+0,5 мм) между клапаном редуктора и седлом мембраны. Прокладок должно быть не менее одной.

— Установите крышку 5 подвода воздуха на передний корпус 25 усилителя, совместив отверстия, и вверните болты 4 крепления с пружинными шайбами 3

— Снимите пневмоусилитель в сборе с тисков

— Проверьте ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 на герметичность и работоспособность.

При работе насоса 10 необходимо на 3—4 с отвернуть перепускной клапан на пол оборота. При этом через трубопровод 12 в бачок 11 выйдет воздух, находящийся в гидросистеме. После того как выйдет весь воздух, перепускной клапан заверните.

Одновременно с помощью насоса 10 и крана, контрольный цилиндр заполняется тормозной жидкостью. Проверку на герметичность гидросистемы усилителя производите с помощью контрольного цилиндра 7.

При этом кран 15 пневматической системы должен быть перекрыт (в пневматической системе не должно быть давления воздуха).

Проверка герметичности пневмосистемы ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 производится с помощью резервуара 5 сжатого воздуха. Во время испытания резервуар 5 должен быть под давлением воздуха 687 кПа (7 кгс/см2) при перекрытом кране 3.

При открытом кране 15 утечка воздуха через редуктор усилителя недопустима. При этом давление воздуха в резервуаре 5, контролируемое манометром 4% не должно снижаться в течение 1 мин приемочной проверки.

Ремонт главного цилиндра сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320

Разборка главного цилиндра сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320

— Снимите защитный чехол 2 (рис.2) с корпуса 3 цилиндра вместе с толкателем 1

— Установите главный цилиндр в тиски, зажав корпус 3. Отверните пробку 8, снимите прокладку 7, пружину б. толкателем 1 поршня выдавите поршень 4 с манжетой 5 из корпуса 3

— Промойте и продуйте сжатым воздухом все детали.

Технические условия на ремонт деталей главного цилиндра сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320. Не допускается:

— диаметр корпуса главного цилиндра более 28,06 мм;

— задиры на рабочей поверхности корпуса главного цилиндра поршня менее 27,92 мм;

— износ и разбухание манжеты.

Рис.2. Главный цилиндр сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320

1 — толкатель поршня в сборе; 2 — чехол защитный; 3 —корпус главного цилиндра управления сцеплением; 4 —поршень; 5 — манжета; 6 — пружина; 7 — прокладка; 8 — пробка; 9 — цилиндр главный в сборе

Сборка главного цилиндра сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320

— Установите в корпус 3 (см. рис.2) главного цилиндра поршень 4, манжету 5, пружину 6 и заверните пробку 8 с прокладкой 7.

— Установите защитный чехол 2 на толкатель 1 с уплотнительным кольцом, вставьте толкатель в корпус 3 и соедините чехол с корпусом

Источник https://cooptech.ru/korobka-peredach/pedal-scepleniya-kamaz.html

Источник https://gp-prsmah.ru/brend/zamena-scepleniya-kamaz.html

Источник https://avto-layn.ru/gruzovoj-transport/dvuhdiskovoe-sceplenie-kamaz.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: