Как устранить скрип в передней подвеске при повороте руля?
Появление скрипа в передней подвеске автомобиля при повороте руля и трогании с места свидетельствует о появлении неисправности некоторых ее подвижных деталей.
На примере автомобиля Рено Логан первого поколения разберемся какие именно детали передней подвески начинают скрипеть при выходе из строя, как диагностировать эту неисправность и как ее устранить своими силами.
Признаки неисправности
— При трогании автомобиля с места и одновременном повороте руля со стороны передней подвески отчетливо слышен скрип. Чаще всего только с одной стороны. Во время движения через небольшой промежуток времени скрип пропадает.
— В некоторых случаях скрипеть в подвеске начинает как только водитель сел в автомобиль и даже еще не успел повернуть руль. При проседании автомобиля под его весом.
— Скрип может быть слышен если раскачивать автомобиль вверх-вниз за переднее крыло.
— Во время дождя и в сырую погоду скрип в подвеске может пропасть как будто его и не было.
Что может скрипеть в передней подвеске автомобиля при повороте руля?
1. Шаровые опоры.
Люфт между сферическим наконечником шарового пальца и корпусом шаровой опоры, возникший из-за разрушения пластиковой обоймы (тефлонового подшипника), заставляет шаровую опору скрипеть при любом перемещении передней подвески. В том числе при повороте руля в начале движения и при проседании автомобиля (например, когда водитель сел в салон или вышел из него) или при движении с малой скоростью по бездорожью.
К такой проблеме может привести повреждение защитного чехла шаровой, сопровождающееся попаданием грязи, влаги, пыли во внутрь шарнира и вымыванием имеющейся там смазки.
Чаще всего именно шаровая опора является «виновником» скрипа в передней подвеске.
Скрип шаровой в некоторых случаях сопровождается стуком (например, при наезде на бордюр или камень). Так как разбитый вкладыш позволяет соприкасаться пальцу и корпусу. Но стук бывает не всегда. Это следует учитывать при самостоятельном проведении диагностики.
2. Наконечники рулевых тяг.
Наконечники рулевых тяг могут скрипеть при повороте руля если начала разрушаться пластиковая обойма внутри шарнира от попадания грязи и вымывания смазки. Например, когда поврежден пыльник наконечника.
В другом случае, у наконечника может заклинить палец в корпусе его шарнира. Что так же приводит к скрипу при работе рулевого управления.
Скрип рулевого наконечника в большинстве случаев сопровождается дробным стуком в передней подвеске автомобиля при движении по бездорожью или по неровной дороге.
3. Верхняя опора передней стойки.
Резиновый элемент опоры может начать скрипеть в случае его разрушения при длительной эксплуатации. Часто это происходит одновременно с разрушением опорных подшипников. Тогда к скрипу прибавляется стук и иногда затруднительное вращение рулевого колеса.
Как диагностировать, что именно скрипит при повороте руля?
Необходимо постараться выявить люфт в какой-либо из перечисленных деталей передней подвески, он и укажет, что именно издает скрип при повороте рулевого колеса. Для начала можно загнать автомобиль на яму и энергично покачать его вправо-влево и вверх-вниз за каждую сторону. При этом помощник должен сидеть в яме и фиксировать места скрипа. Если выявить место скрипа таким способом, с наскока, не удалось, придется проводить проверку подетально.
1. Проверяем шаровые опоры.
Вышедшая из строя шаровая опора подвески автомобиля Рено Логан 1,4 помимо скрипов при повороте руля дает о себе знать отчетливыми стуками со стороны передних колес при проезде неровностей. Чтобы удостоверится. что причина скрипа именно в ней нужно поддомкратить автомобиль и вывесить колесо с той стороны где скрип. Взявшись руками сверху и снизу колеса качаем его от себя — к себе, в вертикальной плоскости. Если в шаровой опоре имеется люфт, он будет хорошо ощутим.
При этом, чтобы исключить возможность люфта в подшипнике ступицы колеса желательно чтобы во время раскачки колеса помощник в салоне автомобиля нажал на педаль тормоза.
Иногда можно выявить скрип шаровой просто покрутив рулем вправо-влево пока автомобиль стоит и двигатель не работает.
Подробности и особенности проверки шаровой см. «Проверка шаровых опор Рено Логан».
2. Проверяем наконечники рулевых тяг.
Поддомкрачиваем одно из передних колес автомобиля. Помощник берется за него по бокам руками и энергично качает попеременно от себя-к себе. Во время покачиваний необходимо положить руку на шарнир рулевого наконечника. Если в нем имеется люфт, то он будет хорошо ощутим рукой.
После чего взявшись рукой за наконечник, прикладываем к нему усилие снизу вверх и обратно, резко и несколько раз перемещаем корпус наконечника вдоль оси его пальца (проще говоря дергаем его рукой). Перемещение корпуса на 1-2 мм свидетельствует о том, что палец не подклинивает в корпусе и перемещается, сжимая находящуюся внутри пружину. В противном случае наконечник рулевой тяги считается неисправным и так же подлежит замене.
Так же следует помнить, что неисправный наконечник рулевой тяги помимо скрипа практически всегда будет стучать при движении по неровности.
3. Проверяем верхнюю опору передней стойки.
Определить, что вышла из строя резиновая опора передней стойки можно только после снятия стойки с автомобиля.
Как устранить скрип передней подвески при повороте руля?
Для устранения скрипа в передней подвески придется заменить выявленную неисправную деталь.
1. Заменяем шаровые опоры.
На автомобиле Рено Логан первого поколения рекомендуется заменить рычаг вместе с шаровой опорой в сборе. Но можно приобрести шаровые отдельно и запрессовать их вместо старых. См. «Замена шаровой опоры Рено Логан 1,4».
2. Заменяем наконечники рулевых тяг.
Наконечники рулевых тяг автомобиля Рено Логан меняются довольно просто. Не нужен даже специальный инструмент и съемник. Подробно об этом см. «Замена наконечников рулевых тяг на автомобиле Рено Логан первого поколения».
3. Заменяем верхнюю опору передней стойки.
Для замены придется снять и частично разобрать переднюю стойку.
Примечания и дополнения
— Можно быстро проверить что именно скрипит в передней подвеске автомобиля при помощи воды. конечно такая проверка не всегда позволяет точно выявить неисправную деталь, но тем не менее имеет место быть. Для проверки обильно поливаем водой деталь на которую пало подозрение. Например, шаровую опору. После чего трогаемся с места и вращаем руль. Скрип пропал, шаровую под замену. Если остался, поливаем водой следующую деталь.
— Помимо шаровых опор, наконечников рулевых тяг и опор стоек в передней подвеске могут начать скрипеть сайлентблоки рычагов и резиновые втулки стабилизатора поперечной устойчивости. Но их скрип чаще всего проявляется при движении на малой скорости по бездорожью.
Рулевое управление — устройство и принцип работы
Водитель во время вождения обязан контролировать положение транспортного средства относительно других участников дорожного движения и выделенной полосы. Для изменения маршрута или осуществления маневров сменяется режим движения при помощи тормозной системы и рулевого управления.
Устранение бокового скольжения и стабилизация управляемых колес осуществляется при помощи рулевого привода, который возвращает автомобиль на прямолинейный курс движения после того, как водитель прекращает прилагать усилия к рулю.
Рулевое управление автомобиля
Рулевое управление автомобиля предназначено для изменения траектории движения автомобиля путём поворота рулевого колеса в нужную вам сторону. В общем, если руль автомобиля повернуть вправо, то происходит работа рулевого управления, которое поворачивает колеса автомобиля тоже в правую сторону. Чем больше угол поворота руля, тем на больший угол поворачиваются управляемые колеса автомобиля в нужную нам сторону.
Главное требование которое предъявляется к рулевому управления современного автомобиля — это надежность, управляемость, информативность, отзывчивость и простота конструкции. Это означает, что если неисправно рулевое управление, то это может привести к печальным последствиям, ведь машина становится полностью неуправляемой и эксплуатация такого автомобиля запрещена. Еще основное требование — это точность управления, т.е. при повороте руля, колеса должны сразу же, а не с задержкой, поворачиваться на определенный угол, который точно соответствует углу поворота рулевого колеса.
Читайте также: Основные неисправности сцепления автомобиля и способы их устранения
Рулевое управление состоит из рулевого механизма и привода. На данный момент наиболее распространены следующие типы рулевых механизмов: винт-гайка, червяк-ролик и рейка-сектор. Данные механизмы относятся к механическим, но в последнее время крупнейшие производители автомашин стремятся заменить механическое рулевое управление на электронное. Т.е. не будет никаких механических тяг и приводов, будет только блок управления, который согласно изменению положения руля будет поворачивать колеса машины с помощью электромоторов. Но тут есть одно «НО», дело в том, что электронное рулевое управление также должно дублироваться механическими узлами. В случае отказа электронной части, механические узлы будут предоставлять возможность водителю дальше управлять автомобилем. Этот момент очень важен и только он в настоящее время препятствует массовому внедрению электрического усилителя рулевого управления.
Рулевое управления является одним из важнейших и ответственных систем автомобиля, от этого узла напрямую зависит безопасность дорожного движения и удобство управления. Все узлы рулевого управления должны обладать высокой прочностью, надежностью и ремонтопригодностью. На узлы рулевого управления воздействуют различные силы, в основном от управляемых колёс: при поворотах, движении по ухабам и кочкам и т.д.
Статьи по теме: 1. Гидроусилитель — электроусилитель 2. Типы рулевого управления 3. Рулевое управление с переменным передаточным числом
Устройство рулевого управления
Устройство рулевой системы включает следующие элементы:
- Рулевое колесо. Используется для управления автомобилем и корректировки направления его движения. Современные модели оснащаются мультифункциональными рулями, оснащенными подушкой безопасности.
- Рулевая колонка. Передает усилия от рулевого колеса к рулевому механизму и представлена валом с шарнирными соединениями. Электрические либо механические системы блокировки и складывания гарантируют защиту автомобиля от угона и безопасность. Рулевая колонка оснащается замком зажигания, стеклоочистителем лобового стекла и элементами управления светотехникой.
- Рулевой механизм передает на привод колес усилия, создаваемые водителем через вращение рулевого колеса. Представлен редуктором с определенным передаточным отношением. Карданный вал соединяет рулевой механизм с рулевой колонкой.
- Рулевой привод конструктивно представлен рычагами, наконечниками и рулевыми тягами, которые передают поворотным кулакам усилия от рулевого механизма.
- Усилитель рулевого управления — облегчает управление автомобилем и увеличивает усилие, передающееся приводу со стороны руля.
- Дополнительные конструктивные элементы — электронные системы, амортизаторы.
Рулевое управление и подвеска автомобиля тесно связаны между собой: степень отклика транспортного средства на вращение рулевого колеса зависит от высоты и жесткости подвески.
Конструкция рулевой колонки
Рулевая колонка в сборе
Устройство рулевой колонки представляет собой вал с шарнирами, находящийся в кожухе. Остальные элементы являются вспомогательными и обеспечивают дополнительный функционал:
- корпусы крепления переключателей и замка зажигания;
- крестовина, соединяющая руль с колонкой;
- монтажная втулка;
- контактная группа;
- крепежные элементы;
- демпфер рулевой;
- механизмы блокировки, регулировки и проч.
В устройстве рулевой колонки применяются энергопоглощающие материалы. За счет чего вся конструкция может складываться при сильном фронтальном ударе. Это способствует снижению риска травмирования водителя, а также создает дополнительную безопасность при лобовом столкновении.
Блокиратор рулевой колонки
Комфортная и безопасная рулевая колонка может включать в себя такие элементы, как:
- Промежуточный вал рулевой колонки с демпфером – смягчает удары, воспринимаемые рулевым колесом от управляемых колес при попадании автомобиля в ямы и ухабы на дороге. По сути, рулевой демпфер – это амортизатор, отвечающий за комфортное управление.
- Блокиратор рулевого вала. Это внешнее устройство, устанавливаемое на рулевую колонку, полностью исключающее возможность управления автомобилем. Блокировка используется в качестве противоугонной системы и состоит из стопора, фиксирующегося дисковым замком, не поддающимся демонтажу. Машину с заблокированным рулем можно транспортировать только с помощью эвакуатора.
- Кардан рулевой колонки относится к элементам, позволяющим не только передавать вращательное движение, но и обеспечивающим безопасность: способность карданчика сложить нижний вал с верхним уменьшает степень повреждений водителя при лобовом столкновении. Безопасная рулевая колонка может быть также оснащена вставками, легко поддающимися деформации или работающими на срез.
- Механизмы регулировки длины и наклона рулевой колонки. Они могут быть механическими и электрическими. Последние оснащают функцией памяти, что делает эксплуатацию автомобиля еще более комфортной: при выключении зажигания руль уходит в базовое положение, не мешая свободно выйти из машины, а перед началом движения возвращается в исходную точку с сохранением всех настроек. При этом функция памяти связана с настройками регулировки зеркал заднего вида и водительского сидения.
Виды рулевой системы
Рулевой механизм может подразделяться на несколько категорий в зависимости от типа редуктора:
- Реечный. Считается самым распространенным и устанавливается на легковые автомобили. Механизм с самой простой конструкцией и отличающийся максимальным КПД. Минусом считается чувствительность к ударным нагрузкам, возникающим при эксплуатации автомобиля в сложных дорожных условиях.
- Червячный. Обеспечивает большой угол поворота колес и хорошую маневренность автомобиля. Механизм практически не подвержен ударным нагрузкам, однако его производство более дорогостоящее.
- Винтовой. По принципу работы схож с червячным типом, однако отличается большим КПД и создает большие усилия.
Рулевой механизм
От колонки усилие передается рулевому механизму (червячному, винтовому или реечному), который усилие увеличивает и передает приводу. Самый распространенный из них – реечный, т. к. большинство легковых автомобилей оборудовано именно им. Он состоит из:
1. Рулевой рейки.
Читайте также: Гипоидная передача заднего моста автомобиля
3. Рулевого наконечника.
При вращении рулевого колеса усилие передается на шестерню, приводящую в действие рейку. Она, в свою очередь, поворачивается направо или налево, в зависимости от направления поворота рулевого колеса. При движении рейки поворачиваются и рулевые тяги и поворачивают колеса.
Реечный механизм отличает простота, надежность, жесткость и высокий КПД. В то же время он очень чувствителен к ударным нагрузкам от неровных поверхностей и склонен к вибрациям. Из-за вышеописанных особенностей подобная схема используется в основном на легковых автомобилях с передним приводом и независимой подвеской.
Существует и другая система рулевого управления, а именно – с червячным механизмом. Она состоит из глобоидного червяка (стержня с резьбой и переменным диаметром), соединенного с валом, и ролика. При вращении руля ролик обкатывает червяк, который вращает ведомую шестерню, приводящую в движение сошку. Она же, в свою очередь, перемещает рулевые тяги и с их помощью происходит поворот колес.
Червячный механизм намного сложнее реечного (и, естественно, дороже в производстве), наличие большого количества соединений требует периодической регулировки, однако он менее чувствителен к ударным нагрузкам и обеспечивает большие углы поворота управляемых колес. Как следствие, заметно возрастает маневренность. Он применяется на легковых автомобилях повышенной проходимости, автобусах и небольших грузовых автомобилях. Также червячные механизмы устанавливались на старых отечественных автомобилях (подобное рулевое управление «ВАЗ» использовал при создании модели «Жигули»).
И, наконец, последний вид рулевых механизмов – винтовой. В его конструкцию входят:
— винт на валу рулевого колеса;
— перемещающаяся по винту гайка;
— нарезанная на гайке зубчатая рейка;
— соединенный с гайкой зубчатый сектор;
Винт и гайка соединяются с помощью шариков, что ведет к заметно меньшему износу.
При повороте руля винт вращается, перемещая гайку, шарики начинают циркулировать, в то время как гайка (с помощью рейки) перемещает зубчатый сектор. Вследствие этого перемещается сошка, и, как вы уже успели догадаться, с помощью тяг осуществляется поворот колес.
Этот механизм рулевого управления устанавливается на тяжелые грузовые автомобили и машины представительского класса.
Классификация по типу усилителя
Рулевые системы подразделяются на несколько видов в зависимости от типа установленного усилителя:
Читайте также: Восстановление уаз буханка своими руками
- Гидравлический (ГУР). Преимуществом является простота конструкции и компактные размеры. Гидравлические рулевые системы являются одними из самых распространенных и устанавливаются на большинство современных автомобилей. Недостатком такого управления является необходимость в регуляции уровня рабочей жидкости.
- Электрический (ЭУР). Прогрессивная система управления. Усилитель обеспечивает надежность функционирования системы, экономию топлива, возможность управления автомобилем без привлечения водителя и облегчает настройку управления.
- Электрогидравлический (ЭГУР). По принципу действия система схожа с гидравлическим усилителем. Основным отличием является функционирование насоса, который приводится в действие не ДВС автомобиля, а электродвигателем.
Дополнительные системы
Рулевое управление современных автомобилей оснащаются различными системами:
- Активное рулевое управление (AFS). Регулирует величину передаточного отношения в зависимости от скорости движения. Гарантирует безопасное и устойчивое движение на скользкой трассе за счет коррекции угла поворота колес.
- Динамическое рулевое управление. Функционирует аналогично активной системе, однако место планетарного редуктора в конструкции занимает электродвигатель.
- Адаптивное рулевое управление. Особенностью является отсутствие жесткой связи между колесами и рулем автомобиля.
Требования к рулевому управлению
По стандартам к рулевой системе предъявляются следующие требования:
- Обеспечение необходимой траектории движения согласно параметрам маневренности, устойчивости и поворотливости.
- Усилие, прилагаемое к рулевому колесу, не должно превышать установленных значений.
- Количество оборотов руля от стандартного положения до любого из крайних должно соответствовать нормам.
- Возможность управления автомобилем должна сохраняться после выхода усилителя из строя.
Нормальное функционирование рулевой системы определяется еще одним параметром — суммарным люфтом, подразумевающим угол поворота руля до момента поворота колес.
Допустимый суммарный люфт в рулевом управлении должен соответствовать принятым нормам:
- Для микроавтобусов и легковых автомобилей — 10 градусов.
- Для автобусов и аналогичных транспортных средств — 20 градусов.
- Для грузовых автомобилей — 25 градусов.
Рулевое управление — устройство и принцип работы
Общее устройство и принцип работы системы рулевого управления автомобиля, как и многих других современных транспортных средств, можно описать следующим образом. Рулевое управление имеет рулевые тяги, рулевой механизм с реечной или червячной передачей и рулевую колонку, оканчивающуюся рулевым колесом. Функционирует система довольно просто: при воздействии на руль усилие через рулевой механизм передается на рулевые тяги, которые шарнирно связаны с рычагами подвески, что приводит к изменению траектории движения авто. Кроме того, рулевое колесо информирует водителя о состоянии дорожного покрытия, определяемое по величине усилия, приложенных к рулю. Если не брать во внимание размер рулевого колеса у спорткаров, диаметр руля для большинства автомобилей находится в пределах 38-42,5 см.
Рулевое колесо соединяется с рулевым механизмом посредством травмобезопасной рулевой колонки, которая имеет несколько карданных соединений. Травмобезопасность заключается в том, что при лобовом столкновении на большой скорости она (колонка) складывается, снижая таким образом степень тяжести нанесенных водителю травм. Современные автомобили снабжены электрической или механической регулировкой адаптации рулевой колонки под рост водителя. Изменение осуществляется как в вертикальном направлении, так и по длине, либо в двух направлениях. Также предусмотрена противоугонная защита путем блокирования рулевой колонки электрическим или механическим способом.
Рулевой механизм выполняет роль множителя усилий, приложенных водителем к рулевому колесу с последующим распространением нагрузки на рулевой привод. Самым применяемым типом редуктора рулевого механизма в автомобилях является червячная и реечная его конструкции, причем первый вариант чаще использовался в автомобилях прошлого столетия. Реечный вариант представляет собой цилиндрическую шестерню, составляющую одно целое с валом и перемещающуюся по зубчатой рейке, которая шарнирно связана с рулевыми тягами. При изменении положения руля на определенный угол рейка совершает движение в горизонтальной плоскости и через тяги поворачивает колеса. Пара шестерня-рейка находится в корпусе редуктора, который расположен в подрамнике подвески.
Некоторые автомобили снабжены рулевым механизмом с переменным передаточным отношением, где применена зубчатая рейка с различным профилем зубьев: в околонулевой зоне зубья имеют форму треугольника, а ближе к краям – вид трапеции. Конструкция рейки с различной геометрией зубьев способствует изменению передаточного числа в паре шестерня-рейка, уменьшая угол поворота рулевого колеса. Благодаря этой схеме управлять автомобилем намного удобнее, динамичнее, и требуется меньше усилий, прилагаемых к рулевому колесу.
Отдельные производители авто используют на автомобилях рулевые механизмы с управлением на четыре колеса. Конструкция позволяет добиться более эффективного управления и обеспечивает стабильность машины при движении на высокой скорости. Благодаря такому техническому решению передние и задние колеса авто получили синхронизацию при повороте в ту или иную сторону. Кроме того, улучшилась маневренность в случае, когда автомобиль движется с малой скоростью: передние и задние колеса могут быть повернуты в разном направлении. Это достигается за счет того, что при большой скорости автомобиля сайлентблоки, установленные на задней подвеске, под воздействием сил во время поворота авто деформируются, не давая колесам существенно изменить угол поворота.
Рулевой привод представляет собой шарнирно-рычажную конструкцию, посредством которой усилия, прилагаемые к рулю, передаются напрямую колесам, обеспечивая при этом устойчивость автомобиля при повороте. Кроме этого, конструкция удерживает колеса при работе подвески, тип которой зависит от устройства рулевого привода.
Наиболее популярна механическая конструкция рулевого привода, включающая в себя рулевые тяги и шаровые опоры (рулевые шарниры). В свою очередь, шаровой шарнир, защищенный от износа вкладышами, находится в корпусе с закрытым резиновым пыльником, который препятствует проникновению пыли и грязи в шарнирное соединение. Шаровой шарнир изготовлен как одно целое с шаровым пальцем, который служит наконечником для рулевых тяг и составляет с ними дополнительный рычаг подвески.
Для регулировки рулевого управления существует несколько параметров, влияющих на устойчивость автомобиля во время движения, и на усилие, прилагаемое к рулю. Четыре наиболее важных из них касаются угловых регулировок: развал, схождение, угол продольного и поперечного наклона поворотной ступицы колеса, а также две регулировки плеча (стабилизация и обкатка). Стоит заметить, что все регулировки связаны между собой и оказывают важное влияние на работу всего рулевого управления.
Современные автомобили уже не обходятся без усилителя рулевого управления, которое значительно уменьшает усилие, приложенное к рулю, позволяет точно и быстро реагировать на окружающую обстановку при движении. Благодаря усилителю руля водитель меньше утомляется, да и передаточное число шестерен в редукторе можно уменьшить, что делает его более компактным. По своему типу привод усилителя делится на электрический, гидравлический или пневматический. Последний больше относится к автомобилям грузового класса.
В большинстве своем автомобили нынешнего поколения снабжены гидравлическим усилителем рулевого управления, называемым для простоты «гидроусилитель руля». Кроме этого, существует его вариант – электрогидравлический усилитель, в котором жидкость нагнетается насосом с приводом от электродвигателя. Однако прогрессивным считается применяемый сегодня электрический усилитель руля, в котором крутящий момент вала электродвигателя подается непосредственно на карданный вал рулевого колеса или прямо на рулевой редуктор. А использование электроники делает возможным применение электроусилителя при парковке в автоматическом режиме или в системе, которая помогает удерживать автомобиль на полосе движения.
Инновационным усилителем руля можно считать адаптивный усилитель рулевого управления, благодаря которому усилие, прилагаемое при повороте колеса, зависит от скорости движения. Как пример подобной конструкции можно привести известный адаптивный гидравлический усилитель Servotronic. К новинке можно отнести и систему активного рулевого управления BMW, а также систему динамического рулевого управления от Audi, в котором передаточное число редуктора рулевого механизма зависит от скорости движения автомобиля.
Особенности правостороннего и левостороннего управления
В зависимости от законодательства конкретных стран и вида транспортного средства современные автомобили подразделяются на праворульные и леворульные. Соответственно, рулевое колесо может располагаться как справа, так и слева. К примеру, рулевые системы ВАЗ являются леворульными.
Механизмы отличаются не только позицией руля, но и редуктором, который адаптирован под конкретную сторону подключения. Несмотря на это, правостороннее управление на левостороннее переделать возможно.
Некоторые виды спецтехники оборудованы гидрообъемным рулевым управлением, которое обеспечивает независимость размещения рулевого колеса от других элементов. Такая рулевая система не обладает механической связью между рулем и приводом, а колеса поворачиваются при помощи силового цилиндра, регулируемого насосом-дозатором.
В сравнении со стандартными механизмами гидрообъемное рулевое управление не требует приложения больших усилий для выполнения поворота, не обладает люфтом, и его компоновка подразумевает произвольное расположение конструктивных элементов.
Соответственно, гидрообъемное управление обеспечивает как левостороннее, так и правостороннее управление. Благодаря этому система может устанавливаться на специальные транспортные средства.
Как самостоятельно починить рулевую колонку?
Некоторые поломки рулевой колонки можно устранить самостоятельно. Рассмотрим замену промежуточного вала на примере все того же ВАЗ 2110.
Как и в случае замены любой другой детали в рулевой колонке, первым делом надо снять «минусовую» клемму с аккумуляторной батареи. После чего отсоединить руль и снять крепление кронштейна рулевого вала. Далее открутить болт крепления промежуточного вала и снять рулевую колонку в сборе с ним. Сдвинуть промежуточный вал для получения доступа к его болту крепления к рулевому валу. С помощью двух гаечных ключей отвернуть гайку и достать этот самый болт, снять промежуточный вал со шлицев.
Читайте также: Замена задних сайлентблоков задних рычагов Ford Focus 2
Теперь необходимо снять упорную втулку и визуально проверить на предмет различных повреждений, при их обнаружении – заменить, учитывая, что установка ее на рулевой вал осуществляется той стороной, которая имеет больший диаметр. Надеть новый промежуточный вал на шлицы, при этом отверстие для болта в карданном шарнире должно совпасть с имеющейся на валу кольцевой выемкой. При необходимости, воспользовавшись отверткой с плоским широким жалом, развести наконечники крепления по обеим сторонам промежуточного вала. После чего нужно закрутить гайку на болте крепления рулевого и промежуточного валов.
Далее следует надеть промежуточный вал на шлицы вала приводной шестерни с учетом того, что лыска на нем должна быть направлена вправо. Установить кронштейн на шпильки крепления, наживив при этом гайки на болты. Надвинуть промежуточный вал на вал приводной шестерни, туго затянуть болт, после чего следует завернуть гайки и на креплении кронштейна рулевого вала. Осуществить установку основания с переключателями и само рулевое колесо, произведя первоначальные действия в обратном порядке.
Причины неисправностей системы
Рулевой механизм, как и любые другие элементы, подвержен поломкам. Причин неисправностей может быть несколько:
- Агрессивный стиль вождения, суровые условия эксплуатации автомобиля.
- Низкокачественное покрытие трасс.
- Использование неоригинальных комплектующих.
- Несвоевременное техническое обслуживание.
- Проведение ремонтных работ некомпетентными мастерам.
- Превышение эксплуатационного срока оборудования.
Неполадки, возникшие с тормозной или рулевой системами автомобиля, могут привести к аварийной ситуации на дороге.
Виды неисправностей и их признаки
Система рулевого управления транспортных средств со временем может выходить из строя. Появление поломок сопровождается определенными признаками:
- При появлении сторонних стуков меняется шарнир рулевого механизма.
- Вибрация рулевого колеса устраняется грамотной настройкой колес.
- При биении колес изменяются их настройки, заменяются комплектующие рулевых тяг либо подшипники колонки.
- Наконечники тяги меняются при показателе люфта, превышающем 10 градусов.
Неисправности рулевой колонки
Автолюбителям стоит понимать, что рулевая колонка является функционально перегруженным узлом транспортного средства, которое эксплуатируется в условиях постоянных и очень сильных нагрузок. Выход колонки из строя не является редкостью. К счастью, появление многих неисправностей не будет означать, что колонка нуждается в дорогостоящей ремонте. Однако этому мы уделим внимание чуть позже. Пока что рассмотрим эти самые неисправности:
- Появление шума и стуков при работе рулевого механизма и в районе педали;
- Люфт рулевого колеса;
- Руль начал проворачиваться с рывками;
- Необходимость прилагать большие усилия для нормального управления автомобилем.
Запчасти на hafei princip
Цилиндр тормозной главный
1.6 DA476Q
Запчасти на kia shuma
Дверь задняя (багажная 3/5-я (ляда) 1.5i 16V
Рулевые колонки делят на механические и электромеханические. Для устройств обоих типов характерны свои неисправности. Практика успела показать, что обычные механические колонки особенно «богаты» различными неисправностями, так как они комплектуются большим количеством движущихся деталей. Вот чем может быть вызвана поломка механизма:
- Износ резьбы верхнего вала;
- Коррозия шлицевых соединений, подшипников, кронштейнов корпуса, крестовин;
- Изнашивание опорных втулок, подшипников;
- Разбалтывание защитных кожухов.
Как правила, изнашиваются или ржавеют шлицевые соединения. Также довольно часто рулевая колонка начинает работать ненормально вследствие износа опорной втулки или опорного подшипника. Намного более редкой является проблема износа или закисания крестовин – они имеют большой эксплуатационный ресурс и продолжают нормально работать даже при серьезном износе, хотя сам рулевой механизм начинает хрустеть, а в очень редких случаях и застревать в одном положении. Что до ЭУР-колонок, то для характерны такие неисправности:
- Износ, засорение или окисление элементов привода;
- Изнашивание опорного подшипника, датчика поворота руля;
- Ошибка в работе усилителя вследствие сбившихся настроек блока управления;
- Закорачивание электроники.
Как правило, водители отмечают, что руль становится более тяжелым, его работа становится прерывистой. Кроме того, на приборной панели должен появиться предупреждающий сигнал. Заметьте, что все эти неисправности можно выявить только при запущенном двигателе. Если механические колонки нередко удается отремонтировать самостоятельно, то электромеханические устройства нуждаются в осмотре и диагностике опытным специалистом.
Диагностика и техническое обслуживание
Для исключения проблем с рулевой системой автомобиля важно не только регулярно проводить техническое обслуживание, но и диагностику основных узлов и агрегатов.
Обязательно проводится проверка люфта при помощи специального прибора — люфтометра. Желательно проверять систему на отсутствие заеданий.
Во время технического осмотра оценивается состояние гидроусилителя. Если уровень масла в системе ниже требуемого, то его доливают. Диагностируется картер рулевого управления, уровень затяжки клиньев, цапф, шплинтовка, последние — после смазывания рулевой тяги.
Последующие технические осмотры подразумевают комплекс диагностических процедур, реализуемых при помощи специального оборудования. Ремонт рулевой системы лучше проводить в сервисных центрах, где работают профессионалы.
Мастера должны проверить суммарный люфт механизма при помощи люфтометра. Для легковых автомобилей он должен быть равен 10 градусам.
Измерение и регулировка люфта
Под рулевым люфтом имеется в виду расстояние, преодолеваемое рулем «свободно» (т. е. без отклика системы – поворачивания колес). Обычно для его измерения используется специальный прибор – люфтометр, но можно это сделать и с помощью обычного штангенциркуля.
1. Установите машину на ровную и не скользкую площадку.
2. Выставляем колеса так, как будто машина движется по прямой
3. Поворачиваем руль до тех пор, пока колеса не начнут двигаться.
4. Делаем на рулевом колесе пометку (мелом, изолентой и т. д.)
5. Затем вращаем в другую сторону и делаем еще одну пометку
6. Измеряем расстояние между метками штангенциркулем
Для каждого автомобиля существует свое предельное значение люфта, при превышении которого следует провести немедленную регулировку, иначе вскоре вас ждет ремонт рулевого управления.
Настройка производится с помощью винтов усиления шарниров карданчиков, которые находятся в рулевом валу.
Важность корректной работы рулевого управления
Транспортное средство считается источником повышенной опасности, в связи с чем для предупреждения аварийных ситуаций от автовладельца требуется поддержание исправного состояния автомобиля и регулярный контроль технического состояния.
Основное назначение рулевой системы — обеспечение возможности управления машиной. Исправный механизм гарантирует безопасное и уверенное движение, важное не только для водителя, но и для пассажиров.
В правилах дорожного движения указано, что продолжать движение и эксплуатировать автомобиль с вышедшей из строя системой рулевого управления, при наличии люфта, утечек масла из рейки запрещено.
Исправная система управления оказывает немалое влияние на состояние резины автомобиля: износ покрышек должен быть равномерным во избежание потери управления, выкидывания во время движения с трассы и появления неисправностей прочих узлов и агрегатов транспортного средства.
Рулевое управление является одним из важнейших элементов конструкции современного транспортного средства и требует регулярного контроля своего состояния и проведения грамотного технического осмотра и ремонтно-восстановительных работ. Управлять автомобилем с вышедшей из строя рулевой системой запрещено во избежание возникновения аварийных ситуаций на трассе и для сохранения безопасности водителя, пассажиров и прочих участников дорожного движения.
Что такое реечное рулевое управление – простыми словами
Реечный рулевой механизм, или, как его еще называют, реечная рулевая рейка, на современных легковых автомобилях – невероятно распространенная система управления передними колесами. Даже если вы не являетесь гуру в автомобильных технологиях, вы, скорее всего, слышали о таком механизме. Но как она работает? Объясним принцип действия для новичков, что называется, на пальцах.
Скорее всего, на вашем автомобиле стоит реечное рулевое управление. Обусловлен этот невероятно популярный инженерный выбор прогрессивной работой системы в целом (идеально подходит для современных динамичных, быстрых и мощных автомобилей), хорошей обратной связью с передними колесами (вы точно понимаете, на какой угол повернуты колеса и как быстро происходит их поворот) и возможностью установки управления на автомобили с передней независимой подвеской.
Механизм рулевого управления автомобиля: типы и устройство
Рассмотрим устройство рулевого управления, принцип работы, разновидность элементов. Наведены цены ремонта и деталей, а так же основные поломки деталей. В конце статьи видео-обзор механизма рулевого управления. Рассмотрим устройство рулевого управления, принцип работы, разновидность элементов. Наведены цены ремонта и деталей, а так же основные поломки деталей. В конце статьи видео-обзор механизма рулевого управления.
Рулевое управление автомобиля можно считать основным механизмов всей конструкции, по сути, без него нельзя управлять машиной. Учитывая прогресс технологий и автомобильной промышленности, на сегодня выделяют несколько вариантов устройства, а так же разное расположение в салоне автомобиля (слева или справа).
Если объяснить в нескольких словах, то это передаточных механизм, от рулевого колеса и на колеса автомобиля. Чтоб понять, как устроено управление автомобиля, рассмотрим принцип работы, устройство и основные нюансы, которые чаще всего встречаются.
Что такое механизм рулевого управления авто
Сам рулевой механизм считается основой для управления автомобилем. Это не отдельный элемент, а совокупность деталей, механизмов и узлов, которые передают положение руля на угол поворота передних колес автомобиля. Независимо от транспортного средства, основной задачей такого набора считается обеспечение поворота, а так же поддержание заданного водителем направления движения транспорта.
В момент поворота руля, угол наклона передается с помощью механизмов на рейку, после чего колеса меняют положение, соответственно и направление движения автомобиля меняется. По строению специалисты выделяют несколько видов поворотного механизма колес автомобиля, при этом результат работы будет одинаковым.
Устройство механизма рулевого управления авто
В зависимости от способа преобразования крутящего момента и поворота руля, различают несколько вариантов механизма. Соответственно и строения будет отличаться. Среди основных видов выделяют реечный и червячный механизм, так же есть еще винтовой механизм, но по строению он многих напоминает червячную передачу. С другой же стороны винтовой тип рулевого управления показывает больший КПД, а значит и усилие больше.
Независимо от механизма управления автомобиля, большая часть деталей одинаковая. В перечне числится:
Чтоб понять, за что отвечает каждая из наведенных деталей, рассмотрим их более подробно. Руль неизменная деталь, без которой не может обойтись любое транспортное средство, в автомобилях оно чаще всего круглой формы. В зависимости от страны, где в дальнейшем будет эксплуатироваться автомобиль, руль могут расположить слева или справа. Основное назначение руля – указание направления автомобиля, за счет поворота в одну или другую сторону. Для комфорта и безопасности руль может быть с подогревом, возможностью регулировки по вертикали и глубине и с функциональными кнопками. Как дополнение за рулем могут добавить подруливые лепестки для переключения передач (только автоматические трансмиссии).
Рулевая колонка играет не менее важную роль, основная задача – передать угол наклона руля на механизм поворота колес. Как правило, это вал с шарнирными соединениями, но учитывая прогресс, передачу управления может производить электродвигатель, за счет электроники. Для обеспечения дополнительной защиты автомобиля от угона и дополнительной безопасности, в состав рулевой колонки может входить механическая или электронная система блокировки. Так же на колонку многие производители устанавливают замок зажигания, рычаги управления поворотами, стеклоочистителями и другими необходимыми функциями.
За поворот колес и дальнейшую обработку крутящего момента от колонки отвечает рулевой механизм. Именно эта часть в зависимости от производителя может иметь разную внутреннюю конструкцию. Если брать поверхностный осмотр, то конструкция состоит из редуктора и передаточного механизма, который соединяет рулевую рейку и колонку.
Для комфорта водителя и сохранения рулевого механизма, инженеры добавили усилитель руля. Именно он позволяет не только повысить КПД передачи усилия поворота от руля к приводу, но и смягчить этот процесс, убирая рывки и нагрузку на детали всего механизма поворота колес. Еще одним важным элементом всего механизма можно считать рулевой привод. По устройству это не одна деталь, а совокупность нескольких элементов, как правило, в него входят рулевые тяги, наконечники и рычаги. Что касается дополнительных элементов, то здесь все зависит от самого производителя и устройства подвески.
Схема механизма рулевого управления авто
На фото представлена схема механизма рулевого управления автомобиля
Принцип работы и виды механизмов рулевого управления
Как уже говорили, выделяют три основные виды механизма рулевого управления: реечный, червячный и винтовой. Самым распространенным видом на легковых автомобилях считается реечный. Конструкция достаточно простая и отличается неплохим КПД передачи крутящего момента руля (устанавливают на авто с независимой подвеской). Основой служит рулевая рейки с шестерней, сама же шестерня устанавливается на вал и постоянно находится в сцеплении с рейкой.
Вращая руль, рейка за счет шестеренки перемещается в горизонтальном положении влево или вправо. Тяги, прикрепленные к рейке, так же перемещаются в соответствии с поворотом руля, тем самым передавая усилия на колеса и поворачивая их по сторонам. Основные плюсы в самом строении, меньше тяг и шарниров, компактность, невысокая цена обслуживания, простота конструкции и надежность. Есть и минусы, редуктор такого механизма весьма чувствительный к неровностям на дороге, за чет чего любой удар колеса передается на руль.
Второй вид механизма – червячный. Считается самым старым видом среди существующих вариантов. Чаще всего встречается на классических, отечественных автомобилях, а так же на машинах с повышенной проходимостью. Как правило, подвеска таких автомобилей зависимая. От предыдущего вида червячный механизм отличается наличием червячного ролика, вместо шестерни, картера, а так же рулевой сошки.В таком механизме управления «червяк» располагается на нижней части рулевого вала и находится в постоянном сцеплении с роликом. За счет такой конструкции вал проворачивается, передавая усилие на колеса автомобиля. С основным преимуществ можно отметить передачу большого усилия, лучшая маневренность машины, минимальная передача удара колес на руль, а так же поворот колес на большой угол, чего не могут другие механизмы. Все же есть и минусы, конструкция весьма сложная, а обслуживание стоит денег. К тому же в состав входить множество соединений, которые со временем приходят в негодность и требуют периодической регулировки.
Последний из видов рулевого управления – винтовой. В отличие от двух предыдущих видов, механизм соединяется с помощью гайки и шариков специального винта. Как показывает практика, износ такого механизма минимальный, а детали ломаются очень редко.
Видео-обзор разновидности деталей рулевого управления
Чаще всего винтовой механизм применяют на грузовых автомобилях, автобусах и легковых автомобилях представительского класса с повышенным комфортом и безопасностью. По принципу работы винтовой подвид работает так же, как и червячный, передавая момент прокручивания руля через червячную передачу.
Виды усилителей механизма рулевого управления
Чтоб облегчить управление автомобилем и улучшить комфорт, в пару к механизму рулевого управления машиной инженеры добавили усилитель руля. Выделяют три основных вида усилителей руля: гидравлический усилитель, с электрическим усилителем и с электрогидравлическим.
Гидравлический усилитель руля (так же известен как ГУР) считается самым распространенным, среди всех существующих. Главным преимуществом считается компактность, ремонтопригодность и простота конструкции. Есть и минус, постоянно необходимо контролировать уровень рабочей жидкости.
Второй вариант усилителя руля – электрический (ЭУР). На сегодня это самый прогрессивный механизм, за счет своего устройства обеспечивает простую настройку, надежность в работе и экономный по расходу топлива (нагрузки на двигатель). Основной и огромный плюс – возможность управления автомобилем без участия водителя.
Последний, третий вариант усилителя руля – электрогидравлический (ЭГУР). В основе лежит принцип работы обычного гидравлического усилителя, но в данном варианте насос в действие привод электродвигатель, а не двигатель внутреннего сгорания, как в первом варианте усилителя.
За счет строения и разнообразных возможностей, механизм управления производитель может доукомплектовать системой активного рулевого управления (AFS), динамического или же адаптивного управления.
Особенности левого и правого руля
Ни для кого не будет удивлением, что руль в автомобиле может находиться справа или слева. На данный фактор влияет страна производства автомобилей и место его эксплуатации. Как показывает статистика, в большей части стран мира движение правостороннее, соответственно руль располагается в автомобиле слева.
Помимо внешнего расположения руля, под него адаптируют редуктор руля. С другой же стороны, практика показывает, что переоборудовать руль с одной стороны на другую абсолютно можно. Особенно это удобно на транспортных средствах, где есть так званая система гидрообъемного механизма управления. Тогда попросту необходимо переставить сам руль, рулевой кардан и заменить переднюю панель, поворотный набор под капотом не требует доработок или изменений.
Нужно ли регулировать механизм рулевого управления
Начинающий автолюбитель может спросить, нужно ли регулировать элементы рулевого управления, ответ однозначный – да. Зачастую в регулировке нуждается шестерня-рейка и червячный элемент. Именно в этих деталях в момент эксплуатации может появиться люфт, что повлечет за собой быстрый износ других элементов, чаще всего поломку рейки или ближайших механизмов.
Как правило, регулировку рулевого механизма необходимо проводить только на специализированных СТО и точно по регламенту производителя. Если больше чем нужно поджать детали механизма, это может привести к частичному или полному заклиниванию, в момент поворота руля, в одно из крайних положений. Такой «ремонт» может привести к потере управляемости и непредсказуемым последствиям.
Стоимость ремонта и деталей механизма
Так как основа рулевого управления автомобиля имеет подвижные элементы, соответственно со временем они выходят из строя, несмотря на качество и изначальную стоимость элементов. Прежде чем приступить к ремонту, необходимо пройти диагностику и чем сложней конструкция автомобиля, тем дороже обойдутся необходимые процедуры. В среднем диагностика элементов механизма обойдется от 400-700 рублей.
Средняя стоимость ремонта элементов рулевого управления | ||
Наименование | Цена от, руб. | Цена от, грн. |
Ремонт рулевой рейки с ЭУР | 5000 | 2000 |
Ремонт рейки с ГУР | 6250 | 2500 |
Ремонт рейки без ГУР | 4500 | 1800 |
Ремонт распределителя рейки | 3000 | 1200 |
Гильзовка корпуса рейки | 2500 | 1000 |
Замена крестовины | 2250 | 900 |
Ремонт редуктора (грузового авто) | 13750 | 5500 |
Замена редуктора | 8750 | 3500 |
Замена насоса гидроусилителя | 1750 | 700 |
Что касается стоимости деталей механизма, то многое зависит от марки, модели автомобиля, устройства элементов и других факторов.
Цена деталей рулевого механизма | ||
Наименование | Марка, модель, год | Цена от, долл $. |
Рейка | Suzuki Grand Vitara 2008 | 445 |
Крестовина рулевого вала | Suzuki Grand Vitara 2008 | 7 |
Вал карданный | Suzuki Grand Vitara 2008 | 78 |
Кардан рулевого вала | Lexus LX 570 2009 | 118 |
Рейка | Subaru Forester 2002 AWD | 1235 |
Кардан вала | Infiniti FX35 2008 | 55 |
Основные неисправности и причины
Вариантов поломки рулевого управления может быть много, и предсказать каждый практически невозможно. Все же специалисты выделяют основные детали, которые чаще всего выходят из строя:
- износ подшипника вала насоса гидроусилителя;
Причиной поломки или быстрого износа данных деталей чаще всего бывают плохие дороги, несвоевременное обслуживание и ремонт механизма. Намного реже приходит предельный срок эксплуатации деталей. Основными признаками таких неисправностей считают стук в рулевом управлении, биение по рулю, люфт руля, шум в гидроусилителе и подтекание жидкости гидроусилителя. В зависимости от поломки, нужно искать не только неисправную деталь, но и очаг причины поломки. Обычно это одна или серия деталей, которые тянут за собой последующее повреждение новых и замененных деталей.
Как видим, существует множество видов и разное устройство рулевого управления. Но, несмотря на это, оно выполняет одинаковую задачу – выбор направления передвижения транспортного средства. С прогрессом автомобилей, основа управления только усовершенствуется, пример тому электромобили, где все чаще начинают использовать механизм на основе электроники. Это значит перспектива развития за тем видом, где отсутствует или минимизирован набор механических связей и деталей.
Видео-обзор принципа работы рулевого управления:
Источник https://twokarburators.ru/ustranit-skrip-peredney-podveski/
Источник https://akki-carsh.ru/transmissiya/kak-ustroen-rul-avtomobilya.html
Источник https://fastmb.ru/auto_shem/3464-mehanizm-rulevogo-upravleniya-avtomobilya-tipy-i-ustroystvo.html