Авторынок в России снова начал падать: 6 выводов по итогам октября
Ежемесячный отчет по продажам новых автомобилей на российском рынке от Комитета автопроизводителей АЕБ в октябре 2022 года преподнес немало сюрпризов. Причем не все из них во второй месяц осени носят негативный характер. Autonews.ru разобрался в октябрьских данных по продажам и нашел сразу шесть важных фактов, на которые стоит обратить внимание.
Продажи авто в России упали после 5 месяцев роста
В октябре 2022 года в России было продано 45 228 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Эта цифра на 62,8% меньше показателей за аналогичный месяц прошлого года. Причем по сравнению с сентябрем этого года продажи машин также упали. Напомним, что в первый месяц осени в стране реализовали 46 698 автомобилей. Таким образом, ежемесячный прирост российского авторынка, который начался в июне, прекратился. Основные причины низких показателей рынка остаются прежними — нехватка машин у дилеров и высокие цены. Большинство зарубежных компаний так и не смогли восстановить свою деятельность в России. Более того, целый ряд автопроизводителей за последнее время приняли решение окончательно покинуть наш рынок. Среди них Nissan, Infiniti и Mercedes-Benz. Ранее аналогичное решение приняли Renault и General Motors. Не исключается, что до конца нынешнего года список таких компаний пополнится. 👉 10 самых популярных моделей, которые покупают даже в кризис. Цены На этом фоне эксперты не ждут нормализации ситуации на российском рынке новых автомобилей в ближайшее время. Так, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев считает, что по итогам 2022 года продажи новых автомобилей в России могут упасть на 50%. С похожим прогнозом выступил замдиректора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга Тигран Парсаданян. По его словам, продажи легковых автомобилей в России могут снизиться на 55%.
Продажи АвтоВАЗа ушли в минус, но его доля на рынке растет
Продажи АвтоВАЗа в октябре упали на 25%. Всего за месяц на рынке было реализовано 19 145 машин Lada. Одновременно эта цифра составляет более 40% от всех проданных за месяц новых легковых автомобилей. Основным локомотивом продаж АвтоВАЗа стали так называемые упрощенные модели, которые сейчас выпускаются на заводе в Тольятти. Так, самой популярной моделью в России в октябре стала Lada Granta с показателем 12 426 реализованных машин. Год назад АвтоВАЗ смог продать за месяц 7273 «Гранты». На втором месте в рейтинге самых популярных SUV в России — внедорожник Lada Niva. За месяц россияне купили 4755 таких машин.
Haval впервые попал в тройку самых продаваемых авто в России
В октябре впервые в истории АЕБ на третьей строчке самых продаваемых машин оказалась китайская компания. Так, во второй месяц осени россияне купили 4426 кроссоверов Haval. К примеру, в прошлом году компания из Поднебесной смогла реализовать на нашем рынке 4803 новых автомобиля. 👉 Названы самые популярные марки автомобилей в России на начало ноября Haval ведет производство автомобилей на своем заводе в Тульской области. В отличие от своих американских, европейских и японских коллег эта компания не приостанавливала продажи машин в России. На данный момент модельный ряд Haval в нашей стране состоит из пяти моделей. Самой доступной моделью китайского бренда является кроссовер Jolion, который занял третье место в рейтинге самых популярных моделей у россиян в октябре. Цены на этот автомобиль стартуют от 1 899 000 руб. Также клиентам предлагаются кроссоверы Dargo, F7, купеобразный F7x и внедорожник H9.
Провал корейских брендов
У южнокорейских компаний дела складываются не так оптимистично. Например, продажи Hyundai упали сразу на 86% и составили всего 1840 машин. К примеру, в октябре прошлого года корейские автомобили этого бренда разошлись на нашем рынке тиражом в 13 162 экземпляра. Что касается Kia, то эта компания смогла продать за месяц в России 3333 новых машины, что на 79% меньше, чем в 2021 году. Ни одна корейская модель не смогла попасть в топ-5 самых продаваемых авто на нашем рынке. Самые хорошие результаты показали кроссоверы Hyundai Santa-Fe и Kia Seltos, которые заняли 8-е и 10-е место в списке соответственно. Кроме этого, настоящий антирекорд установили бывшие бестселлеры российского рынка. Так, продажи Kia Rio и Hyundai Solaris рухнули сразу на 94 и 93%.
На такие неутешительные результаты повлияла нехватка машин у дилеров (в автосалонах сейчас достаточно тяжело найти автомобили корейских брендов в нужной комплектации), а также высокие цены.
Продажи машин Infiniti выросли, но компания все равно уходит из России
Infiniti стала одной из двух компаний, которые смогли продемонстрировать рост продаж на российском рынке в октябре (также с положительным результатом второй месяц осени закончила китайская Lifan). Всего россияне за месяц купили 139 моделей премиального японского бренда. Эта цифра на 51% больше показателей октября прошлого года. Тогда на отечественном рынке было продано 92 машины Infiniti. Впрочем, несмотря на такие показатели, японская компания все равно приняла решение об окончательном уходе из России. О приостановке своей деятельности в нашей стране компания заявила в начале марта 2022 года. На тот момент дилеры, как заявляли в представительстве, обладали достаточным запасом автомобилей. У бренда Infiniti не было собственного производства в России: модели импортировали из ряда стран. На отечественном рынке продавали кроссоверы и внедорожники: QX50, QX55 и QX80. В планах у компании также стоял запуск продаж модели QX60.
Рынок автомобилей в России изменился до неузнаваемости. Как теперь купить иномарку и кто пришел на смену дилерам?
Российский автомобильный рынок стал одним из главных пострадавших от введенных в начале весны антироссийских санкций. Большинство местных заводов зарубежных производителей остановились, сложности испытали и дилеры, ранее поставлявшие автомобили из-за границы. Из-за разрыва привычных логистических цепочек и прямых запретов на ввоз дорогих машин им пришлось прибегать к серым схемам или вовсе постепенно отказываться от иномарок, полагаясь на накопленные запасы. Нишу западных моделей заняли китайские аналоги, но и они, и отечественная продукция ожидаемо подорожали. В сложившейся ситуации активизировались перекупы. В торговлю пошли даже автоблогеры, многие из которых теперь составляют полноценную конкуренцию профессиональным продавцам. За последние восемь месяцев российский автомобильный рынок изменился до неузнаваемости, и что будет с ним дальше, пока сказать не может никто. Новый поворот — в материале «Ленты.ру».
Не обещали вернуться
26 октября Mercedes-Benz объявил об окончательном уходе из России. Легендарный немецкий производитель продал завод в подмосковном Солнечногорске и все имущество, включая право дистрибьюции, дилеру «Автодом». «Основными приоритетами при согласовании условий сделки были максимальное обеспечение выполнения обязательств перед клиентами из России как в сфере послепродажного обслуживания, так и предоставления финансовых услуг, а также сохранение рабочих мест сотрудников российских подразделений компании», — говорится в заявлении компании.
Сумма сделки не раскрывается, но общая стоимость активов, ставших ее предметом, в конце прошлого года оценивалась в два миллиарда евро. Покупатель обещает продолжить обслуживание всех уже проданных в стране автомобилей Mercedes. Ожидается, что в дальнейшем «Автодом», не имеющий производственного опыта, сможет привлекать сторонних партнеров для выпуска автомобилей на приобретенных мощностях.
Это уже третий случай полного ухода иностранного автоконцерна из России в нынешнем году. Еще весной о подобном решении объявила французская Renault, вместе с госкорпорацией «Ростех» владевшая еще и АвтоВАЗом (ей принадлежали 68 процентов в совместном предприятии, выступавшем единственным акционером крупнейшего российского концерна). Столичный завод компании переименовали в «Москвич» и передали мэрии города. В середине октября деятельность в России свернул японский Nissan. Завод и научно-исследовательский центр в Санкт-Петербурге, а также центр продаж и маркетинга в Москве достались государству в лице института НАМИ. В обоих случаях обслуживание ранее проданных машин взял на себя АвтоВАЗ.
В один день с Mercedes об уходе из России сообщил Ford. Компания продала 49-процентную долю в совместном предприятии «Соллерс Форд». Покупателем выступило российское юрлицо концерна, а стоимость сделки равнялась номинальной цене актива. Еще несколько зарубежных компаний пока не решились на полный разрыв деловых связей с Россией, но остановили местное производство и активно рассматривают сценарии сворачивания бизнеса. Среди них немецкий Volkswagen и шведская Volvo, владеющие заводами в Калуге, японская Toyota, которой принадлежат производственные мощности в Санкт-Петербурге. В марте в простой ушел завод «Соллерс» в Елабуге, где собирались Ford Transit, и владивостокский завод того же собственника с мощностями по производству Mazda.
В раздумьях
В мае стало известно о замораживании калининградского «Автотора», производившего легковые машины BMW, Kia, Hyundai и грузовые Ford Cargo. Также простаивают площадки в Нижнем Новгороде и Калужской области, собиравшие модели чешской Skoda. В качестве основной причины остановки выпуска автомобилей почти всегда назывались проблемы с поставками комплектующих и общая неопределенность в России.
Наконец, в октябре заговорили о скором прекращении продаж корейской Kia. Компании из этой страны долгое время считались одними из наиболее лояльных российскому рынку, причем не только в автомобильном сегменте, — на полноценное продолжение работы в стране до сих пор надеется Samsung. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров и вовсе утверждал, что Hyundai продолжает сборку, но концерн его слова опроверг.
Вдобавок ко всему поставки в Россию прекратили большинство марок, не имевших собственного локального производства. Машины немецких Audi, Opel и Porsche, японских Honda, Suzuki, Mitsubishi, Lexus и Infiniti, итальянских Fiat, Ferrari и Lamborghini, британских Jaguar и Rolls-Royce, французских Citroen и Peugeot, а также Chevrolet и Cadillac, принадлежащие американскому General Motors, можно купить только из имеющихся у дилеров запасов, которые за прошедшие месяцы существенно истощились. Помимо стандартных сложностей, существенное влияние оказал запрет Евросоюза на поставки в Россию автомобилей дороже 50 тысяч евро. Нарушители рискуют попасть под вторичные санкции.
За чужой счет
Единственной страной, не только сохранившей полноценное присутствие на российском автомобильном рынке, но закрепившей его, стал Китай. Haval продолжает сборку на заводе в Тульской области, Chery, JAC, Geely исправно завозят свои модели в страну. Примечательно, что сборочное предприятие Haval в 2022-м работало стабильнее большинства российских брендов. АвтоВАЗ и ГАЗ в течение года уходили в простой. Кроме того, вместе с УАЗом они прибегали к выпуску упрощенных моделей.
Решение китайских брендов объясняется просто: их страна не вводила никаких ограничений в отношении России и сохранила с ней полноценное транспортное сообщение. В таких условиях своевременная доставка комплектующих или готовых автомобилей не вызывает сложностей. Машины из Китая завозит даже Haval, чей тульский завод в 2022-м не справляется с резко возросшим спросом.
Уже в самом начале года, до введения санкций, китайские марки добились более чем двукратного роста: в январе было продано почти 10 тысяч новых машин. В дальнейшем позиции лишь укреплялись. В августе рост составил 20 процентов в годовом выражении, в сентябре — 8 процентов. Одновременно выросла доля китайского автопрома в России — с 10 процентов в начале года до 27 осенью. При этом общие объемы продаж на отечественном рынке, напротив, снизились на 60 процентов. Лидирующие позиции среди представителей Китая занимают все те же Chery, Haval и Geely, а также Exeed: все они стабильно превышают отметку в тысячу новых машин, проданных за месяц.
составляет доля китайского автопрома в России
Однако указанные результаты зафиксированы на официальном рынке, поставки на котором осуществляются исключительно через уполномоченных дилеров. Одновременно с ним в России активно развивается параллельный импорт. Так называется ввоз в страну товаров без разрешения правообладателя. После начала спецоперации на Украине он стал универсальным и зачастую единственным решением проблемы нехватки товаров из-за ухода западных компаний. Прежде он был вне закона, но в марте правительство специальным постановлением отменило запрет для некоторых категорий товаров. В перечень вошли и автомобили: ввозить их в Россию по серой схеме могут юрлица и индивидуальные предприниматели (ИП). Раньше это могли делать только физические лица.
Им параллельно
Теперь продавать машины в России можно без предустановленной навигационной системы ЭРА-ГЛОНАСС и одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которое невозможно получить без одобрения производителя. Взамен импортеру достаточно иметь заключение экспертной организации, функции которой возложены на НАМИ. По словам специалистов, на деле все несколько сложнее.
В инструкции от НАМИ говорится, что импортеры не освобождаются от предоставления «доказательственных материалов». Ими могут быть технические документы на ввозимый автомобиль, в которых содержатся данные, аналогичные указываемым в ОТТС. Получить такие бумаги зачастую можно только от производителя. В августе источники, близкие к Минпромторгу, рассказывали, что ведомство еще не выработало четкие правила параллельного импорта автомобилей.
Хорошо, что государство в целом увидело проблему и начало искать пути решения. Непонятно, как будет применяться новый режим. Может быть, получится провести его тонкую настройку, чтобы он работал в массовом порядке
Антон Шапарин глава Национального автомобильного союза (НАС)
Другие сложности связаны с отсутствием необходимого опыта у дилеров, привыкших использовать только легальные схемы, и проблемами при валютных переводах из России вследствие санкций. Участники рынка признают, что небольшие поставщики справляются с параллельным импортом лучше крупных игроков. Последние активно скупают уже ввезенные в Россию по параллельному импорту автомобили.
Новые возможности
В такой ситуации активизировались многочисленные автомобильные блогеры. К обзорам новых моделей они добавили бизнес по ввозу в Россию и перепродаже машин. Так, у блогера и автомобильной журналистки Елены Лисовской (канал «Лиса рулит») 1,6 миллиона подписчиков на YouTube. В отдельном Telegram-канале она вместе с помощниками размещает объявления о продаже машин, привезенных в страну в рамках параллельного импорта. Недавно Лисовская анонсировала новую опцию: возможность взять автокредит и оформить лизинг. Фактически она выступает посредником между покупателем и банком, а значит, приравнивает себя к полноценному автосалону.
«Мы привозим из США, Европы, Казахстана, Грузии, Азербайджана, ОАЭ. Самое популярные направления — Эмираты, Казахстан и Европа», — рассказала Лисовская в разговоре с «Лентой.ру». По словам блогера, она сотрудничает как с крупными, так и с мелкими банками: «Мы помогаем оформить потребкредит — он выгоден в первую очередь тем, что машина не в залоге, покупатель может распоряжаться ею по собственному разумению».
Лисовская отмечает, что на первых порах сталкивалась со множеством сложностей, однако в итоге сумела решить большинство из них. «Малые игроки отвалились, остались только крупные — вроде нас. Плюс с окончанием лета элементарно таможня стала работать лучше, перевозчиков стало больше, так как отпуска закончились. Это тоже сыграло свою роль отчасти», — говорит блогер.
Параллельный импорт позволил избавиться от наценок производителей и снизить стоимость многих востребованных машин. Решающим фактором становится размер пошлины, которую оплачивает импортер. Специалисты приводят подсчеты, в соответствии с которыми Kia K5 в родной для него Южной Корее стоит 1,15 миллиона рублей. Пошлина обойдется физическому лицу в 650 тысяч рублей, в то время как в России цены на новый автомобиль этой марки начинаются от 2,7 миллиона. Еще один пример касается приобретения Mitsubishi Pajero Sport в Таиланде за 2,24 миллиона рублей с уплатой пошлины в размере миллиона. В России стандартная стоимость этой машины составляет 4,3 миллиона рублей.
Не было бы счастья
При таком подходе перекупщики имеют возможность зарабатывать и все равно предлагать иномарки дешевле официальной стоимости. Правда, пошлина для юрлиц, как правило, выше, а в расчетах не учитываются расходы на доставку машин. Но на практике покупатель, как правило, оказывается в плюсе. Профильное издание в августе рассказало о завозе в Россию новой модификации кроссовера Mitsubishi Outlander, не успевшего выйти на отечественный рынок «по-белому», по цене 2,5-3,9 миллиона рублей — в зависимости от комплектации. Участники рынка утверждают, что в официальных салонах за такую сумму можно приобрести лишь старую версию модели.
Дополнительная сложность при параллельном импорте связана с отсутствием гарантийного обслуживания и прямого доступа к запчастям. Некоторые блогеры, специализирующиеся на параллельном импорте, предлагают подписчикам автодетали, а также шины, закупаемые за рубежом. Срок ожидания обычно составляет несколько недель.
Российский авторынок сильно пострадал от санкций и других последствий спецоперации. Большинство зарубежных производителей полностью ушли из страны либо заморозили производство, на котором заняты десятки тысяч человек. В сложившихся условиях, затронувших и российские концерны, лидерами по продажам стали китайские бренды, резко нарастившие выручку. Неожиданную для себя нишу освоили автоблогеры, начавшие использовать аудиторию по-новому и зарабатывать на параллельном импорте иномарок. Крупные игроки пока только разбираются в новых реалиях, а конечные потребители приспосабливаются к жизни с ограниченным предложением, низкими ценами и дефицитными запчастями.
Авторынок пожирает сам себя: что его ждет в 2023 году
МОСКВА, 7 янв — ПРАЙМ, Ульяна Крайняя. Массовый уход западных автогигантов с российского рынка стал вызовом для отечественного рынка. Но это не означает, что количество автомобилей на дорогах России в наступившем году уменьшится. Эксперты, опрошенные агентством «Прайм», рассказывают, какие тенденции будут доминировать на авторынке-2023.
ВЫЗОВ ДЛЯ РЫНКА
2022 год стал вызовом для российского авторынка. Масса партнеров не только покинула рынок, но и унесла с собой технологии, необходимые для выпуска современных и конкурентоспособных автомобилей.
«Уход данных технологий с российского рынка свидетельствует о том, что ключевые автомобильные заводы переходят на производство упрощенных машинокомплектов», — указывает технический консультант ПИШ электротранспорта Московского Политеха Юрий Бибилов.
С другой стороны, на российском авторынке складывается любопытная ситуация. Автопроизводителей все меньше, но разнообразие брендов не снижается и даже растет, говорит автомобильный эксперт Егор Васильев,
Прежде всего, это связано с тем, что огромное, по российским меркам, количество автопроизводителей из Китая начинает пробовать свои силы на российских автолюбителях. Премьеры проходят почти каждую неделю.
«Причем, как показывает практика, китайские машины могут удивить — и даже в хорошем смысле», — уверяет он.
ОТЛОЖЕННЫЙ СПРОС
В авторитейле есть понятие «отложенный спрос» — период повышенного потребительского спроса на покупку автомобилей после продолжительной стагнации рынка. Этот период может длиться от полугода до двух лет.
По мнению СЕО автомобильного маркетплейса Fresh Auto Дениса Мигаля, скорее всего, в 2023 году будет наблюдаться отложенный спрос, как в сегменте новых, так и подержанных авто.
«А вот насколько он будет высокий — зависит от ряда факторов. Например, максимальный уровень был бы возможен, если бы продажи машин сейчас полностью приостановились. Но такой ситуации нет: азиатские бренды заменяют ушедшие западные», — отмечает он.
Помимо этого, автомобили продолжают поставляться в Россию по системе параллельного импорта, хотя и в незначительных объемах.
Также определенное количество новых иномарок в 2022 году все-таки были в наличии у дилеров — после событий февраля, конечно, их число сократилось как минимум вдвое. Поэтому в начале года глобально рынок не изменится.
Еще одной тенденцией 2023-го Мигаль называет повышенный рост спроса на свежие ликвидные автомобили с пробегом, с идеальной историей эксплуатации и в хорошем техническом состоянии.
«Владельцы таких авто будут прикладывать максимум усилий, чтобы сохранить такое состояние автомобиля на продолжительный срок. Соответственно, будут востребованы услуги сервисных центров по обслуживанию и ремонту машин», — считает он.
В сегменте новых авто будут преобладать отечественные и китайские марки. Дефицит автомобилей существует не только в России, находящейся под санкциями, но и во всем мире из-за нехватки электронных компонентов, напоминает специалист.
Возможно, трудности с обновлением автопарков будут испытывать агрегаторы такси и каршеринга, а также юридические лица. Но правительство продлит сроки программ лизинга, понимая, что у бизнеса нет альтернативных возможностей.
ПРОРЫВНОЙ ГОД
2023 год должен стать переломным в судьбе российского авторынка, предполагают эксперты.
«Это означает, что, либо наладится собственное производство автомобилей, либо в рамках параллельного импорта увеличится количество ввозимых в страну авто, либо западные автоконцерны выразят желание вернуться в Россию», — поясняет Мигаль.
Возможен, по его словам, и вариант экспансии на российском рынке китайских и иранских автопроизводителями.
Китайскими производители активно осваивают премиум-сегмент, у большинства из них уже появилась линейка таких автомобилей. Выйти на российский рынок планирует и китайский премиум-бренд Hongqi.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИМПОРТ
Что касается параллельного импорта то его перспективы пока неочевидны. Вместе с тем, эксперты считают, что в 2023 году общая доля ввозимых машин может дойти до 30%. При этом больше всего в рамках параллельного импорта востребованы автомобили премимум- и люкс-сегмента.
Генеральный директор ГК Автодом Андрей Ольховский, полагает что на текущий момент параллельный импорт не решает никаких задач потребителей, кроме получения самого автомобиля. Сейчас все гарантийные обязательства поставленных авто обеспечивает дилер в рамках Закона о защите прав потребителей.
НА ЧТО СПОСОБЕН ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ АВТОПРОМ
Эксперты не исключают, что в 2023 году случится прорыв локальных производителей. Некоторые из них объявляли о готовности наполнить российский автомобильный рынок новыми машинами.
Локальные производства в России («Москвич», «Моторинвест» и пр.) находятся на начальном этапе становления, что будет дальше — зависит от их технологической готовности.
Все эти проекты находятся в самом начале этой эволюции, но, как отмечает Ольховский, «если есть амбиции и желание сделать что-то больше, то так и будет». С другой стороны, ни один из проектов не решает задачи технологического суверенитета.
В текущих условиях отечественные автопроизводители чувствуют себя неплохо, признает и Егор Васильев. Правда, если не возникает проблем с комплектующими.
Между тем, российские компании российские компании ведут активную работу. Ростех создал отечественные литиевые батареи, идут переговоры по созданию отечественных электродвигателей и их систем контроля. Московский Политех, в свою очередь, занимается разработкой многофункциональной платформы, которая позволит создать собственные технологии автомобилестроения в России.
«Сейчас у российского авторынка есть хорошая возможность для развития, самое важное — предпринять правильные шаги на пути к становлению и развитию конкурентоспособности», — указывает Юрий Бибилов.
В целом на спрос и предложение на авторынке в 2023 году серьезное влияние окажут внешне- и внутриполитические факторы. Однако тенденции роста объема продаж в 2023 году все же не просматривается.
По оценкам Ольховского, возможен рост +15% от среднемесячных продаж за последние 3 месяца, но на фоне средних значений по 2022 году это будет, явно, снижение.
К тому же состояние авторынка будет определяться уже не доступностью автомобилей как таковых, а скорее платежеспособностью населения, резюмируют эксперты.
Источник https://www.autonews.ru/news/636a762c9a794760106f5695
Источник https://lenta.ru/articles/2022/10/27/avtomobili/
Источник https://1prime.ru/exclusive/20230107/839402200.html