Авторынок России: итоги I полугодия 2022 года. Тренды и прогнозы
В пятницу 15 июля эксперты агентства АВТОСТАТ провели онлайн-трансляцию, на которой представили общий анализ отечественного авторынка, сделали прогноз до конца года и ответили на вопросы зрителей. В этом материале расскажем о трендах в сегменте легковых автомобилей. Полная запись трансляции в конце статьи.
Вконтакте Facebook Telegram Одноклассники
Содержание статьи:
- Рынок легковых автомобилей
- Динамика продаж по автомобильным брендам
- Рынок автокредитования
- Производство легковых автомобилей
- Импорт легковых автомобилей
- Рынок новых электромобилей
- Корреляция цен на нефть и продаж автомобилей
- Прогноз рынка легковых автомобилей на 2022 год
- Полная запись видеотрансляции
Рынок легковых автомобилей
За шесть месяцев 2022 года продажи легковых автомобилей упали на 56% по сравнению с первым полугодием 2021 года. Продажи легких коммерческих автомобилей и грузовых автомобилей снизились на 39% и 19% соответственно. Рост продаж автобусов на 5% аналитики АВТОСТАТ связывают с поступлением госзаказов.
Рис.1. Автомобильный рынок по сегментам. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ
Уже в январе-феврале продажи легковых автомобилей стали сокращаться, однако отрицательные показатели не казались катастрофическими. В марте рынок рухнул, а в апреле-июне продажи практически остановились. В конце июня — начале июля рынок начал медленно восстанавливаться.
Рис.2. Продажи легковых автомобилей в первом полугодии 2022 года. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ
Динамика продаж по автомобильным брендам
Массовый сегмент. Продажи выросли только у Exeed — плюс 251%. Аналитики связывают такой рост бренда с низкой прошлогодней базой.
Продажи автомобилей других марок снизились, а у некоторых — катастрофически снизились. В самом низу оказались популярные европейские и японские марки, а также отечественная LADA.
Премиальный сегмент. Продажи выросли только у Genesis — плюс 87%. Этот успех также связан с низкой прошлогодней базой. У остальных брендов катастрофа.
Рис.3. Динамика продаж по автомобильным брендам. Инфографика: Дмитрий Лавренёв
Несмотря на жесткое падение, лидером по количеству продаж осталась отечественная LADA. Продано 73164 автомобиля этой марки. Далее следуют корейские KIA (45003 штук) и Hyundai (37183 штук).
Среди отдельных моделей автомобилей мощный рост показал китайский Haval Jolion — плюс 635%. Наибольшее падение продаж у LADA Granta — минус 69%.
Рис.4. Лидеры и аутсайдеры по маркам и моделям. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ
Рынок автокредитования
В январе и феврале 2022 года банки выдали меньше кредитов, чем за аналогичный период 2021 года, однако за счет инфляции объем выданных кредитов вырос.
На графике видно, что еще в начале года эти показатели росли. Однако в марте и апреле автокредитование практически остановилось. Количество и объем выданных кредитов рухнули на 90% и 85% соответственно.
Эксперты связывают падение объемов автокредитования с повышением ЦБ РФ ключевой ставки до 20%. По мере снижения ключевой ставки автокредитование начало восстанавливаться.
Рис.5. Выдача кредитов на новые легковые автомобили. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ
Производство легковых автомобилей
За шесть месяцев 2022 года произведено на 60% меньше легковых автомобилей, чем в первой половине 2021 года.
В июне 2022 года в России произведено 11 тысяч легковых автомобилей. Это почти в 13 раз меньше, чем на пике в апреле 2021 года. Тогда в стране произвели 143 тысячи легковых авто.
Рис.6. Производство автомобилей. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ
Импорт легковых автомобилей
В феврале количество ввозимых легковых автомобилей резко сократилось, но весной ситуация немного стабилизировалась. В июне в страну ввезли 8271 автомобиль. Это втрое меньше, чем на пике в марте 2021 года, когда было ввезено 25407 машин.
Лидеры импорта — Chery (2296 штук), Geely (1390 штук) и Huyndai (1159 штук).
Эксперт Сергей Целиков утверждает, что ввоз автомобилей будет увеличиваться, благодаря параллельному импорту, который медленно набирает обороты. Транспорт в Россию везут из Армении, Грузии, Казахстана и ряда других стран.
Рис.7. Импорт легковых автомобилей в Россию. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ
Рынок новых электромобилей
Продажи электромобилей показали хорошую динамику, благодаря лишь низкой прошлогодней базе. В стране продано на 53% больше электромобилей, чем в прошлом году. Самый продаваемый бренд — Tesla (594 штуки, или плюс 251%).
Рис.8. Рынок новых электромобилей. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ
Корреляция цен на нефть и продаж автомобилей
Прежде между ценами на нефть и объемами продаж была прямая зависимость, однако в текущем году эта корреляция нарушена. Это хорошо видно на графике ниже.
Эксперты выделяют три группы факторов, которые в совокупности будут определять зависимость цен на нефть и объемов продаж автомобилей:
- политические: сроки предполагаемого завершения СВО и частичного снятия санкций;
- экономические: изменение покупательской способности населения, динамика стоимости нефти и курса рубля.
- стимулирующие: доступность автокредитов, государственные программы поддержки спроса, восстановление производства и импорта.
Рис.9. Корреляция цен на нефть и продаж автомобилей. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ
Прогноз рынка легковых автомобилей на 2022 год
Аналитики АВТОСТАТ представили три сценария развития событий на рынке легковых автомобилей: базовый, оптимистичный и пессимистичный. По их мнению, падение продаж составит в лучшем случае 54%, а в худшем — 67%.
Рис.10. Прогноз рынка легковых автомобилей на 2022 год. Скриншот видеотрансляции АВТОСТАТ
Полная запись видеотрансляции
В первой части видеотрансляции много деталей к представленным выше материалам. Во второй части эксперты отвечают на вопросы зрителей.
Продолжительность 1 час 20 минут.
Продажи новых автомобилей в России за 2022 год
Всего на рынке России в 2022 году было реализовано 687 370 автомобилей. Что можно узнать по статистике продаж автомобилей в России в 2022 году? Давайте рассмотрим марки-лидеры по продажам в 2022 году.
Лидером на автомобильном рынке России в 2022 году являются автомобили марки Lada. Благодаря доверию покупателей к бренду, транспортные средства марки Lada были реализованы в количестве 188 645 единиц. Кроме этого бренда в ТОП-5 вошли Kia (66 095 автомобилей), Hyundai (54 811 автомобилей), ГАЗ (42 110 автомобилей) и Renault (39 578 автомобилей).
Самыми же продаваемыми моделями в 2022 году в России стали автомобили Lada Granta. В 2022 году было реализовано 97 496 автомобилей Lada Granta. На втором месте идут автомобили Lada Niva 2121 с показателем в 38 916 автомобилей. Также в ТОП-5 вошли такие автомобили как ГАЗ 3302 «ГАЗель» (32 324 автомобиля), Lada Vesta (29 206 автомобилей), Kia Rio (24 686 автомобилей).
Итоги продаж автомобилей в России
Марка | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | Итого | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Lada | 18 045 | 22 378 | 12 289 | 8 506 | 6 012 | 7 484 | 10 323 | 18 087 | 20 641 | 19 145 | 21 726 | 24 009 | 188 645 |
2 | Kia | 12 321 | 15 001 | 6 336 | 4 604 | 3 606 | 3 703 | 3 903 | 4 004 | 3 313 | 3 333 | 3 113 | 2 858 | 66 095 |
3 | Hyundai | 11 356 | 13 761 | 4 909 | 4 150 | 2 916 | 2 685 | 3 394 | 2 892 | 3 888 | 1 840 | 1 833 | 1 187 | 54 811 |
4 | ГАЗ | 2 660 | 3 791 | 2 886 | 1 892 | 1 890 | 2 710 | 2 843 | 2 907 | 3 817 | 3 912 | 4 224 | 8 578 | 42 110 |
5 | Renault | 7 938 | 10 382 | 4 072 | 2 231 | 1 789 | 1 834 | 1 656 | 1 736 | 1 320 | 1 131 | 646 | 4 843 | 39 578 |
6 | Chery | 2 820 | 2 907 | 498 | 497 | 2 063 | 2 362 | 2 666 | 3 430 | 3 839 | 4 995 | 5 124 | 7 296 | 38 497 |
7 | УАЗ | 1 325 | 1 684 | 2 206 | 1 620 | 1 302 | 1 583 | 1 788 | 2 491 | 2 526 | 3 134 | 3 494 | 10 753 | 33 906 |
8 | Haval | 3 169 | 3 569 | 1 573 | 812 | 892 | 1 637 | 1 973 | 2 990 | 3 430 | 4 426 | 4 552 | 4 619 | 33 642 |
9 | Geely | 1 863 | 2 188 | 1 492 | 433 | 907 | 1 027 | 1 902 | 1 990 | 2 501 | 2 950 | 3 506 | 3 660 | 24 419 |
10 | Toyota | 6 126 | 7 568 | 3 231 | 786 | 456 | 387 | 263 | 221 | 199 | 128 | 103 | 177 | 19 645 |
11 | Volkswagen | 4 715 | 6 049 | 2 577 | 865 | 604 | 705 | 551 | 543 | 767 | 458 | 392 | 428 | 18 654 |
12 | Skoda | 3 840 | 5 438 | 2 803 | 1 104 | 805 | 659 | 635 | 640 | 639 | 812 | 524 | 400 | 18 299 |
13 | Nissan | 4 254 | 4 192 | 2 699 | 605 | 415 | 473 | 316 | 251 | 271 | 1 212 | — | — | 14 688 |
14 | Exeed | 806 | 1 001 | 505 | 403 | 748 | 857 | 1 211 | 1 559 | 1 745 | 1 391 | 1 428 | 2 032 | 13 686 |
15 | Mercedes-Benz | 2 553 | 3 184 | 1 531 | 541 | 414 | 472 | 231 | 297 | 335 | 153 | 157 | 228 | 10 096 |
16 | BMW | 2 954 | 3 686 | 1 774 | 217 | 167 | 187 | 64 | 80 | 92 | 58 | 58 | 86 | 9 423 |
17 | Mazda | 1 906 | 1 867 | 1 621 | 488 | 488 | 437 | 472 | 416 | 470 | 329 | 324 | 266 | 9 084 |
18 | Mitsubishi | 2 054 | 2 892 | 801 | 867 | 370 | 201 | 188 | 468 | 522 | 70 | 13 | 5 | 8 451 |
19 | Ford | 1 005 | 1 763 | 874 | 781 | 238 | 248 | 167 | 156 | 162 | 352 | 179 | 261 | 6 186 |
20 | ChangAn | 495 | 471 | 311 | 257 | 321 | 346 | 523 | 278 | 789 | 608 | 515 | 713 | 5 627 |
21 | Audi | 694 | 1 078 | 585 | 248 | 185 | 161 | 132 | 108 | 78 | 75 | 78 | 90 | 3 512 |
22 | Peugeot | 408 | 541 | 323 | 185 | 130 | 193 | 158 | 169 | 111 | 96 | 96 | 72 | 2 482 |
23 | Lexus | 563 | 884 | 229 | 62 | 20 | 25 | 19 | 16 | 13 | 9 | 2 | 15 | 1 857 |
24 | Volvo | 272 | 1 023 | 224 | 75 | 38 | 19 | 16 | 11 | 10 | 7 | 12 | — | 1 707 |
25 | Genesis | 152 | 240 | 102 | 156 | 88 | 121 | 110 | 109 | 115 | 166 | 168 | 162 | 1 689 |
26 | Suzuki | 331 | 447 | 305 | 133 | 87 | 109 | 54 | 51 | 56 | 48 | 35 | 26 | 1 682 |
27 | DongFeng | 95 | 97 | 80 | 110 | 115 | 116 | 203 | 280 | 159 | 95 | 156 | 160 | 1 666 |
28 | Great Wall | 59 | 39 | 33 | 55 | 71 | 60 | 98 | 140 | 191 | 201 | 313 | 381 | 1 641 |
29 | Citroen | 237 | 419 | 155 | 99 | 84 | 128 | 121 | 98 | 109 | 59 | 57 | 74 | 1 640 |
30 | Subaru | 332 | 349 | 206 | 93 | 80 | 161 | 46 | 57 | 51 | 35 | 22 | 84 | 1 516 |
31 | Porsche | 398 | 545 | 192 | 50 | 26 | 26 | 18 | 22 | 9 | 15 | 11 | 18 | 1 330 |
32 | Land Rover | 347 | 478 | 155 | 40 | 40 | 29 | 21 | 18 | 8 | 9 | — | — | 1 145 |
33 | Infiniti | 217 | 262 | 110 | 62 | 56 | 42 | 21 | 27 | 22 | 139 | — | — | 958 |
34 | Jeep | 99 | 122 | 98 | 58 | 50 | 63 | 60 | 62 | 54 | 35 | 27 | 28 | 756 |
35 | Mini | 179 | 223 | 108 | 51 | 39 | 43 | 21 | 26 | 29 | 7 | 7 | 13 | 746 |
36 | Opel | 137 | 147 | 70 | 40 | 33 | 39 | 45 | 44 | 54 | 33 | 32 | 20 | 694 |
37 | Isuzu | 48 | 77 | 153 | 89 | 12 | 81 | 29 | 25 | 17 | 14 | 9 | 13 | 567 |
38 | GAC | 81 | 53 | 22 | 20 | 9 | 7 | 1 | 77 | 76 | 42 | 31 | 18 | 437 |
39 | Honda | 87 | 139 | 42 | 18 | 17 | 5 | 13 | 23 | 6 | 6 | 4 | 8 | 368 |
40 | Chevrolet | 63 | 121 | 82 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 266 |
41 | Iveco | 21 | 39 | 27 | 20 | 5 | 16 | 20 | 15 | 7 | 7 | 5 | 3 | 185 |
42 | Lifan | 4 | 4 | — | 33 | 7 | 8 | 38 | 24 | 24 | 24 | — | — | 166 |
43 | Hino | 19 | 15 | 27 | 20 | 7 | 13 | 19 | 11 | 12 | 7 | 2 | 12 | 164 |
44 | Cadillac | 50 | 75 | 37 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 162 |
45 | Jaguar | 37 | 43 | 15 | 8 | 6 | 5 | 5 | 4 | 1 | — | — | — | 124 |
46 | Fiat | 52 | 27 | 19 | 4 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | — | — | — | 111 |
47 | Foton | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | — | — | — | — | — | 9 |
48 | Brilliance | 1 | — | — | 3 | 2 | — | — | — | — | — | — | — | 6 |
49 | Zotye | — | 1 | — | — | — | — | — | — | — | — | — | — | 1 |
N/A | 159 | 180 | 154 | 122 | 86 | 211 | 266 | 235 | 259 | 266 | 199 | 2 104 | 4 241 | |
Общие продажи | 97 348 | 121 442 | 58 542 | 33 515 | 27 699 | 31 682 | 36 605 | 47 090 | 52 738 | 51 832 | 53 177 | 75 700 | 687 370 |
Примечания
- Данные предоставлены из официальных источников: АЕБ, АСЕА, Automotive News, GoodCarBadCar, Focus2move, а также из официальных данных автопроизводителей.
- Общие продажи и список марок может отличаться, т.к. данные предоставлены по маркам на портале VERcity.
- N/A — статистика по моделям, отсутствующие в каталоге VERcity. Грузовые автомобили, специальная техника и тд.
- Все данные собраны из открытых источников и не имеют подтверждения у официальных цетров. Данные предоставлены только в ознакомительных целях. В случае любых нарушений сообщите нам (auto@vercity.ru), после получения запроса, он будет обработан в срок от 2 до 5 рабочих дней.
Общая статистика продаж автомобилей в России
На портале VERcity мы публикуем проверенные данные от ассоциаций и производителей машин, чтобы вы могли:
- Изучать вкусы российских автолюбителей и прогнозировать их поведение в кризисных условиях.
- Использовать данные графиков и таблиц для продвижения новых моделей на рынок.
- Удовлетворить личный интерес и узнать интересные факты об автомобильной отрасли.
Мы ведем статистику автомобилей в России, начиная с 2005 г. Поэтому на портале вы легко найдете данные за любой месяц из указанного периода. После завершения очередного отчетного квартала мы обновляем информацию, чтобы держать вас в курсе событий.
Продажи: янв-дек, 2022
1. | Lada Granta | 97 496 | -13% |
2. | Lada Niva 2121 | 38 916 | -24% |
3. | ГАЗ 3302 «ГАЗель» | 32 324 | -31% |
4. | Lada Vesta | 29 206 | -74% |
5. | Kia Rio | 24 686 | -70% |
6. | Chery Tiggo 7 | 18 931 | 34% |
7. | Hyundai Solaris | 18 073 | -70% |
8. | Lada Largus | 17 711 | -64% |
9. | Haval Jolion | 17 112 | 73% |
10. | Hyundai Creta | 16 577 | -75% |
11. | Haval F7 | 12 639 | -44% |
12. | Renault Duster | 12 235 | -70% |
13. | Geely Coolray | 11 692 | 5% |
14. | Volkswagen Polo | 11 106 | -76% |
15. | УАЗ Patriot | 10 612 | -18% |
16. | Renault Logan | 10 103 | -66% |
17. | Chery Tiggo 8 | 10 018 | 11% |
18. | ГАЗ 2310 «Соболь» | 9 786 | 3% |
19. | Chery Tiggo 4 | 9 548 | -31% |
20. | Skoda Rapid | 8 900 | -78% |
21. | Kia Seltos | 8 837 | -50% |
22. | Kia Sportage | 8 311 | -66% |
23. | Toyota RAV4 | 8 005 | -79% |
24. | Hyundai Tucson | 7 153 | -35% |
25. | Renault Sandero | 7 066 | -68% |
26. | Mazda CX-5 | 7 005 | -64% |
27. | Geely Atlas Pro | 6 811 | — |
28. | Nissan Dualis | 6 381 | -68% |
29. | Ford Transit | 6 186 | -70% |
30. | Exeed TXL | 5 943 | — |
31. | Kia Cerato | 5 502 | -55% |
32. | Nissan X-Trail | 5 468 | -71% |
33. | Lada XRAY | 5 316 | -75% |
34. | Geely Tugella | 5 217 | 174% |
35. | Kia Soul | 5 202 | -43% |
36. | Mitsubishi Outlander | 5 171 | -69% |
37. | Renault Arkana | 5 092 | -72% |
38. | Renault Captur | 5 018 | -73% |
39. | Toyota Camry | 5 017 | -84% |
40. | Hyundai Santa Fe | 4 895 | -59% |
41. | Exeed VX | 4 388 | — |
42. | Skoda Karoq | 3 805 | -80% |
43. | Skoda Kodiaq | 3 664 | -77% |
44. | Kia K5 | 3 544 | -87% |
45. | УАЗ Profi | 3 426 | -10% |
46. | Exeed LX | 3 355 | — |
47. | Volkswagen Tiguan | 3 351 | -88% |
48. | Hyundai Sonata | 3 108 | -55% |
49. | Kia Sorento | 3 105 | -77% |
50. | Kia Ceed | 3 058 | -58% |
11 836 548 продано автомобилей
в 2023 году (весь мир)
Динамика продаж в феврале 2023 года (Бразилия)
- О проекте
- Условия оказания услуг
- Политика конфиденциальности
- Вакансии
- Реклама
- Партнеры
- Контакты
При использовании информации в электронном виде (интернет-сайт, электронный файл и т. п.) в каждом случае необходимо размещение активной гиперссылки на главную страницу Сайта или на страницу размещения соответствующего материала.
Все замечания и вопросы по сотрудничеству направляйте по электронной почте: auto@vercity.ru.
Обращаем ваше внимание на то, что изображения являются чьей-либо собственностью и некоторые из них добавлены посетителями сайта. Администрация сайта не располагает информацией о правомерности публикования этих материалов.
Все изображения размещены в ознакомительных целях.
Обзор рынка российских легковых автомобилей
Автомобили с пробегом подорожали на 35—37% — в среднем до 1,3 млн рублей, такие данные приводят «Автостат» и «Авто-ру». Больше всего цены выросли на трехлетние машины — на 39%, семилетние подорожали на 32%.
Вторичный рынок повторил тренд новых авто: весной цены увеличились на 19,9% в сравнении с концом 2021 года. В марте продавцы придерживали машины, дожидаясь более спокойного периода. Число предложений от дилеров сократилось на 22%, от собственников — на 9%, от профессиональных продавцов — на 13%.
В сентябре цены были на 28% выше, чем в конце 2021 года, после чего началось плавное снижение. В декабре рост цен по сравнению с ноябрем составил 11,3%, а продажи стабилизировались.
Что влияло на цены в 2022 году
👎 Ушли зарубежные компании. Весной европейские, американские, японские и корейские автокомпании прекратили работу в России: ушли 12 брендов, хотя некоторые сохранили российские подразделения для поддержки клиентов. К концу года в стране официально работали 14 брендов — российских и китайских. В начале 2022 было 60.
👎 Закрылись заводы. В мае почти все заводы ушли на корпоративные каникулы, производство легковушек в России упало на 81,3%, если сравнивать с апрелем. Простой заводов и прекращение поставок привели к нехватке автомобилей — и продажи весной сократились на 83,5%. Такого спада не было даже в пандемию.
В условиях дефицита и девальвации рубля машины продавали с огромными наценками. Автопроизводители тоже переписывали прайс-листы в сторону увеличения. Появился спрос на альтернативные поставки машин.
👍 Заработал параллельный импорт. Весной правительство разрешило ввозить машины и запчасти по параллельному импорту. По такой схеме не требуется разрешение дистрибьютора. В результате к концу года в Россию завезли автомобили 500 моделей от 85 брендов, при этом официально в стране продается только 68 моделей от 17 производителей.
Летом некоторые компании стали снижать цены. Это происходило на фоне укрепления курса рубля и обострения конкуренции между брендами из Китая. Уменьшение ценовых порогов на модели ведущих китайских брендов потащило вниз все остальные сегменты рынка новых и подержанных автомобилей. Например, «Автоваз» запустил продажи упрощенных версий своих моделей по более низкой цене.
Отдельно о вторичном рынке. Весной владельцы откладывали покупку новой машины из-за общего подорожания, а срок пользования автомобилем увеличился. При этом автосалоны сворачивали программы трейд-ина. В результате эксперты отметили, что на рынке стало меньше автомобилей в сегменте «до 7 лет».
Во второй половине года сегмент машин с пробегом также расширялся благодаря ввозу из-за границы: за 11 месяцев поставили 221 тысячу машин из Японии, Беларуси, Южной Кореи, Германии, Армении и Киргизии. Объемы б /у авто увеличились на 82,6% по сравнению с 2021 годом. По итогам года через Владивосток ввезли почти 200 тысяч машин: Тойоты, Мазды, Ниссаны, Хонды, Субару и Сузуки.
К осени средневзвешенные цены снизились на 13% по сравнению с апрелем и маем. Эту тенденцию также объясняют отсутствием премиальных авто на складах и ростом доли Лад.
Что повлияет на цены в 2023 году
В первые месяцы покупатели вряд ли ощутят перемены. На остатки со складов цены не изменят, а стоимость свежих машин с заводов производители скорректируют позже.
В декабре 2022 Минпромторг заявил, что в стране нет дефицита новых автомобилей. Дилеры уже наладили альтернативные каналы поставок.
Дилерские центры не планируют делать накрутку за дополнительное оборудование: цены и без того высокие. Официально в Россию поставляют авто китайских брендов, цены на них будут зависеть от стоимости логистики, транзакционных издержек и российского законодательства.
Инфляция и курсы валют — факторы, которые всегда влияли на стоимость автомобилей. Обычно с 1 января автопроизводители повышали цены на 3—4% из-за инфляции. По итогам 2022 года она составила 12%, а в 2023 Центробанк прогнозирует 5—7% . Некоторые бренды уже предупредили о росте цен на 7%. Глава «Автоваза» заявил, что Лады подорожают, но рост будет ниже уровня прогнозируемой инфляции.
Параллельный импорт в России продлили на весь 2023 год, но его перспективы неочевидны. Эксперты считают, что доля ввозимых машин может дойти до 30%. Однако параллельный импорт не способствует снижению цен на запчасти и готовые авто. При высоких расходах на перевозку и сертификацию дилерам невыгодно ввозить бюджетные модели. Кроме того, выпуск на западных заводах тоже сократился — из-за сложностей с поставками комплектующих.
Схема параллельного импорта не покроет потребности рынка, считают аналитики. В 2022 году продали 1,5 млн автомобилей, ввезенных таким способом.
Российские автопроизводители увеличат выпуск. Минпромторг прогнозирует рост производства автомобилей в стране на 30%, то есть как минимум до 800 тысяч. Главной движущей силой на авторынке должен стать «Автоваз». Концерн планирует производить до 400 тысяч машин и, возможно, наладить сборку иномарок. На заводах «Москвич» и «Хавейл» тоже будут наращивать производство. В первой половине 2023 должны возобновить работу бывший завод «Ниссан» в Санкт-Петербурге и «Автодом» в Подмосковье.
Стоимость отечественных авто меньше подвержена изменениям из-за падения рубля, но зависит от цен на зарубежные компоненты. Эксперты прогнозируют подорожание автомобилей российских марок на 10—15% .
На рынке будет много машин с пробегом в сегменте « 3—5 лет ». Их в достаточном количестве везут из-за рубежа. Объемы поставок будут зависеть от курса рубля, поскольку запас маржинальности по таким операциям меньше, чем при поставках новых авто.
Что купить в 2023 году
В 2023 основную часть российского авторынка займут китайские автомобили и Лады: такой прогноз дали в «Автостате». Ассортимент у дилеров расширяется, так что рынок ждет много новинок.
Автомобили массового сегмента, ввезенные по параллельному импорту. Их будут везти как частные продавцы, так и официальные дилеры японских, немецких и корейских брендов: сейчас для них это единственная возможность пополнить склады. Прогнозировать долю параллельного импорта пока сложно, но в перспективе она может вырасти до 20%. По такой схеме можно приобрести практически любую машину.
Пока что мы выпустили две подборки с такими автомобилями. По ним примерно можно понять, что откуда везут и сколько это стоит:
- 8 автомобилей, которые дилеры привезли через параллельный импорт
- 7 электромобилей, которые продаются в России новыми
Корейские автомобили. Иномарки массового сегмента не исчезнут с рынка. Есть достаточный запас всех ходовых моделей Хендаев и Киа, их хватит еще на 3—5 месяцев.
Китайские бренды. В 2022 году они заняли почти 30% российского авторынка, а в 2023, по оценкам «ВТБ-лизинга», их доля превысит 40%. За год число дилеров китайских марок в России выросло в полтора раза. Есть шансы, что в 2023 на рынок выйдут новые игроки: например, марка Hongqi, суббренд FAW, и «Ливан», суббренд «Джили».
«Чери» обновит модельный ряд: появится новый седан Арризо, рестайлинговые версии Тигго 4 и Тигго 8, а также новый гибридный кроссовер с тремя двигателями.
«Чанган» будет поставлять лифтбэк UNI-V, купе-кроссовер CS85 и флагманский кроссовер CS95.
GAC готовит для России три новинки: кроссовер GAC GS8 нового поколения, минивэн GN8 второго поколения и кроссовер GAC GS3.
«Джили» и суббренды группы выпустят более десяти новых моделей, в том числе седан Эмгранд L, кроссоверы FX12, G426, Монджаро и Окаванго.
«Эксид» начнет продавать купе-кроссовер Атлантикс, седан, гибриды и электрокары.
JAC уже начал продавать кроссовер JS6.
Концерн Great Wall будет поставлять Tank 300, Tank 500, а также доработанные пикапы Great Wall Poer для очень плохих дорог.
Отечественные производители поставили цель увеличить производство. «Автоваз» собирается занять до 50% рынка.
Завод «Москвич» начнет выпускать две новые модели: Москвич 5 и Москвич 6. Раньше на предприятии собирали кроссоверы Рено Дастер, Каптюр и Аркана. В 2023 году на заводе планируют собрать не менее 50 тысяч автомобилей.
«Автоваз» в ближайшие месяцы планирует выпускать менее зависимые от импортных компонентов модели — Лада Веста и Нива. А во второй половине года займется бывшим заводом «Ниссан» в Санкт-Петербурге и наладит там сборку новых моделей Лады — C- и D-класса. Всего в плане более 400 тысяч машин. При этом у производителя сохраняются проблемы с поставкой микросхем, поэтому машины могут подорожать на 10—15% .
«Автодом» в Подмосковье планирует возобновить выпуск автомобилей премиум-класса, не связанных с «Мерседесом».
«Автотор» в Калининграде вместо Киа, Хендаев и БМВ будет собирать бюджетный седан Kaiyi Xuandu и китайские кроссоверы BAIC Х3 и X35. Производственный план на 2023 год — до 70 тысяч автомобилей.
Группа «Соллерс» обещает запустить бывший завод «Мазда» во Владивостоке, он простаивал с мая прошлого года. Предприятие может начать производство кроссоверов среднего ценового сегмента. Задача на этот год — выпустить не менее 15 тысяч автомобилей.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.
Источник https://avtomoika.com/journal/avtorynok-rossii-itogi-i-polugodiya-2022-goda-trendy-i-prognozy/
Источник https://auto.vercity.ru/statistics/sales/europe/2022/russia/
Источник https://journal.tinkoff.ru/news/automarket-nachalo-goda/