Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Содержание

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Электромотоциклы очень выгодны в плане эксплуатации, но поскольку являются новинкой, то пока стоят недешево. Если для вас внешний вид техники не критичен, то можно с небольшими затратами переоборудовать в электробайк почти любой легкий мотоцикл или мопед, избавившись тем самым от необходимости покупать бензин.

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

Материалы:

  • электромотор 750 Вт 48 В — http://ali.pub/4cyknr;
  • литий ионный аккумулятор 48 В 35 А/ч — http://ali.pub/4cykr9;
  • универсальный контроллер 48 В 1000 Вт — http://ali.pub/4cykt0;
  • стальная плита.

Установка электромотора

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

Предлагаемый вариант переоборудования мотоцикла в электробайк подразумевает сохранение коробки передач и внесение в него минимальных конструктивных изменений. Перед установкой электромотора нужно снять из мотоциклетного двигателя все лишнее, освободив место для модернизации.

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

На выброс уйдет карбюратор, головка цилиндра, цилиндр, воздушный фильтр.

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

Выступающий шатун можно просто перепилить пополам, чтобы не усложнять разборку.

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

Нужно подготовить место под подключение вала электромотора к цепи ГРМ, используя для этого штатную звездочку.

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

Далее вырезается толстая стальная или алюминиевая плита, чтобы установить ее в качестве проставки под электромотор. К остаткам бензинового мотора она прикрепляется через штатные отверстия для прикручивания цилиндра.

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

Стандартный мотор марки «BM1418ZXF» имеет встроенный редуктор, который нужно демонтировать.

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

На вал электромотора устанавливается ранее снятая звездочка. Сверху нее накидывается цепь и дается натяжка, чтобы сделать разметку крепления электродвигателя к плите. По разметке сверлятся отверстия, и через них он закрепляется болтами с гайками.

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

Для питания электромотора на раму мотоцикла устанавливается аккумуляторная батарея. Благодаря удалению лишних деталей для этого появится место. Батарея оснащается универсальным контроллером. К ней подключаются фара, стопы и поворотники. Естественно бортовая сеть мотоцикла модернизируется, поскольку старая несовместима с новым аккумулятором на 48В.

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

Благодаря сохранению коробки передач мотоцикл может ездить с разной скоростью, несмотря на то, что электродвигатель всегда выдает одинаковые обороты. Поначалу будет непривычно на новом управлении, но ко всему можно привыкнуть. Главное ездить аккуратно и плавно, поскольку цепь ГРМ все же не столь крепкая как приводная. Предложенное решение переоборудования мотоцикла подойдет почти для любого байка. Главное понять саму идею, чтобы доработать данную конструкцию под особенности строения своего бензинового мотора.

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

Данный электробайк отлично разгоняется до 50 километров в час.

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк

Смотрите видео

Электронные Поделки

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Умеющие держать паяльник здесь выкладывают свои поделки, пытаются повторить реализации участников, делятся опытом, умением, получают полезную информацию.

Акцент сообщества именно на творчество. Спаял — выложил — обсудили — вопросы — критика — лайки и подписчики.

А теперь, что нельзя (это не касается форума!):
Лечение болезней с поиском неисправностей по фотографии запрещены!
Темы — вопросы по поиску и определению чего либо — запрещены! (подробнее в колонке правил)
Темы с видео без описания запрещены!

Сообщество все же называется Электронные поделки а не Электронные вопросы.

Блог сообщества

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Форум

Контроллер подогрева сидений 4 Tsuyoki 1 неделя
подскажите как восстановить дорожки 10 i-piki 1 неделя
Заливка в Elm327 прошивки Deep OBD — в чем причина? 10 dave2000 2 недели
Как убрать мигание поворотника? 22 IgorKramarenko 2 недели
Аналоги мосфета 5 Kotikotik 3 недели
Девайсы для програмирования. Что выбрать? 26 JamesKirk 1 месяц
Как включить реле при достижении скорости > 10 км/ч 24 IgorKramarenko 1 месяц
Один микрофон на два устройства 4 Albertriges 1 месяц
Управление подсветкой по одному проводу в авто 26 JamesKirk 1 месяц
Аккумуляторная болгарка от 24в 2 GPZ31 1 месяц
Питание моторчика омывателя лобового стекла 7 N2OS 1 месяц
Нештатная подсветка от кнопки ГБО 3 YaroslavFly 2 месяца
Приборка калина. 1 Audi926 2 месяца
BMS lifepo4 4s 12v 13 BLACKandWHITE 2 месяца

Сейчас обсуждают

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Хочу вступить

Участники 122743

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Администратор

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Правила приличия

В блог пишем отчеты, на форум
— вопросы и все остальное!

❗ Допускаются серьезные вопросы по своим поделкам в блог общества а не в форум. Обязательное условие — наличие фотографии (чертежа, схемы) связанные с тематикой вопроса. К примеру: увидел схему, собрал, не заработало, нужна помощь — задал вопрос. Критерий удаления такой темы: если вопрос не поменяет своего смысла или будет не полноценный и без картинки — тема удаляется из блога без разговоров.

❌Вопросы «Помогите найти маркировку», «сломалось — починить мафон и гадание неисправностей по фотографиям » — удаляются без разговоров.

❗Ограничение по тематике не жесткая: от реле до самых сложный устройств автомобиля. Даже возможен уход в сторону не автомобильной тематики, например, про переделанные компьютерные блоки питания новогодние ёлочки и т.д.

❌Простые темы «Смотрите все, я вкрутил диод в плафон — я гений» удаляются без разговора. Темы про простое впихивание светодиодной ленты во все места автомобиля тоже не приветствуются — для этого например есть сообщество «Светодиодный тюнинг» (хотя и там тоже на эти ленты смотрят косо).

❗ В этом сообществе довольно либеральные, не жесткие правила, но если вашу тему удалили по вашему мнению без основательных причин — значит причина была. Если было прямое нарушение правил — ответа не ждите.

❌ Кстати, объявления «продам» тоже удаляются. Или темы одинаково опубликованные в нескольких сообществах. Это нарушения основных правил сайта.

❌ Темы, имеющие коммерческую основу удаляются без разговоров, но при этом, если коммерческая часть является результатом самостоятельного хобби — не запрещается. Пример: «Дуделка — перделка на ордуине, видео ниже + цена + за подробностью в личку» — удаляется сразу. Пример:» Подогрев пупка + куча функций + видео» — под вопросом, удаление зависит от решения модератора. Пример: » Спаял звонок в багажник, вот тут есть прошивки, схемы и мелодии, если что, обращайтесь — помогу» — разрешено. Если большая часть текста это описание возможностей, приправленная фотографиями внешнего вида, но не описание процесса с объяснением, как это все работает, как это делалось, то наверняка запись будет считаться рекламной и будет удалена. За повторное подобное нарушение — бан сразу, в виде выгона из сообщества.
❌ Записи в блог сообщества, состоящие из одной ссылки на видео удаляются. Не все люди любят тратить свое время на просмотр видео, который им в итоге покажется не по душе. Не поленитесь, напишите аннотацию, содержание материала на видео, что бы видео было дополнением к тексту, а не рекламой свое видеоблогерства. Записи, расцененные как продвижение своего видеоканала на ютубе удаляются без разговоров.
😉 Но исключения из правил существует! Если «неправильная» публикация наберет до момента модерации более 100 комментариев или 100 лайков (где то сутки), значит такая запись не удаляется, значит такая тема интересна многим подписчикам, раз уж они пошли строчить комментарии и жать лайки.

Читать статью  Электроника купить из Германии и Европы

И не забывайте, что помимо правил сообщества, есть еще и правила сайта, которые тоже нужно соблюдать.

И, кстати, если вы внимательно прочитали этот текст до этого места, значит уже наверняка столкнулись с тем, что вашу запись почему то удалили. Реалии таковы, что участники сообщества, как и новые, так и старожилы в большинстве своем правил не читают.

Своими руками авто мото электроника

Занимаясь электроникой, мы часто настолько глубоко погружаемся в процесс, что забываем о своём здоровье. А ведь выходить на свежий воздух жизненно важно каждому без исключения! Так почему бы не совместить приятное с полезным? Вот только включить любимый паяльник или же другие приборы на улице отнюдь некуда, поэтому и вытекает необходимость в создании простого преобразователя напряжения из 12 в 220 вольт. В который можно будет подключить телевизор,или же другую технику. Схема такого преобразователя показана ниже.

Зарядка автомобильного АКБ на ардуино нано

Когда ваш АКБ сел,а покупать зарядное устройство дорого,так как цены на них от 2к,можно сделать такое зарядное устроствойство для АКБ на плате ардуино нано своими руками.

Bluetooth в магнитолу

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Частая проблема старых магнитол,а так же и другой техники,это отсутствие такой функции,как Bluetooth.

В этой статье,я расскажу как своими руками добавить Bluetooth(блютуз) в магнитолу если там есть хотя бы функция AUX.

Данная переделка обойдется не дорого,а не достающий компонент,можно будет заказать с известного сайта Aliexpress.

Так же Bluetooth по такому же принципу можно добавить в музыкальный центр,или магнитофон.Или просто к усилителю звука.

Усилитель для сабвуфера на TDA7377

Если у вас где то завалялся низкочастотный динамик,то не плохо для него будет собрать не сложный усилитель для сабвуфера на tda7377

Автомагнитола из модуля с алиэкспресс

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Сейчас хочу поделиться интересным на мой взгляд продуктом — как готовый модуль воспроизведения звука с Aliexpress, для которого нужно только добавить питание от бортовой сети,добавить усилитель и можно пользоваться,тут мы узнаем как его подключить.

Литиевый АКБ своими руками 12 Вольт

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Многие используют в составе некоторых устройств популярный свинцово-кислотный аккумулятор 12 В 7,2 Ач. Эту батарею можно найти во многих устройствах, от детских электромобилей до ИБП, или системах поддержки напряжения важных устройств, в случае сбоя питания. Почему он так популярен? Цена — это его главное преимущество и, наверное, единственное.

подключение вольтметра с алиэкспресс

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Пришел мне по почте из Китая вольтметр с REM. Первым делом я проверил его работу дома при помощи компьютерного блока питания. И кстати скажу еще о кое чем. некоторые люди мне писали что REM на них не работает, и что вольтметр работает постоянно, даже при выключенном ГУ. Поначалу я тоже так подумал.

Кстати ссылку на этот чудо вольтметр выложу ниже

Бустер для запуска автомобиля своими руками

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

При приближении зимы, частая проблема водителей, в том что АКБ может не всегда завести автомобиль, он или подсажен,да и сам акб в мороз работает не очень.

Хорошим решением, будет так же создать бустер своими руками.

Если простым языком, это такой же внешний аккумулятор(power bank) как для телефона,только в этот раз для нашего автомобиля.

Зарядка для автомобильного аккумулятора из модулей с Ali

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

С наступлением холодного времени года,все чаще приходится столкнуться автолюбителю, чем же зарядить аккумулятор для автомобиля.

В данной статье,нам понадобится не много, т.к соберем зарядное устройство своими руками из модулей с известного всем сайта-Aliexpress.

Как подключить потребитель с напряжение питания 12в в сеть 24в

как подключить потребитель с напряжение питания 12в в сеть 24в

(преобразователь напряжения 24в-12в)

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Известно,что в некоторых автомобилях, бортовая сеть составляет не 12 Вольт,что больше всего распространено,а 24 Вольта.

И тут возникает некоторые сложности,а как же подключить тот же антирадар,или видеорегистратор или другой потребитель работающий от 12 Вольт.

Для этого хорошо будет собрать преобразователь для автомобиля, который будет наши 24 Вольта,преобразовывать 12 Вольт.И можно на эти 12 Вольт установить прикуриватель,и туда уже включать наши потребители.

Наполнитель для короба в сабвуфер

Как переделать легкий мотоцикл в электробайк с минимальной доработкой

Какой выбрать наполнитель для корпуса в сабвуфер.

При создании сабвуфера своими руками,стоит так же учесть, какой выбрать наполнитель для короба,и так же учесть такие правила как.

1) Материал ящика должен быть максимально глухим.(постучите по фанере 8ке и потом по 20ке и вы поймете о чем я)

2) Коробок должен быть максимально прочным. (стыки и соединения должны быть прочнее чем сам материал)

3) Коробок должен быть по возможности максимально герметичным. (100% герметичности обеспечить практически не удается но стремиться к этому желательно).

Радиолюбительские схемы и самоделки, собранные своими руками

Радиолюбительские самоделки

Кто занимается радиоэлектроникой дома, обычно очень любознателен. Радиолюбительские схемы и самоделки помогут найти новое направление в творчестве. Возможно, кто-то найдет для себя оригинальное решение той или иной проблемы. Некоторые самоделки используют уже готовые устройства, соединяя их различным образом. Для других нужно самому полностью создавать схему и производить необходимые регулировки.

Читать статью Работа электриком на личном легковом автомобиле в СПб и ЛО

Электронная игрушка

Одна из самых простых самоделок. Больше подходит тем, кто только начинает мастерить. Если есть старый, но рабочий сотовый кнопочный телефон с кнопкой включения плеера, из него можно сделать, например, дверной звонок в свою комнату. Преимущества такого звонка:

Электронная игрушка

  • можно менять мелодию;
  • регулировать громкость звонка вплоть до отключения (и такое может понадобиться);
  • звонок будет работать и при отсутствии электричества в сети;
  • собрать такой звонок может каждый, кто хоть немного может пользоваться паяльником и отвертками.

Для начала нужно убедиться, что выбранный телефон способен выдавать достаточно громкую мелодию, после чего его необходимо полностью разобрать. В основном детали крепятся винтами или скобами, которые осторожно отгибаются. При разборке нужно будет запомнить, что за чем идет, чтобы потом можно было все собрать.

На плате отпаивается кнопка включения плеера, а вместо нее припаиваются два коротких провода. Затем эти провода приклеиваются к плате, чтобы не оторвать пайку. Телефон собирается. Осталось соединить телефон с кнопкой звонка через двужильный провод.

Самоделки для автомобилей

Современные автомобили снабжены всем необходимым. Однако бывают случаи, когда просто необходимы самодельные устройства. Например, что-то сломалось, отдали другу и тому подобное. Вот тогда умение создавать электронику своими руками в домашних условиях будет очень полезно.

Читать статью  Электрические схемы автомобиля: как читать их новичку

Зарядка для аккумулятора

Первое, во что можно вмешаться, не боясь навредить авто, — это аккумулятор. Если в нужный момент зарядки для аккумулятора не оказалось под рукой, ее можно быстро собрать самостоятельно. Для этого потребуется:

Идеально подходит трансформатор от лампового телевизора. Поэтому те, кто увлекается самодельной электроникой, никогда не выбрасывают электроприборы, в надежде, что они когда-нибудь понадобятся. К сожалению, трансформаторы использовались двух видов: с одной и с двумя катушками. Для зарядки аккумулятора на 6 вольт пойдет любой, а для 12 вольт только с двумя.

На оберточной бумаге такого трансформатора показаны выводы обмоток, напряжение для каждой обмотки и рабочий ток. Для питания нитей накаливания электронных ламп используется напряжение 6,3 В с большим током. Трансформатор можно переделать, убрав лишние вторичные обмотки, или оставить все как есть. В этом случае первичные и вторичные обмотки соединяют последовательно. Каждая первичная рассчитана на напряжение 127 В, поэтому, объединяя их, получают 220 В. Вторичные соединяют последовательно, чтобы получить на выходе 12,6 В.

Диоды должны выдерживать ток не менее 10 А. Для каждого диода необходим радиатор площадью не менее 25 квадратных сантиметров. Соединяются они в диодный мост. Для крепления подойдет любая электроизоляционная пластина. В первичную цепь включается предохранитель на 0,5 А, во вторичную — 10 А. Устройство не переносит короткого замыкания, поэтому при подключении аккумулятора нельзя путать полярность.

Простые обогреватели

В холодное время года бывает необходимо подогреть двигатель. Если автомобиль стоит там, где есть электрический ток, эту проблему можно решить с помощью тепловой пушки. Для ее изготовления потребуется:

  • асбестовая труба;
  • нихромовая проволока;
  • вентилятор;
  • выключатель.

Тепловая пушка

Диаметр асбестовой трубы выбирается по размеру вентилятора, который будет использоваться. От его мощности будет зависеть производительность обогревателя. Длина трубы — предпочтение каждого. Можно в ней собрать нагревательный элемент и вентилятор, можно только нагреватель. При выборе последнего варианта придется продумать, как пустить воздушный поток на обогревательный элемент. Это можно сделать, например, поместив все составляющие в герметичный корпус.

Нихромовую проволоку также подбирают по вентилятору. Чем мощнее последний, тем большего диаметра можно использовать нихром. Проволока скручивается в спираль и размещается внутри трубы. Для крепления используются болты, которые вставляются в заранее просверленные отверстия в трубе. Длина спирали и их количество выбираются опытным путем. Желательно, чтобы спираль при работающем вентиляторе не нагревалась докрасна.

От выбора вентилятора будет зависеть, какое напряжение нужно подать на обогреватель. При использовании электровентилятора на 220 В не нужно будет использовать дополнительный источник питания.

Ка подключить обогреватель

Весь обогреватель подключается к сети через шнур с вилкой, но он сам должен иметь свой выключатель. Это может быть как просто тумблер, так и автомат. Второй вариант более предпочтителен, он позволяет защищать общую сеть. Для этого ток срабатывания автомата должен быть меньше тока срабатывания автомата помещения. Выключатель еще нужен для быстрого отключения обогревателя в случае неполадок, например, если вентилятор не будет работать. У такого обогревателя есть свои минусы:

  • вредность для организма от асбестовой трубы;
  • шум от работающего вентилятора;
  • запах от пыли, попадающей на нагретую спираль;
  • пожароопасность.

Некоторые проблемы можно решить, применив другую самоделку. Вместо асбестовой трубы, можно использовать банку из-под кофе. Чтобы спираль не замыкалась на банку, ее крепят к текстолитовой рамке, которую фиксируют с помощью клея. В качестве вентилятора используется кулер. Для его питания нужно будет собрать еще одно электронное устройство — небольшой выпрямитель.

Реле времени для дома

Самоделки приносят тому, кто ими занимается, не только удовлетворение, но и пользу. С их помощью можно экономить электроэнергию, например, отключая электроприборы, которые забыли отключить. Для этой цели можно использовать реле времени.

Самый простой способ создать задающий время элемент — это использовать время заряда или разряда конденсатора через резистор. Такая цепочка включается в базу транзистора. Для схемы потребуются следующие детали:

  • электролитический конденсатор большой емкости;
  • транзистор типа p-n-p;
  • электромагнитное реле;
  • диод;
  • переменный резистор;
  • постоянные резисторы;
  • источник постоянного тока.

Читать статью Пропала «масса» на автомобиле: что это значит, и как это устранить?

Реле времени для дома

Для начала необходимо определить, какой ток будет коммутироваться через реле. Если нагрузка очень мощная, для ее подключения понадобится магнитный пускатель. Катушку пускателя можно подключать через реле. Важно, чтобы контакты реле могли работать свободно не залипая. По выбранному реле подбирается транзистор, определяется, с каким током и напряжением он может работать. Ориентироваться можно на КТ973А.

База транзистора соединяется через ограничительный резистор с конденсатором, который, в свою очередь, подключается через двухполярный выключатель. Свободный контакт выключателя соединяется через резистор с минусом питания. Это необходимо для разряда конденсатора. Резистор исполняет роль ограничителя тока.

Сам конденсатор подключается к положительной шине источника питания через переменный резистор с большим сопротивлением. Подбирая емкость конденсатора и сопротивление резистора, можно менять интервал времени задержки. Катушка реле шунтируется диодом, который включается в обратном направлении. В этой схеме используется КД 105 Б. Он замыкает цепь при обесточивании реле, защищая транзистор от пробоя.

Самодельное реле времени

Работает схема следующим образом. В исходном состоянии база транзистора отключена от конденсатора, и транзистор закрыт. При включении выключателя база соединяется с разряженным конденсатором, транзистор открывается и подает напряжение на реле. Реле срабатывает, замыкает свои контакты и подает напряжение на нагрузку.

Конденсатор начинает заряжаться через резистор, подключенный к положительной клемме источника питания. По мере того как конденсатор заряжается, напряжение на базе начинает расти. При определенном значении напряжения транзистор закрывается, обесточивая реле. Реле отключает нагрузку. Чтобы схема снова заработала, нужно разрядить конденсатор, для этого переключают выключатель.

Самодельный электромобиль — всё не так, как думаешь

Всем привет. Учась в университете я собрал маленький электромобильчик, ну или карт. Его фишкой было то, что всё управление электроприводом, включая тормоза было отдано самодельному контроллеру. И именно о том, как я делал этот маленький автомобильчик, и с какими подводными камнями столкнулся при постройке — хотелось бы рассказать в данном материале. Материал не претендует на уникальность, но для меня это был большой и интересный опыт.

image

Тема рассказа стоит на стыке аппаратного и программного аспектов. И в прошивке для контроллера я имел дело не с какими-то абстрактными понятиями или данными, а со вполне реальными «физическими» устройствами: реле, электродвигателем, транзисторами итп. Так что приведу кратенькую характеристику технической части, тот состав который был на момент всех танцев с бубном.

Основные узлы

Тяговый двигатель — коллекторный универсальный. Может работать как от постоянного, так и от переменного тока. Рабочее напряжение 220 вольт.

image

:)

Аккумуляторная батарея — 25 свинцово-кислотных ячеек по 6 вольт фирмы Casil, соединённых последовательно, по итогу получаем батарею 150-160 вольт. Она установлена сзади и перемотана синей изолентой, всё как положено

image

Двигатель приводил колёса в движение через червячный редуктор с передаточным числом i=10. На фото видно, что двигатель сочленен с редуктором с помощью небольшого валика, он был выточен специально.

Читать статью  Магазины автоэлектроники в Екатеринбурге

image

Системы торможения, то есть тормозного диска с суппортом не было в принципе. Поставить физический тормоз на тот момент не получалось. Поэтому торможение двигателем оставалось единственным реальным вариантом, так что управление торможением машины тоже пришлось брать на себя контроллеру.

Контроллер для блока управления

В принципе простой контроллер для электромобиля можно собрать и на «рассыпухе». Но хотелось бы, чтоб была возможность всё красиво настраивать с помощью программы, 21 век всё-таки. Путём долгих высоконаучных рассуждений за ужином я решил, что за основу контроллера стоит взять чип фирмы Microchip — pic16f877a, вот его краткие характеристики:

image

На тот момент я не очень шарил в электронике, и изначально хотел делать схему до безобразия тупой — двигатель включён или двигатель отключен, но вместо реле поставить транзисторный ключ, дабы ничего не щёлкало и не горело. Но решил, что риск оправдан, я ничего не терял да и просто хотелось сделать что-то стоящее. Так что остановился на связке микроконтроллер + силовой полевой транзистор в качестве ключа. Ручку газа и кнопку реверса вывел на руль.

Особенности схемы

При выборе транзистора я не скупился и выбрал IRFP4227PBF — N-канальный полевой транзистор (открывается положительным импульсом) на напряжение 200 вольт и максимальный ток 130 ампер. Корпус TO-247AC. Но, забегая вперед скажу — я смог сжечь и его.

image

PWM — что это такое и с чем её едят

Раз я использовал микроконтроллер в связке с полевым транзистором, то грех было не попробовать использование pwm/шим в схеме. Что такое шим? Широтно-импульсная модуляция (ШИМ, англ. pulse-width modulation (PWM)) — процесс управления мощностью методом пульсирующего включения и выключения прибора. — спасибо Википедии.

Достоинство такого способа управления транзистором: он во время работы находится в двух состояниях — либо полностью закрыт, тока нет и ничего не греется, либо он полностью открыт и сопротивление его составляет несколько милиом, соответственно в тепло на самом транзисторе рассеиваются какие-то доли ватта тепла, ну или единицы ватт, схема едва тёплая при таком режиме работы. И такой процесс — отрыть/закрыть происходит тысячи раз в секунду. Это называется частотой шим. Так же есть такая вещь, которая называется «скважность». Переводя на человеческий язык — эта цифра показывает какую долю времени открыт транзистор. Если чуть углубиться — допустим у нас частота ШИМ-синала 1000 герц. Значит транзистор открывается и закрывается 1000 раз за секунду, и процесс переключения между включено и выключено 1/1000 доля секунды. Величина 1/1000 — это период частоты. А с помощью скважности мы показываем какую часть времени от периода транзистор открыт и через него течет ток. Для примера: в программе скважность 255 — это максимальная мощность, 127 — 50%, 0 — транзистор закрыт.

Читать статью Электроника для авто на алиэкспресс

Для генерации такой частоты применялся встроенный в чип «физический» контроллер, хотя есть возможность программной реализации, но в этом случае контроллер только и будет делать, что генерировать на выводе частоту с заданным периодом и скважностью. А с использованием контрллера из переферии МК можно было и генерировать сигнал, и чтоб программа делала что-то ещё.

Чем дальше в лес, тем злее волки — от частоты ШИМ зависит и то, насколько будет эффективно работать электропривод. Я пробовал разные частоты, от 2 до 15 килогерц, каждый раз это менялось программно. Честно говоря особой разницы не успел заметить, но уверен что она есть. К сожалению данных по этому вопросу не удалось получить в достаточном количестве. Единственное, что заметил — с разной частотой пищала машина во время работы. Кстати, если кто-то замечал в метро, электробусах и поездах, что во время старта слышно гул, писк, завывание — это как-раз таки пищат обмотки двигателя из-за работы на частотах контроллера. Очень это заметно на поезде «Ласточка», который по МЦК ходит, во время старта.

Подводные камни в алгоритме работы

Следующая проблема была с реверсом двигателя. Двигатель коллекторный, у него две обмотки — неподвижная — статор, на корпусе, и вращающаяся — ротор. Для изменения направления вращения необходимо развернуть направление тока в одной из обмоток, не меня направления в другой. Для этого использовались два реле, срабатывали они одновременно, «перекидывая» схему на реверс при подаче на них питания. Но в первом варианте прошивки была ошибка — реле переключились под нагрузкой. Как итог теста под нагрузкой — два сгоревших реле, так как двигатель — индуктивная нагрузка и на контактах реле была нехилая такая дуга, контакты просто расплавились и сгорели во время переключения.

Выход из ситуации — вводим в программу условие, что перед переключением снимаем нагрузку выкручивая скважность PWM-сигнала на 0, перекидываем реле, и опять включаем мощность на заданный уровень. Именно так и работали тормоза на машине — реверсом. Только хардкор — никаких датчиков и энкодеров, ничего. А вот и фото релюшки, это вроде как реле стартера от жигулей. Если переключать их не под нагрузкой, то вполне работают и с высокими напряжениями, 160 вольт при 15 амперах держали, но допускаю, что контакты грелись ввиду малого сечения.

image

image

После я допилил прошивку и мощность поднималась плавно до заданного уровня. А это уже исключает удары в трансмиссии и нагрузку на узлы. Вот так одна строчка в программе может увеличить срок службы агрегата.

Соединяем контроллер с транзистором правильно

Оставалось только правильно сочленить транзистор с контроллером. Сделал я это несколько не правильно, через оптическую пару, напрямую. Но эта схема прокатывает при работе с низкими напряжениями, при высоких рабочих напряжениях постоянно сгорал затвор транзистора, да и для управления нужен двухтактный драйвер. Нормальная схема приведена ниже. Но тем не менее на один раз схемы с оптической парой хватило, каким-то чудом на тест драйве она работала, а выгорать начала сразу после него. Вот схема «правильного» драйвера, только в моём варианте ещё была развязка оптикой от контроллера. Картинка взята с Drive2:

image

Несколько интересных моментов

  • При старте электродвигатель потребляет в разы больше электричества даже без нагрузки. А при заторможенном во время старта роторе графитовые щётки начинали дымиться.
  • В тот момент, когда на машине сгорает транзистор — она начинает ехать сама, ибо батарею от двигателя отделяет только транзистор. Так что введение схем защиты оправдано, если не хочешь бежать за машиной и молиться, чтоб она никого не сбила.
  • Двигатель, который я использовал, взят из стиральной машинки. Обороты без нагрузки у него заявлены 14000 — верится слабо, но на шильдике была именно эта цифра. Хотя он прекрасно тянет «с низов».
  • Напряжение на батарее проседает, без нагрузки у меня оно было около 150 вольт, под нагрузкой спокойно может быть 140. А если батарея подсевшая то и 130, из-за этого на свежих батареях первые несколько минут машина могла ехать очень хорошо, потом когда батареи тратили где-то 20-30% энергии, то начинался более менее рабочий режим, машина ехала медленнее, медленнее разгонялась, но это было не так заметно. Когда батареи съедали примерно 70% заряда, то езда превращалась в черепаший ход.
  • У меня получилось сжечь даже довольно мощный транзистор из-за перенапряжения на его затворе. Для защиты от этого нужно зашунтировать затвор транзистора диодом на + источника питания драйвера транзистора.
  • Реле подключались к МК с помощью маломощных транзисторных ключей на небольших полевичках.

В конце концов получилось то, что на видео

Вообще мои опыты с электроприводом начались ещё в школе и я испробовал много разных конструкций, но это самая удачная схема на тот момент. Если материал понравится, то напишу отдельный пост про всю эпопею.

Похожие записи:

  1. Дополнительное оборудование, электроника
  2. Электрооборудование автомобиля. Устройство и работа. Особенности
  3. Зу для акб автомобиля автоэлектрика
  4. Курс профессиональной переподготовки по специальности «Автоэлектрик-диагност»

Источник https://sdelaysam-svoimirukami.ru/5937-kak-peredelat-legkij-motocikl-v-jelektrobajk.html

Источник https://www.drive2.ru/communities/9/

Источник https://myautolider.ru/elektrika/svoimi-rukami-avto-moto-elektronika/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: