Организация пожарной безопасности в автосервисе
Возгорание в автомастерской и СТО может привести к повреждению материальных ценностей самого предприятия, причинить ущерб собственности клиента, который отдал на ремонт транспортное средство, и, конечно, нанести вред здоровью сотрудников. В связи с этим к пожарной безопасности в автосервисе предъявляются высокие требования.
Причины возникновения пожаров в автосервисах и СТО
К возгоранию в автомастерских и на станциях технического обслуживания нередко приводит нарушение техники безопасности в работе. Наиболее распространенные из них:
- курение на рабочем месте;
- неосторожное обращение с источником огня, в том числе подогрев двигателя открытым пламенем;
- подзарядка автомобильного аккумулятора, не снятого с транспортного средства;
- нарушение техники безопасности в процессе пайки, резки, сварки металла;
- промывка деталей автомобиля с использованием горючих и легковоспламеняющихся средств.
Помимо нарушений требований пожарной безопасности в автосервисе и СТО причинами могут стать короткое замыкание, неправильная эксплуатация электрооборудования (приборов обогрева, вентиляторов, чайников и пр.), несвоевременный ремонт оборудования, хранение легковоспламеняющихся веществ в непосредственной близости от места проведения работ с открытым огнем.
Основные требования пожарной безопасности
Пожарные требования к автосервисам и СТО изложены в ФЗ № 69 (гл. 1, п. 2-3, 12 и пр.). Согласно им, безопасность должна быть обеспечена следующим образом:
- На территории автосервиса должна проводиться своевременная уборка горючих и пожароопасных материалов, включая отходы, образовавшиеся в процессе работы.
- Нельзя загромождать входы в помещение и пути эвакуации, устанавливать глухие решетки на окнах.
- Необходимо регулярно проводить уборку помещения.
- В конце рабочего дня необходимо вывозить мусор с территории автосервиса, а зимой освобождать ее от снега.
- Следует регулярно проверять исправность автоматической пожарной сигнализации.
- Если в помещении установлены устройства самозакрывания дверей, следует проводить их контроль.
- Недопустимо хранение пожароопасных веществ и материалов.
- Нельзя проводить работы с огнем в непредусмотренных для этого местах, уборку с использованием легковоспламеняющихся жидкостей.
- Персонал должен контролировать исправность электропроводки и оборудования, которое используется в работе. Если обнаружен перегрев изоляционной оболочки кабелей, следует немедленно отключить их от источника питания.
- Помещение автосервиса снабжается минимум двумя огнетушителями. При этом сотрудники должны знать, как пользоваться ОТ, в каких случаях их следует применять.
- Персонал следует регулярно инструктировать о том, как предотвращать и правильно себя вести в случае задымления и возгорания.
- На стенах необходимо разместить план эвакуации из помещения, ознакомить с ним всех сотрудников, назначить должностных лиц ответственными за пожарную безопасность. Они должны следить за выполнением правил и организацией работы в автосервисе или СТО с точки зрения ПБ.
Чтобы обеспечить надежную защиту автомастерских и СТО, используют системы пожарной сигнализации, аварийного освещения, оборудуют противодымную вентиляцию. При этом пожарные датчики должны вовремя реагировать на признак пожара. Если используется питание от батареек, необходимо регулярно проверять состояние каждого устройства.
Эффективный способ предотвратить распространение огня и вовремя справиться с возгоранием — установка автоматических генераторов огнетушащего аэрозоля. В этом случае система сработает, даже если в помещении не будет ни одного человека. Использование автоматических установок исключает риск распространения пожара, минимизирует материальные потери в случае возгорания.
Генераторы для защиты автосервиса и СТО от пожара
Компания АО «НПГ Гранит-Саламандра» предлагает эффективное решение по защите автосервисов и СТО от пожаров. Системы борьбы с возгоранием на базе огнетушащего аэрозоля работают в автоматическом режиме.
Преимущества установок
- высокая эффективность. Аэрозольные системы обладают огнетушащей способностью q = 50 мг/м3 — самой высокой среди других средств ликвидации пламени по всей площади;
- компактность и автономность. Установки не занимают много места и функционируют без подключения дополнительных коммуникаций;
- температурный диапазон работы — от минус 50 до плюс 50 °С;
- системы просто монтировать в любой части помещения;
- в состав аэрозоля не входят опасные для здоровья людей и окружающей среды вещества.
Оптимальное количество установок и общее количество огнетушащего вещества определяются в соответствии с внутренним объемом помещения, его планировкой и другими особенностями. Специалист АО «НПГ Гранит-Саламандра» произведет необходимый расчет для правильного выбора систем. Вы можете ознакомиться с примером расчета оборудования для автосервиса 15х7х4 м (внутренний объем 420 м³) при использовании огнетушащего аэрозольного генератора АГС — 8/2.
Требования ПБ к автосервису: на что обратить внимание, когда горят колеса
Автосервис — место повышенной пожарной опасности. Бензин, промасленная ветошь, резиновые покрышки. Все это — не только привычная обстановка любой мастерской, но и возможная причина быстрого возгорания.
Как избежать ЧП и примерно соблюдать все правила пожарной безопасности в автосервисе? Об этом рассказывают сотрудники «ПожСистемСтрой».
Регламентирующие документы
Прежде чем начать подготовку списка документов, следует уточнить, что универсальных регламентов не существует. Так, если вы раздобыли стандартную инструкцию по пожарной безопасности без указания характеристик объекта и особенностей производства, инспектор признает ее недействительной и будет совершенно прав: согласно новым нормативам противопожарного режима РФ от 2021 года документ должен составляться с учетом особенностей конкретного здания и профиля работы.
Деятельность автомастерской регламентируют следующие бумаги:
- ВСН 01–89 — о строительных нормах;
- СП 7.13130.2009 — отопление, вентиляция, кондиционирование;
- ФЗ РФ №123 от 22 июля 2008 года — требования пожарной безопасности;
- ФЗ РФ №69 от 21 декабря 1994 — основы обеспечения ПБ;
- СП 5.13130.2009 — о системах защиты от огня;
- ПП N 390 от 25.04.12 — о противопожарном режиме;
- НПБ 88–2001 — об установках тушения;
- Приказ МЧС РФ № 645 от 12.12.2007 г. и НПБ по обучению мерам пожарной безопасности.
Какие документы должны быть у владельца автосервиса:
- Приказ о назначении ответственного за ПБ.
- Приказ о проведении инструктажей и проверок.
- Инструкции о мерах ПБ:
- в покрасочном отделении
- на автомойке
- в шиномонтажной мастерской
- а также отдельный регламент по действию работников в случае ЧС
- График инструктажей (вводного, первичного, на рабочем месте, повторного) и журнал их проведения с подписями всех сотрудников.
- Таблички на всей территории автосервиса: «категория помещений», «расстояние до водоисточника», «курение и открытый огонь запрещены», «место хранения ключей».
- Журнал использования противопожарных систем с комплектом документации для каждого прибора.
Как видите, пакет бумаг довольно объемный. Помимо перечисленного, на видном месте мастерской должен размещаться план эвакуации — одна из главных позиций, на которую смотрит любая проверка.
Класс пожарной опасности
Степень пожарной безопасности в автосервисе определяется классом. Он присваивается в зависимости от назначения строения и по ряду других критериев. Так, выделяют несколько классов:
- Помещения, в которых люди находятся временно — гостиницы, общежития или хостелы.
- Здания, предназначенные для мероприятий, например, театры, арены, концертные залы.
- Обслуживающие сооружения — вокзалы, банки.
- Дома с массовым скоплением детей, подростков и молодых людей — сады, школы, университеты, научно-исследовательские институты.
- Склады и различные производства.
Каждый класс содержит в себе подклассы. Например, 5 класс делится на:
- Ф 5.1 – сооружения с размещенными внутри производствами и лабораториями;
- Ф 5.2 – здания складского типа, автостоянки и архивы;
- Ф 5.3 – сельскохозяйственные организации.
Автосервис имеет маркировку Ф5.2. Кроме класса, каждому помещению присваивается категория взрывоопасности (самая высокая А, наиболее безопасная Д). На этот показатель влияют следующие параметры:
- размер строения;
- высота потолков и этажность;
- температуры внутри здания;
- отделочные материалы для пола и стен;
- наличие вентиляции и противопожарной системы.
Независимо от присвоенного класса и категории, в помещении автосервиса необходимо соблюдать некоторые правила:
- вовремя вывозить мусор, не накапливать его в проходах;
- всю промасленную ветошь хранить в отдельном металлическом ящике;
- сварочные работы проводить в строго отведенном месте;
- по графику проверять освещение и электропроводку.
Само собой, всегда должны быть доступны огнетушители и свободно открываться эвакуационный выход.
Основные требования пожарной безопасности
Ответственность за безопасность помещения возлагается на руководителя. Вот что он должен обеспечить на территории автосервиса:
- оборудовать место для курения;
- установить порядок уборки и хранения промасленной ветоши и рабочей одежды;
- определить порядок выключения всех приборов и обесточивание помещения в конце рабочего дня;
- регламентировать проверки и закрытия помещений, действия персонала при пожаре, проведение огнеопасных работ;
- установить сроки и порядок прохождения противопожарного инструктажа, назначить ответственных сотрудников.
Помимо этого, существуют требования к помещению, электроприборам, вентиляции, пожарной сигнализации и плану эвакуации.
Требования к помещению
Необходимая площадь рассчитывается исходя из видов работ, их объема и размеров ТС, ремонтируемых на данном СТО. За минимум принято считать 5 кв. метров на одного работника без учета техники.
В автосервисе обязательно должны быть санузел, душ и раздевалка со шкафчиками, где сотрудники могут переодеть комбинезоны и оставить свою одежду.
Что касается отделки помещения, то материалы должны быть устойчивы к действию бензина, масел и воды. Окрашивание стен масляными красками допустимо не менее, чем на высоте ⅔ от пола, а пол должен быть облицован плиткой.
В помещении необходимы центральное отопление, канализация, холодная и горячая вода, искусственное и естественное освещение, вентиляция.
Требования к освещению и проводке
Требования к вентиляции
Швы и стыки обрабатываются герметиком, элементы вентиляции находятся в защитном коробе, который должен быть доступен для проведения осмотра и ремонта.
Подробнее о требованиях пожарной безопасности к вентиляции читайте в отдельной статье.
Требования к пожарной сигнализации и другим АПС
Стандартный набор оборудования ПБ для мастерской:
- извещатели дымовые, тепловые или ручные, датчики пламени;
- оповещатели световые (светодиодные указатели), голосовые;
- панель контроля, принимающая сигнал ЧС и передающая его пожарной службе.
Все оборудование монтируется только работниками МЧС или сторонними организациями, имеющими соответствующую лицензию, например, «ПожСистемСтрой».
Чтобы убедиться, что ваш автосервис безопасен и инспектор не выпишет крупный штраф, закажите пожарный аудит! Наш сотрудник проверит все, на что может посмотреть официальная комиссия, и подготовит подробный отчет с рекомендациями по исправлению.
Добровольный аудит не только экономит на возможных штрафах, но и освобождает от плановых проверок МЧС на 3 года.
Пожарная безопасность на сто легковых автомобилей
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ МЧС России от 17 декабря 2021 г. № 880 “Об утверждении свода правил «Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности”
Обзор документа
Приказ МЧС России от 17 декабря 2021 г. № 880 “Об утверждении свода правил «Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности”
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 1 , пунктом 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 2 , пунктом 3 Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № 624 3 , приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2022 г. прилагаемый свод правил «Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности».
2. Признать утратившими силу со дня введения в действие свода правил «Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности» приказ МЧС России от 21 февраля 2013 г. № 117 «Об утверждении свода правил «Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности».
3. Признать утратившим силу со дня введения в действие свода правил «Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности» раздел 6.11 приложения к приказу МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 288 «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (в редакции приказов МЧС России от 18 июля 2013 г. № 474 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 288 «Об утверждении свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» и от 14 февраля 2020 г. № 89 «Об утверждении изменения № 1 к своду правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденному приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. № 288».
Временно исполняющий
обязанности МинистраА.П. Чуприян 1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 30, ст. 3579.
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2882.
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 28, ст. 4749.
УТВЕРЖДЕН
приказом МЧС России
от 17.12.2021 г. № 880Свод правил
“Стоянки автомобилей
Требования пожарной безопасности”Parkings. Fire safety requirements
Дата введения __________
Настоящий проект свода правил не подлежит применению до его утверждения
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 29 июня 2016 г. № 162-ФЗ «О Стандартизации в Российской Федерации», а правила применения сводов правил — Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Сведения о своде правил
1. Разработан и внесен Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» МЧС России (ФГБУ ВНИИПО МЧС России).
2. Утвержден и введен в действие Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от _______ № ________.
3. Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии ________________.
4. Взамен СП 154.13130.2013 и раздела 6.11 СП 4.13130.
Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.
Настоящий свод правил не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации.
1. Область применения
1.1. Настоящий свод правил применяется при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении зданий, сооружений, помещений и площадок для стоянки колесных транспортных средств [1], в т.ч. гибридных и электромобилей.
1.2. Настоящий свод правил не распространяется на объекты, предназначенные для ремонта и технического обслуживания автомобилей, на стоянки для автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, на стоянки автомобилей, работающих на водороде и сжиженном природном газе, а также автомобилей, перевозящих взрывчатые, ядовитые, инфицирующие и радиоактивные вещества.
2. Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и своды правил:
ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности;
СП 1.13130 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы;
СП 2.13130 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты;
СП 3.13130 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности;
СП 4.13130 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям;
СП 6.13130 Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности;
СП 7.13130 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности;
СП 8.13130 Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности;
СП 10.13130 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности;
СП 12.13130 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности;
СП 113.13330 Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*;
СП 484.1311500 Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования;
СП 485.1311500 «Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;
СП 486.1311500 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Нормы и правила проектирования».
Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем своде правил применены термины, содержащиеся в СП 113.13330, [1], [2], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Газобаллонный автомобиль: Автотранспортное средство с двигателем, работающим на компримированном природном или сжиженном углеводородном газе.
3.2. Пост: Рабочее место (на открытой площадке или в помещении) для обслуживания одного автомобиля.
4. Требования к размещению
4.1. Противопожарные расстояния от жилых и общественных зданий, сооружений до наземных, наземно-подземных зданий, сооружений стоянок автомобилей должны приниматься в соответствии с п. 4.3 и табл. 1 СП 4.13130 как до зданий складского назначения. Противопожарные расстояния между зданиями автостоянок, а также до зданий, сооружений производственного, складского должны приниматься в соответствии с требованиями, предусмотренными для зданий на территориях производственных предприятий в соответствии с разделом 6 СП 4.13130.
В случае пристраивания автостоянки к жилым и общественным зданиям, сооружениям противопожарные расстояния от указанных пристроек до соседних зданий и сооружений должны определяться как для зданий складского назначения. От зданий со встроенными автостоянками противопожарные расстояния определяются исходя из функционального назначения основного здания.
4.2. Подъезды и проезды для пожарных автомобилей к зданиям, сооружениям автостоянок следует принимать в соответствии с требованиями [2] к зданиям складского назначения на территориях промышленных предприятий и СП 4.13130.
5. Требования к зданиям, сооружениям и пожарным отсекам
5.1. Стоянки автомобилей могут размещаться в зданиях ниже и/или выше уровня земли, состоять из подземной и наземной частей (подземных и наземных этажей, в том числе с использованием кровли (покрытия) этих зданий), пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располагаться в наземных или в подземных, подвальных, цокольных этажах, а также размещаться на открытых площадках.
5.2. Требуемую степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности, допустимые этажность и площадь этажа в пределах пожарного отсека для зданий или сооружений стоянок автомобилей следует принимать в соответствии с СП 2.13130. Для стоянок автомобилей с полуэтажами общее число этажей определяется как число полуэтажей, деленное на два, площадь этажа определяется как сумма двух смежных полуэтажей. При использовании конструкций, имеющих непрерывный спиральный пол, каждый полный виток следует рассматривать как ярус (этаж).
5.3. Встраивать (пристраивать) стоянки автомобилей в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1 и Ф4.1, а также в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф5 категорий А и Б по взрывопожарной опасности не допускается.
5.4. Стоянки автомобилей допускается встраивать в здания других классов функциональной пожарной опасности I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1. При этом стоянки автомобилей (включая механизированные) должны выделяться в отдельный пожарный отсек противопожарными преградами в соответствии с СП 2.13130, имеющий степень огнестойкости не менее степени огнестойкости здания, в которое они встраиваются.
5.5. Стоянки автомобилей допускается пристраивать к зданиям других классов функциональной пожарной опасности. При этом стоянки автомобилей (включая механизированные) должны отделяться от этих зданий противопожарными стенами 1-го типа. В зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.4 пристроенные стоянки автомобилей владельцев дома следует отделять противопожарными стенами 2-го типа или перегородками 1-го типа.
5.6. В здания класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 допускается встраивать стоянки автомобилей закрытого типа. В указанных зданиях I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1 в нижнем этаже (первом, либо цокольном) допускается предусматривать открытые одноуровневые автостоянки автомобилей, предназначенные только для жильцов.
5.7. В здания класса функциональной пожарной опасности Ф1.4 стоянки автомобилей жильцов дома допускается встраивать независимо от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания. При этом стоянка автомобилей должна отделяться конструкциями с пределом огнестойкости не ниже (R)EI 45. Дверь между стоянкой автомобилей и жилыми помещениями должна быть противопожарной с пределом огнестойкости не ниже EI 30 (с уплотнением в притворах и устройством для самозакрывания) и не должна выходить непосредственно в спальное помещение.
5.8. В стоянках автомобилей с полумеханизированной парковкой, размещаемых в зданиях не ниже II степени огнестойкости (в подземных стоянках не ниже I степени огнестойкости) и класса конструктивной пожарной опасности С0, допускается в пределах одного этажа предусматривать двухуровневое хранение автомобилей. При этом предел огнестойкости междуэтажных перекрытий следует предусматривать не менее REI 90.
5.9. Хранение электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей в том числе с организацией машиномест с оборудованием для их зарядки, допускается осуществлять совместно с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания.
Машиноместа для электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, оснащенные оборудованием для зарядки, допускается размещать на открытых площадках, а также в открытых и закрытых автостоянках класса конструктивной пожарной опасности С0, С1 (за исключением механизированных и полумеханизированных стоянок автомобилей). В закрытых автостоянках указанные машиноместа допускается размещать не ниже 1-го подземного или подвального этажа и использовать только для зарядки автомобилей с аккумуляторами, не выделяющими при зарядке и эксплуатации горючие газы.
5.10. Для стоянок автомобилей, пристроенных или встроенных в жилые и общественные здания (кроме зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.4) в целях ограничения распространения пожара следует предусмотреть одно из следующих мероприятий:
— обеспечить расстояние от проемов помещений для хранения автомобилей и проемов закрытых рамп до низа ближайших вышележащих оконных проемов здания другого назначения не менее 4 м или заполнение указанных оконных проемов предусмотреть противопожарным с пределом огнестойкости не менее Е 15;
— предусмотреть над проемами помещений для хранения автомобилей и проемами закрытых рамп глухие козырьки либо балконы или галереи из материалов группы горючести не ниже Г1, выступающие от плоскости стены не менее чем на 1 м и перекрывающие ширину проема с каждой стороны не менее чем на 0,5 м.
Для оконных проемов, выходящих в лоджии шириной не менее 1 м с ограждающими конструкциями из материалов группы горючести не ниже Г1, дополнительные мероприятия не требуются.
Во всех указанных случаях участки наружных стен с внешней стороны с фасадными системами на расстоянии 4 м от краев проемов помещений для хранения автомобилей и закрытых рамп должны иметь класс пожарной опасности КО, с применением облицовки, отделки и теплоизоляции из материалов группы горючести не ниже Г1.
5.11. Для встроенных или пристроенных стоянок автомобилей сообщение с частью здания общественного назначения в пределах этажа следует предусматривать с устройством тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. В зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 сообщение автостоянки с жилой частью в пределах этажа не допускается, а с помещениями классов функциональной пожарной опасности Ф1.1 и Ф4.1, размещенными в зданиях иного функционального назначения, не допускается как в пределах этажа, так и посредством общих лестничных клеток и лифтов.
Сообщение между смежными пожарными отсеками стоянок автомобилей, а также между пожарными отсеками стоянок автомобилей и другими отсеками класса функциональной пожарной опасности Ф 5 следует предусматривать через проемы с противопожарным заполнением 1-го типа.
5.12. Для обеспечения вертикальной функциональной связи стоянки автомобилей и частей здания иного назначения следует предусматривать выходы из лестничных клеток и лифтовых шахт стоянки во входной вестибюль здания другого значения, с устройством на этажах стоянки тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.
5.13. Допускается предусматривать общие лестничные клетки и лифты, обеспечивающие вертикальную связь стоянки автомобилей с другими частями (кроме входного вестибюля) жилого или общественного здания. При этом пределы огнестойкости шахт лифтов должны составлять не менее REI 120, а дверей шахт лифтов — не менее EI 60.
5.14. Выходы из общих лифтов, обеспечивающих вертикальную связь стоянки автомобилей с другими частями (кроме входного вестибюля) жилого или общественного здания, в помещения хранения автомобилей встроенных и встроенно-пристроенных автостоянок следует предусматривать одним из следующих способов:
через тамбур-шлюзы 1-го типа с обеспечением раздельной подачи наружного воздуха в такие тамбур-шлюзы, а также в надземную, подземную часть общих лифтовых шахт. При этом расход воздуха подаваемого в тамбур-шлюзы следует рассчитывать для условия обеспечения средней скорости истечения воздуха через открытые двери этих тамбур-шлюзов не менее 1,5 м/с, а двери таких тамбур-шлюзов должны быть в дымогазонепроницаемом исполнении;
через парно-последовательно расположенные тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре.
5.15. Для общих лестничных клеток, обеспечивающих вертикальную связь стоянки автомобилей с другими частями (кроме входного вестибюля) жилого или общественного здания, следует предусматривать устройство на всех этажах стоянки автомобилей перед входами (выходами) в лестничные клетки тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре, а также подпора воздуха в объем общих лестничных клеток отдельными системами.
В зданиях высотой не более 28 м допускается предусматривать устройство парно-последовательно расположенных тамбур-шлюзов на этажах стоянки с подпором воздуха при пожаре без организации подпора воздуха в объем общих лифтовых шахт и лестничных клеток.
5.16. В наземных закрытых стоянках автомобилей высотой более 15 м и подземных стоянках, имеющих три подземных этажа и более, следует предусматривать в каждом пожарном отсеке, за исключением пожарных отсеков содержащих только рампы без хранения автомобилей, лифт для транспортирования пожарных подразделений, соответствующий требованиям ГОСТ Р 53296.
5.17. Стоянки автомобилей закрытого типа для газобаллонных автомобилей должны предусматриваться в отдельно стоящих зданиях и сооружениях I — IV степеней огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0. Рампы в таких стоянках должны быть изолированные, а помещения для хранения газобаллонных автомобилей размещаться только в наземных этажах. При совместном хранении с автомобилями, работающими на бензине или дизельном топливе, газобаллонные автомобили следует размещать на верхних этажах, либо в боксах, имеющих непосредственный выезд наружу из каждого бокса.
Размещение газобаллонных автомобилей на этажах стоянок автомобилей открытого типа (в том числе механизированных) не нормируется.
6. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям
6.1. Общие требования
6.1.1. Категории зданий и помещений стоянок автомобилей (за исключением пристроенных (встроенных) к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф1.4) по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять расчетом в соответствии с СП 12.13130. При этом помещения хранения транспортных средств, работающих на бензине и дизельном топливе, гибридных и электромобилей следует относить к пожароопасным категориям и расчет проводить в соответствии с Приложением Б СП 12.13130.
Помещения хранения автомобилей с наличием газобаллонных автомобилей (в том числе при совместном хранении с автомобилями, работающими на бензине или дизельном топливе, гибридными и электромобилями) следует относить к пожароопасным категориям, если свободный объем помещения, определяемый по п.А.1.4 СП 12.13130 превышает допустимый, определяемый по формуле (1):
где: m — масса газа (определяемая по СП 12.13130), которая может поступить в помещение при аварии топливной системы автомобиля, кг;
— удельная теплота сгорания топлива, МДж/кг;
Z — коэффициент участия топлива во взрыве (по СП 12.13130).
Если свободный объем помещения хранения транспортных средств с наличием газобаллонных автомобилей меньше минимально допустимого, определенного по формуле (1), то оно должно быть оборудовано:
— непрерывно действующей системой автоматического контроля загазованности с установкой сигнализаторов до взрывоопасных концентраций газов и паров;
— аварийной вентиляцией кратностью, определяемой расчетом, но не менее 5 объемов в час с 100%-м резервированием вентиляторов;
— электроснабжением аварийной вентиляции по первой категории надежности.
6.1.2. В закрытых автостоянках площадь помещения с наличием машиномест с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей не должна превышать 1200 . В случае превышения указанной площади часть помещения, содержащая машиноместа с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, должна быть выделена в отдельную пожарную секцию площадью не более 1200 одним из следующих способов:
— противопожарными перегородками 1-го типа;
— зонами (проездами), свободными от пожарной нагрузки, шириной не менее 8 метров;
— зонами (проездами), свободными от пожарной нагрузки, шириной не менее 6 м с устройством посередине зоны дренчерной завесы в одну нитку с расчетным числом оросителей при обеспечении по всей длине удельного расхода 1 или автоматически опускающимися при пожаре на расчетную высоту противодымными экранами (шторами).
В автостоянках допускается предусматривать не более 10 машиномест с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей без указанного выделения части здания в пожарную секцию.
При этом следует обеспечить организационные мероприятия, направленные на недопущение размещения пожарной нагрузки в пределах указанных зон (проездов).
6.1.3. В зданиях (пожарных отсеках) стоянок автомобилей допускается предусматривать служебные помещения для персонала, технического назначения, помещения для посетителей в соответствии с СП 113.13330, кладовые для хранения автомобильных шин, а также другие помещения в соответствии с требованиями настоящего свода правил.
В подземных стоянках насосные станции пожаротушения и водоснабжения, трансформаторные подстанции допускается размещать не ниже первого (верхнего) подземного этажа сооружения. Трансформаторные подстанции в подземных стоянках допускается предусматривать только с сухими трансформаторами или с трансформаторами, заполненными негорючей жидкостью.
6.1.4. Хранение автомобильных шин следует предусматривать в отдельных помещениях, отделенных от стоянки автомобилей противопожарными стенами 2-го типа (перегородками 1-го типа), а в зданиях IV степени огнестойкости — перегородками 2-го типа.
Площадь каждого из помещений для хранения автомобильных шин, расположенных в цокольных и подземных (подвальных) этажах не должна превышать 50 .
6.1.5. Помещения или группы помещений для сервисного обслуживания автомобилей (постов технического обслуживания и текущего ремонта (ТО и ТР), диагностирования и регулировочных работ и т.п.) за исключением помещений или групп помещений, в которых осуществляется только мойка автомобилей, должны быть отделены от стоянки автомобилей противопожарными стенами 2-го типа (перегородками 1-го типа) и перекрытиями 3-го типа. Размещение помещений или групп помещений для сервисного обслуживания автомобилей (за исключением помещений, в которых осуществляется только мойка автомобилей), а также помещений, отнесенных к категориям А и Б по взрывопожарной опасности, в подземных (подвальных) и цокольных этажах зданий стоянок автомобилей не допускается.
6.1.6. Допускается по периметру стен автостоянки, на расстоянии не менее 8 метров от эвакуационных выходов, устанавливать шкафы из негорючих материалов глубиной не более 1 м, шириной, ограниченной границей машиноместа. При этом габаритные размеры шкафа не должны нарушать функции систем противопожарной защиты. Установка шкафов должна обеспечивать сохранение минимально допустимых размеров машино-места (5,3 х 2,5 м).
Шкафы оборудуются установками (устройствами) пожаротушения.
6.1.7. В помещениях для хранения автомобилей в местах выезда (въезда) на рампу или в смежный пожарный отсек, по контуру этажей открытых стоянок автомобилей и стоянок автомобилей с полуэтажами, а также на покрытии (при размещении там стоянки автомобилей) должны предусматриваться мероприятия по предотвращению возможного растекания топлива (устройство пандусов-порогов, лотки для стекания топлива и др.).
6.1.8. В стоянках автомобилей закрытого типа общие для всех этажей рампы, при двух и более этажах стоянок автомобилей, должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей, ТО и ТР, противопожарными преградами, воротами (дверями) и тамбур-шлюзами с подачей воздуха при пожаре согласно таблице 1.
Тип стоянок автомобилей Предел огнестойкости ограждающих конструкций рампы (противопожарных преград), мин, не менее Требования по необходимости устройства тамбур-шлюза Стен (перегородок) Ворот (дверей) Подземная REI (EI) 45 EI 30 Тамбур-шлюз глубиной, обеспечивающей открывание ворот, но не менее 1,5 м Наземная REI (EI) 15 EI 15 Не требуется Вместо тамбур-шлюзов, отделяющих помещения хранения автомобилей подземных стоянок автомобилей от изолированных пандусов (рамп), допускается устройство сопловых аппаратов воздушных завес над противопожарными воротами со стороны помещений хранения автомобилей, обеспечивающих создание настильных воздушных струй при скорости истечения не менее 10 м/с, начальной толщине струй не менее 0,03 м и ширине струй не менее ширины защищаемых ворот.
6.1.9. В наземных закрытых стоянках автомобилей I и II степеней огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0, оборудованных системой автоматического пожаротушения, в изолированных рампах допускается взамен противопожарных ворот предусматривать противодымные экраны с вертикальными направляющими, выполненные из негорючих материалов и при пожаре перекрывающие поэтажно проем рампы сверху не менее чем на половину его высоты с защитой дренчерными завесами в две нитки с расходом воды не менее 1 л/с на метр ширины проема.
6.1.10. Покрытие полов зданий для стоянки автомобилей предусматривается из материалов, обеспечивающих группу распространения пламени по такому покрытию не ниже РП1.
6.2. Требования к подземным стоянкам автомобилей
6.2.1. В зданиях стоянок автомобилей при двух подземных этажах и более, выходы из подземных этажей в лестничные клетки должны предусматриваться через поэтажные тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. При организации подпора воздуха при пожаре в объем указанных лестничных клеток при входе в них допускается предусматривать тамбур, конструктивно соответствующий тамбур-шлюзу 1-го типа без подпора воздуха.
6.2.2. В подземных стоянках автомобилей не допускается разделение машиномест перегородками на отдельные боксы. Для выделения машиномест допускается применение сетчатого ограждения из негорючих материалов.
6.2.3. Помещения мойки должны размещаться не ниже первого подземного этажа и отделяться от помещений хранения автомобилей противопожарными стенами 2-го типа или перегородками 1-го типа. Обслуживание газобаллонных автомобилей в указанных помещениях мойки не допускается.
6.2.4. Отделка стен и потолков подземной стоянки автомобилей должна быть выполнена из материалов группы горючести не ниже Г1.
6.3. Требования к наземным стоянкам автомобилей
6.3.1. В зданиях наземных стоянок автомобилей закрытого типа I и II степеней огнестойкости для выделения мест хранения, принадлежащих гражданам, допускается предусматривать обособленные боксы. Перегородки между боксами должны иметь предел огнестойкости не менее EI 45, класс пожарной опасности К0. Ворота в этих боксах (за исключением ворот выездов, ведущих непосредственно наружу) следует предусматривать в виде сетчатого ограждения.
При наличии выезда из каждого бокса непосредственно наружу в одноэтажных зданиях класса конструктивной пожарной опасности С0 и двухэтажных зданиях I, II и III степеней огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0 перегородки и ворота допускается предусматривать из негорючих материалов с ненормируемым пределом огнестойкости. При этом в двухэтажных зданиях перекрытия должны иметь пределы огнестойкости не ниже REI 45.
6.3.2. Наземная стоянка открытого типа должна быть открыта с двух противоположных сторон наибольшей протяженности. Общая площадь открытых отверстий в наружных конструкциях должна составлять не менее 50% площади поверхности наружных ограждений на каждом ярусе (этаже). Для уменьшения воздействий атмосферных осадков над открытыми проемами могут предусматриваться козырьки из негорючих материалов. В качестве заполнения открытых проемов в наружных ограждающих конструкциях допускается применение сетки из негорючих материалов с живым сечением не менее 90%. Допускается обеспечение применение других защитных устройств при условии обеспечения проветривания автостоянки. Устройство боксов, сооружение стен и перегородок (за исключением стен и перегородок лестничных клеток, лифтовых шахт, безопасных зон, помещений технического назначения, помещений для обслуживающего персонала, санузлов) затрудняющих проветривание, не допускается.
В зданиях наземных стоянок открытого типа, запроектированных с естественным (без механического побуждения тяги) проветриванием и системой противодымной защиты, ширина здания (расстояние между открытыми проёмами в противоположных стенах наибольшей протяженности) не должна превышать 40 м.
6.3.3. В зданиях наземных автостоянок открытого типа IV степени огнестойкости ограждающие конструкции эвакуационных лестничных клеток и их элементов должны соответствовать требованиям, предъявляемым к лестничным клеткам зданий III степени огнестойкости.
6.4. Требования к механизированным стоянкам автомобилей
6.4.1. Механизированные стоянки автомобилей допускается проектировать наземными и подземными. Пристраивать наземные стоянки автомобилей к зданиям другого назначения допускается только к глухим противопожарным стенам 1-го типа.
Помещения подземных механизированных стоянок автомобилей должны предусматриваться в отдельном пожарном отсеке, выделенном противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.
6.4.2. Здания (сооружения) наземных механизированных стоянок автомобилей должны проектироваться класса конструктивной пожарной опасности С0. При проектировании наземных зданий (сооружений) IV степени огнестойкости допускается использовать незащищенный металлический каркас и ограждающие конструкции из материалов группы горючести не ниже Г1, без применения горючих теплоизоляционных материалов.
6.4.3. Высота наземных зданий (сооружений) механизированных стоянок должна составлять не более 9 этажей.
Блок механизированных стоянок автомобилей может иметь вместимость не более 100 машиномест.
Вместимость наземных блоков при высоте сооружения до 15 м допускается увеличивать до 150 машиномест.
6.4.4. При необходимости компоновки механизированной стоянки автомобилей из нескольких блоков их следует разделять в наземных зданиях (сооружениях) противопожарными стенами 2-го типа и противопожарными стенами 1-го типа в подземной части.
7. Требования к путям эвакуации и эвакуационным выходам
7.1. Требования пожарной безопасности к путям эвакуации и эвакуационным выходам должны соответствовать СП 1.13130.
В одноэтажных подземных стоянках для эвакуации допускается предусматривать обычные лестничные клетки без естественного освещения с выходом непосредственно наружу.
8. Требования к системам инженерно-технического обеспечения и противопожарной защиты
8.1. Системы противопожарной защиты, инженерные системы и оборудование стоянок автомобилей следует предусматривать с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности СП 3.13130, СП 484.1311500, СП 485.1311500, СП 486.1311500, СП 6.13130, СП 7.13130, СП 8.13130, СП 10.13130, кроме случаев специально оговоренных настоящим сводом правил.
8.2. В одно- и двух этажных стоянках автомобилей боксового типа с непосредственным выездом наружу из каждого бокса, а также стоянок владельцев, встроенных и пристроенных к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф1.4, допускается не предусматривать внутренний противопожарный водопровод, систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматическую установку пожаротушения, автоматическую пожарную сигнализацию.
8.3. Число струй и минимальный расход воды на одну струю на внутреннее пожаротушение отапливаемых стоянок автомобилей закрытого типа следует принимать: при объеме пожарного отсека от 0,5 до 5 тыс. — 2 струи по 2,5 л/с, свыше 5 тыс. — 2 струи по 5 л/с.
В неотапливаемых автостоянках системы внутреннего противопожарного водоснабжения выполняются в соответствии с СП 10.13130.
8.4. В подземных стоянках автомобилей внутренний противопожарный водопровод и автоматические установки пожаротушения должны иметь выведенные наружу патрубки с соединительными головками, оборудованные вентилями и обратными клапанами, для подключения передвижной пожарной техники в соответствии с СП 10.13130.
8.5. В системах пожарной сигнализации для помещений хранения автомобильных шин следует применять дымовые пожарные извещатели.
Помещения для хранения автомобильных шин, расположенные в подземных этажах, а также помещения для хранения автомобильных шин площадью более 200 в наземных этажах, должны быть оборудованы автоматической установкой пожаротушения.
8.6. При использовании в многоуровневых стоянках автомобилей автоматических установок водяного или пенного пожаротушения размещение оросителей должно обеспечивать орошение автомобилей на каждом уровне хранения.
8.7. Машино-места с оборудованием для подзарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей подлежат оборудованию автоматическими установками пожаротушения независимо от площади.
Зарядная инфраструктура должна обесточиваться при срабатывании системы пожарной сигнализации и/или АУПТ.
8.8. Стоянки автомобилей должны оборудоваться системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ).
Подземные стоянки автомобилей вместимостью до 50 машиномест должны оборудоваться СОУЭ 2-го типа, от 50 и до 200 машиномест включительно — 3-го типа, более 200 машиномест — 4-го типа.
Наземные стоянки закрытого типа при двух этажах и более вместимостью до 100 машино-мест должны оборудоваться СОУЭ 1-го типа, более 100 машиномест — 2-го типа.
8.9. Все помещения технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей, в которых возможно технологическое выделение горючих газов и (или) паров топлива, должны быть оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций, обеспечивающих выдачу командного импульса на включение аварийной вентиляции при достижении концентрации горючих газов или паров выше 0,1 НКПРП и отключение запорного клапана на линии выдачи топлива при достижении концентрации 0,5 НКПРП.
Библиография
[1] TP ТС 018/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» [2] Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Обзор документа
С 1 марта 2022 г. вводится новый единый свод правил «Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности». Он заменит свод правил «Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности», а также ряд отдельных норм, регулирующих данные вопросы.
Новый свод правил будет применяться при проектировании, строительстве, капремонте, реконструкции, техническом перевооружении зданий, сооружений, помещений и площадок для стоянки колесных транспортных средств, в т. ч. гибридных и электромобилей.
Документ содержит в т. ч. требования к различным видам стоянок, к их размещению.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Источник https://www.granit-salamandra.ru/information/publications/organizaciya-pozharnoj-bezopasnosti-avtoservise/
Источник https://pozhsystems.ru/pozharnaya-bezopasnost-v-avtoservise/
Источник https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403213130/