Безопасность движения при эксплуатации автомобилей

Содержание

Основы БДД

Безопасность дорожного движения – широкий комплекс мероприятий, в который вовлечены все слои общества: государство, профильные министерства, автопроизводители, инженерные специалисты, водители и пешеходы. Но если государственные стратегии и меры по БДД – явление опосредованное и часто – чисто теоретическое, то непосредственные участники дорожного движения влияют на дорожную безопасность напрямую, практически и ежедневно.

В первую очередь, обеспечивать высокий уровень безопасности на дорогах активно должны водители – они управляют транспортными средствами, которые считаются потенциально опасными машинами.

Поэтому знание основ безопасности, практические навыки вождения и четкое соблюдение ПДД автомобилистами всегда будет стоять первым пунктом в любой программе БДД. Основы дорожной безопасности изучаются в автошколах на теоретическом уровне, а затем водители постигают их в реальных условиях. Умение использовать знания на практике – важное условие БДД.

фото 1

Основные понятия

Для достижения высокого профессионального уровня и умения избегать опасных ситуаций на дороге, водители должны хорошо знать ряд важных правил и понятий БДД чтобы эффективно применять их в любой момент. К таким основным понятиям относятся:

Остановочный путь

Это расстояние, пройденное ТС с момента обнаружения препятствия до полной остановки. Чтобы такой путь оказался минимальным, необходима хорошая реакция водителя и исправный автомобиль. Для этого водители раз в 5 лет проходят профессиональные аттестации и регулярно медицинские осмотры, а машины – ежегодный техосмотр. В теории остановочный путь складывается из двух составляющих: времени реакции водителя + тормозного пути.

Время реакции водителя

Это время, которое необходимо водителю с момента обнаружения на дороге опасного препятствия до начал его действий по уклонению от столкновения. Чем это время короче, тем выше шансы избежать ДТП, и зависит оно, в первую очередь, от физического состояния (уровня усталости и самочувствия), уровня зрения, опыта и скорости психических реакций человека.

Стандартное время реакции здорового и не усталого водителя – в пределах 1.5 секунд. Однако, если человек находится за рулем долго и не делает перерывов, не совсем здоров, пьян или рассеян, его реакции замедляются, а значит, растет остановочный путь и риск ДТП. Увеличение времени реакции водителя на 1 секунду – это лишние 25 метров пути на скорости до 90 км/час.

Кроме состояния водителя на время его реакции воздействуют также погодные (дождь, снег, ночь) и дорожные условия (плохая видимость, слабое освещение, заграждающие видимость объекты у дороги и т.д.), а также дополнительные обстоятельства (водителя отвлекают пассажиры, звонок по мобильному, изучение информации на панели приборов и т.п.).

Тормозной путь

Это расстояние, которое автомобиль проезжает с момента начала торможения до полной остановки. На его протяженность влияет время водительской реакции, состояние транспортного средства (скорость и масса авто, исправность тормозов и износ автопокрышек), дорожные и погодные условия:

  • скорость должна соответствовать скорости основного транспортного потока, при маневрах – ниже, но всегда – без превышений на конкретном участке дороги;
  • чем больше масса авто, тем сильнее нагрузка на тормоза, тем меньше сила трения колодок – тормозной путь увеличивается;
  • оптимальное торможение без заноса – на грани блокировки колес (обычно срабатывает АБС), а на наклонном покрытии – двигателем или пониженной передачей;
  • не изношенные покрышки лучше сцепляются с дорогой (даже мокрой и скользкой) и исключают занос на скользком покрытии;
  • состояние проезжей части важно – с его учетом следует регулировать скорость и алгоритмы торможения, чтобы избежать движения юзом или заноса.

Важно! При своевременной реакции водителя и адекватном тормозном пути, остановочный путь будет коротким, что позволит избежать столкновения с препятствием на дороге. При несвоевременной реакции водителя или увеличенном тормозном пути, остановочный путь может оказаться критически длиннее расстояния до препятствия. Поэтому всегда следует соблюдать дистанцию от движущихся автомобилей и стараться среагировать на опасность с опережением.

фото 2

Видимость и движение автомобиля

Стоит отметить, что существует еще ряд важных факторов, которые влияют на БДД и могут «вмешаться» в адекватный расчет остановочного пути. В частности, темное время суток усложняет правильное восприятие дистанции, и дальний свет автомобиля – плохой помощник при определении реального расстояния до опасного объекта, если используется в туман или снегопад.

Человеческий глаз в темное время суток не способен правильно определять расстояние и скорость объектов (оптическая иллюзия):

  • обычно скорость встречного авто на плохо освещенной дороге воспринимается ниже, а расстояние до него ощущается как большее;
  • реальная скорость собственного авто на равнинной местности (поле, степь, пустыня) обычно выше, чем кажется;
  • реальное расстояние до предметов и автомобилей при плохой видимости на дороге меньше, чем кажется.

Чтобы не стать жертвой перечисленных оптических иллюзий, следует чаще сверяться с приборами (спидометр), соизмерять свое движение с другими транспортными средствами, двигаться без превышения скорости и поддерживать максимальную дистанцию на дороге.

фото 3

Дорожные условия

Этот фактор влияет на БДД всегда и постоянно. Точно рассчитать остановочный путь можно только с учетом грамотного водителя, исправного автомобиля и нормального дорожного покрытия в сухую и теплую погоду. Все прочие дорожные условия вносят существенную коррекцию в поведение транспортного средства на дороге, даже если за рулем – профессионал, а машина безупречна.

Пи нестандартных дорожных условиях следует помнить следующие правила:

  • при движении на спуске не следует тормозить – лучше притормаживать, а при крутом спуске использовать пониженную передачу (торможение двигателем);
  • при движении на подъем можно использовать ручник или педаль тормоза, отпуская их при нажатии педали газа;
  • при выезде на открытый участок дороге следует опасаться порыва бокового ветра – следует предварительно сбросить скорость, переключиться на пониженную передачу и регулировать траекторию движения авто рулем;
  • на мокром асфальте и в сильный дождь скорость не должна превышать 80 км/час, а торможение лучше выполнять двигателем, сбрасывая передачи;
  • на заснеженной дороге следует двигаться на пониженной передаче — без рывков, резких маневров и остановок;
  • на мокрой грязи и льду следует двигаться без торможения, использования педали сцепления и резких движений руля (тормозить – только двигателем на пониженной передаче).

Важно! Следует помнить, что тормозной путь на сухом асфальте при скорости в 30 км/час будет в пределах 6 метров и увеличиться до 52 метров при скорости в 90 км/час. На обледенелой дороге при 30 км/час тормозной путь составит 17 метров, а при 90 км/час – вырастет до 152 метров. То есть, при движении по льду значение имеет и факт скольжения машины при нажатой педали тормоза (движение юзом).

Занос авто

Занос автомобиля – опасная ситуация, когда задняя часть кузова отклоняется от правильной траектории и начинает двигаться вправо или влево от передних колес. Если его вовремя не нейтрализовать, машина может уйти в неконтролируемое вращение, врезаться в соседние авто или вылететь с трассы.

Занос возникает при резких поворотах на мокрой или скользкой дороге как последствие действия центробежных сил, которые отталкивают транспортное средство в противоположную сторону от потенциального центра окружности, по которой выполняется движение при маневре.

При правильном маневре поворота, водителю необходимо сбросить скорость и направить машину к внешней стороне радиуса дуги в пределах полосы движения. Если приблизиться к внутренней стороне дуги на большой скорости, задние колеса начнет выносить вправо. Кроме того, занос на поворотах возникает при:

  • одновременном резком увеличении скорости;
  • резком торможении;
  • резком повороте руля на большой скорости;
  • неожиданном наезде на скользкий участок дороги или глубокую лужу воды.

То есть, в повороты, особенно на скользких дорожных покрытиях, нужно входить на небольшой постоянной скорости и очень плавно. Если же занос уже начался, важно сохранить контроль над машиной, для чего нужно соблюдать обязательные правила:

  1. Тормозить педалью или ручником нельзя!
  2. Нажимать на педаль сцепления нельзя!
  3. На заднеприводных авто торможение выполняется двигателем – необходимо сбросить передачу и ослабить нажатие на педаль газа.
  4. На переднеприводных машинах следует плавно прибавить газ.
  5. Выравнивать траекторию движения можно обратным поворотом руля, плавно, в несколько приемов поворачивая его в сторону заноса.

Полноприводные автомобили также выводятся из заноса плавным поворотом руля, а педалью газа следует «нащупать» оптимальное положение, при котором передние колеса выровняют траекторию, а задние вернутся в «колею».

Что делать при опрокидывании авто

Автомобиль может опрокинуться под воздействием той же центробежной силы при скоростном движении по крутой дуге. Чем выше скорость и круче радиус поворота – тем выше риск того, что машина «пойдет через крышу». При этом боковая центробежная сила – это «квадрат скорости» (скорость выше вдвое, центробежная сила – вчетверо).

Читать статью  Дорожные условия и безопасность движения автомобиля

Кроме того, значение имеет центр тяжести транспортного средства – чем он ниже, тем машина устойчивее на дороге при боковых маневрах. Поэтому грузы в авто следует размещать максимально низко и равномерно.

Чтобы избежать опасного переворачивания, которое легко может произойти на сухой и ровной дороге при идеальной видимости, в повороты следует входить:

  • по плавной дуге с небольшим радиусом;
  • максимально приблизив авто к внешнему краю дорожной дуги;
  • на минимальной стабильной скорости;
  • с правильно распределенным и хорошо закрепленным на местах грузом.

А вот если при маневре начать тормозить или резко поворачивать руль, появляется дополнительная угроза заноса. И тут непонятно, что может быть опаснее.

фото 4

  1. Как правильно рассчитать безопасную дистанцию во время дорожного движения?

В теории БДД есть только понятие безопасной дистанции, но нет алгоритма ее расчета. Тем не менее водителям рекомендовано на сухой дороге определять безопасную дистанцию в метрах как половину числового выражения скорости (при 50 км/час дистанция должна быть не менее 25 метров). На скользком или мокром покрытии дистанция в метрах должна быть равна скорости в километрах (50 км/час – дистанция не менее 50 метров).

  1. Можно ли правильно соблюдать дистанцию по отношению к автомобилю, который идет сзади?

В принципе, это невозможно, так как водитель заднего авто может сам не соблюдать дистанцию. Безопасное расстояние следует просто контролировать через зеркало заднего вида. Если машина сзади все время «приживается» к вашему автомобилю, заранее сигнализируйте ей о предполагаемых маневрах и тормозите плавно и постепенно.

  1. Как определить свое физическое состояние при управлении автомобилем?

Если вы за рулем не более 4 часов и не испытываете чувства недосыпания или недомогания, то ваше состояние можно расценивать как нормальное. Если дорога занимает более 4 часов, старайтесь в конце каждого часа дороги делать короткие пятиминутные остановки, чтобы выйти из машины и размяться. Если же путь дальний, а вы начинаете чувствовать утомление, некоторую сонливость и потерю концентрации на дорожной обстановке – это сигнал того, что вам нужен отдых.

  1. Если груз на автомобиле закреплен на верхнем багажнике, а в салоне – 4-5 человек, то насколько высока опасность заноса или переворачивания?

Багажник на крыше требует более осторожного выполнения боковых маневров, так как пассажиры и грузы находятся выше центра тяжести авто. При резком повороте на большой скорости опасность заноса невысока – машина перегружена и сильнее прижимается к дороге, но на скользком покрытии может повести себя неадекватно. А вот опасность переворачивания, наоборот, возрастает. Двигаться следует осторожно, сбрасывая скорость на поворотах и выбирая более широкую дугу маневра.

фото 5

В заключении следует отметить, что основы БДД – максимально важный элемент общего комплекса безопасности на дорогах. Можно бесконечно изучать и детально знать теорию правильного поведения на дороге, но решать задачи безопасности можно только практически – на дороге.
Тем не менее, доскональное знание основ БДД важно для последующего их практического применения. Эти правила формируют у водителя полезные навыки безопасного вождения и становятся фундаментом его профессионализма.

Безопасность движения при эксплуатации автомобилей

Автор: Киселев Я.Л.

Безопасность движения при эксплуатации автомобилей

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

1. РАЗРАБОТАН: Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ), ФГУП «РосдорНИИ» с участием ИТС ВолгГАСА.

2. ВНЕСЕН: Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

4. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

Раздел 1. Область применения

Отраслевой дорожный методический документ «Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» разработан в соответствии с заданием Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации.

«Рекомендации» определяют и разъясняют принципы обеспечения безопасности движения путем совершенствования дорожных условий, методы оценки безопасности движения и назначения мероприятий по повышению транспортно-эксплуатационных качеств автомобильных дорог, рекомендации по их планированию и согласованию.

ОДМ рекомендуется к применению при проектировании новых, реконструкции, ремонте и эксплуатации существующих автомобильных дорог общего пользования, а также при разработке нормативных документов в области обеспечения безопасности движения.

Раздел 2. Нормативные ссылки

1. ГОСТ Р 52398-2005. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования.

2. ГОСТ Р 52399-2005. Геометрические элементы автомобильных дорог.

4. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. — Госстрой СССР, 1986 (1997 г.). — 51 с.

5. СНиП 2.05.03-84*. Мосты и трубы. — Минстрой России, 1996.

6. ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности движения.

7. ГОСТ Р 51256-99. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования.

8. ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

9. ГОСТ Р 52290-2004. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования.

10. ГОСТ Р 50970-96. Технические средства организации движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения.

11. ГОСТ Р 509971-96*. Технические средства организации движения. Светоотражатели дорожные. Общие технологические требования. Правила применения.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 50971-96.

12. ОДН 218.012-99. Общие технические требования к ограждающим устройствам на мостовых сооружениях, расположенных на магистральных автомобильных дорогах.

13. ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.

15. ГОСТ 30413-96. Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием.

16. ГОСТ 30412-96. Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений поверхностей оснований и покрытий.

17. ОДН 218.0.006-2002. Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог. Основные положения.

Раздел 3. Термины и определения

В настоящем методологическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1. Аварийность — показатель безопасности движения в виде абсолютного числа дорожно-транспортных происшествий, числа погибших и раненых или в виде отношения количества ДТП к числу транспортных средств, численности населения или пробегу автомобилей за определенный промежуток времени.

3.2. Безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

3.3. Обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

3.4. Дорожные условия — совокупность геометрических параметров, транспортно-эксплуатационных качеств дороги, дорожных покрытий, элементов обустройства и обстановки.

3.5. Режим движения — комплексная характеристика движения транспортного потока, включающая скорости движения, интервалы между движущимися транспортными средствами, количество маневров (перестроений, обгонов).

3.6. Условия движения — реальная обстановка на дороге, в которой находится транспортное средство в данный момент (дорожные условия, режим движения, состояние окружающей среды).

3.7. Планировочные решения — технические разработки в проектах плана, продольного и поперечного профилей дороги, направленные на повышение её транспортно-эксплутационных* качеств, в том числе, на повышение безопасности движения (например, улучшение планировки пересечения посредством устройства переходно-скоростных полос, увеличения радиусов съездов и т.п.).

* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

3.8. Инженерное оборудование — комплекс дорожных сооружений и технических средств организации движения, относящихся к элементам обустройства и обстановки дороги.

Раздел 4. Общие положения

4.1. Показатели степени аварийности

Для оценки степени аварийности на отдельных дорогах или дорожной сети в целом пользуются системой показателей, основанных на анализе количества и тяжести дорожно-транспортных происшествий с учетом пробега автомобилей, состояния автомобильного парка и других факторов.

4.1.1. Коэффициент относительной аварийности показывает число дорожно-транспортных происшествий по отношению к пробегу автомобилей или к числу проездов автомобилей. В первом случае коэффициент характеризует степень аварийности на длинных и однородных по геометрическим элементам участках дорог:

Безопасность движения при эксплуатации автомобилей

, ДТП на 1 млн авт.-км;

во втором случае — на коротких участках (пересечения и примыкания, небольшие мосты, путепроводы и т.п.):

Безопасность движения при эксплуатации автомобилей

, ДТП на 1 млн авт.-проездов,

где — количество происшествий за период времени ;

— период времени, сут;

— среднегодовая интенсивность движения (средняя за период времени ), авт./сут;

— длина участка дороги, км.

Для получения надежных значений коэффициентов относительной аварийности следует располагать данными о ДТП за период времени, равный 3-5 годам. Для удобства пользования коэффициент относительной аварийности может измеряться числом ДТП на 10 или 100 млн авт.-км (авт.-проездов).

4.1.2. Показатель относительной тяжести характеризует число погибших в расчете на 100 млн авт.-км (авт.-проездов), определяется так же, как коэффициент относительной аварийности с заменой числа ДТП на число погибших в них.

4.1.3. Тяжесть происшествий может быть оценена показателем числа погибших или раненых, приходящихся на одно (для удобства пользования на 10 или 100) ДТП.

4.1.4. Для общей оценки аварийности на улично-дорожной сети отдельных регионов или страны в целом может использоваться показатель, характеризующий годовое число происшествий в расчете на 10 тыс. зарегистрированных на данной территории автомобилей.

4.4.3.* В целях сопоставления показателей аварийности на дорогах с показателями, принятыми в системе здравоохранения (смертность от болезней, несчастных случаев в быту и других подобных причин), может определяться индекс «риск смертности» — число погибших в дорожно-транспортных происшествиях за год в расчете на 100 тыс. населения.

* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

4.2. Основные мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения

Обеспечение безопасности движения и высоких транспортно-эксплутационных качеств автомобильных дорог является одним из главнейших направлений деятельности служб дорожного хозяйства.

Читать статью  Самые опасные цвета авто — для ДТП и кражи

В комплексе мероприятий, объединяющих различные методы и способы улучшения условий движения на дорогах, основными являются:

— планировочные мероприятия, обеспечивающие безопасность движения посредством совершенствования геометрических параметров плана, продольного и поперечного профиля дороги и её элементов;

— совершенствование методов расчета и выбора параметров дорог, повышающих безопасность движения;

— оборудование дорог техническими средствами организации движения, обустройство дорог;

— повышение транспортно-эксплутационных качеств дорожных покрытий;

— организационные мероприятия, направленные на создание в службах эксплуатации дорог специальных подразделений для решения вопросов обеспечения безопасности движения.

4.3. Характерные участки дорог повышенной аварийности

4.3.1. При анализе причин дорожно-транспортных происшествий в качестве основных рассматривают техническое состояние автомобиля, состояние и действия водителя, дорожные условия, воздействие погодно-климатических факторов. Дорожные условия могут проявляться как основные, так и косвенные причины, способствующие возникновению ДТП.

4.3.2. Повышенным количеством происшествий и высокой вероятностью появления заторов чаще всего характеризуются участки:

1) на которых резко уменьшается скорость движения преимущественно в связи с недостаточной видимостью. В этом случае при высокой интенсивности и большой скорости движения возможны столкновения автомобилей и съезды с дороги. Такие участки, как правило, имеют пониженную пропускную способность;

2) у которых какой-либо элемент дороги не соответствует скоростям движения, обеспечивающим* другими элементами (скользкое покрытие, узкий мост на длинном прямом горизонтальном участке, кривая малого радиуса в конце затяжного спуска, сужение дороги, неукрепленные обочины и т.д.), здесь чаще всего происходят опрокидывания или съезды автомобилей с дороги;

* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

3) где из-за погодных условий создается несоответствие между скоростями движения на них и на остальной дороге (низкие насыпи на участках, где часты туманы; на дорогах, проходящих по северным склонам гор и холмов; около промышленных предприятий с производством, влияющим на состояние атмосферы; на путепроводах и мостах, на проезжей части которых возможно неожиданное образование гололеда и т.д.);

4) где возможны скорости, которые могут превысить безопасные пределы (длинные затяжные спуски на прямых, прямые участки в открытой степной местности);

5) где у водителя исчезает ориентировка в направлении дороги или возникает неправильное представление о нем (поворот в плане непосредственно за выпуклой кривой, неожиданный поворот в сторону с примыканием второстепенной дороги по прямому направлению);

6) слияния, разделения или перекрещивания транспортных потоков на пересечениях дорог, съездах, примыканиях, переходно-скоростных полосах;

7) проходящие через малые населенные пункты или расположенные в зоне объектов сервиса, автобусных остановок, площадок отдыха и т.д., где имеется возможность неожиданного появления пешеходов и транспортных средств с придорожной полосы;

8) где однообразный придорожный ландшафт, план и профиль способствуют потере водителем контроля за скоростью движения или вызывают быстрое утомление и сонливость (например, длинные прямые участки в степи);

9) участки, на которых на обочине и в непосредственной близости от бровки расположены деревья или другие препятствия;

10) участки многополосных дорог без разделительной полосы при высокой интенсивности движения;

11) участки без стационарного освещения в темное время суток, например транспортные развязки, а также участки кривых в плане, где возможно ослепление водителей светом фар встречных автомобилей.

Раздел 5. Методы оценки безопасности движения

Для выявления опасных участков, в пределах которых следует в первую очередь предусматривать мероприятия по обеспечению безопасности движения, могут быть использованы следующие методы: метод, основанный на анализе данных о ДТП; метод коэффициентов аварийности; метод коэффициентов безопасности.

Безопасность движения при эксплуатации автомобилей

Приказом Минтранса № 145 от 30.04.2021 предъявляются требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом к следующим субъектам транспортной деятельности:

юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют

  • перевозки пассажиров на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования
  • перевозки грузов автомобильным транспортом на основании договора перевозки
  • перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров
  • эксплуатацию грузовых автомобилей, с разрешенной максимальной массой которых превышает 3500 кг и автобусов


Как самостоятельно начать процесс обеспечения БДД при эксплуатации транспорта

 Безопасность дорожного движения

Краткое пособие по ведению документации о безопасности дорожного движения с нуля

Начиная организацию обеспечения безопасности дорожного движения у себя в организации, начинающие специалисты задаются одними и теми же вопросами: с чего начать работу при создании соблюдения БДД? Какие документы нужны и как заполучить пошаговую инструкцию по подготовке необходимой документации?

Сегодня многие организации и индивидуальные предприниматели используют в своей коммерческой деятельности транспорт. В этой статье хотелось бы как можно кратко рассказать о минимальных требованиях законодательства в области применения безопасности дорожного движения для лиц, которые ведут предпринимательскую деятельность с использованием автомобильного транспорта. Законодательство о БДД состоит из объемной структуры законодательных и нормативных правовых актов: Федеральных законов, Приказов Минтранса, Минтруда, Минобразования и Минздрава, постановлений Правительства, положений, стандартов и рекомендаций, изданных этими ведомствами. Законы периодически меняются, и те лица, которые не занимаются именно транспортной деятельностью, не перевозят пассажиров и грузов на регулярной основе, тем сложно разобраться во всех этих нюансах и правилах. Большая часть юридических лиц и ИП эксплуатируют автомобили для обеспечения своей индивидуальной хозяйственной деятельности, имея в собственности, или на иных правах владения, от одного автомобиля. Это может быть и автомобиль курьера, и просто сотрудника организации (сам ИП) и прочие нужды для использования транспортных средств. Но поскольку закон обязывает организовывать, соблюдать и обеспечивать безопасность дорожного движения всеми участниками предпринимательской деятельности при эксплуатации ими автотранспортных средств, то, как говорится, «Закон-есть закон!» — нужно исполнять.

статья 20 Федерального закона О безопасности дорожного движения

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БДД — ЭТО РЕГУЛЯРНО ПРОВОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
пять видов

      • Мероприятия по организации работы должностных лиц
      • Мероприятия по соблюдению охраны труда и отдыха водителей, а так же их обучению
      • Мероприятия по проведению обязательных медицинских осмотров
      • Мероприятия по анализу и устранению причин ДТП и нарушений ПДД
      • Мероприятия по контролю технического состояния и своевременного технического обслуживания транспортных средств

      Всего пять основных шагов, каждый из которых требует собственной и специфичной организации. Чтобы все вышеперечисленные мероприятия были подтверждены и зафиксированы, их необходимо документально оформить.

      Обеспечение БДД — это и нормативные документы об исполнении проведенных мероприятий по безопасности дорожного движения в организации или у ИП.

      Для многих мер по обеспечению БДД закон не предлагает типовых форм и каких-либо образцов, оставляя на выбор самим участникам транспортной деятельности разрабатывать их форму и утверждать собственными локальными внутренними документами организации. Эти же документы необходимы при проверках надзорных органов, которые их проверяют на предмет соответствия требованиям закона, но не требовательны к их оформлению и текстовому наполнению.

      Какие нормативные документы нужны для обеспечения безопасности дорожного движения
      ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

      Итак, для того, чтобы все документы имели юридическую силу, они должны быть утверждены приказом руководителя. Руководитель — генеральный директор, либо лицо исполняющее его обязанности на законных основаниях, например по доверенности. Индивидуальный предприниматель или физическое лицо (самозанятый) так же имеют статус руководителя.


      Комплект шаблонов по БДД

      Шаг 1. Подготовка документов к организации специалистов-должностных лиц

      В рамках мероприятий по организации работы должностных лиц, руководитель должен назначить специалистов и в связи с этим издает следующие приказы:

      • приказ о назначении специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения
      • приказ о назначении контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта
      • приказ о назначении диспетчера автотранспорта
      • приказ о проверках соблюдения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения

      Должностные лица должны исполнять свои обязанности в соответствии с их должностными инструкциями. Поэтому, за приказами о назначении, руководитель утверждает следующие документы:

      • должностная инструкция специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения
      • должностная инструкция контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта
      • должностная инструкция диспетчера автотранспорта

      После того как основные специалисты назначены, переходим к следующему блоку мероприятий, непосредственно связанных с водительским составом.


      Шаг 2. Подготовка документов по соблюдению охраны труда и отдыха водителей, а так же их обучению

      Это самый объемный перечень нормативных документов и проводимых мер, необходимых для обеспечения безопасной работы с транспортом. Здесь потребуются инструкции по охране труда водителя при эксплуатации автомобиля в различных условиях. Дополнительно необходимо стажировать, обучать и проверять знания водителей по безопасному вождению и бережному отношению к техническому состоянию транспортного средства.

      В зависимости от категории транспорта, который используется в организации, руководитель утверждает обязанности водителей и издает следующие документы:

      • должностная инструкция лица, управляющего легковым автомобилем
      • должностная инструкция лица, управляющего грузовым автомобилем
      • должностная инструкция лица, управляющего автобусом

      Далее руководитель утверждает перечень таких инструкций по охране труда для водителей:

      • инструкция по охране труда для водителя автомобиля
      • инструкция по охране труда при буксировке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа (полуприцепа)
      • инструкция водителя по мерам безопасности при вождении автопоездов
      • инструкция оказания первой медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии
      • инструкция по охране труда для водителей, выезжающих в командировку (дальние рейсы) или на работу в отрыве от организации
      • инструкция водителя при движении автомобиля и стоянке в темное время суток
      • инструкция по охране труда для водителя автобуса
      • инструкция по мерам безопасности при перевозке детей
      • инструкция по экстренной эвакуации пассажиров из салона автобуса при дорожно-транспортных происшествиях
      • инструкция по мерам безопасности при проезде железнодорожных переездов
      • инструкция по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов на автомобильном транспорте
      • инструкция для водителя по обеспечению безопасности движения на горных маршрутах
      • инструкция для водителя по обеспечению безопасности движения в темное время суток, туман, снегопад, гололёд
      • инструкция по мерам безопасности при преодолении спусков и подъемов
      • инструкция для водителя по соблюдению скоростного режима и правил обгона транспорта
      • инструкция по безопасности на паромах, баржах, платформах
      • инструкция водителя об особенностях работы в весенне-летний период
      • инструкция водителя об особенностях работы в осенне-зимний период

      В этап обучения и проверки знаний водителей входят: стадия испытаний, процесс инструктажа и стажировки, проверка знаний.
      В этих целях руководителем издаются следующие приказы:

      • приказ о проведении инструктажей по безопасности перевозок, с Положением
      • приказ о прохождении стажировки водителем
      • приказ о назначении водителя-наставника
      • приказ о допуске к самостоятельной работе водителя
      • приказ о создании комиссии по проверке знаний по 20-ти часовой программе безопасности дорожного движения

      Для прохождения инструктажей и стажировок должны быть разработаны программы , утвержденные руководителем:

      • программа стажировки водителей
      • программа проведения вводного инструктажа по безопасности перевозок
      • программа проведения предрейсового инструктажа по безопасности перевозок
      • программа проведения сезонных инструктажей по безопасности перевозок
      • программа проведения специального инструктажа
      • учебно-тематический план ежегодных занятий с водителями (20ч)

      Результаты выполненных программ по стажировке, инструктажу и занятиям должны быть зарегистрированы в журналах:

      • журнал учета инструктажей водителей
      • журнал учета учебных занятий по БДД (20-часовая программа)

      После успешного прохождения испытаний, стажировок и проверки знаний БДД, на водителей оформляются:

      • лист испытаний водителя
      • листок стажировки водителя
      • график рабочего времени водителя на месяц
      • личная карточка водителя

      Итак, мы назначили специалистов и возложили на них должностные обязанности. Провели испытания и стажировку водителей, обучили их и проинструктировали. Назначили водителей и возложили на них должностные обязанности.
      Следующим шагом будет исполнение мероприятий по проведению обязательных медицинских осмотров.


      Шаг 3. Подготовка документов для проведения медицинских осмотров водителей

      Для проведения медицинских осмотров, в организации должно быть введено «Положение о проведении обязательных медицинских осмотров». Как и все предыдущие нормативные документы, которые действуют внутри организации, руководитель утверждает следующие локальные акты:

      • приказ об утверждении положения о проведении обязательных медосмотров водителей
      • план-график прохождения обязательных периодических медицинских осмотров водителей
      • направление работника на психиатрическое освидетельствование

      Медицинские осмотры должны быть оформлены и зафиксированы в журнале.

      • журнал учета обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей
      • журнал учета предсменных, предрейсовыхмедицинских осмотров водителей
      • журнал учета послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителей
      • журнал учета выданных направлений на психиатрическое освидетельствование

      Теперь у нас назначены специалисты с должностными обязанностями, определен комплект документов для работы с водительским составом, решен вопрос организации обязательных и периодических медосмотров. Переходим к следующему этапу, мероприятиям по предотвращению и избежанию чрезвычайных ситуаций. При эксплуатации автомобилей, такие ситуации называют дорожно-транспортные происшествия.

      ШАГ 4. Подготовка документов по анализу и устранению причин ДТП и нарушений ПДД

      В процессе эксплуатации транспортных средств, должностным лицам следует проводить мероприятия по профилактике соблюдения правил дорожного движения, чтобы не допускать дорожно-транспортных происшествий с участием эксплуатируемых ими автомобилей. В этих целях руководитель приказом утверждает положение о служебном расследовании ДТП и положение о комиссии по проведению расследования. Должны быть утверждены следующие приказы:

      • приказ об утверждении положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий. положение о порядке проведения служебного расследования ДТП
      • приказ о создании комиссии по проведению служебного расследования дорожно-транспортных происшествий.
      • акт служебного расследования ДТП
      • план мероприятий по предупреждению ДТП
      • журнал учета дорожно-транспортных происшествий
      • журнал учета нарушений правил дорожного движения
      • журнал учета проверок органами контроля


      ШАГ 5. Подготовка документов по обеспечению контроля за техническим состоянием и техническим обслуживанием транспортных средств

      Контролировать технического состояние и техническое обслуживание в организации должен контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта. Руководитель издает приказ о введении порядка организации и проведения контроля техсостояния транспорта. На контролера возлагаются должностные обязанности по исполнению приказа, согласно его должностной инструкции:

      • приказ о порядке организации и проведения предрейсового и предсменного контроля технического состояния транспортных средств
      • должностная инструкция лица ответственного за работу по обеспечению технического состояния и эксплуатацию ТС
      • журнал регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств
      • положение о порядке организации и проведения предрейсового и предсменного контроля технического состояния ТС
      • план-график технического обслуживания транспортных средств

      Наряду с обязанностями проведения предрейсового и предсменного контроля, в целях исключения выпуска на линию технически неисправных автомобилей, контролер оформляет путевые листы. При выпуске транспортного средства на линию, в путевых листах ставится отметка о прохождении контроля. Если при проведении контроля неисправностей в техническом состоянии ТС не выявлено, в путевом листе ставится отметка «Выпуск на линию разрешен». Отметка подтверждается подписью с ФИО контролера , проводившего контроль, датой и временем его проведения.

      Обязанности по оформлению путевой документации должны быть возложены на ответственного за обеспечение БДД, в соответствии с его должностной инструкцией.

      В организации, эксплуатирующей автомобильный транспорт, должна быть утверждена форма путевого листа согласно

      «Порядку оформления или формирования путевого листа», утвержденного Приказом Минтранса России № 390 от 28.09.2022.

      Оформлять движение и вести учет путевого листа в журнале не требуется.

      • журнал учета выхода автомобиля на линию и возврата с линии

      Комплект шаблонов по БДД

      Вышеуказанный алгоритм оформления документов соответствует поэтапной последовательности введения всех мероприятий, необходимых для обеспечения БДД на предприятии. Придерживаясь краткого изложения, осталось кратко перечислить законодательные акты, на основании которых каждый из вышеперечисленных нормативных документов должен применяться в организации.

      • Федеральный закон № 196-ФЗ от 10.12.1995 (ред. 02.07.2021) «О безопасности дорожного движения»
      • Федеральный закон №259-ФЗ от 08.11.2007 (ред. 24.02.2021) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
      • Федеральный закон №294 от 26.12.2008 (ред. 08.12.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
      • Трудовой Кодекс № 197-ФЗ от 30.12.2001 (ред. от 09.03.2021)
      • Федеральный закон № 99-ФЗ от 04.05.2011 (ред.31.07.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности»
      • Постановление Правительства РФ №1090 от 23.10.1993 (ред. 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021)
      • Приказ Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
      • Приказ Минтранса №282 от 31.07.2020 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»
      • Приказ Минтранса № 283 от 31.07.2020 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью»
      • Приказ Минтранса №264 от 29.07.2020 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
      • Постановление Правительства РФ №1586 от 01.10.2020 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
      • Постановление Правительства РФ №2200 от 21.10.2020 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации»
      • Приказ Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
      • Приказа Минтранса от 30.04.2021 г. N 145 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»
      • Приказ Минтранса №424 от 16.10.2020 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей»
      • Приказ Минтранса №438 от 26.10.2020 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами»
      • Приказ Минтранса №440 от 28.10.2020 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»
      • Приказ Минтруда № 871Н от 09.12.2020 «Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте»
      • Приказ Минтруда России № 772н от 29.10.2021 «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем»

      Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» (вместе с «Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»)

      Законы и нормативные правовые акты, регулирующие требования к проведению медицинских осмотров:

      • Трудовой Кодекс №197-ФЗ от 30.12.2001 (ред. от 09.03.2021), ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников», ст. 328 «Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств»
      • Федеральный Закон N323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 (ред. 22.12.2020)
      • Приказ Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
      • Приказ Минздрава России от 20.05.2022 № 342н «Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование»
      • Приказ Минздрава №835н от 15.12.2014 «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»
      • Письмо Минздрава №2510/9468-03-32 от 21.08.2003 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» «Методические рекомендации. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. (Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств)»
      • Постановление Правительства РФ №1502 от 19.09.2020 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
      • Приказ Минтранса № 145 от 30.04.2021 г. «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
      • Приказ Минтранса РФ от 02.04.1996 № 22 «О Форме учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств»
      • Приказа Министерства автомобильного транспорта РСФСР №49 от 26.04.1990 «Об утверждении Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий»

      Приказ Минтранса России №390 от 28.09.2022 «Об утверждении состава сведений, указанных в части 3 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», и порядка оформления или формирования путевого листа»

      Постановление Правительства РФ №1527 от 23.09.2020 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»

      Источник https://www.driver-helper.ru/text/sovetiy/osnovy-bdd

      Источник https://docs.cntd.ru/document/1200084056

      Источник https://j-bk.ru/bdd/

      Читать статью  Покупка подержанного автомобиля в автосалоне. Как сделать правильный выбор
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: