Что такое автоматическая коробка передач – какие бывают, различия и какую лучше выбрать

Содержание

Виды различных АКПП: особенности работы, ремонт и правила эксплуатации

Виды АКПП – классический автомат, вариатор, роботизированная коробка передач. Вариатор может быть выполнен производителем в одном из двух вариантов: ременной или тороидный. Последний тип КПП, или его еще называют робот, тоже выпускается в двух видах: с сухим сцеплением и с мокрым сцеплением.

Все виды АКПП объединяет одно – переключение передач скоростей происходит без участия человека. Коробка сама решает, когда необходимо увеличить крутящий момент.

История создания автоматической коробки передач

Идея создания автоматической коробки передач в умах человечества возникла в начале 20 века, спустя некоторое время после введения в эксплуатацию первого автомобиля. Первый базовый вид АКПП был оснащен гидротрансформаторов и планетарной передачей.

Прототип автоматической коробки передач был придуман Германом Фертингером из Германии. Она была создана в 1902 году. Ее использовали для переключения скоростей на морских судах.

Двумя годами позднее братья Стартевенты из Бостона усовершенствовали конструкцию и представили ее как улучшенный вид механической коробки передач для автомобилей.

Один из первых авто с АКПП

Только в 1930 году в свет вышла полуавтоматическая АКПП в США. А первый автомобиль, оснащавшийся ей, был Форд Т. Сцепление еще присутствовало, но планетарными передачами уже управляла гидравлика.

Компания Крайслер в тридцатые годы дорабатывает полуавтомат, оснащая его гидромуфтой. А в сороковые годы General Motors дарит миру полностью автоматическую КПП. Она была четырехступенчатой и со стандартным набором деталей для АКПП внутри:

  • гидромуфта;
  • планетарная передача;
  • гидроблок и ЭБУ.

Сейчас коробка АТ оснащается 5, 7, 8 и 9-ю ступенями переключения скоростей.

Что такое АКПП и ее виды: устройство и принцип работы

Каждый тип АКПП имеет свои преимущества и недостатки. Различаются эти виды коробок деталями внутри устройства.

Агрегаты классифицируют по нескольким категориям:

  • управление – полуавтомат, автомат, автомат в режиме ручного управления;
  • изменение крутящего момента – ступенчатое или бесступенчатое;
  • конструкция – гидромеханическая, механическая автоматизированная.

В прошлом столетии ни на одном автоматическом агрегате практически не было дополнительных функций. Сейчас автоматы оснащаются следующими функциями:

Спортивный режим. Возможность двигаться по автобану на большой скорости.
Зимний. Улучшает способность автомобиля двигаться по заснеженной или обледенелой трассе.

Типтроник или стептроник. Возможность одного из видов коробки отдавать часть управления водителю для передвижения по грунтовым дорогам, болотистой местности. Это нужно для того, чтобы не перегреть агрегат.

Несмотря на отличия, в автомобилях с АКПП устанавливается только 2 педали. Это «Движение вперед» и «Тормоз».

АКПП 4L80E

Классическая гидротрансформаторная АКПП

Классический вид АКПП состоит из 3 основных деталей:

  • гидротрансформатор;
  • планетарная передача;
  • гидроблок.

ГидротрансформаторПланетарная передачаГидроблок и соленоиды АКПП 6HP28

Гидротрансформатор здесь играет роль сцепления. Крутящий момент передается посредством 2 турбин и масла. Но трансмиссионная жидкость работает не только как смазка. Масло подается в гидроблок, где посредством давления на клапаны, воздействует на исполнительные устройства для переключения скоростей.

АКПП используют на легковых и грузовых машинах. Некоторые виды микроавтобусов также выпускаются с этим агрегатом.

Коробка DSG PowerShift MPS 6

Плюсы робота с двойным сцеплением

У роботизированной трансмиссии из преимуществ отмечают плавность переключения скоростей и плавное начало движения. Этот вид РКПП с двумя сцеплениями отличается экономичностью.

Недостатки роботизированного автомата

Минусов у этого вида АКПП много. Это и быстрый износ пакетов сцепления, и вибрации при разгоне, течь сальников через 15 000 километров. Заклинивание вилок сцепления также является проблемой номер один в роботизированной трансмиссии. Ремонт машин с РКПП – дорогостоящий.

Ремонт мехатроника стоит более 35 000 рублей, а комплект нового сцепления обойдется в 20 000 рублей.

Вариатор или бесступенчатая коробка передач

Вариаторная коробка отличается от автоматизированной и роботизированной КПП наличием бесступенчатых передач. В коробку устанавливаются два шкива, связанные ремнем.

Конусообразные шкивы изменяют радиус во время поездки, благодаря чему меняется скорость автомобиля. Действие происходит настолько мягко и незаметно, что водитель и пассажиры не чувствуют изменения в передачах скоростей.

Вариатор Jatco.jpg

А какой из видов автомата вам больше всего нравится: классическая АКПП, вариатор или робот?
Классическая гидротрансформаторная АКПП
Вариатор CVT
Роботизированная коробка

Как определить какая коробка установлена в автомобиле: вариатор, робот или гидроавтомат

Отличий в видимой части АКПП в салоне автомобиля между вариатором, роботом, гидротрансформаторной коробкой практически нет, потому что производитель старается максимально упростить процесс взаимодействия водителя с КПП.

Для определения вида коробки передач на автомобиле нужно заглянуть в технический паспорт машины. В нем можно увидеть следующие сокращения:

  • АТ – классический автомат;
  • CVT – вариатор;
  • AMT – робот с одним сцеплением;
  • DSG – робот с двумя сцеплениями.

Во время работы КПП с гидротрансформатором и DSG при наборе скорости может ощущаться легкий толчок. Переключение скоростей на вариаторе происходит плавно. На AMT толчки чувствуются только при динамичной езде.

МКПП

Как пользоваться автоматической коробкой передач

Эксплуатация автоматической трансмиссии начинается с изучения режимов работы, запуска бензинового или дизельного мотора. Водитель должен уметь правильно пользоваться трансмиссией зимой.

Неправильное управление, переключение режимов может привести к поломке и дорогостоящему ремонту КПП.

Режимы работы

Для удобства все режимы работы сведены в таблицу.

Режим работыПояснение
РРежим P – это парковка. Блокируется выходной вал КПП.
RЗадняя скорость. Включается движение назад переключением рычага на этот блок.
DДвижение вперед. Включается при начале движения вперед.
NНейтралка. В этом режиме колеса и вал заблокированы и не связаны с двигателем.
LПониженная передача, что-то типа первой скорости на механике.
MРучное переключение скоростей. Позволяет водителю самостоятельно переключать передачи.
SСпортивный режим. Включают его при обгоне на большой скорости или при езде на максимальных оборотах мотора.
ODВключение овердрайва – аналога пятой скорости на механике. Экономит топливо и используется при езде по автобану.
EЭкономичный режим
Кнопка Kick DownДает возможность резко набрать скорость, что-то типа пониженной передачи на механике.

Запуск двигателя с АКПП

В машинах с различными видами АКПП нет педали сцепления. Только газ и тормоз. Рекомендуется нажимать педаль тормоза при включении зажигания. Рычаг коробки должен стоять в положении «P» или «N». В остальных случаях машина может не завестись.

Запуск бензинового двигателя

  1. Ключ вставляется в замок зажигания.
  2. Рычаг стоит в положении «Парковка».
  3. Надавливается ногой тормозная педаль.
  4. Ключ зажигания проворачивается, но педаль не отпускается.
  5. Двигатель с коробкой прогреваются до 70 градусов, чтобы масло стало текучим. Водитель ждет минут пять, прежде чем начнет движение на авто.
  6. Рычаг коробки проводится по всем режимам для распределения масла по всем узлам коробки
  7. Отпускается педаль тормоза, рычаг ставится в режим «D». Водитель начинает движение.

Запуск дизельного двигателя

  1. Установить ключ в замок зажигания. Рычаг селектора должен стоять в положении «P».
  2. На панели приборов загорится индикатор работы свечей накала. Подождать, пока он не погаснет. При отрицательной температуре повторить прогрев.
  3. Нажимается тормозная педаль.
  4. Поворачивается ключ в замке зажигания.
  5. Дать движку прогреться вместе с коробкой.
  6. Начать движение, отпустив тормозную педаль и переведя рычаг селектора в режим «D».
Читать статью  Что делать и как на автомате выехать из сугроба или из грязи если застрял

Езда на автомобиле с АКПП и остановка

Когда отпускается тормозная педаль, начинается движение автомобиля вперед на скорости 5 километров в час. Для увеличения скорости следует нажать педаль газа. Скорость будет расти, автомобиль поедет быстрее.

При остановке сбрасывается скорость отпусканием педали газа. Для резко торможения нажимается педаль тормоза. Затем рычаг переводится в режим «P». На остановке на светофоре рычаг селектора оставляют в режиме «D».

Перед тем, как включить заднюю скорость, необходимо полностью остановить автомобиль, и только потом перевести рычаг в режим «R» и нажать на педаль газа.

От соблюдения правил будет зависеть комфорт езды и длительный срок эксплуатации автомобиля с коробкой.

Как эксплуатировать АКПП зимой

Перед холодами рекомендуется менять масло в коробке. При старте автомобиля не нужно сразу давить на педаль газа до упора в зимнее время. Обязателен прогрев в течение 5 минут в сильные морозы.

Распространенные ошибки при использовании АКПП

Ошибки, которые допускают новички:

Пытаются стартовать с рычагом в режиме «P». Этого нельзя делать, так как такие действия приведут к быстрому выходу из строя коробки передач.

Используют нейтральный режим для съезда с горы. Машина станет неуправляемой.

Включают заднюю скорость до полной остановки авто. Такие действия приведут к быстрому выходу из строя автомобиля.

Нельзя буксировать автомобиль с АКПП на расстояние больше 50 километров со скоростью выше 50 км/ч. Нельзя буксировать другие машины, которые имеют вес больше, автомобиль с разными видами АКПП.

Как продлить жизнь коробке автомат

Регулярное техническое обслуживание, частичная и полная замена масла через 40-60 тысяч и 100-120 тысяч километров продлят жизнь автоматической трансмиссии. Соблюдение правил запуска двигателя, вождения, описанных выше, тоже способствуют продлению срока службы разных видов АКПП.

Диагностика АКПП

Диагностику АКПП заказывают в сервис-центре по ремонту автоматических коробок или у дилеров той модели автомобиля, которая находится у владельца. Симптомы и разновидности поломок у АКПП, DSG и CVT примерно одинаковы. Обнаружить их может и владелец, чтобы вовремя обратиться в мастерскую до того, как придется менять автомат полностью.

Тип автоматической трансмиссииСимптомы
АКППТолчки и рывки на холодную – загрязнение гидроблока. Вибрации и пробуксовка при старте – проблемы с тормозной лентой, гидротрансформатором. Рывки и толчки при движении – поломка соленоидов, общая проблема с этим видом АКПП.
CVTНеуверенный разгон – поломка муфты основного хода. Дерганье при разгоне – поломка редукционного клапана гидравлического насоса. Машина едет только назад – неисправность муфты переднего хода.
DSGСимптомы и разновидности проблем DSG связаны со включением аварийного режима. Он извещает о неисправности в мехатронике. Вибрация при разгоне, потеря тяги – поломка сцепления. Еле слышимый скрежет, другие неприятные звуки – грязное масло или его отсутствие.

Как отремонтировать автомат

Для ремонта автоматической трансмиссии требуется обратиться в специализированный сервис-центр. Самостоятельно не рекомендуется разбирать любой из видов АКПП.

Автоматическая коробка любого вида – это сложный и дорогостоящий механизм. Важно следовать правилам эксплуатации трансмиссии, чтобы не допустить замены ее, которая ударит по карману владельца.

Если владелец имеет нужный опыт и уверен, что сможет провести ремонт автомата самостоятельно, то общий порядок действий будет следующим:

  1. Установка машины поставить на яму, эстакаду или подъемник.
  2. Слив трансмиссионного масла с коробки.
  3. Отсоединение АКПП от двигателя
  4. Снятие агрегата. Для этого потребуется помощь напарника, потому что в среднем АКПП весит 75 килограмм.
  5. Отсоединение и очистка гидроблока
  6. Разборка, чистка и промывка планетарной части
  7. Замена соленоидов на гидроблоке и фрикционов планетарной части

Гидротрансформатор лучше не разбирать. Потому что после разборки/сборки, его заваривают и проверяют на специальном стенде.

Каждый из видов автоматических коробок имеет свои плюсы и минусы, преимущества и слабые места. И какого-то одного, самого лучшего варианта, не существует.

Рассказывайте в комментариях о неисправностях, с которыми встречались, как их исправляли, делитесь советами, фотографиями поломок с нашими подписчиками.

Что такое автоматическая коробка передач – какие бывают, различия и какую лучше выбрать

Добрый день, дорогие друзья. Автоматическая коробка передач в автомобиле (АКПП или «автомат») – это трансмиссия, которая вместо водителя самостоятельно нажимает педаль сцепления, и переключает скорости. Она самостоятельно принимает решение, какая и в какой момент времени должна быть включена передача.

Что такое автоматическая коробка передач и какие они бывают

Визуально автоматическая трансмиссия отличается от механической коробки отсутствием педали сцепления и положениями рукоятки КПП. В АКПП нет привычных для «механики» указателей передач на селекторе. Вместо цифр на «набалдашнике» селектора, рядом с ним написаны буквы «D» – драйв, «P» – паркинг, «N» – нейтраль, «R» – реверс.

Какие бывают коробки автомат

Существует три вида автоматических трансмиссий:

  1. Классический гидротрансформатор;
  2. Вариатор или вариаторная коробка;
  3. Роботизированная или «робот».

Садясь в автомобиль, оборудованный АКПП, визуально трудно определить, какой тип автоматической трансмиссии в ней установлен – две педали, знакомые буквы на консоли рядом с селектором КПП.

Визуально трудно отличить разные типы автоматических коробок передач

Все они имеют существенные отличия между собой в конструктивном и потребительском плане. Одни отличаются плавностью переключения передач, другие экономией топлива, третьи надежностью.

Одно их всех объединяет – предназначение. Назначение автоматической коробки передач – облегчить процесс управления автомобилем. Водителю ненужно задумываться, когда переключать скорость, как правильно выжимать педаль сцепления, как трогаться и какую скорость выбрать. Рассмотрим основные различия каждого типа автоматических трансмиссий, плюсы и недостатки. Разберемся, какая из них лучшая.

Гидротрансформаторная АКПП

Это самый «древний» вид автоматической коробки передач. Она первая появилась на автомобилях в далеком прошлом. На тот момент оснащалась тремя или четырьмя передачами. Поэтому считается классическим «автоматом». Это название можно услышать в разговорной речи автолюбителей, теперь вы знаете, что это означает.

Название происходит от гидротрансформатора, который является механизмом сцепления маховика двигателя и механической части АКПП. Он отвечает за передачу крутящего момента от мотора к планетарному механизму включения передач. Великолепно гасит колебания силового агрегата и КПП, продлевая срок службы обоих.

Гидротрансформатор автоматической коробки передач или бублик классического автомата

Сцепление маховика с коробкой происходит за счет трансмиссионного масла. То есть, жесткой связи нет, её обеспечивает давление масла в «бублике» гидротрансформатора. Чем оно выше, тем больше крутящего момента передается от ДВС к коробке. Чем меньше – тем свободнее вращаются маховик и вал КПП. Это своего рода диск сцепления на механике.

Поэтому важно следить за качеством масла. Чем оно хуже, тем быстрее забиваются соленоиды гидротрансформатора, чувствуются рывки при переключении. Теряется плавность движения и включение скоростей.

За включение и выключение передач отвечает гидроблок. Он управляется электроникой. В механической части гидротрансформаторной автоматической коробке находится определенное количество планетарных передач – комбинации шестерен с разным передаточным числом. Чем их больше, тем больше скоростей у АКПП.

Подробности о работе и устройстве классическго «автомата» читайте в материале Как работает АКПП – устройство и принцип работы классического «автомата»

Планетарные передачи в гидротрансформаторной автоматической коробке передач

Достоинства и недостатки классического автомата

Будем сравнивать с другими типами автоматических трансмиссий, так как преимущества перед МКПП все уже давно знают, особенно те, кто часто ездит в городе.

Плюсы:

  1. Самая надежная автоматическая коробка переключения передач среди всех «автоматов»;
  2. Не требует пристального ухода, достаточно вовремя менять масло и соблюдать определенные правила эксплуатации;
  3. Отличается хорошей плавностью хода. До появления «робота» с двумя сцеплениями, была самая «мягкая» трансмиссия – плавно трогалась и переключала скорости во время движения.

Минусы:

Если сравнивать с другими автоматическими КПП, то классическая коробка-автомат не имеет видимых недостатков. Именно поэтому, многие покупатели ищут автомобили с обычной гидротрансформаторной АКПП. Их всех прельщает надежность, неприхотливость, долговечность агрегата. Тем более это касается рынка подержанных автомобилей.

Вариаторная или бесступенчатая коробка передач (вариатор)

Это еще один вид автомата. Из названия видно, что он не имеет фиксированных наборов звездочек – передач. Во время движения автомобиля происходит имитация переключения скоростей. Хотя многие производители утверждают, что их вариатор оснащен шестью или более скоростями, но это не более чем иллюзия для комфорта водителя.

Читать статью  Ремонт акпп в ставропольском крае санамер

Конструктивно вариатор сильно отличается от классического автомата. Вместо планетарных передач, для изменения передаточного числа служит два шкива с изменяемым радиусом. Соединяются между собой ремнем, имеющую особую конструкцию. Он состоит из определенного набора металлических пластин, поэтому визуально похож на цепь.

Ремень и конусы вариаторной автоматической трансмиссии

Изменение передачи происходит за счет сужения или расширения стенок шкивов. За счет этого добивается плавность «переключения» передачи. Такая конструкция обладает рядом недостатков, которые перекрывают её достоинства.

Плюсы вариативной автоматической АКПП

  1. Плавность хода, переключения передач и начало движения. Не имея фиксированных звездочек, включение передачи происходит за счет изменения радиуса конуса. Это происходит быстро и плавно, поэтому водитель не замечает этого.
  2. Быстрый выход на максимальный крутящий момент. Опять же, за счет отсутствия в конструкции вариатора фиксированных шестерен. Бесступенчатая КПП сразу выходит на свой максимум, обеспечивая полную передачу момента при разгоне.

Минусы

  1. Менее надежная, чем классическая автоматическая коробка передач. Ремень имеет свойство растягиваться к 100 тысячам километров пробега. Требователен к эксплуатации, если перегреть вариатор, то вас ждет дорогой ремонт.
  2. Вариатор не славиться своей экономичностью и динамическими характеристиками.
  3. Более дорогой в обслуживании.

Роботизированная коробка или робот

Простыми словами роботизированная коробка – это гибрид механической КПП и электроники. Все то же самое, как в МКПП, только за переключение передач, выжим сцепления отвечает компьютер. Он самостоятельно передвигает вилки, смыкая или размыкая определенные шестерни, работает со сцеплением. Поэтому его можно смело называть автоматической коробкой передач. Визуально не отличить, где робот, а где автомат, но конструктивно они сильно отличаются.

Устройство роботизированной АКПП

Существует два типа роботизированной трансмиссии – с одним и двумя сцеплениями. Первый тип плохо себя зарекомендовал, достаточно вспомнить «робота» на Лада Веста и Xray. Постоянные тычки, пенки при переключении скоростей вызывали бурю негодования среди владельцев автомобилей. Им приходилось привыкать к трансмиссии и терпеть боль при вождении.

Второй тип – был лишен этих недостатков. В его конструкции установлено два сцепления, одно для четных, другое для нечетных передач. Например, во время движения на второй передачи, третья уже включена, но её сцепление отключено. При достижении определенной скорости, плавно включается сцепление третьей, второй выключается и готовится четвертая. Наглядным примером является DSG от концерна VAG, второе название трансмиссии – преселективная коробка-автомат.

Это обеспечивает плавность переключения скоростей. Водитель даже не замечает этого, он просто жмет на педаль газа. Изменение передач можно проследить только по показаниям тахометра. Платой за комфорт является повышенное внимание к обслуживанию роботизированной АКПП.

Плюсы робота с двойным сцеплением

  1. Плавность переключение скоростей и начало движения автомобиля.
  2. Экономичность. Роботизированные КПП DSG прославились выдающимися показателями топливной экономии. Даже на бензине по трассе автомобиль потребляет не больше 5-6 литров на 100 километров в зависимости от объема двигателя.
  3. Хорошие динамические характеристики. Если сравнивать классический автомат или вариатор, то робот с двумя сцеплениями разгоняет машину до первой сотни километров быстрее своих конкурентов.

Недостатки роботизированного «автомата»

  1. Он требует большего внимания к себе. Частая замена масла, новый комплект сцепления может потребоваться на пробегах 60-70 тысяч. Если экономиться и забивать «болт» на обслуживание, то быстро может выйти из строя мехатроник.
  2. Большие расходы на обслуживание и ремонт. Комплект нового сцепления на DSG будет стоить от 20000 тысяч рублей без работы. Ремонт мехатроника от 10 до 35 тысяч рублей. Ремонт всего агрегата может обойтись от 11 до 120 тысяч, в зависимости от поломки.

Что лучше выбрать

В реалиях 2020 года лучшим выбором для покупки автомобиля является роботизированная коробка с двумя сцеплениями. Если рассматривать DSG, то на данный момент надежность этой автоматической коробки передач не уступает классическому автомату. Взамен вы получаете экономию топлива, плавность движения машины, отличную динамику.

Роботизированная автоматическая трансмиссия DSG

Пусть стоимость обслуживания и ремонта роботизированной трансмиссии от Volkswagen выше, чем других АКПП, но в перспективе они окупятся сэкономленным бензином и удовольствием от вождения.

Второе место – классическая гидротрансформаторная коробка передач. Она надежнее DSG, не такая требовательная к обслуживанию. Некоторые меняют в ней масло не по регламенту, а только тогда, когда она начинает «пинаться» и «уходить» в аварию. Это 100 и более тысяч километров. Но вы не получите той динамики, удовольствия и экономии.

Поделиться:

Как устроена коробка «автомат» и как правильно с ней обращаться

Что такое автоматическая коробка передач – какие бывают, различия и какую лучше выбрать

Водители называют «автоматом» несколько разных механизмов. Объединяет их одно: водителю во время движения не требуется орудовать рычагом переключения передач и нажимать на педаль сцепления, которая отсутствует.

  • Что это
  • Устройство
  • Принцип работы
  • Обозначения
  • Плюсы и минусы
  • Как управлять
  • Как правильно ездить на «автомате»
  • Как продлить жизнь АКП
  • Как отремонтировать

Что такое коробка «автомат»

Коробка автомат (автоматическая трансмиссия, АКП) — это тип коробки передач, способный самостоятельно и без вмешательства водителя выбирать нужное передаточное число в соответствии с режимом движения и сопутствующими факторами. К автоматам принято относить несколько видов коробок передач: классическую гидротрансформаторную АКП, «робот» (РКП) и вариатор (CVT). Хотя последние два типа правильнее называть автоматизированные трансмиссии.

Каждая из перечисленных трансмиссий серьезно упрощает процесс управления: водителю не нужно выжимать педаль сцепления и думать над выбором оптимальной передачи — передаточные числа подбираются самостоятельно. Все, что требуется, — жать на газ и рулить.

Устройство коробки «автомат»

Идея отказа от ручного переключения передач возникла почти сразу после появления автомобиля, но впервые полноценно реализовать ее смогли лишь в 30-х годах XX века.

В 1902 году немецкий инженер Герман Феттингер создал судовой автомат. Спустя два года братья Стартевенты из Бостона явили миру свою конструкцию, предназначенную для установки на автомобили. По сути это была усовершенствованная механика с двумя передачами, переключение которых происходило автоматически.

Полноценный же автомат запатентовал Оскар Бэнкер (Асатур Сарафян) в 1935 году — его изобретением воспользовалась компания General Motors. С внесением доработок в 1940 году появился тот самый классический гидротрансформаторный автомат, который применяется в усовершенствованном виде по сегодняшний день.

Рынок 26 апреля 2022 10 самых дешевых машин с автоматом. Реальные цены у дилеров

Конспекты 19 марта 2022 Как и когда нужно менять масло в автомате

В его основе лежат не пары шестерен, а планетарный механизм с переменным передаточным отношением: центральная (солнечная) шестерня, коронная шестерня и шестерни-сателлиты. Передаточное отношение у такого набора может меняться в зависимости от того, как именно вращаются его части относительно друг друга. Соединяя разные части планетарного механизма, можно заставить шестерни вращаться с разными скоростями, то есть получить коробку передач.

За переключение передач здесь отвечают многофункциональные гидромуфты, выполняющие функции сцепления. Муфты сжимаются давлением гидравлической жидкости. Крутящий момент от двигателя передается коробке передач так называемым гидротрансформатором, избавляющим от жесткой связи двигателя и коробки передач. Благодаря гидротрансформатору переключение передач происходит плавно, почти незаметно.

Основными элементами классического автомата являются:

  • Гидротрансформатор (отвечает за преобразование и передачу оборотов).
  • Планетарный редуктор (управляет гидротрансформатором).
  • Система гидроуправления (отвечает за работу планетарного редукторного узла).

Что такое автоматическая коробка передач – какие бывают, различия и какую лучше выбрать

Фото: Shutterstock

Принцип работы автомата

Принцип работы автомата различается в зависимости от вида автоматической трансмиссии. На каждом из них остановимся отдельно.

Классическая (гидротрансформаторная) АКП

Принцип работы классической АКП основан на давлении трансмиссионной жидкости. За передачу крутящего момента от двигателя к элементам автоматической коробки передач отвечает гидротрансформатор (он же «бублик»). В состав устройства входят три лопастных колеса — насосное, турбинное и реакторное, — заключенные в герметичный корпус. Насосное колесо соединено с коленчатым валом двигателя, а турбинное — с первичным валом КПП.

После запуска двигателя в «бублике» под давлением насоса начинает рециркулировать масло. Проходя через крыльчатки реактора, оно трансформирует механическую силу от маховика в гидравлическую — крутящий момент начинает передаваться на планетарный механизм. Гидротрансформатор выполняет функции как сцепления, так и гидромуфты.

Система гидроуправления позволяет автомату переключать передачи без тяг и муфт с синхронизаторами. Открывая и закрывая в гидроблоке нужные клапаны, коробка передач самостоятельно сжимает нужные пакеты фрикционов давлением масла. Плавная их блокировка, управляемая электроникой, позволяет автомату переключаться почти незаметно.

Читать статью  Расположение педалей газа и тормоза в машине на коробке автомат

Вариатор (CVT)

Основа бесступенчатой трансмиссии — два конических шкива, один из которых соединен с валом двигателя, а второй передает крутящий момент на ведущие колеса автомобиля. Мощность передается с ведущего вала на ведомый посредством соединяющего их ремня (или цепи). На каждом из валов имеются два конуса, обращенные вершинами друг к другу. Изменение зазора между ними приводит к смещению ремня и изменению передаточного отношения.

Когда конусы раздвигаются, ремень смещается ближе к оси вращения, и наоборот. Для изменения передаточного отношения достаточно просто сдвигать конусы на одном валу и одновременно раздвигать на другом.

За управление конусами отвечают гидравлическая система и электроника. Гидротрансформатор позволяет автомобилю с вариатором трогаться и останавливаться, а планетарный редуктор — включать задний ход и расширять диапазон передаточных чисел. Все современные вариаторы умеют имитировать фиксированные передачи.

«Робот» (РКП)

Роботизированная коробка передач по своей сути — это механика, дополненная электроникой и сервоприводами. Такая трансмиссия полностью берет на себя процесс переключения передач. Выбор той или иной передачи контролируется электроникой. Вместо педали сцепления и рычага коробки стоят электромоторы, которые по команде электроники «выжимают» сцепление и меняют ступени.

Простейшие роботы уже практически не применяются в современном автопроме. Им на смену пришли коробки следующего поколения — так называемые преселективные роботы с двумя сцеплениями (к примеру, коробки DSG). Каждое из сцеплений отвечает за свой набор передач — четных и нечетных. Процесс переключения с одной передачи на другую происходит практически мгновенно, без разрыва крутящего момента.

Обозначения на коробке автомат

Режимы работы коробки автомат могут поставить в тупик водителя, который прежде ездил только на механике. Для наглядности мы оформили обозначения и описания в виде таблицы.

ОбозначениеРасшифровка
N (Neutral)Нейтральное положение. Положение селектора в позиции N означает, что никакая из передач не включена. Автомобиль может свободно катиться.
D (Drive) или A (Automat)Режим движения вперед. В зависимости от потребностей водителя автоматически используются те или иные передаточные числа.
R (Revers)Задняя передача. Выбрать этот режим можно только при полной остановке автомобиля.
Р (Parking)Режим парковки. Переводя селектор в положение Р, водитель механически блокирует трансмиссию. На многих моделях не получится запустить двигатель, если селектор не находится в этом положении. Блокировка в режиме Р никак не связана с тормозной системой – она лишь помогает стояночному тормозу, но не заменяет его.
M (Manual)Режим ручного управления. В этой позиции селектора водитель может самостоятельно переключать передачи с помощью подрулевых лепестков, кнопок или самого селектора – толчками вверх и вниз. В зависимости от конкретной модели процесс осуществляется по-разному.
L (Low) или 1, 1LРежим пониженной передачи. Позволяет зафиксировать коробку на первой передаче. Этот режим помогает при движении по скользкой дороге либо бездорожью на минимальных скоростях. Также может применяться при торможении двигателем, на крутых спусках и подъемах.
L2, 2L, 2При выборе такого режима коробка передач не перейдет выше второй передачи.
D3 или 3Ограничение не выше третьей скорости.
OD (Over Drive)Режим повышенной передачи. Помогает экономить горючее на высоких скоростях.
KD (Kick Down)Пониженная передача. Включается, если продавить педаль газа «в пол». Используется для максимально быстрого набора скорости.
SСпортивный, динамичный режим. Позволяет использовать все возможности двигателя и трансмиссии. Его не рекомендуется выбирать при движении на нестабильном покрытии и на бездорожье.
W (Winter) или значок снежинкиЗимний режим. В этой позиции селектора автомобиль трогается с повышенной передачи, более плавно, что помогает избежать пробуксовки. Летом применять такой режим не рекомендуется.
EРежим экономии. Обеспечивает плавность движения и позволяет сжигать меньшие объемы горючего. Движение автомобиля в таком режиме становится более вялым, отклик на педаль газа ухудшается.

Наиболее часто встречающейся на моделях с «автоматом» является раскладка режимов P-R-N-D-L. Остальные перечисленные обозначения и некоторые другие используются опционально. О них в обязательном порядке рассказывается в инструкции.

Плюсы и минусы коробок автомат

Автоматические трансмиссии обладают множеством плюсов, но не лишены и минусов. Об этом не стоит забывать на этапе выбора автомобиля.

К несомненным плюсам отнесем следующие моменты:

  • Легкость эксплуатации: любая автоматическая трансмиссия избавляет водителя от утомительных процедур выжима педали сцепления и ручного выбора передач.
  • Высокая плавность движения. Благодаря наличию до 10 передач современные автоматы изменяют передаточные отношения чрезвычайно плавно, практически незаметно.
  • Повышенная безопасность. Переключить механику без разрыва потока мощности невозможно.

Что такое автоматическая коробка передач – какие бывают, различия и какую лучше выбрать

Фото: Shutterstock

Минусы автоматов:

  • Дороговизна. Как правило, автомобили с автоматами стоят дороже, чем с механической коробкой. Обслуживание автомата также дороже.
  • Увеличенный расход топлива.
  • Автоматы не любят экстремальных нагрузок.
  • Машины с автоматом не рекомендуется буксировать на большие расстояния.
  • Автоматы не любят буксировки прицепов: возможны ограничения.

Как управлять коробкой автомат

Научиться пользоваться машиной с коробкой автомат намного проще, чем автомобилем с механикой. Именно по этой причине существует разделение в водительских правах: водители, обучавшиеся в автошколе на машине с АКП, не могут ездить на механике — требуется переобучение. Те, кто прежде ездил на машине с МКП, с автоматом легко совладают.

Алгоритм обращения с автоматом максимально прост:

  • Чтобы завести машину, нужно сесть за руль, нажать тормоз и повернуть ключ в замке/нажать кнопку запуска двигателя. Селектор коробки должен находиться в парковочном положении P. Запускать ДВС можно и с нейтрального режима, но производители рекомендуют использовать именно режим паркинга. Запустить мотор из любого другого режима не получится.
  • Для начала движения селектор выставляется в D или R (вперед и назад соответственно). После того как вы отпустите педаль тормоза, машина сама начнет движение. Нажатием на газ можно увеличить скорость.
  • Для остановки машины нужно отпустить педаль газа и нажать на тормоз.
  • Перед тем как заглушить двигатель следует перевести селектор коробки в парковочное положение Р.

Как правильно ездить с коробкой автомат

При эксплуатации автомобиля с автоматической трансмиссией нужно придерживаться некоторых важных рекомендаций, которые помогут продлить коробке жизнь.

Что такое автоматическая коробка передач – какие бывают, различия и какую лучше выбрать

Фото: Shutterstock

Переключать режимы между D-R-P нужно при полной остановке автомобиля и зажатом тормозе.

Во время движения переключать селектор можно лишь в некоторые положения. Технически можно включить режим нейтрали (N) и двигаться накатом, но делать так не рекомендуется из соображений безопасности.

Оставлять автомобиль без стояночного тормоза с включенным режимом P можно лишь на ровных площадках. Несоблюдение правила чревато тем, что машина может внезапно покатиться.

При движении в пробке на машине с автоматом водителю постоянно приходится давить на тормоз. Пока автомобиль стоит, селектор трансмиссии следует переводить в режим паркинга, а не в нейтраль. Нейтраль используется для того, чтобы перекатить машину с места на место при выключенном двигателе и для буксировки на небольшие расстояния.

Буксировать машины с автоматом и заглушенным мотором на значительные расстояния нельзя. Этот процесс возможен лишь на нейтрали и с работающим двигателем, либо с вывешиванием ведущих колес.

Буксировка других машин и тяжелых прицепов автомобилем с автоматом возможна при соблюдении рекомендаций производителя. Для снижения нагрузки могут быть предусмотрены специальные режимы. В процессе буксировки желательно не использовать высокие передачи.

Чтобы выбраться из сугроба, можно воспользоваться фиксированными положениями L, 1 или 2, предварительно отключив систему стабилизации.

Как продлить жизнь коробке автомат

Любой автомат значительно сложнее и дороже механики; стоит сделать все возможное, чтобы уберечь его от поломок.

Что такое автоматическая коробка передач – какие бывают, различия и какую лучше выбрать

Фото: Shutterstock

Резкая и агрессивная езда сильно сокращает жизнь автоматам (как и всем элементам автомобиля). При такой эксплуатации происходит повышенный износ фрикционов, планетарных редукторов, муфт и пр. Продукты износа загрязняют масло и приводят к перегреву коробки. Выйти из строя может практически каждый узел.

Для продления жизни трансмиссии рекомендуется выполнять несколько правил:

  • Плавно трогаться.
  • Не нажимать на газ и тормоз одновременно. Это приводит к перегреву масла в гидротрансформаторе и преждевременному выходу коробки из строя.
  • Не ездить в экстремальных режимах с пробуксовками. Автоматические трансмиссии чрезвычайно чувствительны к ударным нагрузкам.
  • Не использовать часто режим кик-даун. В этом режиме автомат испытывает повышенные нагрузки.
  • Не переводить в движении селектор в положение «нейтраль».
  • Не использовать прием раскачки, когда автомобиль застрял. Это приводит к повышенному износу фрикционов.

Как отремонтировать автомат

Автоматической трансмиссии, как и любому другому агрегату автомобиля, требуется периодическое обслуживание. Если производитель рекомендует менять масло или фильтры — надо обязательно следовать этому правилу.

В ряде случаев простая замена масла может вернуть автомату жизнь: избавить от «пинков» и некорректной работы. Процедуру лучше доверить профессионалам, поскольку для полной замены требуется специализированное оборудование.

Вместе с маслом в обязательном порядке меняется фильтр, который в процессе работы агрегата задерживает в себе продукты износа. Нередко помимо фильтра приходится менять сопутствующие компоненты — уплотнительные прокладки, кольца или даже поддон.

Что такое автоматическая коробка передач – какие бывают, различия и какую лучше выбрать

Фото: Shutterstock

Автомат — технически сложное устройство с отдельным блоком управления. При визите в сервисный центр можно с помощью диагностического оборудования считать ошибки в работе АКП и, в случае необходимости, произвести ремонт проблемных компонентов.

Всевозможные рывки, толчки, подвисания коробки на одной передаче — признаки поломки, требующие обращения к специалистам. Попытки решить эти проблемы самостоятельно, с большой вероятностью, не помогут.

  • Маркировка шин: как правильно расшифровать все знаки
  • Одометр: зачем в машине нужен счетчик пробега
  • Сайлентблок: что это, зачем нужен и когда менять

Источник https://akpp.guru/ustrojstvo/vidy-akpp

Источник https://avtoyoutube.ru/avtomaticheskaya-korobka-peredach.php

Источник https://www.autonews.ru/news/6290848a9a794717108c515f

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: